Главная страница

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница3 из 20
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ПАКЕТ № 1
Пакет № 1
состоит из двух разделов, в которых описаны диагностические средства, используемые различными специалистами ПМПК (психологом, дефектологом,
логопедом) в работе с детьми младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет).
В разделе приведено 13 диагностических методик. Во втором разделе пакета № 1 представлены диагностические средства, используемые каждым специалистом ПМПК
(психологом, дефектологом, логопедом) в работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет). В этом разделе пакета приведено 19 методик.
Методические средства, для оценки развития детей младенческого
и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами
ПМПК
Оценка зрительного восприятия
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного восприятия детей 5-7 лет и старше, а также взрослых.
(Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Важным условием применения методики является подбор игрового материала в соответствии с интересами ребенка и с использованием контрастных цветов. В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование игрушек с световыми эффектами (фонарик, флуоресцентные расцветки), это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Ограничения полей зрения;

Уровень помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Зеркало
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного и личностного восприятия детей 5-7 лет и старше.
(Выготский Л.С., Пиаже Ж. и другие исследователи). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов, узнавании себя и отличение себя от другого в зеркале

ГБУ НСО «ОЦДК»
16
(или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможности осознания себя. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Важным условием применения методики является наличие либо стационарного зеркала (предпочтительно с возможностью его закрытия). Также могут использоваться специальные (не меньше формата А4) детские небьющиеся зеркала.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Узнавание себя в зеркале;

Узнавание других в зеркале;

Уровень помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Мяч
Краткая аннотация. Изначально методика выросла из любимой детской игры которая возникла в африканских племенах и древнем Риме. Методика предназначается для исследования особенностей общего моторного развития и развития зрительного восприятия. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами. Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей младенческого и раннего возраста.
В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование мячей со световыми эффектами, это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой и манипуляций с ней.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Общемоторные навыки (способность удержать мяч, способность присесть и привстать с мячом в руках, ползанье

Скоординированность движений рук;

Возможность ударить ногой по мячу;

Внимание, специфические умственные функции (предвосхищение)

Уровень помощи взрослого принятие задания; (принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими, с выраженными нарушениями двигательного развития, в том числе, при наличии тяжелых форм ДЦП.
Нанизывание
Краткая аннотация. Методика используется различными авторами (А.Л.Венгер,

ГБУ НСО «ОЦДК»
17
Э.Г.Пилюгина и др. авторы). Предназначается для исследования особенностей общего моторного развития, развития зрительного восприятия и координации глаз-рука.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и координации рука-глаз.
Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей раннего возраста.
В отношении детей с негрубыми нарушениями двигательной сферы допустимо использование более удобных для захвата колец (больших по размеру в диаметре 20-30 см.) и штырька, что дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении манипуляций с предметами.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Общемоторные навыки (способность удержать колечко и одеть его на штырек или шнур)

Скоординированность движений рук под контролем зрения

Зрительное соотнесение по цвету

Внимание, специфические умственные функции

Уровень помощи взрослого принятие задания

Способы выполнения задания

Отношение к результату своей деятельности
Ограничения. Методика может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), при этом оценивается не зрительное восприятие, а тактильные ощущения. Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими и с детьми с выраженными нарушениями двигательного развития, в том числе, при наличии тяжелых форм ДЦП
Сличение предмета и его изображения
Краткая аннотация. Методика основана на любимой детской игре в куклы.
Используется множеством авторов в разных странах, предназначается для исследования особенностей когнитивного и речевого развития ребенка. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности зрительного соотнесения картинки и реального предмета и уровне понимания речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (снижение остроты зрения) допустимо использование картинок большего размера.
Оцениваются следующие показатели:

Ребенок сличает или не сличает изображение и игрушку.

Принятие задания.

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Понимание и использование речи.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

ГБУ НСО «ОЦДК»
18
Знание частей тела (на себе и на кукле)
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей восприятия детей раннего возраста, а также детей с интеллектуальными нарушениями. (С.Д. Забрамная и другие исследователи). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения себя, знания частей своего тела, понимании обращенной речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Принятие задания

Ребенок показывает 3, 5, 6 и более частей тела на себе

Ребенок соотносит части тела на себе и на близком взрослом

Ребенок может соотнести части тела на кукле

Ребенок соотносит названия частей тела и показывает их на изображении человека

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Понимание обращенной речи и использование речи.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Выполнение простейших действий
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей развития, понимания обращенной речи детей раннего возраста. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов понимания обращенной речи и способности ребенка выполнить простые действия со знакомыми предметами. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Понимание обращенной речи и использование речи.

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Уровень помощи взрослого.

Наличие у ребенка функциональной игры
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка соотнесения по цвету
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана
Е.А. Стребелевой Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о цвете, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Понимание обращенной речи и использование речи.

ГБУ НСО «ОЦДК»
19

Развитие моторных функций

Развитие зрительно-моторной координации

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Уровень помощи взрослого.

Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка соотнесения по величине
Краткая аннотация. Методика для оценки соотнесения по величине предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой (методика
«Матрешки»). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Понимание обращенной речи и использование речи.

Развитие моторных функций

Развитие зрительно-моторной координации

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Уровень помощи взрослого.

Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение).
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
«Подбери картинку». Соотнесение изображений
Краткая аннотация. Методика систематизировано описана Е.А. Стребелевой
Используется множеством авторов в разных странах, предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и речевого развития ребенка.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности зрительного соотнесения парных картинок и уровне понимания речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (снижение остроты зрения) допустимо использование картинок большего размера.
Оцениваются следующие показатели:

Ребенок сличает или не сличает изображение и игрушку.

Принятие задания.

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Понимание и использование речи.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми

ГБУ НСО «ОЦДК»
20 нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Выделение предметов по величине
Краткая аннотация. Методика выделения предметов по величине используется различными авторами в разных вариантах заданий. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Понимание обращенной речи и использование речи.

Развитие моторных функций

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Уровень помощи взрослого.

Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка слухового восприятия
Краткая аннотация. Методика предназначалась для исследования особенностей слухового восприятия детей раннего возраста и используется врачами неврологами..
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения слуховых объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные слуховые объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Важным условием применения методики является подбор игрового материала в соответствии с интересами ребенка 1-ого или 2-го года жизни.
Оцениваются следующие показатели:

Устойчивость зрительного прослеживания;

Уровень помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития
моторных функций
Краткая аннотация. Методика оценки соотнесения по величине предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых

ГБУ НСО «ОЦДК»
21 детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:

Понимание обращенной речи и использование речи.

Развитие моторных функций

Развитие зрительно-моторной координации

Обучаемость.

Отношение к своей деятельности.

Уровень помощи взрослого.

Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение).
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Примерные диагностические средства для оценки различных сфер
психической деятельности ребенка и его личности, используемые
педагогом-психологом ПМПК в работе с детьми раннего возраста (от
2 до 3 лет)
Метод наблюдения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом