Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

4 Методика орг. разл.видов деят-ти, общ. и обуч. детей с нар-ми. Мдк 03. 04. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения


НазваниеМдк 03. 04. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения
Дата27.01.2020
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4 Методика орг. разл.видов деят-ти, общ. и обуч. детей с нар-ми
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#66597
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3
1
МДК 03.04. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения
детей с нарушениями ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. Краткая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
2. Основные направления работы в ДОУ для детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата.
3. Физическое воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
4. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
5. Особенности содержания дошкольного образования детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
6. Содержание и способы организации деятельности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
7. Основы организации обучения дошкольников с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата.
8. Организация досуговой деятельности детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата.
9. Подготовка детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к школе.
10. Работа с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
11. Индивидуальная коррекционно-образовательная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ.
Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Инклюзивное
образование
- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека
(хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.
Ключевые факторы инклюзивного образования:

дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному")
детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда
(спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах,
помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
1. Краткая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата
Нарушения функций ОДА наблюдаются у 5-6% детей и могут носить как врождённый,
так и приобретённый характер. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии ОДА:
1. Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- полиомиелит.
2. Врождённая патология ОДА:
- врожденный вывих бедра;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника;
- недоразвития и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти и др.
3. Приобретённые заболевания о повреждения ОДА:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей и т.д.);
- системные заболевания скелета (рахит и т.д.).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект
(задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и
логопедической коррекции.
Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Частота его проявлений достигает в среднем б на 1000 новорожденных
(от 5 до 9 в разных регионах страны).
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом – минимальные.
Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.
2. Основные направления работы в ДОУ для детей с нарушениями функций опорно-
двигательного аппарата
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской,
психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью,
взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Лечебно -педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля:
невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Развитие познавательной деятельности детей осуществляет
учитель-дефектолог.
Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов,
организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели
распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:
- изобразительная деятельность и конструирование,
- развитие предметной и игровой деятельности,
- развитие речи и ознакомление с окружающим,
- трудовое воспитание,
- формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист
ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сала. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед , и
воспитатель, и методист ЛФК.
В ДОУ работа строится по двум направлениям:
1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом,
воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей);
2)
коррекционно-реабилитационная
работа проводится врачом неврологом,
психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса,
костюмы Адели.
Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах:
1.
Принцип компетентности. Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально грамотно.
2.
Принцип взаимосвязи в работе специалистов. Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы.
3.
Принцип взаимодействия с родителями. Родители являются полноправными участниками абилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребенка в учреждении.
4.
Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
5.
Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.
6.
Принцип приоритетного формирования качеств личности , необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции и т.д.
3. Физическое воспитание детей с функций опорно-двигательного аппарата
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с ДЦП. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах
М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.Л.Бубновой.
Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений.
Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых
методов и приемов.
Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В
связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни.
В основе физического воспитания этих детей лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений,
характерных для разных клинических форм заболевания. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций.
В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование контроля над положением головы и ее движениями.
2. Обучение разгибанию верхней части туловища.
3. Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти).
4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину).
5. Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания.
6. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении.
7. Обучение вставанию на колени, затем на ноги.
8. Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой.
9. Стимуляция самостоятельной ходьбы.
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют
лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста.
Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологических рефлексов, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка.
Наряду с лечебной физкультурой при ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.
Особое внимание в занятиях ЛФК уделяется тем двигательным навыкам, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всею - обеспечивающим ребенку ходьбу,
предметно-практическую деятельность и самообслуживание.
При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать:
- возраст ребенка,
- уровень его интеллектуального развития,
- его интересы,
- особенности поведения.
При развитии двигательных функций важное значение использование
1. комплексных стимулов:
- зрительных (проведение упражнений перед зеркалом);
- тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и мешкам; щеточный массаж);
- проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами);
- температурных (локальное использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).
При выполнении движений широко используются также
2. звуковые стимулы
3. речевые стимулы.
Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма - питания и сна, закаливание. Очень важно соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 мин оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры .
4. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации детей
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Дети с
ДЦП
испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания
(умением самостоятельно есть,
одеваться и
раздеваться,
общегигиеническими навыками). Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с ДЦП целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.
Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец,
ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.
Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения.
Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации,
схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать,
начиная работу еще на первом году жизни.
Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом.
Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения, и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.
Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре ). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту,
затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту.
Ребенка с ДЦП надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.
Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними:
открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой ; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран и т.д.
Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь.
Ребенок с ДЦП, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться,
раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии , снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки;
самостоятельно есть, пить из чашки , уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой,
вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, уметь мыть руки,
умываться, вытираться.
Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей