Главная страница

Методические рекомендации по английскому языку. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2016 года по английскому языку москва, 2016


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2016 года по английскому языку москва, 2016
АнкорМетодические рекомендации по английскому языку.pdf
Дата10.04.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_angliyskomu_yazyku.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#14155
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ МВ. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Москва, 2016

2 Экзаменационная модель ЕГЭ по иностранным языкам обеспечивает возможность оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Структура и содержание экзаменационной работы определяются в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень) и Примерных программ по иностранному языку. Работа по иностранному языку в письменной части экзамена состояла в 2016 г. из
28 заданий с выбором одного ответа (из 3 или 4 предложенных вариантов, 16 заданий открытого типа (в том числе заданий на установление соответствия, требующих краткого ответа, и 2 заданий открытого типа с развернутым ответом. Раздел 1 Аудирование включал 15 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прослушанного текста, понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте, а также полное понимание прослушанного текста. Раздел 2 Чтение включал 9 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прочитанного текста, понимания структурно- смысловых связей в прочитанном тексте, а также полное понимание прочитанного текста. Раздел 3 Грамматика и лексика включал 20 заданий двух уровней сложности базового и повышенного) на контроль языковых навыков грамматических и лексико- грамматических. Раздел 4 Письмо состоял из 2 заданий, выполнение которых требовало демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности базовому и высокому. Первое задание требовало написания личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга по переписке второе – создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения Мое мнение на основе предложенного высказывания по актуальной проблематике, входящей в школьную программу профильного уровня. Устная часть экзамена состояла из 4 заданий со свободно конструируемым ответом
1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста
2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку
3) задание 3 базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку
4) задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение ситуаций, представленных на двух фотографиях. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносились с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы следующим образом. Базовый уровень
– Повышенный уровень
– В Высокий уровень
– В 1
Общеевропейские компетенции владения языком Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
2
Поскольку весь возможный спектр уровней владения иностранным языком представлен в документе Совета Европы лишь шестью уровнями, очевидно, что внутри каждого из них можно выделять определенные подуровни. Обозначение базового уровня ЕГЭ как А+ означает, что из описания уровня А для подготовки заданий базового уровня разработчики ориентируются на дескрипторы, лежащие ближе к уровню Ване к уровню А.

3 Введение устной части в 2015 г. позволило проверить все компетенции, которые заложены в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), а также в Примерных программах по иностранным языкам. В настоящее время в ЕГЭ по иностранным языкам проверяются все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и все аспекты языка фонетика, лексика, грамматика, орфография и пунктуация, что помогает более точно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.
В 2016 г. изменений в экзаменационную модель ЕГЭ не вносилось, но была уточнена формулировка задания 3 устной части при сохранении объекта контроля, что облегчило экзаменуемым выполнение данного задания. Новые формулировки пункта 1 и пункта 4 плана ответа сделала возможным для экзаменуемого по собственному выбору говорить о том, сам ли он фотографировал или это делал кто-то другой (например, мама, брат, друг, изображен ли на фотографии сам экзаменуемый.
2015 г.
2016 г.
In your talk remember to speak about:

when you took the photo

what/who is in the photo

what is happening

why you took the photo

why you decided to show the picture to your friend
In your talk remember to speak about:

where and when the photo was taken

what/who is in the photo

what is happening

why you keep the photo in your album

why you decided to show the picture to your friend Это изменение формулировки уменьшило количество нелогичных неудовлетворительных ответов, когда участники экзамена путались в том, кто изображен на фотографии и кто делал фото. В результате повысился средний балл выполнения устной части ЕГЭ по английскому языку. Распределение результатов экзамена (рис. 1 и табл. 1) имеет стабильный характер.

4 Рис. 1 Кривая распределения смещена вправо, что свидетельствует о доступности экзаменационной работы для значительного числа участников с хорошей языковой подготовкой. В целом наблюдается общее повышение результатов ЕГЭ по английскому языку, отражающее адаптацию школы к введенной в 2015 г. устной части ЕГЭ (табл. 1). Таблица 1 Год Диапазон тестовых баллов
0–20
21–40
41–60
61–80
81–100
2016 1,65 7,87 18,44 36,25 35,79 2015 3,38 11,78 22,26 34,59 27,98 Также наблюдается снижение доли низких результатов (в 2 раза сократилась доля участников с результатами ниже минимального балла) и рост доли участников с результатами в зоне 61–100 т.б. Это может свидетельствовать о том, что учителя на основе разработанных ФГБНУ «ФИПИ» методических рекомендаций о совершенствовании преподавания, публикаций и выступлений членов федеральной комиссии разработчиков
КИМ сделали нужные выводы по итогам экзаменов предыдущих лет. Минимальный балл ЕГЭ 2016 г. (22) в сравнении с минимальным баллом 2015 г. не менялся, при этом доля выпускников, не набравших минимального количества баллов, в 2016 г. вдвое сократилась. Характеризуя группу участников экзамена, не преодолевших минимального балла, следует отметить, что их иноязычная коммуникативная компетенция не сформирована на минимально требуемом уровне. Участники показывают отдельные умения, позволяющие им понимать некоторые аспекты общего содержания письменных и аудиотекстов, при этому них практически не сформированы умения в продуктивных видах речевой деятельности. Языковые навыки сформированы недостаточно, экзаменуемые затрудняются с образованием простейших грамматических форм. Результаты ЕГЭ по английскому языку достаточно стабильны не только сточки зрения цифр и процентов, но и сточки зрения их содержательного анализа (рис. 2, табл. 2). Экзаменуемые традиционно наиболее успешно справляются с заданиями почтению и аудированию. В 2016 г. обращает на себя внимание повышение уровня умений письменной речи в плане организации высказывания как в личном письме (задание 39), таки в развернутом письменном высказывании с элементами рассуждения (задание 40). Участники получили более высокие баллы по критерию организация текста их ответы стали более логичными, с правильным делением на абзацы, адекватным употреблением слов-связок и т.д.

5 Рис. 2 Таблица 2 Раздел КИМ ЕГЭ Средний % выполнения заданий Аудирование
74,0 Чтение
75,7 Грамматика и лексика
67,3 Письмо
62,9 Устная часть
70,0 В тоже время остается проблемной лексико-грамматическая сторона письменной и устной речи. Традиционно из всех разделов письменной части ЕГЭ по английскому языку оказывается более сложным выполнение заданий раздела Грамматика и лексика. Низок процент выполнения заданий на использование видовременных форм глагола, особенно в косвенной речи, а также в пассивном залоге. В устной части экзамена в задании 2 ошибки в построении вопросов также свидетельствуют о недостаточной сформированности грамматических навыков. У ряда экзаменуемых вызывает затруднения заполнение бланка ответов, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности общеучебных умений и метапредметных компетенций и приобретает особое значения в условиях введения
ФГОС. Сопоставление результатов выполнения различных разделов экзаменационной работы участниками с разным уровнем подготовки убедительно показывает, что для группы экзаменуемых, не набравших минимального балла, наиболее сложным видом речевой деятельности является письмо. Для группы участников, получивших от 23 до
60 баллов, раздел Письмо также остается проблемным. Чем выше общий уровень участника экзамена, чем выше его общие баллы за письменную часть работы, тем лучше выполняет он задания раздела Письмо. Для этой группы экзаменуемых раздел Грамматика и лексика, проверяющий языковую компетенцию, оказывается наиболее сложным.

6 Рис. 3 Рассмотрим наиболее значимые проблемы, возникающие у участников экзамена с разным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, и наметим рекомендации по компенсации этих проблем. Подчеркнем, что повышение уровня владения иностранным языком является актуальной задачей общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС, наметившего в перспективе обязательный ЕГЭ по иностранным языкам. Отметим также, что современные подходы к обучению иностранным языкам в полной мере соответствуют духу и букве ФГОС – принципам личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного обучения. Начнем анализ с задания 1 раздела Аудирование базового уровня сложности с того, что хорошо усвоено участниками, и определим, какие проблемы характерны для групп с разной подготовкой. Данное задание проверяет следующие умения аудирования извлекать основную информацию из слушаемого иноязычного текста, отделять главную информацию от второстепенной закрепить в памяти основные сведения игнорировать незнакомые слова соотносить развернутый текст и его основную мысль, высказанную с помощью утверждения (с помощью ключевых слов, перифраза, синонимов, антонимов, смысла текста. Как показывают результаты ЕГЭ 2016 г, подавляющее большинство испытуемых успешно справляются с этим заданием. Однако в некоторых случаях наблюдаются сложности. Проанализируем задание 1 одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.

7 Задание 1 для участников Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу
1.
I’d like to become truly independent.
2.
There are times when we need to accept change.
3.
A parent can make a true friend.
4.
Family is not always about blood relation.
5.
Sometimes it’s hard to find peace at home.
6.
I’m thankful to my parents for their support.
7.
I’d like to be like my parent. Говорящий
A
B
C
D
E
F Утверждение
Speaker A
I don’t get on well with my parents. It’s like every time I want to do something, they say “no”, so I get in a row with them over stuff. I don’t understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It’s really frustrating, it’s not like I’m a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can’t wait, in
just two more years I won’t have to see my parents again. –1
Speaker B
You see, I’ve just graduated from uni with a degree in journalism. I’ve got a job lined up with
National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes
to my parents. They’ve always been there for me through the good and the bad. They’ve cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn’t have become the person I am today without their help. – 6
Speaker C
My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a café, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um … if
someone asks me who my best friend is, I will definitely say – my mum.
Speaker D
I’ve got a complicated family. Eh … my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends ‘cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don’t do that anymore ‘cause my dad remarried and my step-mother doesn’t want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our
games on TV.
Speaker E
Well … If someone asks me who my role-model is, I will choose my dad no doubt about that.
He’s not famous or rich, or even well-educated. Yet, he is hard-working and very dedicated to
his family. He’s always been sensitive to our needs and has worked hard to provide for us. He is always quick to help those in need. He’s been doing our neighbour’s yard work for the last 10
1

8 years because she is an old widow and doesn’t have much money to hire someone to mow her lawn.
Speaker F
I’ve got three brothers but I am adopted and they are not. But I don’t mind because our parents
treat us all the same and I never feel different from them. Eh … I feel a part of our family and am very happy that they took me in when I could’ve been in an orphanage. My brothers are so
nice to me … I am their little sister, you know. They stand up for me at school when bigger
kids try to bully me. My parents always say, “Look out for each other ‘cause you are family”, so we Анализ результата выполнения задания показывает, что более слабая группа справляется с заданиями в двух случаях, если основная мысль высказана впервой и последней фразе короткого текста если ключевые слова и фразы знакомы ими являются синонимами. Так, например, данная группа экзаменуемых легко справилась с заданиями 1 и 6.
1. I’d like to become truly independent.
Speaker А
I don’t get on well with my parents. It’s like every time I want to do something, they say “no”, so I get in a row with them over stuff. I don’t understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It’s really frustrating, it’s not like I’m a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can’t wait, in
just two more years I won’t have to see my parents again. Хотя в тексте нет слов ‘would like’, ‘truly’, ‘independent’, которые есть в задании 1, экзаменуемые правильно выбрали ответ 1 к тексту Атак как смысл первой и последней фраз четко указывает на этот ответ. Примером такого же случая может послужить текст Си задание, которое подавляющая часть этой группы выполнила правильно, несмотря на то что оно несколько сложнее, потому что первая и последняя фразы текста не совсем полностью совпадают со смыслом задания (сравните ‘a true friend’ – ‘close friends’ – ‘best хотя слова ‘my
mum’ впервой и последней фразах хорошо корреспондируют со словом ‘parent’.
3. A parent can make a true friend.
Speaker C
My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a café, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um … if
someone asks me who my best friend is, I will definitely say – my Примером второго случая может быть текст В и утверждение 6.
6. I’m thankful to my parents for their support.
Speaker B
You see, I’ve just graduated from uni with a degree in journalism. I’ve got a job lined up with
National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes
to my parents. They’ve always been there for me through the good and the bad. They’ve cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them.
I couldn’t have become the person I am today without their help.

9 Прослушав текст В, испытуемые тоже правильно выбрали ответ, здесь им подсказкой оказалась фраза ‘I am forever grateful to them’, которая передана синонимичной фразой в задании 6 ‘I’m thankful to my parents for their support’. Слова ‘grateful’, встречаются во всех линиях УМК для общеобразовательных организаций. Здесь используются еще синонимы в задании – support, в тексте – help, которые тоже выполняют роль подсказки. Наиболее сложным заданием для слабой группы оказалось определение ключа к тексту D.
Speaker D
I’ve got a complicated family. Eh … my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends ‘cause my dad and I
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом