Глава 6
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, принимал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько пациент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готовность к лечению.
Во многих руководствах по классическому гипнозу рекомендуется сразу использовать приемы, позволяющие определить степень внушаемости пациента.
В своей работе мы предлагаем перед использованием основных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовительные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.
С помощью этих психологических тестов нам удается быстрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.
Прочитав описания тестов и приемов, потренируйтесь самостоятельно или обучитесь. Эти техники расширят ваши возможности и изменят устаревшие представления о гипнозе, а также повысят эффективность проводимого вами лечения.
В условиях нашей клиники мы проводим тесты и приемы на внушаемость в группе из 10 — 15 человек и в присутствии родственников пациента. По нашим наблюдениям, это значительно повышает степень внушаемости пациента.
63
О человеке как индивидууме много сказано и написано, по своей сути он — существо коллективное, поэтому и тесты надо проводить в условиях коллектива.
Прежде чем приступить к проведению тестов, вы обращаетесь к присутствующим со следующими словами:
«...Сейчас я проведу психологические тесты, с помощью которых проверю, как вы умеете расслаблять мышцы... концентрировать свое внимание, а главное — как вы воспринимаете гипноз.
...Предлагаю всем вам поставить ноги ровно... руки положить на колени ладонями вниз и принять удобное... расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всей консультации и сеанса. ...И второе мое условие — на протяжении всей консультации смотреть только мне в лицо, в глаза... ...Возможно, некоторым из вас покажется, что расслабить мышцы легко. Но это умение достигается только путем тренировок. Чем лучше расслабляются ваши мышцы, тем лучше расслабляется ваша нервная система. Снимаются нервно-мышечные спазмы, стрессы, наступает состояние общего расслабления и комфорта».
Приступая к обучению описанным ниже техникам, следует уделять много внимания невербальной коммуникации с пациентом. Словесному внушению пациент может верить, а может и не верить, а воздействие взглядом, жестом, присоединение к пациенту по дыханию воздействует на него на бессознательном уровне и повышает степень его внушаемости.
Тест 1. Расслабление мышц на руках
Вы объясняете пациентам, как выполняется тест, и демонстрируете все на себе.
«...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой
64
руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повторили...
...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...
...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения...»
И все это вы делаете одновременно с пациентами.
Рис. 1
Затем вы предлагаете пациентам указательный палец правой руки поставить на уровне груди и положить на него кисть левой руки.
«...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... На выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокойно... расслабленно... без напряжения... ...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего человека...»
5 — 2699
65
При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслабления мышц и скоростью падения руки пациента.
Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки
Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанавливается естественный ритм дыхания, данный человеку от природы при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.
Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.
Рис. 2
«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».
Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.
66
И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагаете пациентам выполнить тест.
«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.
1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.
2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные стороны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...
3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... свободный выдох...
4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокойный выдох...
5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».
Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тестом на внутреннюю готовность к лечению.
Тест 3. Работа с воображением пациента
Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, сидящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно заболеть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинском журнале или посетив тяжело больного родственника в больнице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситуации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представле-
67
ния о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображением, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться вперед к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»
Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем протянуть руки вперед ладонями вверх.
Рис 3.
«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе лечебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... направляете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...
68
...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...
...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...
...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.
...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определенные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реагирования...
...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»
На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.
69
Тест 4. Работа с воображаемой энергией
Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека действительно обладает каким-то полем. Может быть, это биополе, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.
Рис 4
«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»
Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.
«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширяется... с каждым вдохом разводя руки в разные стороны...»
70
Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энергии... расходятся еще дальше...
Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»
Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.
Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.
Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гипноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь создает у гипнотизируемого более или менее яркое образное представление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый реализует через самовнушение (самогипноз).
Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Человека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нормально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля говорит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.
Вы предлагаете пациенту
«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...
Смотреть мне в глаза...
Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть представит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали деревянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при
71
слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»
Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжиматься еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.
Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.
Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, должен не отводить взгляда от ваших глаз.
Если опыт не получился и пациент все-таки разжал пальцы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.
Глава 7
ПРИЕМЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ
По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест будет самым важным.
...С помощью этого теста я проверяю сразу:
• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;
• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;
• как вы воспринимаете гипноз.
Прием 1. Падение назад
Врач приводит пример. В рассказе А. Куприна «Олеся» есть такой эпизод: молодой человек знакомится с девушкой, которая в совершенстве владела гипнозом, он просит ее продемонстрировать свое умение гипнотизировать. Олеся соглашается, она предлагает молодому человеку идти по ровной поляне. Он делает несколько шагов и неожиданно падает назад. Тогда он спрашивает у нее: «А как это делается?». И Олеся раскрывает ему свой секрет: «Я мысленно представляю веревку, натянутую через всю поляну. И вы должны упасть».
Молодой человек идет по поляне второй раз. Он уже знает секрет, но все равно падает назад. Такова сила гипноза и внушения.
«...Тесты с отклонением назад я проверю сейчас на каждом из вас индивидуально. Когда подойдете ко мне, встаньте спиной.
73
...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Полное расслабление всех мышц...»
Правой рукой вы прикасаетесь к шее пациента и даете ему установку:
«...Сделали неглубокий вдох, на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача, как на подушку...»
Рис 5
«...Я сделаю так, что ваше тело... медленно отклонится назад... вслед за моей рукой... Вас как бы притягивает к моей руке... лучше... и тело отклоняется назад... Полное расслабление и доверие к врачу...»
В это время вы начинаете медленно отводить свою руку назад. И когда тело пациента будет выведено из состояния устойчивого равновесия, даете установку:
:<...Полное расслабление...»
74
Вы резко убираете свою руку от затылка пациента, и вам остается только подхватить тело падающего назад пациента. Как только вы подхватили его, можете сказать пациенту: «Спать...» — и тот мгновенно погрузится в состояние гипнотического транса. Остается аккуратно посадить его на стоящий рядом стул и углубить гипнотическое состояние с помощью словесных внушений:
«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... посторонние мысли уходят... Приятный легкий туман возникает в голове... наступает состояние расслабления... заторможенности... приятной дремоты... Вы слышите только мой голос... и мои слова... Спать глубже... крепче...»
И можно использовать это гипнотическое состояние для проведения лечебных внушений.
Если при проведении приема пациент сошел с места, согнул ногу в колене или просто напрягал мышцы шеи, спины, прогибаясь назад, и не упал на ваши руки, значит, он не прошел тест. Предложите ему постоять в стороне и подумать над тем, что мешает ему пройти тест: чувство страха, недоверие или нежелание лечиться. А в конце консультации следует проверить его еще раз.
Если пациент хорошо прошел тест, то, отправляя его на место, следует подчеркнуть это словами: «Такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».
Прием 2. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему инструкцию:
«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть...
75
...Сделали неглубокий вдох......На выдохе закрыли глаза...
и расслабились... Я прикасаюсь руками к вашей голове...»
Вы слегка касаетесь висков пациента кончиками пальцев обеих рук.
Рис. 6
«...Сознание отключается... расслабляются мышцы спины... и тело медленно отклоняется назад... вслед за моими руками...»
При этих словах вы начинаете медленно отводить свои руки назад, сохраняя контакт с головой пациента.
«...Лучше отклоняется тело... полное расслабление...»
Вы продолжаете медленно отводить руки назад, и когда тело пациента будет выведено из состояния равновесия, резко убираете свои руки от головы пациента и подхватываете падающее назад тело.
Если вы оцениваете по степени расслабления мышц спины и по характеру падения тела, что тест выполнен правильно, то подчеркиваете: «Молодец, такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».
76
Прием 3. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туловища... никакой напряженности в руках... в ногах... не должно быть... Полное расслабление... и доверие к врачу...
...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились...
...Я прикасаюсь своей рукой к вашей голове (вы прикасаетесь кончиками пальцев одной своей руки к виску пациента).
...Сознание отключается... расслабляются мышцы спины... и тело медленно падает назад... на мой голос...»
При этих словах вы начинаете медленно отводить свою правую руку назад, сохраняя контакт с головой пациента.
«...Лучше отклоняется тело... пошло полное расслабление...»
Рис. 7
11
Прием 4. Падение назад
Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.
После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гипнозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказывалось о технике присоединения и ведения, мне захотелось использовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.
Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.
Желательно перед использованием этого приема продемонстрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.
Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присутствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спиной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой напряженности во всем его теле не должно быть.
Пациент стоит к вам спиной...
Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине пациента между лопатками (контакт должен быть плотным) и начинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это занимает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.
Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способности к невербальному воздействию.
Должен предупредить, что начинающим специалистам в области гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. Поэтому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.
78
Рис 8
Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:
«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть... ...Я прикасаюсь своей рукой...»
Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине пациента между лопатками. Контакт должен быть плотным.
«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»
Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохраняя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начинает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:
«...Полное расслабление...»
79
Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите падающее тело.
Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором варианте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.
Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невербального воздействия.
Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кончиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медленно отводить руку назад.
Если вам действительно удалось присоединиться к пациенту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.
Прием 5. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:
«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть.
...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к врачу...»
Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.
«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно отклоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-
80
ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслабление...»
\Рис 9 ч
Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.
Прием 6. Падение вперед
Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотрите ему в глаза и даете установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туловища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряженности во всем теле не должно быть... ...Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипнотизера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»
Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.
Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.
6 — 2699
81
Рис 10
Прием 7. Раскачивание тела
Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Носки и пятки вместе, руки вдоль туловища.
« ..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах .. и во всем теле... не должно быть...»
Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачивание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напряжения, как маятник в часах, — вперед и назад.
Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом этапе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы вызвать раскачивание тела пациента.
Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом существует энергетическая связь, используя которую, врач может вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.
82
Рис. 11
Вы даете пациенту установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туловища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза... ...С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вызываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»
Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с дыханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свободно, ноги от пола не отрываются.
Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-
j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать расстояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать
| пассы и говорить:
«...Я могу воздействовать на человека... на любом расстоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое
83
воздействие сохраняется... Точно так же во время лечебного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... активизируют ваши защитные силы организма на излечение...»
Хотя при наличии определенного опыта все хорошо получается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со стороны и повышает доверие пациентов к вам.
Прием 8. Падение назад без контакта
Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.
В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в принцы» приводится пример, как один из авторов книги присоединился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эффективным.
Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхронизируете свое поведение с его поведением, вы достигаете качественного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.
Следующие два приема для проверки степени внушаемости, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демонстрируют ваши способности и умение присоединяться к пациенту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербальное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных внушений.
Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-
84
страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.
Рис. 12
Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.
Прием 9. Падение назад без контакта
Этот прием также отличается повышенной сложностью.
Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыханию и начинаете дышать синхронно с ним.
Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произносите мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой рукой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.
85
Рис 13
Дополнительные рекомендации
Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчеркиваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.
При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.
Следующая серия приемов для проверки степени внушаемости предполагает воздействие на пальцы пациента.
Прием 10. Пальцы «в замок» за головой
Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо делать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.
86
Рис. 14
Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациентам, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомкнутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волноваться не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделаете обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.
При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:
«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова... ... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После счета «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянными и неподвижными... Они застыли в таком положении... ...Один — крепко сжали пальцы за головой... до предела... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...
...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными... ...Три — состояние одеревенения... оцепенения... все нарастает... усиливается с каждым моим словом... ...Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы забываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... неподвижность... все нарастают... усиливаются...
87
...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы будете пытаться развести свои руки... тем сильнее они будут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего сознания...
...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится ... Пробуйте... Пальцы деревянные...»
После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постукивать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.
Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед
Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом демонстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете пациентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.
Рис. 15 88
Даете установку:
«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После счета «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком положении...»
Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из предыдущего приема.
Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это будет выглядеть так:
«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... пауза... пять... Полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится... пробуйте...»
После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.
Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются
Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.
Вы даете установку:
«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»
89
f Mt. *
Рис 16
Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.
«...Я начинаю оказывать свое воздействие... ...Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается. . Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвижными...
Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка постукиваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает полное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невозможно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали полностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...
...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положении...»
90
После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:
«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»
Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двигаются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:
«.. .Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвижность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»
Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубровский.
Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся
Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить указательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образовалось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.
Рис. 17
91
I
Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих пальцах и заявляете:
«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»
Вы делаете соответствующее внушение, после чего предлагаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходятся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:
«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»
Прием 14. Вкус лимона
Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про одного музыканта, которого за недобросовестное отношение к работе уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.
Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-желтый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр замолк. После небольшой паузы врач продолжает:
«...Сейчас у всех вас, сидящих в этом зале, во рту тоже появится слюна, если вы добросовестно представите... что сидите дома за обеденным столом... и берете в руки сочный, ярко-желтый лимон... Представили... ...В другую руку вы берете острый нож, чтобы разрезать этот ярко-желтый, кислый лимон... Вы отрезаете ломтик лимона и кладете себе в рот этот ломтик кислого
92
лимона... Если вы хорошо себе представили все это, то у вас во рту невольно появится слюна, которую вы затем невольно проглотите...»
У некоторых пациентов происходит самопроизвольное сгла-тывание слюны.
Этот тест хорошо проводить в самом начале, при встрече с пациентами, при этом запомните, у кого тест получился хорошо. Это косвенно указывает на хорошую внушаемость, и тогда более сложные тесты с падением назад вы можете начинать с этих пациентов.
Прием 15. Веки не открываются
Это довольно простой, но интересный прием. Вы предлагаете пациенту поставить носки и пятки вместе и смотреть вам в глаза. После небольшой экспозиции вы предлагаете пациенту сделать неглубокий вдох, на выдохе закрыть глаза и расслабить мышцы лица.
«...Сейчас я прикоснусь своим пальцем... к вашей переносице... Веки сразу стали тяжелыми... слипаются... наливаются свинцом... Вы можете попытаться открыть веки... но у вас ничего не получится... Веки тяжелые и не открываются...»
\Рис. 18
93
Вы можете наблюдать, как у пациента напрягаются мышцы лба, как двигаются брови, но веки не открываются. Дав пациенту возможность убедиться, что веки не открываются, вы делаете обратное внушение:
«...Я убираю свой палец... Веки стали легкими... Сделали вдох... и веки легко открылись...»
Прием 16. Отклонение назад
Пациент стоит спиной к вам. Вы предлагаете ему поставить
носки и пятки вместе, руки вытянуть вдоль туловища, расслабить
мышцы спицы. Никакой напряженности во всем теле не должно
„ быть. Полное расслабление и доверие врачу. Вы прикасаетесь своей
правой рукой к шее пациента и делаете ему внушение:
«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача... как на подушку...»
«...Я сделаю так... что ваше тело будет медленно отклоняться назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает к моей руке...»
94
Вы начинаете медленно отводить свою руку назад.
«...Спина прогибается дугой... Полное расслабление и доверие...»
В это время вы быстро оценивает состояние пациента: полностью ли тело пациента лежит на вашей руке или он пытается частично себя подстраховывать, напрягая мышцы шеи и спины. Дополнительно делаете внушение:
«...Расслабили мышцы на руках... Полное расслабление...»
Если по внешним признакам и расслаблению мышц спины вы определяете, что упражнение выполнено пациентом правильно, тогда в этом положении можете провести следующие мини-приемы.
1. Своей левой рукой вы поднимаете на 90 градусов левую руку пациента, а затем отпускаете ее и наблюдаете за скоростью падения руки и ее расслаблением. Она должна упасть вниз, как у спящего человека. И на этом основании вы делаете вывод, наступила релаксация у пациента или нет.
Рис. 20
95
2. Затем, не меняя исходного положения пациента, можно сделать ему следующее внушение:
«...Я прикасаюсь своей рукой к вашей переносице, веки стали тяжелыми... Вы можете пытаться открыть веки... Но у вас ничего не получится.... Веки стали тяжелыми...»
Вы наблюдаете, как пациент двигает бровями, пытаясь открыть веки, но они не открываются. Затем плавно убираете палец с переносицы пациента и делаете следующий шаг.
3. Каталепсия руки. Вы предлагаете пациенту с закрытыми глазами сесть на стоящий рядом стул и расслабиться. С помощью внушения вы можете усилить уже имеющееся гипнотическое состояние:
«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... Посторонние мысли уходят... Приятный легкий туман появляется в голове... наступает состояние общего расслабления... заторможенности .. приятной дремоты... Все тише и темнее становится вокруг вас... ...Полное расслабление и доверие к врачу... Вы все время слышите мой голос...
...Я прикасаюсь к вашей руке... поднимаю ее. . Она застывает в таком положении... делается деревянной... неподвижной... Рука застыла... в воздухе...»
Рис 21
96
Вы осторожно прикасаетесь к руке пациента, поднимаете ее и придаете ей любое положение. Сделав внушение на одеревенение и застывание, плавно отводите в сторону свою руку. При этом можете подчеркнуть, что вы мысленно удерживаете его руку в таком положении. Рука пациента находится в состоянии внушенной каталепсии.
4. Анестезия кожи. Через некоторое время вы делаете следующее внушение:
«. .Я прикасаюсь своей рукой... и в этом месте .. ваша рука делается деревянной... Теряется болевая чувствительность... Я прикасаюсь... кожа замораживается.. Наступает полное онемение и одеревенение ..»
■Рис 22
Вы протираете кожу спиртом и прокалываете ее иглой от шприца. Можно предложить пациенту открыть глаза, посмотреть на иглу и спросить о его ощущениях в руке. А затем предложите ему закрыть глаза и погрузиться в это состояние еще глубже. Вы берете ватку со спиртом, вынимаете иглу и к месту укола прикладываете ватку, делая при этом следующее внушение:
«...Я сделаю легкий хлопок... мышцы на руке расслабляются... и она свободно падает вниз... на колени...»
7 — 2699
97
Делаете легкий хлопок руками, и рука пациента расслабленно падает вниз на колени.
5. Следующий очень важный шаг. Вы ставите еще один стул сзади, на некотором расстоянии от стула, на котором сидит пациент, и говорите:
«...Позади вас стоит еще один стул, на который вы можете лечь...»
И укладываете пациента на второй стул.
Рис. 23 98
После чего вы ставите третий стул, на который поднимаете и укладываете ноги пациента, предлагаете ему крепко обхватить свое тело руками и делаете внушение:
«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваше тело станет деревянным... и застынет в таком положении...
Один — напрягаются мышцы на ногах... и вы прикасаетесь своей рукой к мышцам голени... Два — напрягаются мышцы бедра... и тоже прикасаетесь своей рукой...
Три — напрягаются мышцы поясницы... спины... Мышцы сжимаются все крепче... сильнее... Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки... и ваше тело становится деревянным... неподвижным... Оно застывает в таком положении...
Пять — напряжение в мышцах достигает предела... полное одеревенение... полное оцепенение...»
Затем вы осторожно вынимаете средний стул, и пациент остается лежать на двух крайних стульях. Вы подчеркиваете внушением, что это упражнение активизирует его лечебные силы на выздоровление. После чего сразу же возвращаете средний стул на место и делаете внушение:
«...Мышцы расслабляются... напряжение снимается... и тело делается расслабленным... Сделали глубокий вдох... открыли глаза...»
И помогаете пациенту аккуратно подняться и сесть на стул.
Мы предлагаем еще один вариант выполнения «каталептического моста» из положения стоя. В своей лечебной практике и на выступлениях я часто использую этот прием для укрепления веры пациента в огромные возможности гипноза и в ваши возможности как специалиста.
Делается следующее внушение:
99
«...Носки и пятки поставили вместе... обхватили свое тело руками ... крепко обхватили... Сделали вдох... на выдохе закрыли глаза... и вошли в состояние транса... Я считаю... медленно от одного до пяти, после счета «пять» ваше тело станет деревянным, неподвижным. Оно застывает в таком положении...
Один — напрягаются мышцы на ногах (в это время вы слегка сжимаете руками мышцы голени)... Два — напрягаются мышцы бедра (и прикасаетесь своей рукой к бедрам пациента сбоку)... Три — напрягаются мышцы поясницы (прикасаетесь рукой к талии пациента)...
Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки и спины (прикасаетесь рукой к спине и грудной клетке)... Пять — напрягаются мышцы шеи... Все мышцы напрягаются до предела... Полное одеревенение...»
Рис. 24
Тело пациента застыло в таком положении. Вы берете застывшее тело пациента, поднимаете и кладете на спинки стула.
При этом подчеркиваете, что вы видите силу воздействия внушения на человека. Точно так же вы используете силу гипнотического внушения для решения его проблемы.
100
Затем одним движением снимаете пациента со стульев и |ставите на пол. Проводите внушение на расслабление и про-Зуждаете.
Мы подробно описали только те приемы, которые чаще все-|го используем в лечебной практике, хотя в литературе можно тайти много других приемов для определения степени внушае-^мости и гипнабельности.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |