Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мария ганькина


НазваниеМария ганькина
Анкор2723-vos-book-08.pdf
Дата27.05.2019
Размер1.05 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2723-vos-book-08.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#51452
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6
Этапы урока
ВЯЧЕСЛАВ БУКАТОВ,
МАРИЯ ГАНЬКИНА
Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах,
неожиданных советах и нескучных рекомендациях
Библиотека в школе
Биология
География
Дошкольное образование
Здоровье детей
Информатика
Искусство
История
Литература
Математика
Начальная школа
Немецкий язык
Русский язык
Спорт в школе
Управление школой
Физика
Французский язык
Химия
Школьный психолог
Воспитание
Образование
Педагогика
№2/2006
Английский язык
Библиотечка Первого сентября
БИБЛИОТЕЧКА ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
С ер и я « Воспитание. Образование. Педагогика Выпуск Вячеслав Букатов,
Мария Ганькина
ЭТАПЫ УРОКА
Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях
Москва
Чистые пруды
Подводя итоги урока, я задала традиционный вопрос Какие же тайны рассказа мы сегодня раскрыли Ученики, к удовольствию гостей,
наперебой начали называть элементы композиции, перечислять парадоксы в структуре текста и заглавии, раскрывать значимость сюжета для современного читателя.
На дом ученикам было задано сочинить и записать начало неизвестного чеховского рассказа”.
АБСОЛЮТНО ВСЕ!
Звонок с урока. Дети – довольные, возбужденные, что-то бурно обсуждающие – выходят из класса.
А что же администрация Что скажет про урок Слов, оказывается,
нет. Поскольку в ортодоксальную схему привычных этапов урок не втискивался, то воспользовались общими фразами одобрения дескать, интерактивная методика говорит сама за себя. Про себя же я подумала:
“Это режиссура урока говорит сама за себя. Но все же без ложки дегтя председатель методобъединения обойтись не смогла. Ноя такие уроки все жене люблю – заключила она.
И не надо А я считаю, что только на таких уроках и понимаешь, что достучаться можно до каждого все ученики становятся и умными, и способными, и все всё могут, и работать хотят абсолютно все. Содержание НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
…………………..……….…………………………………………4
СЕКРЕТЫ НЕСКУЧНЫХ УРОКОВ
(методическая “бакалея”)
“ШАПКА ВОПРОСОВ, или КАК ПРИГОТОВИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ УРОК Дидактические пряности от А. Ершовой и В.Букатова
СНЯТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ШОРЫ
…………………………………………………………6
ВЗАИМОНАПОЛНЕНИЕ ЭТАПОВ
………………………………………………………6
ДЕМЬЯНОВА УХА
………………………………………………………………………7
КАК ИЗМЕРИТЬ УРОК
………………………………………………………………………8
РОМАН В ЗАПИСКАХ
……………………………………………………………………9
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
…………………………………………………………………10
ГОРИЗОНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
…………………………………………………12
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА
………………………………………………………………13
Горстка изюминок, которые самый обычный урок могут превратить в пир навесь мир
ВИДИМО-НЕВИДИМО
……………………………………………………………………13
СЛЕПОЙ КАПИТАН
………………………………………………………………………14
ОЖИВШИЕ МОДЕЛИ
………………………………………………………………………15
ШУМЫ
…………………………………………………………………………………16
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
(дидактические “полуфабрикаты”)
“ТОЛЬКО, ЧУР, НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ!”
…………………..……….……………………17
Рассказ учительницы физики М.Ливанской ПРИНИМАЯ ПРАВИЛА ИГРЫ
…………………..……….……………………………18
Письмо учительницы словесности И.Масандиловой
ДЕЛИКАТЕСЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
…………………..……….………………………19
Примерное меню, составленное М.Ганькиной
САЛАТ ШПАРГАЛКА ПОД ШУБОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СУПЧИК С КЛЕЦКАМИ
……………………………………………………20
ШАШЛЫК “ПО-БЕНГАЛЬСКИ”
………………………………………………………………20
ДЕСЕРТ ДУРАК СО ВЗБИТЫМИ СЛИВКАМИ”
………………………………………………21
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(учительская “фабрика-кухня”)
“ПОНЯЛА, ЧТО СПРАВЛЮСЬ”
…………………………………………………………21
Из рассказа аспирантки Н.Жеребиловой
ВОПРОС К МОНТЕСКЬЕ ЛИЧНО
………………………………………………………23
Письмо В.Головиной, учительницы истории НЕ БЫЛО ДАЖЕ ПОРТРЕТОВ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
………………………………………23
“ИСТОРИКИ” ВЫШЛИ К НАРОДУ СО СВОИМИ СТУЛЬЯМИ
…………………………24
ЧЕТЫРЕ ПРОСВЕТИТЕЛЯ ЗА УРОК!
…………………………………………………25
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
……………………………………………………………26
Короткие репортажи М.Ганькиной
ТЕОРЕМА В ЛИЦАХ
………………………………………………………………………26
СЕЧЕНИЕ БУХАНКИ
………………………………………………………………………26
КООРДИНАТЫ БИОГРАФИИ
……………………………………………………………27
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
……………………………………………………………………27
НА ВКУСИ ЦВЕТ
………………………………………………………………………27
ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА
(“комплексный обед для учащихся)
“ЧУТЬ БЫЛО НЕ ПАЛА ДУХОМ”
………………………………………………………28
Письмо Т.Лилиной, учительницы русского языка и литературы
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ТЕКСТ ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ
…………………………………………………………29
ПРОБЫ НА БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ
…………………………………………………29
АБСОЛЮТНО ВСЕ 3
НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
Необычная проверка домашнего задания, незанудное повторение предыдущего материала, неожиданная подача новой темы, удачный игровой прием для закрепления пройденного… В методической литературе или на открытых уроках мы обычно видим результат.
А все ступеньки восхождения к успеху остаются за кадром. Это учительская кухня, о которой не принято говорить.
А поскольку пытливых читателей интересуют не только парадные обеды открытых уроков – с накрахмаленными скатертями, столовым серебром и фанфарами, то мы и не устаем интересоваться, восхищаться,
воодушевляться именно тем, что происходит каждый день на учительской кухне.
Казалось бы, кухня – она и есть кухня. Все шкварчит, шипит, булькает. Что-то того и гляди подгорит, а что-то ну никак закипать не хочет. Дым коромыслом и хлопот полон рот. Сюда обычно посторонние не заглядывают. Но мыто с вами не посторонние!
Так что милости просим на дидактическую кухню.
Повязывайте фартук, поварешку в руки – и вперед!
Придумывайте, пробуйте, изобретайте. Даже если не получится провести по-новому все этапы урока, то попытайтесь внести элементы игровой непредсказуемости хотя бы в один из них.
Но не забывайте, что на вкуси цвет товарищей, как говорится, может сразу и не найтись. На всех не угодишь, вот и выбирайте для кого вы готовите то или иное блюдо и кого хотите порадовать – администрацию, коллег или все же своих учеников?
Вячеслав Букатов, Мария Ганькина
4
Ни разу за все время использования социоигровой режиссуры я не сталкивалась с отказами учеников работать. Работа закипает тут же. Конечно, шумно. Конечно, активно. Но азартно, радостно и увлеченно.
Звенит колокольчик – окончен первый этап работы. Группы обмениваются двумя экспертами для проверки результатов. Они записывают на отдельных листочках свои заключения (не ставя отметок).
Вновь звенит колокольчик. Теперь группы оценивают работу экспертов, используя лексику типа корректно, тактично итак далее. Гимназисты достаточно успешно справляются с этим, хотя становится ясно,
что хвалить на уроке друг друга им непривычно (критиковать и порицать гораздо проще!).
ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ
На следующем этапе группам предлагается придумать название рассказу и записать его на доске. Появляются версии “80 рублей, Гувернантка и Несправедливый расчет. Естественно, что каждая группа свое мнение попыталась защитить, походу чего выяснилось, чем тематическое название отличается от смыслового.
Затем мы сравнили придуманные названия с чеховским. Опять возникла дискуссия чье же название вернее отражает суть рассказа Начали вспоминать названия других рассказов Чехова Хамелеон, Лошадиная фамилия, “Злоумышленник”… Завязался разговор об их лаконичности, меткости и вместе стем многозначности.
ПРОБЫ НА БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ
Новый этап. На столе – наборы карточек с элементами композиции и их определениями. Команды, разложив карточки по порядку – экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, приступили к поиску в восстановленном рассказе этих элементов.
Несмотря на присутствие высоких гостей, во всех группках возникали жаркие споры и принципиальные разногласия. Так что мне то и дело приходилось напоминать классу то о такте, то о выдержке, то о деликатности.
В конце урока дискуссия развернулась вокруг личного отношения учеников к случаю, рассказанному Чеховым. Увы, надо признать, что никто из детей не захотел пожалеть гувернантку, попытаться понять причины слабости ее характера. Ученики явно одобряли тот жестокий урок, который преподал ей хозяин. И не желали замечать, что хозяин извинился за свою вынужденную жестокость. Что, выходит, ему было все же неловко. Видимо, подрастающему поколению, как ив чеховские времена, не хочется быть ни слабым, ни великодушным
3. Либо сделать тетрадную страницу дырявого текста. Либо переписать на точность страницу текста из книжки, которую читаешь (можно не по программе).
У всех четырех типов заданий есть свои поклонники. Впрочем, ученики – в зависимости от настроения – пробуют себя в разных жанрах и очень часто, если времени на уроке им не хватило, абсолютно добровольно берутся доделывать его дома.
П РОВ ЕДЕ НИ Е ОТКРЫТОГО УРОКА комплексный обед для учащихся ЧУТЬ БЫЛО НЕ ПАЛА ДУХОМ”
Письмо Татьяны Лилиной,
учительницы русского языка и литературы (г. Красноярск)
Н
едавно режиссура урока помогла мне утвердиться в своем учительском префессионализме. Вот как было дело.
Месяц назад меня попросили заменить серьезно заболевшего учителя русского языка и литературы в соседней гимназии. Подумав, я согласилась вести уроки в 7–8 классах.
Гимназия непростая, элитная (естественно, платная – со всеми вытекающими отсюда нюансами. Поэтому ровно через две недели администрация стала интересоваться, как я провожу уроки. Это все вполне, как говорится, понятно, но вот форма анализа уроков в основном сводилась к фразе Вы все делаете не так”.
Не скрою, обиделась не вчера в школу пришла, да и вообще… Чуть было не пала духом, но вспомнила про режиссуру. А тут как раз открытый урок нужно давать. Я уже себе представляла, как меня будут по косточкам разбирать, но решила не сдаваться.
ВОССТАНАВЛИВАЕМ ТЕКСТ
Урок назывался Творческая мастерская тайны рассказа, и проводился он после изучения Чехова в седьмом классе.
Итак, начинается урок. Пока гости занимают места, класс (15 человек) разбивается натри команды. Посыльные получают разрезанный на части рассказ Чехова Размазня (без указания названия. Команды приступают к восстановлению текста.
28
С Е КР Е ТЫНЕ СКУЧНЫХ УРОКОВ методическая бакалея ШАПКА ВОПРОСОВ, или КАК ПРИГОТОВИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ УРОК
Дидактические пряности от кандидата наук Александры Ершовой и доктора наук Вячеслава Букатова – руководителей театрально-педагогических мастерских
Режиссерская проработка учителем любого этапа урока превращает бездушные элементы традиционной дидактической конструкции в живые, уникальные, вкусные. Но если на томили ином этапе вас постигнет неудача, тоне спешите списывать ее на недостатки учеников. Ведь если мы не потеряли в своей работе способность к творческому обновлению, то всякое столкновение с трудностями общения с сидящими перед нами на уроке учениками станем воспринимать как возможность для нашего профессионального роста.
К
ак-то раз мы опрашивали студентов-выпускников нескольких пединститутов, училищ и колледжей о самых запомнившихся впечатлениях,
связанных со школой. И вот что показал опрос.
Чаще всего в качестве особого события в школе многим вспоминалось ее окончание – выпускной вечер или последний день перед летними или зимними каникулами. Гораздо реже – первое сентября в первом классе или начало учебного года после каникул.
Подчеркнем, что вспоминались в основном мероприятия внеурочные
(“огоньки”, вечера, КВН) и даже внешкольные (походы, туристические поездки по городам. И только у двух студенток (из более ста пятидесяти опрошенных) радостные воспоминания были связаны непосредственно с учебным процессом.
На вопрос, что вы как молодой учитель планируете делать, чтобы ваши ученики чувствовали, что попали в нескучную школу, большинство отвечали устраивать вечера, походы, огоньки. И всего лишь трое ответили, что постараются сделать свои уроки интересными. То есть сделать жизнь детей нескучной на самих уроках.
Увы, представление об интересной жизни школьников у большинства будущих учителей связывается, к сожалению, нес уроком и даже
нес радостью познания, ас проведением различных внеурочных и внешкольных мероприятий. Наверное, это происходит потому, что сама подготовка будущих учителей была не очень-то связана с познавательной радостью или с интересом к обучению если за время, проведенное в педагогическом вузе, студенты когда и испытывали удовольствие, то скорее всего не от самого процесса обучения и не в стенах учебных аудиторий.
СНЯТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ШОРЫ
Многим учителям привычно планировать урок поэтапно проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление пройденного, задание на дом. И для того чтобы учитель ориентировался в распределении учебной деятельности на уроке, это действительно очень хорошее подспорье. А вот для конструирования живого общения на обычном уроке этого явно недостаточно. Мало того, эти привычные,
традиционные дефиниции этапов урока частенько становятся для учителя своеобразными дидактическими шорами. Есть такое приспособление, которое не дает несущимся лошадям глазеть по сторонам, отвлекаться, сбиваться с пути или замедлять скорость. Вот лошади (например,
на спортивных соревнованиях) и мчатся как угорелые только прямо вперед, оставляя всех других далеко позади.
Но для учителей (которые нередко, говоря о своей профессии, вспоминают лошадиные аналогии) такой стиль работы все же неприемлем.
Ведь если какой учитель благополучно и добежит до финиша, а при этом большинство его учеников останутся далеко позади или кто-то даже сойдет с дистанции, то грош цена такому учителю.
И наоборот, если учитель не спеша, без конца отвлекаясь и заворачивая то вправо, то влево, в конце концов доплетется до финиша и обнаружит, что ученики все до единого уже там и никто не потерялся, с дистанции не сошел, никто не в мыле, а загнанных нет ив помине, тонет цены такому учителю Это действительно мастер своего дела.
ВЗАИМОНАПОЛНЕНИЕ ЭТАПОВ
В последние два десятилетия прошедшего века (то бишь ХХ) появилась среди учителей мода проводить интегрированные уроки. По всей стране во всех школах начали экспериментировать интегрировали то так, то эдак. И надо сказать, что результаты частенько получались весьма интересными.
Одна из причин эффективности этой модной затеи, на наш взгляд, заключалась в особых подходах учителей к этапам урока. Все этапы преображались, происходило проникновение одного этапа в другой, исче6
КООРДИНАТЫ БИОГРАФИИ
Учительница литературы из Ленинградской области, прочитав очерк
Цвейга о Гофмане, стала думать, как же ей давать биографию Гофмана.
Уж очень в ней все неоднозначно что-то, так сказать, идет в плюс”,
что-то – в минус. Зависит от системы координат…
Она пришла на уроки предложила Каждый делит тетрадный лист пополам и, пока я читаю вслух биографию Гофмана, выписывает ключевые слова (желательно из текста. В левую колонку – слова, которые в романтизме воспринимаются со знаком плюс, в правую – со знаком
“минус” ”. Ив результате вся биография Гофмана оказалась просвеченной через призму системы ценностей романтизма как метода.
Кстати, походу урока случился любопытный разговор. Цвейг пишет,
что Гофман пил много. Учительница остановилась и говорит Большинство это в минус, конечно, запишут. Ас какой точки зрения В процессе обсуждения они дошли до того, что сточки зрения реализма, да, вино – это минус. Ас точки зрения романтизма вино – это здорово, потому что забываешься, тянешься к людям, начинаешь общаться итак далее.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Учительница литературы одной московской школы при изучении очередного литературного текста предлагает своим ученикам делать на уроке раскадровку изучаемого произведения.
Дело в том, что мужу нее – кинорежиссер. Она пригласила его в школу навстречу со своими учениками, ион квалифицированно объяснил детям, что такое кадр, крупный и общий план и как делается режиссерская раскадровка киносценария.
Раскадровка литературного произведения – это, по сути, толкование,
читательская версия. Это же очень любопытно кто на ученическом рисунке-раскадровке окажется крупным планом, например, в эпизоде из
“Дубровского” Пожар в Кистеневке”? Сам Дубровский? Или Архип А
может быть, перекошенные от ужаса лица стряпчих в окне горящего дома Дубровских? Кто будет обвинен в пожаре?..
НА ВКУСИ ЦВЕТ
В одной подмосковной школе учительница словесности походу объяснения нового материала предоставляет шестиклассникам широкий выбор заданий. Либо выполнить два упражнения из учебника. Либо написать маленькое сочинение (это может быть стихотворение) в определенном жанре на определенное правило
ра – ив мизансценах, ив вопросах, ив ответах. В результате вместо страха неудачи – неподдельный ученический интерес.
И заметьте я обошлась без наглядных пособий (не ждать же, когда они у нас в школе появятся. Для урока мне потребовалось только хорошее настроение и плотно закрытая дверь класса (чтобы эмоции учеников не мешали соседям. Хотя – как теперь вижу – можно было и короны, и жабо тут жена уроке из чего-нибудь соорудить. Тогда наше действо было бы еще праздничнее. Но это – в следующий раз.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Короткие репортажи Марии Ганькиной
ТЕОРЕМА В ЛИЦАХ
В одной тверской школе учительница математики поинтересовалась у восьмиклассников Что вы сейчас по литературе проходите И узнав, что
“Ревизора”, попросила ребят озвучить математический текст из учебника
(теорему) от лица различных персонажей бессмертной комедии Гоголя.
В каждой команде бросили жребий, кому выступать.
Потом тот, на кого пал жребий, вытягивал листочек с именем одного из героев комедии.
Остальные помогали выступающему своими советами подготовить выступление.
Затем команды по очереди показывали свои работы. Слушатели старались угадать литературный образ. Заодно и теорема улеглась.
СЕЧЕНИЕ БУХАНКИ
В математическом классе на юго-западе Москвы на уроке геометрии резали буханку хлеба.
Учительница принесла в класс аж четыре буханки – каждой команде по одной. Буханку нужно было разрезать так, чтобы у фигуры, которая получается в сечении, было как можно больше углов. Одна команда сказала, что всегда будет четыре. Другая возразила дескать, можно разрезать так, что получится три. И разрезали.
А можно ли так разрезать буханку, чтобы в сечении получился шестиугольник Целый урок резали. Получился.
В конце урока три буханки хлеба (вернее, геометрические фигуры)
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей