Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Монтессори Помоги мне сделать это самому


НазваниеМ. Монтессори Помоги мне сделать это самому
АнкорPomogi mne sdelat eto samomu.doc
Дата27.11.2016
Размер1.21 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPomogi_mne_sdelat_eto_samomu.doc
ТипСтатья
#2776
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Задачи воспитания и обучения

Прежде чем приступить к подробному описанию используемых нами Монтессори-материалов, охарактеризуем наши задачи, а также среду, в которой мы с этими материала­ми работаем.

Предоставить каждому ребенку возмож­ность развивать и утончать моторику, особен­но пальцев и мускул рук. В упражнениях со­единять движения руки с работой интеллекта.

Расширить возможности детей в проявле­нии и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом.

Укреплять здоровье детей, реально осуще­ствляя программу закаливания водой, солн­цем, воздухом, фитотерапией, босохождением.

Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по само­обслуживанию.

Упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подмета­ние пола, накрывание на стол, оранжировка цветов и уход за ними, уход за животными, посадка растении и пр.

Предоставить возможность каждому ре­бенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обо­няние, чувство тепла.

Развивать способность эстетического вос­приятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенст­вовать и расширять активный словарный за­пас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

Развивать математическое мышление, на­выки счета и исчислений в десятичной системе.

Развивать умение наблюдать, анализиро­вать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

Предоставить возможность детям ощу­тить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и не­живого, четырех стихий: земли, воды, возду­ха, огня, различных явлений природы. Знако­мить с богатствами природы России и других стран. Поощрять умение удивляться, радо­ваться собственным открытиям, самостоя­тельно искать ответы на свои вопросы.

Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей де­тей: работа кистью, красками, мелками, ка­рандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, дере­вом, природным материалом.

Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.

Создавать сердечную, доброжелательную атмосферу в группе детей, поддерживать общий ритм жизни и деловой характер отношений.

Способствовать такому состоянию ребен­ка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и трениров­ки культурного общения с другими людьми.

Особенности подготовленной среды

Столы и стулья по росту детей.

Низкие полки для размещения развиваю­щих материалов, не выше уровня глаз ребенка.

5-6 ковриков в стойке для индивидуаль­ной работы.

Каждый развивающий материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине.

Все материалы сгруппированы на соот­ветствующих полках для ориентировки де­тей и лежат всегда на строго определенном месте. Они полностью укомплектованы, вы­мыты и готовы к работе.

Уголок с игрушками, диван и библиоте­ка выделены в групповом пространстве.

Спортивный комплекс и «шумная ком­ната» соседствуют с рабочим классом.

Все выключатели и ручки находятся на уровне, доступном для ребенка.

Туалетная комната приспособлена для детей. В рабочей комнате-классе есть низкая детская кухня, с раковиной для мытья посуды, с электрической печкой «чудо», электро­самоваром и чайной посудой.

Помещение столовой отделено от груп­повых комнат.

В спальне на окнах висят плотные шторы.

Раздевалка оборудована открытыми ве­шалками, индивидуальными мешками для сменной одежды и большим зеркалом.

Дверь в группу имеет стеклянную часть.

Все помещения озеленены и максималь­но приближены к домашним.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Под руководством педагога дети учатся ориентироваться в окружаю­щей их среде. Они упражняются в подготов­ке своего рабочего места. Учатся носить и тихо ставить стул, развертывать коврик, пе­реставлять стол, переносить различные предметы, материалы с полки на рабочее ме­сто и ставить их после работы назад. Дети учатся спокойно ходить по группе, не задевая столы, стулья и коврики, на которых ра­ботают другие дети, уважать чужой труд. Они тренируются в вежливом, доброжела­тельном отношении друг к другу и ко взрос­лым, например: в приветствии или в том, как надо предложить кому-то помощь, принять ее, как попросить какой-нибудь предмет, в каких случаях извиниться. Дети учатся от­крывать и закрывать дверь, вешать на крючок свою одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге дома или отряхивать снег. Они включаются в общий ритм жизни груп­пы, в свободную работу с материалом в мас­терской и в занятия на спортивном комплек­се. Важное место в жизни детей играет уп­ражнение в тишине и хождение по линии.

УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим до­биваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствую­щим образом подготавливая среду.

Предоставим ребенку возможность уп­ражняться в заботе о самом себе, в самооб­служивании. Он учится обращаться с лож­кой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зер­но, застегивает и расстегивает одежду, при­чесывается, чистит зубы, моет руки, ухажи­вает за одеждой, обувью, стирает, гладит.

Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер, моют посуду, окно, полиру­ют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, оранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяс­нений, а в результате постоянных упражне­ний, самостоятельной деятельности в специ­ально организованной, дидактической среде. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным обра­зом и в соответствующей последовательнос­ти. Материал содержит возможность само­стоятельного контроля над ошибками и ис­правления их. Все материалы для упражне­ний в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики ребенка.

Приведем несколько основных материа­лов, организующих дидактическое прост­ранство для

упражнений в практической жизни детей.
Переливание из одного сосуда в другой



Два фарфоровых кувшинчика

Поднос

Губка
Пересыпание с помощью ложки



Две фарфоровые или деревянные плошки

Ложка

Поднос
Рамки с застежками



С пуговицами, кнопками

Со шнурками, бантами

С пряжками и т. д.
Чистка ботинок



Корзинка или поднос

Лист оберточной бумаги

Три различные щетки

Банка с кремом для обуви

Бархотка

Ботинки для чистки
Уборка пыли, мусора со стола



Корзиночка с заранее подготовленным мусором

Мелок

Совок

Яркая клейкая метка

Щетка

Все сложено в общую коробку или лежит на подносе.
Полировка металлических предметов



Полироль для металла в баночке с крышкой

Плошка с тампоном для полировки

Бархотка

Мелкие металлические вещи для полировки
Оранжировка цветов



Свежие цветы

Небольшая клеенка

Кусок оберточной бумаги

Одна-две вазы для цветов

Кувшин

Тазик

Ножницы
Приведенные здесь дидактические мате­риалы являются лишь малой частью разви­вающей среды для упражнений ребенка в практической жизни. Большинство же таких материалов учитель придумывает и констру­ирует сам, осознавая свою исследователь­скую функцию по отношению к ребенку.

В результате жизни в соответствующей развивающей среде ребенок приобретает самостоятельность, независимость от взросло­го. Он самостоятельно или при минималь­ной помощи одевается и раздевается, засте­гивает и расстегивает застежки, шнурует и чистит обувь, причесывается, моет руки, стирает, полоскает посуду, гладит. Он акку­ратно переливает воду из одного сосуда в другой или из одного сосуда в несколько, пе­ресыпает зерно из сосуда в сосуд с помощью ложки, успешно работает с пинцетом, с бельевыми прищепками, ножницами, нанизывает бусы разной величины, вышивает на картоне по заданным отверстиям, сортирует природ­ный материал (шишки, орехи, бобы и т. д.), аккуратно складывает салфетки, правильно режет ножом овощи и фрукты, трет их на терке, оранжирует цветы, кормит животных, полирует металлические предметы и мебель, умеет протирать пыль и подметать пол, рабо­тает с пылесосом, правильно сервирует стол, участвует в приготовлении пищи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Придавая большое значение сенситивному периоду развития движе­ний у детей 3-6 лет, обратимся к организа­ции специального двигательного простран­ства, где ребенок может тренировать муску­лы, учиться владеть своим телом.

Самостоятельное выполнение уже таких обыденных житейских актов, как одевание, раздевание, ношение различных предметов, спонтанно упражняет ребенка в движениях.

Наиважнейшим видом движения для ре­бенка в этот период является лазание. Не меньшее значение имеют висы, прыжки, вращения, качения, катание, равновесие. В своих работах М. Монтессори приводила примеры таких физкультурных снарядов, как заборчик, трамплин, качели, веревочка, круглая лесенка, ступеньки с площадкой, ве­ревочные лесенки.

Наиболее полно дает возможность детям осуществить развитие движений спортив­ный комплекс В.Скрипалева, предложенный им в 70-х гг. и испытанный в различных дет­ских учреждениях и в домашних условиях, например в семье Л. и Б. Никитиных. Ком­плекс состоит из систем перекладин, лест­ниц, резиновых лиан, качелей, горок и про­чих легких сооружений.

Не менее важно создать развивающую среду для пребывания и упражнений ребен­ка в воде: бассейн, большую ванну, душе­вой уголок.

Во время прогулок, пребывания детей на улице используются велосипеды, самокаты, санки, лыжи, лопаты, тележки, карусели и т. д.

Если предоставить ребенку соответству­ющие условия для развития движений, он в возрасте от 3 до 6 лет научится качаться на качелях, висеть и упражняться на кольцах, подтягиваться, делать «лягушку», «уголок», переворот, забираться на шведскую стенку и различные веревочные лесенки, прыгать, ку­выркаться и в то же время делать плавные ритмические движения, ходить по линии, подползать под низкую скамейку, соблюдать равновесие, плавать, нырять.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ

Исходя из понимания идеи впитыва­ющего разума и познания ребенком окружающего мира через сенсорику, утонче­ние чувств, необходимо создать условия, по­могающие этому процессу.

В Монтессори-материалах сконцентри­рованы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие преж­де всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы под­талкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуи­рует, распределяет по парам, дифференциру­ет, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Приведем несколько сенсорных Монтессори-материлов, обращая внимание на то, что это лишь малая часть разработанных ею, а также ее последователями материалов.
Для развития зрения

Для развития слуха



Шумящие цилиндры Колокольчики

(погремушки с

раз­ным наполнителем)
Для развития осязания




Для развития вкуса – вкусовые стаканчики.

Для развития термического чувства – термические бутылочки.

Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития барического чувства – весовые таблички.

Для развития стереогностического чувства – геометрические тела.




Существуют и другие материалы, помога­ющие ребенку в утончении чувств. В Москов­ском Доме Марии Монтессори дети успешно работают с кубиками «Сложи узор» и «Уникуб» Б.П. Никитина, хорошо упражняющи­ми зрение, с шумовыми музыкальными ин­струментами Л.Виноградова, коллекциями ко­локольчиков, свистулек и раковин, развиваю­щих слух, собранными сотрудниками Дома Монтессори, и с другими материалами.

Каждый материал содержит в себе воз­можность контроля над ошибками, что поз­воляет ребенку самостоятельно работать с ним, без помощи учителя. Материал эстетичен. Он как бы зовет ребенка «возьми меня». Материал стоит на полке в единственном эк­земпляре и позволяет ребенку сделать свой внутренний выбор. Он устроен таким обра­зом, что малыш, взяв его, готов продолжать работу, проявляя активность и инициативу, повторять ее неоднократно.

Развитию сенсорики и творческого мы­шления помогает самостоятельная художе­ственная деятельность ребенка. В учебном пространстве класса выделен уголок-ателье, где на полках стоят баночки с красками, кис­ти, коробки с глиной и пластилином, клей, цветная и белая бумага, воск и восковые мел­ки, природный материал для создания орна­ментов и художественных поделок.

В результате года работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет приобре­тают следующие понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения – умень­шения (понятия «большой – средний – ма­ленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттен­ки и различают цвета (называют до 16 цве­тов); различают шершавые и гладкие поверх­ности; подбирают предметы по степени их шершавости; определяют ткань: толстая – тонкая, грубая – нежная, рыхлая – прочная; называют наиболее простые ткани; различа­ют ногами: шершавый – гладкий; различают шумы: громкий – тихий; подбирают пары шумов и звуков; различают звуки: высокий – низкий; способны повторить тон звуков, ритм; различают вес предметов (понятия тяжелый – легкий, тяжелее чем – легче чем); различают предметы: плоский – объемный; различают и называют объемные тела и плос­кие фигуры: куб, шар, призма, пирамида, ко­нус, цилиндр, треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллело­грамм; различают: горячий – теплый – холод­ный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно работают кистью и красками, с гли­ной и пластилином; рисуют карандашами, фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают гайки и бол­ты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют стихи.

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА

Нет особого периода в жизни ребен­ка, когда он только и делал бы, что изучал язык. Это происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе сенсорного и соци­ального развития. При этом сам механизм речи начинает работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл.

Малыш чутко прислушивается к речи матери, пытается произносить отдельные звуки, затем его интересу подвергаются сло­ги, и только потом он начинает произносить слова. Эти физиологические основания М. Монтессори выдвигает как принципиаль­ные в построении своих методик.

Основным упражнением в развитии ре­чи служит прежде всего наглядно-образное расширение словарного запаса ребенка и разного рода классификации предметного словаря. Основные классификационные группы для детей – это человек, животные, растения. Внутри этих групп можно вычле­нять многочисленные подгруппы, классы, виды. Материалом для упражнений в разви­тии речи служат разноцветные коробки с ма­ленькими предметами, а чуть позже соответственно карточки с их изображением.

Новые слова вводятся в лексикон ребен­ка через трехступенчатый урок:

1.Это...

2. Дай мне ...

3. Что это?

Слова же, которые не могут быть пред­ставлены предметами (доброта, страх, ра­дость, грусть и т. д.), появляются в детской речи через ситуативное рассмотрение в кон­кретном жизненном эпизоде.

Следуя законам антропологии, облачим в дидактическое платье потребность ребенка в различении звуков языка, складов и отдель­ных слов. К упражнениям такого рода отно­сятся игры со звуками, помогающие ребенку расслышать отдельные части человеческой речи. И как только малыш научится выде­лять отдельные звуки в словах, т. е. совер­шать звуковой анализ слов, можно делать следующий шаг – знакомить его с символь­ными изображениями звуков – буквами.

Психофизиологический механизм гораздо проще, конкретнее механизма устной ре­чи и для ребенка является очень легким заня­тием. Основными материалами служат шер­шавые буквы, металлические рамки и вкла­дыши, подвижной алфавит, печатная азбука.



Работа с металлическими рамками мо­жет предшествовать по времени остальным материалам, так как подготавливает руку к процессу письма. Наблюдения показали, что с подвижным алфавитом и шершавыми бук­вами ребенок работает одновременно, испы­тывая неуемную потребность взять каран­даш и писать буквы, склады, слова.

М. Монтессори отмечала, что, когда ре­бенок пишет под диктовку, переводя в знаки звуки слов, он анализирует услышанное сло­во, разлагает его на отдельные звуки, перево­дя их в графические движения с помощью уже развитой моторики.

Письмо служит итогом всей предвари­тельной внутренней работы, оно возникает спонтанно и ведет по дороге высокой умст­венной работы. В этот же период малыш с удовольствием занимается переписыванием, сравнением письменного и печатного алфа­вита. Он впервые делает открытие, что мно­гие слова пишутся не так, как произносятся и слышатся. Но письменная речь ребенка еще долго будет оставаться фонетической, лишенной грамматического написания.

Следуя общему принципу – от конкрет­ного предмета к абстрактному знаку, его обозначающему, – будем работать с коробками, в которых собраны мелкие игрушки и кар­точки с их названиями.



От игрушек перейдем к карточкам «Кар­тинка – слово».

Работа с этим материалом незаметно пе­реведет ребенка со ступеньки механического чтения к постепенному. Этот процесс зафик­сируют и другие материалы.


При упражнении в чтении ребенку надо облегчить понятийный процесс. Особенно в той его части, где написание слова не соот­ветствует его слуховому восприятию. Для этого предлагается разделить весь материал для чтения на 3 части. В розовой серии ребе­нок оперирует лишь словами, не вызываю­щими трудностей при чтении, т. е. такими, которые читаются так же, как пишутся. В го­лубой серии на всех карточках написаны слова с какой-либо трудностью при чтении. Например, пишется «О», а читается «А». Бе­лая серия карточек содержит самые разные слова и предложения и является в этом смыс­ле контрольной для двух первых.

Хорошим подспорьем при обучении ре­бенка правильному чтению является азбука Л.Н.Толстого, дающая великолепный мате­риал и для моторного и для постепенного чтения, а также предоставляющая возмож­ность для свободной работы ребенка.



В итоге работы с Монтессори-материалом и другими дидактическими пособиями для развития родного языка ребенок успеш­но выполняет следующие действия: аккурат­но обводит и штрихует; пишет буквы мелом и карандашом; называет буквы русского ал­фавита; складывает слова; пишет слова и предложения; анализирует звуковой состав слова; соотносит звуки с буквами; правильно читает слова без трудностей и с трудностями языка; читает предложения; читает механи­чески; читает постепенно, т. е. осмысленно, читает вслух и «про себя»; пересказывает прочитанное; понимает идею рассказа; пи­шет короткие сочинения.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей