Главная страница
qrcode

Методические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с овз раннего возраста


НазваниеМетодические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с овз раннего возраста
АнкорMetodicheskie rekomendatsii k organizatsii diagnosticheskoy i korrektsionnoy raboty s detmi s OVZ rannego vozrasta.doc
Дата17.09.2017
Размер104 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_k_organizatsii_diagnosticheskoy_i_ko
ТипМетодические рекомендации
#13749
Каталог

Методические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ раннего возраста.




Е.С. Стангрит, методист отдела коррекционной педагогики

и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию1.

Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции. Как правило, в младенческом и раннем возрасте детям с выявленными отклонениями в развитии оказывается преимущественно медицинская помощь. Большинство детей с нарушениями в развитии включаются в систему комплексной психолого-педагогической помощи в возрасте 2-3 лет и старше. В ряде случаев коррекционная работа в силу объективных причин начинается только к моменту поступления ребенка в школу. Но так как к этому времени уже упущены сензитивные периоды развития высших психических функций и социальных компетентностей, коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной. К тому же попытка объединить решение коррекционных и образовательных задач зачастую приводит к значительным перегрузкам детей.

Традиционно психолого-педагогическая коррекционная работа выстраивается в русле профессионально ориентированной модели, которая предполагает сфокусированность разных специалистов на ребенке. При этом семья оказывается в «пассивной» позиции. Однако зарубежный опыт показывает, что эффективность коррекционной работы напрямую зависит от активности и включенности в этот процесс семьи ребенка с проблемами в развитии.

В последние десятилетия в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования проведен ряд фундаментальных исследований, результаты которых убедительно доказывают, что, чем раньше выявлены проблемы семьи и ребенка, тем быстрее и эффективнее осуществляется процесс абилитации и реабилитации. Максимально раннее начало целенаправленного педагогического воздействия позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии, создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Кроме того, ранняя психолого-медико-педагогическая помощь обеспечивает благоприятную основу для социальной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в здоровый социум.

Благодаря использованию программ и методов ранней коррекции, разработанных в Институте коррекционной педагогики:

  • 15 % детей уже к 3 - 5 годам, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, максимально сближается по уровню не только общего, но и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи;

  • 10% детей получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной систематической помощи сурдопедагога;

  • 60% детей могут впоследствии обучаться в школах для слабослышащих, не только II, но и I отделениях.

Проведенная в Самарской области экспериментальная работа по созданию региональной системы ранней специальной помощи ребенку и семье, в составе которой была открыта областная лаборатория ранней помощи и 13 территориальных служб, также подтвердила достоверность названных положений. По данным Центра специального образования Самарской области2, «за время работы в систему обратилось около 6,5 тысяч семей, около 3,5 тысяч (из них) нуждаются и получают системную помощь. К концу 2005 года закончили программы ранней помощи почти 1800 детей, и 80% из них достигли уровня возрастной нормы».

На современном этапе ведущими сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО разрабатывается государственная концепция системы ранней помощи детям с нарушениями развития. Определены основные задачи реализации данной системы3:

  1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

  2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

  3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

  4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни ребенка.

  5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

  6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

  7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.

Для реализации поставленных задач необходимо создание нового структурного элемента в системе специального образования – служб ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Службы ранней помощи4 могут открываться как структурные подразделения в:

  • дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида;

  • специальных (коррекционных) школах;

  • дошкольных общеобразовательных учреждениях;

  • учреждениях дополнительного образования;

  • различных центрах образования: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и других.

В зависимости от созданных условий службы ранней помощи могут функционировать как узкопрофильные, оказывающие помощь только определенным категориям детей и их семьям, так и многопрофильные.

Целью работы служб ранней помощи является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии.

Клиентами служб ранней помощи являются семьи, воспитывающие ребенка с проблемами в развитии первых трех-четырех лет жизни.

В службу ранней помощи могут быть направлены:

  1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, органическим поражением ЦНС, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

  2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

  3. Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.

Для оказания на базе службы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи необходимо, чтобы в штате были специалисты разного профиля: медики, психологи, педагоги. Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы ранней помощи.

Основными направлениями деятельности служб ранней помощи являются:

Информационно-просветительская деятельность – предполагает информирование о миссии, цели и задачах службы, перечне предоставляемых услуг. В рамках этой деятельности осуществляется работа с ближайшим окружением ребенка по формированию положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами. Информационно-просветительская работа проводится в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования. Организуются конференции, семинары, круглые столы, форумы и другие формы работы.

Организационно-координационная деятельность – направлена на установление партнерских отношений между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования. Основной задачами в рамках этой деятельности являются своевременное выявление детей с проблемами в развитии, оказание им квалифицированной медицинской помощи, а также определение маршрута дошкольного и школьного образования.

Деятельность по осуществлению комплексной медико-психолого-педагогической диагностики – предполагает оценку развития и состояния ребенка, выявление причин, приводящих к проблемам в развитии. В рамках этой деятельности осуществляется также психологическая диагностика функционирования семьи и определяется ее реабилитационный потенциал.

Деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи и реабилитации – организуется с семьей ребенка. На основе комплексной диагностики ребенка формируется программа его развития, в реализации которой принимают активное участие все члены семьи. При этом семье оказывается психологическая помощь и поддержка. Вместе с родителями подбираются оптимальные формы организации работы: надомная помощь или занятия в службе; индивидуальные занятия, подгрупповые или их сочетание. В рамках этой деятельности осуществляется сопровождение семьи и ребенка при переходе в другое образовательное учреждение.

Профилактическая деятельность – направлена на работу с семьями детей групп биологического и социального риска.

Научно-методическая деятельность – осуществляется с целью анализа, систематизации и подбора эффективных методик и технологий оказания помощи семье с проблемным ребенком.

Система ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с проблемами в развитии, осуществляется поэтапно. Условно можно определить несколько этапов ранней помощи: диагностический, деятельностный и рефлексивный.

Диагностический этап состоит из нескольких уровней:

  1. Скрининг-диагностики (от англ. screening – «просеивание»), позволяющие выявить «подозрения» на отклонения в развитии.

Основным методом на этом уровне является скрининг по факторам риска. Выявление у ребенка двух и более факторов риска значительно повышает риск возникновения у ребенка отклонений в развитии. Такой ребенок в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития должен наблюдаться у разных специалистов.

Выделяют следующие факторы риска:

  • возраст родителей, в том числе возраст матери старше 40 лет, особенно при первой беременности;

  • патологическое течение беременности у женщин (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия);

  • инфекционные заболевания у женщин в период беременности (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);

  • тяжелая гипоксия плода;

  • асфиксия новорожденного;

  • внутриутробная или неонатальная инфекция у детей (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);

  • глубокая степень недоношенности;

  • низкая и экстремально низкая масса тела при рождении;

  • переношенность;

  • тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС;

  • тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС;

  • внутричерепная родовая травма у детей;

  • гемолитическая болезнь новорожденных;

  • синдром дыхательных расстройств у детей или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;

  • хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;

  • патологический характер гипербилирубинемии у детей (в том числе с «затянувшейся» желтухой);

  • нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине;

  • наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.

Существуют скрининговые методики, направленные на выявление возможных нарушений слуха и зрения, а также определение уровня развития ребенка.

Скрининговая оценка психомоторного развития ребенка проводится с помощью нормативной методики «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (авторы Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина).

  • Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

  • Голубева Л.Г., Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2004.


Для скрининг-диагностики слуха ребенка применяются следующие методики:

  1. Анкета-вопросник для родителей, разработанная Центром аудиологии и слухопротезирования Минздравсоцразвития РФ.

  2. Обследование с помощью специального портативного аудиометра – звукореактотеста (ЗРТ – 01).

  3. Метод «гороховых проб» (авторы Невская А.А., Леушина Л.И.).

  4. Обследование слуха с помощью шепотной речи.

  5. Методика Л.В. Неймана.

  • Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2004.

  • Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст /Под ред. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Полиграф сервис, 2002.

  • Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.


Скрининг зрительных функций включает:

  1. Проверку устойчивости бинокулярной фиксации с помощью офтальмологического фонарика.

  2. Проверку характера и объема прослеживающих движений глаз.

  3. Проверку полей зрения.

  4. Приблизительную оценку остроты зрения (с помощью мелких крупинок).

    • Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.

    • Формула успеха / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.



  1. Клинические обследования, которые проводятся врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.

Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.

  1. Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика проводится неврологом, психологом и педагогом-дефектологом.

Невролог анализирует данные неврологического обследования и клинического обследования слуха, зрения и нервной системы.

Психолог исследует характер детско-родительских отношений, уровень исследовательской активности ребенка, степень понимания родителями проблем и потребностей ребенка.

Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает или опережает норму развития.

Обобщая полученные данные, специалисты определяют причину нарушений в развитии, диагноз и возможные перспективы развития.


  1. Углубленная психолого-педагогическая диагностика функциональных особенностей ребенка проводится с целью разработки индивидуальной программы развития.

  2. Оценка динамики развития ребенка (теми же методиками, что и на 4 уровне).

В зависимости от проблем, выявленных на предыдущих уровнях диагностики, каждый специалист для углубленного изучения ребенка может использовать различные методики, такие, как:

Диагностика умственного развития

  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2003, 2005, 2008.


Диагностика детей раннего возраста с нарушениями слуха

  • Николаева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха. – М.: Экзамен, 2005.


Диагностика детей раннего возраста с нарушениями речи

  • Громова О.Е. Детский лексикон. – М.: Сфера, 2004.

  • Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2006.


В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО (Москва) разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Результаты диагностических исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают стратегию решения проблем. Определяется ответственность всех участников коррекционного процесса. С учетом возможностей семьи и потребностей ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития. Планируются возможные формы контроля и коррекции программы при необходимости.

При разработке индивидуальной программы развития можно использовать следующие методические разработки5:

Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Авторы: Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д., Гвелесиани Т.Г., Загорянская М.Е., Пелымская Т.В., Румянцева М.Г. М.: Экзамен, 2005.

В пособии представлены модель аудиологического обследования, направленного на выявление нарушений слуха у детей первого года жизни, и педагогические методы работы с неслышащими детьми младенческого возраста.

  • Если малыш не слышит… Авторы Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. М.: Просвещение, 2003.

Методическое пособие для специалистов и родителей по коррекции нарушенной слуховой функции у детей первых трех лет жизни.

  • Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Авторы: Стребелева Е.А., Белякова Ю.Ю., Браткова М.В., Выродова И.А., Пронина Л.В. М.: Экзамен, 2007.

Пособие отражает системный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. В методических рекомендациях представлены должностные обязанности специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, методика педагогического обследования ребенка раннего возраста, организация работы с детьми с психофизическими нарушениями, содержание индивидуального коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями.

  • Дети с нарушениями зрения: диагностика и коррекция. Авторы: Фильчикова Л.И., Парамей О.В., Бернадская М.Э. М.: Экзамен, 2007.

Подробно описаны методы коррекции и компенсации зрительных нарушений. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.

  • Дети с двигательными нарушениями: диагностика и коррекция на первом году жизни. Авторы: Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. М.: Экзамен, 2006.

Методическое пособие содержит данные о раннем распознавании двигательных нарушений у детей первого года жизни и ранней комплексной помощи ребенку. В пособии систематизированы клинические проявления задержки развития двигательной функции, позволившие авторам вынести на обсуждение классификацию различных вариантов отклоняющегося развития. Представлены методы коррекции задержки психомоторного развития у детей младенческого возраста.

  • Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. Автор: Приходько О.Г. М.: КАРО, 2006.

Методическое пособие содержит данные об особенностях развития и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией в первые годы жизни. Систематизированы клинические проявления задержки моторного и психоречевого развития, позволившие автору вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития; представлены методы коррекции нарушений двигательного, познавательного и речевого развития у детей раннего возраста.

  • Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. Авторы: Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Экзамен, 2004.

В книге рассматриваются закономерности раннего эмоционального развития при аутистическом дизонтогенезе. Представлены методы раннего выявления нарушений взаимодействия ребенка с окружением и признаков искажения его аффективного развития. Предлагаются методы психологической коррекционной работы, ориентированные на семью с таким ребенком.

  • Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. Авторы: Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М.: КАРО, 2008.

В пособии представлена система целенаправленной коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей; рассмотрены основы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями развития; описаны содержание, методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на здоровьесбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.

В коррекционно-развивающей работе с ребенком и его семьей необходимо использовать различные формы организации:

  • индивидуальные и/или групповые (подгрупповые) занятия с ребенком, занятия с родителями и ребенком, занятия с родителями или ближайшим окружением;

  • однократное консультирование семьи;

  • долговременное консультирование семьи, индивидуальные и/или групповые занятия (до нескольких лет);

  • индивидуальные занятия и/или консультирование на дому.

Выбор формы организации коррекционной работы зависит от потребностей и возможностей семьи и ребенка. Индивидуальные занятия могут проводить педагог-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, логопед), педагог-психолог. Групповые (подгрупповые) занятия могут быть организованы музыкальным работником, инструктором ЛФК, психологом, дефектологом.

Коррекционная работа с ребенком раннего возраста с выявленными проблемами в развитии будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Коррекционно-развивающая работа должна строиться по принципу совместно-разделенной деятельности. Одной из основных задач специалистов является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка.

В настоящее время создание в России системы ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям является одним их инновационных направлений развития специального образования. Становление системы ранней помощи создаст условия для своевременного выявления детей с проблемами в развитии и оказания им эффективной коррекционной помощи, что обеспечит качественную социальную и образовательную интеграцию детей с проблемами в развитии.


1 Волосовец Т.В. Состояние перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям и их семьям. Материалы конференции.-М.:2003.

2 По материалам сайта http://www.csoso.ru

3 Н.Н. Малофеев. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка. // Альманах ИКП РАО научно-методический журнал, электронное издание http://almanah.ikprao.ru

4 Подготовлено с использованием методических материалов Ю.А. Разенковой, к.п.н., зав.лабораторией ранней помощи детям с выявленными отклонениями развития Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики»

5 Методические пособия рекомендованы Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ.

перейти в каталог файлов


связь с админом