Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница4 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Глава 6

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, прини­мал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько паци­ент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готов­ность к лечению.

Во многих руководствах по классическому гипнозу реко­мендуется сразу использовать приемы, позволяющие опреде­лить степень внушаемости пациента.

В своей работе мы предлагаем перед использованием основ­ных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовитель­ные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.

С помощью этих психологических тестов нам удается бы­стрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.

Прочитав описания тестов и приемов, потренируйтесь са­мостоятельно или обучитесь. Эти техники расширят ваши воз­можности и изменят устаревшие представления о гипнозе, а также повысят эффективность проводимого вами лечения.

В условиях нашей клиники мы проводим тесты и приемы на внушаемость в группе из 10 — 15 человек и в присутствии родственников пациента. По нашим наблюдениям, это значи­тельно повышает степень внушаемости пациента.

63

О человеке как индивидууме много сказано и написано, по своей сути он — существо коллективное, поэтому и тесты надо проводить в условиях коллектива.

Прежде чем приступить к проведению тестов, вы обращае­тесь к присутствующим со следующими словами:

«...Сейчас я проведу психологические тесты, с помощью которых проверю, как вы умеете расслаблять мышцы... концентрировать свое внимание, а главное — как вы вос­принимаете гипноз.

...Предлагаю всем вам поставить ноги ровно... руки по­ложить на колени ладонями вниз и принять удобное... расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сей­час, на протяжении всей консультации и сеанса. ...И второе мое условие — на протяжении всей консуль­тации смотреть только мне в лицо, в глаза... ...Возможно, некоторым из вас покажется, что рассла­бить мышцы легко. Но это умение достигается только путем тренировок. Чем лучше расслабляются ваши мыш­цы, тем лучше расслабляется ваша нервная система. Сни­маются нервно-мышечные спазмы, стрессы, наступает состояние общего расслабления и комфорта».

Приступая к обучению описанным ниже техникам, следует уделять много внимания невербальной коммуникации с паци­ентом. Словесному внушению пациент может верить, а может и не верить, а воздействие взглядом, жестом, присоединение к пациенту по дыханию воздействует на него на бессознательном уровне и повышает степень его внушаемости.

Тест 1. Расслабление мышц на руках

Вы объясняете пациентам, как выполняется тест, и демон­стрируете все на себе.

«...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой

64

руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повтори­ли...

...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...

...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша пра­вая рука... падает вниз на колени... без напряжения...»

И все это вы делаете одновременно с пациентами.



Рис. 1

Затем вы предлагаете пациентам указательный палец пра­вой руки поставить на уровне груди и положить на него кисть левой руки.

«...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от пле­ча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... На выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука рас­слабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокой­но... расслабленно... без напряжения... ...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего челове­ка...»

5 — 2699

65

При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслаб­ления мышц и скоростью падения руки пациента.

Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки

Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанав­ливается естественный ритм дыхания, данный человеку от при­роды при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.

Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.



Рис. 2

«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».

Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки бу­дут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.

66

И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвра­щаются, они застывают в таком положении. А затем предлагае­те пациентам выполнить тест.

«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.

1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный вы­дох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.

2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные сторо­ны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...

3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... сво­бодный выдох...

4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокой­ный выдох...

5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние меж­ду пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».

Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тес­том на внутреннюю готовность к лечению.

Тест 3. Работа с воображением пациента

Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, си­дящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно забо­леть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинс­ком журнале или посетив тяжело больного родственника в боль­нице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситу­ации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представле-

67

ния о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображени­ем, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться впе­ред к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»

Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем про­тянуть руки вперед ладонями вверх.





Рис 3.

«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старай­тесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессозна­тельно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе зак­рыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе ле­чебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внут­ренние лечебные силы... направляете их на борьбу с ва­шей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

68

...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...

...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей пра­вой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Пол­ное расслабление и доверие к врачу... Пусть все проис­ходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, кото­рые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...

...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Да­вайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.

...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определен­ные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... мед­ленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на ко­лени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы при­тягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реаги­рования...

...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»

На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.

69

Тест 4. Работа с воображаемой энергией

Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека дей­ствительно обладает каким-то полем. Может быть, это биопо­ле, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.





Рис 4

«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллель­но друг другу... Найдите для них удобное... расслаблен­ное положение... Прислушайтесь к рукам... и почув­ствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»

Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.

«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расхо­диться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширя­ется... с каждым вдохом разводя руки в разные сторо­ны...»

70

Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энер­гии... расходятся еще дальше...

Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»

Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.

Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в дей­ствительность.

Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гип­ноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь со­здает у гипнотизируемого более или менее яркое образное пред­ставление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый ре­ализует через самовнушение (самогипноз).

Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Че­ловека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нор­мально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля гово­рит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.

Вы предлагаете пациенту

«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...

Смотреть мне в глаза...

Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть пред­ставит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали дере­вянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при

71

слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»

Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжи­маться еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.

Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.

Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, дол­жен не отводить взгляда от ваших глаз.

Если опыт не получился и пациент все-таки разжал паль­цы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.

Глава 7

ПРИЕМЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ

По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест бу­дет самым важным.

...С помощью этого теста я проверяю сразу:

• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;

• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;

• как вы воспринимаете гипноз.

Прием 1. Падение назад

Врач приводит пример. В рассказе А. Куприна «Олеся» есть такой эпизод: молодой человек знакомится с девушкой, кото­рая в совершенстве владела гипнозом, он просит ее продемон­стрировать свое умение гипнотизировать. Олеся соглашается, она предлагает молодому человеку идти по ровной поляне. Он делает несколько шагов и неожиданно падает назад. Тогда он спрашивает у нее: «А как это делается?». И Олеся раскрывает ему свой секрет: «Я мысленно представляю веревку, натянутую через всю поляну. И вы должны упасть».

Молодой человек идет по поляне второй раз. Он уже знает секрет, но все равно падает назад. Такова сила гипноза и вну­шения.

«...Тесты с отклонением назад я проверю сейчас на каж­дом из вас индивидуально. Когда подойдете ко мне, встаньте спиной.

73

...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Полное расслабление всех мышц...»

Правой рукой вы прикасаетесь к шее пациента и даете ему установку:

«...Сделали неглубокий вдох, на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... по­ложили на руку врача, как на подушку...»



Рис 5

«...Я сделаю так, что ваше тело... медленно отклонится назад... вслед за моей рукой... Вас как бы притягивает к моей руке... лучше... и тело отклоняется назад... Полное расслабление и доверие к врачу...»

В это время вы начинаете медленно отводить свою руку на­зад. И когда тело пациента будет выведено из состояния устой­чивого равновесия, даете установку:

:<...Полное расслабление...»

74

Вы резко убираете свою руку от затылка пациента, и вам оста­ется только подхватить тело падающего назад пациента. Как толь­ко вы подхватили его, можете сказать пациенту: «Спать...» — и тот мгновенно погрузится в состояние гипнотического транса. Остается аккуратно посадить его на стоящий рядом стул и уг­лубить гипнотическое состояние с помощью словесных вну­шений:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман возникает в голове... наступает состояние рас­слабления... заторможенности... приятной дремоты... Вы слышите только мой голос... и мои слова... Спать глуб­же... крепче...»

И можно использовать это гипнотическое состояние для проведения лечебных внушений.

Если при проведении приема пациент сошел с места, со­гнул ногу в колене или просто напрягал мышцы шеи, спины, прогибаясь назад, и не упал на ваши руки, значит, он не про­шел тест. Предложите ему постоять в стороне и подумать над тем, что мешает ему пройти тест: чувство страха, недоверие или нежелание лечиться. А в конце консультации следует проверить его еще раз.

Если пациент хорошо прошел тест, то, отправляя его на ме­сто, следует подчеркнуть это словами: «Такое расслабление дол­жно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полнос­тью обеспечен».

Прием 2. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему инструкцию:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть...

75

...Сделали неглубокий вдох......На выдохе закрыли глаза...

и расслабились... Я прикасаюсь руками к вашей голове...»

Вы слегка касаетесь висков пациента кончиками пальцев обеих рук.



Рис. 6

«...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно отклоняется назад... вслед за мои­ми руками...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свои руки назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... полное расслабление...»

Вы продолжаете медленно отводить руки назад, и когда тело пациента будет выведено из состояния равновесия, резко уби­раете свои руки от головы пациента и подхватываете падающее назад тело.

Если вы оцениваете по степени расслабления мышц спины и по характеру падения тела, что тест выполнен правильно, то подчеркиваете: «Молодец, такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».

76

Прием 3. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... никакой напряженности в руках... в ногах... не должно быть... Полное расслабление... и доверие к вра­чу...

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились...

...Я прикасаюсь своей рукой к вашей голове (вы прика­саетесь кончиками пальцев одной своей руки к виску па­циента).

...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно падает назад... на мой голос...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свою пра­вую руку назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... пошло полное расслабле­ние...»





Рис. 7

11

Прием 4. Падение назад

Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.

После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гип­нозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказыва­лось о технике присоединения и ведения, мне захотелось исполь­зовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.

Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.

Желательно перед использованием этого приема продемон­стрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.

Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присут­ствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спи­ной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой на­пряженности во всем его теле не должно быть.

Пациент стоит к вам спиной...

Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине па­циента между лопатками (контакт должен быть плотным) и на­чинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это зани­мает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.

Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способнос­ти к невербальному воздействию.

Должен предупредить, что начинающим специалистам в об­ласти гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. По­этому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.

78





Рис 8

Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:

«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть... ...Я прикасаюсь своей рукой...»

Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине паци­ента между лопатками. Контакт должен быть плотным.

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»

Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохра­няя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начи­нает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:

«...Полное расслабление...»

79

Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите пада­ющее тело.

Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором вари­анте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.

Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невер­бального воздействия.

Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кон­чиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медлен­но отводить руку назад.

Если вам действительно удалось присоединиться к пациен­ту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.

Прием 5. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть.

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к вра­чу...»

Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.

«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно от­клоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-

80

ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслаб­ление...»





\Рис 9 ч

Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.

Прием 6. Падение вперед

Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотри­те ему в глаза и даете установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряжен­ности во всем теле не должно быть... ...Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипноти­зера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»

Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.

Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.

6 — 2699

81





Рис 10

Прием 7. Раскачивание тела

Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Нос­ки и пятки вместе, руки вдоль туловища.

« ..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах .. и во всем теле... не должно быть...»

Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачи­вание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напря­жения, как маятник в часах, — вперед и назад.

Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом эта­пе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы выз­вать раскачивание тела пациента.

Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом су­ществует энергетическая связь, используя которую, врач мо­жет вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.

82





Рис. 11

Вы даете пациенту установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза... ...С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вы­зываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»

Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с ды­ханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свобод­но, ноги от пола не отрываются.

Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-

j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать рас­стояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать

| пассы и говорить:

«...Я могу воздействовать на человека... на любом рас­стоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое

83

воздействие сохраняется... Точно так же во время лечеб­ного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... ак­тивизируют ваши защитные силы организма на излече­ние...»

Хотя при наличии определенного опыта все хорошо полу­чается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со сторо­ны и повышает доверие пациентов к вам.

Прием 8. Падение назад без контакта

Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.

В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в прин­цы» приводится пример, как один из авторов книги присоеди­нился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эф­фективным.

Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхрони­зируете свое поведение с его поведением, вы достигаете каче­ственного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.

Следующие два приема для проверки степени внушаемос­ти, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демон­стрируют ваши способности и умение присоединяться к паци­енту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербаль­ное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных вну­шений.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-

84

страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.





Рис. 12

Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.

Прием 9. Падение назад без контакта

Этот прием также отличается повышенной сложностью.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыха­нию и начинаете дышать синхронно с ним.

Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произноси­те мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой ру­кой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.

85





Рис 13

Дополнительные рекомендации

Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчер­киваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.

При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.

Следующая серия приемов для проверки степени внушае­мости предполагает воздействие на пальцы пациента.

Прием 10. Пальцы «в замок» за головой

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо де­лать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.

86







Рис. 14

Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациен­там, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомк­нутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волновать­ся не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделае­те обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.

При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:

«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова... ... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянны­ми и неподвижными... Они застыли в таком положении... ...Один — крепко сжали пальцы за головой... до преде­ла... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...

...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными... ...Три — состояние одеревенения... оцепенения... все на­растает... усиливается с каждым моим словом... ...Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает пол­ное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы за­бываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... не­подвижность... все нарастают... усиливаются...

87

...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы бу­дете пытаться развести свои руки... тем сильнее они бу­дут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего созна­ния...

...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится ... Пробуйте... Пальцы деревянные...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постуки­вать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.

Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом де­монстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете паци­ентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.





Рис. 15 88

Даете установку:

«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком по­ложении...»

Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из пре­дыдущего приема.

Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это бу­дет выглядеть так:

«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... па­уза... пять... Полное одеревенение... полное оцепене­ние... Руки застыли в таком положении... Можете по­пробовать развести руки... но у вас ничего не получит­ся... пробуйте...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.

Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.

Вы даете установку:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»

89



f Mt. *

Рис 16

Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.

«...Я начинаю оказывать свое воздействие... ...Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается. . Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвиж­ными...

Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка посту­киваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает пол­ное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невоз­можно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали пол­ностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...

...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положе­нии...»

90

После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:

«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»

Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двига­ются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:

«.. .Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвиж­ность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»

Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубров­ский.

Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить ука­зательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образо­валось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.



Рис. 17

91

I

Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих паль­цах и заявляете:

«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»

Вы делаете соответствующее внушение, после чего предла­гаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходят­ся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:

«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»

Прием 14. Вкус лимона

Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про од­ного музыканта, которого за недобросовестное отношение к ра­боте уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.

Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-жел­тый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр за­молк. После небольшой паузы врач продолжает:

«...Сейчас у всех вас, сидящих в этом зале, во рту тоже появится слюна, если вы добросовестно представите... что сидите дома за обеденным столом... и берете в руки сочный, ярко-желтый лимон... Представили... ...В другую руку вы берете острый нож, чтобы разрезать этот ярко-желтый, кислый лимон... Вы отрезаете лом­тик лимона и кладете себе в рот этот ломтик кислого

92

лимона... Если вы хорошо себе представили все это, то у вас во рту невольно появится слюна, которую вы затем невольно проглотите...»

У некоторых пациентов происходит самопроизвольное сгла-тывание слюны.

Этот тест хорошо проводить в самом начале, при встрече с пациентами, при этом запомните, у кого тест получился хоро­шо. Это косвенно указывает на хорошую внушаемость, и тогда более сложные тесты с падением назад вы можете начинать с этих пациентов.

Прием 15. Веки не открываются

Это довольно простой, но интересный прием. Вы предлага­ете пациенту поставить носки и пятки вместе и смотреть вам в глаза. После небольшой экспозиции вы предлагаете пациенту сделать неглубокий вдох, на выдохе закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

«...Сейчас я прикоснусь своим пальцем... к вашей пере­носице... Веки сразу стали тяжелыми... слипаются... на­ливаются свинцом... Вы можете попытаться открыть веки... но у вас ничего не получится... Веки тяжелые и не открываются...»



\Рис. 18

93

Вы можете наблюдать, как у пациента напрягаются мышцы лба, как двигаются брови, но веки не открываются. Дав паци­енту возможность убедиться, что веки не открываются, вы де­лаете обратное внушение:

«...Я убираю свой палец... Веки стали легкими... Сдела­ли вдох... и веки легко открылись...»

Прием 16. Отклонение назад

Пациент стоит спиной к вам. Вы предлагаете ему поставить

носки и пятки вместе, руки вытянуть вдоль туловища, расслабить

мышцы спицы. Никакой напряженности во всем теле не должно

„ быть. Полное расслабление и доверие врачу. Вы прикасаетесь своей

правой рукой к шее пациента и делаете ему внушение:

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача... как на подушку...»





«...Я сделаю так... что ваше тело будет медленно откло­няться назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает к моей руке...»

94

Вы начинаете медленно отводить свою руку назад.

«...Спина прогибается дугой... Полное расслабление и доверие...»

В это время вы быстро оценивает состояние пациента: пол­ностью ли тело пациента лежит на вашей руке или он пытается частично себя подстраховывать, напрягая мышцы шеи и спи­ны. Дополнительно делаете внушение:

«...Расслабили мышцы на руках... Полное расслабле­ние...»

Если по внешним признакам и расслаблению мышц спины вы определяете, что упражнение выполнено пациентом пра­вильно, тогда в этом положении можете провести следующие мини-приемы.

1. Своей левой рукой вы поднимаете на 90 градусов левую руку пациента, а затем отпускаете ее и наблюдаете за скорос­тью падения руки и ее расслаблением. Она должна упасть вниз, как у спящего человека. И на этом основании вы делаете вы­вод, наступила релаксация у пациента или нет.





Рис. 20

95

2. Затем, не меняя исходного положения пациента, можно сделать ему следующее внушение:

«...Я прикасаюсь своей рукой к вашей переносице, веки стали тяжелыми... Вы можете пытаться открыть веки... Но у вас ничего не получится.... Веки стали тяжелыми...»

Вы наблюдаете, как пациент двигает бровями, пытаясь от­крыть веки, но они не открываются. Затем плавно убираете па­лец с переносицы пациента и делаете следующий шаг.

3. Каталепсия руки. Вы предлагаете пациенту с закрытыми глазами сесть на стоящий рядом стул и расслабиться. С помо­щью внушения вы можете усилить уже имеющееся гипноти­ческое состояние:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... Посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман появляется в голове... наступает состояние общего расслабления... заторможенности .. приятной дремоты... Все тише и темнее становится вокруг вас... ...Полное расслабление и доверие к врачу... Вы все вре­мя слышите мой голос...

...Я прикасаюсь к вашей руке... поднимаю ее. . Она зас­тывает в таком положении... делается деревянной... не­подвижной... Рука застыла... в воздухе...»





Рис 21

96

Вы осторожно прикасаетесь к руке пациента, поднимаете ее и придаете ей любое положение. Сделав внушение на одере­венение и застывание, плавно отводите в сторону свою руку. При этом можете подчеркнуть, что вы мысленно удерживаете его руку в таком положении. Рука пациента находится в состо­янии внушенной каталепсии.

4. Анестезия кожи. Через некоторое время вы делаете сле­дующее внушение:

«. .Я прикасаюсь своей рукой... и в этом месте .. ваша рука делается деревянной... Теряется болевая чувстви­тельность... Я прикасаюсь... кожа замораживается.. На­ступает полное онемение и одеревенение ..»





■Рис 22

Вы протираете кожу спиртом и прокалываете ее иглой от шприца. Можно предложить пациенту открыть глаза, посмот­реть на иглу и спросить о его ощущениях в руке. А затем пред­ложите ему закрыть глаза и погрузиться в это состояние еще глубже. Вы берете ватку со спиртом, вынимаете иглу и к месту укола прикладываете ватку, делая при этом следующее внуше­ние:

«...Я сделаю легкий хлопок... мышцы на руке расслабля­ются... и она свободно падает вниз... на колени...»

7 — 2699

97

Делаете легкий хлопок руками, и рука пациента расслаблен­но падает вниз на колени.

5. Следующий очень важный шаг. Вы ставите еще один стул сзади, на некотором расстоянии от стула, на котором сидит па­циент, и говорите:

«...Позади вас стоит еще один стул, на который вы мо­жете лечь...»

И укладываете пациента на второй стул.



Рис. 23 98

После чего вы ставите третий стул, на который поднимаете и укладываете ноги пациента, предлагаете ему крепко обхва­тить свое тело руками и делаете внушение:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваше тело станет деревянным... и застынет в таком положе­нии...

Один — напрягаются мышцы на ногах... и вы прикасае­тесь своей рукой к мышцам голени... Два — напрягаются мышцы бедра... и тоже прикасаетесь своей рукой...

Три — напрягаются мышцы поясницы... спины... Мыш­цы сжимаются все крепче... сильнее... Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки... и ваше тело становится деревянным... неподвижным... Оно за­стывает в таком положении...

Пять — напряжение в мышцах достигает предела... пол­ное одеревенение... полное оцепенение...»

Затем вы осторожно вынимаете средний стул, и пациент остается лежать на двух крайних стульях. Вы подчеркиваете внушением, что это упражнение активизирует его лечебные силы на выздоровление. После чего сразу же возвращаете сред­ний стул на место и делаете внушение:

«...Мышцы расслабляются... напряжение снимается... и тело делается расслабленным... Сделали глубокий вдох... открыли глаза...»

И помогаете пациенту аккуратно подняться и сесть на стул.

Мы предлагаем еще один вариант выполнения «каталепти­ческого моста» из положения стоя. В своей лечебной практике и на выступлениях я часто использую этот прием для укрепле­ния веры пациента в огромные возможности гипноза и в ваши возможности как специалиста.

Делается следующее внушение:

99

«...Носки и пятки поставили вместе... обхватили свое тело руками ... крепко обхватили... Сделали вдох... на выдохе закрыли глаза... и вошли в состояние транса... Я считаю... медленно от одного до пяти, после счета «пять» ваше тело станет деревянным, неподвижным. Оно застывает в таком положении...

Один — напрягаются мышцы на ногах (в это время вы слегка сжимаете руками мышцы голени)... Два — напрягаются мышцы бедра (и прикасаетесь своей рукой к бедрам пациента сбоку)... Три — напрягаются мышцы поясницы (прикасаетесь ру­кой к талии пациента)...

Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки и спины (прикасаетесь рукой к спине и грудной клетке)... Пять — напрягаются мышцы шеи... Все мышцы напрягаются до предела... Полное одереве­нение...»



Рис. 24

Тело пациента застыло в таком положении. Вы берете зас­тывшее тело пациента, поднимаете и кладете на спинки стула.

При этом подчеркиваете, что вы видите силу воздействия внушения на человека. Точно так же вы используете силу гип­нотического внушения для решения его проблемы.

100

Затем одним движением снимаете пациента со стульев и |ставите на пол. Проводите внушение на расслабление и про-Зуждаете.

Мы подробно описали только те приемы, которые чаще все-|го используем в лечебной практике, хотя в литературе можно тайти много других приемов для определения степени внушае-^мости и гипнабельности.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей