Глава 2 МЕХАНИЗМЫ ГИПНОЗА И ВНУШЕНИЯ
В России гипноз и пути возникновения гипнотического состояния впервые стали серьезно изучать И.П. Павлов и его ученики. И.П. Павлов считал, что гипноз развивается благодаря торможению активных клеток головного мозга, когда торможение, получаемое внешними раздражителями, будь то медленное повторяющее раздражение или резкое и быстрое, приводит к развитию торможения корковых клеток. Причем он выделял различные виды торможения, в частности, сон полный, частичный и мелко раздробленный. Под мелко раздробленным сном Павлов понимал подвижное состояние коры головного мозга, когда одни участки мозга активизированы и функционируют, а другие заторможены и отдыхают. При этом «мозаика» непрерывно меняется и мелко раздробленный сон очень подвижен. К числу факторов, увеличивающих торможение, он относил и ограничение подвижности субъекта или короткие и сильные раздражения, которые также приводят к состоянию гипноза. При этом Павлов отметил, что в случае гипнотического сна оставался бодрствующий участок коры головного мозга, который он назвал сторожевым пунктом. Причем сторожевой пункт находится даже в состоянии повышенной возбудимости, как бы сопротивляясь торможению, которое наступает на него со всех сторон. Павлов считал, что сторожевой пункт характерен для частичного сна и приводил в пример мать, которая просыпается только на крик ребенка, или мельника, который спит при работающих жерновах и просыпается при их остановке. В тот момент, когда сторожевой пункт перестает со-. противляться и также затормаживается, сон из частичного переходит в полный.
По мнению Павлова, внушаемость при гипнозе как раз связана с раздробленностью клеток головного мозга, которые находятся частично в заторможенном, а частично в активизиро-
22
ванном состоянии, между ними теряются привычные связи, что приводит к функциональной расчлененности корковой деятельности. Когда на расстроенную таким образом кору как раздражитель поступает внушение специалиста, оно не встречает привычного сопротивления и согласованных действий, а благодаря незначительному сопротивлению или, можно сказать, отсутствию сопротивления распространяется на нужные участки коры. Фактически под действием внушения в коре образуются новые очаги возбуждения, которые не затормаживаются вследствие несогласованности деятельности различных участков коры. Благодаря этому внушаемость усиливается в зависимости от глубины транса, но следует заметить, что при переходе в естественный сон внушаемость исчезнет, так как уже нет сторожевых пунктов, которые были бы готовы поддерживать контакт со специалистом и принимать и проводить в нужный участок коры вербальные раздражители.
Таким образом, спящий мозг похож на географическую карту, где на относительно одинаково спящей поверхности то там, то здесь функционируют очаги возбуждения. К этим очагам возбуждения относятся и сторожевой пункт (или сторожевые пункты), которые воспринимают слова специалиста и поддерживают с ним контакт. Сюда же относятся и какие-то очаги головного мозга, возбужденные внушениями специалиста, как правило, несущие в себе ресурсы, а также очаги проблем, которые растормаживаются при вхождении пациента в транс. Проблемы начинают приближаться к осознанию, поскольку за счет погружения в транс сознание снижает свои контролирующие функции. Таким образом, мы получаем причудливую мозаику, заставляющую функционировать мозг совершенно иначе, чем в бодрствующем состоянии. От тех внушений, которые мы будем проводить, от того, как они поданы и насколько близки человеку, зависят функционирование положительных очагов и успех нашей терапии.
Фактически гипноз представляет собой избирательное внимание, при котором субъект концентрирует оставшиеся единицы внимания на внутренних раздражителях, внутренних состояниях. Мы рассчитываем, что, отрешившись от внешнего мира,
23
клиент в своем внутреннем мире найдет положительное или отрицательное состояние или борьба различных состояний привлечет его внимание. Направление транса зависит именно от того, что он найдет в своем внутреннем мире. Как правило, мы своим внушением стараемся направить внимание пациента, однако если какой-то раздражитель окажется особенно значимым, то внимание человека может быть направлено именно к нему уже на начальных стадиях погружения в транс. И нам ничего не останется делать, как работать с этим раздражителем. Если внимание пациента будет направлено на какую-то давнюю психическую травму, то он сможет пережить это состояние так, как переживал его тогда, то есть регрессировать. Однако поскольку это не единственный очаг в мозге, функционирующий за счет внушений, мы можем предложить клиенту завершить травматическое воспоминание так, чтобы он смог по-иному отнестись к данному переживанию. Фактически гипноз может делать переживания управляемыми, более того, возможен перевод переживаний внушаемых клиентов под контроль специалиста. Таким образом, специалист может фактически направлять мысли пациента. В данном случае в мозге начинает функционировать механизм научения. Если однажды пациент научился контролировать эмоции, значит, это реально для него и в перспективе возможно не только под воздействием слов гип-нотерапевта, но и по собственному желанию и даже автоматически.
Давно известно, что в состоянии гипноза могут произойти совершенно реальные изменения гормональной сферы человека, уровня биологически активных веществ, нейропиптидов и т. д. Это говорит о том, что воздействие гипноза не ограничивается только областью коры, поскольку все корковые отделы тесно связаны с подкорковыми центрами. На сегодняшний день основным «контролером», передающим возбуждение из различ- • ных отделов коры в железы внутренней секреции, иммунную систему организма, считается гипоталамо-гипофизарная система. Причем гипоталамус представляет в ней центральную нервную систему, а гипофиз — эндокринную и иммунную системы. Их тесная анатомическая связь свидетельствует об их тес-
24
ной функциональной связи, поскольку гипоталамус воспринимает нервные возбуждения от различных отделов коры головного мозга и передает их гипофизарной системе. Ранее у клиента по этому пути распространялись стрессовые воздействия, что приводило к стрессовому функционированию гипофиза и соответствующим изменениям в эндокринной и иммунных системах.
В состоянии гипноза в гипоталамо-гипофизарную систему начинают поступать совершенно иные раздражители, что, разумеется, сказывается на ее функционировании. Поскольку гуморальная система гораздо более инертна, нежели возбуждение, возникающее в коре головного мозга, то гипнотическое функционирование продолжается и в послегипнотический период, и положительные эффекты, наблюдающиеся через несколько часов и даже дней после гипнотического сеанса, по-видимому, в первую очередь связаны с деятельностью гипофизарной системы. Вырабатываемые в гипофизе гормоны и биологически активные вещества контролируют деятельность периферических желез внутренней секреции, что в свою очередь передает действие гипноза еще дальше, доводя его практически до клеточного уровня. Таким образом, слово, услышанное пациентом в состоянии транса, реально может дойти до уровня ДНК и вырабатываемых ими белков, то есть изменить функционирование человека на клеточном уровне. Это особенно показательно при работе с психосоматическими расстройствами, когда телесное заболевание излечивается не чем иным, как терапевтическим внушением.
На сегодняшний день открыты далеко не все механизмы, приводящие к терапевтическому эффекту гипноза. Однако чем больше информации мы имеем, тем гораздо менее идеалистически представляется гипноз и тем более предсказуемым и прогнозируемым становится наше воздействие на пациента. Следует сказать еще об одном физиологическом феномене, который можно считать особенно удобным для гипнотерапии. Речь идет о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Несмотря на то, что четкое распределение функций полушарий — это не что иное, как удобная метафора, все-таки
25
можно говорить о доминирующем и недоминирующем полушарии. Так, у правшей доминирующим является левое полушарие, а недоминирующим — правое. При этом эмпирическим путем было определено, что доминирующее полушарие в первую очередь берет на себя аналитическую функцию, логическое мышление. Данные функции можно соотнести прежде всего с сознанием человека, с его способностью понимать, что происходит вокруг него, анализировать причины, приведшие к данному состоянию, и предполагать его последствия. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие мира, за синтетические функции и интуитивное мышление. В восприятии мира полушария участвуют по-разному: доминирующее старается понять функционирование мира, а недоминирующее воспринимает картину целиком. Можно предположить, что проблемное функционирование как раз связано с недоминирующим полушарием, поскольку само по себе существование проблемы уже нелогично. Если проблема коренится в прошлом опыте, а прошлое уже миновало, значит, проблема должна была уйти вместе с ним. Однако она существует, и это не соответствует логике. Более того, проблема часто не поддается каким-либо логическим построениям самого человека, попыткам проанализировать то, что происходит. То есть можно предположить, что проблема человека связана с интуитивным полушарием. С этим же полушарием связано и образное мышление.
У современного взрослого человека в бодрствующем состоянии функционирует преимущественно доминирующее полушарие, подавляя деятельность недоминирующего. Однако если деятельность не видна, это не значит, что ее нет. Проблемы, коренящиеся в нем, никуда не уходят, они просто ждут своего времени, когда аналитическое полушарие окажется бессильным. Фактически это чаще будет происходить в каких-то стрессовых ситуациях или когда организм человека чем-то ослаблен.
Функционирование доминирующего полушария наиболее ярко проявляется в сновидениях, подтверждая догмат Фрейда, что сны — это королевская дорога к бессознательному. Состояние транса приводит к тому, что мы блокируем доминирующее полушарие, стараясь дать возможность функционировать
26
полушарию недоминирующему, которое и предоставляет нам материал для работы. Использование терапевтических метафор, обращений к возрастной регрессии, к эпизодам жизни клиента пробуждает образное мышление, которое также является прерогативой недоминирующего полушария, «любимого» полушария гипноза. Таким образом, подобные внушения являются наиболее эффективным средством решения проблем клиента. Цельное, объемное восприятие внушений специалиста позволяет пациенту найти в них терапевтический смысл, некое иное решение ситуации. Это напоминает процесс складывания мозаичной картины, когда многие элементы мозаики в мозгу у клиента уже есть, но не хватает каких-то деталей, которых он ждет от терапевта и получает в виде внушения. Парадоксально: предлагая внушение, терапевт никогда не может быть уверен, что клиент воспримет его именно в том смысле, который имел в виду терапевт. Но клиент обязательно воспримет внушение наиболее близким для себя способом. Недоминантное полушарие само по себе включит интуитивный поиск выхода из ситуации, которая казалась неразрешимой. Поскольку логическое полушарие вынуждает недоминирующее следовать определенным правилам, оно ограничивает его и временем, и какими-то способами функционирования. Но в состоянии транса эти границы снимаются, что позволяет интуитивному мышлению человека быть гораздо более свободным и предлагать такие решения, которые в бодрствующем состоянии не были бы восприняты и осознаны.
Следует отметить, что недоминирующее полушарие связано с чувственным восприятием окружающего мира, и это свойство также будет проявляться при гипнозе: слова гипнотера-певта моментально превращаются в чувственные осязаемые образы, которые имеют, по-видимому, и цвета, и звуки, и ощущения. Иначе говоря, любое слово, услышанное клиентом в состоянии гипноза, фактически трансформируется в нечто объемное и овеществленное, наделяется какими-то душевными, психологическими качествами, даже некой личной историей. Это является особенно убедительным для недоминирую-Щего полушария, по-видимому, именно способность к транс-
27
формации играет определенную роль при передаче сухого вербального внушения на чувственный уровень, которое затем пройдет через связи центра головного мозга с гипоталамо-ги-пофизарной системы и пойдет дальше и дальше, пока не достигнет уровня клеток.
Разумеется, состояние взаимодействия между двумя полушариями головного мозга, а фактически между сознанием и бессознательным меняется в ходе наведения транса. Ни в коем случае нельзя предполагать, что с точки зрения функционирования головного мозга гипноз похож на ныряльщика, который погружается в воду до определенной глубины, а затем выныривает. Микродинамика транса намного сложнее, потому что фактически мы используем два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы пытаемся создать торможение головного мозга за счет наведения транса, однако с другой стороны, наоборот, растормаживаем как центры, хранящие информацию о прошлом, так и центры взаимодействия с терапевтом и центры, хранящие ресурсные состояния, например, ресурсные воспоминания. То есть мы балансируем между процессами торможения и процессами возбуждения. Представляя это, мы гораздо более четко можем регламентировать свое воздействие, понимая, когда нам нужно максимальное торможение (возможно, в первую очередь для подавления восприятия информации, которая идет из внешнего мира) и когда нам нужно максимальное возбуждение (разумеется, в первую очередь, когда мы нашли интересующий нас вытесненный материал и готовы с ним работать).
Своими внушениями гипнотерапевт создает образно-чувственное восприятие, однако для него открыт и другой путь, когда он может, включая рациональное мышление, предлагать найти выход из той ситуации, которая случилась когда-то. При этом одна часть мозга пациента находится в состоянии, ассоциированном с этим воспоминанием, то есть человек как будто переживает свою психическую травму сейчас, а другая часть его мозга — аналитическая, во-первых, совершенно обоснованно сомневается в возможности такого состояния, во-вторых, вполне пригодна для поиска выхода из этой ситуации, для понимания того,
28
какие ресурсы нужны, какие последствия может дать эта ситуация, какова ее причина и так далее. Иными словами, в ходе транса мы работаем с обоими полушариями головного мозга, то активизируя, то, наоборот, подавляя их участки в зависимости от стадии психотерапевтического процесса.
В последнее время состояние транса принято считать абсолютно нормальным, естественным состоянием человеческого мозга. Некоторые исследования, в частности, работы Эрнеста Росси, сподвижника Милтона Эриксона, связывают возникновение естественного транса с ультрадианными ритмами человека, благодаря которым каждые полтора часа функциональная активность человека падает и ему нужно около 20 минут, чтобы прийти в прежнее состояние. Было доказано, что в течение этих 20 минут в организме происходит психологическая и физиологическая перестройка, которая определяет деятельность организма в течение последующих полутора часов. По-видимому, аналогом такой перестройки, которая описана для бодрствующего состояния, в сонном состоянии является быстрая фаза сна, в которой человек видит сновидения. Его мозг функционирует очень активно, возможно изменение физиологических параметров, которые могут приводить к изменению функционирования органов и систем человеческого организма.
Одним из основных показателей этого двадцатиминутного перерыва в бодрствующем состоянии является отвлечение внимания человека от окружающего мира, что делает его подозрительно похожим на состояние транса. Более того, в случае, если наблюдательный гипнотерапевт начнет наведение именно в тот момент, когда он уловил это состояние у бодрствующего клиента, то он гораздо успешнее и быстрее наведет транс и сможет его активно использовать для психотерапевтических целей.
По-видимому, какие-то глубинные центры головного мозга, отвечающие за ультрадианную организацию жизни человека, за его биологические ритмы, также играют определенную роль в жизнедеятельности мозга и могут быть нашими союзниками в наведении транса. Однако биологические ритмы являются еще мало изученным феноменом человеческой психики. Не исключено, что их изучение станет очередной главой в изучении гипноза.
29
Таким образом, гипнотическое воздействие — это в первую очередь воздействие на головной мозг человека. Однако благодаря тому, что головной мозг играет основную роль в управлении телом и психикой человека, наверное, нельзя отыскать части тела или души человека, до которой не могут «достучаться» методы гипнотического наведения. Однако в первую очередь следует помнить об уникальной индивидуальности мозговой деятельности каждого человека. Понимание нейрофизиологических особенностей гипноза и путей его реализации должно дать любому специалисту более ясное представление о том, что он делает с пациентом, куда должно быть направлено движение его мыслей и каким образом его воздействие может быть улучшено.
Возможно, придет время, когда по определенным показателям исследования мы сможем как назначать психотерапию, так и прогнозировать ее развитие, опираясь в первую очередь на функционирование головного мозга, взаимодействие его полушарий, подкорковых ядер, вегетативной нервной системы и т. д., вплоть до клеток организма, от которых ожидается ответ, соответствующий нашему гипнотическому внушению, поскольку именно изменение в клеточном реагировании является основой органного изменения, что в свою очередь приводит к изменению на уровне тела.
Глава 3 ВНУШЕНИЕ
Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гипнозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В классическом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, является доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.
Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помощью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения происходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.
Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что в бессознательном человека существует видение цели и направления движения.
Внушения могут быть вербальными и невербальными. К невербальным внушениям относятся поза, внешний вид, жесты терапевта, вид его комнаты, процедура проведения сеанса. Задача невербальных внушений — определить негласные правила поведения и взаимодействия пациента и терапевта.
Поза и жесты терапевта
Поза и жесты определяют доминирующее положение терапевта. Положение тела прямое или наклоненное вперед говорит об уверенности и готовности «пойти вперед». Взгляд должен быть прямой — необязательно немигающий, но умение
31
редко моргать свидетельствует о доминировании. Этот феномен характерен для животного мира: прямой взгляд означает вызов, и тогда более слабый отводит глаза. Мимика контролируется: лицо может быть то бесстрастным, то улыбающимся, то помрачневшим, но обязательно уверенным.
Движения терапевта также должны нести печать уверенности. Дрожащие руки, не находящие места, готовые то дернуться вперед, то спрятаться, не добавляют гипнотерапевту авторитета. Прикосновения к пациенту, в частности, к голове, к лицу, придание телу пациента или его частям (голове, рукам) определенного положения внушают пациенту, что терапевт имеет на это право, и пациент подчиняется его жестам.
Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в эффективности метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается», он может быть уверен, что не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в голосе также способствует созданию образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее — на основании отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гипнотизера, и тогда задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать клиента.
Речь терапевта должна быть четкой и внятной. При обращении к пациенту следует смотреть ему в глаза спокойно, без напряжения. Речь должна быть уверенной, лучше использовать местоимение «я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала иные его недостатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.
Внешний вид терапевта
Во внешнем виде проявляется либо идея строгости, либо (в ряде случаев) идея исключительности, принадлежности к та-
32
инству, касте, закрытой группе (что характерно для колдунов, экстрасенсов и представителей прочих псевдопсихологических течений). В медицинской и психологической среде принято носить либо белый халат, либо строгий костюм. Это подчеркивает серьезность происходящего процесса и вызывает уважение к специалисту, который его проводит.
К одежде терапевта, как правило, не предъявляют жестких требований, здесь можно ориентироваться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, естественно носить белый халат, который должен быть чистым и свежевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, однако их костюм должен быть опрятным. Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, чем одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет невербальное послание пациенту о нас, и в зависимости от этого человек бессознательно определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.
Помещение для работы
Кабинет или зал, в котором происходит гипнотерапия, является фоном для действа, и поэтому важно, что увидит пациент, придя к специалисту. Следует задуматься об интерьере своего кабинета, о том, какую информацию о вас он несет. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший сюда впервые, и насколько его мнение соответствует впечатлению, которое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в строгих тонах, свидетельствует о респектабельности врача, его прочном положении, определенном консерватизме и косвенно — о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлых тонах, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом говорит о демократизме врача, его открытости, готовности к неформальному общению.
Терапевту сложно оценить собственный кабинет, который он видит изо дня в день, к которому привык. Попробуйте посмотреть на свой кабинет глазами посетителя. Возможно, вы
3 - 2699 33
захотите добавить в него атмосферу строгости, или «поселить» в нем доверительность и открытость. Важно, что кабинет и вы должны быть гармоничны, чтобы не вызвать у пациента недоумения, неудовольствия диссонансом на уровне бессознательного восприятия вас и окружающей обстановки.
Процедура проведения сеанса
Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспомните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие пациента, уменьшить его сопротивление, научить пациента входить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать определенную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает возможность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опираясь на личность, потребности, идеалы пациента.
Виды внушений
Классифицировать внушения весьма сложно: они переплетаются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.
Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожидаемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».
Примеры прямых внушений:
• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.
• Вы будете спокойно относиться к собакам.
• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии. Они часто используются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту
34
возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом добиваясь желаемого.
Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:
1. Спать!
2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.
3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько
они различны по произнесению и возможному восприятию!
Второй класс — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно выделить следующие виды косвенных внушений.
Сложное составное внушение
Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эффекте, который терапевт хочет получить:
• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.
• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.
Последовательность принятия
Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом позволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым
з* 35
известным примером является правило четырех «да»: когда оппонент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.
• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.
• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.
Пресуппозиция
Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случиться. Предложение обычно строится как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся:
• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)
• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагается, что вы обязательно пойдете в магазин.)
Трюизмы
К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполнения пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фармакологией , знают, что в таблетках лишь определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:
• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)
36
• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)
Негативные парадоксальные внушения
Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сделать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?
Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому принципу минус на минус дает плюс.
В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.
Примеры негативных парадоксальных внушений:
• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад...» (Ходжа Насреддин).
• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (братец Кролик).
Двойная связка, или выбор без выбора
По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:
• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)
• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?
37
Метафора
Метафора может применяться как в гипнотическом погружении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:
• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно принимает на свой счет как внушения, как команды к действию;
• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения;
• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.
Контекстуальное внушение
Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмешивается, а бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:
38
«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА...»
Мобилизующие внушения
Для мобилизующих внушений используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое носит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию:
«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».
Внушения, связанные со временем
Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту предлагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять предписанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:
• У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.
• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.
Аллюзии или намеки
Этот вид внушения формируется, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек
39
должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой пациент, который приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.
Еще один пример аллюзий:
• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, почувствовать их напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)
Открытые внушения
Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следующим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист может предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:
«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».
Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |