Главная страница

Методрекомендации. История-2016. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015


Скачать 0.83 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2015 года по истории москва, 2015
АнкорМетодрекомендации. История-2016.pdf
Дата02.05.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodrekomendatsii_Istoria-2016.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#16053
страница1 из 4
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
И.А. Артасов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по ИСТОРИИ Москва, 2015

2 Содержание экзаменационной работы по истории 2015 г. определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от
05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Экзаменационная работа охватывала содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и была нацелена на выявление образовательных достижений выпускников организаций среднего общего образования. Совокупность требований к подготовке выпускников включает в себя следующие объекты проверки учебных достижений
– знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории
– умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
– умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности
– умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема, иллюстрация
– умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса
– умение использовать принципы причинно-следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
– умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Экзаменационная работа по истории 2015 г. состояла из двух частей и включала в себя 40 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 34 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов на определение последовательности расположения определенных элементов на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах на определение по указанным признаками запись в виде слова словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п. Полный правильный ответ на задания 1–22, 25–26, 29–31, 33–34 оценивался
1 баллом неполный, неверный ответили его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 23, 24, 28, 32 оценивался 2 баллами если была допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 балл если было допущено две и более ошибок (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствовал – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 27 оценивался 3 баллами если допускалась одна ошибка – 2 балла допускались две-три ошибки – 1 балл допускалось четыре и более ошибки или ответ отсутствовал – 0 баллов. Часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. Комплекс заданий 35–37 связан с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника извлечение информации привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора. Задания 38–40 нацелены на применение приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения

3 исторических процессов и явлений. Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 39 требует анализа исторических версий и оценок, аргументации различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 40 предполагает представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме. Задание 40 альтернативное участник экзамена имел возможность выбрать одного из четырех предлагаемых деятелей различных эпох (деятельность одного из них изучается в курсе всеобщей истории, три другие персоналии связаны с историей России) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задания части 2 оценивались в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 35, 36, 37 ставилось от 0 до 2 баллов за задание 38 – от 0 до
3 баллов за задание 39 – от 0 до 4 баллов за задание 40 – от 0 до 6 баллов. Задание 40 оценивалось потрем обобщенным критериям (указание времени жизни исторического деятеля, указание и характеристика основных направлений деятельности, указание основных результатов деятельности. Максимальный первичный балл за работу – 59. В экзаменационной работе 2015 г. произошли следующие изменения по сравнению с экзаменационной работой 2014 г. Были изменены нумерация заданий работы и деление работы на части (две части вместо трех. Соответственно, изменилась форма записи ответов на задания 1–21. Периодизация разделов работы была приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом. В целях реализации требований, заложенных в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, к имеющимся заданиям было добавлено еще одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15). Для оптимизации проверки знаний по истории России
XX в. было добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (задание 19). Из работы были исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (Аи А по нумерации 2014 г. Были уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40. Общее число участников ЕГЭ по истории в 2015 г. составило 130 273 человека. В 2015 г, как ив г, наибольшее число участников было зафиксировано в г. Москве, Чеченской Республике, Московской области и Республике Дагестан. Распределение первичных баллов показывает слабую подготовку значительной доли участников экзамена, многие из которых хотя и превысили минимальный балл, но набрали за всю работу только 14–20 п.б. из 59 возможных. Плавное и последовательное снижение числа выпускников, показавших результаты выше 21 п.б., свидетельствует о том, что экзамен успешно выполнил дифференцирующую функцию и выявил потенциальных абитуриентов гуманитарных вузов с различными требованиями к подготовке по предмету. Минимальный балл ЕГЭ по истории в 2015 г, как ив г, был равен
32 т.б. Не смогли преодолеть минимальный балл 16,5% выпускников 2015 г. что меньше, чем в 2014 г. Средний тестовый балл участников ЕГЭ по истории 2015 г, как ив предыдущие годы, невысок – 47,1 1
(в 2014 г. – 46,3). Однако наблюдается некоторое снижение доли участников экзамена с результатами ниже 40 т.б. и повышение доли участников, набравших более 50 т.б. Доля высокобалльников в 2015 г. аналогична данному показателю
2014 г. Число стобалльников в 2015 г. принципиально не изменилось в 2015 г. –
96 человек, в 2014 г. – 99 человек.
1
Здесь и далее статистическая информация дана на основе обработки основного периода экзамена по состоянию на 24 июня 2015 г.

4 Для анализа результатов экзамена целесообразно сгруппировать задания в соответствии с основными объектами проверки. Успешность выполнения заданий на знание исторических дат и событий во многом зависела от периода, которому посвящено задание. Выпускники 2015 г. неплохо справились с такими заданиями по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. На результат в значительной степени влияет и сформированность ассоциативных связей. Надо отметить, что у выпускников достаточно хорошо сформированы такие ассоциативные связи, как Куликовская битва – Дмитрий Донской, Ледовое побоище – Александр Невский, Бородинское сражение – МИ. Кутузов, Иван IV – опричнина, и некоторые другие. Это позволило выполнить соответствующие задания даже участникам ЕГЭ со слабой подготовкой. Значительно хуже выполнены задания по периодам второй половины XIX – начала
XX в. и 1914–1941 гг. (соответственно 46 и 50%), задания по периодам 1945–1991 г. и 1991–2012 гг. – 57%. Учителям рекомендуется уделять больше внимания закреплению данного материала по мере его изучения ив процессе предэкзаменационного повторения. Такое повторение может быть организовано, например, входе изучения других периодов истории России. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне. Эффективными приемами являются составление таблиц, схем, в которых представлены события и даты истории России выполнение соответствующих заданий в рабочих тетрадях (соотнесение событий, процессов, явлений, событий и дат, заполнение пропусков в тексте и др. Необходима также работа с учебником. Современные учебники истории содержат все необходимые сведения о событиях и датах и, при правильной организации работы с учебником, они будут усвоены обучающимися. На качество выполнения этой группы заданий влияет также то, насколько точно необходимо датировать событие задания, предполагающие соотнесение события с веком, выполняются существенно успешнее, чем задания на указание события с точностью до десятилетия и тем более до года. Следует обратить внимание также на то, какой объем фактической информации задействован в задании средний процент выполнения заданий на установление хронологической последовательности пяти событий (задания 22) составил 30. В задании 27 с установлением связи трех-четырех дат и событий (а также персоналий) справляются в среднем около 53% участников экзамена (получили минимум 1 балл за выполнение данного задания, пяти дат и событий – менее 40% участников (получили минимум 2 балла, шести – около 24% (выполнили задание полностью и получили
3 балла. В экзаменационной модели 2016 г. предполагается модернизация задания на установление хронологической последовательности, но, как ив г, для его выполнения будет необходимо соотнести с определенной эпохой каждое из представленных событий, а затем расположить их в хронологическом порядке. Необходимо отметить, что плохие результаты выполнения данного задания непосредственно связаны с серьезной проблемой, характерной для современного этапа развития системы образования учителям приходится сталкиваться с фрагментарностью мировосприятия современных школьников. Иногда этот феномен называют «клиповым мышлением, при котором окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Школьникам, имеющим такое мышление, крайне трудно систематизировать большое количество единиц информации. В процессе обучения современный учитель должен это учитывать. Результативной является систематическая работа с лентой времени. Различные формы
2
Семеновских Т.В. «Клиповое мышление – феномен современности
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом