Глава 4
ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ
Внушаемость человека совсем не связана с его восприимчивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу социально-психологических явлений и представляет собой способность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.
К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и общие факторы. Человек может либо понимать, что ему внушают, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознательную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характерны для каждого человека. Внушение, которое опирается на обход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушающего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть защитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.
Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценностях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.
Трудно сказать, как в реальности переплетаются сознательная и бессознательная внушаемость, хотя когда мы говорим о гипнозе, то имеем в виду прежде всего внушаемость бессознательную. Бернгейм определял внушаемость как способность
41
поддаваться влиянию идеи, воспринятой мозгом. В гипнотическом состоянии внушаемость, безусловно, повышается, хотя внушение возможно и в состоянии бодрствования. Это связано с тем, что в состоянии гипноза хотя бы частично снимается контроль сознания, и таким образом внушение не подвергается столь строгой критике. И чем глубже это состояние, тем меньше сопротивление внушению.
Внушаемость — это свойство любого нормального человека, любой здоровой и нездоровой личности. Чем более внушаем человек, тем меньше доказательств или собственных >мо-заключений ему нужно для того, чтобы принять чужую идею. Следует разделять гетеровнушаемость и аутовнушаемость. В первом случае мы говорим о возможности внушения со стороны другого человека, во втором о самовнушении. Самовнушения могут вызывать терапевтический эффект, однако именно на их основе возникают заболевания, проблемы человека, а также формируются его мнения об окружающих. У одного человека может преобладагь либо самовнушение, либо гетеровну-шение Таким образом, человек, хорошо умеющий внушить себе что-либо, оказывается в затруднении и не может принять внушение со стороны, которое, возможно, нейтрализовало бы воздействие первого внушения. Это серьезная проблема, которая может иметь серьезные терапевтические последствия.
Внушаемость в гипнозе во многом объясняется еще и верой пациента в силу терапевта. Она может основываться как на сознательном доверии к знаниям специалиста, так и на ощущении беззащитности в состоянии транса. Однако нельзя уповать в гипнозе на внушаемость клиента, так как глубокое погружение в транс — это еще не обязательство клиента перед терапевтом принять определенное внушение.
Внушаемость, безусловно, зависит от того, что именно внушается клиенту. Если внушения близки и понятны ему или, наоборот, непонятны, но значительны, возможность принятия внушений намного больше, чем в случае понятных внушений, с которыми у клиента возникает сознательное несогласие.
Первое впечатление о внушаемости может оказаться ложным: например, глядя на бодрого, активного, явно сопротивляющегося клиента, мы можем предположить, что внушаемость
42
его низка. Только по результатам терапевтической работы можно окончательно определить уровень внушаемости, и может оказаться, что подобный пациент легко поддается как внушению, так и гипнозу.
Внушаемость во многом зависит от техники, которую использует специалист, и если он виртуозно владеет множеством разнообразных приемов и подходов, то шансов на успех его терапевтического воздействия будет гораздо больше.
Возможно, феномен внушаемости изначально базируется на жела*нии человека передать ответственность за какие-то поступки или принятие решения другому человеку. А более широко это можно определить как желание передоверить то, в чем ты не компетентен и не уверен, другому, более авторитетному лицу.
Эффективность внушения зависит не только от того, что говорится, но и от того, каким образом произносится та или иная фраза. Очень важна эмоциональная окраска сказанного. Фраза, произнесенная тихо, равнодушно или вяло, имеет мало шансов стать внушением, в то время как слова, сказанные бодро, четко, на эмоциональном подъеме, безусловно, западут в душу клиента и останутся там, поскольку существует представление, что именно такие слова и именно так должен говорить авторитетный человек. Как правило, эффект внушения вызывают фразы, сказанные после раздумья, так, будто они имеют характер умозаключений, сделанных после цепочки логических рассуждений и произнесенных уверенным тоном, словно речь идет о чем-то само собой разумеющемся. Позитивное отношение к гипнотерапевту и ситуации, в которой происходит терапевтическая работа, способно выровнять негативное отношение к возможному внушению, заставить принять даже то, что в другой ситуации было бы невозможно.
Понятием, близким к внушаемости, является гипнабель-ность. Под гипнабельностью понимают способность пациента достигать определенного уровня гипнотического состояния. Восприимчивость к гипнозу — очень важная проблема для гип-носуггестивной терапии, поскольку от уровня погружения пациента в транс и даже от самой возможности его погружения зависит гипнотическое воздействие. Разумеется, каждый раз нас интересует, насколько глубоко способен погрузиться в транс
43
именно данный конкретный пациент. А начинающие психотерапевты часто интересуются, кто может овладеть искусством гипнотизации. Начнем со второго вопроса: искусством гипнотизации может овладеть любой человек, независимо от конституциональных особенностей, цвета глаз или волос. Возможно, оно частично зависит от умения говорить и излагать свои мысли. Однако такое искусство легко воспроизводимо. При желании этому можно научиться, хотя, конечно, косноязычный, заикающийся терапевт, не умеющий грамотно говорить, скорее всего будет раздражать своего пациента, особенно если тот хорошо образован и эрудирован.
Дискуссия о восприимчивости к гипнозу, или гипнабель-ности, продолжается до сих пор. Однако и по сей день остается не очень понятным, на чем основана гипнабельность — на конституциональных особенностях, на мотивации пациента к психотерапевтической работе, на других характерологических особенностях, на свойстве личности гипнотизера или еще на каких-то других неучтенных свойствах? По-видимому, придется начать с того, что при погружении в первый транс в своей жизни пациент, как правило, погружается достаточно неглубоко и в течение нескольких погружений учится погружаться все глубже и глубже. В дальнейшем уровень погружения в гипнотическое состояние зависит от многих факторов, т. е. он может колебаться, т. е. становиться то более глубоким, то менее. Т. е. можно предположить, что пациент достиг какого-то рубежа, который характерен для его теперешнего состояния. Однако не исключено, что через некоторое время, год или два, повторная проблема приведет его к нам, уровень его восприимчивости к гипнозу может быть иным.
Форель считал, что каждый психически здоровый человек может быть в той или иной степени восприимчив к гипнозу. Психически больные лица по-разному поддаются действию гипноза. Мало восприимчивы к нему больные с умственной отсталостью, восприимчивость больных неврозами может меняться от сильной, вплоть до сомнамбулического состояния, до полной невосприимчивости. При этом вполне возможно, что невосприимчивость к гипнозу может соседствовать с повышенной внушаемостью, особенно в том, что касается их собствен-
44
ного здоровья. Психотические больные часто бывают невосприимчивыми к гипнозу. Особенно восприимчивыми являются больные алкоголизмом. Считается, что дети до трех лет совершенно невосприимчивы к гипнозу, а дети в возрасте от трех до восьми лет с большим трудом поддаются обычным способам гипнотического воздействия. Однако при работе с ними весьма эффективны приемы гипносуггестивной терапии с использованием волшебных сказок или терапевтических метафор. Невосприимчивость к гипнозу у подростков, как правило, может бь1ть связана с достаточно быстрыми и непоследовательными мыслительными процессами, возможно, им трудно сконцентрировать свое внимание на одной теме, не исключено, что даже обмен веществ в данном случае «играет» против гипнотического состояния.
Большая часть исследователей сходятся на том, что национальность не влияет на способность к гипнозу. Однако в порядке казуистики можно упомянуть одну из работ Джеймса Бреда, в которой он указывал на особую восприимчивость русских. Не знаю, может ли это утверждение вселить уверенность в отечественных гипнологов, однако кажется, что его следует воспринимать с известной долей скептицизма.
Пациенты более молодого возраста более гипнабельны, чем пожилые люди, возможно, потому, что им свойственна такая скорость мыслительных процессов, которая наиболее приемлема для гипноза. Пожилые люди отличаются определенной ригидностью мышления, что, возможно, мешает воспринимать гипноз. Пожилой возраст не является противопоказанием для гипноза, но, по наблюдениям Нансийской школы, пожилые люди гораздо меньше подвержены явлению постгипнотической амнезии.
На восприимчивость к гипнозу безусловно оказывает влияние обстановка, в которой проводится сеанс. Помещение, в котором происходит процесс гипнотизации, должно быть по возможности безопасным. Кресла и кушетки должны быть удобными, а звуковой фон — незначительным. Лучше всего предоставить пациенту самому выбирать место в помещении, поскольку на бессознательном уровне для него может иметь значение то, в какой точке комнаты он находится. Некоторые люди
45
избегают садиться спиной к двери или принимать такое положение, когда врач находится за их спиной. Возможно, это внушает им недоверие и усиливает невосприимчивость к гипнозу.
Имеет значение даже то, с какой стороны врач подходит к своему пациенту и на какое расстояние приближается, поскольку недопустимо, чтобы он случайно вторгся в личное пространство клиента. У каждого человека свое собственное личное пространство, и определить его размеры можно, только наблюдая за реакцией пациента на ваше приближение. Следует заметить, что личное пространство у жителей сельской местности намного больше, чем у жителей крупных городов.
Как правило, гипнотизация проводится в состоянии, в котором возможно мышечное расслабление или определенная остановка движений, поскольку мышечная активность обычно соответствует активности психической, которая будет затруднять гипнотизацию.
Интеллектуальный уровень пациента обычно незначительно влияет на восприимчивость к гипнозу. Хотя уже отмечалось, что умственно отсталые люди крайне сложно поддаются гипнотическому воздействию. Лица же с хорошо развитым интеллектом порой достаточно критически относятся к словам специалиста, порой воспринимая их с некоторым недоверием, поскольку они привыкли иметь самостоятельное суждение об окружающем мире, основанное на собственных представлениях. А вот люди, имеющие гуманитарное образование и по роду деятельности привыкшие говорить о душе, развитии и т. п., как правило, более податливы к гипнозу, поскольку то, что происходит, соответствует их мышлению.
Некоторые исследователи соотносят восприимчивость к гипнозу с привычкой к послушанию и субординации. В частности, говорят о более значительной восприимчивости к гипнозу у военных, чиновников, находящихся на низших ступенях иерархической лестнице, и других подобных групп пациентов.
Важно упомянуть об особенностях актуального состояния клиента: уровень готовности к погружению в транс во многом зависит от его мотивации. Если мотивация к излечению высока и клиент осознает, что излечение наступит только в резуль-
46
тате гипнотического воздействия, то такая готовность подстегнет его и будет способствовать достаточно глубокому погружению в транс. Однако еще Бехтерев предостерегал против переоценки подобного фактора, предупреждая о том, что сильные эмоции, то есть сильное желание войти в гипнотическое состояние и его ожидание могут привести к перегоранию пациента и стать причиной того, что он не сумеет войти в транс.
Кроме того, погружение в транс может быть блокировано другими сильными эмоциями. Нередко постоянные мысли о предстоящей встрече, о тяжелой болезни кого-то из близких, о проблемах в семье и т. п. мешают пациенту сосредоточиться на словах гипнолога и на своих собственных ощущениях.
Мешают вхождению в гипноз и различные соматические симптомы, такие, как кашель, насморк, боли. Препятствием наведению гипнотического состояния могут стать слишком низкая либо слишком высокая температура в помещении, неудобное кресло и другие телесные неудобства, которые испытывает пациент.
Восприимчивость субъекта к гипнозу может повышаться, когда он видит других людей, погружающихся в транс и как будто демонстрирующих ему дорогу и возможности этого состояния.
Следует отметить, что восприимчивость клиента к гипнозу во многом зависит от его гипнотерапевта, и если один легко вызывает гипнотическое состояние у большинства субъектов, то другой будет довольствоваться лишь одним загипнотизированным из десяти.
Готовность пациента к гипнозу может подогреваться рассказами его друзей и сослуживцев о специалисте, к которому они порекомендовали обратиться, а также общественным мнением и частым упоминанием его имени в средствах массовой информации. Внешний вид и умение подать себя во многом определяет успех и социальный статус гипнотерапевта.
Что касается не восприимчивости к гипнозу, то прежде всего следует совершенно определенно сказать: если человек не хочет быть загипнотизированным, специалист не сможет ввести его в гипнотическое состояние, если только не прибегнет к уловкам, которые усыпят бдительность клиента.
47
Невосприимчивость человека к гипнозу или неспособность войти в данный момент в гипнотическое состояние обычно определяют как сопротивление. Сопротивление клиента может быть сознательным и бессознательным. Часто невосприимчивость к гипнозу бывает обусловлена боязнью гипнотического состояния, непониманием того, к чему оно может привести. При этом следует различать боязнь воздействия со стороны гип-нотерапевта и боязнь собственных внутренних проявлений, которые могут возникнуть. Сюда же относится привычка к чрезмерному контролю за всеми внутренними и внешними процессами.
Некоторые пациенты бессознательно противятся любому воздействию, с чей бы стороны оно не исходило. В таком случае противодействие гипнотическому внушению будет только привычным стереотипом поведения пациента. Чрезмерное сотрудничество также может оказать медвежью услугу гипноте-рапевту, когда пациент, пытаясь понять, чего от него хотят, постоянно находится в бодрствующем состоянии и даже пробуждает себя от гипнотического сна в стремлении определить желания гипнолога и соответствовать его ожиданиям. Подобное поведение может сочетаться с резкими выходами из гипнотического состояния, с поддакиванием гипнотерапевту, что безусловно мешает процессу.
Другие пациенты считают необходимым проанализировать и найти смысл во всех словах гипнотерапевта. Это держит их сознание в возбужденном состоянии и затрудняет погружение в гипнотический транс. Когда пациент демонстрирует признаки сопротивления, терапевт должен решить, какую стратегию он будет использовать: следует ли ему сломить сопротивление или обойти его. Для этого существуют специальные приемы, хотя нам кажется, что решение обойти сопротивление и даже использовать его является более мудрым и более экологичным для пациента.
Глава 5 РАППОРТ
Раппорт — достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодействие терапевта и пациента в период гипнотического транса. С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в головном мозге на слова специалиста.
Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в головном мозге с так называемым «сторожевым пунктом» по Павлову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко разграничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию мигрированием зоны раппорта по головному мозгу, «включением» новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализатором и его представительством в коре головного мозга. Формирование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объясняет феномен «диссоциации», получаемый в трансовом состоянии. Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их использования и превращаться в «спящие» участки коры.
Различают изолированный и генерализованный (или распространенный) раппорт. При изолированном раппорте субъект находится только в контакте с терапевтом. Внушения от другого человека им не воспринимаются. Вероятно, слуховой анализатор очень точно настраивается на интонации голоса шпнотера-певта, что приводит к «отсеканию» иных звуков, невосприимчивости к словам, произнесенным другим голосом. Подобное
4 — 2699
49
состояние чаще формируется самопроизвольно, но может быть закреплено внушениями. С помощью внушений гипнотерапев-та раппорт (право внушать) может быть передан другому человеку. В таком случае он перестает быть изолированным.
В целом ряде случаев раппорт изначально становится генерализованным, что определяет возможность подчинения пациента внушениям разных людей, находящихся рядом с ним в момент транса. Можно сказать, что в таком случае любой желающий может наладить с ним продуктивный вербальный контакт.
Готовность к раппорту со знакомым гипнотерапевтом сохраняется, что облегчает наступление повторных трансов. Возможно, основой для облегчения повторного установления рал-порта служит возникшая условно-рефлекторная связь или психологически обусловленное усиление доверия терапевту после удачной работы.
В психологии под раппортом понимают гораздо более широкое явление доверительного взаимодействия между людьми. Создается «область доверия», которая объединяет терапевта и клиента. Раппорт такого рода должен облегчить как вхождение в транс, так и всю психотерапевтическую работу, к которой следует отнести предварительную беседу, подготовку к трансу, непосредственно транс и завершение встречи с возможным домашним заданием.
Безусловно, «лакмусовой бумагой» раппорта является погружение в транс, но без доверия и согласия он не будет качественным или вовсе не состоится.
Можно ли создать технологию установления раппорта? Разумеется, стопроцентный успех во взаимодействии невозможно гарантировать, но увеличить свои шансы вы можете.
На гипнотическом сеансе большую часть времени психотерапевт тратит на сбор информации о пациенте. Мы наблюдаем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент предоставляет массу информации, и очень важно принять ее, а не пропустить. Психотерапевт в этот момент должен уподобиться ребенку, который воспринимает окружающий мир широко раскрытыми глазами и способен замечать, как ползет букашка по цветку, ощущать, как травинка щекочет ногу, и многое дру-
50
roe. Продолжая что-то делать и говорить, мы следим за тем, как пациент реагирует на наши действия, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей совместной работы.
Первой задачей психотерапии является установление доверия между пациентом и психотерапевтом. Хорошо, когда пациент приходит к вам по рекомендации своих друзей, родственников, тех, кто уже был у вас и кому вы помогли. Это сразу облегчает дело: он уже имеет определенный запас доверия к вам. А если человек пришел к вам по какой-то рекламе, по назначению другого специалиста или просто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незнакомый. Его беспокоит серьезная проблема, которая, как правило, имеет многолетнюю историю и уже пустила мощные корни. С ней надо основательно работать и, возможно, работа будет болезненной. Иными словами, он готов поделиться сокровенным, заведомо понимая, что вы можете причинить ему психологическую боль.
Для поиска путей создания раппорта существует ряд способов, которые называются присоединением или подстройкой. Выделяют несколько видов присоединения.
Присоединение по речи пациента
Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В его рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость голоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь тоже говорить тихо. Раз пациент так говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит медленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Это поможет вам наладить взаимодействие и уменьшить настороженность пациента — чаще всего своего отражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предположили, что если пациент будет говорить громче, то он будет
51
чувствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяетесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно увеличивая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, следуя за вами, тоже начал говорить громче.
Присоединение по значимым словам, речевым оборотам
Внимательно слушайте речь человека, обращая внимание на то, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окружающий мир, характеризует свою проблему, какими словами определяет желаемый результат терапии. Слова, которые человек произносит, для него могут значить многое — они являются ключевыми. Попытайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время беседы вы можете не заметить всех тонкостей речи пациента, а также того, что говорили ему вы и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, сделайте аудиозапись и прослушайте ее после сеанса. У вас могут появиться другие идеи и совсем другой взгляд на пациента и на его проблему, когда спустя некоторое время вы услышите то, что говорилось на сеансе.
Опираясь на ключевые слова и выражения из речи пациента, вы можете задавать вопросы, и они будут ему понятны. В дальнейшей работе эти слова можно использовать при формулировании внушений, потому что внушения, в которые включены собственные слова пациента, намного эффективнее тех, в которых вы используете только свои слова. Безусловно, существует определенный набор слов, фраз, комфортных для любого человека: счастье, радость, отдых и т. д , но все-таки гораздо эффективнее пользоваться словами, которые вам дал сам пациент.
Присоединение по репрезентативным системам
Люди бывают разные, однако условно их можно подразделить на большие группы по способу восприятия окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию.
52
Существует пять органов чувств или пять систем восприятия (их еще называют репрезентативными системами), через которые человек познает окружающий мир:
• зрение или визуальная система,
• слух или аудиальная система,
• кинестетическая система, которая включает в себя совокупность различных рецепторов, расположенных по всему телу,
• осмическая (густаторная) система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса,
• обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха.
Очень часто осмическую и ольфакторную систему для простоты объединяют с кинестетической системой.
Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы. В этих системах воспоминания и жизненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем воспроизводить информацию в виде образов, другие — в форме звуков, третьи пользуются ощущениями.
Большинство людей предпочитают воспринимать мир через зрение и использовать для мыслительных процессов образы. В таком случае можно говорить о том, что для данного человека ведущей репрезентативной системой является визуальная, то есть его мыслительная информация может быть репрезентирована (представлена) в визуальных образах. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 2—3%, то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей аудиальной системой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком. Если к вам приходит человек и говорит, что он композитор, то скорее всего перед вами аудиал. В ряде случаев аудиальная система развивается компенсаторно, при патологии органа зрения. У некоторых людей лучше развита кинестетическая система, кто то предпочитает распознавать мир через ощущения, прикосновения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пушистым. Это кинестетики.
53
Каким образом можно определить, какой системой человек преимущественно пользуется? Для этого существует несколько способов. Необходимо послушать человека, поговорить с ним, понаблюдать за ним.
Самый известный способ определения ведущей репрезентативной системы — по движениям глаз:
Для правшей
Когда перед вами визуал, вы увидите, что, обращаясь к собственным мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном воспоминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причем это будет правильно и для аудиалов, и для кинестетиков. Однако важно то, что глаза находятся в «верхнем этаже» поля зрения. Некоторые визуалы будут смотреть прямо перед собой, расфокусируя взгляд. Это означает, что человек где-то в пространстве создает невидимый для нас (да и для себя самого эк-
54
ран), на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован даже на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание невидимых картин.
Поскольку речь идет о целой системе репрезентации себя, своих мыслей, можно выделить и другие черты, характерные для визуала. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое — то, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты визуала чаще всего острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При разговоре визуал старается смотреть на собеседника или над ним. Как правило, заметно, что тонус его мышц повышен, тело находится в готовности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное. В речи он употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу... яркий, светлый, цветной». Он будет описывать образы и их изменения как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.
Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы соотнося сказанные слова со своими ощущениями. При обращении к внутреннему миру глаза, как правило, опускаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево — для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам и ощущениям. В его речи встречаются слова, которые характеризуют кинестетическую систему: «мягкий», «тяжелый» или «легкий», «чувствительный» и т. п. Мышцы тела у него обычно расслаблены. Достаточно часто кинестетик предпочитает мягкую, удобную одежду, которая может не так эффектно выглядеть, однако доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестикуляция скупая: жестов либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в разговоре о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях у него проявляется вегетативно-сосудистая реакция, то есть появля-
55
ется румянец или капельки пота. Это характерно для кинесте-тиков. Если приводить пример персонажа, который иллюстрировал бы кинестетический тип, прежде всего следует назвать Деда Мороза — с румяным лицом, округлыми формами, в теплой, уютной одежде.
Аудиал по внешним проявлениям, пожалуй, ближе к визуа-лу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности, и прежде всего голос. Голос у аудиала очень хорошо модулирован, потому что он является основным способом презентации себя окружающему миру. Аудиал может говорить то тихо, то громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас. Для вашего общения с аудиалом будет иметь значение то, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов, как правило, бывает немного. Порой аудиал совершает круговой жест около уха, подчеркивая, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, это зависит от того, насколько ему сейчас нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи.
Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентативных системах, следует уточнить, что у каждого человека в той или иной степени развиты все три системы, и в зависимости от потребности он может переключаться в каждую из них. Безусловно, ведущей остается система излюбленная. Когда пациент приходит к нам в своих переживаниях, преимущественно функционирует как раз его ведущая система, а остальные подавлены. И тогда одним из способов терапии может стать разблокирование угнетенных систем.
Присоединение по позе и жестам
Этот вид присоединения важен в момент беседы с пациентом (особенно первой беседы, когда происходит налаживание контакта) и в ходе гипнотической работы. Смысл такого присоединения состоит в том, что на телесном уровне вы показы-
56
ваете человеку его подобие, как бы соглашаясь с ним, поддерживая его. При этом будьте внимательны: не стоит отзеркали-вать вычурных поз, поз агрессии и пр., что может быть воспринято как издевательство. Присоединение должно быть логичным и рациональным. Важным условием присоединения является ваше ощущение комфорта. Если его не испытываете, то о каком успехе взаимодействия может идти речь? Присоединение по позе и жестам — непростой навык. Поза человека привычна и естественна для него, а не для вас, он часто меняет позу и по-разному жестикулирует. Детально уследить за этим во время беседы сложно или почти невозможно. Поэтому примите удобную для вас позу, примерно соответствующую позе пациента (если он сидит, положив ногу на ногу, сядьте приблизительно так же), постарайтесь понять логику жестикуляции и дайте свободу своим движениям, изредка проверяя, насколько вы продолжаете находиться в присоединении.
Присоединение по дыханию
Это важный вид присоединения, особенно в гипнозе. Присоединение по дыханию происходит, когда вы синхронизируете свой вдох со вдохом пациента и свой выдох с его выдохом. Дыхание — важнейший биологический ритм человека, и когда вы дышите в унисон, происходит взаимодействие на глубоком бессознательном уровне. На уровне присоединения по дыханию можно успокоить человека, синхронизируясь с ритмом его дыхания, вначале, как правило, учащенным, а затем, постепенно урежая свое дыхание, сделать его дыхательные движения более редкими и ритмичными, что приведет к успокоению, а при желании и к погружению в транс. Ведь в трансе дыхание пациента становится более медленным, плавным, ритмичным. И наоборот, вы можете помочь пациенту вернуться из транса, учащая свое дыхание, делая его более глубоким, интенсивным.
Если присоединение по дыханию по тем или иным причинам вызывает у вас дискомфорт (например, пациент страдает бронхиальной астмой, бронхитом или иным заболеванием органов дыхания, если его дыхание в норме слишком редкое или
57
слишком часто), не присоединяйтесь, помните о своем комфорте.
Собственный комфорт терапевта — это такое же важное условие работы, как и комфорт пациента: если, присоединившись к дыханию пациента, вы испытываете дискомфорт, скорее всего, эти чувства передадутся ему. Существуют другие способы присоединения к дыханию, например, присоединение жестами — покачивание головой, туловищем, ногой в такт дыхания другого. Этот способ присоединения настолько естественен, что использовать его очень легко. Кто из нас не кивал головой в такт речи собеседника? А ведь говорит человек всегда на выдохе, и получалось, что мы подтверждали кивком выдох человека, которого слушали.
Когда человек говорит, его дыхание, как правило, достаточно сбивчиво. В этот момент не имеет смысла старательно присоединяться к нему по дыханию, сосредоточьтесь на других видах присоединения. Если вам плохо видно, как дышит собеседник, внимательнее понаблюдайте за движениями груди, живота, складок одежды, часто дыхательные движения бывают хорошо заметны по подъему плеч, движению складок на шее.
Присоединение по дыханию особенно важно в гипнозе, потому что мы тоже говорим на выдохе — то есть, соответственно, и на своем выдохе, и на выдохе пациента. Следует помнить, что физиологически на выдохе человек расслабляется. Если для того, чтобы вдохнуть, ему нужно напрячь мышцы грудной клетки, то выдох — это процесс пассивный, и когда человек выдыхает, он расслабляется и телесно, и психически. В момент выдоха, при расслаблении легче проводить внушения. Фразы, сказанные на вдохе, имеют стимулирующий характер. Обычно мы говорим на вдохе пациента, то есть выходим из присоединения, когда пришло время выводить его из транса.
Ценностное присоединение
Следует выделить индивидуальные и культуральные ценности пациента. Последние особенно важно учитывать, когда мы сталкиваемся с людьми другой культуры, другой национально-
58
сти. Данные ценности характерны не для одного человека, а для целого народа, а мы, в силу принадлежности к другой нации, можем не знать этих культуральных особенностей. У разных народов уважение к старшим, уважение к женщине, стремление к единству своего народа и другие культурные нормы могут быть в разной степени значимыми. Если вам предстоит работать с представителем другой культуры, сначала необходимо побеседовать об особенностях данной культуры, поскольку нередко то, что считается нормой в одной культуре, в другой воспринимается как нечто неприемлемое. Скажем, если сейчас в русской культуре достаточно распространено моральное и материальное главенство женщины в семье, то в азиатских культурах это совершенно невозможно.
Присоединение по ценностям не означает безусловное принятие ценностей собеседника, оно предполагает лишь принятие этих ценностей без отторжения и немедленных попыток перевоспитать пациента. Мы уважаем человека, принимаем его таким, какой он есть, без комментариев и собственных характеристик. Трансформация ценностей — одна из сложнейших задач психотерапии. Обязательным условием для этого является уважение ценностей и личности человека. Ценности возникают не на пустом месте, как результат беспочвенных умозаключений, они представляют собой концентрированный опыт человека и создаются для максимального приспособления личности к окружающему миру. Как правило, изменению ценностных систем предшествует длительная и кропотливая работа, в основе которой лежит базовый принцип медицины «Не навреди».
Если при присоединении к человеку у вас возникает внутреннее сопротивление, попробуйте разобраться, что в вас «срезони-ровало», какие ваши собственные мысли и устои отталкивают вас, и если отторжение продолжается, откажитесь от работы с этим человеком. Чтобы подобные проблемы не возникали, жестко очерчивайте границы между работой и остальной жизнью.
Присоединяться к другому человеку трудно только на первых порах. Когда навык присоединения уже вырабатывается, этот процесс происходит автоматически: вы делаете это, даже не вспоминая и не проверяя себя.
59
Чем лучше вы присоединяетесь к пациенту, тем вернее входите в его внутренний мир. Между вами действительно устанавливается внутренняя духовная связь. Глубокое присоединение вы могли наблюдать в семейных парах, когда у супругов возникают одни и те же мысли, одни и те же чувства и реакции на сходные ситуации. Они даже могут понимать друг друга, не пользуясь словами. Раппорт такого уровня достигается со временем.
Психотерапевты ограничены во времени, нам не дано несколько лет, чтобы присоединиться к нашему пациенту и понимать его как родного и близкого человека. Но у нас есть определенные приемы присоединения, которые позволяют сделать это достаточно быстро и качественно. Чем лучше мы присоединимся к человеку, тем лучше сможем его понять. При идеальном присоединении у нас могут появляться даже одинаковые чувства. В нас словно просыпается шестое чувство, которое не зависит от первых пяти, опирающихся на репрезентативные системы. Хотя на самом деле это не что иное, как производное первых пяти органов чувств.
Раппорт, как инструмент первой необходимости, способен помочь нам в самых сложных ситуациях, и умение его создавать во многом предопределяет успех терапии.
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ГИПНОТИЗИРОВАНИЯ
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |