Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методическая литература. Методические рекомендации ф серия Новые образовательные стандарты А. Б. Воронцов Организация учебного процесса в начальной школе


Скачать 21.26 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации ф серия Новые образовательные стандарты А. Б. Воронцов Организация учебного процесса в начальной школе
Анкорметодическая литература.pdf
Дата06.08.2017
Размер21.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskaya_literatura.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24720
страница4 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
§
с
£
о
N
л
S
к съ
Продолжение приложения 1
и
ю
П
р
и
л
о
ж
е
н
и
я

<
D
S
*
О
л
Q)
7 2 a та
S
L.
О
0)
m
О
z s
2
cu o <
D
cT
О
Ф
С
0)
s >s z s a> H
3 CC
z ф
(0
о w ос о
к
2 2
s со w
z
VO
a>
5,
CD
5 0
Приложение Что такое умение учиться ? Уже второй стандарт (2004, 2009 гг.) ставит в качестве
центрального образовательного результата обучения в начальной школе умение учиться. Однако до сих пор в образовательной практике, к сожалению, это умение трактуется по-разному
и, самое главное, отсутствует система работы учителя и учащихся над формированием этого умения. Система ДБ. Элько-
нина
В.В. Давыдова — одна из образовательных систем, которая целенаправленно на научном и практическом уровне решает эту проблему.
Так как ФГОС НОО вновь ставит задачу научить учиться
младших школьников, есть необходимость в методических рекомендациях для педагогов начальной школы прояснить еще раз
эту ситуацию, используя материалы доктора психологических
наук, ведущего сотрудника Психологического института РАО
Галины Анатольевны Цукерман.
Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Формирование умения учиться — задача всех ступеней школьного образования, она не может быть полностью решена в рамках начальной школы, однако если в начальной школе не заложить основы этого умения, тов старшей школе юноши и девушки, умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым исключением.
Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться, возникает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг. Человек, умеющий учиться, умеет, в сущности, следующее. Соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, а ищет способы ее решения. Подчеркнем еще раз это не только интеллектуальные, познавательные зада
Цукерман ГА Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. - М Сентябрь, 2001. С. 6 6 -6 9
5
1
чи. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания науке, искусству, нравственности, праву.
Итак, в умении учиться выделяются две составляющие. Рефлексивные действия необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения чему учиться В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании Если ученики на протяжении всего начального обучения будут предъявлять учителю только свои знания и всячески ограждаться от встречи с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами, тов основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных. Поисковые действия которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения как научиться?

Этот вопрос имеет три ответа, три способа выйти за пределы собственной компетентности 1) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, те. перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную 2) самостоятельно найти недостающую информацию в любом хранилище, прежде всего в книгах и Интернете 3) запросить недостающие данные у знатока и умельца.
Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано весьма рано, ноне на первых шагах обучения дети должны по крайней мере выучиться читать. Систематическое освоение этого способа расширения собственной компетенции — задача основной школы.
В ряду всех хранилищ материального и духовного опыта, которые могут стать для умеющего учиться источником расширения его индивидуального опыта, особо выделена фигура учителя. Учитель как особая социокультурная позиция взрослого — это тот, кто учит самому ученью. Разница между учителем и умельцем, мастером, состоит в следующем. Умелец погружает ребенка в совместное действие и учит собственным примером. Учитель разрывает поток практического действия, добивается его остановки, чтобы высвободить фазу чистого обучения — предварительной ориентировки в том, зачем, как и что предстоит делать. Учитель учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие и искать его способы. Сотрудничество с умельцем формирует в ребенке такого же умельца, в конце совместной работы умелый взрослый и ребенок (в идеале) станут равны в своей умелости. Такое конечное тождество не предполагается при встрече ребенка с учителем 2

Учитель — этот тот, кто способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения. Результатом своих трудов учитель доволен в том случае, если ученик будет способен учить самого себя, ноне умению учиться, а любому другому умению. Итак, умелец формирует умельца, а учитель не коллегу-учителя, а учащегося
(себя).
Социокультурная позиция учителя необходима там, где обучение делу должно быть отделено от самого деланья, где нельзя выучиться, заражаясь деланьем. Учитель и нужен ученику для того, чтобы , стоя на границе обучения и дела, ориентировки и исполнения, удерживать ученика в состоянии ориентировки, не давать ему в погоне за результатом терять из внимания способы действия. К исполнению учитель побуждает ученика лишь с одной целью чтобы ребенок выяснил, владеет ли он способом действия или надо продолжить учение. Иными словами, предметом совместных действий ученика и учителя являются граница компетентности ученика и способы перехода этой границы.
Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, те. искать способы расширения собственной компетентности, являются прежде всего вопросы, обращенные к учителю. Эти вопросы содержат а) указание на существенное отличие новой задачи от уже освоенных б) гипотезу о способе ее решения, к совместной проверке которой ученик приглашает учителя.
С чем не надо путать умение учиться?
Умение учиться в качестве ценности и цели образовательного процесса вошло в обиход массового педагогического сознания как бытовой термин задолго до его понятийного анализа в теориях обучения. Неслучайно достаточно долгов школьных программах умение учиться просто через запятую добавлялось к списку более классических школьных умений школьники должны уметь считать, читать, писать. учиться. Произошло это в конце х годов под влиянием информационной революции, предъявившей производителям новое требование пожизненной переквалификации. Что же стало пониматься под термином умение учиться Для ответа на данный вопрос выделим основные представления о школьнике, не обладающем таким умением. Обычно за жалобой учителей и родителей «Он(она) не умеет учиться стоят две группы симптомов. Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва 3
начав ее решать. В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности. Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений. Ив этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий.
Пропедевтику и коррекцию подобных проявлений неумения учиться также ведут двумя путями ребенка учат 1) навыкам самоорганизации 2) применению оптимальных мнемотехники мыслительных стратегий. Обучение навыкам самоорганизации и умственного труда существенно повышает эффективность обучения школьников. Однако понятия «обучаемость» и умение учиться не совпадают. Они различаются по чрезвычайно существенному параметру по способу передачи знаний, умений, способностей от учителя к ученику. Хорошо обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить, те. удобных объектов обучения. Умеющими учиться называют тех, кто способен учить себя, те. быть субъектом учения — инициатором постановки и решения новых задач.
Кроме того, умение учиться нередко отождествляется суме нием выполнять задания индивидуально, не обращаясь ник комуза помощью. Обычно такая работа называется самостоятельной, однако это неверно. Само значение слова самостоятельность как свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи. способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность (Толковый словарь русского языка под ред. ДН. Ушакова) указывает на резкое сужение понятия при рассмотрении самостоятельности лишь как умения обходиться без помощи. Природа независимости, инициативности, решительности явно не сводится к предметным умениям. На ранних этапах обучения, когда ребенок еще не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребенка инициировать учебное взаимодействие со взрослым, высказывая предположения о неизвестном, предлагая способы проверки своих гипотез. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с противоречиями 4
Приложение Отличие учебного сотрудничества от других форм учебного взаимодействия. Предметное содержание структурировано так, чтобы ученик смог обнаружить свое незнание, свою неумелость. Учебное взаимодействие учащихся организовано для поиска недостающих знаний и умений у каждого конкретного ученика. Ученикам представлены разные логики, позиции, точки зрения, их различие явно выражено для ребенка. Задачи, предложенные учителем, не дают возможности действовать репродуктивно, а побуждают к поиску новых способов действия. Вопросы на уроке задает ученик, обнаруживая границу своего незнания, а учитель отвечает на вопросы ученика. Ученик обращается к учителю нес жалобой на свои трудности, ас конкретным запросом по поводу нового знания. Учитель вступает в сотрудничество с учащимися только по запросу о конкретной помощи в области обнаруженного им незнания. Предметом учебных отношений учителя и учащихся являются предметные знания и граница между знанием и незнанием. Взаимодействие учителя и ученика однопредметно, оно направлено на предмет их учебного сотрудничества. Действия учителя и ученика несимметричны — ребенок не имитирует действия взрослого. Сотрудничество предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных действий. Учителю необходимо удерживать ситуацию открытого незнания, учить детей действовать в области открытого ими незнания, обучать их знанию о незнании.
Результаты учебного сотрудничества) со сверстниками:
• формирование инициативности ученика в поиске необходимых для решения учебных задач знаний и способов действий) с учителем:
• развитие у школьников определяющей рефлексии как способности определять границы собственного знания и проявлять активность при обращении к учителю с вопросом о конкретной помощи, сформулированном на языке содержания обучения) с самим собой:
• развитие ученика как субъекта учебной деятельности человека, который умеет учиться, самостоятельно определять границу знания и незнания и обращаться к учителю с вопросом о совершенно определенной помощи 6
Приложение Краткий толковый словарь учителя работающего по образовательным стандартам второго поколения
Основные понятия и термины по линии «Мышление»
Всеобщее
— генетически исходная связь изучаемой системы, которая в своем развитии и дифференциации порождает всю ее конкретность. Такое всеобщее необходимо отличать от формальной одинаковости, выделяемой в эмпирическом понятии.
Мышление
— имеет в своей основе практическое преобразование мира. Одним из главных условий истинного познания является рассмотрение вещей в процессе их происхождения и развития, когда находятся и учитываются борьба и единство противоположных сил, тенденций. Эта борьба является источником самодвижения действительности. Понять вещь — значит раскрыть условия и формы ее самодвижения. Умение мыслить научно в конечном счете состоит в том, чтобы рассматривать вещи в процессе их происхождения и саморазвития через борьбу противоположных начал.
Понят ие
форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта и как средство его мысленного воспроизведения, построения, те. как особое мыслительное действие Иметь понятие о данном объекте — значит мысленно воспроизводить, строить его (B.C. Библер). Действие по построению и преобразованию мысленного предмета является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущ ­
ности.
Понятие — это средство мысленного воспроизведения какого- либо предмета как целостной системы. Иметь понятие о таком предмете значит владеть общим способом мысленного построения этого предмета (ЭВ. Ильенков).
Рассудок
— тип мышления, направленный на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности, те. придания ей формы понятия. Благодаря этому можно четко различать и разделять предметы. Это мышление начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Наглядные образы придают рассудочному мышлению конкретное содержание. Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим.
Эмпирическое мышление оперирует непосредственными и ощутимыми признаками изучаемых предметов. С помощью эмпирического мышления человек производит 1) сравнение конкрет­
но-чувственных данных с целью выделения общих признаков и составления классификации предметов 2) опознание конкретно­
чувственны х объектов с целью их включения в тот или иной класс.
Разум
— тип мышления (разумное, диалектическое мышление, который открывает в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. Данный тип мышления вскрывает переходы, движение, развитие Благодаря этому разумное мышление может изучать вещи согласно их собственной природе. Предпосылкой такого мышления выступает исследование природы самих понятий (рефлексия. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы собственной основы — с исследованием понятий, называется теоретическим.
Теоретическое (разумное) мышление ( Т М )
имеет ряд характерных черт:
анализ
как способ выявления генетически исходной основы некоторого целого рефлексия как рассмотрение основания собственных мыслительных действий планирование — мыслительное действие, которое осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента. Только обладая ТМ, можно осуществить действие по построению и преобразованию мысленного предмета. Это действие и является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущности 8

Сознание — это воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей (В.В. Давыдов).
Сознание возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, те. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности (ЭВ. Ильенков).
Теоретическое знание есть способ реального (общие способы предметных действий) или мысленного (понятия) преобразования предметов, — преобразования, в котором обнаруживается их существенная связь или отношение.
Конкрет ное
объективная целостность, существующая через связи единичных вещей. Конкретное — это единство многообразного (К. Маркс).
Абст ракт ное
— неразвитое, но существенное и генетически исходное отношение некоторой целостной системы (те. конк­
ретного).
Восхождение мысли от абстрактного к конкретному единый процесс мыслительного действия, состоящий из теоретического (содержательного) абстрагирования и обобщения.
Содержательное обобщение — обобщение, в процессе которого обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенными единичным (эмпирическое обобщение устанавливает лишь формальные родовидовые зависимости в различных классификациях. Произвести содержательное обобщение — значит открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления внутреннего единства этого целого. Содержательное обобщение совершается путем анализа некоторого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого.
Теорет ическое понятие есть форма выражения абстракции и обобщения содержательного типа, которая служит способом выведения особенных и единичных явлений их всеобщей основы 9
Прежде чем делать что-то, необходимо сначала научиться,
но научиться можно, только начав делать (Аристотель).
«Ученикам нужны не бесправие и зависимость от учителей,
а возможность думать и учиться самостоятельно иными словами, обучение — это то, что делает сам ученика не то, что делается за него (Кэтрин Фоснот, Основные понятия и термины по линии «Развитие»
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей