Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методическая литература. Методические рекомендации ф серия Новые образовательные стандарты А. Б. Воронцов Организация учебного процесса в начальной школе


Скачать 21.26 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации ф серия Новые образовательные стандарты А. Б. Воронцов Организация учебного процесса в начальной школе
Анкорметодическая литература.pdf
Дата06.08.2017
Размер21.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskaya_literatura.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24720
страница5 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
П сихическое развитие выражается в закономерных качественных сдвигах, происходящих внутри воспроизводящей деятельности (например, в переходе от одного типа деятельности к другому) ив содержании усваиваемых способностей (например, при одном типе деятельности ребенок присваивает способность к воображению, а при другом — способность к теоретическому мышлению. Существенной характеристикой присвоения способностей является то, что оно осуществляется ребенком только в его совместной жизни со взрослыми, в общении сними и под их руководством, а также в совместной деятельности с другими детьми.
Зона ближайшего развития — это расстояние, зазор между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, который определяется по задачам, решаемым им в сотрудничестве со взрослым. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день (JI.C. Выготский).
Психическое новообразование возраста — продукт возрастного развития.
Необходимо различать:
• новообразования, связанные по преимуществу с освоением содержания ведущей деятельности и обеспечивающие успешность индивидуального предметного действия (такова рефлексивная составляющая умения учиться, позволяющая ученику, отделив известное от неизвестного, ставить новые учебные цели);
• новообразования, связанные по преимуществу с освоением формы ведущей деятельности и обеспечивающие успешность 0

взаимодействия (такова субъективная составляющая умения учиться, обеспечивающая самостоятельность ребенка в поиске недостающих ему знаний уже на этапе интерпсихическо­
го, неиндивидуализированного действия).
И ндивидуальност ь не только результат, но и сам процесс развития индивида, это неповторимое своеобразие индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта обще­
ственно-исторического развития. Неповторимость индивида определяется органической целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельном общении с другими носителями общественной культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры орудия и продукты всех видов труда, язык, знания, навыки и умения и т. п.
Осознание
— движение и поиск решения новых проблем, выход за рамки сложившихся представлений.
Сознание
— см. с. Личность — субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт — значит осуществить акт творчества. Понятия личность и творчество неотделимы друг от друга. В.В. Давыдов выделяет важные черты, которые характеризуют подлинную личность 1) способность чутко улавливать новые общественные потребности 2) умение подчинять им задачи собственной деятельности 3) способность действовать по собственному убеждению) проявлять твердую волю и характер.
Воля
— практическое достижение человеком намеченной цели при решении той или иной задачи. Воля есть контроль вни­
мания.
Рефлексия
— индивидуальная способность человека по установлению границы собственных возможностей, способность знать, что знает (умеет) и чего не знает (не умеет 1
Основные понятия и термины по линии «Деятельность»
Деят ельност ь — активная жизнь людей, которая состоит в том, чтобы целенаправленно изменять и преобразовывать природную и социальную действительность.
Индивидуальный субъект это инициатива постановки целей коллективной деятельности отдельным человеком и ответственность за эту инициативу — ответственность перед собой и другими, перед другими и собой.
Интериоризация
есть нечто иное, как превращение коллективной деятельности, выполняемой коллективным субъектом, в индивидуальную деятельность, выполняемую индивидуальным субъектом.
Ведущ ая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (АН . Леонтьев).
Это декларация намерений она определяет направление развития, в котором взрослые собираются вести ребенка (ГА . Цукер­
ман).
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
• рождением и выделением как новых и особенных других видов деятельности;
• образованием или перестройкой психических процессов;
• основными возрастными изменениями личности ребенка.
Учебная деятельность — деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий (ДБ. Эльконин).
С убъект учебной деятельности — тот, кто умеет учить себя фиксировать границу своих возможностей и, выходя за нее, указывать учителю, в какой именно помощи нуждается.
Усвоение
— процесс воспроизведения индивидуумом исторически сформированных, общественно выработанных психических способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной 2

деятельности. Усвоение начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни человека, являясь основой развития его психики и поведения.
Человеческое действие — есть преобразование объективно существующих вещей, изменение, переработка и перевод существующего состояния объекта в другое состояние. Основная характеристика человеческого действия — это его предметность. Предметом действия всегда является конкретная связь (отношение) вещей, а не вещь. Действие содержит две части ориентировочную и исполнительную.
Исполнительная часть действия — это результативная, продуктивная часть, собственно преобразование.
Ориентировочная часть действия включает все моменты, на которые человек ориентируется, опирается, осуществляя действие.
Ум ственные действия — исполнительная часть действия, совершаемая как бы в уме, недоступная для наблюдения. Это действия, относящиеся к мышлению, воображению, восприятию, памяти и т. д.
Д ейст вие
— это структурная единица деятельности человека целесообразное практическое или теоретическое (мысленное) преобразование предметной ситуации, регулируемое представлением требуемого результата, условий и способов его достижения.
Учебная задача возникает, когда входе практического дей- ствования (понимания, мышления) обнаруживается разрыв в практическом действовании (понимании, мышлении, который может быть преодолен отысканием нового способа действования понимания, мышления. Отличается от любой другой задачи тем, что направлена на получение особого результата, результат ее решения — самоизменение. Характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
Поиск
— действие в ситуации, обнаруживающей недостаточность, непригодность ранее усвоенных способов действия и требующей либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа действия (Н.В. Репкина).
Чтобы организовать поиск в классе, необходимо 3

исключить возможность подражания готовым образцам действия;
• предоставить детям возможность свободно выдвигать предположения о том, как выйти из затруднения;
• одобрять все содержательные попытки и пробы;
• фиксировать детские гипотезы и делать пробы предметом общего обсуждения и анализа без специальных оценочных личностных оценок;
• не бояться уронить свой учительский авторитет, открыто обнаруживая собственное незнание.
Д ейст вие моделирования — выделение всеобщего отношения в предметной, графической или буквенной форме. Не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует именно всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно.
Д ейст вие контроля — действие по определению соответствия других учебных действий условиями требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операциональный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и получаемого результата. Контроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения.
П роверка
— это сбор информации, на основе которой должно быть высказано то или иное суждение.
Д ейст вие оценки — действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Действие оценки — умение определять наличие или отсутствие у самого себя общего способа решения тех или иных задач.
Оценка
— это форма, в которой выражено суждение о качестве того или иного действия.
Оценка
есть мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения 4

возрастных и учебно-воспитательных этапов освоения культуры Ю А. Полуянов).
Сам ооценка
— это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека А В . Захарова).
Общая самооценка (самоуважение, самопринятие) состоит в переживании собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущении собственной значимости или ничтожества.
Конкретная самооценка адресована любым частным проявлениям человека прежде всего качествам, раскрывающимся в общении (доброта, честность, смелость, ответственность и др) ив деятельности (способности, знания и умения).
Рефлексивная оценка — знание о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которое связано с двумя способностями способностью видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной способностью анализировать собственные действия. Эти две способности формируются в большей степени в рамках учебного действия оценки.
Ретроспективная оценка — это оценка уже выполненной работы. В ее становлении выделяются два шага шаг первый — ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, те. исправил ошибки шаг второй — ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки.
Прогностическая оценка — оценка предстоящей работы. Она является точкой роста способности младшего школьника к оцениванию себя.
Основные понятия и термины по линии Обучение и воспитание»
Воспитание и обучение (по JI.C. Выготскому и АН. Леон­
тьеву), в широком смысле есть, во-первых, нечто иное, как присвоение, воспроизведение человеком общественно-исторически заданных способностей, во-вторых, всеобщие формы психического развития, в-третьих, два самостоятельных процесса, поскольку они соотносятся как форма и содержание единого процесса психического развития человека.
Предмет,
— это непросто некий объект, существующий сам по себе и лишь воздействующий на субъекта тона что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия.
Учебны й предмет есть построение перехода от общего к частному в предметном материале на основе специфических учебных действий через следующие установки. Все понятия, конструирующие данный учебный предмет или основные его разделы, усваиваются детьми путем рассмотрения таких условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия задаются не как готовое знание. Усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние выводятся из абстрактного как из своей единой основы. Эта установка соответствует требованиям принципа восхождения от абстрактного к конкретному. При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики выявляют генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий. Установленная связь воспроизводится в особых предметных, графических или знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства в чистом виде. У школьников необходимо сформировать такие предметные действия, посредством которых можно выявить в учебном материале и воспроизвести в моделях существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства. Учащиеся постепенно и своевременно переходят от выполнения предметных действий к их проектированию
Принципы обучения по В.В. Давыдову
Принцип преемственности — связь качественно различных как по содержанию, таки по способам преподнесения детям стадий обучения. В младшей школе это научные понятия (содержание) и учебная деятельность как способ освоения этих понятий.
Принцип развивающего обучения — это такое построение обучения, когда можно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий. Такое обучение должно создать условия и предпосылки психического развития детей, которые могут отсутствовать у них сточки зрения высоких норм и требований будущей школы. Развивающее обучение есть активная форма осуществления развития ребенка.
П ринцип деятельности источник, средство и форма построения, сохранения и применения знаний. Сознательность может быть реализована лишь в том случае, если школьники не получают знания в готовом виде, а выясняют всеобщие условия их происхождения. А это возможно лишь при выполнении детьми тех специфических преобразований предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются и воссоздаются внутренние свойства объекта, становящиеся содержанием понятия.
Принцип предметности — точное указание специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, с другой -— изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей. Данный принцип обучения фиксирует возможность и целесообразность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы для последующего выведения его частных проявлений. Требование выделения всеобщего и построения в обучении на его основе конкретной системы — это следствие принципа предметности 7
Основные понятия и термины по линии Учебное сотрудничество»
Кооперация сотрудничество это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Предметност ь учебного сотрудничества — предметом действий учителя является не только само учебное содержание, но и позиция ученика позиция частичного знания, ненормативного понимания и содержания задачи и ожиданий партнера-учителя Позиция — отношение к миру людей, которое человек выстраивает сам. Построение позиции начинается с построения отношений с самим собой.
Статус
— характеристика предельно регламентированных отношений, в которых человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы взаимодействия, система взглядов и оценок.
Умение учиться это новообразование младшего школьного возраста, связанное в первую очередь с освоением формы учебного сотрудничества. Умение учиться имеет две составляющие рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой субъекту чего- тоне хватает, и ответить на первый вопрос самообучения чему учиться почему имеющихся средств и способов действия недостаточно для решения задачи 2) продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения как выучиться?
Способ учебного сотрудничества со взрослым есть учебное взаимодействие ребенка (класса) со взрослым (учителем, которое имеет следующие характеристики:
• однопредметность, те. у ребенка и взрослого есть и единая задача, и единая система отношений. Объединяющая их задача требует поиска способов действия, общих для определенного круга задача общая система отношений — поиска способов действия, общих для всех участников взаимодействия, что предполагает обнаружение и координацию различных точек зрения 8

• однопредметность взаимодействия всегда частична, так как в него вступают люди с заведомо разными представлениями и о содержании совместных действий, и об ожиданиях партнера по взаимодействию. Для удержания однопредметности требуется постоянный контроль взаимопонимания, который состоит в мгновенном разрушении однопредметности, фиксации разрывов понимания и поиске причин различия позиций. Последующая координация позиций восстанавливает одно- предметность;
• усилия по созданию и удержанию однопредметности сотрудничества не могут быть односторонними. Ученик должен быть инициативен в построении совместных учебных действий со взрослым. Инициативность ребенка в организации учебного взаимодействия есть мера его учебной самостоятельности вначале обучения;
• ученик, приглашающий учителя к сотрудничеству, — это не имитатор действий учителя. Он действует в области собственного незнания, где нет готовых образцов, где репродукция невозможна;
• если сфера доучебного, имитационного сотрудничества — навыковые, репродуктивные задачи, то сфера учебного сотрудничества — поисковые, непродуктивные, собственно учебные задачи. Лишь в учебном сотрудничестве рождается субъект учебной деятельности.
Учебн ое сотрудничество со сверстниками — способ взаимодействия с равными, равносовершенными при постановке и решении учебных задач. При таком взаимодействии между сверстниками распределяются не отдельные операции, входящие в состав целого действия, а разные точки зрения на изучаемое явление, каждая из которых, претендуя на целостность, не является, однако, достаточной для решения задачи.
В группе сверстников ребенок, с одной стороны, обходится без помощи взрослого,а с другой — не лишен поддержки. Предельно развитой формой такого взаимодействия выступает общекласс­
ная дискуссия где весь класс действует как сорганизованная группа. Без предварительной работы по выращиванию этой сложнейшей симфонической организации из ее простейших элементов — микродискуссий в малых группах детей — общеклассная дискуссия вырождается в множество параллельных взаимодействий ученик — учитель 9
Позиционный способ организации учебного сотрудничества детей — способ распределения функций в совместной деятельности, при котором каждый участник занимает позицию, открывающую ему определенный аспект общего действия с обязательной неоднократной сменой позиций.
Учить себя — это значит строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думавшими действовавшим не так, как се­
годня.
Учебное сотрудничество с собой — это позиция школьника, совершенствующего самого себя. Выделяется два принципа построения учебных отношений ребенка с самим собой:
• обучение детей предельно дифференцированной самооценке, сравнению своих вчерашних и сегодняшних достижений, при этом самооценка ребенка должна опережать учительскую оценку, содержанием которой становится не столько качество ученической работы , сколько адекватность детской самооценки;
• предоставление ребенку возможно большего количества равнодостойных выборов. Это может быть выбор аспекта оценивания, задания или способа действия и взаимодействия. Главный выбор, который делает ученик в процессе обучения, — это выбор собственной точки зрения. Формой объективации меняющихся детских позиций может стать составляемый всем классом учебник, куда ученик (группа заносит свои сегодняшние мнения, стем чтобы завтра иметь возможность не согласиться с самим собой или подтвердить собственную догадку.
Учебное классное сообщество организованная взрослым, но действующая без его непосредственного руководства группа сверстников (одноклассников, в основной школе — разновозрастная группа. Эта группа детей способна сорганизоваться для совместного выполнения дел, непосильных для каждого отдельного участника общей работы. Эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее уча­
стника.
Дет ская учебная самостоятельность способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний и умений. Эта способность имеет два источника 0
овладение содержанием и способами действия позволяет ребенку обходиться без помощи взрослого, быть самостоятельным при осуществлении интрапсихического, индивидуализированного действия;
• овладение способами взаимодействия делает ребенка инициативным, самостоятельным в осуществлении интрапси­
хического, совместного действия, которому он учится.
Триада учебного диалога — единица урока, которая состоит из трех тактов инициации — обычно в форме вопроса учителя ответа ученика (учеников) на вопрос (серию вопросов) учителя заключения — обычно в форме учительской оценки и (или) дополнительной, уточняющей информации о том, как надо было бы правильно ответить на исходный вопрос
Учебное издание Воронцов Алексей Борисович
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации
2-е издание
Редакторы ЕЛ. Вигдорчик, ТА. Чамаева
Художественный редактор СО. Максимов Технический редактор ГМ. Драговая
Обложка художника Е.Н. Сапоговой Компьютерная верстка Е. В. Чертовских Корректор Ф.Н. Морозова
Подписано в печать Формат 60x88Vie Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBoock. Уел. печ. л. 4,5. Уч.-изд. л. 4,5. Тираж 1 500 экз. Заказ ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС». 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9, тел (8-499) 261-83-37, 261-30-78, 265-70-87, 265-71-57, e-mail: info@vita-press.ru Отпечатано в ФГУП ПИК ВИНИТИ,
140010, г. Люберцы Московской обл, Октябрьский пр-т, 403
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей