Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница19 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Оцениваются следующие показатели:

ошибки звукового состава слова;

лексико-грамматические ошибки;

графические ошибки;

ошибки на правила правописания с учетом класса обучения в соответствии с
ФГОС.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для детей с ограничением двигательной функции рук можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки или работа с интерфейсом ПК. В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются наиболее наглядно.
Методика обследования чтения
Краткая аннотация.
Нарушения чтения (дислексия) имеет достаточно широкое распространение среди подростков. По международным данным около 10% населения земли страдает дислексией в той или иной степени выраженности. Дислексия может выступать в качестве ведущего фактора неуспешности обучения в основной и средней школе. Причины нарушений чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, которое в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций.
Отмеченные причины сказываются на качественной характеристике основных компонентов технической и смысловой сторон чтения: способе, правильности, выразительности, скорости и понимании. Неполноценное усвоение навыка чтения также может быть связано с неверным выбором методики обучения, не учитывающей индивидуальные особенности детей.
Г.В. Чиркина отмечает, что компоненты чтения могут нарушаться либо по отдельности, либо в совокупности, составляя при этом различные комбинации.
Объектом внимания логопеда должны стать все трудности и отклонения формирования компонентов чтения, но при анализе симптоматики нарушений необходимо четко дифференцировать причины, лежащие в их основе.
Оцениваются следующие показатели:

особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов);

ГБУ НСО «ОЦДК»
121

правильность чтения (характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры, грамматические ошибки, как показатель несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений);

выразительность чтения (паузы, интонация, логическое и психологическое ударения, громкость и внятность);

понимание смысла прочитанного.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Методика обследования уровня сформированности текстовой
компетенции
Краткая аннотация.
В старшем подростковом возрасте активно формируются механизмы текстовой компетенции и в аспекте понимания текстов, и в аспекте их продуцирования. Навыки текстовой компетенции относятся к метапредной области освоения и обеспечивают успешность обучения и социализации подростков.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность текста как лингвистической структуры;

грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);

темп говорения;

особенности голосоподачи и голосоведения;

паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Методика с использованием картинок не может применяться для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией (например, при афазии) и/или интеллектуальной недостаточностью, в процедуру включаются задания, аналогичные тем, которые предъявляются младшим школьникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок.
Методика обследования лексико-грамматического строя
Краткая аннотация.
Методика обследования лексико-грамматического строя речи используется в лексико-грамматическом оформлении текстов в устной или письменной форме. Методика обследования лексико-грамматической стороны речи описана в трудах
Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.
Оцениваются следующие показатели:

грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи

ГБУ НСО «ОЦДК»
122
(употребление и понимание);

степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

характер грамматических ошибок;

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям;

характер парадигматических и синтагматических связей;

способы актуализации лексики.

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Методика обследования звуковой стороны речи
Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи предполагает, в том числе, исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия. Эти недостатки могут носить самостоятельный характер или обуславливать неуспешность освоения метапредметных навыков чтения и письма. В результате ребенок становится неуспевающим по всем предметам учебного цикла.
Оцениваются следующие показатели:

уровень сформированности звукопроизношения;

уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха;

характер ошибок;

степень выраженности недостаточности.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методика обследования просодической стороны речи
Краткая аннотация.
Старший подростковый возраст характеризуется в целом окончанием мутационных изменений голосовых характеристик, особенно у мальчиков, что в неблагоприятных обстоятельствах может служить одной из предрасполагающих причин дисфонии. Дисфония может иметь различную этиологию, в том числе, при наличии сочетания нескольких травмирующих факторов.
Оцениваются следующие показатели:

тип дыхания;

интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);

характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);

тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);

тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);

продолжительность максимальной фонации;

темп речи.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми

ГБУ НСО «ОЦДК»
123 множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методика обследования заикания
Краткая аннотация.
Подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть дефекта, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка.
Оцениваются следующие показатели:

наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация;

тип дыхания и особенности речевого выдоха;

наличии страха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется;

отношение к собственному дефекту.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методические средства для диагностики уровня овладения
программным материалом детьми старшего школьного возраста и
среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет)
учителем-дефектологом ПМПК
Определение общего уровня развития коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенци
Краткая аннотация.
Определяется уровень сформированности компетенций по предмету Русский язык в ходе непосредственной беседы с ребенком, наблюдением за коммуникацией в ситуации обследования, на основе анализа высказываний ребенка.
Оцениваются следующие показатели:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно использовать внеязыковые средства общения в различных ситуациях;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

развитие активного словарного запаса, объѐм используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации

ГБУ НСО «ОЦДК»
124 и стилю общения; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы, свободное использование словарного запаса;

лексико-грамматический строй речи, оформление фраз, наличие аграмматизмов;

способность свободно излагать свои мысли;

уровень коммуникации;

круг интересов обучающегося, их полнота и разносторонность.
Диктант
Краткая аннотация.
Методика направлена на изучение уровня знаний программы по русскому языку. Для диктантов следует использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка.
Оцениваются следующие показатели:

соблюдение орфографических и пунктуационных норм в процессе письма:
- правописание гласных в корне слова;
- правописание гласных после шипящих и ц;
- правописание согласных в корне слова;
- правописание двойных согласных;
- правописание приставок не изменяющихся \и изменяющихся на письме;
-правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -;
- сочетание согласных на стыке приставки и корня;
- употребление разделительных Ь и Ъ, правописание мягкого знака на конце слов после шипящих;
- правописание букв Ы и И после приставок;
- правописание букв Е и О после шипящих и ц;
- правописание существительных в родительном падеже множественного числа;
- правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже; - правописание суффиксов имен существительных;
-правописание сложных имен существительных;
- правописание суффиксов имен прилагательных, правописание сложных имен прилагательных;
- правописание и употребление числительных;
- правописание неопределенных и отрицательных местоимений;
- правописание Н и НН в словах разных частей речи;
- правописание НЕ и НИ с разными частями речи;
- правописание наречий;
- правописание глаголов;
- правописание причастий;
- правописание предлогов;
- раздельное и дефисное написание частиц;
- знаки препинания при однородных членах;
- знаки препинания в простом осложненном предложении;
- знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном, бессоюзном сложном предложениях;
- запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении;
- двоеточие в бессоюзном сложном предложении;
- тире в бессоюзном сложном предложении;
- знаки препинания при прямой речи.

умение объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

умение обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ГБУ НСО «ОЦДК»
125

умение извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.
Грамматическое задание
Краткая аннотация.
Методика направлена на изучение уровня знаний программы по русскому языку. Используются задания, направленные на определение практических умений обучающегося по разделам: фонетика и орфоэпия, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология.
Оцениваются следующие показатели:

умение производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, стилистический;

умение проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

умение проводить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью, сложных предложений;

умение соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

умение употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

умение опознавать фразеологические обороты.
Литературное чтение
Краткая аннотация.
Методика направлена на изучение уровня владения навыком чтения, умением работать с текстом.
Оцениваются следующие показатели:

умение понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения;

использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;

умение анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

умение анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных высказываниях;

соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

ГБУ НСО «ОЦДК»
126 стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Эссе
Краткая аннотация.
Методика направлена на изучение уровня владения навыком работы с информацией, умением свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
Оцениваются следующие показатели:

умение создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения;

умение соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

умение тезисно излагать мысли;

умение анализировать материал на определѐнную тему, интерпретировать информацию в соответствии с поставленной задачей;

владение навыками анализа художественных произведений, осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей