Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница7 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


Такой запрет достигается не только кодированием, но и при­менением различных лекарственных средств — тетурама, апо-морфина, а также внутривенным введением препаратов, объе­диненных названием «Торпедо», и подкожным введением пре­паратов — эспераль. Действие этих препаратов осуществляется на лекарственном, молекулярном уровне и невозможно точно установить его срок.

При кодировании словом воздействие на пациента осуще­ствляется на высшем, психическом уровне, и срок его действия можно определить довольно точно.

Психологически «кодом» является информация, которая вводится в память человека, так считает Г. М. Энтин, хотя пра­вильнее было бы говорить о действии «кода» не только на со­знание, но и подсознание пациента. Меняются убеждения и внутренние ценности человека, меняется его поведение, акти­визируется и укрепляется сила воли, происходят определенные изменения на биохимическом уровне. Более подробно все это изучалось и исследовалось в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии, где метод Довженко проходил апробацию.

Мы хотели бы остановиться на тех принципиально новых положениях, которые использует А. Р. Довженко в своей авторс­кой методике эмоционально-стрессовой терапии по сравнению с уже существующими методиками Бехтерева и Рожнова.

1. В своей методике Довженко отказывается от выработки условного рвотного рефлекса на запах, вкус и слово «водка». В его лечебном сеансе гипноза ни разу не используется внуше­ние «водка — рвота» или «запах водки будет вызывать у вас от­вращение». Но зато подробно описываются осложнения и раз­рушающее воздействие алкоголя на тело и психику человека.

2. Важным моментом методики «кодирования» является зап­рет на употребление алкоголя на конкретный срок, устанавли­ваемый самим пациентом. Пациент как бы сам себя «програм­мирует» на определенный срок полного воздержания от упот­ребления алкоголя, но только не меньше года. При этом у па­циента остается возможность при желании в любой момент освободиться от запрета и действия «кода».

Эта условность снятия «кода» дает возможность пациентам охотнее соглашаться на такое лечение, так как они знают, что

148
при необходимости по их желанию будут «раскодированы». При таком условии у пациента не возникает потребности нарушать режим трезвого образа жизни и желания выпить в период дей­ствия «кода».

Если у пациента появляется необходимость «снятия кода» или он случайно нарушит трезвый режим в период его действия, врач подходит к решению этой проблемы индивидуально.

Такой прием, как зарок «трезвости на срок», использовался с давних времен в религии. Желающие исцелиться от алкого­лизма каялись священнику в своем грехе пьянства, после чего давали зарок не прикасаться к спиртному под страхом Божьей кары на строго определенный срок, как правило, на полгода, год, до следующего большого религиозного праздника — Рож­дества, Пасхи. Давая такой зарок священнику, они целовали крест, подкрепляя свое обещание.

Некоторые священники не ограничивались принятием за­рока воздержания от алкоголя только от своих верующих, но и читали специальные проповеди о грехе пьянства для всех же­лающих, приезжавших из дальних мест. После такой пропове­ди происходило торжественное целование креста и принятие зарока трезвости «на срок».

3. Ключевым моментом в методике Довженко является «на­ложение самого запрета» на употребление алкогольных напит­ков на тот срок, который больной выбрал сам.

Основная цель лечебного сеанса гипноза с «кодировани­ем» — запрет на употребление любых спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. В данном случае наказание строгое — употребление спиртных напитков в период действия «кода» приводит к расстройству здоровья, вплоть до смертельного исхода.

О том, что употребление алкоголя разрушающе действует на здоровье человека и укорачивает его жизнь, знают все, но про­должают спокойно пить, считая, что эта беда обойдет их сторо­ной. И во время сеанса пациент не услышит ничего совершен­но нового, чего бы он не знал о воздействии алкоголя на здоро­вье человека и его последствиях.

Но слово врача, эмоционально окрашенное и несущее по­зитивный заряд энергии, во время гипнотического сеанса эмо-

149

ционально-стрессовой терапии приводит в действие внутрен­ние защитные силы организма для излечения.

С помощью внушения производится психоперепрограмми­рование поведения человека, изменяется его убеждение и от­ношение к алкоголю. Вот почему после лечения гипнозом по методу А. Р. Довженко пациент становится сознательным и убежденным трезвенником или противником курения.

Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая и лечебная сила, а в состоя­нии гипноза эффект этот в 100 раз выше! Врач силой своих зна­ний, используя гипноз, внушение, слово, порой творит чудеса, возвращая человека к нормальной, здоровой и трезвой жизни.

Чтобы лучше понять, что такое психическая программа или психический код, введенный в мозг, сознание и подсознание человека и как он действует, обратимся к примерам из жизни или историческим фактам. Правда, никакого отношения ни к алкоголизму, ни к лечению они не имеют. Но эти события хо­рошо демонстрируют, что такое введенная в подсознание пси­хическая программа или психический код и как он работает.

Первый пример взят нами из научно-популярной литерату­ры. В конце XVIII или начале XIX века английский путеше­ственник посещал острова Полинезии, ныне Гавайские остро­ва в Тихом океане между Америкой и Японией, принадлежа­щие США и некоторым другим государствам, а в то время са­мостоятельное королевство с 300000 жителей.

«Уголовный кодекс» в этом королевстве заменяли табу, то есть запреты под страхом смерти. Путешественник со своим пе­реводчиком из местных жителей попали на небольшой остров, где состоялся суд над туземцем, нарушившим табу. Ситуация была такая. В узкую извилистую протоку между островами во время прилива и отлива в океане заносило много рыбы. Ловить ее разрешалось только удочкой, а на постановку сетей в этой протоке было наложено табу, так как купающихся в протоке быстрым течением могло занести в сеть. Некий туземец нару­шил запрет и поставил сеть. В это время в протоке купались дети, один ребенок запутался в сетях и утонул. Нарушитель табу попался.

150

Путешественник присутствовал на процедуре суда над ви­новником. Ночью при свете костров и под гром барабанов муж­чины племени уселись на землю на берегу океана, образовав большой круг. В центре его расположились вождь, старейши­ны и шаман. Ввели виновника. Суд был скорым и правым, без долгих разбирательств. Вождь задавал вопросы, виновник отве­чал. «Сеть поставил?» — «Поставил». — «Табу нарушил?» — «На­рушил». «Ребенок утонул, запутавшись в сети?» — «Утонул». — «Смертная казнь!»

Когда путешественник спросил у переводчика, как будет осуществлена смертная казнь, тот ответил, что указом короле­вы в Полинезии на человеческую жизнь наложено табу: уби­вать человека нельзя — ни топором, ни копьем, ни камень на шею и в океан к акулам. Как же его казнят? Оказалось, очень просто. На середину круга вышел шаман в страшной маске, рас­крашенный, увешанный зубастыми челюстями акул. Под гром барабанов он совершил вокруг осужденного устрашающий та­нец, потом усадил его на землю, накрыл циновкой и в насту­пившей тишине несколько раз произнес заклинание: «Как толь­ко край солнца появится над океаном, ты умрешь!»

Больше ничего с осужденным не делали. Его вывели на бе­рег океана (вероятно, восточный, откуда всходило солнце), племя вдали образовало полукруг, а он остался на прибрежной полосе. Горели костры, гремели барабаны, все сидели молча.

Осужденный ходил вдоль берега, становился на колени, молился, ждал рассвета и смерти. Начало светать. Рассвет на юге быстрый. Осужденный, стоя на коленях, протянул руки к разгорающейся заре. Появился край солнца, он взмахнул рука­ми, вскрикнул и упал.

Путешественник пишет, что он первым подбежал к осуж­денный, но тот уже не дышал — он был мертв. Код сработал. Подошли старейшины и вождь племени, завернули труп осуж­денного в пальмовые листья и зарыли недалеко от берега.

Путешественник спросил у шамана, много ли людей он от­правил на тот свет. Шаман ответил, что немного, указав на хол­мики, рядом с которыми был только что зарыт казненный, это шестой в его жизни. А вот его дед и отец — те многих казнили.

151

Теперь, мол, вышло послабление, казнят лишь в крайних слу­чаях, как этого, потому что ребенок по его вине утонул.

«Всех казнили таким образом?» — спросил путешественник. Шаман развел руками — на жизнь наложено табу, убивать нельзя. А так, значит, пожалуйста. Наконец путешественник задал провокационный вопрос: «А были ли случаи у тебя, у тво­его отца или деда, когда заклинание произнесено, солнце взош­ло, а осужденный не умер?» Переводчик долго переводил воп­рос шаману, тот никак не понимал, о чем его спрашивают, а когда понял, махнул рукой и ушел. Вот, мол, чудак бледноли­цый, всякие глупости спрашивает. Чтобы после заклинания солнце взошло, а осужденный не умер? Такого быть не может...

Теперь обратимся к событиям, которые произошли уже в наши дни. Второй пример. Путешественник, врач и исследова­тель Гарри Райт на протяжении нескольких десятилетий само­стоятельно или в составе экспедиций посещал труднодоступ­ные селения в джунглях Амазонки и глухие районы Африки. Вот как описывает одну из своих многочисленных встреч с ме­стными колдунами.

«В деревне кто-то занимался воровством, и подозрение па­дало на нескольких человек. Вождь был разъярен. Он вопил и в гневе размахивал руками. Наконец, замолк, повернулся к кол­дуну и повелительно махнул рукой. «Вор будет найден и ум­рет!» — прорычал вождь. Колдун выступил вперед для проведе­ния обряда испытания ядом. Вождь решил показать себя в луч­шем свете и велел принести стулья. Он готовил для белого док­тора особое зрелище — испытание ядом.

На огонь поставили большой котел с водой. Когда вода за­кипела, в нее положили кору дерева мухонголока, чтобы при­готовить отвар для «суда». В котел добавили красноватого по­рошка. Образовавшаяся густая жидкость еще кипела, когда в круг вошла цепочка женщин, что-то монотонно напевавших.

Глухо и ритмично начали бить барабаны. Некоторые из при­сутствующих зрителей стали подпрыгивать на месте и что-то кричать друг другу. Атмосфера накалялась, участниками ритуа­ла постепенно овладевало лихорадочное возбуждение. Старый вождь был явно доволен и временами широко улыбался, не-

152

смотря на всю серьезность момента с юридической точки зре­ния — через несколько часов обвиняемого вполне могла по­стичь смерть.

Колдун приблизился к котлу, зачерпнул из него ковшом гу­стую жидкость и налил в тыквенную посуду, чтобы остудить. Все его движения были медленными и торжественными. Пер­вым дали выпить яд старшему по возрасту подозреваемому. Он пил совершенно спокойно. Затем наступила очередь второго подозреваемого, а потом и третьего. Все они пили отраву без какого-либо принуждения. Быстрее всего яд подействовал на последнего. Неожиданно он застонал, упал лицом вниз и на­чал корчиться на земле. Толпа плясала вокруг, криками выра­жая свою радость по поводу такого явного «доказательства» вины. Барабаны били сильнее и сильнее. Женщины что-то рит­мично пели. Люди из толпы стали подходить к котлу и пить отравленную жидкость. Скоро после этого у них появлялась рвота. Придя в себя, они снова начинали петь и танцевать.

Мы остались в деревне до следующего дня, и к утру, как пред­сказывал колдун, два вора были мертвы. Самое странное со­стояло в том, что отравленный напиток пила половина жите­лей деревни. Но умерли только эти двое — те, на которых ука­зал колдун. Единственное пришедшее мне в голову объясне­ние кажется невероятным: эти двое умерли потому, что знали, что они умрут».

Надо заметить, что в своей практике колдуны используют два основных механизма психотерапии — внушение и исповедь. При­митивный процесс «промывания мозгов» необходим для того, чтобы привести пациента в состояние полного подчинения. Это в сущности есть не что иное, как применение тех же психологичес­ких принципов внушения в измененном состоянии сознания.

Колдун, по сути, вторгается в область подсознания челове­ка, где царят страхи и тревоги. А с помощью «магии» в различ­ных ее формах он производит нужное ему воздействие на чело­века. Однако колдун, используя простейшие и порой прими­тивные приемы психологического воздействия, всего за не­сколько минут может достичь результатов, для достижения которых нашим специалистам потребуются месяцы и даже годы.

153

Я думаю, что никто из нас не сомневается в том, что можно заболеть от представления о болезни. Это может случится пос­ле чтения о заболевании в медицинской литературе или посе­щения тяжелого больного родственника в больнице. Может быть, и в вашей жизни были ситуации, когда вас что-то взвол­новало, огорчило, расстроило.

Поэтому невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представления о болезни, то почему не представить себя здо­ровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своими мыслями, чтобы стать сознательным и убежденным трезвенником? Поэтому в своей методике доктор Довженко вначале создает очаг доминанты в зоне отрицательных эмоций, убедительно демонстрируя пациенту, что будущее пьющего че­ловека — это разрушение здоровья и сокращение жизни.

Задача врача-психотерапевта — акцентировать внимание па­циента на том, что все люди, живущие на этой земле, и пациен­ты, сидящие в зале на сеансе гипноза, смертны. Вечно еще никто не жил: ни цари, ни императоры, ни президенты, ни милли­онеры. От смерти еще никто не откупился. Алкоголики же ве­дут себя так, будто они бессмертны и у них в запасе есть еще две-три жизни.

А затем во время сеанса создается второй очаг доминанты в зоне положительных эмоций. Подчеркивая, что его проблема разрешима, врач указывает больному путь к здоровью, счастью и долголетию.

4. Большим позитивным моментом является то, что курс лечения от алкоголизма состоит из одного сеанса гипноза, ко­торый длится 1,5 — 2 часа. Эффективность такого лечения не ниже, чем при использовании методик, рекомендующих выра­ботать у пациента эмоционально-отрицательную тошнотно-рвотную реакцию на вкус и запах алкоголя (это 10 — 15 сеан­сов, а курс лечения длится 1,5 — 2 месяца в условиях стациона­ра). Доктор А. Р. Довженко лечит словом и только словом, без таблеток и уколов.

В методике, разработанной врачом-практиком, врачом-мыс­лителем А. Р. Довженко, органично соединены опыт народно­го врачевания и высокое мастерство современной психотера-

154

пии. В ней можно выделить более 40 механизмов, действую­щих на весь организм в целом — на личность, сознание и нео­сознанные процессы, физиологию больного человека.

Метод очень эффективен, если при его использовании со­блюдаются все рекомендации автора. Всю процедуру лечения условно можно разделить на три этапа:

1) подготовительный,

2) лечебный,

3) непосредственно кодирование.

Подготовительный этап

В системе лечения больных алкоголизмом по методу А. Р. Дов­женко много внимания уделяется подготовительной работе с пациентом, направленной на повышение внушаемости у паци­ента и создание доверия к врачу, повышение его авторитета в глазах больного.



Рис. 37. А Р Довженко с сотрудниками центра. Консультирование пациента

Предлагаем один из вариантов подготовительной работы перед основным сеансом лечебного гипноза, который прово­дится в Днепропетровске в Центре лечения гипнозом.

Доверие к врачу, вера в него — важное условие любой пси­хотерапии, один из основных механизмов излечения больного человека. Только при таких условиях происходит мобилизация

155



скрытых резервных возможностей психики человека, повыша­ется восприятие гипноза и внушения.

Вы должны найти контакт с пациентом, расположить его к себе, дать понять, что готовы помочь в его беде, что вы много знаете и умеете. Сделать это трудно, но необходимо.

На консультацию пациент приходит обязательно с кем-то из родных или близких, при этом ему необходимо воздержи­ваться от употребления алкоголя как минимум 7-10 дней. Ле­читься пациент должен добровольно и только добровольно, без чьих-либо принуждений. В этом залог успеха.

Помощник врача рассаживает пациентов в первом ряду, а родственники сидят отдельно, в конце зала. Чтобы врачу было удобно наблюдать за поведением и реакцией пациента во вре­мя проведения тестов, он в течение 5 минут в популярной фор­ме рассказывает присутствующим о том, что гипноз — это есте­ственный феномен и используется медициной для лечения са­мых сложных и разнообразных заболеваний, таких, как алко­голизм, табакокурение и неврозы.

Затем он информирует присутствующих о том, что 10—15% людей могут глубоко гипноз не воспринимать, поэтому, воз­можно, с кем-то из присутствующих сегодня расстанутся, так и не приступив к лечению. Врач советует, что обижаться не надо, а следует подыскать другой метод, который сможет им помочь. Или придя домой, задать себе вопрос: «Что мне сегодня меша­ло пройти тесты?».

Врач напоминает, что лечение гипнозом требует совмест­ных усилий врача и пациента: мы партнеры и должны друг дру­гу помогать в достижении поставленной цели. А чтобы лече­ние проходило успешно, врач предъявляет к пациентам два ос­новных требования:

1. Всем в зале ноги поставить ровно. Руки положить на коле­ни ладонями вниз и принять удобное, расслабленное поло­жение. Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всей консультации. Руками, ногами, головой не двигать. Сели, расслабились и застыли.

2. На протяжении всей консультации смотреть только в лицо, в глаза врачу.

156

Затем врач-психотерапевт приступает к проведению подго­товительных тестов 1, 2, 3.

При проведении тестов вы наблюдаете за позой пациен­та, за выражением его лица, за тем, не открывает ли он само­произвольно веки во время теста и как у него опускаются руки.

После проведения подготовительных тестов вы плавно пе­реходите к приемам определения степени внушаемости и гип-набельности, но пациентам говорите, что сейчас им предстоит очередной тест, который будет проводиться индивидуально.

Начинающим психотерапевтам рекомендуем начинать про­верку на внушаемость с приема 16 («Прогибание назад»), про­верить, как расслаблена у пациента рука, сделать внушение, что веки не открываются, и можно этим ограничиться. Если вы имеете опыт и хорошо овладели предлагаемыми приемами на определение степени внушаемости, можно использовать при­емы с падением назад (с 1-го по 9-й).

Первыми для проведения приемов «Падение назад» пригла­шаются те пациенты, у которых хорошо получались подгото­вительные тесты. А в заключение проверки на гипнабельность обязательно проводится прием «Наведение гипнотического транса через рукопожатие».

Вызвав «застывание» руки пациента в воздухе, вы начинае­те с помощью внушения усиливать состояние одеревенения руки:

«...Все вокруг застывает... застывают мышцы на правой руке... Все перестает двигаться... Правая рука в локте не сгибается... она застывает в таком положении... ...Вы можете попытаться приблизить руку к лицу... но у вас ничего не получится... рука застыла в таком положе­нии... и не сгибается в суставе... Пробуйте... Полное оце­пенение...»

Позвольте пациенту сделать несколько попыток, чтобы все окружающие могли убедиться в невозможности двигать рукой, и продолжайте:

157

« . Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке .. находится стакан с какой-то жидкостью... (И вы осторожно вкладываете в руку пациента пластмас­совый стакан.)

...Вы можете попытаться... приблизить стакан с жидко­стью к губам... но у вас опять ничего не получится... Рука застыла в таком положении... Пробуйте... Рука непод­вижна...»



Рис 38

Со стороны всем хорошо видно, что пациент прикладывает усилия, рука дрожит, но он не может приблизить ее к губам. Вы можете осторожно поинтересоваться: «А что не пускает вашу руку?» — а затем уверенно подвести итог: «Наверное, вы уже выпили свою дозу. Организм больше не принимает». После чего с помощью внушения снимаете с пациента свое воздействие, убеждаетесь, что подвижность руки восстановилась, и отпус­каете пациента на его место. Проверку на внушаемость можно также закончить эффектным приемом «Каталептический мост» (см. рис. 23, 24), тем самым повысив свой авторитет в глазах пациентов.

158

Если кто-то из пациентов не прошел проверку на внушае­мость с первого раза, вы проверяете его еще раз. Если он и вто­рой раз не проходит проверку, вы советуете ему дома подумать над таким вопросом: «Что мне мешало сегодня пройти тест? И хочу ли я лечиться?». Когда он внутренне будет готов к лече­нию, может прийти к вам на консультацию еще раз. Таким об­разом мы оставляем за человеком право выбора и не отказыва­ем ему в помощи.

Вы продолжаете работать с теми пациентами, которые про­шли проверку на внушаемость, и предлагаете следующий тест — на определение степени их зависимости от алкоголя.

Врач объясняет пациентам, как надо правильно выполнять тест. Вы задаете вопрос. Пациент закрывает глаза и начинает вспоми­нать и искать ответ, как бы просматривая свою жизнь за год, мож­но и за два. Был ли в его жизни подобный случай или нет?

Когда ответ будет найден, вы просите пациента дать вам знак, слегка кивнув головой. Если ответ положительный, вы советуете пациенту мысленно сказать себе «да» и загнуть один палец на руке. Вы задаете следующий вопрос и просите паци­ента снова погрузиться в свои воспоминания и найти ответ, был ли в его жизни подобный случай. Когда ответ будет найден, вы просите пациента опять дать вам знак, слегка кивнув головой. Если ответ положительный, предложите ему загнуть еще один палец на руке. И приступаете к проведению теста.

Тест на определение степени зависимости от алкоголя

1. Бывают случаи, что вы иногда выпиваете в одиночку9

2. Вам удавалось сдержать обещание, данное близким или са­мому себе, и не пить полгода или год? Или вы нарушали его?

3. В течение последнего года приходилось ли вам хоть раз на­чинать день с рюмки — по разным поводам?

4. Употребляете ли вы алкогольные напитки хотя бы раз в не­делю, раз в месяц, а может быть, и чаще?

5. Приводило ли ваше пьянство к каким-то проблемам в се­мье, на работе, со здоровьем?

159

6. Случалось ли вам на вечеринке, в компании искать «еще одну, последнюю» рюмку, потому что выпитого вам каза­лось мало?

7. Случались ли у вас иногда частичные или полные провалы в памяти? Вы не помните, как добрались домой, до своей постели?

8. Приходилось ли вам иногда прогуливать работу, занятия, деловую встречу из-за пьянства?

9. Бывают ли у вас иногда запои — день, два, три? Вспомните, сколько дней вы отмечаете праздники, дни рождения? Бы­вает ли у вас на другой день потребность опохмелиться?

10. Приходилось ли вам когда-нибудь говорить самому себе или окружающим, что вы можете бросить пить в любой момент, когда захотите?

Когда все пациенты подадут головой знак, что найден ответ на последний вопрос, вы предлагаете всем сделать вдох, открыть глаза и вернуться сюда. Потом просите пациентов подсчитать, сколько пальцев на руках они загнули, когда отвечали на вопро­сы. После чего вы обращаетесь к ним со следующими словами:

«...Я сохраняю вашу анонимность и не спрашиваю, как вас зовут и сколько пальцев вы загнули, но, проанали­зировав тысячи историй пациентов, страдающих алко­голизмом, ученые пришли к выводу: если вы загнули четыре пальца, вам уже надо лечиться. Уже не вы управ­ляете процессом, а процесс управляет вами».

В среднем пациенты обычно загибают от 7 до 10 пальцев. Вы подчеркиваете, что это очень важный, поворотный момент их жизни. Одно дело, когда им кто-то говорил, что надо идти лечиться, а теперь они сами, отвечая на ваши вопросы, проана­лизировали свою жизнь за последнее время и пришли к выво­ду, что у них есть проблема, что они нуждаются в помощи и лечении.

Вы напоминаете пациентам о том, что алкоголь в первую очередь нарушает функции центральной нервной системы. Все

160

об этом хорошо знают, но почему-то думают, что их это не кос­нется.

Тогда вы предлагаете сидящим в зале проверить состояние их нервной системы и решить в уме задачу для первого класса.

Задача на алкогольную тему. Бутылка стоит на 10 копеек дороже пробки. Бутылка с пробкой стоят 11 копеек. Сколько стоит пробка?

Обычно из зала звучит ответ, что пробка стоит 1 копейку. Тогда вы предлагаете произвести подсчет. Если пробка стоит 1 копейку, а бутылка на 10 копеек дороже пробки, тогда бутылка будет стоить 10+1 = 11 копеек. Тогда вместе бутылка с проб­кой будут стоить 11 коп. + 1 коп. = 12 коп. А по условиям зада­чи они должны стоить вместе 11 копеек.

Тут же вы предлагаете им задуматься над тем, что у них тоже не все благополучно с состоянием нервной системы, если они не могут решить в уме простую задачу для первого класса.

Проделав всю эту подготовительную работу, вы проводите легкий групповой гипнотический сеанс с установкой на рас­слабление, спокойствие, снятие стресса. Продолжительность сеанса не более 10 минут.

В конце сеанса, не выводя пациентов из транса, вы делаете следующее постгипнотическое внушение:

«...Завтра... во время сеанса гипноза... чем дольше вы бу­дете сидеть на стульях и слушать звуки моего голоса... тем глубже... и глубже... с лечебной целью... вы будете погружаться... в особое гипнотическое состояние транса...»

После чего вы делаете внушение на пробуждение. Дальше вы разъясняете пациентам: чтобы лечение от ал­коголизма завтра прошло успешно, вы предъявляете к ним че­тыре основных требования. Если эти требования будут ими честно и искренне выполняться, тогда успех лечения будет обеспечен.

1. Для успешного лечения от алкоголизма нужно их огром­ное искреннее желание, идущее от чистого сердца, от всей

11—2699 161

души, — бросить пить. Если у них есть желание стать трез­венником, тогда успех в лечении обеспечен.

2. Перед сеансом лечебного гипноза пациент обязательно дол­жен воздерживаться от употребления алкоголя в течение 7-10 дней. Чем больше дней человек не пьет перед сеансом, тем выше эффект его излечения.

3. Перед сеансом гипноза в течение трех дней нельзя прини­мать никаких психотропных таблеток и уколов. На сеанс гип­ноза пациент должен прийти на голодный желудок, утром не завтракать, кофе, крепкий чай, пепси-колу не пить — все это может возбуждать нервную систему перед сеансом.

4. Последнее и самое важное. Во время сеанса гипноза пациент должен помогать врачу в своем излечении. Его помощь заклю­чается в следующем: смотреть врачу только в глаза и руками, ногами, головой не двигать. Сели, расслабились и застыли. Дальше консультация проводится индивидуально. Чтобы

она прошла успешно, вы советуете пациенту подготовиться и продумать ответы на следующие вопросы:

1. Сколько дней трезвости у пациента на данный момент?

2. Лечились ли они от алкоголизма где-нибудь раньше и ка­кой был эффект от лечения?

3. Сколько пальцев они загнули на руках при проведении теста?

4. Были ли у них инфаркт, инсульт, сотрясение мозга?

5. Бывают ли у них приступы, судороги, эпилепсия, потеря сознания и состоят ли они на учете у психиатра?

Дополнительные рекомендации:

• Завтра за час до сеанса гипноза не курить, даже если вы бу­дете лечиться от алкоголизма.

• Завтра перед сеансом гипноза необходимо сходить в туалет, чтобы мочевой пузырь был пустой, так как сеанс длится не­прерывно 2-2,5 часа, и в это время вы должны чувствовать себя комфортно.

• Возьмите с собой на сеанс огромное желание лечиться, стать трезвенником.

Прежде чем покинуть зал, врач обращается к присутствую­щим с таким вопросом.

162

«...Мне сейчас вспомнилась одна восточная история, вы хотели бы ее услышать?

...Давным-давно в Персии жил мулла Насреддин. Как-то раз, когда он шел по городу, сопровождаемый своими учениками, какая-то женщина приблизилась к нему, дер­жа ладони сложенными наподобие чаши. Она сказала: «Если ты столь мудр, как о тебе рассказы­вают, ответь: птица, которую я держу в руках, живая или мертвая?»

Женщина хотела прослыть очень умной, посрамив са­мого Насреддина. И она рассуждала так: если бы тот ска­зал «живая», она, сжав птицу руками, показала бы, что она мертвая. А если бы он сказал «мертвая», выпустила бы птицу на свободу живой. Насреддин задумался, по­молчал с минуту и, глядя ей в глаза, произнес: «А сейчас все... в твоих руках», — и пошел прочь...»

Индивидуальная консультация пациента проводится в при­сутствии родственников. Вы обсуждаете вопросы, связанные с лечением или общим состоянием здоровья пациента.

На этом заканчивается подготовительный этап. На следую­щий день с утра будет проведен основной сеанс эмоциональ­но-стрессовой психотерапии по методу А. Р. Довженко.

Основной этап

Сеанс лечебного гипноза по А. Р. Довженко проводится в группе из 15-20 человек. Длительность сеанса — 2-2,5 часа. Гла­за пациентов открыты. Помещение, в котором проводится се­анс, должно быть умеренно затемнено, а врач-психотерапевт, сидящий за столом, должен быть хорошо освещен. Во время сеанса не должно быть никаких посторонних звуков.

О том, как себя мобилизовать и готовить перед сеансом ле­чебного гипноза, Александр Романович рассказывает следующее.

«Сегодня пятница. День, когда я обычно провожу сеанс врачебного противоалкогольного и противонаркотичес -кого психического гипноза.

11* 163

Сегодня я должен быть бодр, полон сил и энергии, со­бран и внимателен. Ведь во время сеанса я израсходую огромное количество нервно-психической энергии. Я должен критически оценивать каждое свое действие, слово, жест, манеру говорить, интонацию, даже тембр голоса. Моя речь не должна быть беспристрастной, ибо на больных сильнее воздействуют эмоционально насы­щенные фразы, а не сухие логические рассуждения. Я должен найти контакт с ними (это зависит только от меня), расположить их к себе, дать понять, что я искрен­не готов помочь им в беде, но одновременно они долж­ны почувствовать, что я сильнее их духом. С того мо­мента, когда я вошел в аудиторию, произнес первую фра­зу, их воля — в моих руках, в моем распоряжении. Вмес­те с тем у нас должна возникнуть взаимная симпатия. ...Итак, сегодня пятница. Я поднимаюсь, как обычно, в шесть утра, иду к морю. Купаюсь, плаваю, ныряю... Не­зависимо от погоды, от времени года. Это вошло в при­вычку, стало ритуалом и очень помогает людям моей про­фессии: укрепляет нервы, воспитывает силу воли, зака­ляет организм.

В положенное время я иду на работу. Больные ожидают моего появления на территории поликлиники. Они уже сделали выбор. Они пришли ко мне. И вот наступает ответственный момент, больные входят в зал с душевным трепетом и непреодолимым желанием выйти отсюда совершенно другими людьми, избавив­шись от своих проблем».

Помощник врача рассаживает пациентов в зале на стулья так, чтобы они не прикасались друг к другу и могли хорошо видеть лицо врача на протяжении всего сеанса. После того, как пациенты рассядутся и начинают ждать появления врача, уме­стно сделать небольшую паузу, чтобы их ожидание и нетерпе­ние достигло апогея.

«...И вот больные в лечебном зале, где будет проходить сеанс. Они усаживаются, ждут. Мой помощник дает

164

последние инструкции, читает 2-3 письма от больных, избавившихся от алкоголизма. «Друзья! — обращается помощник к пациентам. ...Вы находитесь в наркологическом психотерапевтичес­ком центре. Здесь лечат больных, страдающих алкого­лизмом, табакокурением. ...Сеанс лечебного гипноза проводит...»

С помощью этой информации создается особое доверие к врачу, повышается его авторитет в глазах больных, усиливается их уверенность в излечении от алкоголизма или табакокурения.

Сеанс лечебного гипноза по методу А. Р. Довженко прово­дится одновременно для пациентов, страдающих алкоголизмом и табакокурением.

После создания такой положительной и психоэмоциональ­но насыщенной обстановки абсолютного доверия к врачу и ожидания исцеления приглашается врач.

«...Я захожу в зал. Сажусь за стол. Пристально вгляды­ваюсь в своих пациентов, медленно погружаю их в гип­нотическое состояние. Затем ровным, спокойным, но властным тоном начинаю сеанс».

В лучших традициях классического гипноза врач должен был бы громко и уверенно сказать: «Веки закрылись! Спать!». Но в своей методике А. Р. Довженко использовал другой способ по­гружения в гипнотический транс и другие формулы словесно­го внушения, которыми начинают сеанс лечебного гипноза все его ученики, которые проходили подготовку в центре, находя­щемся в Феодосии.

«Внимание!..

Носки и пятки поставили вместе — все!..

Руки положили на колени ладонями вниз!..

Ваши руки должны лежать совершенно свободно!..

Никакой напряженности в руках, в ногах, во всем теле

не должно быть!..

165

Приняли удобное, расслабленное положение!.. Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей пе­реносице и на протяжении всего сеанса смотреть только мне в глаза!..»

Сеанс гипноза по методу А. Р. Довженко условно делится на две части. В первой части сеанса врач-психотерапевт наво­дит гипнотический транс и укрепляет веру пациента в выздо­ровление, указывает на конкретные пути к излечению.

После наведения гипнотического транса, врач-психотера­певт продолжает сеанс такими словами:

«...Итак, внимание!

...Я начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас тяги ко всем спиртным, алкогольным и винным напит­кам...

...По снятию тяги к табакокурению и навязчивых мыс­лей о курении...

...Укреплению вашей нервной системы и силы воли с ус­тановкой на здоровый, трезвый образ жизни...»

Первая часть сеанса состоит из пяти смысловых блоков, которые соединяются суггестивными повторами. Создается своеобразная динамика сеанса и задается определенный ритм, когда наиболее важные формулы внушения повторяются нео­днократно на протяжении всего сеанса.

«...Если каждый из вас, начиная с сегодняшнего дня, будет честно и искренне выполнять все мои требования и медицинские рекомендации по здоровому и трезвому образу жизни, тогда успех в вашем излечении от алкого­лизма будет полностью обеспечен...»

В этом внушении используется хорошо известный терапев­тический прием «двойной связки» — «когда — тогда». Внуше­ние закрепляется специально разработанными А. Р. Довжен­ко пассами. Происходит глубокое воздействие на поведение

166

и психику человека на бессознательном уровне с помощью пассов.

В ходе сеанса врач делает внушение пациентам:

«...Если я вам сказал, что необходимо смотреть мне в глаза, вы обязательно должны смотреть только мне в гла­за. Во время сеанса гипноза нельзя смотреть вверх, вниз, по сторонам, отвлекаться...

...Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всего сеанса...

...Продолжать внимательно слушать мой голос... ...Не задавать никаких вопросов мне...»

Во второй части сеанса еще раз делается внушение на уг­лубление гипнотического трансового состояния:

«...Как только я появился перед вами, в этом зале... по­смотрел вам в глаза... провел своей рукой... всех вас, до единого человека... с помощью внушения и слова... я погрузил в особое... гипнотическое состояние транса...»

Затем вводится смысловое понятие «кода». В формулу вну­шения вводятся ключевые слова, которые в дальнейшем име­ют огромное психотерапевтическое воздействие на пациента, это — «код», «кодирование», «раскодирование», «стресс в слу­чае нарушения кода».

Кроме того, закладывается программа нового поведения пациента после кодирования, с установкой на здоровый, трез­вый образ жизни.

Во время сеанса врач дает пациенту право выбора, на какой срок он будет закодирован. В психотерапии этот прием назы­вают «выбор без выбора», когда с пациентом обсуждают только срок, на который он будет закодирован, создавая у него иллю­зию свободы выбора.

«...Вы знаете о том, что алкоголикам и курильщикам та­бака мы даем полную свободу, полную демократию...

167

Человек сам выбирает срок, в течение которого он не будет пить, но только не меньше года...»

Сеанс заканчивается на радостной оптимистической ноте:

«...Этот путь — прекрасный, радостный, счастливый!.. Этот путь приведет каждого из вас к здоровью, рабо­тоспособности, счастью и долголетию!..»

После окончания сеанса врач-психотерапевт использует постгипнотическое фазовое состояние пациента и дает пря­мые внушения — рекомендации на поведение в новой, трез­вой жизни.

Рекомендации

Место укола можно протирать спиртом, йодом, зеленкой. Если человек поранил руку, рану можно обрабатывать спир­тосодержащими растворами.

Если мужчина брился и порезался, то рану можно обрабо­тать одеколоном, спиртом. 4. Спиртовые капли можно закапывать в ухо.

Если обращаетесь за помощью к стоматологу или ЛОР-вра-чу, надо обязательно предупредить его, что вы закодирова­ны и вам нельзя принимать лекарства на спиртовой основе. После лечения при необходимости можно принимать пси­хотропные лекарства.

3.

5.

6.

Затем пациенты в точном соответствии с образцом пишут расписки и в конце добавляют рекомендации врача, необходи­мые для ведения новой, трезвой жизни:

1. Если появится тяга к алкоголю, нужно немедленно явить­ся к врачу для снятия тяги и усиления кода.

2. Если возникла стрессовая ситуация, нужно немедленно явиться к врачу для снятия стресса и усиления кода.

3. При любой нестандартной ситуации, требующей раско­дирования (смерть близкого человека, предстоящая операция или необходимость принимать спиртосодержащие лекарства),

168

нужно явиться к врачу для раскодирования, а потом опять за-кодироваться.

Дополнительно мы предлагаем каждому пациенту посмот­реть на препарат печени больного циррозом, чтобы он лично убедился, как на самом деле выглядит печень алкоголика, боль­ного циррозом печени. Мы подчеркиваем, что начальные про­явления этой болезни уже могут быть и у них.

Завершающий этап

Продолжая поддерживать у пациента высокое психоэмоци­ональное состояние ожидания, его приглашают в отдельный ка­бинет.

Процедура состоит в проведении физической манипуляции и психотерапевтического ритуала непосредственно «кодирова­ния» больного от алкогольной зависимости на тот срок, кото­рый он выбирает себе сам. Эта процедура проводится только индивидуально.



Рис. 39. Доктор Довженко проводит «кодирование» пациента

При проведении процедуры «кодирования» речь врача дол­жна быть лаконичной, точной и эмоциональной, необходимо использовать прямые внушения. Глаза у пациента в этот мо­мент должны быть закрыты.

Произносится завершающее императивное внушение паци­енту, находящемуся в гипнотическом трансовом состоянии,

169

которое развивается на фоне эмоционального ожидания и де­зориентации в пространстве.

Пациенту предлагают открыть рот. Желательно, чтобы клю­чевое внушение совпало по времени с воздействием струи пла­цебо — препарата, которым орошают слизистую зева. В Цент­ре, расположенном в Феодосии, этот препарат имел кодовое название «ДАР» (Довженко Александр Романович), а пациенту объясняли, что это специальный раствор, с помощью которого закрепляется действие «кода».

После процедуры «кодирования» пациенту выдают справ­ку, в которой указано, на какой срок он был закодирован, и фамилия врача, проводившего лечение.

Желательно, чтобы пациент, выйдя из кабинета, не общал­ся с ожидающими «кодирования» и сразу покинул помещение.

В заключение еще раз повторим, что, создавая свою методи­ку эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении алко­голизма, А. Р. Довженко использовал некоторые положительные приемы, применяемые религией для воздействия на психику че­ловека, некоторые приемы народной медицины и разнообраз­ные приемы гипнотического воздействия, применяемые в ме­дицине.

Внушение происходит в бодрствующем состоянии, с откры­тыми глазами, при этом используется неглубокое гипнотичес­кое трансовое состояние для создания очага доминанты как в зоне положительных эмоций, так и в зоне отрицательных эмо­ций. Сеанс проводится в группе и продолжается непрерывно 2-2,5 часа.

Методика А. Р. Довженко является большим достижением как в отечественной, так и в зарубежной медицине. Обучение автор­ской методике в наркологическом центре в Феодосии проводи­лось в течение трех месяцев, в группе не более пяти человек. Ра­ботая в центре, необходимо было выучить формулы внушения, написанные лично Александром Романовичем, которые состав­ляли 32 страницы машинописного текста. Отрабатывались пас­сы, жесты. Много внимания уделялось не только тому, что гово­рится, но и как говорится, чтобы речь была эмоционально насы­щенной, а не сухим логическим рассуждением.

170

В дальнейшем нужно было провести несколько сеансов гип­ноза в центре, в присутствии А. Р. Довженко, и только тогда обучающийся получал удостоверение, подтверждающее, что он владеет данной методикой. А от себя лично Александр Рома­нович дарил всем своим ученикам скипетр (блестящий шарик на палочке).

Невозможно описать все тонкости и особенности метода эмоционально-стрессовой психотерапии по А. Р. Довженко, это надо видеть и слышать.

В заключение хотелось бы напомнить: метод А. Р. Довжен­ко — это не метод отчаяния, а способ лечения!



Рис. 40. Доктор Довженко дает наставления перед сеансами

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей