Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница6 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Глава 11 ГИПНОЗ ЖИВОТНЫХ

Первые сообщения о гипнозе животных появились в 1646 г. Иезуитский священник А. Кирхер в книге «Необычный опыт» написал о том, как был «заколдован» петух. Это считается пер­вым научным описанием классического случая так называемо­го гипноза животных.

Суть эксперимента заключалась в следующем. Достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно прижать ее голову к полу и затем оставить ее на некоторое время в таком положе­нии, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, рас­слабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывес­ти лишь резким толчком или громким звуком.

В других работах по гипнозу животных приводилось следу­ющее описание эксперимента с курицей: «Перед клювом свя­занной курицы провели меловую черту, и это мгновенно при­водило ее в оцепенение». Автор работы объяснял это явление «страхом животного».

Определенный вклад в изучение гипноза жи­вотных внесли известный ученый И. П. Павлов и

: физиолог В. Я. Данилев-

| ский, проводя интерес-

' ные опыты над самыми

! разнообразными живот-

: ными: собаками, птица­ми, млекопитающими, змеями, тритонами, ля­гушками, раками.

Если не причинять

[животному боли, при- риСш 31



127

дать ему какое-нибудь неестественное положение (лучше все­го на спине) и удерживать некоторое время в таком положе­нии, пока не прекратится противодействие, то затем животное продолжает лежать спокойно в течение многих минут и даже часов. В таком состоянии животное без малейшего сопротив­ления с его стороны можно осторожно перевести в любое иное неестественное положение. При этом у загипнотизированных животных наблюдается значительное снижение чувствительно­сти кожи и слизистых оболочек: их можно колоть, обжигать, резать, а они продолжают лежать неподвижно, как бы ничего не чувствуя.



Рис. 32

Особенно хорошо это выявлялось в опытах над омарами, осьминогами, лягушками, кроликами и птицами. У птиц мож­но наблюдать настоящие каталептические симптомы: им мож­но приподнять голову, повернуть шею на 180°, и они некоторое время удерживают такое неестественное положение. Здесь, по­жалуй, даже можно говорить о симптоме восковой гибкости, аналогичной той, которая наблюдается у загипнотизированного человека.

Итак, для начинающих специалистов описываем наиболее простой прием гипнотизирования кур. Сам опыт чрезвычайно прост, но требует определенных практических навыков.

128



Рис. 33

Курице придают необычное положение, переворачивают ее на спину лапками кверху. Нужно слегка вытянуть ей шею и при­держивать голову и ноги в таком положении от нескольких се­кунд до одной минуты. Вначале курица трепыхается, отбивает­ся ногами и крыльями, но затем через некоторое время засты­вает в таком положении. Затем осторожно без резких движе­ний вы отнимаете руки от птицы.

При гипнотизировании курицы, когда вы перевернули ее на спину и вытянули вперед ее шею, можно дополнительно провести черту на земле, идущую от клюва птицы.

Курица загипнотизирована. Можно проколоть ее тело длин­ной иглой, поднять за лапку вверх, пустить на нее струйку та­бачного дыма. Она не шелохнется.



Рис. 34

9 - 2699

129

Однако примерно через минуту гипнотическое оцепенение у нее пройдет само собой, и она вскочит на ноги.

Исследователем гипноза животных описан один забавный случай. Придя на рынок, где продавали живых кур и уток, он стал свидетелем того, как подросток (видимо, знакомый с при­емами гипнотизирования кур) подошел к торговке и спросил, хорошие ли у нее куры, на что та не без гордости ответила: «Смотри сам, какие крепкие да здоровые!»

Тогда шутник быстро взял одну курицу, потом вторую, тре­тью, быстро перевернул их на спину, и они, к ужасу хозяйки, как дохлые, застыли на прилавке.



Рис. 35

Индюка тоже несложно загипнотизировать. Голову птице засовывают под крыло и затем укачивают — так сказать, убаю­кивают ее. Она почти сразу впадает в гипнотический сон, ко­торый может длиться несколько часов. Чем чаще повторяют­ся гипнотические сеансы с животными, тем легче они впада­ют в состояние гипноза и тем слабее становится их сопротив­ление.

130

Основной вывод, который сделал В. Я. Данилевский, ис­следуя гипноз животных, состоит в следующем: гипноз — это «эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышле­ния и воли». В его основе лежит эмоция страха. В дальней­шем это обстоятельство успешно использовалось специали­стами в области гипноза при создании методик эмоциональ­но-стрессовой психотерапии людей, страдающих от алкого­лизма.

Страх, сильный испуг, неудобное и необычное положение тела могут вызывать у животных своеобразный паралич, оце­пенение, шок. Таково, например, парализующее влияние змей на птиц.

Кроме того, всем хорошо известно, что страх, сильный испуг порой вызывают своеобразный паралич воли и мыш­ления у человека: он останавливается как вкопанный или «застывает» на некоторое время в состоянии заторможен­ности, утрачивая способность мыслить или двигаться. Та­кие техники гипнотизирования людей относятся к группе приемов, вызывающих замешательство, удивление, эмоци­ональный шок.

Врачи-психотерапевты тоже используют прием замеша­тельства, которое захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений, и тогда возникает трансо-вое состояние. К замешательству близко удивление, пережи­ваемое человеком от того, что он услышал, увидел или почув­ствовал.

Психологический шок, страх — очень эффективный прием вызывания гипнотического состояния у человека. Он часто ис­пользуется эстрадными гипнотизерами для быстрого вызыва­ния транса.

Специалисту в области гипноза необходимо владеть техни­кой гипноза животных. Это позволяет усовершенствовать на­выки владения невербальными техниками и расширить диапа­зон своих профессиональных возможностей.

Продолжая рассматривать гипноз животных, следует отме­тить, что состояние гипноза легко вызвать у лягушек.

131







Рис. 36

Лягушку нужно перевернуть на спину, положить на стол и не­сколько секунд подержать ее лапки прижатыми к телу. Если затем осторожно отвести руку, лягушка останется лежать без движения.

Можно придать телу лягушки ту или иную позу, например, посадить ее со скрещенными ногами, вытянуть одну лапку впе­ред, а другую прижать к груди — и она застынет в этой позе. Такое явление восковидной гибкости суставов и мышц назы­вается каталепсией.

Наряду с угнетением движений и каталепсией отличитель­ной особенностью животных, находящихся в гипнозе, являет­ся снижение чувствительности — анестезия. Эти явления на­блюдаются как у загипнотизированных животных, так и у че­ловека в гипнотическом сне.

А как же обстоит дело с другими представителями мира жи­вотных? Оказывается, тут нужен индивидуальный подход. Най­ти его порой очень нелегко. О способах гипнотизирования раз­личных птиц и зверей интересные наблюдения приводит вен­герский ученый Ф. Вельденги:

«... Служителям удалось накинуть нашею льва цепь и вы -вести его из клетки. Сначала четверо, а потом шесть че-

132

ловек долго бились над тем, чтобы перевернуть его на спину. Я хотел гипнотизировать зверя в соответствии с обычно применяемым методом. В конце концов, вос­пользовавшись подходящим моментом, я сумел сесть на его хребет, обхватить сзади его голову и в этом положе­нии, пристально всматриваясь в его глаза, вызвать у него гипнотическое оцепенение. Когда я соскочил с него и отошел в сторону, он еще несколько минут оставался в необычной для него позе...

...Самыми опасными, однако, были эксперименты с кро­кодилами. Дирекция зоопарка предупредила, что сни­мает с себя всякую ответственность за мою жизнь и здо­ровье. Я знал, что если ящерице ограничить возможность свободно двигаться, то она впадает в гипнотическое оце­пенение. Мне казалось, этим способом можно восполь­зоваться и для того, чтобы загипнотизировать крокоди­ла. Как известно, это не очень приветливые твари. Уже в возрасте нескольких месяцев крокодильчик не упустит возможности цапнуть человека за руку. Что тут говорить о взрослых экземплярах. Но когда я резко хватал крокодила за шею и сжимал ее, гад, к удив­лению служителей зоопарка, сразу же становился непод­вижным. Один за другим крокодилы цепенели, остава­ясь в таком состоянии многие часы. Их можно было пе­реворачивать на спину, пинать ногой — они никак на это не реагировали».

Очень просто оказалось гипнотизировать морских свинок. Тут есть два способа. Первый — схватить животное за ухо и под­нять, слегка поглаживая. Любопытно, что при этом у животно­го теряется способность воспринимать звуки и запахи, замет­но слабеют рефлексы. Но зрительные восприятия в мозг попа­дают — глаза у свинки остаются открытыми.

Можно загипнотизировать морскую свинку и другим спо­собом — слегка сдавив пальцами нос. Она почти сразу же цепе­неет и остается в таком положении надолго. Кстати, этот спо­соб годится и для медведей — как бурых, так и белых. Поглажи-

133

вая зверю нос, легко сделать его неагрессивным. При случае каждый может убедиться в эффективности этого простого спо­соба.

Физиологи считают, что когда животное насильно приво­дят в неестественное для него положение, а его попытки вер­нуть себе естественную позу встречают непреодолимое сопро­тивление, нервная система животного не выдерживает огром­ного перевозбуждения, выходящего за пределы выносливости нервных клеток. И тогда возникает так называемое запредель­ное торможение, представляющее собой защитный охранитель­ный процесс, спасающий клетки от перенапряжения и от гибе­ли. Процесс запредельного торможения может возникнуть в нервной системе в результате воздействия на организм любого сверхсильного раздражителя.

Таким сверхсильным раздражителем для лягушек и кроли­ков будет облик змеи. При виде змеи лягушки и кролики цепе­неют. Такое состояние обездвиженное™ многие трактуют не­верно, приписывая змеям способность гипнотизировать.

И. П. Павлов вскрывает биологический смысл этого явле­ния: «Перед огромной силой, при встрече с которой для жи­вотного нет спасения ни в борьбе, ни в бегстве, шанс остаться целым — именно в неподвижности... что бы быть незамечен­ным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание... Подобное «застывание» есть сон, только частич­ный, локализованный. Очевидно, что оцепенение у человека, «столбняк» в случаях сильного страха есть совершенно тот же, только что описанный рефлекс».

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 12

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ТЕРАПИИ

ПО МЕТОДУ А. Р. ДОВЖЕНКО

ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА

Александр Романович Довженко создал и широко внедрил новый метод стрессопсихотерапии для лечения таких распрост­раненных и тяжелых заболеваний, как алкоголизм и табакоку­рение. В 1980-1981 гг. его метод был апробирован в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии имени академика В. П. Прото­попова. Компетентной комиссией установлено, что методика А. Р. Довженко в настоящее время является эффективной при лечении больных алкоголизмом, требует специального изу­чения и широкого внедрения. Методика была признана изобретением, а с 1980 г. в Феодосии создан наркологичес­кий психотерапевтический центр Министерства здравоох­ранения УССР, как филиал консультативной поликлиники Харьковского НИИ неврологии и психиатрии имени ака­демика В. П. Протопопова.

Суть метода состоит в создании стойкой психологической установки на длительное воздержание от алкоголя путем при­менения комплекса последовательных психотерапевтических воздействий, направленных на активацию эмоциональных ме­ханизмов мозга.

Положительный эффект методики в значительной мере оп­ределяется тем, что она представляет собой ряд комплексных, непрерывно следующих друг за другом приемов, повышающих восприимчивость пациента к внушениям врача, как на предва­рительных, так и на завершающих этапах психотерапевтичес­кого процесса. При этом используется неглубокая фаза гипно­за, с открытыми глазами, для создания достаточно прочной

137

доминанты, определяющей полное исчезновения влечения к алкоголю, сопровождающееся активизацией положительных черт личности.

Весь сеанс стрессотерапии по А. Р. Довженко построен на со­здании доминантного возбуждения в системе отрицательно-эмо­ционального реагирования (биологический страх самосохране­ния) и в системе позитивного подкрепления (сохранение или вос­становление себя как личности). Эти доминантные возбуждения вступают в конкурентные отношения с влечением к алкоголю.

С проблемой алкоголизма человечество сталкивается с неза­памятных времен. Еще на заре цивилизации вошли в употребле­ние пьянящие и одурманивающие напитки и одновременно по­явились первые попытки освободить от их пагубного влияния тех, кто ими злоупотребляет. Для решения этой задачи всегда существовало два пути — репрессивный (наказание) и лечебный.

По поводу употребления алкоголя Гете высказался так: «Че­ловечество могло бы достичь невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».

Большое внимание проблеме лечения алкоголизма в Рос­сии уделяли известные врачи и ученые. В 1896 г. А. А. Токаре -кий опубликовал работу «О лечении пьянства внушением», в которой даны основные положения психотерапевтического лечения алкоголизма. Он первым ввел критерий, по которому можно судить о выздоровлении больного, — воздержание от спиртных напитков в течение года. В дальнейшем точка зрения А. А. Токарского стала общепринятой, и в настоящее время го­ворят о прочности излечения только в том случае, когда воз­держание от спиртного составляет не менее года.

Свой вклад в лечение больных алкоголизмом методами пси­хотерапии внесли также И. В. Вяземский и В. М. Бехтерев.

Основные принципы

эмоционально-стрессовой психотерапии

Кроме основных видов гипнотерапии, нашедших широкое применение в практической лечебной работе, в последние годы все большее распространение получает эмоционально-стрес-

138

совая психотерапия, одной из методик которой является осо­бым образом проводимая гипнотерапия.

Базовые положения теории и практики этого подхода раз­работаны на кафедре психотерапии и наркологии Центрально­го института усовершенствования врачей при активном учас­тии М. Е. Бурно, Д. В. Панкова, Ю. Л. Покровского, А. С. Слуц­кого, В. Е. Смирнова, Ю. П. Чаргейшвили и других сотрудни­ков. Согласно этой концепции, психотерапевтические воздействия понимаются не как пассивное успокоение и уте­шение больного, а как система активного лечебного вмеша­тельства, цель которого — произвести в душе человека подо­бие хирургической операции, заставляющей его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случа­ев и радикально изменить отношение к себе, своему состоя­нию и окружающей среде.

Многие авторитетные специалисты уже давно высказыва­ли мнение, что психотерапия должна больше походить на хи­рургическую операцию, чем на наложение бальзамической по­вязки. В этой связи большое значение придают эмоциональ­ному настрою больного. В конце прошлого века это замечатель­но выразил французский психотерапевт Жюль Дежерин:

«Между доводами, апеллирующими к разуму, и согласи­ем больного с этими доводами существует фактор, зна­чение которого неизмеримо велико, — чувства. Именно чувство создает ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. Нет холодной терапии!»

Учитывая то, что в системе лечения психическими воздействи­ями столь большое значение имеет эмоциональный фактор, при разработке эмоционально-стрессовой психотерапии следовало обратить особое внимание на сферу бессознательного больного, точнее, на систему взаимодействия сознания и бессознательного.

Представление о взаимодействии сознания и бессознатель­ного как о единстве и борьбе противоположностей — психи­ческом процессе в состоянии здоровья и болезни — и было по­ложено в основу конструирования эмоционально-стрессовой психотерапии.

139

Hi

Эмоционально-стрессовая психотерапия обращается в пер­вую очередь к духовным компонентам личности, пробуждая в человеке насущную потребность в самоусовершенствовании, выработке у себя свойств и качеств, способствующих повыше­нию самооценки и оценки окружающих. Эмоционально-стрес­совая психотерапия способствует укреплению и выработке но­вых позиций и интересов у больного.

Эмоциональный стресс представляет собой не только от­рицательное, но и положительное напряжение для организма, он не только несет разрушение, но и способен к созиданию, не только болезнетворен, но и может выступать в роли целителя. Создатель учения о стрессе канадский патофизиолог Ганс Се-лье образно сказал, что жизнь есть стресс и полностью освобо­диться от стресса — значит умереть. К этому можно добавить, что состояние здоровья есть устойчивый баланс между стрес­сами болезнетворными и целебными, вредными и полезными.

В этой связи при формулировании принципов эмоциональ­но-стрессовой психотерапии стрессовые эмоциональные состо­яния рассматривались как фактор активности и стимулирова­ния жизненных сил, способствующий подъему настроения, вдохновению, осознанию себя действующей, полезной лично­стью.

В результате практического применения эмоционально-стрессовой психотерапии к больным, страдающим неврозами, психосоматическими заболеваниями, то есть болезнями различ­ных органов и систем, спровоцированных нервно-психически­ми расстройствами и алкоголизмом, были разработаны три ос­новные методики, использующие эмоциональные каналы на уровне положительного оздоравливающего стресса.

Методика сократовского диалога — система эмоционально-насыщенной рациональной психотерапевтической беседы, во время которой врач не навязывает больному свою точку зре­ния, докучливо не поучает его, а путем умело поставленных вопросов и тонких, остроумных замечаний, часто используя приемы сатиры, рассказывая поучительные жизненные исто­рии, подводит больного к осознанию беспочвенности своих болезненных опасений и необоснованных страхоз.

140

Во время лечебного сократовского диалога (похожего на философские беседы, которые вел Сократ, стремясь к мораль­ному усовершенствованию своих собеседников, но только под­чиненного целям преодоления навязчивых мыслей, страхов или иных болезненных симптомов функционального характера) больной получает возможность самостоятельно разобраться в себе, своих недугах, сложившихся у него отношениях со своим окружением.

Такая психотерапия, использующая и педагогические при­емы, в тех случаях, когда она достигает цели, дает наиболее ощутимый и стойкий лечебный эффект, поскольку он поддер­живается осознанием, что больной сам (в чем его убедили) при­шел к выводам и суждениям, положительно на него влияющим. Он глубоко прочувствовал, слился с ними, и эти выводы наи­более полно соответствуют его индивидуальности. В каком слу­чае это может произойти? Только при одном условии — макси­мального вовлечения эмоционального фактора в систему та­кого убеждения. Больного надо умело заставить воодушевить­ся, загореться такой беседой.

В его душе должна появиться вера в начало новой жизни, в обновление судьбы. Пациента должно охватить достигающее стрессового накала возрождающее чувство счастья и радости от прилива собственных сил, которым дано победить его неду­ги. Он видит все по-другому, и то, что раньше пугало, поверга­ло в отчаяние, теперь осознается, всем нутром чувствуется как преодолимое, нестрашное, излечимое. Он хочет этого, он жаж­дет — и он получит. Он верит, он знает, он ощущает, что именно так и будет. И все это раскрыла для него беседа с психотерапев­том.

Врач силой своих знаний, своего опыта, своей личности в процессе целительной беседы творит чудо без чудес и тем са­мым спасает человека.

Близко к сократовскому диалогу примыкает вторая мето­дика — эмоционально-стрессовая аутогенная тренировка.

Суть этой методики состоит в том, что человек, преодоле­вающий с ее помощью свою болезненную симптоматику, мак­симально охвачен той оздоровительной целью, которую он ста-

141

вит перед собой. Это состояние сродни фанатизму, и при про­ведении занятий степень эмоциональных переживаний долж­на достичь уровня тех самовнушений, которые делает себе че­ловек, находящийся в сверхэкстремальных ситуациях и особен­но трудной обстановке.

Напомним о роли самовнушения в экспериментах иссле­дователей, сознательно оказавшихся в особо трудных условиях во время длительного одиночного плавания в океане. Француз­ский врач Аллен Бомбар, автор книги «За бортом по своей воле», за 65 дней пересек Атлантику в маленькой надувной лодчонке «Еретик», не взяв с собой ни пресной воды, ни пищи.

Бомбар, огромным усилием воли мобилизовавший себя на преодоление всех трудностей, был движим глубокой убежден­ностью в реальности своего замысла и пользе этого экспери­мента для потерпевших кораблекрушение — ведь люди гибнут не от голода и жажды, а от страха перед океаном. Самовнуше­нию страха, парализующего волю человека к жизни и убиваю­щего его, Бомбар противопоставил до предела эмоционально насыщенное самовнушение веры в свои силы и конечную по­беду. И он победил. Он доказал возможность преодолевать страх.

Еще более интересен для нас эксперимент, поставленный немецким психотерапевтом Ханнесом Линдеманом, описанный им в книге «Аутогенная тренировка». Он специально предпри­нял плавание через Атлантику (тоже в одиночестве и на совсем маленькой лодочке), чтобы доказать великую силу аутогенной тренировки, помогающей мобилизовать человека на борьбу со стихией, со всеми болезненными явлениями, к которым при­водят экстремальные условия.

Линдеман, как и Бомбар, прекрасно справился со своей сверхсложной задачей, пробыв в океане 73 дня, поборов кож­ные изъязвления от горько-соленой океанической воды и пси­хические нарушения, сопровождавшиеся галлюцинациями, которые начались из-за переутомления и длительной бессон­ницы. Преодолеть эти трудности помогла специальная аутоген­ная тренировка.

Какова должна быть техника эмоционально-стрессовой аутогенной тренировки? Заниматься можно по любому из су-

142

ществующих вариантов, начиная с классических рекомендаций ее первооткрывателя немецкого психотерапевта Шульца и за­канчивая многочисленными модификациями, широко исполь­зуемыми у нас в стране и за рубежом.

Главное для психотерапевта — суметь воспламенить в душе больного веру в возможность помочь себе аутогенной трени­ровкой по предлагаемой системе, вызвать у него стремление полностью отдаться этой цели. Здесь очень важен тот эмоцио­нальный фон, на котором будут выполняться технические при­емы, вызывающие мышечное расслабление — потепление рук и ног, ощущение тяжести в них и освобождение от беспокоя­щих симптомов и навязчивых страхов.

В сознании занимающегося все время должна присутство­вать вера, не знающая сомнений и колебаний, вера фанатика, убежденного, что он достигнет желаемого. Эта вера будет под­нимать в нем такую волну радости и убежденности в своих воз­можностях, что ей не смогут не покориться те болезненные проявления, против которых она направлена. Чем возвышен­нее, благороднее задача, тем больший прилив сил она способ­на вызвать и более благотворно повлиять на нервно-психичес­кое состояние и самочувствие организма в целом и всех его систем и органов в отдельности.

Теперь перейдем к изложению сути третьей составной час­ти методики эмоционально-стрессовой психотерапии, вклю­чающей в себя помимо рациональной беседы и аутогенной тре­нировки еще и гипноз.

Методика эмоционально-стрессовой психотерапии была предложена В. М. Бехтеревым. Она и положила начало разра­ботки эмоционально-стрессового гипноза, применяемого при ле­чении алкоголизма в группе.

Техника вызывания эмоционально-стрессового гипноза опирается не на физиогенные факторы (сила звука, света, их внезапность или монотонность), а на эмоционально-смысло­вую выразительность произносимых формул погружения в гип­ноз и интеллектуально-аффективное содержание самого вну­шения, доходящего до самых скрытых, глубоко затрагивающих личность больного лечебных влияний.

143

При вызывании эмоционально-стрессового гипноза особое значение приобретает интонация произносимых слов, их заду­шевность, теплота, сердечность, искренняя участливость или, наоборот, когда требуется (например, при лечении алкоголиз­ма и истерии), твердость суждения, суровость негодования или другие подобные эмоционально-смысловые нюансы, особен­но аффективно подчеркнутые.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по В. М. Бехтереву

В. М. Бехтерев особенно интенсивно занимался разработкой своего метода стрессопсихотерапии, начиная с 1912 г. Сам автор придавал своему методу такое важное значение, что в 1927 г. на 1-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров избрал ее темой своего выступления.

В 1912 г. В. М. Бехтерев предложил свою методику коллек­тивной гипнотерапии при лечении алкоголизма.

Вначале это была методика коллективной психотерапии при лечении алкоголизма, получившая название «Триада Бехтере­ва». Согласно этой методике, с группой алкоголиков сначала проводилась разъяснительная беседа о вреде алкоголя и пагуб­ных последствиях для тех, кто им злоупотребляет. В процессе беседы, сопровождающейся демонстрацией заспиртованных органов, таблиц и муляжей, у слушателей стремились вызвать страх перед губительными последствиями злоупотребления спиртными напитками.

Следом за беседой начинался сеанс коллективного гипноза. Причем Бехтерев переходил к сеансу гипноза незаметно для са­мих больных и окружающих. Он начинал ходить между свободно расставленными стульями, произнося усыпляющие формулы вну­шения, и последовательно гипнотизировал пациентов одного за другим на глазах у еще не загипнотизированных больных, касаясь их рук, плеч, кладя им ладонь на лоб, погружая их в гипноз.

Это повышало внушаемость присутствующих и способство­вало более быстрому и глубокому погружению в гипноз всех

144

участников группы. Атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению внушаемости всех ее участни­ков за счет индуцирования друг друга. Уже в ходе самого сеанса использовались мотивированные внушения. Это уже была вто­рая часть его триады.

Убеждающая сила Бехтерева особенно действовала на боль­ных, так как внушение исходило от чрезвычайно авторитетно­го человека, к тому же обладающего прекрасными голосовыми данными и умевшего придать всей процедуре и своим действи­ям особую значимость. У больных развивалась высокая готов­ность воспринять внушаемое отвращение к водке и горячее желание вырваться из алкогольного плена.

Все завершалось третьей, заключительной стадией лечебно­го сеанса, когда выведенных из гипноза алкоголиков Бехтерев обучал простым и понятным формулам самовнушения, требуя, чтобы они в дальнейшем, уже дома, проводили самовнушения, тем самым подкрепляя основное лечение.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по В. Е. Рожнову

Коллективная психотерапия по методике, разработанной В. Е. Рожновым, является стрессопсихотерапией, состоящей из бесед, предшествующих гипнотическому воздействию, и ло­гически их продолжающих словесных влияний, проводимых уже непосредственно в гипнозе.

Сеанс гипноза обычно проводится в группе, состоящей из 10-15 человек. Как правило, в группу включаются 2-3 пациен­та, хорошо воспринимающие гипноз, которые своим индуци­рующим влиянием повышают гипнабельность всей группы. Причем для успеха лечения не обязательно достигать глубоких стадий гипноза.

Сеанс эмоциональной стрессопсихотерапии рекомендует­ся продолжать от 30 минут до 1 часа. При этом вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально-отрицательная тошнот­но-рвотная реакция на вкус и запах алкоголя.

10 — 2699 145

Вначале больному дают попробовать на запах и вкус чис­тый 96%-ный винный спирт-ректификат: им смачивают носо­вые ходы и полость рта. При этом внушают отвращение к спир­тному. Обычно условный рефлекс легко образуется после 3-4 повторений процедуры, а 6-8-ой процедурой почти всех паци­ентов приводят к сильнейшей условно-рефлекторной реакции. Во время одного сеанса тошнотно-рвотную реакцию 2-3 раза вызывают на подкреплении спиртом и столько же раз без него, только за счет одной суггестии. На последующих сеансах, ког­да реакция уже прочно выработана, внушение следует подкреп­лять водкой вместо спирта.

После 10-12 сеансов подкрепление, как правило, уже не тре­буется, поскольку только одно произнесение кодового слова «водка» вызывает исключительно бурную условную реакцию.

Обычно весь курс лечения алкоголизма длится 1,5 — 2 ме­сяца с последующей подкрепляющей терапией в течение года. За курс лечения больной получает 25-30 сеансов гипносуггес-тивной психотерапии.

Специалист, проводящий гипнотизацию, стремится полу­чить у больных такой фон эмоциональных переживаний, кото­рый позволяет во всей полноте прочувствовать страдания и кошмар злоупотребления спиртным. Описываются последствия разрушающего действия пьянства на здоровье, семейные отно­шения, труд, губительное влияние на потомство.

Врач старается проводить внушение строгим и в то же вре­мя сочувственным голосом, интонационно выделяя и подчер­кивая те слова, которые особенно задевают больных и застав­ляют их переживать и полнее осознавать всю недопустимость дальнейшего употребления алкоголя.

На этом фоне вырабатывается тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах водки, что достигается прямым внушением: «За­пах и вкус водки непереносим, он вызывает тошноту, рвоту». В голосе врача появляются бичующие ноты — слова «Водка, рво­та!» он произносит с особой экспрессией.

Психологический климат, возникающий в этой группе, где каждый индуцируется своими соседями, воспринимает их вли­яние и в свою очередь влияет на них, способствует тому, что эмоциональный накал у всех достигает стрессового уровня.

146

По эффективности действия такой сеанс значительно пре­восходит не только иные методы гипнотизации, но и индиви­дуально проводимые сеансы. Не раз бывало так, что «запущен­ных» алкоголиков, не давших заметных реакций при индиви­дуальной работе, при переводе в группу сразу же захватывала общая атмосфера стрессовой заряженности, и это приводило к положительным результатам.

Вопрос о полном прекращении употребления алкогольных напитков, то есть об абсолютном и постоянном трезвенниче­стве, пожалуй, самый трудный и ответственный во всей про­блеме борьбы с алкоголизмом.

В Харькове К. М. Дубровским был разработан очень ори­гинальный метод лечения алкоголизма эмоциональной стрессопсихотерапией, который в силу своей специфичности не получил широкого распространения. Однако это метод с большим успехом применяется врачами-психотерапевтами не только в Харькове, но и по всей Украине.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по А. Р. Довженко

Метод Довженко, которому уже несколько десятков лет, конечно, нельзя считать единственной панацеей от всех бед при алкоголизме. Однако признаемся себе, что ничего более совер­шенного, способного выдержать конкуренцию с методом стрес-сопсихотерапии по А. Р. Довженко, за вторую половину XX века медицинская наука не смогла предложить. Поэтому на данный момент мы пользуемся тем, что имеем.

Итак, основная цель кодирования — запрет на употребле­ние спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение.

Хотелось бы заметить, что запрет на употребление спирт­ных напитков под страхом расстройства здоровья просматри­вается во всех существующих методиках лечения алкоголизма. Более того, даже беседы врача с пациентами акцентируют их внимание на последствиях употребления алкоголя.

ю*

147

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей