Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница4 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
освоения языка в области фонетики и графики
Ученик научится:

различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами;
объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

понимать модельную запись слова значками звуков (с помощью элементарной транскрипции объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука й обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными использовать разделительные знаки ь и ъ
при обозначении звука й (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор проверять написанное сточки зрения графических ошибок (пропусков, замени перестановок буква также неправильного обозначения мягкости согласных и звука й, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника
Ученик получит возможность научиться:

обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции проводить полный фонетико
-
графический (звуко
-
буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции. В области лексики

Ученик научится понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

объяснять значения слов для решения орфографических задач в корнеслова выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы, группировать их.
Ученик получит возможность
научиться:

самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение. В области словообразования (морфемики)

Ученик научится выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем

22 подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными (похожими) корнями, от изменений одного итого же слова осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);

понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

классифицировать слова в зависимости от их строения соотносить их с предложенными моделями.
Ученик получит возможность научиться:

выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки
учебника
); замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;


конструировать слова,
выбирая для них
морфемы
в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;

самостоятельно подбирать словак заданной модели замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи
.
В области морфологии
Ученик научится

различать, классифицировать слова по их функции (слова- названия, указатели, помощники, выделять среди них названия предметов;

узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина, ставить вопросы к ними другим словам- названиям, выбирая правильный кто?
или что какой какая какое какие что делает что сделал что делала или что сделала?
и т.п.
; изменять слова- названия по числами командам вопросов (падежам, временами др. без терминов) для решения орфографических задач.
Ученик получит возможность научиться:

проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим пу-
тём, без терминов. В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:

отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её
завершения
); различать два основания классификации предложений по цели и интонации эмоциональной окраске);

различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

характеризовать предложения по двум основаниям соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

находить в тексте предложения разных видов;

отличать текст от группы предложений, объяснять различие правильно оформлять границы предложений;

ставить запятые при перечислении, перед словами- помощниками а, но Ученик получит возможность научиться:


строить предложения разных видов;

замечать в предложениях
-
вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;

наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений перед словами что, чтобы, потому что и др, выделять запятыми слово пожалуйста

23 В области орфографии
Ученик научится:

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т
и т.п.
), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости- звонкости согласных применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости- звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы по, под, на, за, до-

, об, от, св -
еньк
-, -
оньк
-, -ник, -
тель
-; соблюдать изученные правила переноса слов;

пользоваться орфографическим словарём учебника использовать приём письма с окошками для сознательного ухода от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё
не изучен;

проверять написанное;

списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в про- грамме.
Ученик получит возможность научиться:

обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука вначале предложения или собственного имени (Олег, Анюта, в безударном слоге жи или ши (живут, жираф, в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости
-
звонкости: лезть, кость);

оставлять сознательный пропуск буквы (окошко) на месте всех неосвоенных орфограмм;

эффективно осуществлять проверку написанного.
3. Изучение курса русского языка во 2-
м
классе:
общие вопросы. О содержании курса
Как уже было сказано и как понятно из программы, курс русского языка каждого класса в учебном комплекте К тайнам нашего языка»
представлен следующими содержательными предметными линиями:

формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

формирование языковых умений
(в области фонетики, графики, лексики, мор- фемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации, а также базовых знаний и умений из области фонетики, словообразования (морфемики) и грамматики.
В рамках курса русского языка
2- го класса продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом, как ив курсе 1
- го класса, центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, является формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. О способах решения задачи во 2
- м классе мы скажем далее в этой части пособия.
В целом материал, изучаемый во 2
- м классе, очень значим для успешного освоения всего курса русского языка. Здесь продолжается, углубляется и расширяется работа

24 в разных направлениях по развитию речи и совершенствованию видов речевой деятельности, по лексике, фонетике, графике, грамматике и орфографии. Так, в связи с изучением различных разделов курса (особенно орфографии и состава слова) усиливается внимание к значению слов

Обучение построению
предложе-
ний
и текстов
переводится с интуитивного уровня на понятийный, благодаря чему формирование у школьников умения выражать свои мысли и чувства становится более целенаправленным. Второклассники продолжают учиться создавать высказывания уже знакомых жанров (записки, письма, воспоминания, поздравления, а также осваивают новые, овладевая при этом не только разговорно
-
художественной
речью
(способностью рисовать словами, но и деловой

они сочиняют загадки, делают словесные зарисовки, пишут мини
-
инструкции в виде
кулинарных рецептов. По- прежнему большое значение придаётся становлению устной деловой речи, диалогической и монологической

способности участвовать в коллективном обсуждении вопросов, излагать
изучаемый материал, вести рассуждение, выражать свою точку зрения

и объяснять
принятые решения. Благодаря сохраняемому в учебнике способу подачи материала, учащиеся будут постепенно накапливать опыт культуры общения

и чтения, в том числе совершенствовать как техническую сторону чтения, таки умение извлекать
из прочитанного нужную информацию, находить её в деловых (научных) сообщениях учебника,
в его справочных материалах и словарях. Продолжится работа с информацией, представленной в схематичном
(мо-
дельном
) виде, в том числе и алгоритмического характера. Учащиеся расширят свой опыт не только понимания такой информации и использования в практических целях, но и пе- реведения её в словесную форму. Понятно, что многие перечисленные умения, приобретаемые второклассниками, носят межпредметный характер и составляют основу познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование регулятивных учебных действий, как уже отмечалось, будет обеспечиваться особой организацией обучения, при которой ре- бёнок движется от осознания возникшей учебной задачи к её решению и дальнейшему использованию приобретённых знаний и умений и далее к сознательному контролю за выполняемыми действиями. Изучение фонетики и формирование фонетических умений доводится до опреде- лённого логического завершения учащиеся осваивают полный фонетический (точнее, фонетико
- графический) анализ слова. Умение проводить такой анализ является условием успешного выполнения многих фонетико
- графических заданий аналитического характера, связанных с разграничением понятий звуки «буква».
В связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными б) участие ь
и ъ
разделительных знаков в обозначении звука й. Оба вопроса, по сравнению с традицией, представлены по- новому. Так, особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что их освоение происходит в два этапа. Впервой четверти они предъявляются сразу, водной теме, поскольку выполняют одну функцию. Здесь второклассники осваивают общий способ действия слышу звук й после согласного перед гласным надо писать разделительный знак. Но какой На данном этапе они выбирают нужный по предложенной подсказке (ъ
никогда не пишется в конце слова) или пишут два знака сразу в виде буквенной дроби ь
\
ъ
. (заменить дробь) Орфографическое правило выбора знака учащиеся откроют после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что ив- м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет,
за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка
: его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно- следственных связей, регулятивных учебных действий
Попутно заметим, что именно в связи со словом предмет расширяются лексические представления младших школьников они, обращаясь к толковому словарю, выявляют наличие у слова двух разных зна- чений.
Как Вы увидели, знакомясь с программой курса, реализуемого в учебнике К тайнам нашего языка, особенностью работы над предложением является отказ от знакомства во 2
- м классе с главными и второстепенными членами предложения этот компонент формальной грамматики перенесён в 3
- й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, узнают о видах предложений по цели и интонации, учатся их построению. На основе знакомства со смысловым членением предложения и принятыми в русском языке закономерностями их построения второклассники приобретают первый опыт осознанного подхода к созданию предложений, в том числе к выбору в них порядка слов. Введение понятия «текст»
предусматривает появление и двух других, с ним свя- занных:
«тема» и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать. Центральным направлением работы во 2
- м классе является обучение орфографии Поданной программе именно во 2
- м классе решается ключевая орфографическая
задача

научить (ив какой- то мере приучить) младших школьников сознательно действовать при письме. Осознанные же орфографические действия предполагают а) обнару- живание орфограмм б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться в) применение правила, если оно известно г) самопроверку написанного. Обучение всему комплексу этих действий и осуществляется во 2
- м классе.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени первый Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»

изучается сразу после повторения в 1
- й четверти, а второй Учимся решать главные орфографические задачи в корнеслова охватывает всю 3
- ю четверть. Сущность их различий понятна из названия разделов. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием орфограмма и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся. Для лучшего осмысления сущности понятия орфограмма (орфограмма есть там, где есть выбор
написания при одном и том же произношении) широко применяется приём моделирования.
Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости- звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение главные опасности письма. Главными они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчёты всех известных орфограмм в двух- трёх текстах. На этом же этапе вводится особый вид письма с «окошками»,
при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают
1
Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмма потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. Использование этого прима, как уже говорилось, направляется социальным мотивом Народном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно Окошко лучше ошибки. Овладение приёмом поможет младшим школьникам научиться сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных работах. Кроме того, как ранее отмечалось, письмо с окошками обладает значительным развивающими воспитательным потенциалом.
Ещё раз назовём, что именно обеспечивает грамотное применение приёма письма с окошками Напомним, что приём предложен П.С.Жедек ив сотрудничестве с нею разработан В.В.Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.

26 формирование орфографической зоркости;
становление способности к самоконтролю как личностного качества, при этом самого трудного его вида походу осуществления действия постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в окошко после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки появление у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных его этапах различные умственные операции. Таким образом, приём обучения грамотному письму вместе стем является способом развития каждого ученика, формирования у него в процессе письма регулятивных учебных действий, а также способом воспитания у ребёнка чувства ответственности за качество своей речи. К концу года второклассники научатся не только ставить, но и решать многие орфографические задачи. Так, они познакомятся с правилом, помогающим выбирать букву на месте безударного гласного в корне (если у слова есть проверочное, а также парного по глухости- звонкости согласного на конце слова и перед другим согласным. Узнают о непроизносимых и удвоенных согласных, освоят алгоритм поиска слова в орфографическом словаре и приобретут первый опыт использования такого словаря. Этап изучения правили обучения решению главных орфографических задач отсрочен сознательно отведено время на практическое освоение письма с окошками, на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить взрослое письмо.
Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.
1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости- звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия слабую позицию проверяй сильной (опасное место делай безопасным. Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее ив других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.
2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один объяснение значения слова (
сИлач это тот, кто сИльный
и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой ив целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно- следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, таки развитие их лингвистического мышления. Обучение решению главных орфографических задач, конечно, требует знакомства с составом слова
Данный раздел в учебнике подаётся двумя порциями сначала (в темах Размышляем о словах»
и Продолжаем размышлять о словах) рассматриваются понятия корень и окончание, а на их основе однокоренные слова»
и изменения слова. С опорой на эти понятия и ведётся орфографическая работа в 3
- й четверти. А затем, в 4
- й четвертина фоне закрепления изученного, знания детей расширяются вводятся понятия «приставка»
и суффикс, начинает выполняться полный разбор слов по составу

27 После знакомства с приставками завершается работа над темой Разделительные
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей