Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница4 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Краткая аннотация. Автора метода наблюдения установить трудно, поскольку он используется с середины XIX века. Метод наблюдения за детьми раннего возраста представляет уникальную возможность оценки практически любого параметра психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия с взрослыми - психологом или родителями.
Цель. Оценка параметров самостоятельной игры - устойчивости внимания в процессе игры, переключаемость, длительности самостоятельной продуктивной деятельности. Оценка зрелости саморегуляции в процессе взаимодействия с взрослым - возможность выполнения простых последовательностей из двух-трех элементов в игровом контексте.
Оцениваются следующие показатели:

Характер самостоятельной игры ребенка;

Возможность взаимодействия с взрослым

Характер выполнения заданий и стратегия из выполнения

Особенности эмоционального реагирования ребенка

Частота обращений за помощью

Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения;
Ограничения. Методика не имеет ограничений.
Сформированность произвольной регуляции двигательной
активности
Краткая аннотация. Методика направлена на оценку особенностей формирования функций регуляции и простого программирования собственного

ГБУ НСО «ОЦДК»
22 поведения на уровне движений и действий с предметами. Для оценки произвольной регуляция двигательной активности каких-либо специализированных методик, направленных непосредственно на оценку сформированности этого компонента регуляторного обеспечения не существует.
Оцениваемые показатели:

количество удерживаемых ребенком элементов в двигательной и/или действенной программе

уровень зрелости функции произвольной регуляции

количество повторений заданий и объем помощи взрослого
Ограничения. Дети с грубыми нарушениями движения (по типу ДЦП) и нарушениями коммуникации. Дети с нарушениями слуха могут выполнять подобные задания по показу.
Исследование представлений о величине, форме и цвете (на
предметном уровне)
Краткая аннотация. Традиционно метод можно считать заимствованным из дефектологической практики и используется с 60-70-х годов прошлого века.
Представляет собой большой набор диагностических приемов с использованием самых разнообразных материалов с целью оценки особенности сформированности представлений об относительной величине, различных формах объектов и их цвете, А также возможно исследование сравнение по величине, цвету и форме.
Оцениваемые показатели:

уровень доступной сложности выполнения;

стратегия деятельности (хаотическая, пробы и ошибки, целенаправленное выполнение);

отношение к своим ошибкам (критичность к результатам);

обучаемость ребенка (в том случае, если ребенок не может выполнить задание самостоятельно). При этом учитывается объем и характер полученной ребенком помощи и адекватность переноса на новый аналогичный материал.
Ограничения и специфика выполнения различными категориями детей.
Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями, детьми, не понимающими речевых инструкций, по причине тотального недоразвития психических функций (вне зависимости от возраста ребенка). Дети с нарушениями аутистического спектра могут выполнять задание механистически. Дети с нарушениями слуха, как правило, успешно справляются с заданиями «по показу».
Сформированность пространственно-временных представлений
Краткая аннотация. Исследование базового уровня (уровень телесности) сформированности пространственных представлений представляет хорошо известную задачу проводимую всеми специалистами (и родителями) с детьми раннего возраста.
Эта задача «Покажи где...» - на собственном теле и выполнение простых заданий с использованием предлогов на простых игрушках или предметах: «Положи на.»,
«Положи в . . . » и т.п. Трудности выполнения данной методики являются предиктором речевых нарушений.
Оцениваемые показатели:

Возможность и характер выполнения заданий

Понимание расположения элементов лица и частей тела

Возможность использования предлогов в собственной речи

ГБУ НСО «ОЦДК»
23

Понимание простых пространственных конструкций.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с грубыми сочетанными нарушениями, в том числе, для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Взаимодействие с матерью
Краткая аннотация. Используется в психологической практике с 80-90-х годов прошлого века. Методика входит практически во все психологические батареи для оценки развития детей раннего возраста (О.В. Баженова). Проводится как с использованием различных материалов (кубики, формочки, пирамидки), так и методом наблюдения за свободным поведением матери и ребенка.
Оцениваемые показатели:

Характер детско-родительского взаимодействия

Тип привязанности (по Боулби).

узнавание близкого взрослого и коммуникация с ним

инициативность в общении

чувствительность к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого;

владение средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение.
Ограничения. Методика не имеет ограничений.
Примерные диагностические средства для диагностики уровня
овладения программным материалом дошкольного уровня
образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-
дефектологом)
Представление об относительной величине
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей мышления детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях социалистических тестов (например, тесте Векслера). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне развития наглядно-действенного мышления ребенка. Ее широко используют в отечественной практике исследования мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания (простые пирамидки, разно размерные стаканчики: 3-6 шт., простые предметные доски с выемками разной величины) направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности
(пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);

Принятие задания;

Скоординированность действий обеих рук

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.

ГБУ НСО «ОЦДК»
24
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Исследование развития конструктивной деятельности
Краткая аннотация. Серия методик предназначается для исследования особенностей конструктивного праксиса. К этой серии относятся методики: Доски
Сегена (Методика, предложенная Э. Сегеном, представляет собой доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры); «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л.
Выгодской, Э. И. Леонгард). В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры.
Данные, получаемые при исследовании с помощью этих методик, позволяют судить об уровне конструктивной деятельности детей. Ее широко используют в отечественной практике исследования наглядно-действенного мышления, развития мелкой моторики и пространственной ориентировке.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности
(пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);

Принятие задания;

Скоординированность действий обеих рук

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Исследование понимания обращенной речи
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей понимания обращенной речи детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях социалистических тестов. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне речевого развития ребенка. Ее широко используют в отечественной практике исследования развития мышления и речи детей раннего возраста. Задания представляют наборы небольших игрушек и/или реалистических изображений простых предметов (зайка, машинка, собачка, кубики, матрешка, лопатка и т.п.). Оценивается понимание и выполнение простых указаний и инструкций: «дай тому-то, покажи что-то, принеси это, подними, спрячь, собери».
Оцениваются следующие показатели:

Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого;

Принятие задания;

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями

ГБУ НСО «ОЦДК»
25 развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка общей осведомленности
Краткая аннотация. Методика изначально использовалась различными авторами
(специалистами, педагогами, логопедами, дефектологами). Данные, получаемые при исследовании с помощью этой методики, позволяют судить об уровне развития мышления и речи ребенка. Методика не требует от детей 2-3 года жизни речевых ответов, но только подбор соответствующих карточек.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень общей осведомленности ребенка

Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого

Принятие задания

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями зрения, тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Разрезные картинки
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и уровня развития наглядно-действенного мышления и использовалась в различных батареях специализированных тестов. Исследуются уровень развития наглядно действенного мышления, наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень зрительного и пространственного восприятия, стратегия деятельности
(пробы и ошибки, самоконтроль, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);

Принятие задания

Скоординированность действий обеих рук

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Один предмет и много предметов
Краткая аннотация. Методика предназначалась для исследования особенностей представлений о количестве. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) к усвоению элементарных математических представлений. Ее широко используют в отечественной практике исследования аналитико-синтетической мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания

ГБУ НСО «ОЦДК»
26 направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на количество, понимание инструкций, целенаправленности действий.
Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень практического ориентирования на количество

Принятие задания

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
Пирамидка
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного и пространственного восприятия детей 2-3 лет в различных тестах, систематизировано описана и включена в комплексную методику Е.А. Стребелевой.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оцениваются следующие показатели:

Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности
(пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);

Принятие задания;

Скоординированность действий обеих рук

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка развития простейших графических навыков
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей графических навыков в различных батареях специальных тестов, для детей 2-3 лет жизни. Методика предложена и описана Е.А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности простейших графических навыков, развитии мелкой моторики. Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого, понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Оцениваются следующие показатели:

Принятие задания;

Скоординированность действий обеих рук, склонность к определению ведущей руки

Моторная ловкость

Уровень помощи взрослого

ГБУ НСО «ОЦДК»
27
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и
функций речи, используемых учителем-логопедом в обследовании
детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка
Краткая аннотация: наблюдение является одним из ведущих методов диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и / или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала.
Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.
Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника); наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком.
Оценивается специфика коммуникативной стороны речи ребенка и ее уровень.
Методика изучения понимания речи
Краткая аннотация: Методика обследования по
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей