Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений
Анкорmet-teh-2.pdf
Дата26.08.2017
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmet-teh-2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#25381
страница1 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Н. М. КОНЫШЕВА
Наш рукотворный мир
Смоленск
Ассоциация XXI век
2012
Методические рекомендации к учебнику для
2
класса общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя 1
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 1 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29

УДК 373.167.1:689+689(075.2)
ББК 37.248я71
К 64
Конышева Н. М.
Технология: Методические рекомендации к учебнику Наш рукотворный мир для 2 класса общеобразовательных учреждений / НМ. Конышева. – Смоленск Ассоциация XXI век, 2012. – 208 с. – ISBN Данное пособие написано специально для учителей, ведущих (или предполагающих вести) уроки технологии по программе НМ. Конышевой
«Художественно-конструкторская деятельность и соответствующему ей авторскому учебно-методическому комплекту для 2 класса. В содержание учебника с
2011 года и рабочих тетрадей с 2012 года внесены необходимые изменения и дополнения в соответствии с требованиями нового ФГОС, которые учтены в данном методическом пособии.
Главная цель пособия – оказание учителю максимальной поддержки и помощи в разработке и проведении уроков, которые должны соответствовать требованиям нового образовательного стандарта и обеспечивать достижение необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
В книге даны практические рекомендации по планированию и организации уроков на основе авторского УМК. Пособие также может быть использовано в системе подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов.
УДК 373.167.1:689+689(075.2)
ББК я 978-5-418-00383-3
© Конышева НМ Издательство Ассоциация XXI век, Все права защищены
К 64
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 2
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 2 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
СОДЕРЖАНИЕ. Основные задачи курса Художественно- конструкторская деятельность во 2 классе . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Особенности предметного содержания программы
«Технология: художественно-конструкторская деятельность во 2 классе и достижение метапредметных результатов на его основе . . . . . . . . . . . . . . . .6
3. Суть и смысл обучения младших школьников основам дизайнерских знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Особенности построения учебника по технологии для 2 класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5. Содержание и структура рабочей тетради на печатной основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
6. Организация проектной деятельности учащихся . . . . . . . . . . 25
7. Общие рекомендации по организации и проведению уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
8. Оценка достижения планируемых результатов.
Контрольные работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
9.
Календарно-тематическое планирование уроков на учебный год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение. Примерные планы и сценарии уроков . . . . . . . . 110
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 3
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 3 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29

4 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
«ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ВО 2 КЛАССЕ
Уважаемые коллеги!
Надеемся, что за первый учебный год вам удалось продвинуться в решении основных задач, которые были поставлены в рамках учебного предмета Технология. Значит, у ваших учеников сформированы интерес к занятиям, к учебно-познавательной и творческой деятельности умение слушать и понимать инструкции и указания учителя
– умение вести себя в коллективе сверстников знания правил культуры и организации труда и умение их соблюдать первоначальные приёмы обработки поделочных материалов и пользования инструментами для ручного труда элементарные умения работы с учебником как основным источником учебно-познавательной информации.
Это можно считать хорошей базой для продвижения вперёд, хотя, конечно же, начатая работа по всем обозначенным направлениям не может быть окончательно завершена за один учебный год и будет продолжаться в новом учебном году. Актуальными остаются и задачи, направленные на развитие моторики рук, координации движений и действий (психомоторной регуляции, расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире их решение также не может быть достигнуто за один год.
Полагаем, что ваши ученики благодаря урокам технологии продвинулись ив умственном развитии. Тем не менее работа над дальнейшим развитием познавательных процессов и приёмов умственной деятельности остаётся одним из важнейших направлений и на предстоящий период обучения 4
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 4 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
Таким образом, многие задачи, поставленные перед уроками технологии в первом классе, учитель продолжает решать и на втором году обучения. Вместе стем познавательная деятельность второклассников усложняется как в практико-технологическом, таки в интеллектуальном плане. Кроме того, программа предусматривает, что со второго класса начинается систематическое освоение специальных проблем и вопросов, касающихся создания и развития предметного мира – второй природы, в которой человек проводит большую часть жизни. В качестве специфических задач, решаемых во втором классе, можно выделить следующие) расширение и совершенствование знаний и умений в области обработки различных материалов и использования соответствующих инструментов) формирование чертёжно-графической грамотности) формирование первоначальных знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей) расширение сенсорного опыта, обогащение и уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира) развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр) развитие творческих способностей, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Всё вместе это позволит обеспечить достижение необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов образования в рамках учебного предмета Технология 5
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 5 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29

6 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОГО
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ТЕХНОЛОГИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ВО 2 КЛАССЕ
И ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЕГО ОСНОВЕ
В предметном (технологическом) содержании программы второго класса можно условно выделить две группы компонентов. Свойства материалов и технологии их обработки
• Новые технологии обработки и приёмы пластической трансформации бумаги. Разновидности соединений деталей из бумаги в различных конструкциях. Разметка и вырезание симметричных форм с зеркальной и поворотной симметрией. Разметка деталей по предмету.
• Технологии обработки ткани и волокнистых материалов. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку и через край. Разметка ткани по шаблону и способом продёргива- ния нити. Новые технологии лепки. Барельеф, технология выполнения барельефа. Скульптура, лепка фигуры из целого куска. Технологии лепки и декорирования сосудов различными способами. Технологии работы с природными материалами композиции на плоскости ив объёме.
• Технологии изготовления мозаики из различных материалов. Чертёжно-графическая грамота. Работа с чертёжно-

графической документацией
• Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы. Знакомство с техническим рисунком, развёрткой и чертежом развёртки. Условные
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 6
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 6 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
обозначения (линия контура или разреза линия сгиба выносная и размерная линии место нанесения клея. Разметка деталей бумажной конструкции способом сгибания. Разметка прямоугольника на листе неправильной формы.
Оригами. Условные обозначения в схемах оригами. Однако овладение этими предметными (технологическими) знаниями и умениями нив коем случае не является главной и конечной целью изучения данного учебного предмета. Достижение

метапредметных результатов обеспечивается предметным содержанием каждого урока. Его изучение строится на культурологической платформе, которая представлена в программе в системном виде и нацелена на углубление общеобразовательной подготовки школьников и формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий формирование духовной культуры и всестороннее развитие личности (воспитание нравственного сознания и развитие созидательных творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации, формирование мотивации успеха и достижений. В эту культурологическую базу входят элементарные основополагающие знания и представления из области дизайна передача характера и выражение настроения вещи через её форму, цвет, конструкцию единство функциональной и эстетической стороны в вещах связь конструкции вещи се назначением основы композиции, соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные композиции и пр
– ознакомление с культурными традициями в процессе овладения технологиями (учимся у народных мастеров старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах связь человека и природы через вещи символическое значение вещи духовная сущность мастерства формирование экологического сознания внимание кобра- зам и конструкциям природных объектов как первооснове мира вещей ритм, симметрия и асимметрия как основные законы гармонии в природе и их использование в изделиях человека.
Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке 7
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 7 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
Формирование всех видов метапредметных умений (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и воспитание личности строится непосредственно на творческой предметно-преобразующей деятельности учащихся. В частности, работа по освоению новых материалов и способов их обработки самым непосредственным образом связана с расширением и детализацией сенсорного опыта, развитием психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанием культуры и труда организованности. С этой целью в содержание уроков включаются разнообразные задачи, нацеленные на развитие логического мышления и пространственного воображения мысленная трансформация плоской развёртки в объёмное изделие и наоборот
– мысленная трансформация сложенной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот
– вычисление размеров заготовки по объёмному образцу,
и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке);
– определение размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями
– выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных частей изделия определение пропущенных операций в инструкции
– самостоятельный поиск способов получения нужной формы внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования вещи. Обучение осуществляется с опорой на собственный опыт учащихся. С целью его обогащения в творческий процесс включаются целенаправленные наблюдения и анализ объектов окружающего мира
– рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов на основе ассоциативно-образного мышления
– сравнение свойств материалов и их изменения бумаги и ткани в сухом и влажном состоянии, в операциях разрезания и сгибания рассматривание тканей с полотняным переплетением нитей
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 8
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 8 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29

9
– изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов аппликация мозаика скульптура барельеф посуда вазы украшения упаковка поздравительные открытки объекты архитектуры вышивка предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы) и пр.
По мере обогащения опыта, знаний у учащихся повышается возможность более сознательного применения освоенных технологий в творчестве использование тех или иных материалов и способов их обработки при изготовлении изделий подчиняется конкретным конструкторскими художественным задачам
.
Начиная со второго класса в рамках данной программы предусмотрено выполнение специальных проектов (индивидуальных, групповых и коллективных. На основе освоения программного содержания учебного предмета Технология поданной программе предполагается достижение необходимого уровня подготовки учащихся в соответствии со следующими требованиями:
Учащиеся должны знать:
• простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема способ использования линейки как чертёжно-изме- рительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
• способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
• что такое развёртка объёмного изделия (общее представление, способ получения развёртки
1
;
• условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
• способы разметки и вырезания симметричной формы избу- маги (по половине и 1/4 формы);
• что такое композиция (общее представление, об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
• что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
• как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани Здесь и далее имеется ввиду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия заучивание определений не требуется 9
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 9 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продёргивания нити;
• как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
• шов «вперёд иголку, способ его выполнения;
• о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
• о символическом значении предметов быта в народной культуре, их основных образах.
Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать линейку как чертёжно-измери- тельный инструмент для выполнения построений на плоскости;
• с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
• выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
• чертить простые прямоугольные развёртки (без соблюдения условных обозначений);
• выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
• выполнять разметку по предмету;
• выполнять изображения в технике барельефа;
• лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
• изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике ори- гами;
• создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей выполнять разметку на ткани по шаблону выкраивать из ткани детали простой формы;
• выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
• выполнять шов «вперёд иголку»;
• выполнять несложные изображения в технике мозаики
(из бумаги и природных материалов 10
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 10 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
• придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии сего назначением.
Учащиеся могут знать:
• что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
• что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
• что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
• что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
• о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
• что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
• что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся могут уметь:
• планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
• выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;
• вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями создавать творческие фронтальные и объёмные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно- конструкторской задачей подбирать материалы и способы их обработки расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
• выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений 11
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 11 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29

12 3. СУТЬ И СМЫСЛ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВАМ ДИЗАЙНЕРСКИХ ЗНАНИЙ
В соответствии с программой во втором классе мы начинаем систематическую работу по формированию у школьников элементарных знаний по основам дизайна. Однако это отнюдь не означает нового вида профориентации или какой-либо ранней специализации, точно также, как, скажем, на уроках математики вовсе не предполагается из всех поголовно школьников сделать математиков или на уроках русского языка и чтения сориентировать всех на филологические профессии. Как и все предметы в школе, этот курс обеспечивает получение общего образования и необходимого культурного кругозора, без которого современному человеку невозможно обойтись. Что такое дизайн Это особый вид человеческой деятельности, целью которой является создание красивых и удобных вещей. Продукты дизайна – это рукотворные вещи, среди которых мы живём, которыми пользуемся жилища, машины, мебель, одежда, приборы, различные приспособления, украшения и прочее. Они окружают нас повсюду это вторая природа, в которой современный человек проводит большую часть жизни. По мере того как предметная среда становится всё богаче и разнообразнее и играет всё большую роль в жизни современного человека (а этот факт было бы бессмысленно отрицать, становится всё очевиднее, что подрастающее поколение должно получить определённые познания ив данной области. Отношение к вещам должно быть осмысленным, в противном случае мир вещей может просто подчинить себе человека. Поскольку на уроках технологии учащиеся всё равно изготавливают вещи для практического К сожалению, в некоторых изданиях учебной литературы для начальной школы нам удалось обнаружить неправильное толкование дизайна как создания предметов декоративно-прикладного искусства. В действительности современный дизайн охватывает абсолютно любые области предметного мира от кухонной посуды, утюгов и пр. до космических кораблей 12
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 12 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
применения, появляется возможность дать им элементарные познания в этой области, и е, конечно, нужно использовать.
Мы отдаём себе отчёт в том, что учитель начальных классов не всегда обладает специальной подготовкой в области дизайна, поэтому всю необходимую для уроков информацию (в адаптированном виде) мы включили в учебники и предлагаем её в соответствующих вопросах, обращениях к ученикам, небольших вводных текстах по проблематике уроков и, разумеется, в наглядности.
Задача учителя – не пройти мимо этой информации, не оставить её на уроке без внимания. Не следует «свёртывать» эту важную работу из-за опасения того, что вы недостаточно свободно ориентируетесь в проблемах дизайна. В значительной мере обсуждение соответствующих вопросов опирается на простой здравый смысл, жизненный опыт, которого у вас предостаточно, а также на интуитивное понимание красоты вещей (которое, между прочим, есть и у учащихся. В свою очередь, учебник помогает в этой работе текстовая и зрительная информация достаточно определённо направляет подобные обсуждения, поэтому старайтесь использовать её как можно точнее и не изменять слишком вольно. В необходимых случаях по теме урока даются соответствующие вопросы, требующие от учеников осмысленного подхода к изделиям, над которыми они работают. Сих помощью учителю легче направить внимание детей на дизайнерские требования почему именно таково устройство изделия, почему выбраны именно эти материалы, украшения, какие варианты ещё возможны и т. д.
Обсуждение подобных вопросов не занимает много времени, но проводится систематически, что и обеспечивает необходимый дидактический эффект. Сегодня уже нельзя проводить уроки так, чтобы при изготовлении изделий, обладающих явной практической функцией, ученики осваивали только технологическую сторону работы. Например, при изготовлении коробочек, открыток, игольниц, записных книжек и т. п. недостаточно проанализировать их устройство, разметить детали и отрабатывать практические операции. Выполняя все эти действия, школьники должны учитывать, в каких конкретно условиях будет использоваться изделие. К сожалению, подобные вопросы зачастую вообще не обсуждаются на уроке, и школьники изготавливают, скажем, просто красивую открытку по образцу, который им предложили. В действительности ни одно изделие в жизни не создаётся как отвлечённая вещь, поэтому подобные
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 13
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 13 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
занятия выглядят искусственными и однобокими. А главное, они неспособны сформировать у детей надёжную ориентацию в окружающем их предметном мире. Между темна этом же уроке ученики могли бы получить элементарные знания и о правилах дизайна, и это нисколько не нарушило бы общую логику урока, только обогатило бы его. Предлагая изготовить поздравительную (новогоднюю) открытку, мы интегрируем технологическую часть работы с культурологическими знаниями. Обращаем внимание второклассников на то, что при одной и той же конструкции и технологии работы (которую ученики будут осваивать на уроке) и размер, и пропорции, и цветовое решение изделия могут различаться но при их определении следует исходить из его смысла и назначения (а значит, руководствоваться определёнными правилами. Например, особенности этой открытки обусловлены спецификой праздника он зимний, волшебный, яркий и сказочный. А потому в такой открытке уместны нелюбые, а определённые сюжеты – символы праздника это
ёлка, снежинки, подарки и пр. Ив цветовой гамме желательно использовать нелюбые, а соответствующие (зимние) цвета и сочетания. Отмечают его ночью, поэтому нас не удивит и тёмно-синий, фиолетовый или даже чёрный фон, отделка в виде блёсток, звёзд и пр. В результате такого простого и краткого обсуждения ученики осуществляют не спонтанный, а осмысленный и аргументированный выбор вариантов решения.
Точно также продумываются и другие изделия подарочная упаковка, разные виды игольниц, салфетка, ваза, картина для сказочного героя, записная книжка, украшения для ёлки и пр. Например, изготовление упаковки предполагает обсуждение того, для чего именно она предназначена упаковка должна сочетаться с подарком.
Проблематика этих вопросов даётся в доступном для детского понимания виде и вполне закономерна на уроках.
Постепенно у учащихся появляется понимание того, что каждая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны она обязательно обладает какой-то полезной функцией ив тоже время должна быть выразительной, красивой. Причём, красота для каждого конкретного случая будет иметь своё выражение что красиво водной ситуации, то может стать неприемлемым (а следовательно, некрасивым) в другой. Скажем, некрасиво, неестественно, негармонично будет выглядеть роскошная, раззолоченная чайная чашка 14
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 14 15.03.2012 13:46:29 15.03.2012 13:46:29
в скромной обстановке буднично убранной кухни вместо украшения она, скорее, только подчеркнёт эту скромность обстановки, а может быть, даже превратит ее в убогость. Впоследствии ученикам не придётся объяснять, почему, например, самая красивая пляжная сумка будет странно восприниматься в театре. Понимание подобных вопросов формируется годами, и оно должно быть фундаментальным водной или даже в нескольких специальных этических беседах такое понимание выработать невозможно.
В наших учебниках все изделия преподносятся только в соответствии с требованиями и правилами дизайна. Образцы, предлагаемые на страницах книг для анализа, позволяют организовать на уроке обсуждение того, как в них красота связана с удобством, через какие особенности устройства или декора предмет выражает своё назначение. Например, дорожная игольница имеет вид плоской маленькой книжечки. Её удобно положить даже в кошелёк. При этом плотная обложка не позволяет иглам выпасть или уколоть. Украшение на обложке такой игольницы должно быть сдержанными лаконичным именно это будет наиболее уместным,
а значит, и красивым. А декоративная игольница сама служит украшением в интерьере комнаты и потому имеет более занимательный и яркий вид – красивого цветка, шляпки, жучка и пр.
В дороге она была бы неудобна, т. к. иглы в ней открыты, подушечка выпуклая, а декоративная часть будет мяться и цепляться. Зато она удобна и уместна в уголке рукоделия.
Учителю следует обратить внимание на то, что формирование специальных знаний по теории дизайна не является целью разработанного нами курса. Заметьте, что в учебнике не употребляются даже слова дизайн и дизайнер, т. к. суть проблемы отнюдь не в том, чтобы дети заучивали слова. Знание терминов и специальных понятий не является критерием того, что образовательный процесс эффективен Гораздо важнее с самого начала формировать у детей правильное представление о смысле икра- соте вещей, вдумчивое отношение ко всему именно для этого и нужны некоторые специальные знания. Но нужны они не в виде запоминания терминов, а в виде понимания сути дизайнерских требований. Эти требования школьники учатся целенаправленно применять непосредственно в своих изделиях и постепенно учатся их понимать всё лучше и лучше.
Приведём ещё пример. В рамках любой программы младшие школьники должны освоить приёмы вырезания симметричных
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 15
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 15 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30
деталей. Эти приёмы можно дать по-разному. Мы в своём учебнике предлагаем комплексное использование данной темы, интегрируя её с рассмотрением некоторых вопросов дизайна.
После того как учащиеся освоют технологию вырезания из бумаги симметричных форм, им предлагается задание придумать и составить из симметричных листьев картину для какого-либо сказочного героя. Заметьте, нелюбую картинку, которая придёт в голову, и не копию образца Задание имеет чёткую цельно предоставляет свободу для самостоятельного творческого поиска. Эта задача фактически заставляет ученика учитывать такое правило дизайна каждая вещь для чего-то (или кого-то) может подойти, а для чего-то не подойдёт. Чтобы она подошла к опреде- лённой обстановке или понравилась определённому хозяину, необходимо соответственно продумать её устройство и внешний вид. В этом задании также будет необходимо сознательно использовать доступные технологические и художественные средства и правила, соблюдение которых помогает придать вещам тот или иной вид.
В картине можно использовать разный цвет фона и самих листочков, разную форму элементов, а также по-разному их расположить в формате листа. В учебнике также даётся информация о том, какую роль в композиции играют симметрия и асимметрия. Образцы в учебнике показывают, как все эти средства могут существенно менять впечатление от произведения, придавая ему самые разные настроения. Фактически мы демонстрируем второклассниками учим их использовать в изделиях такие средства дизайна, как цвет, линия и форма, композиция элементов. Но вся эта информация даётся не в виде отвлечённого, формального знания, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребёнку абсолютно понятен.
И подобный подход вы обнаружите в каждом задании учебника. Рассуждения и беседы не должны занимать много времени на уроке, поэтому информация в учебнике даётся кратко, но из урока в урок она позволяет пополнять и закреплять знания, объединять их в систему и воспитывать осмысленное отношение к вещам.
В целом предлагаемое в учебнике содержание и методика организации работы учащихся постепенно формируют у них понимание того, что каждая вещь хороша только в том случае, если всё
в ней использовано к месту. Это помогает избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишества значит, формирует хороший вкуси привычку к достойной жизни 16
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 16 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30

17 4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНИКА
ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 2 КЛАССА. Учебник разработан с расчётом на то, чтобы оказать учителю максимальную методическую поддержку и помощь вор- ганизации на уроке как фронтальной, таки вариативной работы школьников. Методическое оснащение обеспечивает все этапы урока оно включает вопросы и задания для постановки проблемы и предварительного обсуждения инструкции по выполнению работы задания для анализа информации вопросы и задания для самопроверки творческие задания по теме. Последовательность теми заданий в учебнике в основном соответствует тематическому планированию на учебный год (варианты которого даны далее, её желательно не нарушать без особой необходимости. Вся тематика выстроена в систему по нескольким взаимосвязанным основаниям
– по практико-технологической сложности и трудоёмкости действий и операций
– по интеллектуальному уровню решаемых задач по объёму и уровню приобретаемых знаний (везде по принципу от простого к сложному. В последовательности заданий предусмотрена также необходимость повторения, закрепления изучаемого материала и творческого использования в новых ситуациях. Кроме того, учтён и сезонный принцип какие задания целесообразнее предлагать детям в каждое время года (в том числе с учётом традиционных праздников и пр. В соответствии с программой через все темы уроков второго класса проходят три основных «надпредметных» линии, которые тесно взаимосвязаны. Эти линии можно обозначить так
1) основные правила дизайна и их учёт в художественно- конструкторской деятельности
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 17
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 17 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30

18 2) формы, образы и конструкции природы и их использование в художественно-конструкторской деятельности
3) традиции народной культуры и их использование в худо- жественно-конструкторской деятельности. Однако эти линии не даются напрямую, не выделяются в самостоятельные темы или блоки уроков исключение составляет ознакомление с народными традициями (блок Учимся у народных мастеров, поскольку в этой проблеме есть некоторые специальные вопросы, доступные пониманию второклассников.
Но в целом все необходимые сведения школьники пока получают в комплексном виде, во взаимосвязи с другими вопросами. В общем содержании учебника не сформированы крупные программные разделы, выделены лишь отдельные блоки, каждый из которых представлен конкретными темами. Некоторые из этих блоков более крупные, другие включают единичные занятия. Всё это обусловлено спецификой программного содержания второго класса. Дело в том, что на данной ступени обучения нецелесообразно разделять учебный материал на системные разделы ни по культурологическому, ни по технологическому принципу все эти вопросы здесь выступают как равнозначные, поскольку имеет место пока только первоначальное ознакомление сними. В связи с этим сугубо технологические вопросы (освоение новых приёмов работы разметки, обработки бумаги и картона, лепки или шитья и пр) выступают как проблемы одного уровня с вопросами о правилах создания предметного мира или с изучением некоторых конструкторских и художественных идей природы. И изучаются они в основном одновременно (на основе интеграции, в пределах работы над тем или иным изделием. По каждой теме на страницах учебника даётся специально отобранная информация тексты, вопросы и задания, а также представлена необходимая наглядность (образцы для копирования, образцы-аналоги
1
, пояснительные рисунки и схемы и пр, на которую учитель и ученики опираются в процессе анализа задания. На отдельных уроках учитель может наряду с этими
1
Образцы-аналоги – это образцы изделий по теме урока, которые демонстрируют, каким образом можно выполнить задание или как его кто-то выполнил ранее. Такие образцы не предназначены для прямого копирования (хотя это и не запрещается, а служат для разъяснения стоящих перед учениками задача также являются стимулом для зарождения у них собственных творческих идей 18
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 18 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30
образцами использовать дополнительно и другие виды наглядности слайды, фотографии и пр, однако необходимый минимум наглядной информации для полноценного проведения занятий в учебнике уже имеется. Всё это непросто облегчает подготовку учителя к уроку во многих случаях опора на рисунок или фотографию образца (а не на вещественный, материальный образец) позволяет более эффективно работать над развитием воображения и мышления учеников. Некоторые задания требуют представить конструкцию именно по рисунку изделия (мысленно разобрать или развернуть его, и такая работа очень важна для развития умственной деятельности и познавательных процессов. Поэтому не торопитесь сразу же предъявлять второклассникам образец, выполненный в материале, если в задании сказано, например Глядя на рисунок, попытайся определить. Вещественные образцы также используются на уроках, но их появление должно отвечать смыслу каждого задания. Как правило, из кратких текстовых пояснений и наглядности по теме учителю понятно, на каком этапе урока следует демонстрировать образец или дополнительные произведения, а на каком возможно (или даже целесообразно) ограничиться схемой или рисунком, данным на страницах учебника.
6. Учебник определённым образом программирует не только содержание, но и методику организации уроков. В данном отношении автором использованы примерно те же примы, что ив учебнике для первого класса методика тесно связана с разновидностью заданий и с основными задачами урока.
Если основной задачей урока является формирование приёмов практических действий, то ведущим методом будет копирование образца по инструкции и прямой показ прима. Для подобных уроков в учебнике помимо образца даются схемы работы, краткие инструкции они являются ориентиром для учителя.
Как обычно, в большинстве случаев в учебнике к таким урокам даются варианты, разновидности одного итого же изделия. Для чего это нужно Во-первых, сравнение образцов помогает понять, что в изделии является существенным (те. общим для всех конструкций такого типа, а что нет. Во-вторых, это позволяет косвенным образом формировать у детей такие важные качества мышления, как вариативность и гибкость. Если даже учитель организует работу второклассников только по одному из предлагаемых образцов (а для простоты руководства их действиями именно таки приходится поступать, все равно обязательно нужно обратить внимание на то, что варианты изделия могут быть разными. А в тех случаях, где это возможно, следует разнообразить работу учеников, чтобы получались не поделки-близнецы, а разные варианты изделий.
Совсем по-другому в учебнике представлены задания, в которых главным является решение в практической форме логических задач (это всевозможные головоломки, основанные на трансформации объёмного изделия в плоскую развёртку и наоборот, составление форм из геометрических фигур, симметричное вырезание, работа с чертежами, эскизами и пр. Каждое такое задание имеет единственное правильное решение, поэтому не спешите предоставлять ученикам на таких уроках полную свободу действий или позволять им выполнять изделие так, как захочется. Такая постановка задания может привести к полному уничтожению его дидактического смысла вместо того чтобы думать, отыскивать принцип решения, анализировать закономерности в конструкции, второклассники будут бездумно делать то, что они уже хорошо умеют (а не продвигаться вперёд).
К этим урокам также могут даваться не один, а несколько образцов, но это уже не варианты изделия, а разные образцы (задачи. Разные образцы означают, что по теме можно дать ученикам несколько разных заданий. С каждым из них проводится соответствующая работа расчёты, вычисления размеров, мысленное преобразование формы и т. п. Для практического изготовления учитель может выбрать любой из них, или организовать работу учеников по вариантам, или использовать разные образцы для индивидуальных дифференцированных заданий. И наконец, задания, которые требуют самостоятельного создания художественного образа, также имеют соответствующий видна страницах учебника. Поскольку этот образ выражает личное впечатление или отношение ребёнка, он не может быть скопирован. В соответствии с этим именно к таким заданиям даются особые образцы – образцы-аналоги. Они дают представление о возможных путях и способах творческого поиска и тем самым помогают найти собственное решение. К одному заданию всегда даётся несколько образцов-аналогов, чтобы создать более обширную базу впечатлений и стимулировать зарождение собственного замысла 20
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 20 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30

21 7. Организация деятельности детей по учебнику рассчитана на то, чтобы они продолжали развивать и совершенствовать свои умения в самостоятельной работе с книгой – то, что было начато в первом классе. Самостоятельная работа отнюдь не сводится к чтению и механическому повторению инструкций, технологических карт и пр. Учебник программирует более творческую и многоплановую познавательную деятельность. Очень важно внимательно и вдумчиво рассматривать страницы, анализировать данную на них информацию, определять её смысли назначение. Тут важны и словесные инструкции, и вопросы, и задачи, и любая наглядность. Интонация заданий по каждой теме выдержана в стиле непосредственного общения с учеником так удобнее организовать обсуждение вопросов, самостоятельные размышления по проблемами темам. Разумеется, полноценная работа по страницам учебника осуществляется только под руководством учителя именно он режиссирует урок, в том числе приучает школьников к тщательности в прочтении всех вопросов и заданий и к полноценному использованию информации. В противном случае они, наоборот, привыкают воспринимать всё поверхностно и работать на скорую руку. Обратите внимание на то, что в начало учебника вынесена общая информация о некоторых наиболее общих правилах, а на форзацах книги содержатся памятки об уже знакомых ученикам правилах и приёмах работы. Нужно ли проводить по этим страницам специальную работу Как и когда это лучше сделать На вводном занятии можно более пристально рассмотреть некоторые из правил, нов целом к этим материалам следует обращаться в течение года по мере необходимости.
9. В учебнике выделены специальные проектные задания. Проектная деятельность в соответствии с нашей программой имеет системный вид. Темы проектных заданий связаны с основным содержанием учебного материала и посвящены разработке таких изделий, которые своей конструкцией и внешним видом отражали бы определённую область их использования. Проектные задания предлагаются по трём вариантам, что позволяет учесть склонности и предпочтения как педагога, таки учащихся
1) чашка для сказочного героя (лепка) украшение для определённого лица (можно для сказочного героя или для человека определённого возраста) дом для сказочного героя 21
Tehnol-2kl-Metod_2012.indd 21 15.03.2012 13:46:30 15.03.2012 13:46:30
К выполнению проектных заданий второклассники постепенно подготавливаются в течение года. По целому ряду тем они систематически выполняют специальные творческие задания, которые имеют предпроектный характер. Они помогают учителю и ученикам правильно сориентироваться в самой сути того, что называется проектом 10. Содержание учебного материала в учебнике дано с расчё- томна
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей