Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница6 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Тема Будем говорить понятно (1
обязательный
урок
и
1 резервный) предполагает повторение фонетики и закрепление фонетических умений. Одновременно она нацеливает детей на внимательное отношение к качеству своей устной речи её ясности, внятности, четкости, выразительности. На этом уроке вводится звуко
- буквенный разбор.
Разговор можно начать с чтения заголовка (темы) и нескольких вопросов:

Как выдумаете, какую речь авторы призывают сделать понятной устную или письменную Каким словом докажете ответ Из каких же кирпичиков складываются слова в устной речи?
Ответ позволит перейти к повторению того, что уже известно школьникам о звуках речи (задание 21). Добавляя в первую модель недостающие значки (ударения и точки как обозначения безударности, второклассники вспомнят характеристики гласных звуков. Добавляя же к значкам твёрдых звонких и глухих согласных обозначения их мягких пар, Вы поможете повторить не только характеристики согласных, но и сам состав этой группы звуков русского языка, что очень важно для последующей работы.
В нижние ряды таблицы ребята впишут такие обозначениям н [ р б в ; з п т с . Отсутствие у того или иного звука пары по звонкости- глухости или твёрдости
- мягкости уже показано прочерком. Таблица должна быть правильно и аккуратно заполнена, так как к ней в дальнейшем учащиеся будут обращаться как к справочнику. (Эту таблицу можно изготовить на компьютере и как наглядное пособие.)
Обязательно повторите состав парных и непарных согласных по обоим признакам. Советуем хоровое чтение звуков парами или по Вашему указанию. Например назовите твёрдые согласные, у которых нет мягкой пары мягкие, у которых нет твёрдой пары непарные звонкие, непарные глухие. Это повторение обеспечит базу для будущей орфографической работы.
Задание позволит потренировать школьников в фонетическом анализе слови их звуковой записи. На полях есть предупреждение о том, что второй ряд слов труднее для передачи их звукового состава. Советуем привлекать внимание детей к соответствующему значку (флажку) и стимулировать их добровольную готовность выполнять более трудные задания.
Но с самого начала приучайте школьников к ответственному выбору. Пусть сначала убедятся, что со словами первого ряда они справляются легко. Конечно, основное обучение должно проходить на словах, в которых с графической точки зрения между звуками и буквами нет полного совпадения. Именно такие слова и представлены картинками второго ряда. После проведения анализа можете спросить учеников чем же вторые три слова труднее первых?
Задание очень значимо им вводится новый вид работы –
звуко
-
буквенный разбор, представляется план его проведения, правильная письменная запись, предъявляется условный знак соответствующего задания.
Рассмотрев предложенную запись, ученики выявляют, что в первом столбике слово записано значками звуков, во втором дана их характеристика, в третьем звуки обозначены буквами, а ниже указано количество слогов, звуков и букв, после чего слово записано в строчку. Такой анализ поможет ребятам понять и быстрее усвоить необходимый план звуко
- буквенного разбора, который приведён наследующей странице. Название вида работы (сведения в рамке нас) советуем сообщить Вам. После этого вместе прочитайте пункты памятки с установкой решить, правильно ли была расшифрована запись слов. Предложите догадаться, что означают буквы з- б, стоящие около слово памят-
ка
(Понятно, что используемое сокращение должно всегда раскрываться полностью зву- ко- буквенный) Привлеките внимание к упрощению обозначения гласных (кружок не вписывается в квадратика рисуется самостоятельно безударность теперь обозначается не точкой, а просто отсутствием значка ударения точка остаётся условным обозначением опасного места. Обращаем Ваше внимание на одну важную деталь. Современный ФГОС начального образования в качестве обязательных предусматривает ещё две характеристики каждого согласного звука как парного или непарного по твёрдости
- мягкости и по глухости- звонкости. Овладеть такой характеристикой учащиеся должны, номы предлагаем Вам в зависимости от возможностей класса решить будете ли Вы с детьми первое время давать соответствующие характеристики согласных устно или сразу включите в письменный разбор ещё два столбика. Оба варианта письменного разбора представлены первый в учебнике, а второй, более полный, в тетради- задачнике. К концу 2
- го класса ученики должны научиться письменно давать полную характеристику согласных (см. памятку
«Звуко
- буквенный разбор на справочных страницах ч. 2 учебника).
Заметим и ещё одно. В соответствии с требованиями ФГОС умение выполнить полный звуко
- буквенный разбор целого слова отражает повышенный уровень обучения
(даётся в рубрике Ученик получит возможность научиться, но умение полно характеризовать звуки, по заданным характеристикам группировать звуки, выбирать из предложенных, находить с соответствующими звуками в тексте слова и т. п. относится к числу базовых. Поэтому овладение звуко
- буквенным анализом слов, полным или частичным, необходимый компонент обучения русскому языку.
Вернёмся к уроку. Для первичного закрепления предназначено слово семь
.
Анализ слов, представленных на рисунках (задание 25), может быть перенесён на резервный урок

или после него на дом. (На первом рисунке для анализа два слова –
лес
и ели. Второе должно разбираться под Вашим контролем) Привлеките внимание к назначению голубой плашки с указанием номера страницы. Делайте это на ближайших уроках регулярно

41 Желательно успеть выполнить на уроке первую часть задания понаблюдать затем, как звуки различают слова. Читать стихотворные строки советуем хором, после чего надо уточнить значения слов песочком по песку, пешочком ногами, не на машине, не на велосипеде и т. д
.
Важен вывод звуки различают слова, а слова делают разными предложения они разные, потому что передают разные мысли. Даже один звук может изменить мысль. Вот почему нужно следить за своей устной речью. Для подтверждения вывода достаточно вслух прочитать строки из задания при отсутствии времени пусть ребята это сделают дома).
Возможное завершение работы на уроке чтение вопроса после последнего квадратика на странице (задание 27) и данного ниже совета.
На дом письменные части заданий 26, Резервный урок

проведите по собственному плану. Рекомендуем включить в него каллиграфическую работу, выполнение звуко
- буквенного разбора, а также заданий, которые остались невыполненными на предыдущих уроках.
Основная задача темы Может ли быть непонятной письменная речь урока)

систематизировать знания о способах обозначения твёрдости
- мягкости согласных и совершенствовать фонетико
- графические умения учащихся. Кроме того, здесь продолжаются наблюдения описки, ошибки мешают понимать письменную речь.
Большая часть работы проводится на основе учебника. Начать её можно с попытки ответить на вопрос заголовка, а в конце урока уточнить и дополнить ответ.
После выполнения задания важно обобщить какой закон письма нарушил мальчик, из- за чего отрывок стал непонятным. (Он не написал ь, не обозначил мягкость согласного звука) Вспомнить и привести в систему знания о способах обозначения мягкости согласных поможет задание 29, в котором дети работают со словом пень
Проведе- ние фонетико
- графического разбора этого слова должно напомнить не только о двух способах обозначения мягкости (буквами гласных и ь, но и ещё раз развести в сознании учеников понятия звуки «буква».
Работа над правописанием наречий слева, справа, прямо

проводится, конечно, пропедевтически, она необходима, так как эти слова часты в детской речи.
Задание предлагается для классной работы,
31 и
32 для домашней, но
32 лучше частично выполнить под Вашим наблюдением. В нём представлены словарные слова, четыре из которых изучаются во 2
- м классе деревня, мороз, капуста, завтрак. Сними и надо бы поработать на уроке списать, соблюдая технологию, указать алфавитный порядок, ещё раз орфографически прочитать. Со словами 1
- го класса учащиеся могут работать дома.
Вопрос под значком Расскажи дома очень важен постоянный возврат к мысли о том, что ошибки и описки мешают понимать запись, формируют более ответственное отношение к письменной речи. Вопрос может обсуждаться в конце этого урока, а может быть дан для самостоятельного обдумывания дома. Та же мысль ляжет в основу следующего урока.
На уроке 2, чтобы подтвердить тезис, даётся задание Текст записки может, действительно, оказаться непонятным. (Если захотите усилить эффект, не открывайте задачник, где есть подсказывающий рисунок, а дайте текст записки на доске.)
Для ясности приведём небольшой фрагмент из мемуаров В. Инбер, откуда взят отрывок. Фонарь был большой деревянный рысак на качалке, с пышной гривой. Раньше у него были хвост, но

Дима нечаянно оборвал его. Неясность смысла записки мальчика мотивирует тот совет, который следует после задания. Пусть дети сами прочитают его и скажут каким кажется, оправдан ли совет авторов. Попутно заметим, что ненужно добиваться очень жёсткого разграничения описок и ошибок, так как иногда грань между ними не очень отчётлива. И тем не менее учитывать такое разграничение важно, хотя бы при проверке написанного.
Следующая часть урока решает две задачи продолжить тренировку в обозначении мягкости согласных и повторить правило написания ударных слогов жи–ши, чаща, чу–щу (поставить ударение. Обращаем внимание на то, что в данный момент работа идёт только над ударными слогами, написание безударных слогов это особая проблема, которая будет обсуждаться в конце четверти

42 Обе поставленные задачи решаются с помощью всех следующих заданий 34–
37 на выбор. Задание для домашней работы. Оно не только тренирует, но и подготавливает к изучению новой темы,
поэтому последние две части задания (отмеченные квадратиками) должны быть выполнены.
На уроке советуем провести короткий обучающий диктант
по той технологии, которая использовалась в 1
- м классе (см. о ней сданного пособия. Ещё раз напомним е) Вычитаете текст орфоэпически, дети считают количество предложений. Если нужно, уточняете значения слови общий смысл)
Ещё раз орфоэпически произносите первое предложение (потом второе, третье. Учащиеся повторяют его, чтобы запомнить, и записывают схематически
(чёрточ- ками). (Напомним по Вашему усмотрению такая схематическая запись уже может опускаться, номы советуем при первых записях под диктовку пока её оставлять) Диктуя себе, учащиеся каждое слово предложения обозначают слоговыми дугами, вписывая их в схемы) Ставят ударение, указывают опасные места если правила известны, подчёр- кивают, нет отмечают точкой) Вы ещё раз произносите предложение, переходя на орфографическое чтение там, где буквы не совпадают со звуками (в текстах, приводимых в данном пособии, они, как правило, выделены. Второклассники следят за Вашим чтением по своим схемами в соответствующих опасных местах указывают нужные буквы.
6) Под орфографическую самодиктовку (с опорой на модель) ребята пишут предложение и отмечают орфограммы) После записи всех предложений Вы перечитываете каждое и даёте ученикам время на проверку во- первых, они прочитывают написанное по слогам, в помощь себе делая дуги карандашом или ведя им по слогам (проверяют, нет ли пропусков, заменили перестановок букв во- вторых, проверяют, всели опасные места отмечены, верно ли написаны случаи на известные правила, соответствуют ли написанные буквы буквам- подсказкам в модели. Вот строки, которые можно использовать для мини- диктанта (составлены по мотивам стихотворения С. Михалкова).
И завтра в школе
сидеть.
Читать, писать, молчать, говорить и петь.
Приведем пример предварительной графической записи этих строк. Заметьте учительница сочла нужным подсказать ученикам ещё одну букву последнюю в слове завтра) Следующая тема
предполагает не повторение и обобщение, а изучение нового материала. Рассматривается вопрос, вынесенный в название Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным (4 урока. Рекомендуем использовать и резервный урок
Речь идёт о том, когда нужно, а когда ненужно писать ь
для обозначения мягкости согласного, стоящего перед согласным. Тема Мягкий знак в середине слова всегда была и есть в традиционных программах и учебниках. Обычно учащимся показывается, что ь
пишется для обозначения

43 мягкости согласных не только на конце словно ив середине, когда мягкий согласный стоит перед согласным звуком. Конечно, при этом оговаривается, что ь
пишется не всегда, приводятся примеры таких слов, в которых он ненужен. Однако многие учителя знают, что именно после изучения темы увеличивается количество ошибок, типа Косьтя,
песьня
Это нетрудно объяснить. Мы привлекаем внимание к факту возможности ь
в позиции мягкий согласный перед согласным, говорим, что он иногда не пишется, а условий, от которых зависит решение задачи, не показываем, не учим правильно действовать в этих условиях. Так ученик оказывается беспомощным перед трудностью русской орфографии. Задача предлагаемых уроков и состоит в том, чтобы вскрыть сущность проблемы и помочь второклассникам научиться её разрешать.
Напомним лингвистическую суть вопроса.
Мягкий согласный звук может оказываться в слове как перед твёрдым согласным, таки перед мягким. Позиция мягкого согласного перед твёрдым
, как и на конце слова, сильная, поэтому при таком расположении звуков действует
правило: слышишь мягкий звук пиши ь.
(Исключение составляют сочетания чк, чн, чт, щн, в которых не имеющие твёрдой пары звуки ч, щ не требуют обозначения мягкости) Позиция же мягкого согласного перед мягким слабая, на этом месте всегда есть орфографическая дилемма писать или не писать ь.
Вот эту закономерность и нужно показать де- тям.
Попутно подчеркнём, что проблема касается именно парных по твёрдости
- мягкости согласных, нов работе с младшими школьниками, чтобы не усложнять объяснение, мы не делаем на этом факте особого акцента, а говорим лишь о непарности звуков ч , [щ'].
Кроме того, известно, что между буквами двух мягких согласных звуков, если первый из них не л, чаще всего ь
не пишется. Связано это стем, что обычно его мягкость не своя, а от мягкого соседа, так образно сформулировал объяснение лингвист МВ. Панов. Для обозначения же мягкости согласного л перед следующим мягким все-
гда
пишется ь. Здесь скрыта вторая закономерность, которую также важно показать уче- никам.
Помочь маленьким школьникам осознать новую для них опасность письма и научиться уходить от ошибок мы должны уже сейчас. Объясняется это тем, что слова с сочетаниями ст' , з'д', н'т'] и др. частотны в речи, в том числе ив письменной речи детей. На знакомство с проблемой и обучение её решению, как уже сказано, выделены 4 урока
и желателен резервный. Но её практическое освоение будет проходить постепенно на многих последующих уроках. Поставить учебную задачу на уроке поможет обращение к тексту из домашнего задания Попросите учащихся назвать те слова, в которых они нашли мягкий согласный звук, мягкость которого никак не показана. Таких слов два костяника
и
брусничка
Выяс- ните, перед какими звуками стоят эти мягкие согласные. (Перед согласными) Всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другим согласным никак не обозначается?
Для ответа на этот вопрос предложите открыть с. 4 задачника, вслух прочитать вторую группу слов в первом столбике и понаблюдать за их написанием. На примере слов альбом
и пальто
ребята убеждаются есть случаи, когда для обозначения мягкости согласного, стоящего перед другим согласным, нужен ь. Можете даже провести опыт попробовать прочитать слова, не замечая ь
Возможная беседа:

Назовите мягкий согласный звук. Как обозначена его мягкость при письме А можно ли было обойтись без мягкого знака Попробуйте прочитать так, как было бы без него. Вывод ь
нужен, без него слово «сломается»
Сопоставление слов костяника, брусничка, альбом, пальто

(их лучше написать на доске) приводит к заключению значит, в одних словах ь
для обозначения мягкости согласного звука, когда он стоит перед согласным, пишется, а в других нет. Как женам узнавать, когда нужно, а когда не надо писать ь Проведённое сопоставление, сделанное заключение и поставленный вопрос это и есть постановка учебной задачи, важнейший момент обучения, осуществляемого по законам учебной деятельности

44 Для проверки наблюдения и продолжения работы переходите к заданию 39, по- мещённому в тетради- задачнике. На его основе не только выполняются необходимые наблюдения, но и оформляются обобщения, делается вывод, те. решается поставленная задача. Ведите с ребятами диалог, последовательно выполняя все части задания.
Если сочтёте целесообразным, заранее перенесите материал на доску. Но потом непременно адресуйте учеников к задачнику для выполнения необходимых операций, указанных в заданиях. Напоминаем следует пользоваться теми обозначениями твёрдо- сти или мягкости согласных звуков, которыми Вы пользовались раньше условными чёр- точками. Таким же графическим способом, а необязательно словами, можно заполнить оставленное место в рамке задания нас задачника).
Итоговое обобщение в этой рамке должно стать таким Если после мягкого согласного идёт твёрдый, нужно писать ь, кроме ...
. Если после мягкого согласного идёт мягкий, то ь
часто не пишется.
На пустую строку, после слова кроме, чуть позже будет записано дополнение кроме чк, чн, чт, щн
Для проверки сделанного открытия и первичного закрепления необходимого способа рассуждения предназначено задание 40. Обсудите, что подсказывают схематические названия столбиков. Затем предложите ученикам самостоятельно прочитать слова в овалах и решить, к каким из них относится стоящий рядом на полях условный знак, о чём он напоминает, к какому словарю предлагает обратиться. Дождитесь, чтобы ребята уточнили по толковому словарю значение слов полька
и ольха, и напомните вывод, сделанный ещё в 1
- м
классе: нельзя работать со словами, пока не совсем ясно значение какого- то из них.
После этого вслух прочитывайте каждое слово, выясняйте, перед каким согласным находится мягкий, и решайте, куда слово следует писать. Понаблюдав за наличием или отсутствием ь, выберите соответствующий заголовок и надпишите его над каждым столбиком. Всю работу можно, как и принято, сопровождать записью на доске. Важно, чтобы уже на этом этапе в сознании ребят зафиксировались два основных действия 1) послушать, перед каким согласным звуком стоит мягкий 2) на основе того, что услышано, принять решение.
Задание выдвигает новую проблему приобретённые знания вступают в противоречие с материалом.
Вынесите на доску приведённые в задании слова (скажите, что Вы проверили их написание по словарю) и попросите хором прочитать, наблюдая за обозначением мягкости согласных. Едва ли учащиеся сами догадаются о причинах отсутствия ь

помогите им, задав вопрос- подсказку из рамки помощи нас учебника. Объяснение правила и само правило (задание 42) прочитайте все вместе (после произнесения Вами или без него. Потом заполните в рамке нас задачника оставленную строку.
Задание обеспечивает тренировку в проведении рассуждения, а 44 обобщение. Первое из этих заданий на уроке только начинает выполняться, завершается оно дома. Помните в классе необходимо подробно комментировать всю последовательность совершаемых действий. При этом ответ должен быть в конце. Это показ того, как следует действовать дома.
Для урока предназначены задания 45–
48
. На их основе будет проводиться не только закрепление материала, но и некоторое уточнение, углубление знаний детей. Нужно помочь второклассникам, во- первых, осознать положение мягкий согласный перед мягким как опасное при письме место, а во- вторых, понять, что за одной буквой может скрываться сразу две опасности мягкий перед мягкими парный по глухости- звонкости
(
хвостик
).
Начать этот урок, конечно, нужно с проверки домашнего задания, включив вне обсуждение того, как ученики узнавали, куда писать слово, и чем различаются столбики слов. Желательно привлечь внимание к слову растёт
и выделить в нём все опасные места. Сделайте открытие на месте буквы с

две опасности. Скажите, что такие случаи вам ещё встретятся на уроке, вы о них поговорите подробнее и решите, каких следует отмечать. Так будет поставлена учебная задача урока. Далее последовательно выполняйте задания 45, 46, 47

45 Как видите, способ обозначения двух опасностей на месте одной буквы вводится через образец (рамка помощи в задании 46). Сначала схематически предъявляются эти два опасных места (мягкий перед мягкими парный по глухости- звонкости перед другим парным, каждый из которых отмечается точкой как сигналом опасности. Таки появляется под буквой две точки. Можете выполнить все эти действия на доске, ас учебником лишь сравнить запись.
Если Вы заглянете чуть вперёд (с. 26 учебника, то увидите, что наследующем уроке знак изменится одну из точек заменит чёрточка, так как ребята узнают правило о том, в каких сочетаниях не пишется ь. Так что две точки (одна под другой) нужны лишь на очень короткое время.
Когда учащиеся разберутся в обозначениях, предложите вернуться к слову расти
(из домашней работы) и правильно обозначить две опасности на месте одной буквы.
Приступая к практической части задания 47, ещё раз уточните смысл всех представленных способов обозначения опасностей письма. Они должны быть постепенно усвоены, так как будут постоянно использоваться. (Уточним по заданию в тетради- задачнике, данному под первым квадратиком, должны быть выписаны слова на речку, беспомощный, далее в гнезде, махонький, птенчика затем небольшое) На дом задание 48, при выполнении которого ищутся и отмечаются все орфограммы, а не только связанные с обозначением мягкости согласных.
Попутно одно замечание стоит ли отмечать как орфограмму (опасное место) букву мягкого согласного, стоящего перед твёрдым, и ь
(у зверька Теоретически (сточки зрения лингвистики) это не орфограмма, так как позиция мягкий перед твёрдым» по твёрдости
- мягкости сильная. Однако младшие школьники на данном этапе учатся именно разграничению позиций ив соответствии с ней выбору написания. Поэтому для них это всё одинаково опасные места. Из сказанного понятно, что ив слове зверька
буквы следует подчеркнуть.
Главная задача урока сбор тех случаев, в которых вопрос решается однозначно ь
не пишется или пишется. Урок насыщен материалом.
Центральной работой станет составление таблицы- подсказки (задание 49). Новы- полнению задания для большей мотивированности последующих действий советуем предпослать небольшой словарный диктант с комментированием ребята решают, писать или не писать ь. Если правило уже известно, слово соответствующим образом записывается (с ь
или без него, а если точного ответа нет, на месте сомнения пишется вопросительный знак. Вот вид записи мальва, строчка, дачники, Настя, зонтик, гвоз?дик.
Выделение слов, в которых пока неизвестно, писать или не писать ь, можно считать постановкой учебной задачи. После появления необходимых ответов (к концу урока или наследующем) слова, в которых были знаки вопроса, правильно записываются. Так станет очевидным пройденный на уроке путь от постановки учебной задачи до её решения
При выполнении задания для экономии времени все вопросы и задания формулируйте сами, а для лучшей организации работы канву заполняемой таблицы вынесите на доску.
Прежде всего, попросите детей, глядя на самый верх таблицы, сказать, о каком случае письма идёт речь. (О том, когда для обозначения мягкости согласного, стоящего перед другим согласным, не пишется ь) Дальше, прочитав первую группу слов, ученики выполняют задание под цифрой
1 на оставленные места вписывают нужные сочетания в звуковом и буквенном вариантах. Устно следует пояснить, почему показываются сочетания мягкий перед твёрдым» и мягкий перед мягким не только речка, но и у речки, не только речной, но и речники т. п.
Потом также ведётся работа со 2
- ой и 3
- ей группами слов заполняются вторая и третья части таблицы, после чего она вся полностью проговаривается.
К концу работы основная часть таблицы приобретёт такой вид.

46 Предлагаемое на дом задание изготовить яркую карточку- подсказку можно подать как конкурсное.
Чтобы закрепить умение пользоваться полученной информацией, проводится игра в рифмы задание 50. Новая орфограмма теперь будет не отмечаться точкой, а подчёр- киваться. (Обозначение показано в конце задания 50.) Записать можно часть слов.
Хорошо бы закончить на уроке знакомство с новым материалом, работая с заданием, а на нескольких словах задания провести закрепление. Но можно (с учётом резервного урока) перенести работу наследующий урок. Однако частично задание выполните на этом уроке (конечно, отобрав материал для тренировки).
Задание выполняется в рабочей тетради, нона основе задачника. Попросите учеников по первой модели сказать, какие слова они будут искать (с мягким согласным перед твёрдым
) и каких будут писать (с ь, если это не чк, чн
и др.)
После записи хотя бы одного слова перейдите ко второй группе. Вне собираются те слова, в которых перед мягким согласным стоит звук л (например, скользить, а потому ь
пишется. Записывается примера и из третьей группы, но сначала уточняется, как следует писать слова.
На дом дайте завершение начатой работы по заданию а также задание 53, которое будет способствовать запоминанию часто встречающихся слови повторению алфавита. Часть задания под последним квадратиком на Ваше усмотрение. Она предполагает повторение слов по программе 1
- го класса.
Задача урока помочь закрепить приобретённые знания и первоначальные умения, способствовать их более уверенному использованию при письме. Представленные в учебнике задания 54–
60 распределите между этими резервным
уроками.
Проверив завершение упражнения 52, по заданию проведите словарный диктант, добавьте в него и несколько других слов. Продолжайте отрабатывать главное способ рассуждения при решении проблемы. Например, предложите писать слова в два столбика с ь
и без него. Но сначала уточните, какие слова могут попасть в каждый из столбиков. Выполнение задания желательно вновь сопровождать подробным комментированием. Таблица- подсказка должна быть перед глазами. Возможные дополнительные слова для записи (на Ваш выбор рельсы, внучка, вкуснее, срочный, бульдог, Костя, вальс, сочный, льдинка, кончик
После записи полезна взаимопроверка.
Далее советуем выполнить задания 54 и 56. Последним из них внимание детей привлекается к уменьшительно- ласкательным суффиксам
-
еньк
и
-
оньк
(без употребления термина, нос использованием условного выделения крышечкой, к их значению и написанию. Здесь предполагается только привлечение внимания к суффиксам, общая установка на запоминание их облика повторно их роль и возможности будут обсуждаться в четвёртой четверти при знакомстве с составом слова

47 Задание удачно для завершения урока, а задание на дом. Все другие упражнения могут быть использованы на резервном
уроке, который, желательно посвятить той же теме.
Частично время резервного
урока используйте для упражнения в письме под диктовку ив обнаруживании опасных звуковых сочетаний на слух.
Одно из заданий игра Кто внимательный?».
Попросите учеников послушать стихотворение и посчитать, сколько разв словах встретятся сочетания мягкий согласный перед мягким. Читать стихотворение нужно дважды. При первом чтении ребята должны понять смысли определить жанр произведения. Не говорите его название) При втором чтении они выполняют задание. Ответ да-
ётся после окончания чтения.
Считалка
Мы на даче ждем гостей Стол- где кустик потенистей.
Из далеких областей. Но придётся потесниться.
Папа строит новый мостик, С папой вместе мы везде:
Я несу ему то гвоздик, На работе ив еде!
То пилу, то молоток,
Жизни лучше я не знаю,
А в жару воды глоток. Часто песни напеваю!
Потрудившись с папой здесь,
Раз, два,
три, четыре, пять!
К маме мы бежим поесть Я иду гостей встречать!
С.
Лукьянова
В считалке 14 раз встречаются нужные сочетания звуков и ни разу (!) при их написании нет мягкого знака. Обратите внимание детей на этот факт. Если позволит время, Вы можете вновь прочитать строки, чтобы те, кто не нашли необходимое количество сочетаний (а таких, конечно, будет много, попытались всё
- таки это сделать. Чтобы легче было считать, каждое услышанное сочетание можно записывать буквами. Поскольку учащиеся уже будут знать, что ь
писать не следует, задание позволит им лучше запомнить сочетания и накопить опыт их правильного письма.
На данном уроке предлагаем ещё написать мини- диктант (по указанной технологии см. сданного пособия. Для него может быть использован небольшой отрывок из повести Н. Носова Приключения Незнайки. С необычным городом, где живут необычные малыши, второклассникам ещё предстоит познакомиться на страницах учебника. Пока же они только узнают несколько имён жителей этого города. Пусть не удивляются имена у них тоже необычные. Тут же полезно ещё раз вспомнить правило написания имён, название собственные имена».
Там жили художник Тюбики музыкант Гусля. А ещё жили малыши Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.
Для записи отрывок можно сократить Там жили
(далее писать только имена, ставя запятые при перечислении).
Вот как может выглядеть графическая запись этого отрывка.

48
Определённую завершённость всей проведённой работе придаст возврат к словам костяника, брусничка, альбом
и пальто, с которых начиналось обсуждение вопроса. Теперь второклассники смогут дать все нужные объяснения. Такой возврат важен в психологическом отношении, он позволяет младшим школьникам констатировать свои успехи.
На дом после
резервного урока
советуем дать задание 60, которое позволит не только повторить многие уже освоенные действия, но и обеспечит связь со следующей темой.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей