Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Монтессори Помоги мне сделать это самому


НазваниеМ. Монтессори Помоги мне сделать это самому
АнкорPomogi mne sdelat eto samomu.doc
Дата27.11.2016
Размер1.21 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPomogi_mne_sdelat_eto_samomu.doc
ТипСтатья
#2776
страница15 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Развитие представлений ребенка о десятичной системе происходит в три этапа.

I. Количественный счет и образование числа в пределах десятка, цифровое изображение чисел, значение 0 (нуля).

П. Построение десятичной системы в кон­кретном («золотой материал») и цифро­вом выражении, запись цифр, выполне­ние сложения, вычитания, умножения, деления на «золотом материале».

III. Работа с большими числами. Счет на цепочках, квадратные и кубические числа, выполнение 4 действий с по­мощью арифметических таблиц. Для этого существует ряд материалов, помогающих ребенку освоить нумерацию и счет от 10 до 19 и от 10 до 99 и оперировать этими числами.

Основным принципом предъявления ре­бенку математических материалов является принцип восхождения от конкретного к абст­рактному и их сравнение. Все действия проиг­рываются сначала через руку, в бусинах или марках, затем зрительно фиксируются их сим­волы – цифры на карточках, а следом происхо­дит сравнение чисел и цифр (бусин и карт).

Один из первых предъявляемых ребенку математических материалов – красно-синие штанги. Ребенок сначала просчитывает от­резки на этих штангах рукой, фиксируя в го­лове порядковую нумерацию. Затем отдель­но ему предъявляются карты с цифрами, ко­торые изучаются через трехступенчатый урок. А потом штанги и таблички (числа и цифры) соединяются и сопоставляются.

Красно-синие штанги дают возмож­ность ребенку выполнять арифметические действия в пределах десятка и решать не­трудные примеры.

Изучение количественных числитель­ных, а также понимание, что число состоит из отдельных единиц, происходит на матери­але, который называется «Веретена».


Этот материал дает ребенку также пони­мание одного из значений нуля. Ребенок учится сравнивать числа по их количеству. Действия производятся с помощью руки, а цифровое изображение дано на задней стен­ке кареток.

Особое место в математических матери­алах М. Монтессори занимает «золотой мате­риал» – система золотых бусин, объединен­ных в десятки, сотни и тысячи. Из «золотого материала» и карточек с цифрами, выложен­ных системно, дети строят на ковриках деся­тичную систему и производят исчисления: складывают, вычитают, умножают и делят.



Кроме уже описанных в группу матема­тических материалов М. Монтессори входит множество других, помогающих малышу развивать абстрактное математическое мыш­ление на основе развитой сенсомоторики и навыков практической жизни.

Математический материал предъявляет­ся ребенку в строгой последовательности и определенным образом, а упражнения с ним ребенок выполняет самостоятельно по зада­нию под контролем учителя.

Работая с математическим материалом, ребенок учится выстраивать ряд от 1 до 10; узнает цифры 1-10, 11-99; различает коли­чества, четные и нечетные числа; выстраива­ет и читает десятичную систему в бусинах и в цифрах; определяет десятки, сотни, тыся­чи; записывает цифровые задания; выполня­ет сложение, вычитание, умножение и деле­ние на золотом материале; производит вы­числения с помощью цепочек и таблиц.

КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Концепцию космического воспита­ния ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теосо­фов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей слож­ности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувст­вование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка ле­жит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.

Материалы для формирования пред­ставлений ребенка о течении времени:


Материалы для формирования представ­лений ребенка о четырех земных стихиях.

Детям предлагается наблюдать эти мате­риалы и проводить с ними простейшие опыты.


Программа предусматривает ознакомле­ние с живой и неживой природой, с обитателя­ми леса, воды, воздуха, с классификацией рас­тений, животных, с их строением и процесса­ми рождения, развития и смерти.
Биологические материалы


Географические материалы



Дети знакомятся с удивительными экзо­тическими созданиями природы: прекрасны­ми раковинами, камнями, семенами, корал­лами, грибами и т. д. В то же время они на­блюдают за местными растениями и живот­ными, ухаживают за ними.

С помощью мельницы и различных сит дети узнают, как мелют зерно, просеивают муку и пекут хлеб.



Хорошим дидактическим материалом является коробка с двумя дырками для рук, внутри которой шишка, камешек, сухой гри­бок, раковина, деревяшка, колосок, орех и пр.

Ребенок просовывает ручки в коробку, ощупывает природный материал и по прось­бе учителя или другого ребенка достает на­званный предмет.


Через активную творческую деятель­ность детям дается представление о труде взрослых, о различных профессиях. Они классифицируют карточки с изображением людей различных профессий, выполняют простейшие элементы профессиональной деятельности (стирают белье, забивают гвоз­ди, рисуют, моделируют, сортируют овощи-фрукты, взвешивают, считают деньги, рабо­тают с компьютером, танцуют, декламируют, готовят пищу, сервируют стол, изготавлива­ют украшения, выращивают цветы, ухажива­ют за животными и пр.).

В процессе работы с «космическими» материалами ребенок учится определять время (знает времена года, названия меся­цев, дни недели, час, полчаса, четверть часа, минуту; запоминает свое имя, фамилию, день своего рождения). Ребенок использует измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы. Он разли­чает живое-неживое, земные элементы (земля, вода, воздух, огонь); классифицирует, на­пример: человек, растения, животные; ово­щи-фрукты, цветы-деревья-кустарники, ры­бы-птицы-звери; знает основное строение растений, названия частей тела человека, животных; различает сушу-море, остров, по­луостров, перешеек, залив; знает названия континентов, некоторых стран и страны, го­рода, где он живет, может показать их на карте; называет свой адрес, номер телефона; он объясняет смену дня и ночи, времен года; называет планеты и созвездия.
ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ, СОВЕСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ

Согласно представлениям о том, что душа человека имеет свою природу и духовный элемент господствует над чело­веком во все возрасты его жизни, Монтессори-метод опирается на непроизвольное раз­витие психической жизни в ребенке. Наблю­дение и опыт становятся основными спосо­бами саморазвития его духа. М. Монтессори пишет: «Если физический уход дает ребенку счастливое ощущение здорового тела, то за­боты об умственном и моральном состоянии ребенка открывают ему путь к высшим радо­стям духовного мира, ведут к беспрерывным сюрпризам и чудесным открытиям не только во внешней среде, но и в глубочайших тай­никах его собственной души».

В Монтессори-школе ребенок получает воспитание свободой. Здесь он имеет право на все, что касается его самостоятельной де­ятельности в человеческом сообществе, кро­ме действий разрушающих или угнетающих свободу других. И если самостоятельность есть основа человеческого достоинства («Я не прошу услуг, потому что не чувствую себя бессильным»), то именно свобода и самосто­ятельность рождают внутреннюю дисципли­ну в ребенке, его социальную ответствен­ность перед другими детьми и взрослыми.

Нет специальных рецептов, не изобрете­но дидактических материалов для воспита­ния нравственности. В Монтессори-школе не читают специальные нравственные про­поведи, не устраиваются и разборки поведе­ния детей. Взрослые и дети живут здесь в ат­мосфере добра, любви, веры и взаимопомо­щи. Даже самые маленькие доводят начатое дело до конца, не мешают работать другим, не разрушают чужой труд, выполняют дого­воренности, учатся терпению и опекают то­го, кто пока слабее. Все это достигается не только условием разновозрастности группы детей и свободой их передвижения в прост­ранстве школы, но и общими для всех прави­лами жизни в сообществе, которые посте­пенно становятся нравственным стержнем ребенка, его совестью. «Быть может, – пишет М.Монтессори, – путем освобождения мыс­ли и совести мы идем навстречу великому торжеству веры... Поистине, наша общест­венная жизнь слишком часто только помра­чает и губит жизнь, заложенную в нас. Наш метод стремится уберечь этот духовный огонь в человеке, сохранить его истинную природу среди всех унижающих и подавляю­щих ее оков общественной жизни».

Литература

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка». – М., 1993.

Монтессори М. Самовоспитание и самообу­чение в начальной школе. – М., 1994.

Монтессори М. Воображение // Мир образо­вания. – 1996. – № 9.

Домашняя школа Монтессори. – М., 1997.

Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. – М., 1999.

Монтессори-материал: Школа для малышей. – М., 1992.

Монтессори в России. Новый взгляд. – Вып. 1-2. – М., 1998-1999.

Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. – Ч. 1-2. – М., 1992-93.

Сорокова М.Г. Математика по методу Мон­тессори в детском саду и школе. – М., 1997.

Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сен­сорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку по­строить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.

Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Ру­ководство для родителей: Пер. с англ. – М., 1997.

Упражнения с Монтессори-материалом: Школа для малышей. – М., 1995.


1 Этот материал составлен на основе двух работ: Монтессори М. Педагогические методы, приме­няемые в «Домах ребенка» // МонтессориМ. Дом ребенка: Метод научной педагогики: Пер. с итал. С.Займовского. – Гомель, 1993. – С. 86 - 106. Монтессори М. Значение среды в воспитании: Пер. с итал. К.Памфиловой // Частная школа. – 1995. – №4. – С. 122-127.

2 М. Монтессори М. Подготовка учителя: Пер. с англ. И.Дичковской // Альманах «МАМА»: На­учно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. – Вып. 1. – М., 1994. – С. 354.

3 Монтессори М. О принципах моей школы: Пер. с англ. В. Злотопольского // Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: об­разовательная система Монтессори. - М., 1996. - С. 18-22.

4 Декроли Жан Овид (1871-1932) - бельгийский врач, психолог, педагог. Теоретически обосно­вал и практически реализовал оригинальную систему развития детей 3-18 лет, получившую название «школа для жизни, школа через жизнь», основанную на идее так называемых «центров интересов ребенка». См.: Поляк Г. Новые школы на Западе: Педагогическая сис­тема Декроли. - М., 1928.

5 Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольно­го воспитания.

6 Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. — М., 1999. — С. 28-93.

7 Из кн.: Афанасьева Т. Учить по Монтессори. - М., 1996.

8 Из кн.: Люблина Г. Работа с родителями в Монтессори-группе. - М., 1995.

9 Из статей Д.Сорокова: Вслед за Юлией Фаусек (опыт реконструкции психолого-педаго­гических основ Монтессори-педагогики в России) // Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Мон­тессори. - М., 1994; Актуальные проблемы адаптации Монтессори-педагогики в России // Альманах «МАМА». - Вып. 1. - М., 1994.

10 Из кн.: Гребенников Л. Работа на линии Монтессори-группы. – М., 1996.

11 Е.Хилтунен. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.



1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей