143 Задание предлагает поразмышлять над ошибками малышей, поискать в этих ошибках определённый смысла задания 589–
591 привлекают внимание к некоторым говорящим названиям птиц, предметов, населённых пунктов.
Детские ошибки, использованные в задании 588, интересны тем, что свидетельствуют о присущей людям языковой интуиции. Не владея нормами литературного языка,
дошкольники создают слова, в целом соблюдая языковые законы. Второклассники, обсуждая ошибки, должны прежде всего констатировать, что изобретённых слов нет в русском языке. Но потом, анализируя слова, они увидят в них правильные части. Так, в слове есть тот же корень, что в слове и та же приставка, что в слове в слове тот же корень, что в названии действия и т. п. Ваши вопросы (Какое настоящее слово узнаёте? Какую его часть видите В каких ещё словах такая часть встречается) сделают работу с подобными детскими ошибками полноценным элементом повторения.
Анализируя ошибки второй группы, отметьте, что малыши почувствовали уменьшительно- ласкательный оттенок суффикса к и увеличительный суффикса
-ищ-Если сочтёте доступным для своих учеников, предложите им разобраться где
-к-,убранный ребятами, действительно суффикса где нет. (В слове
ёлка -к это суффикс, так как есть слова ель, еловый,
а в словах
банка, юбка –к-входит в корень.)
Думается, что задания 589–
591 не нуждаются в комментариях.
Задание позволяет органично перейти от размышлений о словах русского языка к теме, которая в учебнике специально не выделена, но названа в общем планировании уроков года Перелистаем учебник. Тема включает ещё один блок заданий, помогающих провести итоговое повторение и обобщение.
Задание обращает второклассников к слову
оглавление,которое использовано в дополнение к уже известному слову
содержаниеМы сочли целесообразным ввести в обиход это слово, так как оно довольно часто употребляется. И ещё одно замечание.
Перелистывать следует обе части учебника, поэтому желательно, чтобы они были как у Вас в руках, таки на партах у ребят. Но начните работу со
2- й книги.
Возможный ход беседы- Обратитесь к последним страницам учебника. Как они называются Как вы понимаете первое название- Чтобы понять второе название, которое дано в скобках, вам нужно узнать значение ещё одного слова
глава.Глава–
это часть книги, у которой обычно есть название. Догадайтесь, как же объяснить слово оглавление- Правильно,
оглавление–
это перечень глав, которые есть в книге. Внутри главы могут выделяться и более мелкие части, тоже имеющие заголовки- Как выдумаете, зачем в книгах делают
оглавление?
Зачем оно в нашем учебнике- Давайте внимательно рассмотрим оглавление учебника. Но начнём с 1
- й книги. Прочитайте название первой главы. Знаем повторим, не знаем –
узнаем.)
А какие ещё части есть в главе Какие ещё есть главы По названиям глав и других частей вспомните, какие важные тайны русского языка открылись нам на страницах учебника.
Пролистывая страницы (глядя заголовки и розовые рамки, дети называют самое главное, с чем они познакомились в этом году.
Заранее выберите разделы, а также вопросы, задания, которые Вы на одном- двух примерах предложили бы выполнить А давайте проверим, сейчас справимся. А теперь не ошибётесь? Сумеете быстро найти ошибку?..»
Вновь рассмотрите внутренние стороны обложек обеих книг (форзацы, чтобы по ним вспомнить, о чём узнали,
чему научились школьники во 2
- м классе. Можно сравнить развороты вначале ив конце каждой книги так Вы сделаете заметными приобретённые учащимися знания.
Конечно, сопровождайте беседу выполнением практических заданий. Они могут быть взяты из учебника, составлены Вами или подготовлены детьми. Целесообразно, как предложено в задании 594, проведение викторины, конкурса (к ним второклассники готовятся дома.
Материалом для них могут быть словари, перечень научных слов, памятки из учебника. Возможные типы вопросов Что значит слово ...?», Каким научным словом