Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине


НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине
Дата29.08.2019
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаluchdiagn_fgos.doc
ТипМетодические рекомендации
#62782
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5








МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии

Учебно-методический комплекс по дисциплине «ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА»


Основная образовательная программа 060201 «Стоматология»

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №57

«19» февраля 2013 г.

Зав. кафедрой

Автор-составитель: к.м.н. доцент Попов М.В.
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа

Тематический план лекций

Тематический план практических занятий
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине

III. Методические указания для студентов по дисциплине
IV. Средства оценки компетенций

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков по лучевой диагностике различных заболеваний челюстно-лицевой области.

Задачами дисциплины являются:

-дать студентам представление об анализе лучевых изображений челюстно-лицевой области с последующей формулировкой заключения наиболее часто встречающихся заболеваний;
ознакомление студентов с тактикой лучевого обследования пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области и соблюдением правил радиационной безопасности;
  • формирование у студентов навыков изучения научной литературы, подготовки рефератов по проблемам лучевой диагностики в стоматологии.

    2.Место дисциплины в структуре ООП

    Лучевая диагностика относится к клинической дисциплине, обеспечивающей теоретические знания по диагностики различных заболеваний органов человека с применением рентгеновского и ультразвукового исследований, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии.

    Лучевая диагностика является одной из основных дисциплин в ранней диагностики заболеваний органов и систем человека в клинике и базируется на следующих дисциплинах:

    1. нормальная и топографическая анатомия;

    2. нормальная физиология человека;

    3. патологическая физиология человека;

    4. патологическая анатомия человека;

    Основные положения лучевой диагностики должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
    хирургическая стоматология
  • терапевтическая стоматология.
  • травматология.
  • онкология.
  • ортопедическая стоматология.
  • детская стоматология.
    Программа составлена в соответствии с требованиями 3ФГОС ВПО по направлению подготовки «Стоматология».

    Изучение природы и биологического действия излучений осуществляется на кафедрах медицинской и биологической физики с информатикой и медицин­ской аппаратурой, медицинской биологии и генетики, гистологии, эмбриоло­гии и цитологии, патологической анатомии, патологической физиологии. Ос­новы лучевой диагностики излагаются на кафедре лучевой диагно­стики и лучевой терапии. В дальнейшем эти сведения углубляются и закрепляются при прохождении клинических дисциплин на старших курсах (внут­ренних болезней, хирургии, акушерства и гинекологии и др.), где проблемы частной лучевой диагностики рассматриваются во взаи­мосвязи с конкретными вопросами клинической диагностики и лечения больных.
    3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
    Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • Коды формируемых компетенций
    Компетенции
    ОК-№
    Общекультурные компетенции
    ОК-1
    способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
    ОК-5
    способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
    ОК-8
    способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией
    ПК -№
    Профессиональные компетенции
    ПК-1
    способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента
    ПК-3
    способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
    ПК-5
    способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
    ПК-6
    способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов
    ПК-9
    способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
    ПК-15
    способен и готов формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики.
    ПК-16
    способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.
    ПК-17
    способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.
    ПК-18
    способен и готов к проведению стоматологических профессиональных процедур.


    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
    1) Знать:

    принцип получения изображения при лучевых методах диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный методы, компьютерная и магнитно-резонансная томография);

    - биологические основы воздействия ионизирующих, ультразвуковых, магнитно-резонансных излучений;

    - диагностические возможности различных методов лучевой диагностики заболеваний:

    - лучевые признаки травматических повреждений костей, суставов и челюстно-лицевой области;

    - лучевые признаки остеомиелита, доброкачественных и

    злокачественных заболеваний челюстно-лицевой области;

    - лучевые признаки заболеваний лёгких и сердца;

    - лучевые признаки заболеваний органов пищеварения;

    - лучевые признаки «неотложных состояний»;

    - лучевые признаки заболеваний печени и желчного пузыря;

    - лучевые признаки заболеваний в нефрологии и урологии;

    - лучевые признаки кариеса, периодонтита и парадонтоза;
    2) уметь:

    - собрать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента;

    - определить целесообразность, вид и последовательность применения методов

    лучевой диагностики. Опознать вид лучевого исследования;

    - установить противопоказания к применению методов лучевой диагностики;

    - дать рекомендации по подготовке к лучевому обследованию;

    - опознать изображение органов человека и указать их основные анатомические

    структуры на результатах лучевых обследованиях (томограммах,

    рентгенограммах и т.д.);

    - анализировать результаты лучевой диагностики с помощью протокола лучевого

    обследования или консультации специалиста лучевой диагностики;

    - определить лучевые признаки « неотложных состояний» (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо-гидроторакс,

    травматические повреждения костей и суставов, желчнокаменная болезнь,

    мочекаменная болезнь);

    - решать деонтологические вопросы, связанные с проведением лучевой

    диагностики и терапии.

    - проводить самостоятельную работу с учебной, научной и нормативной

    справочной литературой, а также с медицинскими сайтами в Интернете.
    3) владеть:

    - лучевой анатомией

    - определением показаний и противопоказаний к лучевым диагностическим исследованиям челюстно-лицевой области;

    - определением с помощью протокола лучевого обследования нахождения изменений

    на представленных рентгенограммах, томограммах челюстно-лицевой области, проанализировать их.
    4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
    Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

    Вид учебной работы
    Всего часов

    Семестр IV,V

    Аудиторные занятия (всего)
    72
    4,5
    В том числе:




    Лекции (Л)
    22
    4,5
    Практические занятия (ПЗ)
    50
    4,5
    Семинары (С)




    Лабораторные практикумы (ЛП)




    Клинические практические занятия (КПЗ)




    Самостоятельная работа (всего)
    36
    4,5
    Зачет
    2


    Общая трудоемкость (час.)

    108 ч (3 ед)



    5. Содержание дисциплины:

    5.1. Содержание разделов дисциплины
    п/п
    Название раздела

    дисциплины базовой части ФГОС
    Содержание раздела
    1.
    Общие вопросы лучевой диагностики. Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность.
    2.
    Лучевая диагностика заболеваний

    органов грудной клетки и пищеварительной системы



    3.
    Лучевая диагностика заболеваний мочевыделительной и костно-суставной систем.
    Методы лучевой диагностики заболеваний мочевыделительной системы.Пиелонефрит,гидронефроз, мочекаменная болезнь, опухоли почек.

    4
    Методы лучевой диагностики в стоматологии.
    Методы лучевой диагностики в стоматологии. Рентгеновская и магнитно-резонансная томографии. Дентальная объемная томография. Радионуклидная и ультразвуковая диагностика в стоматологии. Цифровые технологии. 5.
    Рентгенсемиотика заболеваний зубов и пародонта. Планирование и контроль стоматологического лечения.
    Рентгенсемиотика заболеваний зубов. Гингивит, пародонтит, пародонтоз, идиопатические заболевания и пародонтомы.
    6.
    Лучевая анатомия челюстно-лицевой области и лучевая диагностика аномалий зубо-челюстной системы.
    Анатомия и аномалии развития зубов и челюстей.7.
    Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области.
    8.
    Лучевая диагностика кариеса, периодонтита, заболеваний пародонта..
    9.
    Лучевая диагностика воспалительных процессов и остеомиелита челюстно-лицевой области.
    10.
    Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области.
    11.
    Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез и височно-нижнечелюстного сустава.
    Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез.12.
    Лучевая диагностика в имплантологии, эндодонтии и ортодонтии.

    Основные методы: цифровая ортопантомография, радиовизиография, микрофокусная рентгенография, мультиспиральная компьютерная томография и дентальная объемная томография.
    5.2. Разделы дисциплины и виды занятий


    п/п
    Наименование раздела дисциплины
    Л
    ПЗ
    С
    ЛП

    КПЗ
    СРС
    Всего часов
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    1
    Общие вопросы лучевой диагностики. Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность.
    2


    4






    3
    9
    2
    Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки и пищеварительной системы
    2

    4







    3
    9
    3
    Лучевая диагностика заболеваний мочевыделительной и костно-суставной систем.
    2

    4






    3
    9
    4
    Методы лучевой диагностики в стоматологии.
    2
    4






    3
    9
    5
    Рентгенсемиотика заболеваний зубов и пародонта. Планирование и контроль стоматологического лечения.
    2

    4






    3
    9
    6
    Лучевая анатомия челюстно-лицевой области и лучевая диагностика аномалий зубо-челюстной системы.
    2

    4






    3
    9
    7
    Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области.
    2

    4






    3
    9
    8
    Лучевая диагностика кариеса, периодонтита, заболеваний пародонта.
    2
    4






    3
    9
    9
    Лучевая диагностика воспалительных процессов и остеомиелита челюстно-лицевой области.
    2

    4






    3
    9
    10
    Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области.
    2

    4






    3
    9
    11
    Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез и височно-нижнечелюстного сустава.
    2

    4






    2
    9
    12
    Лучевая диагностика в имплантологии, эндодонтии и ортодонтии.

    Зачет.
    2

    4






    2
    9


    6. Интерактивные формы проведения занятий


    п/п
    Наименование раздела дисциплины
    Интерактивные формы проведения занятий
    Длительность

    (час.)
    1.
    Лучевая диагностика заболеваний пищеварительной системы
    Деловая игра
    2
    2.
    Лучевая диагностика костно-суставной системы
    Деловая игра
    2
    Итого (час.)
    4
    Итого (% от аудиторных занятий)
    5

    7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



    п/п
    Наименование раздела дисциплины
    Виды самостоятельной работы
    Формы контроля
    1
    Общие вопросы лучевой диагностики. Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    2
    Лучевая диагностика заболеваний

    органов грудной клетки и пищеварительной системы
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    3
    Лучевая диагностика заболеваний мочевыделительной и костно-суставной систем.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    4
    Методы лучевой диагностики в стоматологии.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    5
    Рентгенсемиотика заболеваний зубов и пародонта. Планирование и контроль стоматологического лечения.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    6
    Лучевая анатомия челюстно-лицевой области и лучевая диагностика аномалий зубо-челюстной системы.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    7
    Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    8
    Лучевая диагностика кариеса, периодонтита, заболеваний пародонта.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    9
    Лучевая диагностика воспалительных процессов и остеомиелита челюстно-лицевой области.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    10
    Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    11
    Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез и височно-нижнечелюстного сустава.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование
    12
    Лучевая диагностика в имплантологии, эндодонтии и ортодонтии.

    Зачет.
    Подготовка рефератов, подготовка докладов
    Тесты, собеседование

    8. Формы контроля
    8.1. Формы текущего контроля

    - устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)

    - письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач, написание истории болезни).

    Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

    8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

    Этапы проведения зачета
    1. Этап - тестирование

    2. Этап – решение ситуационной задачи

    3. Этап - собеседование

    Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
    9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
    9.1. Основная литература

    1. Лучевая диагностика в стоматологии: Монография/ А.Ю. Васильев, Ю.И. 2. Воробьев, В.П. Трутень. – М.: Медика, 2007. – 496 с.: ил.

    3. Васильев А.Ю., Воробьев Ю.И., Серова Н.С. и др. Лучевая диагностика в стоматологии: Учебное пособие. – М.: «Геотар-Медиа», 2008. – 176 с.: ил.

    4. Воробьев Ю.И. Рентгенография зубов и челюстей: Учебник. – М.: Медицина, 2009. – 176 с.: ил.

    5. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и лучевой терапии): учебник. – М.: Медицина, 2008 – 672 с.: ил.

    6. Журавлева Л.М., Копосова Р.А. «Пособие по рентгенологии», г.Архангельск, 2012

    9.2. Дополнительная литература

    1. Краткий атлас по цифровой рентгенографии: учебное пособие / Под ред. Васильева А.Ю. – М.: Геотар-Медиа, 2008. – 88 с.: ил.

    9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
    программное обеспечение

    - компьютерные презентации;

    - страница кафедры на сайте СГМУ

    базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    - сайты учебных центров;

    - сайты Высших учебных медицинских учреждений.



    10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Клинические базы с лекционными аудиториями, учебными комнатами; помещения базы кафедры с демонстрацией рентген-техники, презентации, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы, набор рентгенограмм, таблицы, мультимедиа, компьютеры, принтер.
    11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

    Анкета-отзыв на дисциплину «лучевая диагностика» (анонимная)
    Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_лучевая диагностика». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

    1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Комментарий____________________________________________________

    ________________________________________________________________
    2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Комментарий____________________________________________________

    ________________________________________________________________
    3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Комментарий_____________________________________________________

    _________________________________________________________________
    4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Комментарий______________________________________________________

    __________________________________________________________________
    5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    СПАСИБО!
    Автор (ы):

    Занимаемая должность
    Фамилия, инициалы
    Подпись
    СГМУ, доцент
    М.В.Попов
















    Рецензент (ы):

    Место работы
    Занимаемая должность
    Фамилия, инициалы
    Подпись
    СГМУ
    Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней
    Хлопина И.А.



















    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
      1   2   3   4   5

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей