Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. Алфавит. Методические рекомендации для логопедов


НазваниеМетодические рекомендации для логопедов
АнкорЕлецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. Алфавит.doc
Дата30.09.2017
Размер1.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЕлецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности
ТипМетодические рекомендации
#22049
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Перед вами вторая логопедическая тет- — различать звонкие и глухие со-

радь из серии «Развитие и коррекция гра- гласные;

мотности». Содержание ее представлено — располагать звуки и слова в ал-

следующими темами: «Алфавит. Гласные фавитном порядке;
и согласные звуки и буквы. Заглавная бук- — употреблять большую букву в

ва в начале предложения и в именах соб- именах, отчествах, фамилиях, назва-

ственных». Если материал первой тетради ниях городов, деревень, рек, кличках

«Развитие и уточнение пространственно- животных и т.д.;

временных представлений у детей младше- — находить границы предложения;

го и среднего школьного возраста» мы ре- — ставить точку в конце предложе-

комендовали использовать на первом (под- ни я;

готовительном) этапе работы по устране- — начинать предложение с боль-

нию нарушений письменной речи у детей шой буквы.

младшего и среднего школьного возраста, Специалистам, работающим с деть-
то вторая тетрадь рекомендуется к исполь- ми, имеющими речевые нарушения,
зованию на втором (коррекционном) этапе следует помнить, что данная катего-
работы. рия подростков не желает учиться, хо-

Цель данного пособия — помочь ло- дить в школу, утратила интерес к
гопедам, родителям, учителям в работе школьным предметам, в том числе и к
с детьми, имеющими нарушения пись- русскому языку. Поэтому основная за-
менной речи. Представленные в нем за- дача коррекционной работы будет за­
дания направлены на развитие и кор- ключаться в том, чтобы заинтересо-
рекцию грамматического материала, на вать их, снять у них страх перед учеб-
формирование орфографических и рече- ной деятельностью, и прежде всего ле­
вых навыков. Они помогут активизиро- ред письмом и чтением, создать на за-
вать мыслительную деятельность уча- нятиях доброжелательную атмосферу
щихся, развить их логическое мышле- сотрудничества и взаимопонимания,
ние, внимание, память. Логопед может использовать вари-

Ведущим разделом в обучении рус- анты предлагаемых заданий в зависи-
скому языку является раздел «Звуки и мости от уровня подготовки детей пол­
буквы». Поэтому логопеду следует об- ностью или частично, по своему усмо-
ратить особое внимание на уточнение и трению. В том случае если берется
коррекцию знаний, умений и навыков часть материала, нужно идти по ли-
детей с нарушениями речи, связанных с нии сокращения объема, а характер
основными темами этого раздела: «Ал- заданий и их последовательность же-
фавит», «Гласные и согласные звуки», лательно сохранить. Возможна также
«Твердые и мягкие согласные», «За- и некоторая замена самого содержа-
главная буква в начале предложения и ния с учетом особенностей индивиду-
в именах собственных». ального развития детей, в зависимое -

Учащиеся должны уметь: ти от особенностей речевого диагноза.

  • различать гласные и согласные звуки При написании настоящего пособия различать твердые и мягкие согласные - использованы результаты практи-

  • ческой работы авторов, а также книги,; приведенные в списке литературы.

О.В.Елецкая Н.ЮХорбачевская

Развитие и коррекция грамотности

Алфавит

Гласные и согласные звуки и буквы

Заглавная буква

Логопедическая тетрадь

Москва

«Школьная Пресса»

2005

ББК 74.3 Е50

4

«Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение

к журналу «Дошкольник. Младший школьник»

Выпуск 7

II полугодие 2005 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. рег. № 11714 от 30.01.02 г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.

Е50 Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и соглас­ные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с, ил. — («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 7).

18ВЫ 5-9219-0363-9

В пособии изложен опыт работы авторов по устранению нарушений письменной речи у детей. В него включен лексический и грамматический материал по указанным в заглавии темам, упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, мышления, формирования навыков ре­чевого анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.

Тетрадь предназначена для совместной работы логопедов, дефектологов, психологов с учениками начальных и средних классов, а также — как дополнительный материал — для учителей русского языка и родителей, за­нимающихся с детьми самостоятельно.

ББК 74.3

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или части ее без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

18ВМ 5-9219-0363-9 © Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., 2005

© Издательство «Школьная Пресса», 2005

АЛФАВИТ

Слова «азбука» и «алфавит» обозначают одно и то же: так называют буквы, расположенные по порядку. Слово «азбука» русское, «алфавит» — греческое, но образованы они одинаково. Их составили из названий букв русского и греческого алфавитов. Раньше букву «А» называли «аз», а букву «Б» — «буки». Эти уста­ревшие названия сохранились в слове «азбука».

В греческом алфавите первая буква называется «альфа», вторая — «вита», а буквы, расположенные в алфавитном порядке, — алфавитом.

Размещение букв в определённой последовательно­сти является условным, но общепринятым и обяза­тельным.

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Какие пять сестрёнок опоздали? Найди их место в азбуке. Выучи стихотворение наизусть.

Рассмотри и раскрась картинки (рис. 1).

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

Цэ,Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали — Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б.Заходер









Упражнение 2. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Упражнение 3. Почему слова в словарях располагаются в алфавитном порядке?

Упражнение 4. Прочитай стихотворение. Угадай и допиши последнее слово. Назови признак, по которому ты узнал это слово. Вспомни порядок букв в алфавите.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё.

Упражнение 5. Отгадай загадки. Запиши слова-отгадки и соедини их с соответствующими рисунками (рис. 2).

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

абвгдеёж

зийклмн

опрстуфхцч

шщъыьэюя

б








Чёрные птички

На каждой страничке Молчат. Ожидают,

Кто их разгадает.

Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас — Закончила рассказ.
На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

На странице

Вверх тормашками торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу!




На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу,

Разогнуться не могу.



Упражнение 6. Напиши алфавит от А до Я.

Напиши, начиная с начала, каждую вторую букву алфавита.

Напиши, начиная с конца, каждую третью букву алфавита.

Напиши алфавит так, чтобы каждая буква отличалась от других по размеру и по форме.

Упражнение 7. Установи закономерность в составлении ряда и допиши недостающие буквы.

И, Ж, Е

В, Е, 3

Упражнение 8. Найди и назови буквы в алфавитном порядке.

Ц

Г

X

л

н

ч

Щ

Ё

ф

Ж

ъ

Й

А

Н

Б

О

ш

р

И

м

з

п

с

Л

э




в

ю

т

ь

Е

Я

У

ы

Упражнение 9. В алфавитном ли порядке записаны слова:

космонавт, космос, крейсер, костёр, крючок, кукуруза; петрушка, пион, пирамида, платина, пограничный, подарок, погода?

Упражнение 10. Назови предметы, изображённые на рисунке 3 (см. с. 81). Запиши их в алфавитном порядке. Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия цветов. Включи их в список из первой части упражнения, не нарушая закономерности.
Вновь расцвели подсолнух и вьюнок,

Бегония, красавица ночная,

Флокс, георгин, ковыль, душистый дрок —

И вновь я счастлив без конца и края.

Я. Нейлон

Упражнение 11. Назови предметы, изображённые на рисунке 4 (см. с. 82-83). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: ворона, клёст, перепел, орёл, сокол, гриф, колибри, ласточка, воробей, стриж, снегирь, синица.

Упражнение 12. Назови предметы, изображённые на рисунке 5 (см. с. 84). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: троллейбус, баржа, катер, самокат, велосипед, подводная лодка, ледокол, самолёт, вертолёт, дирижабль, мопед, рикша, повозка, метро.
Упражнение 13. Назови предметы, изображённые на рисунке 6 (см. с. 85). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: патиссон, фасоль, бобы, салат, свёкла, турнепс, брюква.

Упражнение 14. Назови предметы, изображённые на рисунке 7 (см. с. 86). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни предметные ряды, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: клюква, земляника, клубника, барбарис, боярышник, голубика, смородина, рябина, калина, абрикос, мандарин, нектарин.

Упражнение 15. Назови предметы, изображённые на рисунке 8 (см. с. 87). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды слов, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: пальто, плащ, майка, трусы, блузка, шуба, шарф, валенки, кеды, кроссовки, сабо, чешки, ботинки, шлёпанцы, унты, сандалии.

Упражнение 16. Назови предметы, изображённые на рисунке 9 (см. с. 88). Раздели их на группы и запиши в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: соль, рыба, креветки, молоко, сметана, крупа, котлеты, вареники, блины, салат, плов, рулет, творог, мороженое, конфеты.

• Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия продуктов. Не подчеркивай названия фруктов и ягод. Дополни свои списки из первой части упражнения словами из стихотворения. Фрукты и ягоды не включай. Объясни смысл выделенных слов. От названий каких продуктов образованы имена героев стихотворения?

Дуэт Пончика и Сиропчика

Вероятно, любит всякий — И я, и ты —

Кулебяки, козинаки —

И ты,и я — Пряники,рогалики —

С тобой вдвоём — Пончики, сухарики

Жуём, жуём.

На палочках петушки И с повидлом пирожки!

Можем съесть без передышки —

И я, и ты —

Сайки, коржики, коврижки —

И ты,и я —

Апельсины, мандарины —

С тобой вдвоём —

И малину из корзины

Жуём, жуём...

Ю.Энтин

Упражнение 17. Назови, что изображают предметы на рисунке 10 (см. с. 89). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая закономерности.

Слова для справок: плавание, бобслей, лыжный спорт, конькобежный спорт, волейбол, слалом, фристайл, фигурное катание, ватерполо, гандбол, биатлон, виндсёрфинг.
Упражнение 18. Назови, что изображают картинки на рисунке 11 (см. с. 90). Запиши эти названия в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: лётчик, секретарь, милиционер, повар, сторож, столяр, плотник, дворник, вахтёр, диспетчер, режиссёр, оператор, писатель, художник, дрессировщик.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Упражнение 19. Посмотри на рисунок 12 (с. 91). Вспомни названия животных. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни список, не нарушая этого порядка. Раздели названия животных на группы, расположив их также по алфавиту.

Слова для справок: коала, зебра, динго, барсук, ехидна, выдра, лось, кабан, утконос, росомаха, павиан, бобр, заяц, бегемот, белка, кенгуру, медведь, лиса.

Упражнение 20. Рассмотри рисунок 13 (с. 92). Что на нём изображено? Запиши эти слова в той последовательности, в которой они следуют друг за другом в годовом круге, начиная с января. Цифрами обозначь порядок этих слов по алфавиту.
Упражнение 21. Запиши по памяти в алфавитном порядке фамилии учеников твоего класса. Проверь свой список по классному журналу.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей