Главная страница

М. В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых


Скачать 3.62 Mb.
НазваниеМ. В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых
АнкорOSORINA_SEKRETNYJ_MIR_DETEJ.doc
Дата27.11.2016
Размер3.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOSORINA_SEKRETNYJ_MIR_DETEJ.doc
ТипДокументы
#2566
страница1 из 16
Каталог

С этим файлом связано 41973 файл(ов). Среди них: и ещё 41963 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

М. В. Осорина

Секретный мир детей в пространстве мира взрослых
Посвящается моим родителям

Владимиру Ивановичу Осорину

И Ольге Николаевне Гречиной



Введение 2

Глава 1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей 3

Глава 2. Освоение пространства дома: материализация «Я» 17

Глава 3. Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях 25

Глава 4. Выход в мир: куда и с кем. 35

Глава 5. Детская практика посещения "страшных мест" 45

Глава 6. Чем привлекательна свалка? 53

Глава 7. Как дети налаживают отношения с ландшафтом. 60

Глава 8. Детские "секреты" 74

Глава 9. Зачем дети строят «штаб»? 87

Глава 10. Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми 102

Глава 11. Поездки без взрослых новые возможности 111

Глава 12 . Что делает городской ребёнок на прогулке? 119

Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке 130

Глава 14. Каким должно быть место детского отдыха и игр. 144

Заключение 161



Введение



Этот мальчишка, который задорно смотрит на вас с фотографии, олицетворяет для меня детский мир, о котором пойдет речь в этой книге. Веселый, озорной и немного застенчивый, он не боится смотреть в глаза взрос­лому, если надеется на ответную симпатию и уважение. Он способен творчески «вписаться» в ситуацию, найти себе занятие даже там, где нет ничего привлекательного. Вот — уцепился за обрывок каната, раскачивается и доволен своей выдумкой.
Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивитель­но слепы по отношению к жизни и культуре «племени де­тей». Эта книга поможет читателю посмотреть на детей новым взглядом и познакомиться с детскими традиция­ми «обживания» большого мира. Она посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подростко­вого возраста. Сразу после рождения младенец получает собственное место в виде колыбели или кроватки, куда его кладут взрослые. Но деятельное освоение мира, в который пришел ребенок, требует от него многолетней и колоссаль­ной по объему самостоятельной работы.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути оказыва­ются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской суб­культуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении, дети объединяются для совместного исследования простираю­щихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уро­ками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрез­вычайно помочь в понимании собственных детей.
Исходя из всего сказанного, сформулированы задачи этой книги. Во-пер­вых, мне хотелось описать феноменологию детского территориального по­ведения: как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают и т. д. Мне кажется важным ввести этот ма­териал в научный обиход, привлечь к нему внимание психологов, этноло­гов, педагогов. Думаю, что он также будет интересен родителям и всем, кто практически работает с детьми.
Во-вторых, в традиционных формах жизни мира детей и его субкульту­ры, которые разворачиваются в реальном физическом пространстве, мне было важно уловить психологические закономерности и найти им объяс­нение, то есть ответить на вопрос, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем ходят дети в «страшные» места? Что происходит, ког­да они сидят в своем «штабе»? Чем привлекательна свалка? Каков психоло­гический смысл детских «секретов» и тайников? Почему дети так любят ка­таться с ледяных гор? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других? Я попыталась найти ответы на эти вопросы, исходя из логики психического развития ребенка и его становления как личности.

Эмпирический материал, на основе которого делаются эти выводы, со­бирался в течение длительного периода, растянувшегося почти на 20 лет. Основными методами сбора информации были: включенное наблюдение за поведением детей в естественной обстановке, длительные глубинные ин­тервью с детьми и взрослыми, вспоминавшими о своем детстве, письмен­ные развернутые ответы информантов на поставленные мною вопросы (все­го в этой работе приняло участие более двухсот человек). Естественно, этому предшествовал тщательный психологический анализ и моих собственных детских воспоминаний, который обычно необходим в подобном исследо­вании.
Поскольку эта книга посвящена необычной теме, раскрытой в непри­вычном ракурсе — секретный детский мир, увиденный изнутри, — мне ка­жется важным обозначить ее место в научно-психологической традиции.
Историческим предтечей такого рода исследований я считаю Стенли Xолла, знаменитого основателя педологии, и в частности его небольшую но во многих отношениях замечательную статью, написанную в начале нашего века, «История одной кучи песку», где прослежена многолетняя игра ком пании мальчиков, создавших в этой куче целый мир (сноска: Холл С. История одной кучи песку //Холл С. Очерки по изучению ребенка Б.М.: Пучина, 1925. С.125-141.)

В методическом плане наиболее значимы для меня были исследователь­ские принципы двух замечательных детских психологов — Жана Пиаже и Эрика Эриксона. Оба — каждый по-своему — поразили меня когда-то глу­биной и тонкостью своей наблюдательности. Благодаря им я поняла, что внимательное наблюдение за живыми событиями должно предшествовать всем другим видам исследовательской активности психолога и служить для них фундаментом.
Предлагаемая читателю книга не может претендовать на полноту описа­ния и объяснения всех аспектов грандиозной темы, обозначенной в ее на­звании, — секретный мир детей гораздо шире того, что удалось изложить в 14 главах этой работы. Поэтому каждая из глав относительно автономна и представляет собой нечто вроде развернутого комментария к одной из стра­ниц книги детского бытия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом