Краткая аннотация. Автора метода наблюдения установить трудно, поскольку он используется с середины XIX века. Метод наблюдения за детьми раннего возраста представляет уникальную возможность оценки практически любого параметра психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия с взрослыми - психологом или родителями. Цель. Оценка параметров самостоятельной игры - устойчивости внимания в процессе игры, переключаемость, длительности самостоятельной продуктивной деятельности. Оценка зрелости саморегуляции в процессе взаимодействия с взрослым - возможность выполнения простых последовательностей из двух-трех элементов в игровом контексте. Оцениваются следующие показатели: • Характер самостоятельной игры ребенка; • Возможность взаимодействия с взрослым • Характер выполнения заданий и стратегия из выполнения • Особенности эмоционального реагирования ребенка • Частота обращений за помощью • Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения; Ограничения. Методика не имеет ограничений. Сформированность произвольной регуляции двигательной активности Краткая аннотация. Методика направлена на оценку особенностей формирования функций регуляции и простого программирования собственного ГБУ НСО «ОЦДК» 22 поведения на уровне движений и действий с предметами. Для оценки произвольной регуляция двигательной активности каких-либо специализированных методик, направленных непосредственно на оценку сформированности этого компонента регуляторного обеспечения не существует. Оцениваемые показатели: • количество удерживаемых ребенком элементов в двигательной и/или действенной программе • уровень зрелости функции произвольной регуляции • количество повторений заданий и объем помощи взрослого Ограничения. Дети с грубыми нарушениями движения (по типу ДЦП) и нарушениями коммуникации. Дети с нарушениями слуха могут выполнять подобные задания по показу. Исследование представлений о величине, форме и цвете (на предметном уровне) Краткая аннотация. Традиционно метод можно считать заимствованным из дефектологической практики и используется с 60-70-х годов прошлого века. Представляет собой большой набор диагностических приемов с использованием самых разнообразных материалов с целью оценки особенности сформированности представлений об относительной величине, различных формах объектов и их цвете, А также возможно исследование сравнение по величине, цвету и форме. Оцениваемые показатели: • уровень доступной сложности выполнения; • стратегия деятельности (хаотическая, пробы и ошибки, целенаправленное выполнение); • отношение к своим ошибкам (критичность к результатам); • обучаемость ребенка (в том случае, если ребенок не может выполнить задание самостоятельно). При этом учитывается объем и характер полученной ребенком помощи и адекватность переноса на новый аналогичный материал. Ограничения и специфика выполнения различными категориями детей. Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями, детьми, не понимающими речевых инструкций, по причине тотального недоразвития психических функций (вне зависимости от возраста ребенка). Дети с нарушениями аутистического спектра могут выполнять задание механистически. Дети с нарушениями слуха, как правило, успешно справляются с заданиями «по показу». Сформированность пространственно-временных представлений Краткая аннотация. Исследование базового уровня (уровень телесности) сформированности пространственных представлений представляет хорошо известную задачу проводимую всеми специалистами (и родителями) с детьми раннего возраста. Эта задача «Покажи где...» - на собственном теле и выполнение простых заданий с использованием предлогов на простых игрушках или предметах: «Положи на.», «Положи в . . . » и т.п. Трудности выполнения данной методики являются предиктором речевых нарушений. Оцениваемые показатели: • Возможность и характер выполнения заданий • Понимание расположения элементов лица и частей тела • Возможность использования предлогов в собственной речи ГБУ НСО «ОЦДК» 23 • Понимание простых пространственных конструкций. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с грубыми сочетанными нарушениями, в том числе, для детей с тяжелыми нарушениями зрения. Взаимодействие с матерью Краткая аннотация. Используется в психологической практике с 80-90-х годов прошлого века. Методика входит практически во все психологические батареи для оценки развития детей раннего возраста (О.В. Баженова). Проводится как с использованием различных материалов (кубики, формочки, пирамидки), так и методом наблюдения за свободным поведением матери и ребенка. Оцениваемые показатели: • Характер детско-родительского взаимодействия • Тип привязанности (по Боулби). • узнавание близкого взрослого и коммуникация с ним • инициативность в общении • чувствительность к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого; • владение средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. Ограничения. Методика не имеет ограничений. Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-дефектологом) Представление об относительной величине Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей мышления детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях социалистических тестов (например, тесте Векслера). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне развития наглядно-действенного мышления ребенка. Ее широко используют в отечественной практике исследования мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания (простые пирамидки, разно размерные стаканчики: 3-6 шт., простые предметные доски с выемками разной величины) направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Оцениваются следующие показатели: • Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок); • Принятие задания; • Скоординированность действий обеих рук • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. ГБУ НСО «ОЦДК» 24 Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Исследование развития конструктивной деятельности Краткая аннотация. Серия методик предназначается для исследования особенностей конструктивного праксиса. К этой серии относятся методики: Доски Сегена (Методика, предложенная Э. Сегеном, представляет собой доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры); «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард). В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры. Данные, получаемые при исследовании с помощью этих методик, позволяют судить об уровне конструктивной деятельности детей. Ее широко используют в отечественной практике исследования наглядно-действенного мышления, развития мелкой моторики и пространственной ориентировке. Оцениваются следующие показатели: • Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок); • Принятие задания; • Скоординированность действий обеих рук • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Исследование понимания обращенной речи Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей понимания обращенной речи детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях социалистических тестов. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне речевого развития ребенка. Ее широко используют в отечественной практике исследования развития мышления и речи детей раннего возраста. Задания представляют наборы небольших игрушек и/или реалистических изображений простых предметов (зайка, машинка, собачка, кубики, матрешка, лопатка и т.п.). Оценивается понимание и выполнение простых указаний и инструкций: «дай тому-то, покажи что-то, принеси это, подними, спрячь, собери». Оцениваются следующие показатели: • Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого; • Принятие задания; • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями
ГБУ НСО «ОЦДК» 25 развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка общей осведомленности Краткая аннотация. Методика изначально использовалась различными авторами (специалистами, педагогами, логопедами, дефектологами). Данные, получаемые при исследовании с помощью этой методики, позволяют судить об уровне развития мышления и речи ребенка. Методика не требует от детей 2-3 года жизни речевых ответов, но только подбор соответствующих карточек. Оцениваются следующие показатели: • Уровень общей осведомленности ребенка • Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого • Принятие задания • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями зрения, тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Разрезные картинки Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и уровня развития наглядно-действенного мышления и использовалась в различных батареях специализированных тестов. Исследуются уровень развития наглядно действенного мышления, наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика. Оцениваются следующие показатели: • Уровень зрительного и пространственного восприятия, стратегия деятельности (пробы и ошибки, самоконтроль, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок); • Принятие задания • Скоординированность действий обеих рук • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Один предмет и много предметов Краткая аннотация. Методика предназначалась для исследования особенностей представлений о количестве. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) к усвоению элементарных математических представлений. Ее широко используют в отечественной практике исследования аналитико-синтетической мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания ГБУ НСО «ОЦДК» 26 направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на количество, понимание инструкций, целенаправленности действий. Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого. Оцениваются следующие показатели: • Уровень практического ориентирования на количество • Принятие задания • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими Пирамидка Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного и пространственного восприятия детей 2-3 лет в различных тестах, систематизировано описана и включена в комплексную методику Е.А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Оцениваются следующие показатели: • Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок); • Принятие задания; • Скоординированность действий обеих рук • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого • Обучаемость. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Оценка развития простейших графических навыков Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей графических навыков в различных батареях специальных тестов, для детей 2-3 лет жизни. Методика предложена и описана Е.А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности простейших графических навыков, развитии мелкой моторики. Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого, понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Оцениваются следующие показатели: • Принятие задания; • Скоординированность действий обеих рук, склонность к определению ведущей руки • Моторная ловкость • Уровень помощи взрослого ГБУ НСО «ОЦДК» 27 Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемых учителем-логопедом в обследовании детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка Краткая аннотация: наблюдение является одним из ведущих методов диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и / или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала. Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым. Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника); наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком. Оценивается специфика коммуникативной стороны речи ребенка и ее уровень. Методика изучения понимания речи Краткая аннотация: Методика обследования по перейти в каталог файлов |