Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации к проведению индивидуального обследования психологической готовности к школе воспитанников доу


НазваниеМетодические рекомендации к проведению индивидуального обследования психологической готовности к школе воспитанников доу
АнкорМетодические рекомендации к проведению индивидуального обследова.doc
Дата18.01.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_k_provedeniyu_individualnogo_obsledo
ТипМетодические рекомендации
#6925
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


Методические рекомендации к проведению индивидуального обследования психологической готовности к школе воспитанников ДОУ.
Умнова С.П, старший воспитатель МДОУ № 36

Инченко Н.А., педагог-психолог МДОУ № 36
1. Первое задание, которое вы собираетесь предложить ребенку, должно быть заведомо интересно и доступно ему для выполнения.

2. Ребенка необходимо поддерживать и хвалить, даже если тест выполнен неудовлетворительно,

3. Если оценивается ребенок с трудностями поведения или с трудностями вступления в контакт, необходима беседа с родителями и выработка стратегии исследования при повторной встрече. Если повторная встреча не приносит желаемого результата, необходимо решать вопрос о проведении психотерапевтической работы, в результате которой можно будет выяснить причину поведения ребенка на диагностическом испытании.

4. Психологическое исследование детей 6 лет не должно длится более 30 мин.

5. Если первая встреча не дала достаточной диагностической информации, следует назначить повторное испытание,

6. Психологическое исследование всегда должно заканчиваться на позитивной ноте, чтобы ребенок ушел с ощущением интересного и комфортного общения с психологом, Дошкольник нуждается в том, чтобы его хвалили не только за хорошее выполнение отдельных заданий, но и за правильное поведение и отношение к ситуации. Можно сказать: «Какой ты молодец! Так хорошо занимался, старался, справился со всеми заданиями», даже если это было не совсем так. Дело в том, что дошкольники в гораздо большей степени оценивают усилия, которые они прикладывают к выполнению задания, чем реальный результат, поэтому их интересует и соответствующая оценка их поведения и личности в целом. Этот момент обеспечивает положительное отношение к возможным последующим встречам ребенка с психологом.

Общая инструкция к проведению группового обследования


Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении.

В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6—10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы.

Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи — обращаться к взрослому.

Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 30—35 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.

При проведении обследования целесообразно с помощью воспитателя подбирать подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

Организация диагностической работы по исследованию психологической готовности к школе воспитанников

МДОУ № 36 Ворошиловского района города Ростова-на-Дону


Цель: Изучение особенностей готовности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении развивающей работы



ОКТЯБРЬ

Диагностика мотивационной

интеллектуальной и произвольной сферы с точки зрения психологической готовности к школе




МАРТ

Диагностика мотивационной

интеллектуальной и произвольной

сферы с точки зрения психологической




АПРЕЛЬ

Скрининг диагностика

Исследование готовности детей к школьному обучению



















ЦЕЛЬ

Выявление детей с недостаточной сформированной к обучению в школе, для проведения с ними коррекционной работы




ЦЕЛЬ

Изучение эффективности деятельности педагогического коллектива




ЦЕЛЬ

Составить общее представление об уровне готовности ребенка к школьному обучению
















АДРЕСАТ

Дети подготовительной группы




АДРЕСАТ

Дети по группам развития




АДРЕСАТ

Дети предшкольного возраста более 6,2 лет
















ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение форм общения; Схематизация; Пиктограмма; Пьерон-Рузера;

Бендер гештальт-тест




ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение форм общения Схематизация; Пиктограмма; Пьерон-Рузера; Отношение к школе.




ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Тест Керна-Йерасика; Графический диктант.


Диагностические материалы


Автор методики и её название

Время проведения

Исследуемая функция

Интерпретация

Диагностика личностной сферы (мотивационной)

1.А.Л. Венгер, Е.А.Бугрименко. Отношение ребенка к школе.
2. М.И.Лисина. Определение форм общения детей со взрослым.


Март

Октябрь, март

Мотивационная готовность


Общение со взрослым

Уровень сформированности положительного отношения к школе

Уровень развития коммуникативной деятельности

Диагностика интеллектуальной сферы

1. Р.И.Бардина. Схематизация

2. А.Р.Лурия. Пиктограмма

3. Н.Л.Белопольская Методика исследования понимания смысла коротких рассказов

4. Н.Л Белопольская

Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма

Октябрь, март

Октябрь, март

Октябрь, март

Октябрь, март

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие памяти

Понимание коммуникативно-бытовых ситуаций на вербальном материале

Навыки чтения, счета и письма

Уровень развития наглядно-образного мышления

Уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания

Эмоциональные и рациональные компоненты процесса понимания

Уровень сформированности

Диагностика сферы произвольности и зрительно-моторной координации

1. Методика Пьера-Рузена

2. Зрительно-моторный Бендер-гештальт тест.

3. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

( единый базовый компонент)

4. Д.Б.Эльконин. Графический диктант

(единый базовый компонент)

Октябрь, март

Октябрь

Апрель

Апрель

Волевая готовность

Сформированность целостного восприятия и зрительно-моторных координаций

Развитие предпосылок к учебной деятельности

Развитие предпосылок к учебной деятельности


Уровень концентрации внимания, особенности переключения

Выявляются грубые нарушения

Уровень развития готовности к школе

Выявляются нарушения ориентации в пространстве. Определяется умение слушать и выполнять указания взрослого.


Варианты рекомендаций по результатам изучения особенностей сформированности у детей готовности к обучению в школе
1-й вариант
Если целью обследования было выявление детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе, то рекомендации могут включать следующее.

1. Педагогу-психологу:

• изучить причины недостаточной сформированности готовности к обучению в школе у детей (4,6,9, 12, 14, 20— указаны порядковые номера из сводной таблицы без указания имён и фамилий для выполнения этической нормы конфиденциальности) и разработать коррекционную программу;

• провести консультацию для воспитателей (для учителей) по организации индивидуальной работы с детьми с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе;

• провести индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционной работе.

2. Администрации дошкольного образовательного учреждения:

• провести совместное заседание психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольного образовательного учреждения и школы.

3. Воспитателям подготовительных групп изучить и использовать в работе с детьми игры на развитие произвольности.
2-й вариант
Если целью диагностики было изучение эффективности деятельности педагогического коллектива, то заключение составляют на Основе как минимум двух обследований (например — октябрь 2009 и март 2010 годов). Рекомендации в этом случае могут включать следующее.

Старшему воспитателю:

• выявить причины недостаточной эффективности деятельности педагогов группы № А и разработать план оптимизации организационно-методической работы с ними;

• обобщить опыт работы педагогов группы № В по подготовке детей к школе.
ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

(А.Л. Венгер, Е.А.Бугрименко)

1) Хочешь ли ты идти в школу?

2) Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

3) Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или

в школе с учительницей?

Оценка результатов

Знак 4- ставят при следующих ответах:

1-й вопрос — утвердительный ответ.

2-й вопрос — указания на занятия, получение знаний (ответы, в которых называют только «игры с ребятами» и «перемена», или указывается: в школе «не надо спать» и т. п., оценивают знаком -).

3-й вопрос— предпочтение школьного обучения домашнему.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе:

В (высокий уровень) — 3 +

С (средний уровень) — 2 +

Н (низкий уровень) — 1 или 0+
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)
Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 3.1.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения.Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предвари­тельно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться иг­рушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправ­ным и активным участником беседы.

Формы общения и их основные параметры



Формы общения

Параметры форм общения

Время проявления

С кем и где общается ребенок

Вид потребности

Ведущий мотив общения

Средство общения

Продукты общения

1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)

2 мес. (от 2 до 6 мес.)

Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек

Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика

Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания

2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная)

6 мес. (от 6 мес. До 3 лет)

Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве

Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник

Предметно-действенные операции

Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью

3. Внеситуативно-познавательная

3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет)

Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении

Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей

Речевые операции

Развитие наглядно-образного мышления и воображения

4. Внеситуативно-личностная

5 – 6 лет (с 5 до 7 лет)

Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями

Речь

Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения



Описание методики

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрос­лыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения про­водится следующим образом. Педагог приводит ребенка в ком­нату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спраши­вает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последователь­но поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая си­туация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог (педагог) заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 3.2). Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое обще­ние;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное обще­ние.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (табл. З.З.).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете, та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.


Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми



Показатели поведения

Количество баллов

I

Порядок выбора ситуации:

игры-занятия

чтение книги

беседа на личностные темы


1

2

3

II

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

игрушки

книги

взрослый


1

2

3

III

Характер активности по отношению к объекту внимания:

не смотрит

беглый взгляд

приближение

прикосновение

речевые высказывания


0

1

2

3

4

IV

Уровень комфортности во время эксперимента:

напряжен, скован

озабочен

смущен

спокоен

раскован

весел


0

1

2

3

4

5

V

1.

2.

3.


4.

Анализ речевых высказываний детей:

По форме:

ситуативные

внеситуативные

По теме:

несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)

социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)

По функции:

просьбы о помощи

вопросы

высказывания

По содержанию:

констатирующие высказывания

высказывания о принадлежности

оценка мнения



1

2
1
2

1

2

3
1

2

3

VI

Продолжительность деятельности:

минимальная - до 3 мин

средняя - до 5 мин

максимальная - до 10 мин и более


1

2

3

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей