Главная страница

Планы и методические рекомендации к практическим занятиям. Методические рекомендации к практическим занятиям Тема Просодическая сторона речи Вопросы для обсуждения Акустические характеристики устной речи


Скачать 31.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям Тема Просодическая сторона речи Вопросы для обсуждения Акустические характеристики устной речи
АнкорПланы и методические рекомендации к практическим занятиям.docx
Дата25.09.2017
Размер31.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПланы и методические рекомендации к практическим занятиям.docx
ТипМетодические рекомендации
#19151
Каталог

Планы и методические рекомендации к практическим занятиям

Тема 1. Просодическая сторона речи

Вопросы для обсуждения

1. Акустические характеристики устной речи.

2. Понятие просодической стороны речи.

3. Мелодика, темп, интонация, ритм.

4. Овладение просодической стороной речи в онтогенезе.

5. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при заикании.
Рекомендуемая литература

1. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онто- и дизонтогенез [Текст] / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. – М., 2010.

2. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”[Текст] — М.: В. Секачев, 2006.

3. Кодзасов, С.В. Исследования в области русской просодии [Текст] / С.В. Кодзасов. – Москва: Языки славянских культур, 2009.

4. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для обучающихся педвузов[Текст] / В.А.Ковшиков, В.П.Глухов. – М., 2007.

5. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд. – М., 2009.

6. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии : монография / Ю.О. Филатова. — М., 2012.

7. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова. – М., 2009.
Задания и методические рекомендации

Задание 1.

Изучите литературу и составьте терминологический словарь основных понятий. Сделайте соответствующие записи.

Задание 2.

Подготовьте сообщения по материалам статей из опыта работ исследователей по проблеме изучения просодической стороны речи.

Задание 3.

Рассмотрите структурные компоненты просодической стороны речи, а именно:

- речевое дыхание;

- темпо-ритмическая организация речи;

- интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса);

- тембр речи.

Дайте характеристику.

Задание 4.

Проанализируйте литературу и дайте характеристику речи заикающихся: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз.
Тема 2. Темпоритмическая организация устной речи.

Вопросы для обсуждения

1. Изучение проблемы заикания в историческом, патогенетическом, клиническом, лингвистическом и других аспектах.

2. Развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе.

3. Темпо-ритмические свойства речедвигательной системы в норме и при заикании.

Рекомендуемая литература

1. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онто- и дизонтогенез [Текст] / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. – М., 2010.

2. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”[Текст] — М.: В. Секачев, 2006.

3. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для обучающихся педвузов[Текст] / В.А.Ковшиков, В.П.Глухов. – М., 2007.

4. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд. – М., 2009.

5. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии : монография / Ю.О. Филатова. — М., 2012.

6. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – Издательство: В.Секачёв, 2010.

7. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова. – М., 2009.
Задания и методические рекомендации

Задание 1.

Аргументируйте различные точки зрения педагогов на проблему заикания.

Заполните таблицу.

Точки зрения педагогов на проблему заикания

Педагог

Характеристика проблемы заикания








Задание 2.

Проведите теоретический анализ исследований темпо-ритмической организации речи. Составьте терминологический словарь основных понятий. Сделайте соответствующие записи.

Задание 3.

Изучите и проанализируйте темпо-ритмические свойства в норме и при разных формах заикания. Заполните таблицу.

Анализ темпо – ритмических свойств речи в норме и при различных формах заикания

Анализ темпо – ритмических свойств речи в норме

Анализ темпо – ритмических свойств речи при различных формах заикания









Задание 4.

Схематически изобразите фонаторную и дыхательную системы человека.

Тема 3. Особенности темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Вопросы для обсуждения

1. Подбор методики для выявления и преодоления темпо-ритмических нарушений речи у детей дошкольного возраста с заиканием.

2. Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений.

3. Обследование речи детей на примере методики Г.А.Волковой.

4. Схемы анализа результатов обследования.

Рекомендуемая литература

1. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”[Текст] — М.: В. Секачев, 2006.

2. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для обучающихся педвузов [Текст] / В.А.Ковшиков, В.П.Глухов. – М., 2007.

3. Лохов, М.И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста[Текст] / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко. - Издательство: Детство - Пресс, 2010

4. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - репринтное издание. - М. : Альянс, 2013.

5. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд. – М., 2009.

6. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии : монография / Ю.О. Филатова. — М., 2012.

7. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – Издательство: В.Секачёв, 2010.

8. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова. – М., 2009.
Задания и методические рекомендации

Задание 1.

Проведите теоретический анализ исследований особенностей темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Составьте терминологический словарь основных понятий. Сделайте соответствующие записи.

Задание 2.

Подготовьте дидактический и наглядный материал для обследования ребёнка с заиканием, проведите обследование. Обработайте данные логопедического обследования, используя литературу, видео-материалы, компьютерные технологии, интернет-сети.

Задание 3.

Проанализируйте методику Г.А.Волковой. Подберите другие методики и составьте схемы обследования.

Задание 4.

Изучите литературу и выделите основные этапы обследования темпо – ритмических нарушений речи у детей с заиканием.
Тема 4. Технология формирования плавной речи у заикающихся.

Вопросы для обсуждения

1. Специальный охранительный режим.

2. Режим ограничения речи.

3. Режим молчания.

4. Техники невербального общения.

5. Аутогенная тренировка.

6. Расширенная формула спокойствия.

7. Релаксационные упражнения.
Рекомендуемая литература

1. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”[Текст] — М.: В. Секачев, 2006.

2. Лохов, М.И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста[Текст] / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко. - Издательство: Детство - Пресс, 2010

3. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - репринтное издание. - М. : Альянс, 2013.

4. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии : монография / Ю.О. Филатова. — М., 2012.

5. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – Издательство: В.Секачёв, 2010.

6. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова. – М., 2009.
Задания и методические рекомендации

Задание 1.

Просмотрите видеофильмы с проведением коррекционно-педагогической работы при заикании:

I. Создание охранительного речевого режима.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка.

Задание 2.

Проанализируйте методики по формированию плавной речи. Составьте комплекс релаксационных упражнений на разные группы мышц для заикающихся дошкольников с целью нормализации их темпоритмической стороны устной речи. Продемонстрируйте:

- релаксационные упражнения для мышц рук, ног, корпуса;

- релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

Задание 3.

Подготовьте презентации, на которых представите техники невербального общения, аутогенную тренировку (мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций), релаксационные упражнения. Подготовьте сообщения.

Задание 4.

Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся. Заполните таблицу.

Виды психотерапии, используемые при реабилитации заикающихся


Виды психотерапии

Характеристика

Общая психотерапия




Рациональная психотерапия




Суггестивная психотерапия




Тренировочная психотерапия




Трудотерапия




Коллективная психотерапия





Тема 5. Развитие координации и ритмизации движений.

Вопросы для обсуждения

1. Логопедическая ритмика и ритмическая разминка.

2. Комплекс упражнений, регулирующих мышечный тонус.

3. Комплекс упражнений для развития чувства темпа и ритма.

4. Комплекс упражнений на развитие координации речи с различными движениями (пение, игра, чувство ритма, ритмическая способность, послоговый ритм, или теппинг, полный стиль произнесения, пословный ритм).

5. Ритмизированная речь под метроном.

6. Совместная тренировка ритмических движений руки и речи.

7. Плавность речи.

8. Диафрагмально-реберное дыхание. Длительный фонационный выдох. Речевой выдох.

9. Атака звука и регистр голоса.

10. Сопряжённая и отражённая речь. Спонтанная речь.
Рекомендуемая литература

1. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”[Текст] — М.: В. Секачев, 2006.

2. Лохов, М.И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста[Текст] / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко. - Издательство: Детство - Пресс, 2010.

3. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - репринтное издание. - М. : Альянс, 2013.

4. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии : монография / Ю.О. Филатова. — М., 2012.

5. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – Издательство: В.Секачёв, 2010.

6. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова. – М., 2009.
Задания и методические рекомендации

Задание 1.

Изучите и проанализируйте литературу по данной теме. Составьте таблицу, в которой отражены:

- этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием;

- основные этапы развития планирующей функции речи.

- этапы формирования темпо-ритмической стороны речи.

Задание 2.

Подготовьте сообщения и презентации по следующим темам:

1. Логопедическая ритмика, её роль в устранении заикания.

2. Игровая деятельность в устранении заикания.

3. Методические приёмы формирования навыка плавной речи.

4. Основные методические приёмы формирования речевого дыхания.

5. Основные приёмы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.

Задание 3.

Составьте комплекс упражнений (с последующей демонстрацией), регулирующих мышечный тонус, упражнения для развития чувства темпа и ритма, упражнения на развитие координации речи с движением.

Задание 4.

Подберите игры и задания, позволяющие организовать педагогическую работу по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей следующим направлениям:

- формирование речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);

- развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;

- развитие фонационного (речевого) дыхания;

- координация дыхания, голосообразования и артикуляции;

- развитие мимики и выразительности движений;

- развитие способности понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;

- развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;

- развитие восприятия и воспроизведения ударения;

- формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;

- совершенствование темпоритмической организации высказываний;

- формирование умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.
перейти в каталог файлов
связь с админом