Приложение 2
Логопедическое представление
(заполняется учителем-логопедом)
_______________________________________________________________________________________
(официальное название учреждения, ведомственная принадлежность) направляет__________________________________________ «____» _______ ____ года рождения,
(фамилия, имя ребенка)
проживающего ________________________________________________________________________
(адрес постоянного места жительства)
на обследование в ПМПК в связи с ________________________________________________________
(указываются конкретные показания к направлению ребенка в ПМПК) 1. Анатомическое строение органов артикуляции (нужное подчеркнуть):
губы: без особенностей, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы;
зубы: без особенностей, отсутствие верхних резцов, отсутствие нижних резцов; редкие, мелкие, неправильной формы, диастема (видимая щель между передними зубами), вне челюстной дуги;
прикус: без особенностей, прямой, глубокий, передний открытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения;
язык: без особенностей, макроглоссия, микроглоссия, толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный узкий;
подъязычная уздечка: без особенностей, короткая, толстая подъязычная связка, наличие послеоперационного узла, приращенная;
твердое нёбо: без особенностей, высокое или готическое; низкое; плоское, укороченное, расщелина;
мягкое нёбо: без особенностей, укороченнное; отсутствие маленького язычка; раздвоенное. 2. Артикуляционная моторика (нужное подчеркнуть):
неврологический синдром: отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;
лицевая мускулатура: гипомимия, отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре, тонус лицевой мускулатуры без особенностей;
состояние мышечного тонуса лица: спастичность, гипотония, дистония, сглаженность носогубных складок, оральные синкинезии, ассиметрия;
состояние мышечного тонуса языка: спастичность, гипотония, дистония, гиперкинезы языка, тремор, девиация (отклонение) языка;
состояние глоточного и небного рефлексов: без особенностей / повышен / понижен;
наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма: гиперсаливация, усиливается при определенных условиях; постоянная; слюноотделение без особенностей. 3. Просодическая сторона речи (нужное подчеркнуть):
мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); нарушение интонационного оформления речи;
темп речи: нормальный; ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание;
ритм речи: нормальный;; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов;
паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая);
особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий); высота (высокий, низкий); тембр (в случаях его патологии): хриплый, сиплый, резкий, с назальным оттенком. 4. Звукопроизносительная сторона речи (нужное подчеркнуть, дополнить):
недостатки звукопроизношения (искажения, замены, отсутствие): усредненность гласных; недостаток произношения: свистящих _________; шипящих _________; сонорных __________; губно-губных ________; губно-зубных ________; средненебных ______; заднеязычных _____; твердых согласных _______________; недостаток произношения звонких согласных ____________;
степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена / разборчивость речи несколько снижена / речь нечеткая / речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
5. Фонематические процессы (нужное подчеркнуть):
фонематическое восприятие: дифференциация звуков речи, не смешиваемых в произношении (сохранена / нарушена) / смешиваемых в произношении (сохранена / нарушена); слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков (сохранена / нарушена);
фонематический анализ: определение наличия гласного звука в слове (сформирован / недостаточен / не сформирован); выделение ударного гласного в начале слова (сформирован / недостаточен / не сформирован); определение наличия согласного звука в слове (сформирован / недостаточен / не сформирован);
фонематический синтез: составление слов из последовательно предъявляемых звуков (сформирован / недостаточен /не сформирован);
фонематические представления: подбор слов с заданным звуком (сформирован / недостаточен / не сформирован); определение звука, преобладающего в словах предъявляемого предложения, текста (сформирован / недостаточен / не сформирован). 6. Слоговая структура слова (нужное подчеркнуть):
воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно / воспроизводит с ошибками. 7. Лексический строй речи (нужное подчеркнуть):
имрессивная речь: понимание обращенной речи сформировано в полном объеме / на бытовом уровне / ограничено (в пределах ситуации) / непонимание обращенной речи;
экспрессивная речь: объем соответствует возрастной норме / ограничен бытовой лексикой / ограничен лепетными словами / отсутствует;
наличие морфологических категорий: наличие в словарном запасе существительных, глаголов, прилагательных, наречий / преимущественно использует глагольную лексику / незначительный объем прилагательных, наречий;
использование обобщающей функции слова: наличие / отсутствие бытовых обобщающих понятий. 8. Грамматический строй речи (нужное подчеркнуть):
тип предложения: отсутствует / назывное / простое нераспространенное / простое распространенное/ сложносочиненное / сложноподчиненное / с однородными членами / используются разнообразные типы предложения;
степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм / начатки грамматического оформления / использование отдельных грамматических форм / грубый аграмматизм / негрубый аграмматизм / отдельные аграмматизмы;
уровень проявления аграмматизма: словоизменение / словообразование / синтаксис;
характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств / нарушение порядка слов в предложении / пропуски (замены, смешения) предлогов. Логопедическое заключение (предполагаемое): _______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ___________________________ ________________
Заведующий МАДОУ________________________ ________________
«_____»____________________________2016 (подпись) Приложение 4
Методические рекомендации
к заполнению логопедического представления учителем-логопедом Основой определения тяжести речевого нарушения является степень проявления составляющих его структуры и их комбинация. Методические рекомендации к заполнению логопедического представления представляют диагностические показатели в соответствии с принципом усложнения речевого нарушения.
Анатомическое строение органов артикуляции:
Строение не нарушено (без особенностей): форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.
Строение нарушено: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прикус прямой, глубокий, передний открытый; двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов; короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; твёрдое нёбо куполообразное, высокое, «готическое», низкое, плоское; мягкое нёбо укороченное; губы тонкие, утолщённые.
Строение грубо нарушено: прикусбоковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный; прогения, прогнатия; наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы; раздвоенный кончик языка, макроглоссия, микроглоссия; расщелина твердого нёба – сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы – частичная / полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней / нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.
Состояние артикуляционной моторики:
артикуляция не нарушена: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме;
артикуляция нарушена: артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;
артикуляция грубо нарушена: объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.
Состояние просодической стороны речи:
не нарушена: темп речи нормальный; мелодико-интонационная сторона речи не нарушена; ритм нормальный; расстановка пауз в речевом потоке правильная; речь выразительная;
нарушена: слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); нарушение интонационного оформления речи; темп речи ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); дисритмия; паузация нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); голос слишком громкий или тихий; маловыразительная речь;
грубо нарушена: отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); ритм растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов; излишне частая паузация, излишне редкая паузация; голос затухающий; гиперназализация; дизартрия; ринолалия, речь монотонная.
Состояние слоговой структуры слова:
не нарушена: звуконаполняемость и слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок словавоспроизводит правильно;
нарушена: наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок словавоспроизводит с ошибками;
грубо нарушена: часть одного слова соединяется с частью другого, наблюдаются замены предшествующих звуков последующими, отсроченное повторение; ритмический рисунок словане воспроизводит.
Звукопроизносительная сторона речи:
не нарушена: звуконаполняемость слова не нарушена, воспроизводится правильно, разборчиво;
нарушена: нарушено произношение отдельных звуков или одной группы звуков;
грубо нарушена: нарушено произношение двух или более групп звуков.
Фонематические процессы:
не нарушены: ребенок дифференцирует все звуки речи, определяет наличие гласного и согласного звука в слове, выделяет ударный гласный в начале слова, подбирает слова с заданным звуком;
нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении; не определяет наличие гласного и согласного звука в слове, не выделяет ударный гласный в начале слова, не подбирает слова с заданным звуком;
грубо нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, не смешиваемые в произношении, а также правильно и искаженно произнесенные звуки, не определяет наличие гласного звука в слове; не подбирает слова с заданным звуком.
Состояние лексического строя речи:
Примечание. Для исследования состояния лексического строя речи предъявляются только те слова, которые в соответствии с возрастом ребенок может понимать и употреблять в речи. Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин словарный запас может быть богатым или ограниченным. Поэтому его состояние учитывается в совокупности с другими факторами, в частности, особенностями развития фонематического и грамматического строя речи.
Состояние импрессивной стороны речи:
понимание обращенной речи сформировано в полном объеме: объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме;
понимание обращенной речи на бытовом уровне: объем словаря ограничен рамками конкретной бытовой лексики (проявляется в незнании слов, обозначающих различные части тела: туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названиях животных и их детенышей, профессий, предметов мебели и т.д., а так же слов, обозначающих действия и признаки;
понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации): ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнять простые поручения по словесной инструкции;
непонимание обращенной речи: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не может связать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, не выполняет простые поручения по словесной инструкции.
Состояние экспрессивной стороны речи:
объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположным значением, словами-синонимами;
словарь ограничен бытовой лексикой: ребенок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения). Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т.д. (муха – муравей, жук, паук; туфли – тапочки, кеды, кроссовки); выявляются трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий (вместо одежда – пальты, кофнички; вместо мебель- разные столы;
словарь ограничен лепетными словами: доступны вербальные средства коммуникации в виде звуковых комплексов, звукоподражаний, обрывков лепетных слов (кока – петушок, кой- открой, пи- пить). Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово кока, произносимое с разными интонацией и жестами, обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса.
Состояние грамматического строя речи:
Материал для обследования грамматического строя речи предусматривает изучение грамматических навыков в трех разделах: синтаксис (законы построения предложения и словосочетания); словообразование (образование новых слов от однокоренных слов); словоизменение (изменение формы слова – склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам).
Степень выраженности аграмматизма при его наличии:
негрубый аграмматизм: у ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи образования увеличительных и некоторых уменьшительно-ласкательных существительных (ручище, коровушка), относительных и притяжательных прилагательных, единичных предметов (волосинка), некоторых приставочных глаголов, неправильного употребления некоторых сложных предлогов;
грубый аграмматизм: у ребенка резко ограничен набор грамматических средств: неправильное употребление окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушение согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения;
начатки грамматического оформления: ребенок использует простые по конструкции искаженные фразы;
отсутствие грамматических форм: в речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
Литература
Грибова О.Е. Технологии организации логопедического обследования: Методическое пособие – М., АРКТИ, 2014.
Диагностический справочник логопеда. Н.Н.Полушкина, М., АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авт.-сост. сб. Г.В.Чиркина – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |