Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра общей гигиены
Методические рекомендации
для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по общей гигиене
Владикавказ - 2009 Содержание: Тема: Методы исследования физических факторов воздушной
среды и их гигиеническая оценка (занятие № 1) 4 Тема: Методы исследования физических факторов воздушной
среды и их гигиеническая оценка (занятие № 2) 9 Тема: Солнечная радиация, ее гигиеническое значение.
Применение ультрафиолетового излучения в профилактических
целях 14 Тема: Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников 23 Тема: Методы улучшения качества питьевой воды 28 Тема: Методы изучения физиологических сдвигов
и энергетических затрат организма при работе
и их гигиеническая оценка. 37 Тема: Производственная пыль. Методы определения
пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка. 45 Тема: Производственные яды. Методы определения
токсических веществ в воздухе рабочих помещений
и их гигиеническая оценка 53 Тема: Методы гигиенической оценки физических
факторов производственной среды (шума, вибрации, ультразвука,
инфразвука). Методы гигиенической оценки
производственного освещения. 61 Тема: Методы антропометрических исследований
и гигиеническая оценка показателей физического
развития детей и подростков 71 Тема: Санитарно-гигиенические требования
к лечебно-профилактическим учреждениям 79 Приложение №1 89 Приложение№2 92 Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 1)
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
Гигиеническое значение отдельных слоев атмосферы.
Химический состав атмосферного воздуха, его гигиеническое значение.
Климат и погода. Профилактика метеотропных заболеваний.
Какое физиологическое значение имеют колебания температуры воздуха и какие меры можно принимать для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным погодным условиям?
Влажность воздуха, ее гигиеническое значение, способы измерения.
Что называется абсолютной и относительной влажностью?
Какие меры применяют для борьбы с высокой влажностью в помещениях (жилых, производственных)?
Какое влияние оказывают на организм человека колебания барометрического давления?
Какими приборами измеряется барометрическое давление и в каких единицах?
Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения;
Влияние на организм повышенного и пониженного атмосферного давления, меры профилактики;
Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха, виды терморегуляции, основные пути отдачи тепла организмом;
Нормы температуры воздуха в жилых, производственных, больничных, учебных и др. помещениях;
Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха (в т.ч. отдельных ее видов);
Гигиенические нормативы влажности в помещениях.
Студент должен уметь:
Определять давление атмосферы по барометру-анероиду;
Переводить полученные величины в мм рт. ст., в гПа;
Провести исследование температуры воздуха в определенном помещении (определить среднюю температуру, ее перепады по горизонтали и вертикали);
Определять отдельные виды влажности;
Дать санитарно-гигиеническую оценку теплового и влажностного состояния воздушной среды помещений с рекомендациями по оптимизации температурного режима помещения.
Литература
1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 14 - 44.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 5 - 19.
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1.Заполнить таблицу «Слои атмосферы»:
Слои атмосферы
| Протяженность
| Температура
| Характеристика
| 1. Тропосфера
2. ……………
3. Мезосфера
4. ……………
5. ……………
| …………………
…………………
…………………
…………………
…………………
| …………………
…………………
…………………
…………………
…………………
| …………………
…………………
…………………
…………………
…………………
|
2. Допишите:
Природный химический состав атмосферного воздуха, %:
кислород – 21%;
……………… - ……….;
……………… - …….;
……………… - ……. .
3. Дайте определения следующим понятиям:
Погода – это Климат – это Акклиматизация - это
4. В медицинской практике используется деление климата на щадящий и раздражающий. Опишите указанные типы климата, их гигиеническое значение. 5. Заполните схему: Виды терморегуляции
Физическая ………………….
испарение …………………..
(теряется 25% (…………….)
тепла)
…………… ………………
(…………..) (…….……….) 6. Установите соответствие между преобладающем путем отдачи тепла организмом и физическими факторами воздушной среды: 1. Испарение А. Скорость движения воздуха
2. Излучение Б. Повышенная температура воздуха
3. Конвекция В. Пониженная температура воздуха
Г. Повышенная влажность
Д. Пониженная влажность Например: 2 – В 7. Виды влажности и их определение:
………………
………………
………………
………………
……………...
………………
8. Установите соответствие между видами влажности и методами их оценки: 1. Абсолютная влажность А. Определяется по таблице
2. Максимальная влажность Б. Определяется расчетным путем
3. Относительная влажность В. Определяется прибором –
4. Точка росы гигирометром
5. Дефицит насыщения Г. Определяется прибором –
психрометром
Например: 1 – Г 9. Заполните пропуски в таблице
Фактор
| Приборы для измерения
| Единицы измерения
| Барометрическое давление
| Барометр, барограф
| Па (гПа), мм рт.ст. и др.
| Температура воздуха
| ……………..
| …………………..
| Абсолютная влажность
| ……………..
| …………………..
| Относительная влажность
|
……………..
|
…………………..
|
10. Чем отличается «горная» болезнь от «высотной»?
11. Перечислите приоритетные загрязнители атмосферного воздуха: ………………………………………………………………………………….
12. Практическое задание: Измерить температуру воздуха в своей квартире (последовательно во всех помещениях), определить перепады температуры воздуха по вертикали и горизонтали, за сутки в гостиной и в спальне. Сравнить полученные результаты с гигиеническими нормативами.
13. Разобрать нижеприведенные вопросы тестового контроля, указать правильные ответы и составит 4 аналогичных (разнохарактерных) вопроса по изучаемой теме: 1. Изменения, возникающие в организме при переохлаждении:
а) структурные изменения в клетках;
б) спазм периферических сосудов;
в) снижение резистентности организма;
г) ослабление фагоцитарной активности лейкоцитов;
д) усиление легочной вентиляции. 2. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давления:
а) водолазные работы;
б) кессонные работы;
в) строительство подводных тоннелей;
г) восхождение в горы;
д) полеты на воздухоплавательных аппаратах. 3. Допустимый перепад температуры воздуха в жилом помещении по горизонтали составляет:
а) 1°С;
б) 2°С;
в) 3°С;
г) 4°С. 4. Скорость движения воздуха в закрытых помещениях определяют с помощью прибора:
а) чашечного анемометра;
б) крыльчатого анемометра;
в) кататермометра;
г) барометра;
д) гигрометра. Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2)
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
Какое гигиеническое значение имеет движение воздуха?
Что такое «роза ветров», как ее строят и каково ее практическое значение?
Какими приборами определяют скорость движения воздуха в открытой атмосфере и в помещениях?
Лучистое тепло, его гигиеническое значение, способы измерения.
В чем заключается сущность суммарного воздействия на организм человека различных метеорологических факторов и какие комплексные методы применяют для гигиенической оценки метеорологических условий?
Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха;
Гигиенические нормативы скорости движения воздуха в закрытых помещениях и наружной атмосфере.
Студент должен уметь:
Определять скорость движения воздуха в заданном помещении;
Построить «розу ветров» по заданным параметрам;
Провести комплексную оценку влияния метеоусловий на организм;
Дать рекомендации по оптимизации микроклимата исследуемого помещения.
Литература
1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 14 - 44.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 5 - 19.
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Дописать:
а) Микроклимат – это ………………………………………….
б) Виды микроклимата
комфортный ……..………………
нагревающий …..…….. с субнор-
(переменно-нагре- …………. мальными
вающий) температурами 2. Заполнить таблицу: «Параметры микроклимата помещений при комфортных условиях»
Параметры микроклимата
| Гигиенические нормативы
| 1.Средняя температура воздуха
Для детей
В палатах для недоношенных детей
В перевязочных и процедурных кабинетах
В операционных
В родовых
| 18 - 20°С
………………………. ………………………. …………………………
…………………………..
…………………………..
| 2. Перепады температуры воздуха:
В горизонтальном направлении от наружной до внутренней стены
По вертикали
Суточные
|
……………………………
……………………………
……………………………
| 3. Относительная влажность воздуха при указанных температурах
|
............ (зимой ……..%)
| 4. Скорость движения воздуха в помещениях
В спортивных залах
|
………………………..
0,5 – 0,6 м/сек
| 5. Охлаждающая способность воздуха
| 5,5 – 7,0 мкал/см2 сек
| 3. Установить соответствие:
1. Температура воздуха
| А. Высокая
Б. Низкая
| 2. Относительная влажность
| А. Высокая
Б. Низкая
| 3. Скорость движения воздуха
| А. Высокая
Б. Низкая
| 4. Охлаждающая способность
| А. Высокая
Б. Низкая
|
а) Перегревание возникает при сочетании:
– А
- …
- …
– Б
б) Переохлаждение возникает при сочетании:
1 - …
2 – А
3 - …
4 - … 4. Дописать:
а) Изменения, возникающие в организме при общем переохлаждении:
- структурные изменения в клетках;
- спазм периферических сосудов;
- ……………………….;
- ……………………….;
- ………………………. . б) Изменения, возникающие в организме при общем перегревании:
- усиление легочной вентиляции;
- …………………….;
- …………………….;
- …………………… . 5. Заполните таблицу:
Уровень скорости движения воздуха
| Приборы для измерения
| 1.до 2 м/сек
2. до 5 м/сек
3. до 15 м/сек
4. до 50 м/сек
| …………………
…………………..
…………………..
………………….
| 6. Что такое «роза ветров»?
7. Составить «розу ветров» по данным таблицы; изобразить графически (масштаб: 1мм – 1%) Данные для составления «Розы ветров»
Румбы
| Повторяемость
| Абсолютное число
| %
| С
| 21
|
| С - В
| 15
|
| В
| 19
|
| Ю - В
| 10
|
| Ю
| 20
|
| Ю - З
| 100
|
| З
| 150
|
| Штиль
| 10
|
| Всего
| 365 (1 год)
|
|
8. Перечислите методы комплексной оценки микроклимата: ………………….
Почему кататермометрия также является одним из методов комплексной оценки?
9. Заполните таблицу:
Эквивалентно-эффективная температура (ЭЭТ) -
| это ………………..
| Эффективная температура (ЭТ) -
| это …………………
| «Зона комфорта» лежит в пределах
| 17,2 – 21,7°С эффективной температуры
| «Линия комфорта» лежит в пределах
| ………. °С
|
10. Решить ситуационную задачу. При исследовании микроклимата жилого помещения в летнее время года установлено: температура воздуха – 23,5°С; относительная влажность – 75%; охлаждающая способность воздуха - 4,8 мкал/см2сек. Дать комплексную оценку микроклимата, указать проявления неблагоприятного воздействия его на организм и меры профилактики. 11. Составить ситуационную задачу на оценку микроклимата какого-либо помещения (например: палата хирургического отделения) по образцу, приведенному в задании № 10.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |