Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ логопеда. Логопедическое представление


Скачать 28.92 Kb.
НазваниеЛогопедическое представление
АнкорПРЕДСТАВЛЕНИЕ логопеда.docx
Дата27.09.2017
Размер28.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПРЕДСТАВЛЕНИЕ логопеда.docx
ТипДокументы
#20694
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей



Приложение 2

Логопедическое представление

(заполняется учителем-логопедом)

_______________________________________________________________________________________

(официальное название учреждения, ведомственная принадлежность) направляет__________________________________________ «____» _______ ____ года рождения,

(фамилия, имя ребенка)

проживающего ________________________________________________________________________

(адрес постоянного места жительства)

на обследование в ПМПК в связи с ________________________________________________________

(указываются конкретные показания к направлению ребенка в ПМПК)
1. Анатомическое строение органов артикуляции (нужное подчеркнуть):

губы: без особенностей, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы;

зубы: без особенностей, отсутствие верхних резцов, отсутствие нижних резцов; редкие, мелкие, неправильной формы, диастема (видимая щель между передними зубами), вне челюстной дуги;

прикус: без особенностей, прямой, глубокий, передний открытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения;

язык: без особенностей, макроглоссия, микроглоссия, толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный узкий;

подъязычная уздечка: без особенностей, короткая, толстая подъязычная связка, наличие послеоперационного узла, приращенная;

твердое нёбо: без особенностей, высокое или готическое; низкое; плоское, укороченное, расщелина;

мягкое нёбо: без особенностей, укороченнное; отсутствие маленького язычка; раздвоенное.
2. Артикуляционная моторика (нужное подчеркнуть):

неврологический синдром: отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;

лицевая мускулатура: гипомимия, отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре, тонус лицевой мускулатуры без особенностей;

состояние мышечного тонуса лица: спастичность, гипотония, дистония, сглаженность носогубных складок, оральные синкинезии, ассиметрия;

состояние мышечного тонуса языка: спастичность, гипотония, дистония, гиперкинезы языка, тремор, девиация (отклонение) языка;

состояние глоточного и небного рефлексов: без особенностей / повышен / понижен;

наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма: гиперсаливация, усиливается при определенных условиях; постоянная; слюноотделение без особенностей.
3. Просодическая сторона речи (нужное подчеркнуть):

мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); нарушение интонационного оформления речи;

темп речи: нормальный; ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание;

ритм речи: нормальный;; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов;

паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая);

особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий); высота (высокий, низкий); тембр (в случаях его патологии): хриплый, сиплый, резкий, с назальным оттенком.
4. Звукопроизносительная сторона речи (нужное подчеркнуть, дополнить):

недостатки звукопроизношения (искажения, замены, отсутствие): усредненность гласных; недостаток произношения: свистящих _________; шипящих _________; сонорных __________; губно-губных ________; губно-зубных ________; средненебных ______; заднеязычных _____; твердых согласных _______________; недостаток произношения звонких согласных ____________;

степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена / разборчивость речи несколько снижена / речь нечеткая / речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

5. Фонематические процессы (нужное подчеркнуть):

фонематическое восприятие: дифференциация звуков речи, не смешиваемых в произношении (сохранена / нарушена) / смешиваемых в произношении (сохранена / нарушена); слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков (сохранена / нарушена);

фонематический анализ: определение наличия гласного звука в слове (сформирован / недостаточен / не сформирован); выделение ударного гласного в начале слова (сформирован / недостаточен / не сформирован); определение наличия согласного звука в слове (сформирован / недостаточен / не сформирован);

фонематический синтез: составление слов из последовательно предъявляемых звуков (сформирован / недостаточен /не сформирован);

фонематические представления: подбор слов с заданным звуком (сформирован / недостаточен / не сформирован); определение звука, преобладающего в словах предъявляемого предложения, текста (сформирован / недостаточен / не сформирован).
6. Слоговая структура слова (нужное подчеркнуть):

воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно / воспроизводит с ошибками.
7. Лексический строй речи (нужное подчеркнуть):

имрессивная речь: понимание обращенной речи сформировано в полном объеме / на бытовом уровне / ограничено (в пределах ситуации) / непонимание обращенной речи;

экспрессивная речь: объем соответствует возрастной норме / ограничен бытовой лексикой / ограничен лепетными словами / отсутствует;

наличие морфологических категорий: наличие в словарном запасе существительных, глаголов, прилагательных, наречий / преимущественно использует глагольную лексику / незначительный объем прилагательных, наречий;

использование обобщающей функции слова: наличие / отсутствие бытовых обобщающих понятий.
8. Грамматический строй речи (нужное подчеркнуть):

тип предложения: отсутствует / назывное / простое нераспространенное / простое распространенное/ сложносочиненное / сложноподчиненное / с однородными членами / используются разнообразные типы предложения;

степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм / начатки грамматического оформления / использование отдельных грамматических форм / грубый аграмматизм / негрубый аграмматизм / отдельные аграмматизмы;

уровень проявления аграмматизма: словоизменение / словообразование / синтаксис;

характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств / нарушение порядка слов в предложении / пропуски (замены, смешения) предлогов.
Логопедическое заключение (предполагаемое): _______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________________ ________________

Заведующий МАДОУ________________________ ________________

«_____»____________________________2016 (подпись)
Приложение 4

Методические рекомендации

к заполнению логопедического представления учителем-логопедом
Основой определения тяжести речевого нарушения является степень проявления составляющих его структуры и их комбинация. Методические рекомендации к заполнению логопедического представления представляют диагностические показатели в соответствии с принципом усложнения речевого нарушения.

Анатомическое строение органов артикуляции:

Строение не нарушено (без особенностей): форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.

Строение нарушено: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прикус прямой, глубокий, передний открытый; двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов; короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; твёрдое нёбо куполообразное, высокое, «готическое», низкое, плоское; мягкое нёбо укороченное; губы тонкие, утолщённые.

Строение грубо нарушено: прикусбоковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный; прогения, прогнатия; наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы; раздвоенный кончик языка, макроглоссия, микроглоссия; расщелина твердого нёба – сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы – частичная / полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней / нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

Состояние артикуляционной моторики:

артикуляция не нарушена: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме;

артикуляция нарушена: артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;

артикуляция грубо нарушена: объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Состояние просодической стороны речи:

не нарушена: темп речи нормальный; мелодико-интонационная сторона речи не нарушена; ритм нормальный; расстановка пауз в речевом потоке правильная; речь выразительная;

нарушена: слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); нарушение интонационного оформления речи; темп речи ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); дисритмия; паузация нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); голос слишком громкий или тихий; маловыразительная речь;

грубо нарушена: отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); ритм растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов; излишне частая паузация, излишне редкая паузация; голос затухающий; гиперназализация; дизартрия; ринолалия, речь монотонная.

Состояние слоговой структуры слова:

не нарушена: звуконаполняемость и слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок словавоспроизводит правильно;

нарушена: наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок словавоспроизводит с ошибками;

грубо нарушена: часть одного слова соединяется с частью другого, наблюдаются замены предшествующих звуков последующими, отсроченное повторение; ритмический рисунок словане воспроизводит.

Звукопроизносительная сторона речи:

не нарушена: звуконаполняемость слова не нарушена, воспроизводится правильно, разборчиво;

нарушена: нарушено произношение отдельных звуков или одной группы звуков;

грубо нарушена: нарушено произношение двух или более групп звуков.

Фонематические процессы:

не нарушены: ребенок дифференцирует все звуки речи, определяет наличие гласного и согласного звука в слове, выделяет ударный гласный в начале слова, подбирает слова с заданным звуком;

нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении; не определяет наличие гласного и согласного звука в слове, не выделяет ударный гласный в начале слова, не подбирает слова с заданным звуком;

грубо нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, не смешиваемые в произношении, а также правильно и искаженно произнесенные звуки, не определяет наличие гласного звука в слове; не подбирает слова с заданным звуком.

Состояние лексического строя речи:

Примечание. Для исследования состояния лексического строя речи предъявляются только те слова, которые в соответствии с возрастом ребенок может понимать и употреблять в речи. Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин словарный запас может быть богатым или ограниченным. Поэтому его состояние учитывается в совокупности с другими факторами, в частности, особенностями развития фонематического и грамматического строя речи.

Состояние импрессивной стороны речи:

понимание обращенной речи сформировано в полном объеме: объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме;

понимание обращенной речи на бытовом уровне: объем словаря ограничен рамками конкретной бытовой лексики (проявляется в незнании слов, обозначающих различные части тела: туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названиях животных и их детенышей, профессий, предметов мебели и т.д., а так же слов, обозначающих действия и признаки;

понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации): ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнять простые поручения по словесной инструкции;

непонимание обращенной речи: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не может связать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, не выполняет простые поручения по словесной инструкции.

Состояние экспрессивной стороны речи:

объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположным значением, словами-синонимами;

словарь ограничен бытовой лексикой: ребенок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения). Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т.д. (муха – муравей, жук, паук; туфли – тапочки, кеды, кроссовки); выявляются трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий (вместо одежда – пальты, кофнички; вместо мебель- разные столы;

словарь ограничен лепетными словами: доступны вербальные средства коммуникации в виде звуковых комплексов, звукоподражаний, обрывков лепетных слов (кока – петушок, кой- открой, пи- пить). Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово кока, произносимое с разными интонацией и жестами, обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса.

Состояние грамматического строя речи:

Материал для обследования грамматического строя речи предусматривает изучение грамматических навыков в трех разделах: синтаксис (законы построения предложения и словосочетания); словообразование (образование новых слов от однокоренных слов); словоизменение (изменение формы слова – склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам).

Степень выраженности аграмматизма при его наличии:

негрубый аграмматизм: у ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи образования увеличительных и некоторых уменьшительно-ласкательных существительных (ручище, коровушка), относительных и притяжательных прилагательных, единичных предметов (волосинка), некоторых приставочных глаголов, неправильного употребления некоторых сложных предлогов;

грубый аграмматизм: у ребенка резко ограничен набор грамматических средств: неправильное употребление окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушение согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения;

начатки грамматического оформления: ребенок использует простые по конструкции искаженные фразы;

отсутствие грамматических форм: в речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.


Литература


  1. Грибова О.Е. Технологии организации логопедического обследования: Методическое пособие – М., АРКТИ, 2014.

  2. Диагностический справочник логопеда. Н.Н.Полушкина, М., АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

  3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авт.-сост. сб. Г.В.Чиркина – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

  5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей