Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Монтессори Помоги мне сделать это самому


НазваниеМ. Монтессори Помоги мне сделать это самому
АнкорPomogi mne sdelat eto samomu.doc
Дата27.11.2016
Размер1.21 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPomogi_mne_sdelat_eto_samomu.doc
ТипСтатья
#2776
страница8 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

«Туманности»

Я бы хотела еще раз акцентировать вни­мание на том, насколько важен для психиче­ской жизни человека момент его рождения. Выше мы останавливались лишь на наибо­лее очевидных из возможных последствий – на регрессивных признаках. Теперь важно связать эти признаки с природными проявле­ниями, которые обнаруживают у млекопита­ющих инстинкт защиты новорожденных. Выводы натуралистов о том, что в первые дни после рождения характерная материн­ская забота способствует некоему пробужде­нию у потомства общих инстинктов данного вида, вносят важный вклад в углубление на­ших представлений о психологии ребенка.

Эти представления подчеркивают необ­ходимость осознать всю важность адаптации ребенка к внешнему миру, оценить потрясе­ние, пережитое им при рождении: новорож­денный требует особого обращения точно так же, как его мать требует специального ухода. Опасность, которой подвергаются мать и дитя, не одинакова, но оба испытыва­ют серьезные трудности. Наконец, как бы ни был велик риск для физической жизни мла­денца, куда важнее уберечь от опасности его психику. Если причина регрессии заключа­ется лишь в «травме рождения», то прояв­ляться эти регрессивные признаки должны были бы у всех детей без исключения. Вот почему мы высказали гипотезу, в которой со­держится наблюдение как за человеком, так и за животными. Очевидно, что в первые дни после рождения имеет место какое-то собы­тие величайшей важности. У млекопитаю­щих оно сопровождается пробуждением на­следственных свойств, связанных с поведен­ческими особенностями данного вида. Как я уже говорила выше, нечто подобное происходит и с ребенком. И хотя в нем не заложе­на наследственная модель поведения, он обладает «способностями» развивать такое по­ведение за счет окружающей среды.

Поэтому нами было введено в оборот понятие «туманностей» – «небуле». Тем са­мым мы противопоставили творческую энергию, которая позволяет ребенку «впиты­вать в себя окружающий мир», «туманнос­тям», из которых в результате сложных про­цессов возникли все небесные тела. В звезд­ной туманности частички вещества разбро­саны так далеко друг от друга, что не созда­ют никакой плотности. И тем не менее они образуют некое небесное тело, которое мож­но увидеть с очень большого расстояния. Пробуждение «туманности» мы можем представить как пробуждение неких врож­денных инстинктов. Например, из «туманно­сти» языка ребенок получает стимулы и им­пульсы для создания собственной, но присущей его окружению речи, которую он абсор­бирует в соответствии с определенными за­конами. Благодаря туманной энергии языка ребенок учится отличать звуки речи от про­чих шумов, окружающих его. Эта энергия позволяет ему воплотить в себе способность говорить – отличительный признак челове­ческого рода. То же происходит и с социаль­ными свойствами, которые превращают ре­бенка в члена общества.

Языковая туманность не несет в себе конкретные формы того языка, который будет развиваться в малыше. Но с какой бы речью ни столкнулся ребенок при рождении, она может быть им построена и развита за тот же срок и благодаря тем же приемам, что ис­пользуют все остальные малыши на планете.

Здесь нам видится кардинальное отличие человека от животного. Если детеныш, появившись на свет, почти сразу начинает изда­вать звуки, свойственные его виду и заложен­ные в нем по наследству, то ребенок доволь­но долгое время остается нем, а потом начи­нает говорить на том языке, который он по­черпнул в своем окружении. Маленький гол­ландец, выросший среди итальянцев, станет говорить по-итальянски, а не по-фламандски, хотя все его предки были голландцами.

Ясно, что ребенок наследует не опреде­ленную модель языка, но возможность его конструирования при помощи неосознанной абсорбции. Можно сравнить эту потенциаль­ную способность с геном зародышевой клет­ки, который руководит тканями, следя за тем, чтобы они образовывали вполне кон­кретные органы. Мы назвали эту способность «языковой туманностью».

Так «туманности», которые отвечают за функции адаптации к окружающей среде и за функции воспроизведения общественного поведения, соответствующего тому, что ре­бенок видит в своем окружении, не передают ему по наследству готовые поведенческие модели, выработанные в ходе эволюции оп­ределенной общественной группы, достиг­шей определенного уровня культуры. «Ту­манности» дают ребенку возможность после рождения впитать в себя эти модели. Такое положение справедливо и для всех прочих функций психики.

Прежде чем продолжить эти рассужде­ния, я бы хотела пояснить один момент. У чи­тателя может сложиться впечатление, что, го­воря о «туманностях», я имею в виду возмож­ности инстинктов, которые существуют сами по себе, и что это затмевает понятие цельно­сти разума. Но я говорю о «туманностях» в силу необходимости вести дискуссию, а от­нюдь не потому, что склоняюсь к атомистиче­ской теории строения разума. Для меня мен­тальный организм является некой динамич­ной целостностью, структура которой меня­ется благодаря активному освоению окружа­ющего мира. Управляет этой целостностью энергия («орме» – «horme»), выражением или ступенью которой становятся «туманности».

(Под термином «horme» – от греческого «возбуждать» – подразумевается сила или жизненный стимул.)

Представим себе, что по неизвестной причине «языковая туманность» бездействует или остается латентной. То есть не происходит развитие речевые навыков. Это случается не так уж редко и вызывает определенную форму немоты у детей, чьи органы слуха и ре­чи, а также функции мозга совершенно нор­мальны. Зачастую это очень разумные ребя­тишки, и их поведение не отличается от пове­дения их сверстников. Я встречала немало по­добных случаев. Врачи-ушники, как, впро­чем, и невропатологи, утверждали, что за этим кроется какая-то загадка природы. Было бы интересно изучить такие явления подроб­нее, и в частности выяснить, что же произош­ло с этими малышами в первые дни их жизни.

Подобные исследования могут пролить свет на многие явления, еще не получившие своего объяснения, например на приспособ­ление ребенка к социальной среде. С науч­ной точки зрения они могут иметь большее практическое значение, нежели изучение возможных последствий психической «трав­мы рождения». Я полагаю, что все случаи психической регрессии вызваны нехваткой того жизненного стимула, который управля­ет социальной адаптацией. Лишенные необходимой восприимчивости дети ничего не впитывают из окружающей среды или впи­тывают лишь частично: они не только не тя­нутся, но, напротив, испытывают отторже­ние от этого окружения. В силу этого в ма­лышах не возникает того, что мы называем «любовью к окружающему миру», а ведь только благодаря ей индивид реализует свою свободу, завоевывая мир.

В таких случаях особенности народа, обычаи, религиозные установки и прочее не впитываются так, как следовало. В результате человек вырастает моральным уродом, асоциальным типом, демонстрируя многие из уже перечисленных регрессивных при­знаков. Если эта созидательная восприимчи­вость заменяет ребенку наследственные по­веденческие модели, если именно благодаря ей в человеке создаются функции адаптации к окружающему миру, очевидно, что эта вос­приимчивость является основой всей психи­ческой жизни, основой, которая формирует­ся в первые годы жизни. Но тогда мы долж­ны задаться вопросом: какие причины могут вызвать задержку пробуждения этой созида­тельной восприимчивости или отсутствие таковой? Ответа на этот вопрос еще нет. Ис­кать его должен каждый из нас, изучая жизнь тех, кому наука помочь пока не в силах.

Впрочем, мне известен один случай, из которого можно почерпнуть принцип иссле­дования. Речь идет о мальчике, который аб­солютно не хотел и не умел учиться, о труд­ном подростке с ужасным характером, кото­рый обрекал его на полную изоляцию от об­щества. Он был красив, хорошо сложен и да­же неглуп. В первые две недели после рож­дения этот ребенок серьезно страдал от не­доедания, существенно потерял в весе и да­же стал похожим на скелетик, особенно ли­цом. Нанятая к нему кормилица нашла его отвратительным и стала называть «моща­ми». За исключением этих первых двух не­дель, все остальное развитие ребенка проте­кало нормально. Видимо, это был довольно крепкий младенец, иначе он бы не выжил, но юноша, в которого он превратился, имел яв­ные криминальные наклонности.

Не будем терять время на эти гипотезы. Они еще требуют подтверждения. Обратим­ся лучше к факту чрезвычайной важности. Туманности восприимчивости управляют психическим развитием новорожденного так же, как ген определяет развитие тела из оп­лодотворенной яйцеклетки. Значит, мы должны окружить появившегося на свет ре­бенка той же особой заботой, пример кото­рой мы находим у высших животных в мо­мент пробуждения в их потомстве психичес­ких особенностей вида. Мы имеем в виду здесь не только заботу о детях первых лет или первых месяцев жизни. И уж тем более мы не сводим ее к обыкновенной гигиене те­ла. Нет, мы утверждаем важность принципа, особенно необходимого для разумных мате­рей и для семьи в целом: в момент рождения и в первые дни после рождения ребенок тре­бует «специального ухода», крайне осторож­ного и тщательного.

ЗАВОЕВАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма оче­видным и энергичным образом демонстри­рует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей незави­симости. Оно подобно полету пущенной из лука стрелы, летящей прямо, быстро и точно в цель. Завоевание свободы начинается с самого рождения. Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его по сту­пеням эволюции, покуда маленькое сущест­во растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Эта жизненная сила – «орме» («horme»).

В психическом плане орме можно было бы сравнить с силой воли, хотя сходство между ними минимально. Сила воли слиш­ком незначительна и слишком связана с ин­дивидуальным сознанием, тогда как «орме» имеет отношение к жизни в целом, к тому, что мы можем назвать божественной силой всякой эволюции.

Именно эта жизненная сила эволюции побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препят­ствия, в нем возникает то, что мы зовем «ра­достью жизни». То есть ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.

Каждый новый успех в завоевании неза­висимости является, в принципе, ступенью так называемого «естественного развития». Другими словами, пристальный взгляд на ес­тественное развитие позволяет увидеть в нем последовательное обретение различных степеней свободы как в плане психическом, так и в плане физическом. Ведь тело тоже растет и развивается, а полученный им им­пульс так силен, что лишь смерть может ос­тановить его действие.

Попробуем проанализировать это разви­тие. В момент рождения ребенок высвобож­дается из плена материнской утробы и становится независимым от функций организма матери. У него имеется стимул и потреб­ность познать окружающий мир и вобрать его в себя. Можно сказать, что младенец рождается с «психологией завоевателя ми­ра». Он впитывает в себя окружение и тем самым строит собственную психику.

Это отличительная черта первого перио­да жизни. Если ребенок испытывает такой завоевательный импульс, значит, окружаю­щий мир кажется ему привлекательным. Ма­лыш «любит» мир, хотя это слово, конечно, не раскрывает сути.

Первыми в младенце начинают действо­вать органы чувств. Но они являются не чем иным, как инструментами «захвата», с помо­щью которых мы улавливаем впечатления. Эти впечатления и воплощает в себе ребенок.

Что мы видим, когда используем зре­ние? – То, что нас окружает. Точно так же, когда мы начинаем слышать, то восприни­маем все звуки в окружающем нас прост­ранстве. Мы захватываем органами чувств весьма широкую палитру ощущений. Пона­чалу мы слышим сразу все, а не каждый звук в отдельности, видим окружающую нас картину в целом, а не отдельные предметы. Способность различать предметы, выделять из общего фона звуки придет позже, она ста­нет следующим шагом в этой глобальной абсорбции мира, как со всей очевидностью было доказано гештальтпсихологией.

Таковы рамки психики нормального ре­бенка: сначала он впитывает в себя мир и только затем - анализирует его. А теперь возьмем другой пример, когда в силу пережитого страха ребенок не чувствует никако­го влечения к познанию внешнего мира.

Очевидно, что эти два типа детей будут развиваться по-разному. Исследования детей в возрасте шести месяцев позволяют вы­явить определенные особенности, которые можно считать признаками нормального раз­вития. В этот момент ребенок переживает известные физические изменения. Некото­рые из них не видны глазу, и их можно вы­явить только с помощью лабораторных ана­лизов, например начало выделения желуд­ком необходимой для пищеварения соляной кислоты. К шести месяцам у ребенка появля­ются и первые зубки. То есть мы наблюдаем дальнейшее совершенствование тела, кото­рое следует по определенным ступеням рос­та. Оно позволяет шестимесячному младен­цу обходиться без материнского кормления или по крайней мере дополнять молоко дру­гими продуктами. Если учитывать, что до этого возраста ребенок абсолютно зависел от материнского молока, поскольку не был в со­стоянии переварить иную пищу, станет оче­видным, что к шести месяцам им сделан важный шаг в завоевании свободы, словно малыш сказал себе: «Не стану больше жить за счет матери! Я живой человек и могу есть все, что захочу». Нечто подобное происхо­дит с подростками, которые в определенном возрасте начинают испытывать чувство уни­жения от того, что зависят от семьи, и отка­зываются жить за счет родителей.

Приблизительно к этому моменту (кото­рый, соответственно, считается критичес­ким моментом жизни ребенка) малыш начинает произносить первые слоги. Этот пер­вый камешек в основании огромного здания – собственной речи – еще один большой шаг в обретении независимости. Научившись говорить, ребенок уже может сам объяснить, что ему хочется, а не ждать, когда взрослые догадаются об этом. При помощи слов он вступает в общение, поскольку другого средства общения у человечества нет. Осво­ение речи и возможность разумного контак­та с людьми – это огромный шаг на пути к независимости. Малыш больше уже не по­хож на глухонемого, который не в состоянии ни объясниться сам, ни понять окружаю­щих. Овладев речью, он овладевает и спо­собностью слышать, и способностью произ­носить слова.

Через определенное время, приблизи­тельно к году, малыш начинает ходить, и это высвобождает его из еще одного плена. Те­перь он топает сам и даже убегает от нас, уверенный в том, что ножки уведут его, куда он захочет. Так, благодаря последовательно­му обретению независимости, постепенно, шаг за шагом человек развивается и стано­вится свободным. Здесь действует не созна­тельная воля личности, но природный фено­мен стремления к независимости. Действи­тельно, необходимость расти, независимость – все это дается ребенку природой, которая и ведет его к свободе.

«Завоевание возможности ходить» име­ет особую важность, если мы вспомним, что этот труднейший навык приходит к ребенку на первом году его жизни одновременно со способностью говорить, ориентироваться и т. д. Это капитальнейшее достижение физио­логического плана. У других млекопитаю­щих в нем нужды нет, только человек приоб­ретает возможность ходить благодаря про­должительному и особо сложному типу сво­его развития. Прежде чем ребенок физичес­ки окажется в состоянии передвигаться или просто держаться на ногах, он должен прой­ти три ступени роста. Животные, например телята, начинают ходить сразу, как только появились на свет, хотя по своему уровню они стоят гораздо ниже человека. Мы же по­началу выглядим довольно беспомощными, поскольку наш организм гораздо сложнее и ему требуется гораздо больше времени, что­бы овладеть навыками ходьбы. Возможность ходить и стоять требует высокого совершен­ства организма в целом, что достигается со­вокупностью развития отдельных его час­тей, в том числе и мозга. Особую роль здесь играет, в частности, функция мозжечка.

Бурное развитие мозжечка начинается у ребенка именно в возрасте шести месяцев. К четырнадцатому-пятнадцатому месяцу жизни этот процесс замедляется, но полностью он завершается только к четырем с половиной годам. Именно от развития мозжечка зависит наша способность стоять и ходить. Просле­дить это в ребенке довольно легко: одна за другой развиваются сразу две способности человеческого организма. Приблизительно в шесть месяцев малыш способен сидеть, к де­вяти он уже ползает, в десять месяцев встает, в одиннадцать-двенадцать – делает первые шаги, а в пятнадцать – уверенно ходит. Это одна составляющая комплексного процесса.

Второй является окончательное форми­рование некоторых нервных центров. Если спинномозговые нервы не будут достаточно развиты, они не смогут точно передавать мышцам команды головного мозга. Поэтому работа мышц требует, чтобы к определенно­му сроку нервная система была «построена». Таким образом, овладение навыками ходьбы предполагает гармоничное соотношение двух разных сторон развития. Здесь вмеши­вается еще и третий фактор – развитие ске­лета, еще одно завоевание данного периода жизни ребенка. Как мы знаем, кости ног мла­денца сразу после рождения еще не полно­стью окрепли. Они в значительной мере со­стоят из хрящевых тканей и поэтому весьма мягки. Выдержать вес тела они просто не смогли бы. Следовательно, прежде чем ребе­нок начнет ходить, кости его скелета должны окончательно сформироваться. Обратим внимание и ни такую особенность: к этому возрасту у ребенка срастаются кости черепа. Это уменьшает опасность повредить голо­вной мозг, когда, начав ходить, малыш неиз­бежно начинает падать.

Если бы мы захотели раньше времени научить ребенка ходить, у нас бы ничего не вышло, поскольку данная способность зави­сит от различных аспектов физического раз­вития, происходящих одновременно, то есть от достижения вполне определенного уровня зрелости. Попытка ускорить естественный процесс может только навредить ребенку. Им руководит природа, и он должен подчи­няться ее строгим законам. Точно так же нам не удастся сдержать ребенка, научившегося ходить, ибо если в человеке сформировались какие-то органы, то он непременно должен ими пользоваться. Для природы сотворить что-нибудь означает не просто «вылепить», но и запустить в действие это свое творение. Как только орган полностью подготовлен, он должен немедленно начать взаимодейство­вать с окружающим миром. Сегодня эту функцию принято называть «освоением ми­ра». Она и обусловливает окончательное совершенствование органа. Если же такого ос­воения не происходит, то орган развивается анормально.

Итак, ребенок может развиваться только посредством освоения окружающего мира. Мы называем эту его деятельность «рабо­той». Как только малыш осваивает речь, он начинает безудержно болтать, и ничто не принудит его к молчанию. Заставить ребенка умолкнуть – одна из сложнейших вещей в жизни. Но если бы дети не ходили и не гово­рили, они не смогли бы расти нормально и стали бы отставать в развитии. Ходьбой, бе­гом, прыжками и прочими упражнениями малыш развивает свои ножки. Природа сна­чала создает инструменты, а затем совер­шенствует их, заставляя функционировать и осваивать окружающий мир. Овладевший новыми способностями и тем самым укре­пивший собственную независимость ребе­нок может развиваться нормально, только если он имеет свободу действий. Он станет использовать завоеванную им независи­мость. Психологи подчеркивают, что разви­тие не происходит само по себе: «Особенно­сти поведения индивида формируются в зависимости от опыта, полученного при осво­ении окружающего мира». Если трактовать обучение как помощь в развитии жизни ре­бенка, то мы должны испытывать счастье всякий раз, когда наши дети делают очеред­ной шаг к обретению независимости. Мы должны радоваться, когда наш малыш про­износит первые слова, тем более что знаем: это – его личное достижение. Однако про­блема обучения встает со всей остротой, ес­ли мы отдадим себе отчет в следующем: пол­ностью остановить рост ребенка невозмож­но, но если мы лишим его возможности ос­ваивать мир, то его развитие будет непол­ным, несовершенным.

Первой проблемой обучения является создание вокруг ребенка такого пространст­ва, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подра­зумевает не только необходимость удовле­творять потребности малыша и разрешение делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего мы должны вступить в сотрудничест­во с природой, подчиниться одному из ее за­конов, гласящему: развитие ребенка осуще­ствляется посредством освоения окружаю­щего мира.

Первый шаг ребенка – важная ступень в приобретении опыта. Если мы понаблюдаем за ним в этот период, то увидим, что малыш стремится добиться все большей независи­мости. Он хочет поступать по-своему, то есть брать то, что ему нравится, самостоя­тельно одеваться и раздеваться, есть и т. д. И не мы толкаем его к этой самостоятельнос­ти. В нем происходит жизненный толчок такой силы, что нам, напротив, приходится удерживать его от некоторых действий. Но тем самым мы сопротивляемся не ребенку – мы противостоим природе, поскольку имен­но она командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок все больше расши­ряет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действо­вать, но и мыслить независимо. Тогда он станет развивать свои умственные способ­ности сквозь призму собственного – не чу­жого – опыта. Начнутся поиски смысла ве­щей, которые будут свидетельствовать о развитии в ребенке человеческой индивиду­альности. Это не теория, не точка зрения, но очевидный факт, заслуживающий внимания. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение ос­новано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволя­ют человеку развиваться.

Говоря о независимости и о свободе ре­бенка, мы не переносим в эти понятия смысл, вкладываемый в идеалы взрослых людей. Если мы посмотрим на себя и попы­таемся определить, что же такое независи­мость и свобода, то не найдем точного опре­деления, ибо представления о свободе у взрослых весьма убоги. В них нет безбрежной природной шири. Только дети несут в себе отпечаток величия природы, которая да­рует им жизнь, вручая свободу и независи­мость. Она вручает их детям в строго опре­деленное время и в соответствии с потребно­стями ребенка. Свобода становится, таким образом, законом жизни: «Быть свободным или умереть!» Полагаю, что та же природа оказывает людям помощь и в освоении об­щественной жизни. Но если ребенок воспри­нимает общество как целостную картину, то мы, взрослые, выхватываем только отдель­ные его детали. И во взгляде малыша, кото­рый открывает в себе путь к реальности, путь к истине, больше справедливости, чем во взгляде взрослого. Истина, данная нам природой, не может быть поставлена под со­мнение, и потому детская свобода, завоевы­ваемая в процессе роста и развития, служит почвой для интересных наблюдений.

В чем цель этой постоянно растущей тяги к независимости? Где кроются ее при­чины? Она рождается в недрах формирую­щейся индивидуальности и начинает дейст­вовать сама по себе. Но природа устроила так, что всякое живое существо стремится к независимости: каждый организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок под­чиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизнен­ное правило природы. Как именно ребенок обретает независимость? – Через постоян­ные активные действия. Как он реализует свою свободу? – Через постоянные усилия. Единственное, что невозможно сделать на жизненном пути, это остановиться и замереть. Независимость не может быть статич­ной, она все время требует действий. Непрерывная работа дает человеку не только освобождение, но и силы для самоусовершенствования.

Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к об­ретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходит­ся предпринимать большие усилия. Многие взрослые полагают, что лучше всего на све­те сидеть, ничего не делать, и пусть другие работают за нас. Для таких людей идеал – это жизнь ребенка до его рождения. Они как бы стремятся вернуться в тепло материн­ской утробы и препоручить матери заботу об остальном. Взять, например, освоение речевых навыков как средства общения между людьми: если идеалом жизни был бы бесконечный покой, то ребенок просто не захотел бы прилагать усилий к тому, чтобы заговорить. Он бы не стал переходить на обычную пищу, утомлять себя ходьбой, не стал бы заставлять работать свой разум, ко­торый все время возбуждает в нем любопыт­ство, подталкивает его к познанию окружа­ющих вещей.

К счастью, дети устроены иначе. Они позволяют нам увидеть, что наставления природы весьма отличаются от тех идеалов, которые выработало человеческое общест­во. Свою независимость – телесную и ду­ховную – ребенок ищет в труде. Его не вол­нует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независи­мость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность – это фор­ма существования жизни. И если мы попы­таемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности.

Все, что сотворено природой, есть ре­зультат деятельности. Сама жизнь есть дея­тельность, и только посредством деятельно­сти она может совершенствоваться. Общест­венные устремления, приобретенные нами через опыт предшествующих поколений (со­кращение времени, затрачиваемого на труд; использование наемной силы; стремление увеличить время досуга), природа позволяет нам увидеть лишь в недоразвитых детях. По­добные устремления – признак регрессии ребенка, которому мы не помогли адаптиро­ваться к окружающему миру в первые дни после рождения и который получил отвра­щение ко всякого рода деятельности. Такой малыш будет постоянно требовать, чтобы ему во всем помогали, носили на руках или возили в коляске; он будет избегать компа­нии других детей; его сон будет долог. Все перечисленные черты указывают на вырож­дение. Это признаки того, что ребенок стре­мится к возвращению в эмбриональное со­стояние, они хорошо изучены и описаны. Нормально развивающийся ребенок стре­мится к свободе, тот же, кто избегает незави­симости, – дегенеративен.

Обучение таких детей должно быть построено особым образом. Как воспрепятст­вовать регрессии, которая задерживает нор­мальное развитие? Ведь ребенок с отклоне­ниями не любит окружающий его мир, по­скольку в нем слишком много трудностей и препятствий. Изучение отсталых детей при­вело к созданию специального направления в психологии – психопатологии. Возникает все больше детских диспансеров, выработа­ны новые методы обучения, в частности «игровая терапия». Все это важно, учитывая все возрастающее число детей с отклонениями в развитии. Педагоги считают, что такой ребе­нок должен меньше чувствовать сопротивле­ние окружающей среды. Поэтому они стара­ются уменьшить число препятствий, встре­чающихся ребенку, а по возможности – уст­ранить их полностью. Сегодня взрослые ста­раются сделать привлекательным все, что окружает ребенка, и особенно – ребенка, ко­торый испытывает неприязнь к внешнему миру. Они пытаются помочь ему, пробуждая в малыше чувства симпатии и расположения и преодолевая недоверие и неприязнь. Ре­бенку создаются особые условия для прият­ных ему занятий, поскольку активная дея­тельность необходима для развития. Прост­ранство, в котором находится ребенок, долж­но предлагать ему богатый выбор мотивиро­вок, которые подталкивают его к деятельно­сти и побуждают к обретению собственного опыта. Таковы вполне ясные принципы, ко­торые могут помочь отсталому ребенку ос­вободиться от признаков регрессии и осуще­ствить переход от безделья к труду, от пас­сивности к активности, от состояния страха, который заставляет малыша цепляться за близких, к радостной свободе, ведущей его завоевывать мир.

От бездеятельности – к труду! Вот как следует строить нашу заботу о детях, по­скольку именно так происходит развитие здорового ребенка. Это должно лечь в осно­ву новых принципов обучения и воспитания, согласно установкам природы.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей