Главная страница

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница9 из 20
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
8.
Обследование строения и двигательных функций артикуляционного
аппарата.
9.
Обследование звукопроизношения
10.
Обследование навыка восприятия и воспроизведения ритмических
структур.
11.
Обследование фонематического восприятия
12.
Обследование слоговой структуры слова
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Обследование грамматического строя
Краткая аннотация. Русский язык имеет сложную грамматическую систему, которую освоить в полной мере достаточно сложно даже взрослым людям с высшим образованием. Специфика развития грамматического строя в онтогенезе накладывает ограничения, как на способ предъявления материала, так и на характер предъявляемого материала.
В качестве материала для обследования грамматического строя рассматриваются, прежде всего, системные грамматические формы и конструкции. Поскольку в лингвистике к области грамматики относят, как правило, три раздела: синтаксис - законы построения предложения и словосочетания как грамматических конструкций; словообразование - законы построения слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы; словоизменение - изменение формы слова с помощью аффиксов, то и материал обследования должен предусматривать изучение грамматических навыков во всех этих разделах.
Кроме того лингвистами вслед за Л.В. Щербой выделяется активная грамматика и пассивная грамматика, т.е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности.
Таким образом, нам необходимо исследовать:

выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи
(употребление и понимание);

ГБУ НСО «ОЦДК»
56

определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

выяснить характер грамматических ошибок;

наметить пути формирования грамматического строя устной и письменной речи.
Самостоятельными методиками в этом случае являются:
13.
Составление предложений различных типов
14.
Составление сложносочиненных предложений
15.
Составление сложноподчиненных предложений.
16.
Согласование имени существительного с другими частями речи
17.
Согласование имени существительного и глагола в прошедшем
времени
18.
Согласование
имени
существительного
и
притяжательного
местоимения Беспредложное и предложное управление
19.
Словоизменение.
Образование
множественного
числа
имен
существительных в именительном падеже
20.
Суффиксальный
способ
образования
имен
существительных
21.
Суффиксальный
способ
образования
имен
прилагательных
22.
Суффиксальный способ образования глаголов
23.
Префиксальный способ образования имен существительных и глаголов
Оцениваются следующие показатели:

уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи
(употребление и понимание);

степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

характер грамматических ошибок;
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

ГБУ НСО «ОЦДК»
57
Пакет № 6
Пакет № 6 представляет диагностические средства дефектолога
ПМПК для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В пакете представлено 13 методик.
Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для
оценки уровня овладения программным материалом дошкольного
уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 5
до 7 лет)
Сформированность представлений об окружающем мире
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире. Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире. В ходе беседы выявляются представления и умения ребенка: назвать имя, фамилию, возраст, членов своей семьи, понимание того, сколько будет через год; называние количества лап, ушей, хвостов у животных и птиц, количества пальцев на руке и т. п. в соответствии с опытом ребенка. Беседа может строиться с опорой на картинки.
Оцениваются следующие показатели:
Сенсорное развитие:
- Развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), (включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.)
-
Развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найти в группе предметы, игрушки такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы походи и чем отличаются и т. д.).
-
Знание цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).
-
Различение цвета по светлоте и насыщенности, правильное называние их (светло- зеленый, светло-розовый). Природные названия цветов (малиновый, салатовый, лимонный, абрикосовый).
-
Геометрические фигуры, формирование умения использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
-
Умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширение представлений о фактуре предмета (гладкий, пушистый, шероховатый и т.п.), Совершенствование глазомера.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Ознакомление с
природой.
Оцениваются следующие показатели:
Сенсорное развитие
-
Совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.
-
Умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать

ГБУ НСО «ОЦДК»
58 предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.
Ознакомление с природой
-
Умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомство с лекарственными растениями (2-3 вида).
-
Систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
-
Представления о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомство некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
-
Представления о насекомых. Знакомство с особенностями их жизни (например, муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
-
Умения различать по внешнему виду и правильно называть бабочек и жуков; сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
-
Умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Исключение предметов (4-лишний)
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый - лишний, его нужно исключить. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, предпосылок словесно-логического мышления.
Оцениваются следующие показатели:

понимание инструкции и принятие задания;

сформированность логического действия классификация;

сформированность логического действия обобщение;

уровень обобщения (на основании объяснений ребенка);

способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.
Методика «Установление последовательности событий»
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Автор А.Н.Бернштейн. Наборы из 3-5 изображений, представляющих один сюжет. Возможно использование картинок Н.Радлова. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А.
Стребелевой, С.Д. Забрамной и др. Оценивается возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания смысла, возможность связного рассказа
Оцениваются следующие показатели:

понимание инструкции, принятие задания;

ориентировочная деятельность ребенка, характер действий (как ребенок действует, прежде чем приступить к раскладыванию - внимательно рассматривает картинки, беспорядочно перебирает их, меняя местами);

умение увидеть и выделить признаки, которые определяют смысловую последовательность;

ориентация на существенные признаки последовательности;

понимание смысловой логической связи, способность к целостному восприятию сюжета;

ГБУ НСО «ОЦДК»
59

умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости;

фиксируется способность принятия помощи, требуемый объем помощи.

общий уровень развития речи (отсутствие активной речи, наличие или отсутствие фразовой речи, понятной и малопонятной для окружающих);

речь - самостоятельная, состоящая из отдельных слов или отраженная;

способ выполнения (самостоятельное составление истории);

уровень осмысления сюжета (не отвечает или неадекватно отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета: перечисляет объекты, отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей
Методика «Простые невербальные аналогии»
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на выявление возможности установление логической связи между понятиями (на предметном, изобразительном уровне). Использование наглядной опоры позволяет ребенку делать простые умозаключения по аналогии. Устанавливая связь между двумя картинками в первой паре, ребенок по аналогичной смысловой связи создает вторую пару.
Оцениваются следующие показатели:

уровень понимания инструкции, принятие задания;

осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль;

способность устанавливать существенные связи;

прочность установления смысловой связи в первой паре предметных изображений и способность к ее удержанию при выборе ответа;

«соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;

умение рассуждать;

уровень принятия помощи.
Изучение уровня сформированности сенсорных представлений.
К р а т к а я
а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение уровня сформированности сенсорных представлений. Методика представляет собой набор геометрических фигур разной формы (в качестве модификации методики можно предложить набор фигур разной формы - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, размера - большие и маленькие фигуры, цвета - красный, синий, желтый. Или использовать пособие Логические блоки Дьенеша). Оценивается способность объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения), узнавание и называние цвета, формы, размера. В модифицированном варианте оценивается способность выполнять группировку по разным основаниям.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность сенсорных эталонов;

умение определять основание для классификации;

умение проводить группировку предметов по одному основанию;
Знание времен года
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение уровня развития пространственно-временных представлений.
Методика представляет собой сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Оценивается уровень сформированности представлений о временах года, их признаках, последовательности.
Оцениваются следующие показатели:

ГБУ НСО «ОЦДК»
60

знание названий времен года и временной последовательности;

выделение признаков времен года;
Нелепицы
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на определение уровня развития нагляднообразного мышления, критичности.
Методика представляет собой картинку с изображением нелепой ситуации. Оценивается уровень понимания шуточных изображений, выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность, количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации.
Оцениваются следующие показатели:

понимание нелепых ситуаций;

способность к планомерному анализу;

адекватность объяснения нелепостей;

запас представлений об окружающем;

развитие функции внимания;

наличие и адекватность эмоциональных реакций;

развитие речи.
Построй из палочек
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на исследование конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Методика представляет собой набор палочек. Выполняется образец (лесенка) и закрывается экраном, который воспроизводится ребенком.
Оцениваются следующие показатели:

принятие и понимание условий задания;

способы выполнения (по памяти, по образцу, после обучения - по показу);

конструктивная деятельность.
Разрезные картинки
К р а т к а я
а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой. Методика представляет собой три предметных цветных изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.
Оцениваются следующие показатели:

уровень развития наглядных форм мышления;

конструктивная деятельность;

целостность восприятия;

пространственная ориентировка;

ГБУ НСО «ОЦДК»
61

развитие пространственного анализа и синтеза;

обучаемость, принятие помощи.
Количественные представления и счет
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика направлена на изучение элементарных математических представлений. Методика представляет собой набор из счетных палочек, экран. Оценивается уровень развития количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане.
Счет с соотнесением количества в пределах 10. Задания на состав числа в пределах 5.
Счет с соотнесением количества в пределах 10, прямой и обратный счет. Задания на состав числа в пределах 10.
Оцениваются следующие показатели:

принятие задания;

понимание условий задачи;

способ пересчета (действенный или зрительный);

умение выполнять счетные операции;

умение решать устные задачи.
Исследование уровня сформированности элементарных
математических представлений
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Прямой числовой ряд до 18, обратный - от 10. Счет в пределах 3-5 в уме, 6-8 при помощи пальцев. Соотнесенный пересчет 10 предметов с называнием итогового числа.
Умение назвать свой возраст, понимание того, сколько будет через год, сколько было год назад. Знание количества лап у животных и птиц, количества пальцев на руке.
Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)
Ориентировка в понятиях: «большой - маленький», «высокий - низкий», «толстый - тонкий», «широкий - узкий», «старше - младше».
Оцениваются следующие показатели:

сформированность представлений о количестве и счете;

сформированность представлений о величине;

сформированность представлений о форме;

ориентировка в пространстве;

ориентировка во времени.
Готовность к школе (математика)
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Прямой числовой ряд до 20, обратный - от 10. Счет в пределах 5-8 при помощи пальцев или устно. Умение не пересчитывать 5 пальцев на одной руке, если при счете получилось число, больше 5. Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Знание времен года, их количества и их последовательности. Ориентировка в понятиях: «больше - меньше»,
«высокий - низкий», «толстый - тонкий», «широкий - узкий», «мелкий - глубокий»,
«старше - младше».
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом