Главная страница

Методические рекомендации по истории. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015


Скачать 0.83 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015
АнкорМетодические рекомендации по истории.pdf
Дата24.01.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_istorii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#7245
страница2 из 4
Каталог
1   2   3   4
.

5 работы с лентой времени изложены в методическом пособии П.В. Горы Повышение эффективности обучения истории в средней школе Приступая на уроке к заполнению "ленты времени, учитель на доске сверху записывает цифровое обозначение века и оставляет место для силуэтной аппликации, условно изображающей наиболее яркий факт века. Заранее заготовленная аппликация прикрепляется к доске справа от цифрового обозначения века в тот момент, когда начинает изучаться этот факт. Ниже цифры, обозначающей веки места аппликации учитель походу изложения последовательно записывает, группируя по содержанию, даты и краткое содержание главных событий и явлений века. Такую работу можно проделать по всему курсу, изучаемому в данном классе. Содержание записей по векам кратко обобщается в конце соответствующего периода. "Лента времени"… постепенно наполняется новым содержанием и играет роль ценного наглядного средства как при изучении нового материала, таки особенно при многократном повторении знаний учащихся. Силуэтные рисунки на "ленте времени" можно рассматривать как своеобразные опорные сигналы, помогающие комплексно восстанавливать в памяти хронологические даты и события по векам. В условиях применения в школах современных технических средств обучения подготовка к описанной работе может быть значительно упрощена учителю достаточно заранее в электронном виде приготовить все необходимые материалы и воспользоваться на уроке смарт-доской. Эффективным приемом подготовки к выполнению заданий, проверяющих знание дат и событий, а также умение устанавливать их связи, может быть составление различных информационных таблиц на уроках истории. Остановимся более подробно на составлении сводных хронологических таблиц. Они имеют минимум две колонки (даты, события и содержат перечень дат наиболее значительных исторических фактов изучаемого курса. Их назначение состоит в том, чтобы устанавливать обязательный для усвоения минимум исторических дат. Они наглядно воспроизводят перечень важнейших событий по курсу истории и служат таблицами-справочниками. Если учитель решит составлять с учениками этот тип таблицы, ему необходимо каждую новую запись связывать с ранее сделанными, ноне со всеми. Для этого следует выбирать предшествующие события, которые относятся а) к тому же веку или части века – связь сними будет содействовать выработке у обучающихся обобщенного представления об изучаемом времени и помогать запоминанию новой даты по связи с другими датами главных событий века б) к той же сфере или процессу общественной жизни – такая связь будет содействовать обобщению и систематизации исторических знаний обучающихся, помогать запоминанию новой даты как составной части в развитии одной из сторон или этапа общественной жизни. Составление общих таблиц сочетается с работой над таблицами по отдельным историческим проблемам, по векам, периодам общественного развития, что упорядочивает хронологические знания учеников и содействует более основательному усвоению минимума дат, зафиксированных в общих таблицах
5
Участники ЕГЭ 2015 г. по истории испытали серьезные затруднения при выполнении заданий на работу с табличной информацией, связанной с историческими деятелями. Задание формулировалось таким образом Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Отец правителя Правитель Сын правителя

3
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – МС По усмотрению учителя в таблицу могут быть добавлены столбцы, фиксирующие персоналии, исторические памятники, связанные с определенными событиями, историческое значение событий и т.п.
5
См Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – МС Также показательны результаты выполнения задания 40, которое посвящено историческим деятелям. Назвать с точностью до десятилетия или части века время жизни известного исторического деятеля (критерий К) смогли лишь 69% участников экзамена, охарактеризовать без серьезных фактических ошибок хотя бы одно направление деятельности выбранной персоналии смогли около половины участников экзамена. Без серьезных фактических ошибок указали результаты деятельности хотя бы по одному охарактеризованному направлению около 40% участников. Выводы очевидны выпускники весьма поверхностно знают о жизни и деятельности ключевых персоналий отечественной и всеобщей истории. При этом одна из концептуальных основ историко-культурного стандарта – особое внимание к роли личности в истории, раскрытие ее не только через биографии известных людей, но и через постижение перипетий "рядовых граждан. Методика изучения исторических личностей достаточно разработана, многие методические приемы возможно реализовать ив условиях ограниченного количества учебных часов. Рассмотрим несколько методических приемов. Первый предполагает действия последующему пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить качества личности исторического деятеля Запоминание фамилии, имени. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности. Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялась деятельность изучаемой личности. Уяснение, чьи интересы на томили ином этапе историческая личность выражала. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками политологами и т.д.). Можно использовать и другие методические приемы, как то проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государства оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из быта, увлечений, образованности и т.д. Интересный прием – определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее. Применение всех перечисленных приемов позволяет создать у обучающихся мотивацию к самостоятельному изучению исторической личности, что способствует более эффективному усвоению материала. Отметим целесообразность наращивания информации по основным направлениям деятельности исторической личности (если это возможно)
6
Важной частью изучения деятельности правителей государства и династий политической элиты является систематическая работа с генеалогическим древом. Вначале изучения новой темы, связанной с историческим лицом, необходимо вписать его имя в генеалогическое древо. В работе 2015 г. два задания (задания 25 и 26) были специально направлены на проверку знания исторических понятий, терминов (знание исторической терминологии опосредованно проверялось ив других заданиях КИМ). В среднем оба задания выполнены с результатом 42%, что нельзя признать удовлетворительным для заданий базового уровня сложности. Достаточно трудно установить связи степени овладения понятиями с периодами истории, но очевидно, что частноисторические понятия выпускники усвоили лучше, чем общеисторические. Отмечается, что ответы участников экзамена тем хуже, чем более абстрактные понятия предложены в задании. Методика работы над формированием понятий достаточно подробно описана в отечественной методической литературе
7
Процесс изучения понятий предполагает усвоение их существенных признаков. Чем
6
Подробней см Степаницев АТ Методический справочник учителя истории. – М ВЛАДОС, 2000.
7
См, например Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – МС старше обучающиеся, тем более абстрактными могут быть усваиваемые ими понятия. Некоторые понятия могут формироваться на протяжении достаточно значительного периода изучения истории, так как учитель знакомит учащихся с новыми признаками. Необходимо также организовать ведение словариков (особенно в младших классах) и систематически проводить словарные диктанты. Обратим внимание на результаты выполнения заданий по работе с текстовыми и визуальными историческими источниками (в том числе с исторической картой. Задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, выполнены в интервале 51–61%. Хуже всего участники экзамена справились с заданием по истории XX в, лучше всего – с заданием по периоду VIII–XVII вв. Задание
28 с кратким ответом в виде последовательности цифр по текстовому историческому источнику выполнено со средним результатом 48%. Выпускники лучше выполняли те задания, где приведен источник по XX в. Это связано стем, что определение правильности/неправильности положений, приведенных к источнику, требует не только его атрибуции, как в заданиях с выбором одного ответа из четырех, но и понимания смысла. Понять смысл источника по древности гораздо сложнее, чем источника по XX в. Среди заданий на анализ исторического источника с развернутым ответом лучше других выполнено задание 36 (на извлечение информации, представленной в явном виде, при выполнении которого необходимо выписать из исторического источника определенные положения в соответствии с условиями задания. В среднем 26% участников экзамена не смогли найти в источнике ни одного заданного положения. Обратим внимание на то, что задание выполняется хуже тогда, когда требуется выписать из текста теоретические положения (например, причины чего-либо), и лучше тогда, когда надо выписать факты. Наиболее трудным (менее 30% участников смогли набрать хотя бы
1 балл за его выполнение) из заданий на анализ исторического источника оказалось задание 37, предполагавшее привлечение контекстных знаний для анализа информации в источнике. Заметим, что с атрибуцией источника (задание 35) в той или иной мере справились 65% участников экзамена. Особым историческим источником, представленным в экзаменационной работе, является историческая карта. При выполнении заданий с использованием карты у выпускников возникли значительные трудности. Задание 29 выполнено со средним результатом 41%, задание 30 – 36%, задание 31 – 31%, задание 32 – 45% (задания 29–31 требуют ответа в виде слова, задание 32 – в виде последовательности цифр. Приходится признать, что эти задания (вместе с заданиями на установление хронологической последовательности и на работу с иллюстративным материалом) оказались самыми трудными в части 1 работы. Далее мы подробнее остановимся на методических приемах работы с исторической картой. Задания на анализ иллюстративного материала также оказались весьма трудными для участников ЕГЭ 2015 г. Задание 33 выполнили в среднем 30% экзаменуемых задание 34 – 46% участников. Приведем пример комплекса заданий на работу с иллюстративным материалом.

8 Какие суждения о данной почтовой марке являются верными Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена открытию первой железнодорожной магистрали в России.
2) Российский император, изображённый на марке, вошёл в историю как Миротворец.
3) Современниками императора, изображённого на марке, были И.Е. Репин и В.И. Суриков.
4) В годы правления императора, изображённого на марке, в Санкт-Петербургебыли открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы.
5) Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.

9 Кто из деятелей культуры, портреты которых представлены ниже, творил в период правления императора, изображённого на данной марке В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры.
1)
2)
3)
С первым заданием комплекта справились около 21% экзаменуемых со вторым – около
49%. Следует обратить внимание на то, что при выполнении заданий необходимо было внимательно изучить все элементы исходного изображения и провести их атрибуцию, а далее использовать контекстные знания. В связи с особой важностью и трудностью заданий на работу с источниками разных типов ниже приведены отдельные разделы, посвященные подготовке к выполнению таких заданий. Обратимся к результатам выполнения заданий на знание фактов истории культуры. Данные задания выполнены в интервале 52–64%. Лучше, чем с остальными, участники экзамена справились с заданиями по истории культуры по периоду VIII–XVII в, хуже – по периоду XVIII – начало XX в. Приведем пример задания, с которым справились лишь
16% участников экзамена.

10 Какое из перечисленных произведений было создано в период Серебряного века русской культуры
1) картина К.П. Брюллова Последний день Помпеи»
2) роман МА. Булгакова Мастери Маргарита
3) скульптура В.И. Мухиной Рабочий и колхозница
4) картина МА. Врубеля Демон сидящий Основная причина низких результатов выполнения заданий по истории культуры состоит в том, что из-за нехватки времени эти темы в школьном курсе истории, как правило, изучаются по остаточному принципу. Осложняет ситуацию то, что в учебниках произведения культуры, имена деятелей культуры нередко даются списком, без раскрытия особенностей произведений и фактов биографий. Выход состоит в том, чтобы при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Так, например, учитель может обратить внимание школьников на скульптуру Медный всадник при изучении деятельности Петра I и Екатерины II, рассказать о развитии литературы в СССР при анализе общественно-политической ситуации и т.д. Для того чтобы произведения культуры прочно запомнились школьниками, они должны непросто услышать названия, но и кратко познакомиться с содержанием литературного произведения, посмотреть картину и узнать об истории ее создания. Кроме того, при изучении культуры очень важны использование возможностей ИКТ и разнообразные внеклассные формы работы, а также самостоятельная работа школьников. Эффективной эта самостоятельная работа может стать только при условии создания мотивации к изучению истории культуры. Для создания такой мотивации могут оказаться эффективными экскурсии, посещение музеев. В экзаменационной работе 2015 г. задания по истории Великой Отечественной войны были представлены на трех позициях (14, 15 и 16). Изучение истории Великой Отечественной войны имеет огромное значение, потому что эти знания заключают в себе мощную воспитательную функцию. Вызывает беспокойство относительно низкий уровень выполнения некоторых заданий по истории Великой Отечественной войны в 2015 г. Особенно это касается нового задания 15, которое было посвящено фактам героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны (средний процент выполнения –
53). Обратим внимание на то, что успешное выполнение заданий по истории Великой Отечественной войны – это результат не только изучения соответствующего материала на уроках истории, но и внеклассной деятельности, в том числе подготовки празднования Дня Победы, проведения мероприятий, посвященных важным событиям Великой Отечественной войны. Обратимся к результатам выполнения заданий, которые проверяли прежде всего развитие аналитических умений, понимание выпускниками противоречивости и многофакторности истории. Речь идет в первую очередь о заданиях на анализ исторической ситуации (38), на аргументацию (39), а также о задании на умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40). Хуже всех из названных заданий участники ЕГЭ 2015 г. справились с заданием на аргументацию (около 64% участников не смогли привести ни одного аргумента. Около половины участников экзамена в принципе не смогли проанализировать предложенную историческую ситуацию (задание 38). При выполнении задания 39 экзаменуемые из года в год повторяют две ошибки первая ошибка состоит в том, что приводятся общие рассуждения, лишенные опоры на конкретные факты вторая ошибка – в том, что в необобщенном виде приводятся только конкретные факты.

11 При выполнении задания 38 (анализ исторической ситуации) участников экзамена подвело отсутствие прочных знаний и неумение корректно формулировать и излагать в письменной форме свои мысли. Значительная доля выпускников не получила баллов по второму и третьему критериям оценивания задания 40. Можно выделить четыре характерные ошибки, которые повлияли на результаты выполнения этого задания. Во-первых, в ответах отсутствовало явное указание направлений деятельности выбранной исторической личности. Во-вторых, участники не давали характеристику деятельности исторической личности (характеристика деятельности должна содержать основные факты, относящиеся к указанному направлению. В-третьих, в ответах допускались фактические ошибки при характеристике направлений деятельности исторической личности. В-четвертых, давалось указание результатов деятельности по тем направлениям, которые небыли названы. Таким образом, основные ошибки связаны с невыполнением требований, четко зафиксированных в условии задания. Перейдем к анализу результатов выполнения экзаменационной работы участниками с разным уровнем исторической подготовки. Для анализа выполнения экзаменационной работы совокупность участников экзамена была разбита на четыре условные группы группа 1 – 0–32 т.б. – участники, не достигшие минимального балла группа 2 – 33–60 т.б. – участники с удовлетворительным уровнем подготовки группа 3 –
61–71 т.б. – участники с хорошей подготовкой группа 4 – 72–100 т.б. – участники с высоким уровнем подготовки. На графиках, размещенных ниже (рис. 1–3), представлены результаты выполнения заданий трех частей экзаменационной работы группами выпускников с различным уровнем подготовки. Рис. 1. Данные о выполнении заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа

12 Рис. 2. Данные о выполнении заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания, цифры или последовательности цифр Рис. 3. Данные о выполнении заданий с развернутым ответом Участники экзамена, не набравшие минимального количества баллов, показали фрагментарные знания отдельных исторических фактов. Результативность выполнения ими заданий 1–21 с кратким ответом в виде одной цифры – 22–35%. Наиболее низкие результаты были получены за выполнение заданий по XVIII – первой половине XIX в. и периоду 1917–1945 гг. При выполнении заданий 22–34 экзаменуемые, не преодолевшие минимального балла, демонстрируют крайне низкие результаты (от 2 допри этом половина заданий выполнена с результатом менее 10%). Хуже остальных выполнены задания на установление хронологической последовательности, на работу с информацией, данной в виде таблицы, и задания 29–31 на работу с картой (схемой. Из числа заданий с развернутым ответом участники с результатом ниже минимального балла лучше справились с заданием 36 на извлечение из текста источника

13 информации, данной в явном виде (около 26%), а при выполнении задания 40 – с указанием времени жизни исторического деятеля (около 15%). Остальные задания с развернутым ответом выполнены крайне плохо (не более 2%). В целом правомерно сделать вывод о том, что участники экзамена, не преодолевшие минимального балла, не освоили курс истории ими не усвоены знания о важнейших событиях и процессах истории, не сформированы предметные умения. В условиях отказа от заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа, планируемого в 2016 г, результаты сдачи экзамена данной группой участников могут оказаться значительно хуже, чем в 2015 г. При подготовке обучающихся, рискующих не преодолеть минимальный балл ЕГЭ, нужно исходить из того, что за год освоить всезнания и сформировать все проверяемые умения невозможно. Думается, что для определения минимально необходимого объема содержания следует обратиться к Историко-культурному стандарту (ИКС. Необходимо прежде всего выучить ключевые даты и события внешней и внутренней политики России, а также освоить хотя бы минимальную информацию о каждом из представленных в ИКС исторических деятелей. Говоря о работе с историческими источниками, подчеркнем, что обучающимся с минимальной подготовкой предпочтительно сосредоточиться на отработке умения проводить атрибуцию текстового источника и отыскивать в источнике информацию, представленную в явном виде. Принципиально важно, чтобы обучающиеся с минимальной подготовкой пробовали выполнять задания не только с кратким ответом, но и с развернутым ответом, поскольку по некоторым из этих заданий они способны дать частично верный ответ. Участники экзамена с результатами от 33 до 60 т.б. показали знание отдельных исторических фактов результативность выполнения заданий заданий 1–21 находится в интервале 42–64%. Исключением может считаться задание 1 на знание фактов по периоду VIII–XVII вв., которое выполнено со средним результатом 71%. Хуже, чем с остальными заданиями, эта группа участников справилась с заданиями по XVIII – первой половине XIX в. и периоду 1917–1945 гг. Результаты выполнения данной группой заданий 22–34 показывают, что экзаменуемые плохо справились с заданиями на установление хронологической последовательности, на работу с информацией, данной в виде таблицы, с заданиями 29–31 на работу с картой (схемой) и с заданием 33 на анализ иллюстративного материала. Но результаты выполнения этих заданий значительно выше, чему тех, кто не набрал минимальный балл. Из заданий с развернутым ответом неплохо выполнены задания 36 (67%) и 40 (К 73%). Остальные задания с развернутым ответом выполнены в интервале от 13 до 30%. Все изложенное дает основания полагать, что данная группа участников экзамена будет испытывать серьезные трудности в случае продолжения образования по историческому профилю. Анализ показывает, что у группы участников с результатами 33–60 т.б. сформированы определенные умения, но для успешной сдачи экзамена им не хватило знаний. Кроме вопросов внутренней, внешней политики и социально-экономических отношений, рекомендуется повторить вопросы истории культуры. Советуем взять за основу ИКС и выучить ключевые даты и персоналии (о каждой исторической личности нужно знать основную информацию. Кроме того, рекомендуем также обратить особое внимание на работу с текстовыми источниками. Главное внимание при подготовке к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом следует уделить атрибуции данных исторических источников, так как значительная часть успеха при выполнении таких заданий зависит от правильного определения времени, места, авторства и т.д. На экзамене целесообразно попытаться выполнить все задания, включая задания с развернутым ответом. Экзаменуемые с результатами 61–71 т.б. показали хорошее владение предметными знаниями и сформированность проверяемых умений. Задания 1–21 выполнены в диапазоне
69–91. Трудное задание 10 участники с хорошей подготовкой выполнили с результатом

14 83,5%; задание 11 – почти 62%. Результат выполнения заданий 22–34 находится в диапазоне 50–77%. Обращает на себя внимание факт высокого результата выполнения задания на установление хронологической последовательности – около 60%. Задания с развернутым ответом выполнены в диапазоне 47–98%. Самыми трудными оказались задание 39 на аргументацию (в среднем – 47%) и задание 37 на привлечение для анализа источника контекстной информации (в среднем – 49%). Обучающимся с хорошей подготовкой целесообразно повторить материал по периодам середины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг. Но главное, что им необходимо совершенствовать, – умение работать с исторической картой, иллюстративным материалом, а также выполнение заданий с развернутым ответом. Особенно важно отрабатывать выполнение заданий на аргументацию и на анализ исторической ситуации. Именно при выполнении этих заданий данной группой участников экзамена было потеряно наибольшее количество баллов. Экзаменуемые с результатами выше 71 т.б. показали комплексное владение предметными знаниями и сформированность проверяемых умений. Задания 1–21 выполнены данной группой экзаменуемыми с результатом 82–96%. Наиболее трудными для данной группы участников стали задание 18 на установление причинно-следственных связей по периоду 1945–1991 гг., задание 12 на знание основных фактов, процессов, явлений по периоду 1914–1941 гг. и задание 20 на знание фактов истории культуры России XX в. Задания 22–34 выполнены с результатом 73–92%. Наиболее трудными стали задания по работе с исторической картой (схемой) (30 и 31). Задания с развернутым ответом данная группа экзаменуемых выполнила с результатом в диапазоне 75–99%. При этом данная группа участников испытала наибольшие затруднения при выполнении заданий 39 на аргументацию ив части характеристики основных направлений деятельности выбранной исторической личности (К. Выпускникам с высоким уровнем подготовки рекомендуется пополнить знания по периодам середины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг., потренироваться в выполнении заданий по работе с исторической картой и иллюстративным материалом. Нужно также совершенствоваться в выполнении заданий всех типов по работе с историческими источниками. Желательно использовать при этом неадаптированные источники по периоду VIII–XVII вв. Необходимо более внимательно изучить вопросы, связанные с развитием культуры России, особенно в XX в. При выполнении заданий с развернутым ответом следует прежде всего уделить внимание качеству аргументации. Остановимся подробнее на формировании отдельных умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по истории, в процессе изучения истории в школе. Серьезные проблемы у участников экзамена вызывают задания с исторической картой (схемой. Напомним, что таких заданий в экзаменационной работе 2015 г. было четыре, и выпускники могли получить за выполнение этих заданий до 5 первичных баллов. Результаты выполнения данных заданий показывают, что, к сожалению, у многих выпускников умения работы с исторической картой не сформированы. Весьма показательны факты, когда участники экзамена не обращали никакого внимания на легенду к карте (схеме, содержащую условные обозначения, необходимые для выполнения заданий. И даже когда в самом задании было указание на то, что нужный для ответа элемент (условное обозначение и цифра, под которой оно указано) находится в легенде, экзаменуемые его все равно не замечали. По-видимому, понятие легенда карты осталось для них неизвестным. Напомним важнейшие положения методики формирования умений работы с исторической картой. Прежде всего, подчеркнем важность работы с исторической картой на уроках истории. Без этого невозможно сформировать у обучающихся полноценное понимание исторического процесса. Сказанные более полувека назад слова АИ. Стражева в той же степени актуальны ив наше время Не помещенные во времени

15 и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности»
8
Необходимо учитывать классификацию исторических карт, используемых в процессе обучения истории. Приведем одну из наиболее распространенных классификаций общие карты, отражающие исторические события водной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени (Древнерусское государство, Российская империя впервой четверти
XVIII в. Общая историческая карта дает как бы поперечный разрез исторического процесса ив целом статична, но ее отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства рост и сокращение территорий государств, перемещения границ демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.; обзорные карты, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени (например, Российская империя сначала в. по 1861 г. Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении изучения крупной учебной темы тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса (Восстание под предводительством Е.И. Пугачева», Первая русская революция 1905–1907 гг.»). Этот тип исторических карт освобожден от информации общего плана, не имеющей отношения к изучаемой теме, зато с большой подробностью и деталями раскрывает изучаемое событие и отличается от других более красочными художественным оформлением. Ив прежние времена, ив наши дни тематические карты превалируют в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне ив сочетании с общими картами
9
В заданиях ЕГЭ чаще всего используются именно тематические карты, гораздо реже – общие карты. Важнейшим моментом при работе с любой исторической картой является знакомство с ее легендой. На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение или же походу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты»
10
Приведем общие правила использования исторической карты в обучении
1) все уроки истории проводятся с использованием карты или других картографических средств
2) использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников
3) параллельно сформированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий
4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними либо путем соотнесения их с общей картой, либо с помощью характеристики их временны́х отношений
5) работа с настенной и настольными картами по возможности ведется параллельно и скоординированно;
8
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом