Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла... Методические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание


НазваниеМетодические рекомендации к программе взаимодействия доу и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста Содержание
АнкорЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к программе взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей мла.
Дата03.10.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛаптева Т.С. Растим здоровье. Методические рекомендации к програ
ТипМетодические рекомендации
#24690
страница3 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема: «Роль семьи и детского сада

в формировании здоровья детей»

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства».

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%), занятия рисованием и лепкой (30%), пешие прогулки вместе с родителями (27%), прослушивание рассказов, сказок (26%), просмотр детских телевизионных передач (26%), конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место (12%), что не вызывает оптимизма.

Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.

Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28% - только в выходные дни, 27% - ежедневно, 4% - во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%), отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, 21%- указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15% - признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.

Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?

Как было сказано, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровья ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Основными задачами по охране здоровья детей являются:

  • создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

  • воспитания положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;

  • формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режиме дня на укрепление здоровья;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.

В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого–педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умением и навыкам родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Общепризнано, чтофундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Анкета

«Заботитесь о здоровье детей?»


Меры по укреплению здоровья детей


Регулярность применения

Регулярно

Не регулярно

Вообще нет

Посещение врачей










Прием лекарств










Соблюдение режима дня










Соблюдение гигиенических норм










Занятия физическими упражнениями










Правильное питание










Прогулки на свежем воздухе










Закаливание










Немедикаментозные средства оздоровления (массаж и т. п.)










Другое













Конференция

Тема: «Гигиена детства»

Цель: Расширить знания родителей о детской гигиены. Привлечь внимание родителей к развитию гигиенических навыков у детей.

Участники: Заведующий, мед. работник ДОУ, педагоги, фельдшер детской поликлиники.

Вопросы освещения:

  • «О чем следует знать родителям ребенка дошкольника».

  • «Уход за волосами и гигиена полости рта».

  • «Пользование туалетом и уход за половыми органами детей».

  • «Формирование культурно-гигиенических навыков детей с использованием художественного слова».

Введение.Сообщение заведующего ДОУ «О чем следует знать родителям ребенка дошкольника».

Основная часть.

  1. Выступление мед/работника ДОУ «Уход за волосами и гигиена полости рта».

  2. Консультация фельдшера детской поликлиники «Пользование туалетом и уход за половыми органами детей».

  3. Методические рекомендации воспитателей «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в режиме дня с использованием художественного слова».

Заключение.Обратная связь:

- Формирования культурно – гигиенических навыков у детей в повседневной жизни.

- Взаимодействие ДОУ и семьи.


Листовка

Тема: «Здоровый быт детей в семье»

Не забывайте о гигиене

Гигиена - наука о здоровье. Она разрабатывает научно обоснованные рекомендации, соблюдение которых создает наиболее благоприятные возможности для сохранения и укрепления здоровья, предупреждает возникновение болезней.

Задача родителей заключается в том, чтобы в соответствии с правилами гигиены постоянно обеспечивать благоприятные условия для роста и развития неокрепшего организма ребенка и подростка. Необходимо обращать внимание на чистоту мест, где занимаются, отдыхают и спят дети, на должную освещенность помещений и свежесть воздуха, а также на соответствии росту, силам детей и санитарным требованиям предметов домашнего обихода.

Чистота

Чистота помещения - одно из главных условий сохранения здоровья детей. Необходимо ежедневно тщательно убирать комнату (подметать пол влажной тряпкой, стирать пыль с мебели, мелких вещей, проветривать постельные принадлежности). Не менее важно следить за чистотой одежды и обуви.

Гигиенические требования к освещению

Солнечный свет благотворно влияет на жизнедеятельность организма, на обмен веществ. Недостаток солнечного света особенно губительно сказывается на детях: рост и развитие костей замедляются, появляются различные болезни. Не следует заставлять окна предметами, препятствующими проникновению естественного света в помещение. Место, где ребенок обычно играет, должно быть хорошо освещенным дневным светом.
Гигиена воздуха

В помещении, где живут, занимаются, играют и отдыхают дети, необходимо свежий, чистый воздух.

Окна в летнее время года надо держать раскрытыми. Зимой лучше на короткое время открывать их, чем долго держать открытой форточку или фрамугу. Не допускайте игр и других занятий детей на пыльных площадках, на лестничных клетках, в плохо проветриваемых коридорах!

Гигиена предметов домашнего обихода

Выполнение требований гигиены в организации здорового быта детей касается и предметов домашнего обихода: мебели, игрушек, инвентаря для игр и занятий физическими упражнениями. Эти предметы должны быть удобны для пользования детьми, приспособлены к их росту.

С колыбели и до юности жизнь детей сопровождают игрушки. Очень важно, чтобы они отвечали гигиеническим требованиям, т.е. не приносили вреда здоровью, помогали общему развитию и укреплению растущего организма. Для разностороннего умственного и физического развития ребенка полезны наряду с игрушками, в которые спокойно играют дети за столом или на полу, на ковре, игрушки, с которыми ребята могут побегать, попрыгать, проделывать самые разнообразные движения.

Игрушки должны содержаться в чистоте и порядке. Резиновые надо время от времени мыть теплой водой с мылом, деревянные – протирать. Хранить игрушки следует в определенном закрытом месте. Недопустимо подпускать к игрушкам домашних животных - кошек, собак.
2. Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей:

Консультация

Тема: «Утренняя гимнастика с малых лет»

Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.

В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику. В вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением. В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.

Длительность утренней гимнастики – 5 - 6 минут. Комплексы состоят из 3-4 упражнений. Упражнения повторяются 4-6 раз. Если в комплекс включены три общеразвивающих упражнений, то они проводятся в такой последовательности:

  • для мышц плечевого пояса и рук;

  • для туловища;

  • для ног.

Если включены четыре общеразвивающих упражнения, то есть возможные последовательности:

I. Вариант

  1. для мышц плечевого пояса и рук;

  2. для туловища;

  3. для плечевого пояса;

  4. для ног (прыжки).

II. Вариант

  1. для мышц плечевого пояса и рук;

  2. для туловища;

  3. для ног (кроме прыжков);

  4. для плечевого пояса.

Если в комплексе включены приседания или полуприседания, то затем даются упражнения для плечевого пояса, чтобы дать детям возможность выпрямится. Если в комплекс включены прыжки, то они завершают блок общеразвивающих упражнений, после них дается ходьба с постепенным замедлением темпа.

Упражнения для мышц плечевого пояса:

  • подъемы рук вперед, вверх, в стороны;

  • раскачивание рук вперед-назад;

  • отведение рук за спину;

  • сгибание и разгибание рук в локтях;

  • хлопки перед грудью.

Исходные положения для рук:

  • руки внизу;

  • руки, согнуты в локтях, у груди;

  • руки за спиной.

Руководство для взрослых.

Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки.

Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений. Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры- забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал – погремушки, кубики.

Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей 3-4 лет

Комплекс №1

1.«Потянулись»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: поднять руки вверх через стороны, опуская вниз, сказать «Вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2.«Гуси»

И.п.: ноги шире плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вперед, сказать: «Ш-ш-ш», выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

3.«Птички»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: сесть на корточки; изобразить пальцами руки, «как птичка клюет», произнести: «Клю-клю-клю».

Повторить: 5-6 раз.

4.«Мячики»

И.п.: произвольное.

Выполнение: прыжки на месте.

Повторить: 8-10 раз.

Комплекс №2

1.«Ладошки»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот»; опустить руки.

Повторить: 5раз.

2.«Где колени?»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной.

Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут»; выпрямится.

Повторить: 4 раза.

3.«Велосипед»

И.п.: лежа на спине, руки и ноги выпрямлены.

Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях «поехали на велосипеде»; опустить ноги.

Повторить: 2-3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями.

4.«Шагают ножки»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахиваямруками.
Папка - передвижка

1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей