Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Неоконченные предложе... Метод незаконченных предложений


НазваниеМетод незаконченных предложений
АнкорНеоконченные предложе...doc
Дата16.06.2019
Размер72 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНеоконченные предложе...doc
ТипЗакон
#54470
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).
Достоинства:
1) МНП достаточно прост по технике реализации;
    является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие - чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи - для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев;

    3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;

    4) пригоден для индивидуального и группового использования.
    Сфера применения:Общие характеристики МНП:
    Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются
    При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

    Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

    У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.
    Испытуемые:Цель:Инструкция:
    Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.
    Порядок проведения МНП:Материал для проведения МНП:
    Первый из них - сокращенный вариант Rayne - Ronde - состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

    1. Моя специальность...

    2. Моя семья...

    3. Боюсь...

    4. Деньги...

    5. Моя мечта...

    6. Работа...

    7. Мои сны...

    8. Бороться...

    9. Больше всего люблю...

    10. Дома...

    11. Моя голова...

    12. Дети...

    13. Меня беспокоит...

    14. Смерть...

    15. Мой вид...

    16. Друзья...

    17. Если б я мог...

    18. Мои планы...

    19. Скрываю...

    20. Когда мыслю...
    Гораздо более широко распространенным является вариант Saks - Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (1969, 1971). Первоначально он использовался в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами. Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека - к самому себе, к другим людям и т.п. Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Например, предложение, соответствующее сфере “отношение к будущему”, начинается: “Будущее кажется мне...”; соответствующее сфере “отношение к подчиненным” - “Если кто-нибудь работает под моим руководством...”; соответствующее сфере “отношение к матери” - “Моя мать...”

    Метод незаконченных предложений
    1. Думаю, что мой отец редко...

    2. Если все против меня, то...

    3. Я всегда хотел (-а)...

    4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост...

    5. Будущее кажется мне...

    6. Мое начальство...

    7. Знаю, что глупо, но боюсь...

    8. Думаю, что настоящий друг...

    9. Когда я был (-а) ребенком...

    10. Идеалом мужчины для меня является...

    11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной...

    12. По сравнению с большинством других семей моя семья...

    13. Лучше всего мне работается с...

    14. Моя мать...

    15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть...

    16. Идеалом женщины для меня является...

    17. Если бы мой отец только захотел...

    18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы...

    19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы...

    20. Если кто-нибудь работает под моим руководством...

    21. Надеюсь на...

    22. В школе мои учителя...

    23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь...

    24. Не люблю людей, которые...

    25. Когда-то я...

    26. Считаю, что большинство юношей...

    27. Супружеская жизнь кажется мне...

    28. Моя семья обращается со мной как...

    29. Люди, с которыми я работаю...

    30. Моя мать и я...

    31. Моей самой большой ошибкой было...

    32. Считаю, что большинство девушек...

    33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец...

    34. Моя наибольшая слабость заключается в том...

    35. Моим скрытым стремлением в жизни...

    36. Мои подчиненные...

    37. Наступит тот день, когда...

    38. Когда ко мне приближается мой начальник...

    39. Хотелось бы мне перестать бояться...

    40. Больше всего люблю людей, которые...

    41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой)...

    42. Считаю, что большинство мужчин...

    43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

    44. Большинство известных мне семей...

    45. Люблю работать с людьми, которые...

    46. Считаю, что большинство матерей...

    47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если...

    48. Считаю, что большинство женщин...

    49. Думаю, что мой отец...

    50. Когда мне начинает не везти, я...

    51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни...

    52. Когда я даю другим поручение...

    53. Когда я буду старым (-рой)...

    54. Люди, превосходство которых над собой я признаю...

    55. Мои опасения не раз заставляли меня...

    56. Когда меня нет, мои друзья...

    57. Моим самым живым воспоминанием детства является...

    58. Мне очень не нравится, когда мужчины...

    59. Моя половая жизнь...

    60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья...

    61. Люди, которые работают со мной...

    62. Я люблю свою мать, но...

    63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

    64. Мне очень не нравится, когда женщины...
    Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.

    Ключ:
    1) отношение к отцу - 1, 17, 33, 49;

    2) отношение к себе - 2, 18, 34, 50;

    3) жизненные цели - 3, 19, 35, 51;

    4) отношение к подчиненным - 4, 20, 36, 52;

    5) отношение к будущему - 5, 21, 37, 53;

    6) отношение к начальству и учителям - 6, 22, 38, 54;

    7) страхи и опасения - 7, 23, 39, 55;

    8) отношение к друзьям и знакомым - 8, 24, 40, 56;

    9) отношение к прошлому - 9, 25, 41, 57;

    10) отношение к мужчинам - 10, 26, 42, 58;

    11) отношение к сексуальной жизни - 11, 27, 43, 59;

    12) отношение к семье - 12, 28, 44, 60;

    13) отношение к сотрудникам - 13, 29, 45, 61;

    14) отношение к матери - 14, 30, 46, 62;

    15) сознание вины - 15, 31, 47, 63;

    16) отношение к женщинам - 16, 32, 48, 64.
    Названные сферы отношений могут быть объединены в тематические группы:

    1) тема представления о себе - страх,

    сознание вины,

    отношение к себе;

    2) тема семейных отношений - отношение к отцу,

    отношение к матери,

    отношение к семье;

    3) тема отношений со своим и

    противоположным полом - отношение к мужчинам,

    отношение к женщинам,

    отношение к сексуальной жизни;

    4) тема отношений с другими людьми - отношение к друзьям,

    отношение к сотрудникам,

    отношение к подчиненным,

    отношение к начальству;

    5) тема временной перспективы личности - отношение к прошлому,

    отношение к будущему,

    жизненные цели.
    Обработка данных:

    Качественный анализ весьма разнообразен и определяется тремя моментами: 1) содержанием личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых незаконченных предложений.

    Информативным признаком выступают временные показатели, зафиксированные во время работы испытуемого.

    При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:
      нейтральное, оцениваемое как “0”;
      положительное, оцениваемое как “+”;
      отрицательное, оцениваемое как “-”.
      Внутри двух последних возможны дополнительные градации. Так, по отношению к данному варианту МНП Saks - Sidney применяются такие оценки:
        +2 - максимальное, отчетливо выраженное, сильное положительное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
        +1 - положительное отношение;
        0 - нейтральный по смыслу ответ - отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;
        -1 - отрицательное отношение;
        -2 - максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.
        Например, начало предложения следующее: “По сравнению с большинством других семей моя семья...” Варианты завершения:

        1. “плохая”, “недружная”, “несчастливая”, “распалась” (-2).

        2. “не очень хорошая”, “нервная”, “менее дружная” (-1).

        3. “не хуже и не лучше”, “такая же” (0).

        Начало предложения: “Будущее кажется мне...” Варианты завершения:

        1. “очень мрачным”, “плохим”, “печальным”, “страшным” (-2).

        2. “не очень светлым”, “туманным” (-1).

        3. “неясным”, “неизвестным”, “как настоящее” (0).

        При этом вербальные отказы (ответы типа “не знаю”, “не думал”) и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсутствие его завершения) всегда оцениваются как -2.

        Некоторые предложения в своей первой части содержат не только указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. Например: “Мне очень не нравится, когда мужчины...”, “Больше всего люблю людей, которые...”. Количественная оценка завершения подобного предложения определяется следующим обстоятельством - усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (особенно отрицательную). Например, в сфере “отношение к себе” начало предложения следующее: “Если все против меня, то...” Варианты завершения:

        1. “это ужасно”, “мне очень плохо”, “ я умру” (-2).

        2. “я огорчаюсь”, “мне грустно” (-1).

        3. “то кто же за?”, “то я за” (0).

        4. “я не расстраиваюсь”, “я не огорчаюсь”, “я плевал на это” (+1).

        5. “я все равно стою на своем”, “отстаиваю свое” (+2).

        Или: в сфере “отношение к мужчинам” начало предложения следующее: “Мне очень не нравится, когда мужчины...” Варианты завершения:

        1. “негодяи”, “отвратительны” (-2).

        2. “курят”, “не держат слова” (-1).

        3. “обыкновенные” (0).

        4. “слишком разговорчивые”, “болтливые” (+1).

        5. “много смеются”, “шутят” (+2).

        Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8, может быть нулевой.

        Всего таких показателей 16 - в соответствии с количеством сфер.

        Количественная обработка данных может сопровождаться графическим выражением в виде профиля. При этом целесообразнее располагать сферы на горизонтальной оси не случайно, а по тематическим группам (см. выше). В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, например, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.

        Представляется удобным совместить на одном графике вместе с индивидуальным профилем и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих 4-х предложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа началу предложения сопровождаются задержкой, существенным удлинением латентного периода.
        +





        +




        -2 к отцу к матери к семье к мужчинам к женщинам



        -4
        -6
        Литература.
        1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. - С. 50-51.
        2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.

        3. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. - М., 1991. - С. 31-40.

        4. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. - М., 1996. - С. 31-34.



        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей