Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница5 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Глава 8

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ И КОЖНЫЙ

АНАЛИЗАТОРЫ

Существует много различных приемов для воздействия на зрительный анализатор. Но на практике каждый специалист использует тот прием, который у него лучше всего получается и максимально подходит для данного больного.

После того как вы провели подготовительные тесты, а за­тем с помощью приемов определили степень его внушаемости, можно переходить к гипнотизированию.

Первый прием. Вы предлагаете больному принять удобное положение в кресле, ноги поставить ровно, а руки положить на колени ладонями вниз.



Рис. 25 102

Сам врач садится сбоку, чтобы было хорошо видно лицо и глаза пациента. Берете в руки блестящий шарик на палочке и устанавливаете его на уровне глаз пациента на расстоянии 20-30 см. И начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента. Когда дыхание будет согласовано, можно начинать де­лать внушение:

«Я считаю медленно... от 1 до 5... при счете 5... ваши веки закроются... наступит лечебный... гипнотический сон... Один — внимательно смотрите... на блестящий шарик... Постепенно ваши глаза... будут утомляться... а веки де­латься тяжелыми...

Два — вас начинает охватывать приятная усталость... рас­слабление... ваши глаза... утомляются все больше... на­чинают мигать... слезиться...

Три — в голове возникает приятный, легкий туман... он все нарастает... усиливается... Вам все труднее... удер­живать глаза открытыми... Веки тяжелеют все больше... веки стали тяжелыми... словно наливаются свинцом... начинают моргать... и медленно опускаться... закры­ваться...

Четыре — вас охватывает сонливость... дремота... все тише... все спокойнее... становится вокруг вас... с каж­дым моим словом... веки тяжелеют все больше... и боль­ше... веки опускаются... и закрываются... Пять — вы как бы забываетесь... просто хочется рассла­биться и отдохнуть... Вы засыпаете... засыпаете... веки закрылись... плотно закрылись... Спать... глубже спать...»

Если подготовительная работа была проделана вами пра­вильно, то этого внушения вполне достаточно, чтобы погру­зить человека в гипнотический сон. Можно в течение 3-5 мин дополнительно сделать внушение на углубление сна.

Второй прием. Если в данный момент у вас нет блестящего шарика, вы предлагаете пациенту смотреть на кончики ваших пальцев, и делаете внушение:

103

I



Рис. 26

«...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Ваши веки... будут опускаться вниз... вместе с движени­ем моих пальцев... Как только мои пальцы сойдутся... ваши веки закроются и наступит сон... ...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Расслабляются мышцы лица... расслабляются веки... ...Вами овладевает усталость... утомляются веки... Паль­цы начинают движение... и веки начинают двигаться вниз... вслед за пальцами.

...Возникает приятный, легкий туман... Палец опуска­ется... и веки опускаются еще ниже... ...Полное расслабление... С каждым моим словом... веки делаются тяжелыми... и опускаются все ниже... и ниже... ...Пальцы сомкнулись... Веки закрылись... Спать... глуб­же спать...»

В течение нескольких минут вы делаете внушение на углуб­ление сна. Дополнительно можно использовать следующие формулы словесного внушения для воздействия на зрительный анализатор:

104

«...А сейчас я попрошу вас... ничего не делать... Дай я не буду... ничего не делать... Нет необходимости говорить... нет необходимости двигаться... и даже нет необходимо­сти держать глаза открытыми... И неважно... что позади меня... и неважно, что слева... и неважно, что справа... а важны ваши внутренние ощущения... И вообще... легче работать с закрытыми глазами...»

Желательно произносить внушения не спеша, на выдохе пациента отслеживая по мимике лица динамику наступления транса.

«...Вы можете погружаться в транс... с открытыми глаза­ми... или закрытыми глазами... в легкий... или глубокий транс... Я не знаю, какой способ окажется лучше для вас как личности...

...Потому что вот сейчас... ваши глаза открыты... а вот вы опускаете веки...»

Давая внушения пациенту, вы можете сами начать закры­вать веки и поднимать их, на невербальном уровне показывая пациенту, что от него требуется.

«...Снова открываете глаза... снова закрываете... подни­маете веки... опускаете... открываете глаза... и потом зак­рываете их совсем... Это так легко... позволили вашим векам закрыться... И сейчас... вы погружаетесь в транс...»

Обычно этого внушения вполне достаточно, чтобы у паци­ента закрылись глаза. Но если его веки не опустились, вы мо­жете применить следующее внушение:

«...Вы можете долго смотреть... на эту точку... И когда вы... продолжаете смотреть... на эту точку... хотят ли ваши веки моргнуть?.. Интересно... ваши веки будут моргать... вместе... (пауза) или раздельно?.. Быстро... или медлен­но опускаясь?.. И если ваши глаза... захотят закрыться... вы можете позволить им закрыться...»

105

Воздействие с помощью взгляда и взмаха руки

Для проведения следующего приема важно, чтобы у паци­ента хорошо получались подготовительные тесты.





Рис. 27

Вы становитесь напротив пациента на расстоянии вытяну­той руки, начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента и делаете внушение:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... тело расслаблено... Посмотрели мне в глаза... (Небольшая пауза.) Сделали неглубокий вдох...»

Вы делаете легкий взмах рукой снизу вверх перед лицом па­циента. Это вызывает у него защитную реакцию — он опускает веки. Вы кладете свою ладонь ему на лоб, плавно опускаете руку сверху вниз, давая установку:

«...Веки закрылись... Спать!..»

106

Этого вполне достаточно, чтобы погрузить человека в гип­нотический сон. Данный прием можно отнести к приемам бы­строго наведения гипнотического транса.

Методы воздействия на слуховой анализатор

Вы монотонно произносите повторяющиеся слова — опре­деленным тембром голоса, с паузами. С помощью этих слов вы описываете сонное состояние. Слова внушения являются ус­ловными раздражителями, они у всех связаны с определенны­ми состояниями, и поэтому вызывают их.

Гипнотическое состояние могут вызвать любые слуховые раздражители, которые в прошлом несколько раз совпадали с сонным состоянием. Начинающим специалистам мы рекомен­дуем воздействовать на слуховой анализатор. Этот метод сни­мает волнение и неуверенность, которые испытывает врач, при­ступая к сеансу гипноза.

Поскольку, приступая к сеансу, вы предлагаете пациенту сразу закрыть глаза, то можете спокойно делать внушения, вы­зывающие гипнотический сон, и человек обязательно будет находиться в гипнотическом состоянии. Иногда можно допол­нительно использовать метроном или музыку, но это надо со­гласовывать со вкусами и желаниями пациента.

Начиная сеанс, вы предлагаете пациенту:

«...Устроились в кресле поудобнее... ноги поставили ров­но... руки положили на колени... и расслабились... Сде­лали неглубокий вдох... на выдохе спокойно закрыли гла­за... настроились на мой голос... на мои лечебные слова... ... Отбросили все посторонние мысли... Ваше внимание... ни на чем не останавливается... дышите медленно... спо­койно... равномерно... Вас ничто сейчас... не беспоко­ит...

...Вы все время слышите только мой голос... мои лечеб­ные слова... мои внушения... Дыхание начинает замед­ляться.. . делается спокойнее... медленнее... как у спящего человека...

107

...С каждым моим словом... вас будет охватывать... при­ятная сонливость... дремота... Ваше тело начинает рас­слабляться... Расслабляются мышцы на правой руке... расслабляются мышцы на левой руке... расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... и приятное тепло... разливается по всему вашему телу... ...В голове появляется... легкий туман... он все нараста­ет... усиливается... Мысли в голове путаются... набегают одна на другую... Все тише и теплее становится... вокруг вас... Сонливость и дремота... все нарастают... усилива­ются... Посторонние мысли... уходят... ...Мой голос... мои слова действуют на вас успокаиваю­ще и усыпляюще... Вы засыпаете глубже... и крепче... лечебным гипнотическим сном...»

При необходимости вы можете внушить «каталепсию руки», что стабилизирует гипнотическое состояние, или вызвать «ле­витацию руки», в зависимости от поставленной цели сеанса.

Методы воздействия на кожный анализатор

Для такого воздействия используются пассы, то есть сла­бые, однообразные, повторяющиеся раздражения кожи.

Классическим способом гипнотизирования является про­ведение руками вдоль лица, туловища больного без прикосно­вений к коже, на расстояние 2-3 см над ней. Такое воздействие пассами на кожный анализатор вызывает гипнотическое состо­яние. Воздействие пассов может подкрепляться и словесным внушением:

«...Закройте глаза... дышите медленно... спокойно... Пол­ное расслабление всех мышц... Приятное тепло от моих рук... действует на вас успокаивающе и расслабляюще... Расслабляются мышцы лица... замедляется ваше дыха­ние...

...Приятная расслабленность... и сонливость... овладе­вают вами... Дремота и сонливость... все нарастают и уси-

108

ливаются... Вы засыпаете... засыпаете глубже... крепче... Хочется расслабиться... забыться и заснуть... Спать... глубже спать...»

С помощью внушения можно сконцентрировать дополни­тельно внимание пациента на ощущениях в теле, что позволя­ет вызвать гипнотический транс.

«...Прислушайтесь... к какому-нибудь ритму... внутри вас... Вы можете прислушаться... к ритму своего дыха­ния... и почувствовать... как ваша грудная клетка... под­нимается и опускается... Вдох... и выдох... Воздух в вас... входит... и выходит... И это... расслабляет мышцы лица... шеи... спины... И ваше тело... делается неподвижным... оно как бы застывает в таком положении...»

Кроме того, можно использовать следующее внушение:

«...В то время... как вы находитесь в этом кабинете... и сидите на этом стуле... вы чувствуете... как ваша спина... касается спинки стула... Вы можете ощутить... как ваши ноги... касаются пола... Сидя так... вы можете почувство­вать... как ваши руки... лежат на коленях... И это... по­может вам расслабиться... и погружаться... в лечебное состояние транса...»

Любое фиксирование внимания пациента на его ощущени­ях способствует развитию у него гипнотического транса.

На практике врач редко применяет воздействие на какой-нибудь один анализатор, чаще используется комбинированное воздействие. Желательно все свои внушения подкреплять воз­действием на слуховой анализатор.

Глава 9

ПРИЕМЫ БЫСТРОГО НАВЕДЕНИЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА

Старейший метод быстрого гипноза

Если вы уже приобрели некоторый опыт погружения па­циентов в состояние гипноза, можете попробовать некоторые ускоренные методы. Самый старый из них принадлежит абба­ту Фариа, приехавшему из Гоа в Париж в 1813 году. Он просто подходил вплотную к пациенту, несколько секунд присталь­но смотрел ему в глаза, а затем внезапно громко кричал: «Спать!». Почти половина пациентов выполняли этот приказ и сразу впадали в состояние гипноза. Зрелище было, конеч­но, эффектным и впечатляющим, что само по себе в немалой степени способствовало успешному применению такого ме­тода. Именно здесь находятся истоки «гипноза испуга», по­зднее успешно применявшегося профессором Шарко в кли­нике Сальпетриер.

Если вы уже продемонстрировали свои сеансы гипноза широкому кругу людей, у которых представление о вас связано с успешным применением гипноза, то ничто не мешает и в наше время пользоваться таким методом.

Наведение гипнотического транса вызыванием замешательства

Хорошо известен старинный прием, применяемый эстрад­ными гипнотизерами. Гипнотизер подходит к краю сцены, и в тот момент, когда зритель ставит на нее ногу, он вдруг одной рукой легонько толкает зрителя в затылок, а публика думает, что гипнотизер хочет помочь ему подняться на сцену.

110

Толчок наносится для того, чтобы вызвать у зрителя легкое замешательство. Не давая зрителю опомниться, гипнотизер ладонью другой руки крепко сжимает ему подбородок так, что получается новый толчок.



Рис. 28

Это приводит к очередному замешательству, что вызывает измененное состояние сознания. В этот момент гипнотизер должен строго приказать: «Спать! Подчиняешься только мне! Выполняешь только мои приказания!».

При этих словах зритель обычно закрывает глаза или засты­вает на месте, находясь в состоянии глубокого гипнотического транса.

Личность эстрадного гипнотизера оказывает сильное влия­ние на зрителя, которое зависит не только от сказанных слов, но и от того, как это говорится. Очень важно также то, как ве­дет себя гипнотизер на сцене, как он одет. Его жесты и внут­ренняя уверенность могут влиять на эффективность внушения.

111

Наведение гипнотического транса рукопожатием

Пожатие руки — один из самых распространенных у нас со­циальных стереотипов, и прерывание этого стереотипа вызы­вает кратковременное замешательство, вполне пригодное для наведения гипнотического транса. Замешательство захватыва­ет человека врасплох, нарушая цепь его привычного поведения или логического рассуждения.

Вы стоите на расстоянии двух шагов от пациента. Протягивая руку вперед для рукопожатия, вы делаете шаг навстречу пациенту.

Вы спрашиваете, как зовут пациента, а затем, обращаясь к нему по имени, предлагаете поздороваться и протягиваете свою правую руку вперед. Как только пациент протянул вперед свою правую руку, вы должны подхватить ее своей левой рукой и под­нять ладонь пациента на уровень его глаз.

«...Будьте внимательны! Рука застыла!..

...Это означает... что сейчас... вы можете узнать для себя...

что-то очень важное...»



А:,

Рис 29

В это время вы плавно уходите из поля зрения пациента, становитесь сбоку и начинаете осторожно убирать свою левую

112

руку от застывшей в воздухе правой руки пациента, делая сле­дующее внушение:

«...Обратите внимание на цвет вашей кожи... линии... бу­горки...

...В то время... как ваша рука... медленно, бессознатель­но... опускается вниз... в ваших веках... появится уста­лость... тяжесть... или захочется моргнуть и закрыться... ...Позвольте своей руке... опускаться вниз с той скорос­тью... с какой вы будете... погружаться в транс...»

Если вы наблюдаете у пациента признаки транса, можно дополнительно сделать лечебные внушения:

«...Пока рука опускается вниз... я очень хочу... чтобы твое подсознание... нашло для тебя... хороший способ... бро­сить курить!..

...Чтобы ты даже... не думал об этом... и не вспоминал об этом...

...Ведь у сигарет... отвратительный вкус... ужасный запах... ...Даже мысль о курении... вызывает у вас глубокое от­вращение к сигаретам...

...Как только ваша рука прикоснется к моей руке... ...Именно в этот момент... вы испытаете чувство... пол­ного освобождения от своей зависимости... ...К вам придет понимание... чего-то нового... более важ­ного...»

Это достаточно быстрый и эффективный способ наведения гипнотического транса, который часто используется нами как вспомогательный прием при лечении алкоголизма, курения, переедания и избыточного веса.

Метод «молниеносного» гипноза

Вы становитесь напротив пациента на расстоянии вытяну­той руки, начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента и делаете внушение:

8-2699 113

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... тело расслаблено... Посмотрели мне в глаза... (небольшая пауза)... Сделали неглубокий вдох...»

Вы делаете легкий взмах рукой снизу вверх перед лицом па­циента. Это вызывает у него защитную реакцию, и он опускает веки. Вы кладете свою ладонь ему на лоб, плавно опускаете руку сверху вниз, давая установку:

«...Веки закрылись... Спать!..»

Этого вполне достаточно для того, чтобы погрузить челове­ка в гипнотический сон.

На самом же деле не гипнотизер вызывает гипноз, а сам гип­нотизируемый погружает себя в гипнотическое состояние, пос­ле того как гипнотизер вызовет у него представление о начале гипноза. В этом случае гипнотическое состояние возникает потому, что гипнотизируемый его ожидает и готов в него по­грузиться.

Следует заметить, что как таковых приемов быстрого гип­нотизирования не существует. Успех быстрого гипнотизирова­ния зависит от того, насколько пациент вам доверяет и готов ли он погрузиться в транс, а также от вашего опыта и умения по внешним признакам определять, развивается состояние транса у находящегося перед вами человека или нет.

От эстрадного гипнотизера на сцене требуется из всех жела­ющих принять участие в опытах быстро выбрать одного высо-когипнабельного зрителя, у которого он заметил признаки про­явления транса. А затем, пристально посмотрев ему в глаза и сделав пасс рукой, он громко и уверенно говорит: «Веки зак­рылись... Спать!..» И конечно, это создает у присутствующих в зале иллюзию, что гипнотизер на сцене все может.

Глава 10

ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВЕННОГО НОЧНОГО СНА

Известно, что третью часть своей жизни человек проводит во сне. Это довольно большой срок по человеческим меркам.

Мы знаем также, что сон всегда был естественной челове­ческой потребностью. Мимо нас проносится огромный пласт жизни, не используемый нами, который можно употребить себе же на пользу. Упорно создавая себя при свете дня, мы совер­шенно забываем об исцеляющих возможностях ночи. Так по­рой и умираем, не поняв, что потеряли и чем не воспользова­лись при жизни. Хотя искусство управления снами и лечения во сне такое же древнее, как и первые попытки человека осоз­нать то, что с ним происходит, когда он уходит в мир грез. Ов­ладев приемами перевода ночного сна в гипнотический, вы по­лучаете уникальную возможность общения с бессознательным.

При лечении во сне устраняется влияние рационального мышления, которое мешает внутренней работе бессознатель­ного сделать все необходимое для самоисцеления.

Еще Гиппократ говорил: «Природа лечит, а врач только ей помогает». А воздействие словом в состоянии естественного ночного сна — это сама Природа. И если она дает нам в руки такой прекрасный подарок, как сон, то почему бы нам не вос­пользоваться этим специально и в полной мере?

Рассматривая поведение и деятельность человека с позиции биоритмов, можно сказать, что с момента пробуждения до за­сыпания нами управляет сознание, а в ночное время — бессоз­нательное. Недаром этот период времени еще называют «цар­ством подкорки».

Известно, что существуют часы максимальной активности органов. Именно в эти часы, в соответствии с биоритмами, и

115

рекомендуется npoi

чему-то все делаем 1°Дить иглоукалывание. В гипнозе мы по-гипнотизирования, аоборот. Применяя различные приемы для емся в дневное вре^ЦР^^адыъая огромные усилия, мы стара-с помощью внушен3 частично снизить активность сознания и чтобы стимулироваия вступить в контакт с бессознательным, было бы провести ctb изменения. Хотя логичнее и правильнее роды сможетусыпи"анс перед сном или ночью. Кто лучше при-мышцы всего тела ь человека естественным путем, расслабить знания на организ^а вРемя значительно снизить влияние со-ность бессознатель1 и максимально активизировать деятель-меров работы 6eccoioro? Один из самых поразительных при-силы и исцеление ^нательного — это сон, дающий нам отдых, ночной сон для об^ожно также использовать естественный творческих способьчения> изменения поведения и раскрытия

Сам процесс воостей У Детей и подростков, спящим Пациент ^приятия речи во время сна не осознается речь, которая воспр/е отдает себе отчета в том, что он слышит шие в голове или в1НИмается им как мысли, спонтанно возник-

Эффект от внуг?спРинимает в виде сновидений, образов, выше чем в обычнс1ения в0 вРемя естественного сна намного но вызывается враьМ гипнотическом сне, который искусствен-

В народе хорошом-

ственного сна путе3 известен способ внушения во время есте-разговаривают во ciM нашептывания. Дети и взрослые иногда такт Когда ребенок и с ними можно установить речевой кон-садитесь на стул вос ночью начинает разговаривать во сне, вы донь на руку ребеи3-716 его кровати. Можно положить свою ла-Это уменьшит глу£ка или начать слегка поглаживать его лоб. хим шепотом, на в*инУ сна- Далее вы начинаете говорить ти-лдохе ребенка:

«...Спи глубже..

слушай мой гол- просыпаться не надо... и внимательно продолжаешь сРС--- ^ы хоР°шо слышишь мой голос... и гать...»

Эту форму внуг

минут до установлиения вы повторяете в течение нескольких переходить к вопгхРння контакта со спящим. А затем можно

•сам: 116

«...Как тебя зовут? Сколько тебе лет?..»

А потом попросить рассказать о том, что ему снится, или провести лечебное внушение.



Рис 30

Установление раппорта со спящим человеком

Спустя 30-40 минут после засыпания врач подходит, тихо садится возле кровати пациента и молча сидит 1-2 минуты. Синхронизируя свое дыхание с ритмом спящего человека, ти­хим шепотом в ритме дыхания он произносит слова:

«...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай мой голос... ты хорошо слышишь мой голос... и продолжаешь спать... не пробуждаясь...»

Формула внушения повторяется 2-3 раза. Одновременно со словами следует слегка прикоснуться пальцем к точке между бровями на лбу или мягко положить свою теплую руку на лоб спящего. Можно взять руку спящего в свои руки и слегка по­глаживать его кисть или нежно поглаживать мочку уха спяще­го. Эти слабые тактильные ощущения уменьшают глубину сна

117

и помогают повысить чувствительность спящего к вашим сло­вам. И далее вы продолжаете с ним разговаривать:

«...Ты спишь... и хорошо слышишь мой голос... мои сло­ва... Я буду обучать тебя... разным полезным вещам... Я буду беседовать с тобой... и все мои лечебные слова... останутся в твоей памяти... и как бы изнутри... будут ока­зывать... свое лечебное воздействие... ...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай... мой голос...»

Далее вам надо проверить, установился ли раппорт между вами и спящим. Вы обращаетесь к нему со следующими словами:

«...Если вы меня хорошо слышите... сделайте глубокий вдох...»

Иногда это внушение приходится повторить несколько раз. Можно также попросить спящего кивнуть головой или дать знак, что он вас слышит, подняв указательный палец на правой руке. Вы можете вступить в речевой контакт:

«...Продолжай спать... и слушай мой голос... Ты можешь отвечать... на мои вопросы... не просыпаясь... ...Отвечай, не просыпаясь... Как тебя зовут?.. Сколько тебе лет?.. Сделай вдох... и отвечай на мои вопросы... Тебе легко говорить...»

При этих словах можно кончиками пальцев провести вок­руг губ, по шее. Во время ночного сеанса можно сделать ката­лепсию руки или ее левитацию, а затем использовать устано­вившийся раппорт для проведения лечебных внушений. В кон­це сеанса дается установка на переход гипнотического сна в обычный ночной сон и на то, что в следующий раз пациент сможет быстрее вступить в контакт с вами.

Если во время установления раппорта со спящим челове­ком он проснулся от ваших манипуляций, теряться не надо. Вы

118

продолжаете свой сеанс так, как устанавливали бы раппорт в момент засыпания. Более подробно это описано в следующем упражнении.

Установление раппорта в момент засыпания

Пациент в вечернее время укладывается в постель. Врач са-I дится на стул рядом и начинает проводить аутогенную трени-I ровку по Шульцу, первые три упражнения.

Упражнение 1. «Моя правая рука тяжелая»

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

... Моя правая рука расслабляется от плеча до кончиков паль­цев... — 1 раз.

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

...Вся кровь устремляется к правой руке, она расслабляется и наливается свинцом... — 1 раз.

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

...Я совершенно спокоен... — 1 раз.

Точно так же делаются внушения и для левой руки.

Упражнение 2. «Моя правая рука теплая»

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...С каждым ударом сердца вся кровь приливается к правой руке... — 1 раз.

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...Приятное тепло растекается по правой руке... — 1 раз.

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...Я совершенно .спокоен... — 1 раз.

Упражнение 3. «Дыхание ровное, спокойное»

...Дыхание ровное, спокойное... - 2 раза. ...Снимаются спазмы мышц грудной клетки... — 1 раз. ...Дыхание ровное, спокойное... — 4 раза. ...Я совершенно спокоен... — 1 раз.

I

119

Обычно это приводит пациента к глубокому гипнотическо­му сну, используйте его для проведения лечебных внушений.

Маленьким детям в вечернее время, перед засыпанием кто-то из родителей может читать специально подобранную сказку. При этом подчеркивают связь между героем сказки и ребен­ком, который находится в постели.

«...Это ты... его зовут так же, как тебя... Он делал то... что сделал бы ты... И ты будешь делать то... что делает он...»

Важно, чтобы герой сказки имел те позитивные качества, которые вы хотели бы развить у ребенка по ходу чтения сказки. Периодически задавайте ребенку вопросы, тем самым контро­лируя, что он находится с вами в раппорте.

Предварительная установка

на перевод ночного сна в гипнотический

Для этого врач днем погружает пациента в гипнотический сон и дает ему установку.

«...Итак, мы с тобой договариваемся, что ночью во вре­мя сна ты услышишь мой голос... Я прикоснусь своей рукой к твоей... Ты будешь продолжать спать... просы­паться не надо... и будешь хорошо слышать мой голос...»

Вечером, через 30-40 минут после того как пациент заснет, врач садится на стул возле кровати и начинает устанавливать раппорт со спящим, как было описано выше.

Можно использовать второй вариант этого метода, когда предварительная настройка на восприятие речи врача во время ночного сна достигается с помощью самовнушения. Для этого пациенту предлагается вечером перед сном, лежа в постели, мысленно или шепотом несколько раз повторять формулу са­мовнушения, пока он не уснет:

«...Буду спать... и слышать голос врача... спать и слышать врача... не просыпаясь...»

120

Третий вариант: врач погружает ребенка в гипноз в своем кабинете и в сонном состоянии дает установку:

«...Ночью... во сне... ты услышишь голос своей мамы... Просыпаться не надо... ты будешь продолжать спать... и хорошо слышать голос мамы... не просыпаясь... ...Сейчас ты услышишь... голос своей мамы... и ты будешь подчиняться ее голосу... как моему... Каждое ее слово для тебя — закон... Продолжай спать и слушай ее голос...»

Выделаете передачу раппорта. Вечером через 30-40 мин пос­ле того как ребенок заснет, мама садится возле постели и уста­навливает контакт с ним:

«...Внимание... я касаюсь твоей руки... Ты слышишь только мой голос... Это я... твоя мама... Как мы с тобой договаривались... ты спишь, не просыпаясь... вниматель­но слушаешь мой голос... а я беседую с тобой... и сове­тую тебе... как вести себя по-новому...»

Этот прием часто используется при лечении ночного эну­реза и неврозов у детей, а также для устранения нежелательных моментов в поведении ребенка, развития его творческих спо­собностей или решения школьных проблем.

Родители имеют право создавать и будущее своего ребенка, передавая ему только самое лучшее, делая его таким, каким хо­тят увидеть его — талантливым, умным, счастливым.

Установление раппорта в утренние часы перед пробуждением

Вечером перед сном врач говорит пациенту:

«...У вас есть определенные проблемы, которые я могу помочь вам решить... Поэтому завтра утром во время сна вы услышите мой голос... Я прикоснусь своей рукой к вашей, и мы побеседуем с вами...»

121

Утром, за час до пробуждения пациента, вы тихо подходите к кровати спящего, садитесь на стул и через 1-2 минуты тихим голосом, согласуя его с ритмом дыхания пациента, начинаете проводить внушение:

«...Продолжай спать... просыпаться не надо... Внима­тельно слушай мой голос... Ты хорошо слышишь мой голос... и продолжаешь спать... не пробуждаясь...»

Формула внушения повторяется 2-3 раза. Одновременно вы слегка прикасаетесь к кисти пациента и легко поглаживаете ее:

«...Ты спишь... и хорошо слышишь мой голос... мои ле­чебные слова... Я буду тебя обучать... разным полезным вещам... Я буду беседовать с тобой... и все мои лечебные слова... как бы изнутри... будут оказывать свое... лечеб­ное воздействие...

...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай мой голос...»

Затем вы проверяете качество раппорта, спросив у спяще­го, как его зовут, сколько ему лет. После чего можете задать интересующий вас вопрос. Вопросы надо задавать так, чтобы спящий мог отвечать коротко — «да» или «нет».

Для стабилизации гипнотического сна желательно сделать каталепсию руки. Если во время сеанса происходит поиск ре­шения проблемы, то лучше сделать левитацию руки, а потом дать внушение:

«... Пока ваша рука... будет медленно... бессознательно опус­каться вниз... откуда-то глубоко изнутри... квам придет по­нимание... решения вашей проблемы... Или пока ваша рука... медленно опускается вниз... ваше тело проделает внутреннюю работу по изменению... и излечению...»

С помощью внушения можно перевести пассивный сон в активный, для того чтобы вызывать образы и вести лечебный диалог.

122

Каждый день сеансы проводить не следует. Мы рекоменду­ем 1-2 раза в неделю.

Сказка для наведения гипнотического транса у детей

Сейчас я хочу... чтобы ты себя почувствовал очень-очень маленьким котенком... который лежит рядом со своей большой и теплой мамой-кошкой и которому очень хорошо лежать ря­дом с ней... чувствуя с одной стороны теплую-претеплую маму... а с другой стороны чуть-чуть холодок... чувствуя прикоснове­ния лап и языка к своей шерстке.

И вот, если ты совсем немножко, на время притворился та­ким котенком, тогда я хочу поиграть с тобой в одну игру...

...Как будто мы стоим на самом верху огромной лестницы. Лестницы, которая ведет от того места, где мы обычно живем, вниз... глубоко... глубоко... в страну снов... В страну, где ты обычно гуляешь, когда спишь.

Мы будем спускаться по этой лестнице вниз. И на каждой ступеньке будем всфечать что-то новое и необыкновенное. Ты будешь узнавать то, чего раньше не знал... И это будет... дей­ствительно интересно...

И начиная такое путешествие, я хочу... чтобы мы с тобой... оба... глубоко вздохнули... и прочистили все внутри чистым воздухом... Вздохнули вот так (и делайте шумный вдох)... очень глубоко... так, чтобы свежий воздух вошел в нас... а потом, вый­дя... унес с собой... ломоту в плечах... Чтобы плечи стали спо­койными... чтобы шея стала спокойной... чтобы руки и ноги... стали спокойными и тяжелыми... как... у... тигра... который ле­жит на дереве... перед охотой... Олени придут еще не скоро... Он лежит и ждет их... не шевеля... ни единым мускулом... и даже ни единой волосинкой... своей шкуры.

Итак... мы стоим наверху... длинной лестницы... Вот мы дела­ем один шаг... вниз... Мы делаем один шаг вниз... и попадаем... в такую страну... где мы с тобой... похожи... уже не на кошек... и не на тигров... а на рыжих клоунов... Рыжих клоунов... которые на­дувают... огромные шары... Один клоун надувает... зеленый шар...

123

А другой надувает красный шар... И эти шары увеличиваются в размерах... и они уже больше клоунов... и больше цирка... И они такие легкие... что начинают уносить клоунов в небо...

И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах... два клоуна... все дальше и дальше от земли... Все дальше и дальше вверх от земли... Высоко вверху... между облаками... где их ове­вает только... теплый ветер... откуда они видят всю землю... Все города и все речки на ней... И вот они улетают... все выше... и выше... Выше... и еще выше.

И мы с тобой... может быть, тоже смотрим на них... удив­ленными глазами... А потом спускаемся... еще на ступеньку вниз... сделав опять... перед этим... глубокий... глубокий... вдох... и выдох... И вот мы становимся... чуточку легче... пока наше тело становится... чуточку тяжелее... И вот мы попадаем... в царство моря... Мы видим перед собой... три моря... Одно из них... море звуков... и море тишины... и море песен... и море сказок... и море стихов... море всех-всех голосов... и всех-всех звуков... какие только бывают на свете.

...А второе море... море картин... море цветов... море видов... огромное-огромное море картинок... всего, что может увидеть глаз...

И третье море... море чувств... красивое-красивое море... самых лучших чувств... которые только можно испытывать... на свете...

...И вот у нас есть маска... и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей... В море красок... или в море звуков... или в море чувств...

В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей... а только щупальца — руки, которыми он умеет делать все-все: и рыб ловить, и по дну лазить... и с тобой разго­варивать...

...А вот в море звуков... живет дедушка Ухо... Его огромное ухо... гораздо больше его самого... Он все-все на свете слышит...

.. .А в море картин... живет Дракон, с такими острыми глаза­ми... что из них сыпятся искры...

И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку... опускаемся еще на одну

124

ступеньку... По дороге к стране снов... Делаем глубокий-глубо­кий... вдох... и выдох...

...И спустившись вниз... еще на одну ступеньку... мы попа­даем в подводный мир. Странный... чудный... подводный мир... где кроме моего голоса... не слышно... ничего... Где мы с то­бой... как водолазы... медленно идем по дну... идем по дну... и видим подводные чудеса, русалок, царя... морского царя Не­птуна... царя рыб... морских коньков... морских игл, медуз, во­дорослей...

И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зо­вет к себе... И если мы хотим, мы можем погулять здесь немнож­ко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть с подводными волнами... Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и красивы. И тогда мы можем плыть еще глубже... и еще глубже, дальше от земли... вниз на одну ступеньку... Вниз на одну ступеньку... сделав вдох... и выдох...

...И вот наши тела... уже не человеческие... и не рыбьи... Они стали травою... они стали травою... И мы играем в то, что мы цветы... цветы на лесной поляне... что мы цветы маленькие... желтые... красные... голубые... какие ты захочешь.

Мы маленькие цветы... и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо... Мы смотрим вниз... под нашими ногами... лежит... лист... старый-престарый лист... который упал здесь... еще позапрошлой осенью...

Мы смотрим друг на друга... Он очень красивый... невероят­но красивый... Ты, может быть, похож... на подснежник... а я — на гусиный лук... Тогда ты немного голубенький... а я желтый... или наоборот... И это неважно... Тогда мы еще раз... смотрим себе под ноги... Что мы там видим... что мы там видим... Мы делаем еще один волшебный вдох... и волшебный выдох... И спускаемся на ступеньку... вниз... вниз... еще ниже... Одна сту­пенька вниз... в страну снов...

...И вот мы становимся... волшебниками... Нас с тобой по­звали звери... на лесной пожар... Мы быстро летим туда... над лесом... очень далеко... Мы летим на лесной пожар... И наши

125

одежды развеваются на ветру... И мы прилетаем как раз вовре­мя... чтобы из какого-нибудь волшебного... флакона с водой... или какими-нибудь волшебными лепестками... или какими-нибудь специальными зонтиками... или просто взмахами сво­их плащей... потушить лесной пожар... и спасти всех зверей... птиц... растения...

И вот мы спускаемся... еще на одну ступеньку... еще на одну ступеньку вниз... сделав вдох... и выдох... Как хорошо, что так спокойно... можно идти вниз... Как хорошо... что мы спокой­но можем идти вдвоем...

И вот на этой ступеньке... мы с тобой... два героя сказки... И нам с тобой нужно разыскать иглу... иглу... в которой что-то прячется, вроде смерти Кащея Бессмертного... И мы не знаем точно, что... но это что-то ужасно важное... и это нужно обяза­тельно найти... И вот мы ищем, ищем эту иголку... чувствуем, что она где-то рядом... где-то спряталась... И мы совсем недав­но помнили, где она... и ее нужно найти... нужно найти спря­танную иголку... и отломить от нее кончик... отломить от нее кончик... Кто первый найдет... эту иголку... и почувствует... где она... а потом дотянется... и крепко сожмет эту иголку рука­ми... и тогда... раз... и отломит кончик...

И тогда, наверное... и царевна выйдет... и дворец злого вол­шебника рухнет... И мы все вместе поедем домой... на Сером Волке... или еще на каком-нибудь таком же... добром и симпа­тичном звере... Как хорошо, что можно вместе бродить... по разным странам... и спуститься еще... на одну малюсенькую ступеньку... вниз... сделав вдох... и выдох... Еще чуть-чуть ниже... еще чуть-чуть глубже и ближе... к стране замечательных снов... И может быть, даже уже отчасти... попав туда...

Сделав такое наведение гипнотического транса, можно пе­реходить к специальным лечебным внушениям.

Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить: «Все существующее сон, а все что не сон, не существует».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей