Главная страница

Методические рекомендации по истории. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015


Скачать 0.83 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015
АнкорМетодические рекомендации по истории.pdf
Дата24.01.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_istorii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#7245
страница3 из 4
Каталог
1   2   3   4
Стражев АИ Методика преподавания истории. – МС См Вяземский ЕЕ, Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – МС Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – МС) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой
11
Рассмотрим подробней некоторые из приведенных правил. Сразу отметим, что их выполнение при соблюдении технологии работы с картой на уроках обязательно приведет к формированию необходимых умений (и трудностей при выполнении соответствующих заданий ЕГЭ у выпускников не возникнет. Весьма распространенной ошибкой является пренебрежение правилом 2 из приведенного перечня. Нужно отметить, что использование исторической карты на всех этапах урока должно быть хорошо продумано. АИ. Стражев писал Подготавливая рассказ нового урока, учитель должен тщательно продумать все вопросы, связанные с использованием карты, внимательно самому рассмотреть карту и затем, используя ее в процессе беседы с учащимися, заботиться о том, чтобы каждый учащийся хорошо видели усвоил показанное. Подходя к карте для показа, надо привлечь внимание учащихся словами Смотрите все Я показываю на карте. Самый показ учитель должен сделать уверенно, точно и обозримо для всех длинной указкой, стоя несколько в стороне от карты. Иногда неплохо, чтобы проверить, насколько усвоили учащиеся новые сведения, тотчас же после показа вызвать кого-либо из учащихся к карте и предложить ему показать то, что показал учитель. Следует также предлагать учащимся тут же в классе находить на соответствующих картах учебника те места, которые учитель показывал на настенной карте. Мы видим, что карта используется на этапах изучения, первичной проверки усвоения знаний и первичного закрепления знаний. Отметим, что приведенные установки, написанные несколько десятилетий назад, способствуют прочности знаний учащихся и не противоречат современным требованиям к образовательному процессу. АИ. Стражев обращает внимание и на необходимость правильного использования карты при устном ответе обучающихся в процессе проверки домашнего задания Спрашивая пройденное, надо обязательно вызывать учащихся к карте и добиваться от них быстрого и точного показа картографических данных, связанных с ответом. Хорошо, когда ученик приобретает привычку при своем ответе показывать на карте, не дожидаясь требования учителя. Нужно вырабатывать у себя и у своих учащихся привычку считать обстоятельность и точность показа по карте столь же обязательной, как и обстоятельность и точность исторического рассказа. При этом АИ. Стражев признает необходимость картографических знаний, которые прочно усваиваются учащимися и могут быть использованы при ответе даже без использования карты учителю следует приучить себя и учащихся, прежде чем показывать на карте, описывать словами изучаемую местность. Если нужно, например, показать Новгород, то учащийся должен предварительно, не рассматривая при своем ответе карты, сказать, что Новгород находится на северо-западе русских земель, нар. Волхове, близ оз. Ильмень. Точно также учащийся должен предварительно сказать, что Аттика находится в Средней Греции на восточном побережье Балканского полуострова, Венеция – в северо-западном углу Адриатического моря и т.д.»
14
. Результатом работы с картой на всех этапах обучения должно стать освоение учащимися умения читать историческую карту. Читать историческую карту – это значит мысленно видеть за ее условными обозначениями реальные пейзажные картины, занятия людей, другие явления общественной жизни, связанные с особенностями географической среды. При условии овладения этим комплексным умением, участники ЕГЭ по истории будут успешно выполнять задания с исторической картой.
11
См Вяземский ЕЕ, Стрелова О.Ю.
Теория и методика преподавания истории. – МС Стражев АИ Методы работы с исторической картой // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 10. – С. 59–63.
13
Там же.
14
Там же.
15
Гора П.В.
Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – МС Обратим внимание направило (преемственность при переходе от одной карты к другой. Дело в том, что именно оно нередко игнорируется учителями истории. Карта, внезапно появившаяся на уроке при изучении новой темы, не вписанная в структуру картографических знаний обучающихся, способна помочь в понимании конкретной темы например, истории Первой мировой войны, однако, столкнувшись на экзамене с картой по этой же теме, но охватывающей более широкий (или узкий) участок земной поверхности или включающей только часть из обозначенных на школьной карте событий, выпускник затрудняется в атрибуции карты, может спутать ее с похожей картой, посвященной другому историческому событию. Поэтому при появлении новой для учеников исторической карты входе беседы выясняется какую часть земной поверхности она охватывает какой хронологический период истории на ней отражен какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений раскрывает характерную особенность границ данного периода, знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте… При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая (общая) карта, охватывающая оба этих региона. 3атем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность событий истории, обозначенных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории, например Вторая мировая война 1939–1945 гг.» и Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории. Описанная работа научит школьника обращать внимание на так называемые мелочи, которые не связаны напрямую с историческими событиями, обозначенными на карте, но могут оказать неоценимую помощь при ее атрибуции. Такими мелочами могут быть, например, названия государств или городов. Например, карта (схема, посвященная событиям Гражданской войны 1920 г, часто определяется выпускниками как карта (схема, посвященная событиям Великой Отечественной войны. Чтобы не допустить такой ошибки, достаточно обратить внимание на названия городов (например, Екатеринодар, Петроград. Прежде чем обратиться к правилами (скоординированность работы на уроке с настенной и настольной картами, постоянное использование карты в домашних заданиях, отметим, что в настоящее время техническое оснащение многих кабинетов истории в значительной степени упростило работу учителя. Например, использование интерактивной доски дает учителю широчайшие возможности. Например, П.В. Гора пишет о работе с черной картой, меловыми контурными картами, картонными шаблонами и т.п.
17
В настоящее время возможности интерактивной доски позволяют легко заменить все названные наглядные пособия и более эффективно использовать приемы, описанные известным методистом. Например, меловые карты могут быть заменены заранее подготовленным изображением, которое будет частями появляться на интерактивной доске походу рассказа учителя. Работая с интерактивной доской, учитель может заранее загрузить электронную контурную карту и походу урока закрашивать отдельные ее части. Следует отметить, что эффективность такой работы заметно повышается, если ученики вслед за учителем наносят их на свои контурные карты»
18
Если учитель хочет сэкономить время, то вместо нанесения соответствующих значков на контурные карты можно предложить обучающимся искать объекты, о которых идет речь
16
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – МС См Гора П.В.
Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М, 1988.
18
Там же. Сна уроке, на картах атласа или учебника. Но эффективность такой работы будет, несомненно, ниже, чем работа с контурными картами. Работа с контурными картами может быть очень эффективной и при использовании их для домашнего задания. Практические работы на контурных картах прочно закрепляют картографические знания в памяти учеников. Но если учитель задает в качестве домашнего задания работу с контурной картой, то ему необходимо провести устный опрос по выполнению этого задания, чтобы убедиться, что карты заполнялись осознанно и выполнение этого задания не превратилось в перерисовывание карты из учебника. Чтобы не допустить такого перерисовывания, учитель может предложить обучающимся дополнительно задание, которое будет предполагать нанесение элементов, отсутствующих на картах учебника. Но более эффективной формой работы с контурной картой является задание подготовиться дома к картографическому диктанту по определенной теме. В этом случае обучающиеся не заполняют дома контурную карту, а изучают карту атласа. Наследующем уроке они в классе наносят на контурную карту указанные учителем объекты без использования карты атласа. Обратимся к заданиям на работу с иллюстративным материалом. Напомним, что в экзаменационной работе два таких задания (по нумерации 2015 г. это задания 33 и 34). Задание 33 предполагало выбор двух верных суждений о содержании иллюстративного материала из пяти предложенных. Задания по работе с иллюстративным материалом, предлагающиеся на экзамене, составляются таким образом, что для определения верных суждений необходимо непросто провести атрибуцию (определение) изображенного на схеме объекта, а вчитаться в его детали.
19
Гора П.В.
Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – МС Какие суждения о данной карикатуре являются верными Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.
2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного переломав ходе Великой Отечественной войны.
3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт
Второй фронт во Франции.
5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке. Например, в данном задании необходимо определить изображенный персонаж, обратить внимание на название городов и, конечно, проанализировав ситуацию, изображенную на карикатуре, понять ее смысл. Если участник экзамена смог справиться с заданием, то, очевидно, он может использовать имеющиеся у него знания для чтения иллюстративного материала. Отметим, что формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать с 5 класса. Для этого учитель должен постоянно использовать наглядность в преподавании истории. Это сделает учебный процесс интересным, создаст у обучающихся дополнительную мотивацию к изучению истории, поможет решить проблему разнообразия форм работы на уроке.
К.Д. Ушинский писал Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, – начните показывать картинки – и класс заговорит свободно и непринужденно. Использование наглядности является необходимым условием предупреждения модернизации истории, то есть перенесения в прошлое представлений, почерпнутых в современной жизни. Образная наглядность служит основными незаменимым средством формирования знаний о памятниках архитектуры и изобразительного искусства, важным пособием для формирования представлений об исторических деятелях и типических представителях общественных слоев различных эпох»
21
Прежде всего необходимо обратить внимание на использование учителем изобразительной наглядности. Большую часть изобразительных наглядных пособий составляют исторические картины – репродукции произведений живописи и учебные, написанные на сюжеты школьных программ и учебников. Если на них изображается типичное историческое явление, то такие картины относят к числу типологических. На их основе школьники анализируют и обобщают характерные признаки исторических фактов (Л.М. Васнецов. Вече, Новгородский торг, Двор удельного князя и др. Если на картинах изображается уникальное историческое событие, то их называют событийными или эпизодическими и используют для конкретизации устных и печатных рассказов (И.С. Глазунов. Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой» и др. Методика работы с учебной картиной на уроках истории описана в методической литературе. Принеся в IV–V классы учебную картину, учитель, прежде всего, познакомит учеников с ее содержанием, спросит, помнят ли они (изначального обучения, с чего начинается ее обзор, и, если необходимо, напомнит, что на переднем плане обычно помещаются главные действующие лица. Далее выясняется, какому историческому событию посвящена картина, жизнь каких людей (какого времени)
20
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – МС См Никулина НЮ Методика преподавания истории в средней школе. – Калининград, 2000. – С. 46.
22
Вяземский ЕЕ, Стрелова О.Ю.
Теория и методика преподавания истории. – МС изображает. Во всех случаях, помимо сюжета и действий людей, важно обратись внимание на взаимоотношения последних. Входе работы учителю нужно обращать внимание на так называемые мелкие детали изображения, которые на картине зачастую играют огромную роль в понимании сюжета картины. Задача учителя состоит в том, чтобы систематически учить детей видеть связи между изображенными на рисунке людьми и предметами и выражать свое отношение к увиденному. А для этого особенно важно заставить "работать" детали изображения»
24
Уже впервые годы изучения истории обучающиеся составляют рассказы по учебным картинам, используя следующий план «1. Составь план рассказа. 2. Укажи время и место действия. 3. Расскажи об изображенных людях опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения представителей различных социальных групп. 4. Рассказ заверши выводами, подчеркни свое отношение к изображенному. 5. Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точными живым. Такой план будет способствовать детальному изучению картины, а также формированию навыков содержательной, логичной монологической речи. Обратим внимание на то, что рассказ по картине должен быть эмоционально окрашен. Необходимо правильное соотношение между рациональными эмоциональным подходом… развитие у школьников и логичности и эмоциональности их речи. Восприятие картины на основе эмоций будет способствовать прочности усвоения материала и скорейшему формированию умений и навыков. Кроме изобразительной наглядности, обучающиеся работают с различными схемами, графиками, статистическими таблицами и др. Изучение методики работы с наглядными пособиями сделает работу учителя в данном направлении эффективной. Современные технические средства обучения в значительной степени упростили использование наглядных средств обучения на уроках. Учителю сегодня необязательно думать о том, где взять наглядное пособие (их, как правило, можно найти в сети Интернет. Сегодня учитель может использовать на уроке картины, схемы, которые ранее не издавались в учебных целях, карикатуры, увеличенные изображения открыток, почтовых марок, монет и т.п. Однако современное положение дел требует от учителя тщательного отбора наглядного материала, привлечения только тех пособий, которые эффективно служат решению основных образовательно-воспитательных задач. Недопустима перегрузка урока наглядными средствами, которые могут содержать второстепенные, но бросающиеся в глаза детали, отвлекать внимание от основных сюжетных линий. Поэтому необходимо помнить, что привлечение наглядного пособия, прежде всего, целесообразно а) при изучении новых для обучающихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства б) при отсутствии или недостатке в памяти обучающихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет, фотография) или типических представителей общественных слоев населения г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти обучающихся (особую роль играют фотографии, картины, портреты
23
Запорожец И Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV–
VIII классы. – МС Там же.
25
Там же. С. 80–81.
26
См, например Гора П.В.
Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М, 1971.

21 д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (например, для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры)
27
При правильной организации работы с наглядностью входе учебного процесса и, конечно, определенном уровне знания истории задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом не вызовут затруднения у выпускников. И все же стоит напомнить несколько особенностей использования наглядности в целях проверки знаний и умений обучающихся, ив частности, заданий, используемых в контрольных измерительных материалах ЕГЭ.
1. Задания с иллюстративным материалом (как и все другие задания, используемые в ЕГЭ), создаются в целях итогового контроля знаний и умений. Это означает, что невозможно научить читать иллюстративный материал только с помощью постоянного выполнения подобных заданий, представленных как в открытом банке заданий ЕГЭ по истории, таки в многочисленных сборниках типовых вариантов.
2. Иллюстративный материал, используемый в заданиях ЕГЭ, достаточно сложенно обязательно имеет элементы, по которым выпускники, владеющие учебным материалом, смогут провести атрибуцию иллюстраций. При составлении задания 33 по нумерации 2015 г) часто используются карикатуры, изображения почтовых марок, юбилейных монет. При составлении задания 34, где надо провести только атрибуцию изображения, используются изображения памятников архитектуры, скульптуры, а также изображения почтовых марок, юбилейных монет. Нередко высказывается замечание о том, что при составлении заданий ЕГЭ используются изображения, которые отсутствуют в учебниках истории. Однако эта претензия неправомерна, так как задание нацелено не на узнавание изображения, которое выпускники когда-то уже видели, а именно на чтение нетекстового материала нужно проанализировать отдельные элементы изображения, провести его атрибуцию и на этой основе сделать выводы.
3. В задании 33 для анализа предложены положения, как построенные непосредственно на изображении, таки нацеленные на привлечение выпускниками контекстных знаний. Остановимся на заданиях с текстовыми историческими источниками. В экзаменационной модели 2015 г. такие задания встречались в обеих частях работы их общее количество – 9. При всем разнообразии используемых источников, умения, проверяемые данными заданиями, можно свести к трем основным
1) проводить атрибуцию источника
2) понимать смысл источника (как отдельные положения, таки общий контекст
3) применять контекстные знания для анализа содержания источника. Нужно отметить, что в последние годы задания на работу с историческими документа выполняются в целом неплохо. Наиболее типичными ошибками участников экзамена являются неправильная атрибуция исторического документа и неумение выделять в документе отдельные содержательные элементы (например, причины какого- либо события. Обе ошибки могут быть связаны с непониманием общего смысла исторического документа. К сожалению, вместо внимательного чтения исторического документа участники экзамена нередко выхватывают из контекста отдельные слова и фразы и пытаются таким образом провести атрибуцию документа. Предотвратить подобную ситуацию позволяет систематическая работа с историческими документами на уроках.
27
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом