Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница3 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Глава 4

ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ

Внушаемость человека совсем не связана с его восприим­чивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу соци­ально-психологических явлений и представляет собой способ­ность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.

К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и об­щие факторы. Человек может либо понимать, что ему внуша­ют, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознатель­ную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характер­ны для каждого человека. Внушение, которое опирается на об­ход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушаю­щего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть за­щитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.

Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценнос­тях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.

Трудно сказать, как в реальности переплетаются сознатель­ная и бессознательная внушаемость, хотя когда мы говорим о гипнозе, то имеем в виду прежде всего внушаемость бессозна­тельную. Бернгейм определял внушаемость как способность

41

поддаваться влиянию идеи, воспринятой мозгом. В гипноти­ческом состоянии внушаемость, безусловно, повышается, хотя внушение возможно и в состоянии бодрствования. Это связа­но с тем, что в состоянии гипноза хотя бы частично снимается контроль сознания, и таким образом внушение не подвергает­ся столь строгой критике. И чем глубже это состояние, тем мень­ше сопротивление внушению.

Внушаемость — это свойство любого нормального челове­ка, любой здоровой и нездоровой личности. Чем более внуша­ем человек, тем меньше доказательств или собственных >мо-заключений ему нужно для того, чтобы принять чужую идею. Следует разделять гетеровнушаемость и аутовнушаемость. В первом случае мы говорим о возможности внушения со сторо­ны другого человека, во втором о самовнушении. Самовнуше­ния могут вызывать терапевтический эффект, однако именно на их основе возникают заболевания, проблемы человека, а так­же формируются его мнения об окружающих. У одного чело­века может преобладагь либо самовнушение, либо гетеровну-шение Таким образом, человек, хорошо умеющий внушить себе что-либо, оказывается в затруднении и не может принять вну­шение со стороны, которое, возможно, нейтрализовало бы воз­действие первого внушения. Это серьезная проблема, которая может иметь серьезные терапевтические последствия.

Внушаемость в гипнозе во многом объясняется еще и верой пациента в силу терапевта. Она может основываться как на со­знательном доверии к знаниям специалиста, так и на ощуще­нии беззащитности в состоянии транса. Однако нельзя уповать в гипнозе на внушаемость клиента, так как глубокое погруже­ние в транс — это еще не обязательство клиента перед терапев­том принять определенное внушение.

Внушаемость, безусловно, зависит от того, что именно вну­шается клиенту. Если внушения близки и понятны ему или, наоборот, непонятны, но значительны, возможность принятия внушений намного больше, чем в случае понятных внушений, с которыми у клиента возникает сознательное несогласие.

Первое впечатление о внушаемости может оказаться лож­ным: например, глядя на бодрого, активного, явно сопротив­ляющегося клиента, мы можем предположить, что внушаемость

42

его низка. Только по результатам терапевтической работы мож­но окончательно определить уровень внушаемости, и может оказаться, что подобный пациент легко поддается как внуше­нию, так и гипнозу.

Внушаемость во многом зависит от техники, которую ис­пользует специалист, и если он виртуозно владеет множеством разнообразных приемов и подходов, то шансов на успех его те­рапевтического воздействия будет гораздо больше.

Возможно, феномен внушаемости изначально базируется на жела*нии человека передать ответственность за какие-то поступ­ки или принятие решения другому человеку. А более широко это можно определить как желание передоверить то, в чем ты не компетентен и не уверен, другому, более авторитетному лицу.

Эффективность внушения зависит не только от того, что говорится, но и от того, каким образом произносится та или иная фраза. Очень важна эмоциональная окраска сказанного. Фраза, произнесенная тихо, равнодушно или вяло, имеет мало шансов стать внушением, в то время как слова, сказанные бод­ро, четко, на эмоциональном подъеме, безусловно, западут в душу клиента и останутся там, поскольку существует представ­ление, что именно такие слова и именно так должен говорить авторитетный человек. Как правило, эффект внушения вызы­вают фразы, сказанные после раздумья, так, будто они имеют характер умозаключений, сделанных после цепочки логичес­ких рассуждений и произнесенных уверенным тоном, словно речь идет о чем-то само собой разумеющемся. Позитивное от­ношение к гипнотерапевту и ситуации, в которой происходит терапевтическая работа, способно выровнять негативное отно­шение к возможному внушению, заставить принять даже то, что в другой ситуации было бы невозможно.

Понятием, близким к внушаемости, является гипнабель-ность. Под гипнабельностью понимают способность пациента достигать определенного уровня гипнотического состояния. Восприимчивость к гипнозу — очень важная проблема для гип-носуггестивной терапии, поскольку от уровня погружения па­циента в транс и даже от самой возможности его погружения зависит гипнотическое воздействие. Разумеется, каждый раз нас интересует, насколько глубоко способен погрузиться в транс

43

именно данный конкретный пациент. А начинающие психоте­рапевты часто интересуются, кто может овладеть искусством гипнотизации. Начнем со второго вопроса: искусством гипно­тизации может овладеть любой человек, независимо от консти­туциональных особенностей, цвета глаз или волос. Возможно, оно частично зависит от умения говорить и излагать свои мыс­ли. Однако такое искусство легко воспроизводимо. При жела­нии этому можно научиться, хотя, конечно, косноязычный, заикающийся терапевт, не умеющий грамотно говорить, ско­рее всего будет раздражать своего пациента, особенно если тот хорошо образован и эрудирован.

Дискуссия о восприимчивости к гипнозу, или гипнабель-ности, продолжается до сих пор. Однако и по сей день остается не очень понятным, на чем основана гипнабельность — на кон­ституциональных особенностях, на мотивации пациента к пси­хотерапевтической работе, на других характерологических осо­бенностях, на свойстве личности гипнотизера или еще на ка­ких-то других неучтенных свойствах? По-видимому, придется начать с того, что при погружении в первый транс в своей жиз­ни пациент, как правило, погружается достаточно неглубоко и в течение нескольких погружений учится погружаться все глуб­же и глубже. В дальнейшем уровень погружения в гипнотичес­кое состояние зависит от многих факторов, т. е. он может коле­баться, т. е. становиться то более глубоким, то менее. Т. е. мож­но предположить, что пациент достиг какого-то рубежа, кото­рый характерен для его теперешнего состояния. Однако не исключено, что через некоторое время, год или два, повторная проблема приведет его к нам, уровень его восприимчивости к гипнозу может быть иным.

Форель считал, что каждый психически здоровый человек может быть в той или иной степени восприимчив к гипнозу. Психически больные лица по-разному поддаются действию гипноза. Мало восприимчивы к нему больные с умственной от­сталостью, восприимчивость больных неврозами может менять­ся от сильной, вплоть до сомнамбулического состояния, до полной невосприимчивости. При этом вполне возможно, что невосприимчивость к гипнозу может соседствовать с повышен­ной внушаемостью, особенно в том, что касается их собствен-

44

ного здоровья. Психотические больные часто бывают невосп­риимчивыми к гипнозу. Особенно восприимчивыми являются больные алкоголизмом. Считается, что дети до трех лет совер­шенно невосприимчивы к гипнозу, а дети в возрасте от трех до восьми лет с большим трудом поддаются обычным способам гипнотического воздействия. Однако при работе с ними весь­ма эффективны приемы гипносуггестивной терапии с исполь­зованием волшебных сказок или терапевтических метафор. Невосприимчивость к гипнозу у подростков, как правило, мо­жет бь1ть связана с достаточно быстрыми и непоследователь­ными мыслительными процессами, возможно, им трудно скон­центрировать свое внимание на одной теме, не исключено, что даже обмен веществ в данном случае «играет» против гипноти­ческого состояния.

Большая часть исследователей сходятся на том, что нацио­нальность не влияет на способность к гипнозу. Однако в по­рядке казуистики можно упомянуть одну из работ Джеймса Бреда, в которой он указывал на особую восприимчивость рус­ских. Не знаю, может ли это утверждение вселить уверенность в отечественных гипнологов, однако кажется, что его следует воспринимать с известной долей скептицизма.

Пациенты более молодого возраста более гипнабельны, чем пожилые люди, возможно, потому, что им свойственна такая скорость мыслительных процессов, которая наиболее прием­лема для гипноза. Пожилые люди отличаются определенной ригидностью мышления, что, возможно, мешает воспринимать гипноз. Пожилой возраст не является противопоказанием для гипноза, но, по наблюдениям Нансийской школы, пожилые люди гораздо меньше подвержены явлению постгипнотичес­кой амнезии.

На восприимчивость к гипнозу безусловно оказывает вли­яние обстановка, в которой проводится сеанс. Помещение, в котором происходит процесс гипнотизации, должно быть по возможности безопасным. Кресла и кушетки должны быть удоб­ными, а звуковой фон — незначительным. Лучше всего предо­ставить пациенту самому выбирать место в помещении, по­скольку на бессознательном уровне для него может иметь зна­чение то, в какой точке комнаты он находится. Некоторые люди

45

избегают садиться спиной к двери или принимать такое поло­жение, когда врач находится за их спиной. Возможно, это вну­шает им недоверие и усиливает невосприимчивость к гипнозу.

Имеет значение даже то, с какой стороны врач подходит к своему пациенту и на какое расстояние приближается, посколь­ку недопустимо, чтобы он случайно вторгся в личное простран­ство клиента. У каждого человека свое собственное личное про­странство, и определить его размеры можно, только наблюдая за реакцией пациента на ваше приближение. Следует заметить, что личное пространство у жителей сельской местности намно­го больше, чем у жителей крупных городов.

Как правило, гипнотизация проводится в состоянии, в ко­тором возможно мышечное расслабление или определенная остановка движений, поскольку мышечная активность обыч­но соответствует активности психической, которая будет зат­руднять гипнотизацию.

Интеллектуальный уровень пациента обычно незначитель­но влияет на восприимчивость к гипнозу. Хотя уже отмечалось, что умственно отсталые люди крайне сложно поддаются гип­нотическому воздействию. Лица же с хорошо развитым интел­лектом порой достаточно критически относятся к словам спе­циалиста, порой воспринимая их с некоторым недоверием, поскольку они привыкли иметь самостоятельное суждение об окружающем мире, основанное на собственных представлени­ях. А вот люди, имеющие гуманитарное образование и по роду деятельности привыкшие говорить о душе, развитии и т. п., как правило, более податливы к гипнозу, поскольку то, что проис­ходит, соответствует их мышлению.

Некоторые исследователи соотносят восприимчивость к гипнозу с привычкой к послушанию и субординации. В част­ности, говорят о более значительной восприимчивости к гип­нозу у военных, чиновников, находящихся на низших ступе­нях иерархической лестнице, и других подобных групп паци­ентов.

Важно упомянуть об особенностях актуального состояния клиента: уровень готовности к погружению в транс во многом зависит от его мотивации. Если мотивация к излечению высо­ка и клиент осознает, что излечение наступит только в резуль-

46

тате гипнотического воздействия, то такая готовность подстег­нет его и будет способствовать достаточно глубокому погруже­нию в транс. Однако еще Бехтерев предостерегал против пере­оценки подобного фактора, предупреждая о том, что сильные эмоции, то есть сильное желание войти в гипнотическое со­стояние и его ожидание могут привести к перегоранию паци­ента и стать причиной того, что он не сумеет войти в транс.

Кроме того, погружение в транс может быть блокировано другими сильными эмоциями. Нередко постоянные мысли о предстоящей встрече, о тяжелой болезни кого-то из близких, о проблемах в семье и т. п. мешают пациенту сосредоточиться на словах гипнолога и на своих собственных ощущениях.

Мешают вхождению в гипноз и различные соматические симптомы, такие, как кашель, насморк, боли. Препятствием наведению гипнотического состояния могут стать слишком низкая либо слишком высокая температура в помещении, не­удобное кресло и другие телесные неудобства, которые испы­тывает пациент.

Восприимчивость субъекта к гипнозу может повышаться, когда он видит других людей, погружающихся в транс и как буд­то демонстрирующих ему дорогу и возможности этого состоя­ния.

Следует отметить, что восприимчивость клиента к гипнозу во многом зависит от его гипнотерапевта, и если один легко вызывает гипнотическое состояние у большинства субъектов, то другой будет довольствоваться лишь одним загипнотизиро­ванным из десяти.

Готовность пациента к гипнозу может подогреваться расска­зами его друзей и сослуживцев о специалисте, к которому они порекомендовали обратиться, а также общественным мнением и частым упоминанием его имени в средствах массовой инфор­мации. Внешний вид и умение подать себя во многом опреде­ляет успех и социальный статус гипнотерапевта.

Что касается не восприимчивости к гипнозу, то прежде все­го следует совершенно определенно сказать: если человек не хочет быть загипнотизированным, специалист не сможет ввес­ти его в гипнотическое состояние, если только не прибегнет к уловкам, которые усыпят бдительность клиента.

47

Невосприимчивость человека к гипнозу или неспособность войти в данный момент в гипнотическое состояние обычно определяют как сопротивление. Сопротивление клиента может быть сознательным и бессознательным. Часто невосприимчи­вость к гипнозу бывает обусловлена боязнью гипнотического состояния, непониманием того, к чему оно может привести. При этом следует различать боязнь воздействия со стороны гип-нотерапевта и боязнь собственных внутренних проявлений, которые могут возникнуть. Сюда же относится привычка к чрез­мерному контролю за всеми внутренними и внешними процес­сами.

Некоторые пациенты бессознательно противятся любому воздействию, с чей бы стороны оно не исходило. В таком слу­чае противодействие гипнотическому внушению будет только привычным стереотипом поведения пациента. Чрезмерное со­трудничество также может оказать медвежью услугу гипноте-рапевту, когда пациент, пытаясь понять, чего от него хотят, по­стоянно находится в бодрствующем состоянии и даже пробуж­дает себя от гипнотического сна в стремлении определить же­лания гипнолога и соответствовать его ожиданиям. Подобное поведение может сочетаться с резкими выходами из гипноти­ческого состояния, с поддакиванием гипнотерапевту, что бе­зусловно мешает процессу.

Другие пациенты считают необходимым проанализировать и найти смысл во всех словах гипнотерапевта. Это держит их сознание в возбужденном состоянии и затрудняет погружение в гипнотический транс. Когда пациент демонстрирует призна­ки сопротивления, терапевт должен решить, какую стратегию он будет использовать: следует ли ему сломить сопротивление или обойти его. Для этого существуют специальные приемы, хотя нам кажется, что решение обойти сопротивление и даже использовать его является более мудрым и более экологичным для пациента.

Глава 5 РАППОРТ

Раппорт — достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодей­ствие терапевта и пациента в период гипнотического транса. С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в голов­ном мозге на слова специалиста.

Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в го­ловном мозге с так называемым «сторожевым пунктом» по Пав­лову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко раз­граничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию миг­рированием зоны раппорта по головному мозгу, «включением» новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализато­ром и его представительством в коре головного мозга. Форми­рование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объяс­няет феномен «диссоциации», получаемый в трансовом состо­янии. Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их ис­пользования и превращаться в «спящие» участки коры.

Различают изолированный и генерализованный (или распро­страненный) раппорт. При изолированном раппорте субъект на­ходится только в контакте с терапевтом. Внушения от другого человека им не воспринимаются. Вероятно, слуховой анализа­тор очень точно настраивается на интонации голоса шпнотера-певта, что приводит к «отсеканию» иных звуков, невосприим­чивости к словам, произнесенным другим голосом. Подобное

4 — 2699

49

состояние чаще формируется самопроизвольно, но может быть закреплено внушениями. С помощью внушений гипнотерапев-та раппорт (право внушать) может быть передан другому челове­ку. В таком случае он перестает быть изолированным.

В целом ряде случаев раппорт изначально становится гене­рализованным, что определяет возможность подчинения паци­ента внушениям разных людей, находящихся рядом с ним в мо­мент транса. Можно сказать, что в таком случае любой желаю­щий может наладить с ним продуктивный вербальный контакт.

Готовность к раппорту со знакомым гипнотерапевтом со­храняется, что облегчает наступление повторных трансов. Воз­можно, основой для облегчения повторного установления рал-порта служит возникшая условно-рефлекторная связь или пси­хологически обусловленное усиление доверия терапевту после удачной работы.

В психологии под раппортом понимают гораздо более ши­рокое явление доверительного взаимодействия между людьми. Создается «область доверия», которая объединяет терапевта и клиента. Раппорт такого рода должен облегчить как вхождение в транс, так и всю психотерапевтическую работу, к которой сле­дует отнести предварительную беседу, подготовку к трансу, не­посредственно транс и завершение встречи с возможным до­машним заданием.

Безусловно, «лакмусовой бумагой» раппорта является по­гружение в транс, но без доверия и согласия он не будет каче­ственным или вовсе не состоится.

Можно ли создать технологию установления раппорта? Ра­зумеется, стопроцентный успех во взаимодействии невозмож­но гарантировать, но увеличить свои шансы вы можете.

На гипнотическом сеансе большую часть времени психоте­рапевт тратит на сбор информации о пациенте. Мы наблюда­ем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент предос­тавляет массу информации, и очень важно принять ее, а не про­пустить. Психотерапевт в этот момент должен уподобиться ре­бенку, который воспринимает окружающий мир широко раскрытыми глазами и способен замечать, как ползет букашка по цветку, ощущать, как травинка щекочет ногу, и многое дру-

50

roe. Продолжая что-то делать и говорить, мы следим за тем, как пациент реагирует на наши действия, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей совместной работы.

Первой задачей психотерапии является установление дове­рия между пациентом и психотерапевтом. Хорошо, когда па­циент приходит к вам по рекомендации своих друзей, родствен­ников, тех, кто уже был у вас и кому вы помогли. Это сразу об­легчает дело: он уже имеет определенный запас доверия к вам. А если человек пришел к вам по какой-то рекламе, по назначе­нию другого специалиста или просто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незнакомый. Его беспокоит серь­езная проблема, которая, как правило, имеет многолетнюю ис­торию и уже пустила мощные корни. С ней надо основательно работать и, возможно, работа будет болезненной. Иными сло­вами, он готов поделиться сокровенным, заведомо понимая, что вы можете причинить ему психологическую боль.

Для поиска путей создания раппорта существует ряд спосо­бов, которые называются присоединением или подстройкой. Выделяют несколько видов присоединения.

Присоединение по речи пациента

Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В его рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость голоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь тоже говорить тихо. Раз пациент так говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит мед­ленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Это поможет вам наладить взаимодействие и уменьшить настороженность пациента — чаще всего своего от­ражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предпо­ложили, что если пациент будет говорить громче, то он будет

51

чувствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяе­тесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно уве­личивая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, следуя за вами, тоже начал говорить громче.

Присоединение по значимым словам, речевым оборотам

Внимательно слушайте речь человека, обращая внимание на то, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окру­жающий мир, характеризует свою проблему, какими словами определяет желаемый результат терапии. Слова, которые чело­век произносит, для него могут значить многое — они являют­ся ключевыми. Попытайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время беседы вы можете не заметить всех тонко­стей речи пациента, а также того, что говорили ему вы и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, сделайте аудиозапись и прослушайте ее после сеанса. У вас мо­гут появиться другие идеи и совсем другой взгляд на пациента и на его проблему, когда спустя некоторое время вы услышите то, что говорилось на сеансе.

Опираясь на ключевые слова и выражения из речи пациента, вы можете задавать вопросы, и они будут ему понятны. В даль­нейшей работе эти слова можно использовать при формулиро­вании внушений, потому что внушения, в которые включены собственные слова пациента, намного эффективнее тех, в кото­рых вы используете только свои слова. Безусловно, существует определенный набор слов, фраз, комфортных для любого чело­века: счастье, радость, отдых и т. д , но все-таки гораздо эффек­тивнее пользоваться словами, которые вам дал сам пациент.

Присоединение по репрезентативным системам

Люди бывают разные, однако условно их можно подразде­лить на большие группы по способу восприятия окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию.

52

Существует пять органов чувств или пять систем восприятия (их еще называют репрезентативными системами), через кото­рые человек познает окружающий мир:

• зрение или визуальная система,

• слух или аудиальная система,

• кинестетическая система, которая включает в себя совокуп­ность различных рецепторов, расположенных по всему телу,

• осмическая (густаторная) система, рецепторы которой на­ходятся на языке и отвечают за восприятие вкуса,

• обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха.

Очень часто осмическую и ольфакторную систему для про­стоты объединяют с кинестетической системой.

Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репре­зентативные системы. В этих системах воспоминания и жиз­ненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем воспроизводить информацию в виде образов, другие — в форме звуков, третьи пользуются ощущениями.

Большинство людей предпочитают воспринимать мир че­рез зрение и использовать для мыслительных процессов обра­зы. В таком случае можно говорить о том, что для данного че­ловека ведущей репрезентативной системой является визуаль­ная, то есть его мыслительная информация может быть репре­зентирована (представлена) в визуальных образах. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 2—3%, то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей аудиальной си­стемой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком. Если к вам приходит чело­век и говорит, что он композитор, то скорее всего перед вами аудиал. В ряде случаев аудиальная система развивается компен­саторно, при патологии органа зрения. У некоторых людей луч­ше развита кинестетическая система, кто то предпочитает рас­познавать мир через ощущения, прикосновения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пушистым. Это кинестетики.

53

Каким образом можно определить, какой системой чело­век преимущественно пользуется? Для этого существует не­сколько способов. Необходимо послушать человека, погово­рить с ним, понаблюдать за ним.

Самый известный способ определения ведущей репрезен­тативной системы — по движениям глаз:

Для правшей

Когда перед вами визуал, вы увидите, что, обращаясь к соб­ственным мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет под­нимать глаза наверх. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуаль­ным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает гла­за и при этом направляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном воспоминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны вос­поминания и конструкции могут поменяться местами, причем это будет правильно и для аудиалов, и для кинестетиков. Одна­ко важно то, что глаза находятся в «верхнем этаже» поля зре­ния. Некоторые визуалы будут смотреть прямо перед собой, расфокусируя взгляд. Это означает, что человек где-то в про­странстве создает невидимый для нас (да и для себя самого эк-

54



ран), на котором возникают образы. В ряде случаев экран мо­жет быть спроецирован даже на пол. Характерной чертой явля­ется фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание неви­димых картин.

Поскольку речь идет о целой системе репрезентации себя, своих мыслей, можно выделить и другие черты, характерные для визуала. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим ка­нонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое — то, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты визуала чаще всего острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При разговоре визуал ста­рается смотреть на собеседника или над ним. Как правило, за­метно, что тонус его мышц повышен, тело находится в готов­ности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверх­ностное. В речи он употребляет много слов, которые и характе­ризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу... яркий, светлый, цветной». Он будет описывать образы и их из­менения как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.

Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы соотнося сказанные слова со своими ощущениями. При обра­щении к внутреннему миру глаза, как правило, опускаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево — для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам и ощущениям. В его речи встречаются слова, которые характе­ризуют кинестетическую систему: «мягкий», «тяжелый» или «легкий», «чувствительный» и т. п. Мышцы тела у него обычно расслаблены. Достаточно часто кинестетик предпочитает мяг­кую, удобную одежду, которая может не так эффектно выгля­деть, однако доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестику­ляция скупая: жестов либо нет вообще, либо они очень неболь­шие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в разго­воре о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях у него проявляется вегетативно-сосудистая реакция, то есть появля-

55

ется румянец или капельки пота. Это характерно для кинесте-тиков. Если приводить пример персонажа, который иллюстри­ровал бы кинестетический тип, прежде всего следует назвать Деда Мороза — с румяным лицом, округлыми формами, в теп­лой, уютной одежде.

Аудиал по внешним проявлениям, пожалуй, ближе к визуа-лу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности, и прежде всего голос. Голос у аудиала очень хорошо модулиро­ван, потому что он является основным способом презентации себя окружающему миру. Аудиал может говорить то тихо, то громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуть­ся к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспри­нимать вас. Для вашего общения с аудиалом будет иметь значе­ние то, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов, как правило, бывает немного. Порой аудиал совершает круговой жест около уха, подчеркивая, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, это зависит от того, насколько ему сейчас нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо ска­зать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи.

Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентатив­ных системах, следует уточнить, что у каждого человека в той или иной степени развиты все три системы, и в зависимости от потребности он может переключаться в каждую из них. Безус­ловно, ведущей остается система излюбленная. Когда пациент приходит к нам в своих переживаниях, преимущественно фун­кционирует как раз его ведущая система, а остальные подавле­ны. И тогда одним из способов терапии может стать разблоки­рование угнетенных систем.

Присоединение по позе и жестам

Этот вид присоединения важен в момент беседы с пациен­том (особенно первой беседы, когда происходит налаживание контакта) и в ходе гипнотической работы. Смысл такого при­соединения состоит в том, что на телесном уровне вы показы-

56

ваете человеку его подобие, как бы соглашаясь с ним, поддер­живая его. При этом будьте внимательны: не стоит отзеркали-вать вычурных поз, поз агрессии и пр., что может быть воспри­нято как издевательство. Присоединение должно быть логич­ным и рациональным. Важным условием присоединения яв­ляется ваше ощущение комфорта. Если его не испытываете, то о каком успехе взаимодействия может идти речь? Присоедине­ние по позе и жестам — непростой навык. Поза человека при­вычна и естественна для него, а не для вас, он часто меняет позу и по-разному жестикулирует. Детально уследить за этим во вре­мя беседы сложно или почти невозможно. Поэтому примите удобную для вас позу, примерно соответствующую позе паци­ента (если он сидит, положив ногу на ногу, сядьте приблизи­тельно так же), постарайтесь понять логику жестикуляции и дайте свободу своим движениям, изредка проверяя, насколько вы продолжаете находиться в присоединении.

Присоединение по дыханию

Это важный вид присоединения, особенно в гипнозе. При­соединение по дыханию происходит, когда вы синхронизируе­те свой вдох со вдохом пациента и свой выдох с его выдохом. Дыхание — важнейший биологический ритм человека, и когда вы дышите в унисон, происходит взаимодействие на глубоком бессознательном уровне. На уровне присоединения по дыха­нию можно успокоить человека, синхронизируясь с ритмом его дыхания, вначале, как правило, учащенным, а затем, постепен­но урежая свое дыхание, сделать его дыхательные движения более редкими и ритмичными, что приведет к успокоению, а при желании и к погружению в транс. Ведь в трансе дыхание пациента становится более медленным, плавным, ритмичным. И наоборот, вы можете помочь пациенту вернуться из транса, учащая свое дыхание, делая его более глубоким, интенсивным.

Если присоединение по дыханию по тем или иным причи­нам вызывает у вас дискомфорт (например, пациент страдает бронхиальной астмой, бронхитом или иным заболеванием ор­ганов дыхания, если его дыхание в норме слишком редкое или

57

слишком часто), не присоединяйтесь, помните о своем ком­форте.

Собственный комфорт терапевта — это такое же важное ус­ловие работы, как и комфорт пациента: если, присоединившись к дыханию пациента, вы испытываете дискомфорт, скорее все­го, эти чувства передадутся ему. Существуют другие способы присоединения к дыханию, например, присоединение жеста­ми — покачивание головой, туловищем, ногой в такт дыхания другого. Этот способ присоединения настолько естественен, что использовать его очень легко. Кто из нас не кивал головой в такт речи собеседника? А ведь говорит человек всегда на выдо­хе, и получалось, что мы подтверждали кивком выдох челове­ка, которого слушали.

Когда человек говорит, его дыхание, как правило, достаточ­но сбивчиво. В этот момент не имеет смысла старательно при­соединяться к нему по дыханию, сосредоточьтесь на других видах присоединения. Если вам плохо видно, как дышит собе­седник, внимательнее понаблюдайте за движениями груди, живота, складок одежды, часто дыхательные движения бывают хорошо заметны по подъему плеч, движению складок на шее.

Присоединение по дыханию особенно важно в гипнозе, потому что мы тоже говорим на выдохе — то есть, соответствен­но, и на своем выдохе, и на выдохе пациента. Следует помнить, что физиологически на выдохе человек расслабляется. Если для того, чтобы вдохнуть, ему нужно напрячь мышцы грудной клет­ки, то выдох — это процесс пассивный, и когда человек выды­хает, он расслабляется и телесно, и психически. В момент вы­доха, при расслаблении легче проводить внушения. Фразы, ска­занные на вдохе, имеют стимулирующий характер. Обычно мы говорим на вдохе пациента, то есть выходим из присоедине­ния, когда пришло время выводить его из транса.

Ценностное присоединение

Следует выделить индивидуальные и культуральные ценно­сти пациента. Последние особенно важно учитывать, когда мы сталкиваемся с людьми другой культуры, другой национально-

58

сти. Данные ценности характерны не для одного человека, а для целого народа, а мы, в силу принадлежности к другой нации, можем не знать этих культуральных особенностей. У разных народов уважение к старшим, уважение к женщине, стремле­ние к единству своего народа и другие культурные нормы могут быть в разной степени значимыми. Если вам предстоит рабо­тать с представителем другой культуры, сначала необходимо побеседовать об особенностях данной культуры, поскольку не­редко то, что считается нормой в одной культуре, в другой вос­принимается как нечто неприемлемое. Скажем, если сейчас в русской культуре достаточно распространено моральное и ма­териальное главенство женщины в семье, то в азиатских куль­турах это совершенно невозможно.

Присоединение по ценностям не означает безусловное при­нятие ценностей собеседника, оно предполагает лишь принятие этих ценностей без отторжения и немедленных попыток пере­воспитать пациента. Мы уважаем человека, принимаем его та­ким, какой он есть, без комментариев и собственных характери­стик. Трансформация ценностей — одна из сложнейших задач психотерапии. Обязательным условием для этого является ува­жение ценностей и личности человека. Ценности возникают не на пустом месте, как результат беспочвенных умозаключений, они представляют собой концентрированный опыт человека и создаются для максимального приспособления личности к ок­ружающему миру. Как правило, изменению ценностных систем предшествует длительная и кропотливая работа, в основе кото­рой лежит базовый принцип медицины «Не навреди».

Если при присоединении к человеку у вас возникает внутрен­нее сопротивление, попробуйте разобраться, что в вас «срезони-ровало», какие ваши собственные мысли и устои отталкивают вас, и если отторжение продолжается, откажитесь от работы с этим человеком. Чтобы подобные проблемы не возникали, жестко очер­чивайте границы между работой и остальной жизнью.

Присоединяться к другому человеку трудно только на пер­вых порах. Когда навык присоединения уже вырабатывается, этот процесс происходит автоматически: вы делаете это, даже не вспоминая и не проверяя себя.

59

Чем лучше вы присоединяетесь к пациенту, тем вернее вхо­дите в его внутренний мир. Между вами действительно уста­навливается внутренняя духовная связь. Глубокое присоедине­ние вы могли наблюдать в семейных парах, когда у супругов возникают одни и те же мысли, одни и те же чувства и реакции на сходные ситуации. Они даже могут понимать друг друга, не пользуясь словами. Раппорт такого уровня достигается со вре­менем.

Психотерапевты ограничены во времени, нам не дано не­сколько лет, чтобы присоединиться к нашему пациенту и по­нимать его как родного и близкого человека. Но у нас есть оп­ределенные приемы присоединения, которые позволяют сде­лать это достаточно быстро и качественно. Чем лучше мы при­соединимся к человеку, тем лучше сможем его понять. При идеальном присоединении у нас могут появляться даже одина­ковые чувства. В нас словно просыпается шестое чувство, ко­торое не зависит от первых пяти, опирающихся на репрезента­тивные системы. Хотя на самом деле это не что иное, как про­изводное первых пяти органов чувств.

Раппорт, как инструмент первой необходимости, способен помочь нам в самых сложных ситуациях, и умение его созда­вать во многом предопределяет успех терапии.

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ГИПНОТИЗИРОВАНИЯ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей