ГБУ НСО «ОЦДК» 1 Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК Методические рекомендации для специалистов ПМПК НОВОСИБИРСК 2015
ГБУ НСО «ОЦДК» 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................... 13 ПАКЕТ № 1 ............................................................................................... 15 Методические средства, для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами ПМПК......... 15 Оценка зрительного восприятия .................................................................... 15 Зеркало ...................................................................................................... 15 Мяч ........................................................................................................... 16 Нанизывание .............................................................................................. 16 Сличение предмета и его изображения ........................................................... 17 Знание частей тела (на себе и на кукле) .......................................................... 18 Выполнение простейших действий ................................................................ 18 Оценка соотнесения по цвету ........................................................................ 18 Оценка соотнесения по величине .................................................................. 19 «Подбери картинку». Соотнесение изображений ............................................. 19 Выделение предметов по величине ................................................................ 20 Оценка слухового восприятия ....................................................................... 20 Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций ................................................................................................................. 20 Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом ПМПК в работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) .......... 21 Метод наблюдения ...................................................................................... 21 Сформированность произвольной регуляции двигательной активности .............. 21 Исследование представлений о величине, форме и цвете (на предметном уровне) 22 Сформированность пространственно-временных представлений ....................... 22 Взаимодействие с матерью ........................................................................... 23 ГБУ НСО «ОЦДК» 3 Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-дефектологом) ........................................ 23 Представление об относительной величине .................................................... 23 Исследование развития конструктивной деятельности ..................................... 24 Исследование понимания обращенной речи .................................................... 24 Оценка общей осведомленности .................................................................... 25 Разрезные картинки ..................................................................................... 25 Один предмет и много предметов .................................................................. 25 Пирамидка ................................................................................................. 26 Оценка развития простейших графических навыков ........................................ 26 Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемых учителем-логопедом в обследовании детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) ............................................................................... 27 Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка .......................... 27 Методика изучения понимания речи .............................................................. 27 Обследование активного и пассивного словарного запаса ................................. 27 Методика изучения понимания и употребления простых предлогов ................... 28 Методика обследования звукопроизношения .................................................. 28 Сформированность навыков словоизменения и словообразования ..................... 29 \ ПАКЕТ № 2 ............................................................................................... 30 Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом ПМПК в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). ........................................................................................................ 30 Метод наблюдения ...................................................................................... 30 Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции двигательной активности. ............................................................................. 30 Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности ... 30 Оценка особенностей мнестической деятельности. .......................................... 31 Запоминание двух групп слов ....................................................................... 31 Исследование перцептивного-действенного компонента мышления .................. 31 ГБУ НСО «ОЦДК» 4 Методика Выготского-Сахарова .................................................................... 31 Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений ................................................................................................................. 32 Вербализация простых пространственных представлений ................................ 32 Детская предметная классификация ............................................................... 32 Методики, используемые психологом для оценки особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности (от 5 до 7 лет) ............................................................................................. 33 Метод наблюдения ...................................................................................... 33 Исследование операциональных характеристик деятельности (темп, продуктивность, работоспособность) ............................................................. 33 Методика Пьерона-Рузера ............................................................................ 33 Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения) ............................................................................................ 34 Методика В.М. Когана ................................................................................. 34 Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции деятельности. ............................................................................................. 35 Методика «Заборчик» .................................................................................. 35 Методика «Шифровки» ................................................................................ 35 Оценка особенностей мнестической деятельности ........................................... 36 Запоминание двух групп слов ....................................................................... 36 Запоминание двух фраз ................................................................................ 36 Исследование перцептивного-действенного компонента мышления .................. 36 Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена ................................................ 36 Методика «Кубики Кооса» ........................................................................... 37 Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений .. 38 Представления о расположения объектов в пространстве (уровень целостного пространства) ............................................................................................. 38 Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями (уровень речеязыкового квазипространства) ............................. 38 Понимание сложных речевых конструкций .................................................... 38 Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления ............................... 39 ГБУ НСО «ОЦДК» 5 Детская предметная классификация ............................................................... 39 Методика «Исключение предметов» .............................................................. 39 Понимание скрытого смысла в коротких рассказах .......................................... 40 Оценка эмоционально-личностных особенностей (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний) ............................................. 40 Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) ................................................................................................................. 40 Методика «Эмоциональные лица» ................................................................. 41 ПАКЕТ № 3 ............................................................................................... 43 Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые учителем-логопедом ПМПК при обследовании детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) ........................................... 43 Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка .......................... 43 Обследование связной речи .......................................................................... 43 Методика обследования объема пассивного и активного словарного запаса ........ 44 Обследование звуковой стороны речи. ........................................................... 45 Обследование грамматического строя ............................................................ 45 ПАКЕТ № 4 ............................................................................................... 47 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) ................................ 47 Исследование предметно-практической деятельности ...................................... 47 Методика последовательность событий ......................................................... 47 Узнавание реалистических изображений ........................................................ 48 Рамки-вкладыши ......................................................................................... 48 Разбери и сложи матрешку ........................................................................... 49 «Почтовый ящик» Сегена ............................................................................. 49 Разрезные картинки ..................................................................................... 49 Построй из палочек ..................................................................................... 50 ГБУ НСО «ОЦДК» 6 Сформированность элементарных математических операций (в соответствии образовательной программой) ....................................................................... 50 Сюжетные картинки .................................................................................... 50 Исследование графических навыков .............................................................. 51 Оценка уровня общей осведомленности ......................................................... 51 ПАКЕТ № 5 ............................................................................................... 53 Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) .......................................................... 53 Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка .......................... 53 Обследование связной речи .......................................................................... 53 Обследования словарного запаса ................................................................... 54 Обследование звуковой стороны речи ............................................................ 55 Обследование грамматического строя ............................................................ 55 Пакет № 6 ................................................................................................. 57 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) ................................ 57 Сформированность представлений об окружающем мире ................................. 57 Исключение предметов (4-лишний) ............................................................... 58 Методика «Установление последовательности событий» ................................. 58 Методика «Простые невербальные аналогии» ................................................. 59 Изучение уровня сформированности сенсорных представлений. ....................... 59 Знание времен года ...................................................................................... 59 Нелепицы ................................................................................................... 60 Построй из палочек ..................................................................................... 60 Разрезные картинки ..................................................................................... 60 Количественные представления и счет ........................................................... 61 Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений ............................................................................................ 61 Готовность к школе (математика) .................................................................. 61
ГБУ НСО «ОЦДК» 7 Знание букв (ориентация в буквах) начальных навыков чтения на готовность к школе ........................................................................................................ 62 ПАКЕТ № 7 ............................................................................................... 63 Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом- психологом ПМПК в работе с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ....................................................................................................... 63 Оценка особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности ............................................................. 63 Метод наблюдения ...................................................................................... 63 Исследование операциональных характеристик деятельности (темпа, продуктивности, работоспособности) ............................................................ 63 Счет по Е. Крепелину .................................................................................. 63 Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения) ............................................................................................ 64 Методика «Таблицы Шульте» ....................................................................... 64 Корректурные пробы ................................................................................... 64 Оценка сформированности регуляции поведения ............................................ 65 Оценка сформированности произвольной моторики рук (проба «Пальчики») ...... 65 Оценка регуляции психических процессов ..................................................... 65 Проба «Пальчики + счет» ............................................................................. 65 Методика «Узоры» ...................................................................................... 66 Оценка особенностей мнестической деятельности ........................................... 66 Запоминание двух групп слов и фраз ............................................................. 66 Исследование перцептивного-действенного компонента мышления .................. 67 Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена ................................................ 67 Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена .......................................... 68 Методика «Кубики Кооса» ........................................................................... 68 Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений .. 69 Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями (уровень речеязыкового квазипространства) ............................. 69 Понимание сложных речевых конструкций .................................................... 69
ГБУ НСО «ОЦДК» 8 Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления ............................... 70 Определение понятий .................................................................................. 70 Сравнение понятий ...................................................................................... 70 Простые аналогии ....................................................................................... 71 Исключение предметов ................................................................................ 71 Понимание скрытого смысла в коротких рассказах .......................................... 72 Оценка эмоционально-личностных особенностей (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний) ............................................. 73 Тест Рука ................................................................................................... 73 Контурный С.А. Т. — Н. .............................................................................. 73 Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд) ....................................................... 74 Проективный тест тревожности (М. Дорки, В. Амэн, Р. Тэммл) ......................... 74
перейти в каталог файлов
|