Оцениваются следующие показатели: • ошибки звукового состава слова; • лексико-грамматические ошибки; • графические ошибки; • ошибки на правила правописания с учетом класса обучения в соответствии с ФГОС. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для детей с ограничением двигательной функции рук можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки или работа с интерфейсом ПК. В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются наиболее наглядно. Методика обследования чтения Краткая аннотация. Нарушения чтения (дислексия) имеет достаточно широкое распространение среди подростков. По международным данным около 10% населения земли страдает дислексией в той или иной степени выраженности. Дислексия может выступать в качестве ведущего фактора неуспешности обучения в основной и средней школе. Причины нарушений чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, которое в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций. Отмеченные причины сказываются на качественной характеристике основных компонентов технической и смысловой сторон чтения: способе, правильности, выразительности, скорости и понимании. Неполноценное усвоение навыка чтения также может быть связано с неверным выбором методики обучения, не учитывающей индивидуальные особенности детей. Г.В. Чиркина отмечает, что компоненты чтения могут нарушаться либо по отдельности, либо в совокупности, составляя при этом различные комбинации. Объектом внимания логопеда должны стать все трудности и отклонения формирования компонентов чтения, но при анализе симптоматики нарушений необходимо четко дифференцировать причины, лежащие в их основе. Оцениваются следующие показатели: • особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов); ГБУ НСО «ОЦДК» 121 • правильность чтения (характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры, грамматические ошибки, как показатель несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений); • выразительность чтения (паузы, интонация, логическое и психологическое ударения, громкость и внятность); • понимание смысла прочитанного. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции Краткая аннотация. В старшем подростковом возрасте активно формируются механизмы текстовой компетенции и в аспекте понимания текстов, и в аспекте их продуцирования. Навыки текстовой компетенции относятся к метапредной области освоения и обеспечивают успешность обучения и социализации подростков. Оцениваются следующие показатели: • сформированность текста как лингвистической структуры; • грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования); • словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики); • соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта; • звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова); • темп говорения; • особенности голосоподачи и голосоведения; • паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Методика с использованием картинок не может применяться для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения). В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией (например, при афазии) и/или интеллектуальной недостаточностью, в процедуру включаются задания, аналогичные тем, которые предъявляются младшим школьникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок. Методика обследования лексико-грамматического строя Краткая аннотация. Методика обследования лексико-грамматического строя речи используется в лексико-грамматическом оформлении текстов в устной или письменной форме. Методика обследования лексико-грамматической стороны речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей. Оцениваются следующие показатели:• грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования); • уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи ГБУ НСО «ОЦДК» 122 (употребление и понимание); • степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц; • характер грамматических ошибок; • словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики); • соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям; • характер парадигматических и синтагматических связей; • способы актуализации лексики. • соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам; • звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова); Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения). Методика обследования звуковой стороны речи Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи предполагает, в том числе, исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия. Эти недостатки могут носить самостоятельный характер или обуславливать неуспешность освоения метапредметных навыков чтения и письма. В результате ребенок становится неуспевающим по всем предметам учебного цикла. Оцениваются следующие показатели: • уровень сформированности звукопроизношения; • уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха; • характер ошибок; • степень выраженности недостаточности. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика обследования просодической стороны речи Краткая аннотация. Старший подростковый возраст характеризуется в целом окончанием мутационных изменений голосовых характеристик, особенно у мальчиков, что в неблагоприятных обстоятельствах может служить одной из предрасполагающих причин дисфонии. Дисфония может иметь различную этиологию, в том числе, при наличии сочетания нескольких травмирующих факторов. Оцениваются следующие показатели: • тип дыхания; • интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий); • характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная); • тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет); • тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный); • продолжительность максимальной фонации; • темп речи. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми ГБУ НСО «ОЦДК» 123 множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика обследования заикания Краткая аннотация. Подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть дефекта, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка. Оцениваются следующие показатели: • наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация; • тип дыхания и особенности речевого выдоха; • наличии страха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется; • отношение к собственному дефекту. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детьми старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) учителем-дефектологом ПМПК Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенци Краткая аннотация. Определяется уровень сформированности компетенций по предмету Русский язык в ходе непосредственной беседы с ребенком, наблюдением за коммуникацией в ситуации обследования, на основе анализа высказываний ребенка. Оцениваются следующие показатели: • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, • грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно использовать внеязыковые средства общения в различных ситуациях; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • развитие активного словарного запаса, объѐм используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации
ГБУ НСО «ОЦДК» 124 и стилю общения; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы, свободное использование словарного запаса; • лексико-грамматический строй речи, оформление фраз, наличие аграмматизмов; • способность свободно излагать свои мысли; • уровень коммуникации; • круг интересов обучающегося, их полнота и разносторонность. Диктант Краткая аннотация. Методика направлена на изучение уровня знаний программы по русскому языку. Для диктантов следует использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка. Оцениваются следующие показатели: • соблюдение орфографических и пунктуационных норм в процессе письма: - правописание гласных в корне слова; - правописание гласных после шипящих и ц; - правописание согласных в корне слова; - правописание двойных согласных; - правописание приставок не изменяющихся \и изменяющихся на письме; -правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -; - сочетание согласных на стыке приставки и корня; - употребление разделительных Ь и Ъ, правописание мягкого знака на конце слов после шипящих; - правописание букв Ы и И после приставок; - правописание букв Е и О после шипящих и ц; - правописание существительных в родительном падеже множественного числа; - правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже; - правописание суффиксов имен существительных; -правописание сложных имен существительных; - правописание суффиксов имен прилагательных, правописание сложных имен прилагательных; - правописание и употребление числительных; - правописание неопределенных и отрицательных местоимений; - правописание Н и НН в словах разных частей речи; - правописание НЕ и НИ с разными частями речи; - правописание наречий; - правописание глаголов; - правописание причастий; - правописание предлогов; - раздельное и дефисное написание частиц; - знаки препинания при однородных членах; - знаки препинания в простом осложненном предложении; - знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном, бессоюзном сложном предложениях; - запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; - двоеточие в бессоюзном сложном предложении; - тире в бессоюзном сложном предложении; - знаки препинания при прямой речи. • умение объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • умение обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; ГБУ НСО «ОЦДК» 125 • умение извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма. Грамматическое задание Краткая аннотация. Методика направлена на изучение уровня знаний программы по русскому языку. Используются задания, направленные на определение практических умений обучающегося по разделам: фонетика и орфоэпия, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология. Оцениваются следующие показатели: • умение производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, стилистический; • умение проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • умение проводить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью, сложных предложений; • умение соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • умение употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • умение опознавать фразеологические обороты. Литературное чтение Краткая аннотация. Методика направлена на изучение уровня владения навыком чтения, умением работать с текстом. Оцениваются следующие показатели: • умение понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения; • использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения; • умение анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • умение анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации; • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы; • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных высказываниях; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; ГБУ НСО «ОЦДК» 126 стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Эссе Краткая аннотация. Методика направлена на изучение уровня владения навыком работы с информацией, умением свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); Оцениваются следующие показатели: • умение создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения; • умение соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • умение тезисно излагать мысли; • умение анализировать материал на определѐнную тему, интерпретировать информацию в соответствии с поставленной задачей; • владение навыками анализа художественных произведений, осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. перейти в каталог файлов |