ПАКЕТ № 1 Пакет № 1 состоит из двух разделов, в которых описаны диагностические средства, используемые различными специалистами ПМПК (психологом, дефектологом, логопедом) в работе с детьми младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет). В разделе приведено 13 диагностических методик. Во втором разделе пакета № 1 представлены диагностические средства, используемые каждым специалистом ПМПК (психологом, дефектологом, логопедом) в работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет). В этом разделе пакета приведено 19 методик. Методические средства, для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами ПМПК Оценка зрительного восприятия Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного восприятия детей 5-7 лет и старше, а также взрослых. (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Важным условием применения методики является подбор игрового материала в соответствии с интересами ребенка и с использованием контрастных цветов. В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование игрушек с световыми эффектами (фонарик, флуоресцентные расцветки), это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой. Оцениваются следующие показатели: • Устойчивость зрительного прослеживания; • Ограничения полей зрения; • Уровень помощи взрослого. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Зеркало Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного и личностного восприятия детей 5-7 лет и старше. (Выготский Л.С., Пиаже Ж. и другие исследователи). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов, узнавании себя и отличение себя от другого в зеркале ГБУ НСО «ОЦДК» 16 (или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможности осознания себя. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Важным условием применения методики является наличие либо стационарного зеркала (предпочтительно с возможностью его закрытия). Также могут использоваться специальные (не меньше формата А4) детские небьющиеся зеркала. Оцениваются следующие показатели: • Устойчивость зрительного прослеживания; • Узнавание себя в зеркале; • Узнавание других в зеркале; • Уровень помощи взрослого. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Мяч Краткая аннотация. Изначально методика выросла из любимой детской игры которая возникла в африканских племенах и древнем Риме. Методика предназначается для исследования особенностей общего моторного развития и развития зрительного восприятия. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами. Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей младенческого и раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (остаточное зрение на уровне ощущения света) допустимо использование мячей со световыми эффектами, это дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении прослеживания за игрушкой и манипуляций с ней. Оцениваются следующие показатели: • Устойчивость зрительного прослеживания; • Общемоторные навыки (способность удержать мяч, способность присесть и привстать с мячом в руках, ползанье • Скоординированность движений рук; • Возможность ударить ногой по мячу; • Внимание, специфические умственные функции (предвосхищение) • Уровень помощи взрослого принятие задания; (принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.) Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими, с выраженными нарушениями двигательного развития, в том числе, при наличии тяжелых форм ДЦП. Нанизывание Краткая аннотация. Методика используется различными авторами (А.Л.Венгер, ГБУ НСО «ОЦДК» 17 Э.Г.Пилюгина и др. авторы). Предназначается для исследования особенностей общего моторного развития, развития зрительного восприятия и координации глаз-рука. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности двигательных навыков и общем моторном развитии, а также процессов выделения зрительных объектов и координации рука-глаз. Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей раннего возраста. В отношении детей с негрубыми нарушениями двигательной сферы допустимо использование более удобных для захвата колец (больших по размеру в диаметре 20-30 см.) и штырька, что дает специалисту возможность понять возможности ребенка в отношении манипуляций с предметами. Оцениваются следующие показатели: • Устойчивость зрительного прослеживания; • Общемоторные навыки (способность удержать колечко и одеть его на штырек или шнур) • Скоординированность движений рук под контролем зрения • Зрительное соотнесение по цвету • Внимание, специфические умственные функции • Уровень помощи взрослого принятие задания • Способы выполнения задания • Отношение к результату своей деятельности Ограничения. Методика может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), при этом оценивается не зрительное восприятие, а тактильные ощущения. Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими и с детьми с выраженными нарушениями двигательного развития, в том числе, при наличии тяжелых форм ДЦП Сличение предмета и его изображения Краткая аннотация. Методика основана на любимой детской игре в куклы. Используется множеством авторов в разных странах, предназначается для исследования особенностей когнитивного и речевого развития ребенка. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности зрительного соотнесения картинки и реального предмета и уровне понимания речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (снижение остроты зрения) допустимо использование картинок большего размера. Оцениваются следующие показатели: • Ребенок сличает или не сличает изображение и игрушку. • Принятие задания. • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Понимание и использование речи. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
ГБУ НСО «ОЦДК» 18 Знание частей тела (на себе и на кукле) Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей восприятия детей раннего возраста, а также детей с интеллектуальными нарушениями. (С.Д. Забрамная и другие исследователи). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения себя, знания частей своего тела, понимании обращенной речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Принятие задания • Ребенок показывает 3, 5, 6 и более частей тела на себе • Ребенок соотносит части тела на себе и на близком взрослом • Ребенок может соотнести части тела на кукле • Ребенок соотносит названия частей тела и показывает их на изображении человека • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Понимание обращенной речи и использование речи. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Выполнение простейших действий Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей развития, понимания обращенной речи детей раннего возраста. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов понимания обращенной речи и способности ребенка выполнить простые действия со знакомыми предметами. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Понимание обращенной речи и использование речи. • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Уровень помощи взрослого. • Наличие у ребенка функциональной игры Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка соотнесения по цвету Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о цвете, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Понимание обращенной речи и использование речи. ГБУ НСО «ОЦДК» 19 • Развитие моторных функций • Развитие зрительно-моторной координации • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Уровень помощи взрослого. • Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение) Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка соотнесения по величине Краткая аннотация. Методика для оценки соотнесения по величине предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой (методика «Матрешки»). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Понимание обращенной речи и использование речи. • Развитие моторных функций • Развитие зрительно-моторной координации • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Уровень помощи взрослого. • Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение). Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. «Подбери картинку». Соотнесение изображений Краткая аннотация. Методика систематизировано описана Е.А. Стребелевой Используется множеством авторов в разных странах, предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности зрительного соотнесения парных картинок и уровне понимания речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (снижение остроты зрения) допустимо использование картинок большего размера. Оцениваются следующие показатели: • Ребенок сличает или не сличает изображение и игрушку. • Принятие задания. • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Понимание и использование речи. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми ГБУ НСО «ОЦДК» 20 нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Выделение предметов по величине Краткая аннотация. Методика выделения предметов по величине используется различными авторами в разных вариантах заданий. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Понимание обращенной речи и использование речи. • Развитие моторных функций • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Уровень помощи взрослого. • Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение) Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка слухового восприятия Краткая аннотация. Методика предназначалась для исследования особенностей слухового восприятия детей раннего возраста и используется врачами неврологами.. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения слуховых объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные слуховые объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста. Важным условием применения методики является подбор игрового материала в соответствии с интересами ребенка 1-ого или 2-го года жизни. Оцениваются следующие показатели: • Устойчивость зрительного прослеживания; • Уровень помощи взрослого. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций Краткая аннотация. Методика оценки соотнесения по величине предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о величине, способах и стратегиях используемых
ГБУ НСО «ОЦДК» 21 детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. Оцениваются следующие показатели: • Понимание обращенной речи и использование речи. • Развитие моторных функций • Развитие зрительно-моторной координации • Обучаемость. • Отношение к своей деятельности. • Уровень помощи взрослого. • Стратегия работы (пробы и ошибки, зрительное соотнесение). Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями двигательного развития, а также у детей с выраженными нарушениями умственного развития и аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом ПМПК в работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) Метод наблюдения перейти в каталог файлов |