Главная страница

шпоры хир. Мед этика и деонтология


Скачать 94.26 Kb.
НазваниеМед этика и деонтология
Анкоршпоры хир.docx
Дата25.09.2017
Размер94.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры хир.docx
ТипРешение
#19060
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Мед этика и деонтология. Мед этика – совокупность этических норм и принципов, соблюдаемых медработниками при выполнении ими своих проф обязанностей. Мед этика изучает и определяет решение различных проблем, возникающих в зависимости от взаимоотношений мжд медраб и б, мед раб и родственниками б, медраб и медраб..

Наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала получила название медицинской этики. Она включает совокупность принципов регулирования норм поведения медицинских работников, обусловленных спецификой их деятельности и положения в обществе.

Частью медицинской этики является медицинская деонтология, которая рассматривает, как должен себя вести медицинский работник в конкретных ситуациях, основываясь на принципах медицинской этики.

Больной может быть капризен, раздражителен, упрям, повышенно раним, порою озлоблен. Различен уровень культуры и воспитания больных. Все это нужно принимать спокойно и с выдержкой, направлять взаимоотношения по правильному руслу, взять инициативу в свои руки, постепенно вовлекая психику больного в сферу своего влияния. Нельзя допускать со своей стороны каких-либо проявлений нервозности и раздражительности.

Умение разговаривать с больным, находить с ним общий язык, при этом не опускаясь до фамильярности, - это один из главных профессиональных навыков будущего врача, не менее важный, чем умение правильно осмотреть больного. Это требует подготовки, опыта, изучения психологии больного, собственной культуры и такта.

Очень часто больные обращаются с вопросами относительно своего заболевания к палатной сестре, студентам-практикантам. Отвечать на эти вопросы должен только врач, недопустимо, когда младшие медицинские сестры или технический персонал сообщают больному результаты исследований, прогноз заболевания.

Медрабдолжен быть образцом чистоты и аккуратности. Неряшливый вид, легкомысленные наряды и поведение в быту заставляют больного усомниться в профессиональной пригодности.


Фун обязан процедур м/ с х/о подготовка процедурного кабинета к работе, помощь при выполнении врачебых манипуляций, проведение назначенных лечебных процедур, проведение забора крови из вены, строгий учет и хранение лекарственных средств групп А и Б, оказание неотложной помощи, соблюдение правил асептики и антисептики, подготовка изделий медицинского назначения, белья, стерилизация, ведение необходимой учетно-отчетной документации.
Фун обязан постовой м/ с х/о участие в обходе с лечащим врачом, наблюдение за состоянием больных, термометрия, у больных после операции – контроль за состоянием повязок; выполнение назначений (раздача лекарств, выполнение инъекций, подготовка больных к исследованиям и операциям); направление крови и выделений больных на исследованиям); контроль за получением результатов анализов; ведение медицинской документации; выписка и получение из аптеки лекарственных средств; совместно с младшим медицинским персоналом уход за тяжелобольными и лежачими больными; контроль за соблюдением санитарного режима палат

Основные типы ЛПУ

амбулаторный (учреждения, где оказывается лечебно-диагностическая помощь пациентам, не нуждающимся в круглосуточном наблюдении);

стационарный (учреждения, оказывающие лечебно-диагностическую помощь больным, нуждающимся в круглосуточном лечении, уходе и лечебно-охранительном режиме).

Амбулаторные типы ЛПУ в свою очередь подразделяются на несколько видов.

1. Поликлиника. Лечебно-профилактическое учреждение, работающее по территориально-участковому принципу. Включает в себя кабинеты или отделения по основным врачебным специализациям — терапия, хирургия, офтальмология, оториноларингология, рентгеновская, функциональная и лабораторная диагностика, процедурные и физиотерапевтические кабинеты.

2. Амбулатория — ЛПУ, оказывающее медицинскую помощь в небольших населенных пунктах. Располагает небольшим количеством врачей. Имеет кабинеты: доврачебного приема, электрокардиографического обследования, процедурный.

3. Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — ЛПУ, оказывающее медицинскую помощь фельдшерско-акушерским персоналом на доврачебном уровне. Имеется процедурный кабинет. ФАПы организуются в населенных пунктах с небольшой населенностью.

4. Медико-санитарная часть. ЛПУ, обслуживающее работников прикрепленного предприятия по цеховому принципу. В МСЧ , как в поликлиниках, присутствуют врачи основных специальностей и специалисты по профессиональной патологии.

5. Здравпункт. Включается в состав медико-санитарной части, но находится на территории предприятия. Основная функция — оказание медицинской помощи сотрудникам предприятия (чаще — промышленного) вблизи рабочего места. В здравпункте работают средние медицинские работники со специальностью «лечебное дело» (фельдшер).

6. Диспансер — ЛПУ, оказывающее специализированную медицинскую помощь определенной группе больных. Существуют психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические, противотуберкулезные, онкологические, кардиоревматологические, эндокринологические диспансеры. Основная функция диспансеров — диспансеризация и патронаж.

7. Травматологический пункт — ЛПУ, оказывающее экстренную помощь населению при травмах.

8. Консультации — женская, детская. ЛПУ, ведущее лечебно-профилактическую работу определенной группы населения (женщины с гинекологической патологией, беременные, дети).

Лечебно-охранительный режим (правила внутреннего распорядка) предполагает ограждение больного от отрицательных эмоций, в том числе вежливость персонала, соблюдение тишины в отделении, рациональное размещение больных в палате, а также возможность их посещения, разрешение прогулок, приобретения диетических продуктов, газет и журналов.

Встречи с родственниками ходячих больных целесообразны в специально отведенных местах, в палаты посетители должны допускаться только к тем пациентам, которые находятся на постельном режиме. Посетителям не разрешается сидеть на кроватях пациентов. Желательно, чтобы в палаты посетители заходили в халатах, а после их ухода рекомендуется уборка помещений.

• Обеспечение режима щажения психики больного.

• Строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня.

• Обеспечение режима рациональной двигательной активности.

Психологичпокой больного обеспечивают путём соблюд сл правил.

• Создание тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкойпомещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор.

• Создание спокойного интерьера: пастельные тона окраски стен, мягкая мебель в холлах,цветы.

• Соблюдение основных принципов медицинской этики.

Необходимо требовать от больных соблюдения распорядка дня в отделении и не нарушатьего самим: нельзя будить больного раньше установленного времени, необходимо вовремя выключать телевизор в холле и следить, чтобы после 10 ч вечера были выключены радиоприёмники и телевизоры в палатах.

Режим дня создаёт благоприятные условия для выздоровления больных, так как при его выполнении соблюдается режим питания больных, чётко выполняются лечебные назначения и санитарно-гигиенические мероприятия.

Важным элементом л-охр режима выступает рациональное ограничение двигательной активности больных. В первую очередь это относится к тяжелобольным, страдающим, например, такими заболеваниями, как гипертоническая болезнь в период обострения (гипертонический криз), инфаркт миокарда, тяжёлая сердечная недостаточность. В подобных случаях неадекватное повышение двигательной активности может привести к нежелательному увеличению функциональной нагрузки на тот или иной орган

Распорядок дня пациента в хирургическом стационаре:

- 7.00 - обход медсестры;

- 7.00-7.30 - измерение температуры;

- 7.30-8.00 - утренний туалет;

- 8.00-8.30 - раздача лекарств;

- 8.30-9.00 - завтрак;

- 9.00-10.00 - обход врачей;

- 10.00-13.00 - выполнение врачебных назначений;

- 13.00-13.30 - раздача лекарств;

- 13.30-14.30 - обед;

- 14.30-16.00 - послеобеденный отдых;

- 16.00-16.30 - измерение температуры;

- 16.30-17.00 - полдник;

- 16.30-19.00 - посещение больных;

- 18.30-19.00 - раздача лекарств;

- 19.00-20.00 - ужин;

- 20.00-21.30 - выполнение врачебных назначений;

- 21.30-22.00 - вечерний туалет;

- 22.00-7.00 - сон.

Приемное отделение больницы предназначено для приема, регистрации, осмотра и санитарно- гигиенической обработки больных. Оно состоит из 9 помещений.

  1. Зал ожиданий

  2. Регистратура

  3. Операционная-перевязочная

  4. Смотровые комнаты

  5. Процедурная комната

  6. Санпропусник

  7. Клиническая лаборатория

  8. Комната для персонала

  9. Догоспитальные палаты

В обязанности входит: сопровождение больного в кабинет, оформление документации, осмотр больного, и его санитарная обработка, транспортировка в отделение. Больным, поступающим в плановом порядке, медицинская сестра объясняет, что они могут взять с собой (туалетное мыло, зубную пасту и щетку, тапочки, халат). Личная одежда поступающих больных переписывается в вещевой лист – в 2 экземплярах. Один из них прикрепляется к одежде, другой выдается на руки больному. Одежда в определенном порядке одевается на вешалку и вешается и передается на склад для хранения.

Принимает больных заведующий приемным покоем или дежурный врач.

Осмотр больного проводится в смотровом кабинете на кушетке, покрытой клеенкой, простыней или пеленкой разового пользования. После приема каждого больного клеенка дважды протирается салфеткой, смоченной 1% р-ром хлорамина. У больного осматриваются кожный покров, зев, измеряется температура тела. Использованные металлические шпатели промываются проточной водой и кипятятся 15 минут. Термометры хранятся полностью погруженные в 0,5 % раствор хлорамина. При осмотре больного в приемном отделении обращается внимание на наличие кожных заболеваний и ставится в истории болезни штамп клиники с датой и подписью медицинской сестры, делавшей осмотр.

После смотрового кабинета больного сопровождают в ванную комнату. Средняя продолжительность теплой гигиенической ванны 20-30 минут при температуре воды 35-36 градусов. Если больному по состоянию здоровья ванна запрещена, то назначают душ. Если больной в тяжелом состоянии или средней тяжести младшая медицинская сестра протирает тело полотенцем, смоченным спиртом.

Затем, соблюдая все правила транспортировки, больного доставляют в отделении: самостоятельно, в сопровождении сестры, на кресле или на каталке.

В комплекс помещений приемного отделения входит малая операционная для оказания хирургической помощи. Для обеззараживания воздуха применяется бактерицидный

Санитарная обработка больного в приемном покое.

После установления диагноза заболевания пациента по решению дежурного врача направляют на санитарно-гигиеническую обработку.

При тяжёлом состоянии больного его доставляют в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии без санитарно-гигиенической обработки.

Санитарно-гигиеническую обработку осуществляют в санпропускнике приёмного отделения. Существуют одно- и двухэтапный методы санитарно-гигиенической обработки больных.

•       В больницах с небольшим количеством коек используют однопоточную систему, т.е. по очереди принимают женщин и мужчин.

•       При двухпоточной системе в разных помещениях одновременно проводят обработку и мужчин, и женщин.

Санпропускник приёмного отделения обычно состоит из смотровой, раздевальни, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются. Некоторые из этих помещений могут быть совмещены (например, смотровая и раздевальня).

В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают выявления педикулёза и го-товят к санитарно-гигиенической обработке. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, термометр на стене (температура воздуха в смотровой должна быть не ниже 25 °С).

Если бельё чистое, его складывают в мешок, а верхнюю одежду вешают на плечики и сдают в камеру хранения. Список вещей (приёмную квитанцию) составляют в двух экземплярах: один сдают вещами в камеру хранения, другой приклеивают к истории болезни и при выписке по нему получают вещи для больного. Имеющиеся ценности и деньги под расписку сдают старшей медицинской сестре для хранения их в сейфе.

Если у больного выявлено инфекционное заболевание, белье закладывают в бак с хлор-ной известью или хлорамином Б на 2 часа и направляют в специальную прачечную. При завшивленности белья его предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором и направляют в дезинфекционную камеру для специальной обработки. На мешках с такой одеждой должна быть соответствующая надпись – «Педикулёз».

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных.

•       Осмотр кожных и волосяных покровов больного.

•       Стрижка волос, ногтей, бритьё (при необходимости).

•       Мытьё под душем или гигиеническая ванна.


облучатель. Уборка производится 2 раза в сутки с применением 0,5 % моющего средства с добавлением раствора перекиси водорода.

Больные дают расписку о том, что они ознакомлены с правилами поведения в стационаре и обязуются их выполнять.

Устройство и работа процедурного кабинета.

Он предназначен для:

- выполнения всех видов инъекций,

- хранения медикаментов

- выполнения врачебых манипуляций

- проведения инфузионной терапии, в том числе гемотрансфузии,

- подготовки и участии в проведении пункций (стернальная, плевральная, абдоминальная, люмбальная и пр.).

Все медикаменты делятся на три группы: "А", "Б" и "Общий список". По способу применения медикаменты подразделяются на: парентеральные, внутренние и наружные.

К группе "А" относятся наркотические и ядовитые средства, которые хранятся у старшей мед. сестры в металлическом сейфе под замком и пристреленном к полу. Все сильнодействующие средства относятся к группе "Б", хранятся в запирающихся шкафах.

1. Антибиотики

2. Сульфаниламиды

3. Некоторые препараты наперстянки

4. Анальгетики

5. Спазмолитики

6. Гипотензивные

7. Седативные

8. Снотворные

9. Гормональные

10. Мочегонные

11. Противосудорожные

12. Противоаритмические

13. Стимулирующие ЦНС

14. Возбуждающие дыхательный центр.

Медикаменты "общего списка" хранятся в шкафах с надписью внутри: на белом фоне черными буквами "общий список". Парентеральные хранятся отдельно от внутренних и наружных лекарственных средств располагаются по механизму действия.

Для оказания неотложной помощи в кабинете имеются специальные укладки для оказания помощи при неотложных состояниях:

1. Сердечнососудистая недостаточность

2. Судорожный синдром

3. Анафилактический шок

4. Гипертермический синдром.

Обработка рук медицинского персонала.

Руки персонала - это наиболее вероятный источник контактного пути передачи инфекции. Забота об их сохранении - производственная необходимость, так как только руки с чистой, здоровой кожей без ссадин, ран, заусениц можно хорошо вымыть и обработать, поэтому ряд работ по дому, по уборке, по огороду следует производить в защитных перчатках. Не разрешается иметь длинные ногти, покрывать их лаком. Ногти нужно коротко обрезать, заусеницы удалять или постригать.

На рабочем месте после осмотра больного, исследования ран и смены повязок персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 минут. Для мытья рук используют брусковое хозяйственное мыло или туалетное мыло в мелкой расфасовке (на одну обработку). После осмотра больного с гнойно-септическими заболеваниями, обработки гнойных ран персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов.

В качестве средств для дезинфекции рук применяют 80% этиловый спирт; 0,5% раствор хлоргексидина в 70% этиловом спирте; 0,5% раствор хлорамина; первомур.

При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кистей в количестве 5-8 мл и втирают его в кожу в течение 2 минут.

Обработку рук растворами хлорамина и первомуром производят в тазу. В таз наливают 3 литра раствора. Руки погружают в препарат и моют хлорамином в течение 2 минут, а первомуром в течение одной минуты.

Щетки для обработки рук моют и кипятят в 2% содовом растворе в течение 15 минут. Чистые щетки хранят в стерильных биксах, вынимают по мере надобности стерильным корнцангом.

Для каждого члена дежурной бригады выделяют индивидуальное полотенце, его меняют не реже 1 раза в сутки.


Внутривенные инъекции чаще всего производят с помощью венепункции (введение иглы в вену), реже – с применением веносекции (вскрытие просвета вены)..

Чаще всего для внутривенных инъекций используют вены локтевого сгиба, поверхностные вены предплечья и кисти, иногда – вены нижних конечностей. При проведении венепункции под локоть вытянутой руки больного помещают небольшую клеенчатую подушку, чтобы рука больного находилась в положении максимального разгибания. Выше места предполагаемой пункции накладывают жгут, причем с такой силой, чтобы пережатыми оказались только вены, а кровоток в артерии сохранился. Для увеличения наполнения вены больному предлагают несколько раз сжать и разжать кисть. Кожные покровы в месте инъекции тщательно обрабатывают спиртом. Пальцами левой руки целесообразно несколько натянуть кожу локтевого сгиба, что дает возможность фиксировать вену и уменьшает ее подвижность. Венепункцию обычно проводят в два приема: сначала прокалывают кожу, а затем – вену. При хорошо развитых венах прокол кожных покровов и стенки вены можно производить одномоментно. Правильность попадания иглы в вену определяют по появлению из иглы капель крови. Если игла уже соединена со шприцем, то для контроля ее положения необходимо несколько потянуть на себя поршень: появление крови в шприце подтвердит правильное положение иглы. После этого наложенный ранее жгут распускают и медленно вводят в вену лекарственное вещество.

После извлечения иглы и вторичной обработки кожных покровов спиртом место инъекции прижимают стерильным ватным тампоном, или накладывают на него на 1–2 мин давящую повязку.


Уборку, кварцевание процедурного кабинета.

Текущая уборка процедурного кабинета. Её проводят 2 раза в день с применением 1% раствора хлорамина Б. Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4 раза в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стационарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).

Генеральная уборка процедурного кабинета. Её выполняют 1 раз в неделю с применением 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.

УФ-облучение и проветривание проводится 4 раза в день по 15-20 мин (после уборки и в процессе работы облучать ультра-фиолетовыми стационарными передвижными лампами из расчета 1 ВТ мощности на 1 м3 помещения)
Подкожные и внутрикожные инъекции

Наиболее удобными участками для подкожного введения являются:

наружная поверхность плеча;

подлопаточное пространство;

передненаружная поверхность бедра;

боковая поверхность брюшной стенки;

нижняя часть подмышечной области.

Выполнение подкожной инъекции:

вымойте руки (наденьте перчатки);

обработайте место инъекции последовательно двумя ватными шариками со спиртом: вначале большую зону, затем непосредственно место инъекции;

третий шарик со спиртом подложите под 5-й палец левой руки;

возьмите в правую руку шприц (2-м пальцем правой руки держите канюлю иглы, 5-ым пальцем - поршень шприца, 3-4-ым пальцами держите цилиндр снизу, а 1-ым пальцем - сверху);

соберите левой рукой кожу в складку треугольной формы, основанием вниз;

введите иглу под углом 45° в основание кожной складки на глубину 1-2 см (2/3 длины иглы), придерживайте указательным пальцем канюлю иглы;

перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство (не перекладывайте шприц из одной руки в другую);
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом