Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обществознанию. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по обществознанию


НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по обществознанию
АнкорМетодические рекомендации по обществознанию.pdf
Дата24.01.2017
Размер0.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_obschestvoznaniyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#7190
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
в целом не освоили ни одного из
умений, формируемых при изучении обществоведческого курса. В отдельных случаях они распознают определения понятий, единичные признаки и проявления определённых социальных явлений, процессов. Например, они распознают проявления биосоциальной сущности человека, черты различия сфер (областей) духовной культуры (религии, искусства, науки), признаки политических партий, полномочия полиции, прокуратуры и суда, виды наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ; знают о базовых социальных ролях человека, о формах политического участия граждан; понимают, какие условия необходимы в нашей стране для заключения брака по общему правилу.
В некоторых случаях участники, не достигшие минимального балла, выполняют задания на поиск статистической информации, в явном виде представленной в виде таблицы или диаграммы. Однако существенной помехой для них является слабое развитие общих учебных умений, в том числе слабая сформированность представлений о долях (треть, четверть, половина и т.п.) и соотношении величин (больше/меньше), а также проблемы с чтением и пониманием прочитанной информации.
Можно предположить, что в группу не преодолевших минимального балла входят преимущественно слабо подготовленные выпускники (не овладевшие в целом как содержанием большинства учебных предметов, так и общими учебными умениями, необходимыми в любой профессиональной деятельности и для продолжения образования), надеющиеся на то, что их здравого смысла и общих представлений на бытовом уровне хватит для выполнения основной части заданий.
Как компенсировать наиболее значимые недостатки в образовательной подготовке
обучающихся, рискующих не преодолеть минимального балла ЕГЭ?
Обратим внимание на три аспекта: диагностика и постановка реалистичных целей в освоении предмета и подготовке к экзамену, освоение ключевых понятий обществоведческого курса и развитие общих учебных умений.
Известны ситуации, когда учитель пытается отговорить наиболее слабых учеников от сдачи экзамена по своему предмету. В случае с ЕГЭ по обществознанию подобная практика представляется крайне вредной, поскольку освоение обществоведческого курса обучающимися из потенциальной группы риска по различным социальным основаниям

10
(неблагополучное социальное окружение, неясные перспективы продолжения образования и трудоустройства и т.п.) необходимо для их социализации в системе позитивных социальных ценностей.
Качественная диагностика позволяет очертить круг проблем в подготовке конкретных обучающихся и сформировать реалистичную индивидуальную траекторию освоения ими обществоведческого курса. Заметим, что принцип обучения всему содержанию курса применительно к данной группе обучающихся абсолютно неэффективен. Рекомендуем вместе с такими учениками проанализировать Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию (особенно разделы 2, 4 и 5) и выявить по каждому разделу курса темы, освоенные хотя бы на уровне определения ключевых признаков понятия и функций социальных объектов, а также темы, которые не освоены в принципе. В дальнейшем рекомендуется отрабатывать важнейшие из неосвоенных понятий, систематизировать имеющиеся знания и устанавливать связи изученного и нового материала.
Целью является освоение ключевых понятий по всем разделам обществоведческого курса хотя бы на уровне распознания понятий по определению (и наоборот), единичных признаков и конкретных проявлений.
Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с наименее подготовленными учениками обратить внимание на следующие содержательные элементы
2
«Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции)»: общие черты и черты различия человека и животного; характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и способности человека; личность (социальные качества человека, их формирование и развитие).
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»: подсистемы (социальная, экономическая, политическая и духовная) общества и социальные институты.
«Основные институты общества»: понятие, функции основных социальных институтов.
«Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»: формы (области) культуры; виды культуры (материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура).
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»: основные признаки традиционного (аграрного), индустриального, постиндустриального (информационного) общества, процессы глобализации.
«Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)»: экологические, демографические, проблема
«Север–Юг», проблема развязывания новой мировой войны и др.
«Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная
(плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности).
«Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения.
«Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организация производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гарантий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др.
2
Ниже приведены позиции кодификатора с указанием возможных аспектов, проверяемых в КИМ ЕГЭ.

11
«Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов.
«Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета.
«Социальные группы»: социальные группы, выделяемые по различным основаниям.
«Виды социальных норм»: признаки социальных норм и их виды (правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные и др.).
«Отклоняющееся поведение и его типы»: позитивное и негативное отклонение, наиболее опасные формы отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, преступность и др.).
«Социализация индивида»: социализация и её этапы, агенты социализации.
«Семья и брак»: типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и расширенные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные (традиционные) и демократические (партнёрские, эгалитарные).
«Государство, его функции»: понятие, признаки и функции государства; форма государства (формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы).
«Органы государственной власти Российской Федерации»: Федеральное Собрание РФ, его структура и полномочия каждой палаты; Правительство РФ и его компетенция; полномочия Президента РФ.
(Советуем в учебном процессе использовать непосредственно
тексты глав 4–6 Конституции РФ.)
«Федеративное устройство Российской Федерации»: принципы федеративного устройства РФ, разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст главы 3
Конституции РФ.)
«Право в системе социальных норм»: понятие и признаки права, роль права в жизни общества и государства.
«Система российского права»:нормы и источники (формы) права, основные отрасли российского права.
«Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации». Обратите внимание на то, что в каждом варианте экзаменационной работы 2016 г. будет задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно
тексты глав 1 и 2 Конституции РФ.)
«Имущественные и неимущественные права»: понятие и объекты имущественных прав, личные неимущественные права, нематериальные блага, основные способы защиты гражданских прав. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст
статьи 11, а также глав 6 и 8 Гражданского кодекса РФ, части первой.)
«Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового
договора»: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, дисциплинарные взыскания, основания прекращения трудового договора. (Советуем
в учебном процессе использовать непосредственно тексты статей 20 и 21, а также глав 11,
13, 19 и 30 Трудового кодекса РФ.)
«Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения
и расторжения брака»: родство и брак, условия и заключения брака, режим имущества супругов, прекращение брака. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно
тексты глав 3, 4, 6–8 Семейного кодекса РФ.)
«Права и обязанности налогоплательщика». (Советуем в учебном процессе
использовать непосредственно тексты статей 21 и 23 Налогового кодекса РФ.)

12
«Правоохранительные
органы.
Судебная
система»: задачи и структура правоохранительных органов РФ, судебная система РФ. (Советуем в учебном процессе
использовать непосредственно текст главы 7 Конституции РФ.)
Как уже было отмечено выше, для рассматриваемой группы обучающихся актуальным является совершенствование умений читать и адекватно понимать прочитанный текст.
Рекомендуем развивать данную группу умений при работе с текстом учебника (из
Федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2014/15 и 2015/16 уч. гг.). Работу целесообразно организовать следующим образом: в ходе урока прочитывать отдельные фрагменты параграфа учебника, формулировать основные идеи и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, при работе с параграфом в целом составлять сложный план параграфа и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного в конце каждого параграфа. Также рекомендуем задавать по содержанию прочитанного вопросы не только на извлечение информации, но и на привлечение наиболее значимых для конкретной темы контекстных знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта обучающихся.
При работе с различными тренировочными пособиями, в том числе сборниками заданий и типовых вариантов, рекомендуем сконцентроваться на качественном выполнении первых двух заданий с развёрнутым ответом к тексту (задания 21 и 22 в экзаменационной модели 2016 г.). Это вполне достижимо для данной группы обучающихся. В 2015 г. за выполнение первого задания 28,7% выпускников с низкими результатами получили 2 балла,
27,9% – 1 балл (т.е. около 60% участников, не набравших минимального балла, все же смогли выполнить это задание полностью или частично); с выполнением второго задания справились соответственно 6,5% и 25,6% участников с низкими результатами. Можно сказать, что выполнение первого задания на максимальный балл (2) и второго задания хотя бы на 1 балл требует от экзаменуемых только умения читать и считать (максимум до 5). Первое и второе задания к тексу направлены преимущественно на поиск, осознанное восприятие и точное воспроизведение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Искомую информацию можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль. Но при этом ни одно задание не требует простого переписывания одного или нескольких абзацев текста, необходимо научиться точно вычленять требуемое положение текста.
Также целесообразно обратить внимание на развитие у рассматриваемой группы обучающихся умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (график, схема, таблица, диаграмма).
В каждом варианте экзаменационной работы есть задание на анализ изменения
спроса/предложения (рисунок). Отметим, что в экзаменационной модели 2016 г. изменён формат этого задания: предлагается указать не один, а несколько правильных ответов из пяти предложенных вариантов.
Пример 1
На рисунке изображено изменение предложения легковых автомобилей на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S
1
в положение S
2
? (P – цена товара; Q – количество товара.)
1) увеличение количества производителей автомобилей
2) снижение возраста получения водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
4) рост тарифов на бензин и дизельное топливо
5) повышение процента по автокредитам
Q
S
P
S
1 2

13
Для того чтобы успешно выполнять эти задания, необходимо понимать смысл понятий
«спрос» и «предложение», а также знать, какие факторы могут повлиять на увеличение/сокращение спроса/предложения. Акцентируем внимание на том, что спрос – это категория, характеризующая поведение покупателя/потребителя. И на него могут повлиять изменение дохода/числа
(демографической структуры) / вкусов/предпочтений покупателей/потребителей, изменение цен на дополняющие и замещающие товары, ожидание изменений цен или доходов. Предложение товара формируется на стороне продавца/производителя. Следовательно, на предложение влияют стоимость факторов производства, внедрение новых технологий, налоги и субсидии, ожидания продавцов, количество продавцов на рынке.
Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим.
1.
Внимательно проанализируйте условие задания. Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об изменении спроса или предложения. (Порой именно невнимательность в этом пункте влечёт ошибочное выполнение задания.)
2.
Определите, произошло увеличение или сокращение спроса/предложения.
3.
Проанализируйте предложенные варианты ответа, соотнося их с изменением спроса/предложения (может ли этот фактор вызвать такое изменение спроса/предложения?).
В КИМ есть задание, проверяющее умение осуществлять поиск статистической
информации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме).
Пример 2
В ходе социологического опроса работающих совершеннолетних граждан страны Z юношам и девушкам задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

14 1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ: ___________________________.
Первый этап работы предполагает анализ данных диаграммы.
Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей: изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения (легенды диаграммы). Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изучить диаграмму:
– проанализировать вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
– прочитать легенду диаграммы, соотнести её с соответствующими сегментами
(столбцами);
– установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
– в случае необходимости можно записать соответствующее число рядом с каждой позицией легенды / выписать соответствующие значения для каждой альтернативы ответа.
Если задание содержит таблицу, то сохраняется указанный порядок действий, с тем лишь отличием, что анализировать приходится данные, представленные в ином формате.
Рекомендуем также обратить внимание выпускников, относящихся к этой группе, на альтернативное задание. В частности, они могут научиться раскрывать смысл высказывания автора, т.е. объяснять своими словами, какую проблему поднял автор высказывания, о чём это высказывание. В качестве тренировки можно использовать афоризмы / мудрые мысли из учебников, сборников заданий.
Группа 2
Преодолевшие минимальный балл ЕГЭ (42 т.б.) выпускники с результатами ниже
60 т.б. наиболее успешно выполнили задания, содержание которых связано с изученными ещё в основной школе базовыми понятиями курса (биосоциальная сущность человека, общество, деятельность, социализация, глобальные проблемы современного общества, экономические системы, социальная группа, отклоняющееся поведение, государство, принцип разделения властей, правоохранительные органы). Кроме того, они различают группы прав человека и гражданина; анализируют актуальную правовую информацию об участниках гражданского судопроизводства, о правах и обязанностях работника/работодателя; осуществляют поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма, рисунок). Они умеют извлекать из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде, а также использовать её в заданном контексте
(первое и второе задания к тексту); применять полученные знания в процессе решения познавательных задач повышенного уровня сложности по проблемам типологии обществ, качеств личности, а также задач, связанных с анализом различных правовых ситуаций.

15
Выпускники с подобным результатом, как правило, понимают и раскрывают смысл авторского суждения (критерий К1) при выполнении альтернативного задания.
Вероятно, основные затруднения у этой группы участников экзамена вызваны отсутствием системных знаний по каждому из содержательных блоков, что мешает им перейти от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему. В этом отношении весьма показательны результаты овладения умением осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. 70,3% успешно выполняют задание на анализ информации на основе графика изменения спроса/предложения; 81,6% – на основе статистических данных (таблица, диаграмма); 65,2% извлекают из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (первое задание к тексту), и получают за это максимальный балл. Но задание, которое требует применить информацию в заданном контексте или частично преобразовать её (второе задание к тексту), выполняют на максимальный балл всего 28,9% экзаменуемых с результатами ниже 60 т.б.
Как было отмечено выше, чрезвычайно важны диагностика проблем в подготовке обучающихся и построение реалистичной индивидуальной траектории обучения. При этом подготовка предполагает изучение основных понятий и ведущих идей курса, но особое внимание следует обратить на систематизацию знаний. Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на следующие содержательные элементы.
«Понятие общественного прогресса»: общественный прогресс и общественный регресс, формы и критерии общественного прогресса.
«Рынок и рыночный механизм»: механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).
«Рынок труда. Безработица»: рынок труда и его особенности; виды безработицы
(фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда).
«Экономический рост и развитие. Понятие ВВП»: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития.
«Социальная стратификация и мобильность»: социальная структура общества, критерии социальной стратификации, социальное неравенство, социальная мобильность и её виды по разным основаниям.
«Социальный контроль»: механизм социального контроля и его функции; социальные санкции (позитивные и негативные, формальные и неформальные); самоконтроль.
«Политическая система общества»: понятие; структура (институциональная
(организационная), нормативная, коммуникативная и культурная подсистемы) и функции политической системы.
«Демократия, её основные ценности и признаки».
«Система российского права»:основные понятия гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального права.
«Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации»: основы конституционного строя РФ. (Советуем в учебном процессе
использовать непосредственно текст главы 1 Конституции РФ.)
«Понятие и виды юридической ответственности»: гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственность. (Советуем в учебном процессе
использовать непосредственно тексты статьи 12 Гражданского кодекса РФ; статьи 44
Уголовного кодекса РФ; статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
статьи 192 Трудового кодекса РФ.)
«Субъекты гражданского права»: правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта правоотношения; физические лица (граждане РФ, иностранные

16
граждане, лица без гражданства); юридические лица; публично-правовые образования
(Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).
«Споры, порядок их рассмотрения»: экономические споры, понятие и виды гражданско-правовых споров, досудебный и судебный порядок рассмотрения споров.
«Основные правила и принципы гражданского процесса»: стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства. (Советуем в учебном
процессе использовать непосредственно тексты статьи 38, а также глав 1 и 6
Гражданского процессуального кодекса РФ.)
«Особенности уголовного процесса»: понятие, основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия. (Советуем в учебном
процессе использовать непосредственно тексты глав 2, 5–8, 12–14 Уголовно-процессуального
кодекса РФ.)
Рекомендуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на задания:
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей