Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации для практического занятия g-041. 07. 01. 33-2007 Рев. 01 Дата ввода ревизии взамен


НазваниеМетодические рекомендации для практического занятия g-041. 07. 01. 33-2007 Рев. 01 Дата ввода ревизии взамен
Анкорpatfiz metod na russkom 1-6 zanyatie.doc
Дата04.10.2017
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpatfiz_metod_na_russkom_1-6_zanyatie.doc
ТипМетодические рекомендации
#25145
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница из 5


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ №1

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология

Составитель:

старший преподаватель

к.б.н. __________________Канафина М.М.

(для подписи)

Семей – 2008 г.
Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практическогозанятия


G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 3
1. Тема: Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология

2. Цели занятия:

- закрепить знания по предмету, задачам патофизиологии и нозологии;

- научить студентов планировать и проводить эксперименты на животных;

- научить студентов определять фазы эксперимента;

- закрепить навыки обработки и анализа результатов опытов.

3. Задачи обучения:

- дать знания основ общей нозологии;

- научить студентов различать стадии эксперимента;

- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента.

4. Основные вопросы темы:

  1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

  2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Значение экспериментального метода, преимущества и недостатки моделирования патологических процессов на животных в изучении болезней человека. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными.

  3. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

  4. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма («полом» и «физиологическая мера» по И.П.Павлову). Критерии болезни.

  5. Основные принципы классификации болезней.

  6. Стадии болезни, их характеристика.

  7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

5. Методы обучения и преподавания:

1. Презентация кафедры и аппаратуры, знакомство с порядком работы на кафедре.

2. Работа в группе под руководством преподавателя, выполнение практической работы:

Воспроизведение острой постгеморрагической гипотонии и её экспериментальная терапия.

Ход работы: Кролика фиксируют к специальному вивисекционному столу. По средней линии шеи производится анестезия 0,25% раствором новокаина. Затем отпрепаровываются сонная артерия и яремная вена, берутся на лигатуры, вводятся канюли. Регистрируют исходные данные артериального давления (посредством ртутного манометра), число дыхательных движений, поведение. Результаты опыта заносятся в таблицу

Показатели

Исходные данные

После кровопотери

После аутогемо-трансфузии ч/з 10-15 мин.

Ч/з 1мин.

Ч/з 2мин.

Ч/з 5 мин.

ЧДД
















АД
















Поведение
















В градуированный сосуд с раствором 5% лимонно-кислого натрия медленно выпускают кровь до снижения уровня артериального давления 50 мм.рт.ст. Наблюдают за состоянием животного ч/з 1 минуту, 2 минуты, 5 минут, после чего производят аутогемотрансфузию в сочетании (по показаниям!) с необходимыми фармакологическими средствами (адреналин). Спустя 10-15 минут повторно регистрируют АД и дыхание. Результаты анализируются, делается вывод.

ВЫВОД:


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для занятия

G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 3 из 3
6. Литература

Основная

1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.,1980 г. -С 4-18,

23-31,80-84.

2. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск, 1994 г. –С 4-27, 31-33.

3. Лекция.

4. Граф «Патофизиология как наука».

5. Сборник тестовых заданий в 4-х томах.- Семипалатинск, 2002.

Дополнительная

1. А.Д.Адо. Вопросы общей нозологии.–М., “Медицина”, 1985 г.

2. М.Б.Славин. Системное моделирование патологических процессов –М., “Медицина”,1987 г -286 с.

3.“Патофизиология”, курс лекций под ред. П.Ф.Литвицкого. –М., “Медицина”, 1997 г.





Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 1 из 5


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 2

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного

барометрического давления

Составитель:

старший преподаватель

к.б.н. __________________Канафина М.М.

(для подписи)

Семей – 2008 г.
Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практическогозанятия


G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 5


1. Тема: Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного

барометрического давления

2. Цель занятия:Усвоить основные понятия общей этиологии и патогенеза

3. Задачи обучения:

  • овладеть методикой моделирования высотной болезни

  • проанализировать результаты эксперимента и объяснить основные понятия общего патогенеза на примередействия на организм пониженного барометрического давления.

4. Основные вопросы темы:

  1. Этиология, определение понятия. Роль причины и условий в возникновении болезней. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

  2. Классификация этиологических факторов и их характеристика. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней. Экологические аспекты общей этиологии.

  3. Психогенные патогенные факторы. Понятие об иатрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности

  4. Патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.

  5. Патофизиология внутриутробного развития: классификация, этиология, общие закономерности развития патологических процессов во внутриутробном периоде.

  6. Действие на организм пониженного барометрического давления. Высотная болезнь, основные проявления, патогенез.


5. Методы обучения и преподавания:

Выполнение практических работ:

ОПЫТ № 1. Патогенное действие на организм крысы разреженной атмосферы

Ход работы: Белую крысу помещают под колпак насоса Камовского и равномерно вращая рукоятку насоса, поэтапно понижают давление до 180 мм. рт. ст. – 170 мм. рт.ст., наблюдают цвет слизистых и кожных покровов, изменение состояния животного, считают число дыхательных движений. Отмечают время наступления судорог (время отсчитывается от начала откачивания воздуха). По окончании опыта, осторожно отворачивая трехходовой кран медленно выпускают в систему воздух до выравнивания давления и лишь после этого преподаватель снимает колпак аппарата Камовского.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Атм.давл.в мм.рт.ст.

Время

Число дыхательных движений

Цвет слизистых

Поведение

760 мм.рт.ст.

560 мм.рт.ст.

360 мм.рт.ст.

180 мм.рт.ст.














ВЫВОД: Оставить для записи1/4 стр.

РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для занятия

G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 3 из 5

ОПЫТ № 2. Действие на организм крысы разреженной атмосферы при повышенном парциальном давлении кислорода

Из под колпака насоса Камовского откачивают воздух до уровня 180 мм.рт.ст. (в первом опыте), а затем, присоединив к свободному отростку трехгодового крана подушку с чистым кислородом, медленно выпускают его под колпак. После этого приподняв колпак, быстро помещают туда здоровую крысу и плотно закрывают. В дальнейшем действуют также, как и

в опыте  1, т.е. поэтапно понижают давление до 180-170 мм.рт.ст. и наблюдают за состоянием животного.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Атм.давл.в мм.рт.ст.

Время

Число дыхательных движений

Цвет слизистых

Поведение

760 мм.рт.ст.

560 мм.рт.ст.

360 мм.рт.ст.

180 мм.рт.ст.













ВЫВОД: Оставить для записи 1/4 стр.

6. Литература:

Основная:

  1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой. -М., 1980 г. -С 13-18,

23-31, 80-84.

  1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск, 1994 г. –С 13-27, 31-33.

  2. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии под ред. Н.И.Лосева. –М.,1985г.

  3. Лекции.

Дополнительная:

  1. А.Д.Адо. Вопросы общей нозологии. –М., “Медицина”, 1985 г.

  2. Г.В.Курыгин. О проблемах этиологии. –Ж. Патофизиология, 1981, №1. –С.89-91.



РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методическая рекомендация для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 1 из 5


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 3

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Роль реактивности организма и наследственности в патологии

Составитель:

и.о.доцента к.м.н _________Уразалина Н.М.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методическая рекомендация для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 5


1. Тема № 3: Роль реактивности организма и наследственности в патологии

2. Цель:

Усвоение роли реактивности организма и наследственности в возникновении и течении

болезней

3. Задачи обучения:

  • изучить роль возраста, пола, конституции в реактивности

  • оценить форму ответной реакции организма на раздражитель в зависимости от реактивности организма в эксперименте

4. Основные вопросы темы:

  1. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

  2. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др.).

  3. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Кречмеру Э., Павлову И.П., Черноруцкому М.В., Богомольцу А.А. Значение конституции организма в реактивности. Диатезы, понятие. Виды диатезов и их характеристика

  4. Роль возраста в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста.

  5. Роль пола в реактивности. Особенности реактивности мужского и женского организма.

  6. Направленное изменение реактивности организма как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

  7. Наследственные и врожденные болезни, причины. Классификация форм наследственной патологии.

  8. Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова.

  9. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.

5. Методы обучения и преподавания:

Дискуссия, выполнение экспериментов, оформление протоколов, обсуждение результатов.
Опыт № 1. Роль возраста в реакции организма на гипоксию.

Ход работы:Крысу и новорожденного крысенка, защищенного от взрослой крысы сетчатой коробкой, помещают в стеклянную банку и плотно закрывают крышкой, смазанной ланолином. Наблюдают за общим состоянием, поведением, частотой дыхания, сравнивают полученные результаты.



РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методическая рекомендация для занятия

G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 3 из 5








Время

цвет слизистых

ЧДД

поведение

Взрослая крыса

исходное

через 5 минут

через 10 минут

через 15 минут

через 20 минут










Новорожденная крыса

исходное

через 5 минут

через 10 минут

через 15 минут

через 20 минут











Вывод: Оставить ¼ стр.

Опыт № 2. Изменение реактивности организма путем воздействия на центральную


нервную систему.

Опыт ставят на 3-х крысах. Одну из них наркотизируют подкожным введением 1% р-ра гексенала из расчета 1 мл на 100 гр веса. Второй крыса за 10 минут до опыта вводят подкожна 20% р-р кофеина из расчета 0,5 мл на 100 гр веса. Третья крыса служит контролем. Всех трех крыс помещают в стеклянные сосуды, герметически закрывают (смазав края ланолином).

Наблюдают за животными и результаты записывают в таблицу.

Вид воздействия

время

Дыхание

Цвет слизистых

поведение

Контроль


исходное

через 5 минут

через 10 минут

через 20 минут

через 30 минут

через 40 минут










Гексенал

исходное

через 5 минут

через 10 минут

через 20 минут

через 30 минут

через 40 минут










Кофеин

исходное

через 5 минут

через 10 минут

через 20 минут

через 30 минут

через 40 минут











Вывод: Оставить ¼ стр.


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методическая рекомендация для занятия

G-041.07.01.13-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 4 из 5


  1. Литература:

Основная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.

  2. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115.

  3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.

  4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 73-89.

  5. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 57 -63

Дополнительная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С.

41-44.

2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-

Томск: Том.ун-та, 2001, С.133-149

  1. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза., Алматы, 1998.– 175с.

  2. Ә. Нұрмұхамбетов. Ұрық даму мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы., Алматы, 2004. – 162б.

  3. Н.В. Жуйко. Особенности реактивности детского организма, Алматы, 2006.- 68с.






Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 1 из 4


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 4

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Общая патология клетки
Составитель:

доцент, профессор СГМА

к.м.н. _________________Распопина Н.И.


Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 4


1. Тема № 4: Общая патология клетки

2. Цель занятия:

Усвоить вопросы общей этиологии и патогенеза повреждения клетки

3. Задачи обучения:

  • изучить причины и механизмы повреждения клеток

  • изучить механизмы адаптации клеток к повреждающим воздействиям

  • обнаружить признаки повреждения клеток и дать им оценку

4. Основные вопросы темы:

  1. Повреждение клетки, определение. Причины, вызывающие повреждение клетки. Факторы, определяющие резистентность клетки к повреждению.

  2. Виды повреждения клетки, характеристика. Стадии острого и хронического повреждения клеток.

  3. Виды гибели клетки. Некроз и апоптоз, механизмы развития.

  4. Специфические и неспецифические (ионный дисбаланс, уменьшение энергообеспечения, изменение рН, мембранного потенциала, сорбционной способности) проявления повреждения клетки, механизмы развития.

  5. Патогенез повреждения мембран клеток (активация ПОЛ, фосфолипаз и других гидролаз, осмотическое и иммунное повреждение).

  6. Последствия повреждения цитоплазматической мембраны и мембран субклеточных структур.

  7. Компенсаторные механизмы в клетке при повреждении.

  8. Патогенетическое обоснование профилактических и лечебных мероприятий, повышающих устойчивость клеток к действию патогенных факторов и стимулирующих восстановительные процессы в поврежденных клетках


5. Методы обучения и преподавания:

Дискуссия, работа в малых группах - выполнение экспериментов, оформление протоколов, обсуждение результатов.

Задание: 1. Изучение в эксперименте повреждающего действия на клетки.

Ход опыта: В 5 пробирок наливают до метки растворы куринного белка и последовательно приливают к ним несколько капель концентрированной азотной, серной, соляной кислоты, а также щелочей (КОН, NаОН).

Результаты сравнивают и делают выводы о характере местного действия этих веществ на ткани и белки.

Результаты


Выводы

Опыт проводится с участием преподавателя, который акцентирует признаки коагуляционного и колликвационного некрозов.

Контроль уровня знаний посредством собеседования по вопросам к занятию.


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 3 из 4

6. Литература:

Основная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 33-42.

  2. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 293-311.

  3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 136-162.

  4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо и В.В.Новицкого. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – С. 50-73.

  5. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 16-48.

  6. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 63 - 81

Дополнительная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-

Томск: Том.ун-та, 2001, С. 66-89.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С.

89-140.

3. Воложин А.И. Общая патология клетки // Общая патология клетки // патологическая

физиология под ред А.И. Воложина и Г.В. Порядина. М.: МЕДпресс.–1998. – с. 41 – 104.


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 1 из 4


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 5

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Общие реакции организма на повреждение

Составитель:

и.о.доцента

к.м.н. __________________Уразалина Н.М.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 4


1. Тема № 5. Общие реакции организма на повреждение

2. Цель занятия:

Усвоить этиологию, патогенез, значение для организма общих реакций на повреждение
3. Задачи обучения:

  • изучить этиологию, патогенез, защитно-приспособительное и патогенное значение ответа «острой фазы» и стресса

  • изучить виды и механизмы развития шока

  • создать гумаральную модель травматического шока


4. Основные вопросы темы:

  1. Общие реакции на повреждение, понятие, примеры.

  2. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма. Понятие о синдроме системного воспалительного ответа.

  3. Активация протеолитических систем плазмы крови. Роль калликреин-кининовой системы и системы комплемента.

  4. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

  5. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

  6. Кома, виды, механизмы развития.

  7. Коллапс: причины, факторы риска, виды, патогенез, нарушение функций организма, патофизиологические принципы профилактики и терапии

5. Методы обучения и преподавания

Дискуссия, демонстрация

Опыт № 1. Гуморальная модель травматического шока

Ход опыта: Кролика фиксируют к вивисекционному столу. Отпрепаравывают сонную артерию и яремную вену под новокаиновой анестезией. Сонную артерию соединяют с ртутным манометром и регистрируют артериальное давление. Одновременно подсчитывают число дыхательных движений. Записав исходные данные, в веку кролика вводят 40% р-р подогретого до 370С пептона из расчета 0,4 г сухого вещества на 1 кг веса животного. После этого наблюдают за изменениями АД и дыхания.

Результаты:

Выводы:
6. Литература

Оснавная

  1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.1980 г.

–С.46-54, 56-59,62-63

  1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск,1994 г.

–С.28-31,73-82, 440-445.

  1. Лекции


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 3 из 4

Дополнительная


  1. В.К.Кулагин Патофизиология травмы и шока Л.ЮБ 1978 г.

  2. И.И.Дерябин, О.С.Насонкин –Л, 1987г. Травматическая болезнь

  3. Ф.З.Меерсон. Стресс кровообращения –М., 1990г.

  4. В.А.Неговский. Очерки по реаниматологии –М.,Медицина,1986г, -С 252

  5. В.Ю.Шанин. Клиническая патофизиология. Учебник для медицинских вузов. – Спб:

специальная литература, 1998 г., 569


РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 1 из 3


СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 6

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология

Кафедра: Кафедра физиологических дисциплин с курсом патофизиологии

Курс: 2, IV семестр

Тема: Рубежный контроль № 1. «Предмет, задачи, методы. Общая нозология», «Этиология и патогенез», «Роль реактивности и наследственности в патологии», «Общая патология клетки», «Общие реакции организма на повреждение».

Составитель:

доцент к.м.н. ______________Уразалина Н.М.



РГКП «СММА»

ФОРМА КАЧЕСТВА

Методические рекомендации для практического занятия

G-041.07.01.33-2007

Рев. 01 Дата ввода ревизии: ____________ взамен

Рев.____ от_________

Страница 2 из 3


1. Тема № 6.РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 1

Предмет, задачи, методы. Общая нозология. Этиология и патогенез. Роль реактивности и наследственности в патологии. Общая патология клетки. Общие реакции организма на повреждение.

2. Цель:

  • оценить знания студентов по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы

3. Задачи контроля:

  • закрепить знания по пройденному материалу

  • закрепить навыки планирования и выполнения патофизиологического эксперимента

  • развивать умение выражать мысли в устной и письменной форме

4. Вопросы контроля знаний студентов:

1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе

высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи

патологической физиологии.

2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-

биологических экспериментов. Значение экспериментального метода, преимущества и

недостатки моделирования патологических процессов на животных в изучении

болезней человека. Морально-этические аспекты работы с лабораторными

животными.

3. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, патологическая

реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

  1. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма («полом» и «физиологическая мера» по И.П.Павлову). Критерии болезни.

  2. Основные принципы классификации болезней.

  3. Стадии болезни, их характеристика.

  4. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

  5. Этиология, определение понятия. Роль причины и условий в возникновении болезней. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

  6. Классификация этиологических факторов и их характеристика. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней. Экологические аспекты общей этиологии.

  7. Психогенные патогенные факторы. Понятие об иатрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности

  8. Патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.

  9. Патофизиология внутриутробного развития: классификация, этиология, общие закономерности развития патологических процессов во внутриутробном периоде.

  10. Действие на организм пониженного барометрического давления. Высотная болезнь,

основные проявления, патогенез

  1. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

  2. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др.).

  3. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Кречмеру Э., Павлову И.П., Черноруцкому М.В., Богомольцу А.А. Значение конституции организма в реактивности. Диатезы, понятие. Виды диатезов и их характеристика

  4. Роль возраста в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста.

  5. Роль пола в реактивности. Особенности реактивности мужского и женского организма.

  6. Направленное изменение реактивности организма как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

  7. Наследственные и врожденные болезни, причины. Классификация форм наследственной патологии.

  8. Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова.

  9. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.

  10. Повреждение клетки, определение. Причины, вызывающие повреждение клетки. Факторы, определяющие резистентность клетки к повреждению.

  11. Виды повреждения клетки, характеристика. Стадии острого и хронического повреждения клеток.

  12. Виды гибели клетки. Некроз и апоптоз, механизмы развития.

  13. Специфические и неспецифические (ионный дисбаланс, уменьшение энергообеспечения, изменение рН, мембранного потенциала, сорбционной способности) проявления повреждения клетки, механизмы развития.

  14. Патогенез повреждения мембран клеток (активация ПОЛ, фосфолипаз и других гидролаз, осмотическое и иммунное повреждение).

  15. Последствия повреждения цитоплазматической мембраны и мембран субклеточных структур.

  16. Компенсаторные механизмы в клетке при повреждении.

  17. Патогенетическое обоснование профилактических и лечебных мероприятий, повышающих устойчивость клеток к действию патогенных факторов и стимулирующих восстановительные процессы в поврежденных клетках

  18. Общие реакции на повреждение, понятие, примеры.

  19. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма. Понятие о синдроме системного воспалительного ответа.

  20. Активация протеолитических систем плазмы крови. Роль калликреин-кининовой системы и системы комплемента.

  21. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

  22. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

  23. Кома, виды, механизмы развития.

  24. Коллапс: причины, факторы риска, виды, патогенез, нарушение функций организма, патофизиологические принципы профилактики и терапии

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей