Главная страница

Доклад_Шилова ЛИ. Методы формирования правовой культуры у подростков


Скачать 22.46 Kb.
НазваниеМетоды формирования правовой культуры у подростков
АнкорДоклад_Шилова ЛИ.docx
Дата14.05.2019
Размер22.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад_Шилова ЛИ.docx
ТипДокументы
#49827
Каталог


Шилова Л.И.

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Плехановская средняя общеобразовательная школа»

с. Плеханово, Кунгурский муниципальный район

lyubo
-62@bk.ruМЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация: В статье раскрываются понятие правовой культуры, роль правовой культуры в воспитании подростков, методы формирования правовой культуры у подрастающего поколения, выводы, анализируются формы правового воспитания подростков, указываются мероприятия, проводимые в МБОУ «Плехановская СОШ».

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правомерное поведение, правовой всеобуч.
В учебнике «Обществознание» для 8 класса (авторы О.Б.Соболева, В.Н.Чайка под редакцией Г.А. Бордовского) дано определение правовой культуры как «система ценностей, убеждений, навыков и стереотипов правового поведения».[1]Правовая культура вырабатывается на протяжении всей истории человечества, необходимо не одно поколение, чтобы воспитать высокую правовую культуру.

Каждый человек включён в систему норм и правовых традиций. Нельзя уйти от требований общества. Конечно, человек не лишается всякой самостоятельности, возможности поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество влияет на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Всегда, а сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры каждого гражданина. Именно правовая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна стать главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Каждая личность,чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Это необходимо для того, чтобы она стала свободной в строгих рамках права и имела возможность самостоятельно осуществлять правильный выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.

В основе правовой культуры, во-первых, лежат нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Во-вторых, структурным компонентом правовой культуры является правовая деятельность, которая укрепляет законность и правопорядок, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. В-третьих, правовая культура представляет собой научные знания, объединяющие в целом весь механизм правового регулирования, а не какие-то отдельные направления.

Государство заинтересовано в воспитании высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Именно эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Наиболее важная часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности.

Правовая культура формируется с детства. Сначала закладывается основа. Ребёнок видит простые правила взаимоотношений между людьми. Затем у него формируются представления о необходимости правового поведения в обществе. В последующей жизни ребёнок овладевает минимумом правовых знаний и умений. Это нормы отраслей права (семейного, уголовного, административного и др.).Но для того, чтобы сформировать правовую культуру, недостаточно только знаний.

Правовая культура предполагает оценивание своего поведения уже с точки зрения практики. Живя в обществе, подросток должен определять не только моральное, но и правовое содержание своих поступков, уметь оценить их с юридической точки зрения.

На правовую культуру влияет и правотворческая деятельность государства., законодательная основа жизни общества. Повышение уровня правовой культуры возможно только через преодоление юридической безграмотности всего населения и подростков в том числе.

Основные методы, которыми осуществляется формирование в российском обществе правовой культуры, многочисленны и разнообразны:
Система принятия законодательных актов, которые устанавливают государственно-правовые рамки для личности, общества, государства.
Принятие нормативных актов о формировании правовой культуры и правом воспитании граждан («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом РФ 28 апреля 2011 года).
Средства массовой информации и коммуникаций.
Организованная система обучения и воспитания.
Задачами формирования правовой культуры являются:
Обеспечение условий для формирования правовых компетенций молодого поколения граждан России.
Социализация личности через развитие у подростков высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности Родине.
Готовность выполнять свои права и обязанности в соответствии с Конституцией РФ.
Процесс формирования правовой культуры призван обеспечивать правомерное поведение в деятельности людей и включает в себя:
Знание Конституции РФ, основных прав, свобод, обязанностей
Знание законодательства РФ
Уважительное отношение к праву
Правомерное поведение
Соблюдение прав других людей
Добровольное исполнение своих обязанностей
Защита своих прав
Справедливость, честность, совестливость, достоинство.
Составной частью формирования правовой культуры является правовое воспитание. Это процесс, который осуществляется государственными органами,должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Формами правового воспитания являются:
Правовое самовоспитание - целенаправленная, повседневная, систематическая деятельность человека по овладению правовыми знаниями, формирование позитивных правовых мотивов и установок, навыков правомерного поведения, заключается в самостоятельных усилиях, направленных на выработку привычки к правомерному поведению и саморазвитие.
Формирование правовой культуры в семье, так каксемья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. (Проведение родительских собраний, конференций по пропаганде правовых знаний).
Распространение правовых знаний через СМИ. К ним относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. (Проведение месячников правовых знаний, недель обществознания, лекций, тренингов).
Преподавание права в образовательном учреждении имеет принципы: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.
Популяризация правовых знаний юристамидля становления человека как гражданина. В результате активного освоения правовой культуры через юристов учащиеся будут видеть примерслужения защите прав, обладать гражданской зрелостью, уважением к закону, чувством нетерпимости к любому правонарушению в жизни общества в целом и в собственной жизни, в частности. (Проведение тематических часов общения с приглашением работников правоохранительных органов, посещение судебных заседаний в рамках летнего профильного лагеря, экскурсии в отделение полиции).
Сегодня существует масса проблем в формировании правовой культуры. Это, конечно, правовая безграмотность населения, противоречие нормативно- правовых актов реальной действительности, правовой нигилизм.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знания гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Библиографический список
Соболева О.Б., Чайка В.Н. Обществознание. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016, с.42.
перейти в каталог файлов
связь с админом