Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза


НазваниеМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
АнкорM N Gordeev V G Evtushenko - Tekhniki gipnoz.doc
Дата13.02.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаM_N_Gordeev_V_G_Evtushenko_-_Tekhniki_gipnoz.doc
ТипДокументы
#36283
страница8 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
Глава 13

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

МЕТОДОМ В. Г. ЕВТУШЕНКО

ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА

Одним из наиболее распространенных видов речевых рас­стройств у детей и взрослых является заикание.

Заикание — дискоординационное нарушение речи, как пра­вило, связанное с выраженными в той или иной степени невро­логическими и невротическими расстройствами. Лица, страдаю­щие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют пси­хику больных, вызывая различные невротические расстройства.

В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.

Различают также два вида судорог, прерывающих речь, — кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические су­дороги, говорят о тоно-клоническом заикании, если преоблада­ют клонические судороги, — о клоно-тоническом заикании.

При лечении заикания терапия не должна сводиться к борь­бе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом.

Формирование невроза при заикании связано с неправиль­ным развитием личности в условиях психической травматиза-

172

ции. Поэтому большое значение при лечении заикания приоб­ретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, вну­шения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является приме­нение групповой психотерапии.

Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет со­бой область психоневрологии и медицинской педагогики. Ста­тистические данные указывают на значительную распростра­ненность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).

Трудности решения проблемы заикания в значительной сте­пени связаны с многочисленными причинами, обусловливаю­щими его возникновение. Эти трудности объясняются сочета­нием при заикании как собственно речевых нарушений различ­ной степени, так и участием в генезе заболевания и в клини­ческой картине психологических факторов, во многом определяющих его течение.

Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период фор­мирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как прави­ло, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.

Эта недостаточность может развиваться в результате небла­гоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположен­ности в виде слабости речедвигательного анализатора.

В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суг­гестивного метода с работой по перестройке нарушенных от­ношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.

Первый этап. Диагностический период обычно продолжа­ется 10—15 дней. В это время тщательное обследование боль-

173

ного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и пси­холог: внимательно изучаются анамнестические и клиничес­кие данные, определяются возможные причины появления за­икания.

Второй этап. Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 — 2 месяца. Она построена следующим образом. Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по норма­лизации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых «эталонов». Одновременно можно проводить аутогенную тре­нировку и рациональную психотерапию.

Примерно через 15 — 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императив­ного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоциональ­но-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).

Дальнейшая логопедическая работа направлена:

• на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;

• выработку правильного ритма и темпа речи;

• овладение «эталонами» речи.

Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовну­шение и аутогенная тренировка.

Суггестивные методы психотерапии

При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора.

Известно, что сильное эмоциональное воздействие исполь­зуется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические парали­чи, парезы. При этом обычно применяется методика косвен­ного внушения, то есть одномоментного внушения в состоя­нии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств.

174

Основой метода является положительное эмоциональное от­ношение и вера больного в применяемый метод лечения.

При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.

В свое время особое внимание привлек к себе «одномомен­тный метод снятия заикания», предложенный К. М. Дубровс­ким. Суть этого метода состояла в следующем: «снятие заика­ния» происходило одномоментно, за один сеанс, в течение од­ного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.

Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.

Более подробно методика проведения «одномоментного снятия заикания» будет нами рассматриваться дальше.

Сеансы гипнотерапии

На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.

Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подго­товкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.

Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими за­нятиями и психотерапевтическими беседами, способствует ус­транению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.

Самовнушение и аутогенная тренировка

Самовнушение проводится по классической методике, пред­ложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной дол-

175

жен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить само­внушение вечером перед сном, лежа в постели, используя при­родное гипнотическое фазовое состояние транса.

Аутогенная тренировка больных заиканием дает возмож­ность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.

Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов.

Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.

Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за не­умения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заи­кания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловс­кий и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрали­зованный метод коллективно-групповой психотерапии.

Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопро­вождении родственников.

Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоцио­нального напряжения. Каждого пациента пофамильно пригла­шают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисмен­тами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами. Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка.

Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патоло­гическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для

176

создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свобод­ную речь.

Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заика­ния, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возмож­ность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они прохо­дили раньше, не возымело должного эффекта.

К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации меж­ду людьми, но и может иметь физиологическое, а следователь­но, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.

Затем начинается следующий этап лечения. Каждый паци­ент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушае­мость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказы­вают большое психологическое воздействие на всех участни­ков сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех па­циентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:

«...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я дос­читаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряже­ние растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... непод­вижными... Ваши пальцы как гвозди... Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хоти­те сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз... Врач легко постукивает своим пальцем по напря­женным пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение...

12 — 2699 177

...Два... Пальцы застывают в таком положении... насту­пает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытя­нутые... ровные... неподвижные... С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ни­чего не получится...»



Рис. 41

Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не дви­гаются. После чего врач делает следующее внушение:

«...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на пра­вой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди... Пробуйте сжи­мать пальцы в кулак...»

Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.

Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, что­бы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное

178

напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает ог­ромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если сло­во врача способно вызвать одеревенение рук, заставить чело­века падать назад, то точно так же своим словом и одним при­косновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикоснове­нием своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у паци­ентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:

«...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слу­шать мой голос...»

Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, гром­ко командует:

«...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза... Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я по­дойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадете назад, на стенку...»

Как только пациент начинает падать назад, делается импе­ративное внушение:

«...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет чет­кой... громкой... плавной!..

...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..

12* 179



Рис. 42

...Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорва­ны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со сво­бодной раскованной речью!»

Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, про­изнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациен­тах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специ­алиста и речь больного — все это должно быть окрашено поло­жительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения.

180

В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресо­ванную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение — шепотом, глядя пря­мо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время кон­центрировать внимание лечебной группы и зала на проводи­мой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.

Тест с падением назад и императивным внушением прово­дится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует паци­ентам выполнять несколько «золотых правил речи»:

1. Смотреть прямо в глаза врачу.

2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.

3. Надо говорить плавно и уверенно.

Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский коман-

дует

« ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко... Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!..»

Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал.

Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствую­щих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодис­ментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося.

Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно.

На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи.

Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообраз-

181

ные психотерапевтические приемы: метод «рикошета», импе­ративное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также со­здание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положитель­ный эмоциональный настрой у пациента.

В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психо­терапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.

Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разуме­ется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздей­ствия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после перво­го ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться про­цесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, что­бы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой ре­чью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) исполь­зуют приемы, предложенные К. М. Дубровским.

Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг за­икания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводить­ся любые логопедические занятия.

В 1966 г. мне представилась возможность лично познако­миться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднок­ратно присутствовать на его сеансах по одномоментному сня­тию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и вы­сокой эффективностью, а также мастерством врача, доведен-

182

ным до совершенства. Через час после лечения пациенты, ко­торые до этого были не способны назвать своего имени и фа­милии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно про­износили на весь зал: «Шурша, шумит камыш... Мой номер те­лефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодуш­ных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на гла­зах были слезы радости.

К сожалению, в то время меня интересовали другие направ­ления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровс­ким произвела на меня сильное впечатление и оставила неза­бываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубров­ского было «Человек все может!».

И только спустя 20 лет, когда я прошел обучение эмоцио­нально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне при­шло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикаю­щихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Дов­женко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, исполь­зовал свой многолетний опыт публичных выступлений с де­монстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторс­кую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на зна­ния своих учителей.

Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение се­анса с открытыми глазами, для воздействия внушением исполь­зуется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников.

Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального на­пряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые при­ехали в центр на консультацию, а также их родственники.

183



Рис. 43

Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на ле­чение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесенные пациентами. В зале создается общая приподнятая, радостная, эмоционально насы­щенная обстановка

Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который об­ращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива.

В группе находятся дети, которые были неоднократно трав­мированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И все-таки некоторых из них врач просит еще раз назвать свое имя, фамилию или прочитать вслух текст...

Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им дается каждое слово, каж­дая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчеркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей бу-

184



Рис. 44

дет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*.

Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза.

Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами.

«...Внимание! Носки и пятки поставили вместе... Руки положили на колени ладонями вниз... Ваши руки долж­ны лежать свободно... Никакой напряженности в руках и ногах не должно быть... Приняли удобное, расслаблен­ное положение... Сидеть неподвижно... как сейчас... на протяжении всего сеанса...

...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей пе­реносице, и на протяжении всего сеанса смотреть толь­ко мне в глаза...»

* Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы под­черкнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые по­вторы.

185

Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приемов директивного и эриксоновского гип­ноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом:

«...Внимание!.. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания... мышечных спазмов... и страха перед речью!..

...Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами... Никого из вас сегодня я усыплять не буду...»

По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов:

«Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомне­ния: в вашей жизни произошло нечто такое, что подей­ствовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».

Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза.

«Помните: полному успеху излечения от заикания и не­врозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое пе­реживание...

Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины ваше­го заболевания... является единственным и главным спо­собом лечения заикания...

Исцеление происходит в результате отреагирования и ус­покоения перевозбужденных нервных клеток мозга...»

По ходу сеанса подчеркивается лечебное воздействие вну­шения и слова на человека:

186

«...Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа... Велика его убеждающая сила, а в гип­нозе — в 100 раз выше...»

В течение 45 минут, используя приемы косвенного и пря­мого внушения, врач создает у пациента позитивный настрой на излечение, на успех. После такого психотерапевтического воздействия он торжественно объявляет:

«...А теперь наступил важный и торжественный момент снятия с вас заикания. Оно будет проводиться стоя. Вста­ли и построились так, как вы стояли...»

Вторая часть сеанса гипноза проводится стоя. Пациенты становятся лицом к залу и друг друга не должны касаться. За­тем врач переходит к демонстрации гипнотических проб на вну­шаемость.

«...Многие из вас думают, что слово необходимо только для общения или обмена мыслями... А слово врача-гип­нотизера действует исцеляюще... Никто из вас не зна­ет... но это так, это факт. Сама жизнь говорит нам об этом...

...Невесомое, незримое слово с огромной силой влияет на мысли, чувства человека... восстанавливая его речь... ...Сейчас я продемонстрирую силу воздействия моего слова на человека с лечебной целью, а также проверю вашу готовность к лечению...»

Врач демонстрирует 11 разных по сложности гипнотичес­ких приемов, чтобы наглядно показать силу своего гипноти­ческого воздействия на человека. Это значительно повышает доверие пациента к врачу и его веру в успешное восстановле­нии речи.

Часть проб на внушаемость проводится с применением вер­бальных внушений, а затем врач переходит к взаимодействию с пациентом на бессознательном уровне, используя взгляд, жест

187

и синхронное дыхание. С помощью этих тестов он еще раз про­веряет готовность пациента к лечению, углубляет его трансо-вое состояние с помощью специальной техники дыхания.

Демонстрация проб на внушаемость оказывает большое пси­хологическое воздействие на тех пациентов, которые впервые приехали в центр и сидят в зале, чтобы познакомиться с мето­дом лечения. Они сами видят и слышат, как восстанавливается речь у прошедших лечение, а это уже реальность, которая мо­билизует их волю. Кроме того, это способствует созданию со­ответствующей эмоциональной обстановки на сеансе. После демонстрации гипнотических техник врач дает следующую ус­тановку.

«...Так же, как одним прикосновением своей руки к го­лове я вызываю падение человека назад, точно так же одним прикосновением своей руки я снимаю с вас заи­кание, мышечные спазмы, страх перед речью!.. Речь бу­дет четкая, ясная!..»



Рис. 45

Каждый пациент подходит к врачу, он делаете определен­ные пассы, углубляя гипнотический транс, и проводит специ­альный ритуал по снятию с него заикания:

188

«...Я снимаю с тебя заикание!.. Мышечные спазмы!.. Страх перед речью навсегда!.. Речь будет четкая... ясная!.. Ты теперь здоровый человек!..»

Проделав эту процедуру с каждым из пациентов, врач сооб­щает всем присутствующим, что наступил самый важный и тор­жественный момент в их жизни:

«...Именно сейчас произойдет то, о чем вы мечтали дол­гие годы... Вы услышите свою новую, правильную речь...»

При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять четыре «золотых правила речи»:

1. При разговоре смотреть в глаза тому, с кем говорите: дома — родителям, в школе — учителям, на улице — друзьям и то­варищам.

2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдо­хе.

3. Говорить следует плавно и уверенно, делая короткие оста­новки в речи. Тогда самое трудное, самое длинное предло­жение вы сможете произнести свободно.

4. Прежде чем сказать, надо построить предложение мыслен­но, а потом произносить.

Врач подходит к пациенту и дает установку:

«...Смотреть мне в глаза... Сделали вдох... Говорить на выдохе... громко и уверенно...

...Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!.. Мы сами все можем!.. Мы сами все можем говорить теперь!..»

Затем пациент поворачивается лицом к залу и самостоятель­но сдает экзамен всему залу:

«...Даю честное слово, всегда и везде... говорить громко, четко, уверенно!.. Я теперь здоровый человек!.. На всю жизнь!»

189

Зал приветствует его бурными аплодисментами. Это вызы­вает незабываемые впечатления у всех присутствующих, в зале создается особая атмосфера радости, успеха. Родители положи­тельным эмоциональным настроем поддерживают своих детей, помогая им обрести уверенность в своих силах, избавиться от страха перед речью.

Врач торжественно поздравляет пациента с успешной сдачей экзамена и его новой речью, жмет ему руку. После чего наклады­вает «молчание на сутки», объясняя всем присутствующим:

«...Теперь их нервные клетки мозга чистые, спокойные, как у новорожденного... Никаких речевых нагрузок... Сутки молчать!..»

И специальным пассом накладывает молчание. Больной может общаться с родственниками только письменно.



Рис. 46

Когда последний пациент сдаст экзамен на новую речь, врач подводит в итоги:

«Каждый из вас сегодня по-своему успешно справился с экзаменом на правильную и свободную речь. Перед

190

вами теперь открыты все пути! Вы теперь здоровые

люди!..»

Весь зал еще раз громкими и восторженными аплодисмен­тами поздравляет пациентов с успешной сдачей экзамена на новую речь. Все расстаются до следующего утра, когда будет проведен второй сеанс гипноза по снятию наложенного на них врачом молчания и укреплению новой речи.

Затем врач приступает к проведению проб на внушаемость у тех пациентов, которые сегодня приехали в центр впервые и присутствовали в зале на сеансе. Каждый пациент проходит тест «Падение назад». Если пациент прошел тест успешно, то про­водится индивидуальная консультация и логопедическое иссле­дование его речи.

На второй сеанс приходят только те пациенты, на которых было наложено молчание, в сопровождении родственников.

Помощник врача рассаживает пациентов в зале и зачитыва­ет им письма от пациентов, которые прошли лечение от заика­ния в центре.

В первой части сеанса врач наводит гипнотический транс. Затем делаются внушения на закрепление достигнутых резуль­татов речи:

«...Вы теперь здоровые люди. Всегда и везде вы будете говорить только по-новому... громко и уверенно, испы­тывая чувство радости и гордости за свою новую речь...»

Кроме того, дается установка на дальнейшие регулярные и активные тренировки дома, чтобы закрепить новую правиль­ную речь.

Начинается вторая часть сеанса гипноза. Она проводится стоя. Врач снимает с пациентов наложенное им молчание. Па­циенты еще раз сдают экзамен на правильную речь. При этом врач подчеркивает:

«...Вы преодолели все трудности на пути к новой... пра­вильной речи... Вы вышли на широкую дорогу... новой

191

жизни... Перед вами теперь открыты... все пути... Вы те­перь здоровые люди!..»

В конце сеанса врач напоминает о том, как важно в даль­нейшем соблюдать режим и проводить тренировку для закреп­ления новой правильной речи.

Рекомендации

1. После сеанса гипноза три дня говорить шепотом. В течение трех недель речевые нагрузки должны быть минимальными.

2. В течение трех месяцев во время разговора держать под язы­ком косточку от вишни.

3. В течение трех месяцев два раза в день (утром и вечером) по 10 минут читать выразительно вслух текст, стоя перед зер­калом.

4. Ежедневно вечером перед сном, лежа в постели, расслабить мышцы лица, шеи, рук и повторить формулу самовнуше­ния: «Буду говорить медленно, свободно».

5. Каждое утро делать зарядку, принимать душ.

6. Каждый день заниматься дыхательной гимнастикой и ра­ботать над артикуляцией А-О-У-И-Е-Э.

7. Занятие с логопедом по месту жительства.

8. В течение года фильмов ужасов не смотреть.

В течение четырех лет лечение логоневроза проводилось также в центре «Урания» (Будапешт). Этот опыт подтвердил пра­вильность наших методических подходов к решению пробле­мы логоневроза и возможность проведения сеансов гипноза для иностранцев через переводчика. На эффективности лечения присутствие переводчика не сказывается, хотя его участие в процессе увеличивает продолжительность сеанса. При прове­дении сеансов гипноза за границей для пациентов, не говоря­щих по-русски, чаще используются приемы невербального воз­действия на пациента.

Предлагаемые в книге гипнотические техьики позволяют ввести пациента в гипнотический транс без активного участия переводчика.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей