Главная страница

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница8 из 20
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20
Узнавание реалистических изображений
Краткая аннотация. Методика А.Р. Лурия направлена на исследование параметров зрительного восприятия. Представляет собой набор карточек с изображением знакомых ребенку предметов. Оценивается количество узнаваемых и названных предметов.
Для неговорящих детей используется модификация методики: требуется соотнести картинку с предметом, который находится среди нескольких других предметов в ряду.
Для детей слабовидящих и невидящих используется модификация методики - узнавание рельефных реалистических изображений, которая позволяют оценить зрительно- тактильное или тактильное восприятие.
Оцениваются следующие показатели:

понимание инструкции;

обучаемость;

особенности зрительного восприятия, узнавания и различения;

наличие номинативных трудностей;

способность тактильно-зрительного узнавания, различения и называния, тактильного восприятия у слабовидящих и незрячих детей;

фиксируется точность и дифференцированность восприятия, скорость приема и переработки зрительной информации.
Проводится анализ ошибок, среди которых могут быть трудности узнавания, трудности называния, номинативные трудности (при которых ребенок не может припомнить слово, при этом объясняя его функциональное значение), трудности дифференцировки сходных изображений, лексические замены, снижения скорости воспринимаемой информации (увеличение времени на узнавание объекта).
Рамки-вкладыши
Краткая аннотация. Первоначально методика была предложена Э. Сегеном и использовалась в дефектологической практике, как доски Сегена. Свое развитие рамки- вкладыши получили в методике Марии Монтессори. Методика позволяет выявить уровень сенсорного развития: восприятие формы, величины, цвета. Представляет собой

ГБУ НСО «ОЦДК»
49 доски с геометрическими формами разной величины и цвета. Данные методики позволяют оценить сформированность представлений ребенка о форме, величине, цвете в процессе заполнения ребенком вкладышей, уровень наглядно-действенного, наглядно- образного мышления. В заданиях предъявляются при возрасте ребенка 3-4 года: 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый; размер: большой/маленький; форма: круг, квадрат, треугольник. При возрасте ребенка 4-5 лет: 4 основных цвета, а также белого, черного, оранжевого, коричневого цветов; размер: большой/маленький/ средний; форма: круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Оцениваются следующие показатели:

точность и ловкость движений, развитие движений пальцев рук;

уровень развития наглядно-образного мышления;

представления о цвете;

представления о форме;

представления о размере.
Разбери и сложи матрешку
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование параметра развития ориентировки на величину. Методика представляет собой набор матрешек разной величины (по возрастанию). Оценивается способность упорядочивать предметы по величине, трудности соотнесения двух и более величин.
Оцениваются следующие показатели:

способы выполнения задания (зрительное соотнесение, метод проб, метод силовых проб, нерациональные пробы);

сформированность представлений о величине предметов;

сформированность умения ориентировки на величину;
«Почтовый ящик» Сегена
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование параметров развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методика, предложенная Э.
Сегеном, представляет собой ящик, в верхней крышке которого имеются разные по форме прорези, в которые опускаются объемные фигуры. Методика описана в работе А. А.
Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард. Ребенок должен понять принцип соотнесения основания объемной фигуры с формой прорези ящика. В процессе выполнения задания ребенком выявляется уровень развития ориентировки на форму, способ выполнения задания (метод проб, примеривание, зрительное соотнесение), координация, мелкая моторика, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление.
Оцениваются следующие показатели:

способность к использованию зрительного соотнесения или целенаправленных проб;

характер действий (хаотичный, целенаправленный);

уровень развития наглядно-действенного наглядно-образного мышления.
Разрезные картинки
Краткая аннотация. Данная методика широко применяется в дефектологической практике. Знакомые детям изображения предметов предъявляются разрезанными на части. Методика направлена на исследование параметров целостности восприятия предметного изображения на картинке, пространственной ориентировки, наглядно- действенного, наглядно-образного мышления. Методика позволяет оценить правильность

ГБУ НСО «ОЦДК»
50 выполнения задания и возникающие трудности - пространственной ориентировки, восприятия целостного образа, способность к аналитико-синтетическая деятельности.
Оцениваются следующие показатели:

способность оперировать образами;

умение соотносить части и целое;

характер действий (хаотичный, целенаправленный);

способность осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов;

сформированность пространственных представлений;

восприятие помощи, обучаемость.
Ограничения. Не используется у детей с нарушением зрения (невидящих).
Построй из палочек
Краткая аннотация. Методика направлена на исследования развития уровня конструктивной деятельности. Методика представляет собой набор палочек и образцы заданий. В ходе проведения методики изучается умение ребенка работать по образцу, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление. В возрасте 3-4 года используется постройка из 3-4 палочек (молоточек, совочек, домик (треугольник), 4-5 лет
-
5-6 палочек (ключ, дерево).
Оцениваются следующие показатели:

способы выполнения задания (по образцу, показу, подражанию);

умение работать по наглядному образцу, сличать с образцом;

моторика, точность и дифференцированность движений пальцев рук;

конструктивные навыки;

способность к принятию помощи.
Сформированность элементарных математических операций (в
соответствии образовательной программой)
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование элементарных математических представлений на предметном и изобразительном материале.
Методика представляет собой наборы предметов и изображений. Оценивается уровень сформированности количественных представлений и элементарных счетных операций в соответствии с возрастом и образовательной программой.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность представлений о количестве и счете;

сформированность представлений о величине;

сформированность представлений о форме;

ориентировка в пространстве;

ориентировка во времени.
Сюжетные картинки
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение параметров осмысленности восприятия целостности сюжета, установления простых смысловых связей.
Методика представляет собой картинку с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей, которую нужно раскрыть по ходу описания рисунка. Методика позволяет оценить уровень понимания сюжетного изображения, уровень развития связной речи, целостность восприятия, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в сюжете.
Оцениваются следующие показатели:

ГБУ НСО «ОЦДК»
51

осмысленность восприятия;

способ выполнения (самостоятельно объясняет смысл происходящего, объясняет смысл сюжета по наводящим вопросам; воспринимает смысловую линию сюжета после совместного анализа);

уровень восприятия и понимания изображенного сюжета (не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного, перечисляет объекты, отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, самостоятельно объясняет сюжет или отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание изображения;

способность к анализу;

умение устанавливать смысловые зависимости;

развитие связной речи;

способность восприятия целостности сюжета.
Исследование графических навыков
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение параметров развития простых графических навыков. Методика позволяет оценить уровень владения карандашом, графический навык, уровень развития предметного рисунка.
Оцениваются следующие показатели:

предпосылки к предметному рисованию - наличие предметного рисунка, наличие всех частей;

предпосылки графической деятельности - умение правильно держать фломастер (карандаш), использовать фломастер (карандаш) при создании изображения, расположение объекта на листе;

следование инструкции;

зрительно-пространственная ориентировка;

стойкость интереса к рисованию;

моторное развитие.
Оценка уровня общей осведомленности
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире. Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире. В ходе беседы выявляются представления и умения ребенка: назвать имя, фамилию, возраст, членов своей семьи, понимание того, сколько будет через год; называние количества лап, ушей, хвостов у животных и птиц, количества пальцев на руке и т. п. в соответствии с опытом ребенка. Беседа может строиться с опорой на картинки.
Оцениваются следующие показатели в различных образовательных областях.

формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо;

формирование представлений о себе: имя, возраст, половая принадлежность, сведения о себе о настоящем, прошлом, (умею рисовать, раньше не умел ходить);

представления о членах семьи, дифференциация ближайшего окружения, знание имен членов семьи, воспитателей и детей в группе;

представления о родной стране (называние родного города, места жительства)
Образовательная область «Познание» позволяет определить уровень развития познавательных интересов:

представления о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах предметов
(теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.);

ГБУ НСО «ОЦДК»
52

фиксирование в речи чувственного опыта;

формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной среды, устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями;

формирование умения группировать (чайная, столовая, кухонная посуда);

формирование умения классифицировать (посуда-одежда) хорошо знакомые предметы;

формирование представлений о животных (3-4 вида домашних и диких животных, их детенышей; 3-4 вида птиц, характерных для конкретной местности;

формирование представлений о растениях (умение отличать и называть по внешнему виду 3-4 вида овощей и фруктов; 3-4 вида растений данной местности;

формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

формирование представлений о сезонных изменениях - осень: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края (аналогично зима, весна, лето).

ГБУ НСО «ОЦДК»
53
ПАКЕТ № 5
Пакет № 5
представляет диагностические средства для логопедического обследования на
ПМПК, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В пакете представлено 26 методик.
Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и
функций речи, используемые для логопедического обследования
детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка
Краткая аннотация. Наблюдение является одним из ведущих методов диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и / или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала.
Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.
Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника); наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком.
Отмечается: активность и инициативность ребенка в процессе общения или его нежелание вступать в контакт, стратегии материи по выстраиванию взаимодействия с ребенком, частота обращений ребенка к матери за помощью и/или оценкой собственных действий, наличие эгоцентрической речи в процессе манипуляций/игры с предлагаемым материалом. Также фиксируется, какие средства ребенок использует в процессе общения, насколько требовательна мать в отношении использования вербальных средств. Попутно отмечается объем активного словаря, наличие фразовой речи и ее развернутость (при наличии), богатство использования паралингвистических средств, паракинесических средств.
Оцениваются показатели:

различие в стилях общения ребенка с матерью и с незнакомым взрослым;

уровень сформированности коммуникативных средств и их качество.

возможность и темп формирования навыка эхолалии (у безречевых детей с нормой слуха).
Обследование связной речи
Краткая аннотация. Обследование связной речи позволяет оценить достаточно широкий спектр речевых и неречевых средств, однако, в соответствии с законами

ГБУ НСО «ОЦДК»
54 развития речи в онтогенезе, на данном уровне возрастного развития преобладает диалогическая форма связной речи, при этом ребенок может охотно общаться с близкими людьми, но «свертывать» объем вербального материала в процессе общения с незнакомыми. Подобная стеснительность нормативна для данного возраста, что необходимо учитывать при выстраивании процедуры обследования и последующей оценки результатов обследования. Методика обследования связной речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность связной речи

грамматическое оформление высказываний (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования)

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики)

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам

Особенности голосоподачи и голосоведения, темпо-ритмические характеристики речи

уровень помощи взрослого
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Обследования словарного запаса
Краткая аннотация. Оценка словарного запаса используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данное направление анализа находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е.
Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Методика обследования словарного запаса описана в трудах
Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.
Оригинальными методиками в рамках обследования словарного запаса следует рассматривать следующие методические средства:
1.
Сформированность обобщающих понятий.
2.
Понимание сходных по звучанию слов.
3.
Лексическая сочетаемость слов.
4.
Подбор слов-синонимов.
5.
Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.
6.
Подбор слов-антонимов.
7.
Понимание и употребление предлогов
Оцениваются следующие показатели:

количественный и качественный состав активного и пассивного словаря

уровень владения значением лексических единиц

особенности процесса становления парадигматических и синтагматических связей

характер лексических ошибок

уровень помощи взрослого

ГБУ НСО «ОЦДК»
55
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Обследование звуковой стороны речи
Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данное направление анализа проходит в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Обследование звуковой стороны речи описана в трудах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и других исследователей и включает диагностику звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, слоговой структуры слова, обследование строения и функций артикуляционного аппарата. Таким образом самостоятельными методики этого направления обследования следует считать:
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом