Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница7 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
Тема За какими буквами прячется звук [й']?»
выносится на рассмотрение для того, чтобы не только вспомнить уже известные способы обозначения звука й, но и дополнить их, здесь осуществляется первый этап знакомства с разделительными знаками. На тему отводится 4 часа, рекомендуется и резервный урок
Задача урока повторить два знакомых способа обозначения данного звука, уточнить позиции, от которых зависит выбор способа, закрепить умение осуществлять и осознанно контролировать этот выбор. Решению задачи служат все задания, предназначенные для урока (
61

66). Работу советуем начать с подведения итогов кто больше в рассказе про жабу задание) нашёл букв, за которыми «прячется»
звук й. (Таких букв 7. Труднее всего ребятам будет услышать этот звук в конце слов большая
и стемнеет) Обсудите, какие способы обозначения звука были использованы.
Далее предложите поискать звук й в других словах, но сначала их нужно отгадать. Так Вы перейдёте к заданию 61. Решив кроссворд, помогите детям осознать, что они делали, отгадывая эти своеобразные загадки узнавали слова по их значениям. Аза- тем обобщите, какими буквами при вписывании слов они обозначали звук й. (Должны быть вписаны слова ручей, еловый, хвоя, молния, лужайка, яма) Замечание о том, что обозначать этот звук буквами не так- то просто, позволит перейти к анализу и исправлению ошибок мальчика- иностранца (задание 62). Пусть ребята, увидев значок на полях, сами решат, какое слово требует обращения к словарю, какой именно словарь нужен, обратятся к нему и уточнят значение слова юркий
Выполняя задание 63, можно получить слова ель, сел, пел, мел, мель

Выберите какое- то из них для звуко
- буквенного разбора.
Вопрос мальчика- иностранца (с. 32) мотивирует переход к обобщению (задание
64
). Но это задание позволит не только обобщить известное о способах передачи звука й, но и создать ситуацию открытого незнания есть ещё и третий способ обозначения этого звука, о котором мы пока не говорили. Созданная ситуация готовит изучение нового материала.
При обобщении в первую часть таблицы вписывается буква й
и уточняется она есть в языке только для обозначения своего звука, она выходит на работу только тогда, когда этот звук слышится на конце слова или в середине перед согласным.
Во вторую часть таблицы дописывается буква я, после чего уточняются места в слове (позиции, когда выходят на работу буквы гласных. Именно о них обычно говорят, что звук й за ними прячется, что происходит, когда он вначале слова или в середине между двумя гласными.
Сделать акценты на положении звука й, на его позиции в слове важно для правильного знакомства с третьим способом его обозначения с помощью разделительных знаков. Заканчивая работу, обратите внимание на третью, пока пустую, часть таблицы, которую ещё предстоит заполнить.
Описанная работа с таблицей важна не только для организации повторения и подготовки к изучению нового, но и для интеллектуального развития учащихся, для формирования у них познавательных универсальных учебных действий. Младшие школьники учатся оперировать информацией, представленной в модельной (схематичной) форме понимать е, анализировать, дополнять, переводить в словесную форму. Подобная работа имеет выраженную развивающую направленность.
Задания 65, даются на дом для завершения наблюдений и выполнения всех заданий после текста. Порядок и способ выполнения частей задания следует прокомментировать, прежде всего, посоветовав для поиска нужного звука в словах читать текст вслух, отчётливо произнося звуки и вслушиваясь в них. Привлеките внимание детей к заданию,

49 отмеченному флажком, и заранее похвалите тех, кто возьмётся за его выполнение ивы- полнит. Цель урока в том, чтобы познакомить учащихся с функцией разделительных знаков мягкого и твёрдого. Напомним, что данный вопрос уже обсуждался в период обучения грамоте, но тогда акцент делался на «раскодировании» этих букв при чтении. Сейчас же в центре внимания оказываются проблемы письма. Прежде чем комментировать материалы учебника, охарактеризуем те общие положения, из которых мы исходили, и объясним принятые на их основе методические решения. В позиции после согласного перед гласным звук й обозначается не одной буквой, а их сочетанием буквами е,
ё,
ю,
я,
и,
которым предшествуют разделительные знаки, ь
или ъ. В последнее время в школьной практике иногда стало использоваться и другое их название предупредительные
Оно введено в букваре ДБ. Эльконина и прокомментировано в методических рекомендациях к нему эти знаки предупреждают о том, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука. Считаем это название удачным для начальных классов, номы решили не пользоваться им, чтобы в дальнейшем, в средней школе, избавить учеников от дополнительных терминологических затруднений. Пусть ведущим станет принятый термин разделительный знака название предупредительный, произнесённое Вами, поможет детям понять функцию этих знаков. Толкование назначения разделительных знаков –
«разделять»
согласный и гласный –
лингвистически некорректно, так как ь
и ъ

это буквы, а согласный
и гласный

звуки. Действительно, на месте разделительных знаков согласный и гласный звуки произносятся не слитно, а раздельно [вй'уга, сй'эм]. Но почему Да потому, что между ними есть звук й. Таким образом, функция разделительных знаков состоит в том, чтобы участвовать в обозначении звука й. Название разделительные
используется лишь по традиции. В названной позиции функции разделительных знаков, ь
и ъ, абсолютно одинаковы, поэтому мы и предъявляем их вместе.
Выбор знака зависит только от состава слова, и осуществляется по традиции, на твёрдость или мягкость предшествующего согласного ни один из знаков, выступая в качестве разделительного, не указывает Знакомство учащихся с использованием двух разделительных знаков в учебнике проводится как расширение, дополнение уже имеющихся у учеников знаний о способах обозначения звука й при различных его положениях в слове. При этом, конечно, на данном этапе акцент делается на разделительном мягком знаке, отрабатывается именно его использование при написании слов.
К разделительному твёрдому знаку пока лишь привлекается самое общее внимание для системного раскрытия вопроса о способах обозначения звука й. Однако с первого же урока вводится особый вид письма буквенная «дробь»

За ней скрывается следующее рассуждение знаю, что нужно писать разделительный знак, ноне знаю ка-
кой.
Поэтому пишу два
Учебником предусмотрена временная подсказка ребенку ъ никогда не пишется близко к концу слова
Значит, буквенная дробь может понадобиться при записи только тех слов, где звук й слышится между согласными гласным близко к началу слова или в его середине, например ш..ю, с..ел
В других же случаях будет писаться ь птичьи,
стулья
и т. п.
Конечно, это не содержательное введение орфографического правила, но предлагаемый подход позволяет детям, прежде всего, освоить существо графической проблемы языка полноценно осознать третий способ обозначения звука й. Необходимость же выбора знака, а следовательно, соответствующего правила, такой работой успешно мотивируется, что подготавливает более осознанное восприятие этого правила после изучения состава слова. Кроме того, использование буквенной дроби как знака выбора
бук- вы готовит почву для применения того же приёма при записи слов с главными орфограммами безударными гласными и парными по глухости- звонкости согласными. (Слово дробь в общении с классом использовать не следует. Говорите пишем два знака.)
После этих общих комментариев вернёмся к уроку 2
. Его ход полностью представлен в учебнике задания 67–
73. Пользуясь материалами, Вы ведёте беседу, организуя последовательное выполнение значительной части работы в тетради- задачнике

50 Дадим отдельные комментарии.
Задание содержит как постановку учебной задачи, таки начало её решения. Пусть школьники, выполнив задания 67, попробуют обобщить наблюдения, а потом, чтобы проверить вывод, прочитают сообщение (задание 69). Советуем дать им возможность прочитать его самостоятельно и ответить на вопрос что ещё узнали?
После списывания слов (задание 70) поставьте опыт напишите на доске 1–2 слова без разделительных знаков. Пусть второклассники вновь убедятся, как важно следить за написанием разделительных знаков там, где они нужны.
Последний этап урока итоговое наблюдение (конец задания 70), вопрос мальчика- иностранца, введение способа письма с использованием двух знаков и первичное его закрепление. Для экономии времени сведения, данные в рамке (задание 71), сообщите сами. Тренировочное упражнение (72) можно выполнить устно (при недостатке времени, а записать лишь последние три слова, в которых понадобится дробь. Заключительную часть задания и задание дайте на дом.
Уроки 3–
4 отводятся на закрепление полученных знаний и первоначальных умений. При этом учащиеся ещё и систематизируют знания обо всех способах обозначения звука й, учатся звуко
- буквенному разбору и правильному переносу слов с разделительными знаками. Это правило они сначала пытаются сформулировать сами (задание 77), а потом читают его, обратившись к указанной справочной странице. Кроме того, на завершающем этапе в нескольких заданиях (
82, 83
) сопоставляются две работы ь обозначать мягкость согласного звука и участвовать в обозначении звука й обсуждается, что одна и та же буква водном случае помогает букве согласного, а в другом букве гласно- го.
По заданию нас задачника (в таблице задания 64) делается запись, аналогичная той, которая уже есть нас (ранее выполнявшееся задание 69
). По заданию вписываются слова барсучья
и лисья. Отгадка в задании маска, а по заданию записывается предложение Ливень льёт
В связи с последним заданием, если надо, вновь уточните, о чём напоминают две маленькие цифры
1,2
, стоящие около слова (о действиях в соответствии с памятками 1 и Среди тренировочных упражнений обращаем внимание на задание 86, в котором пока для общего знакомства впервые используются окошки как способ ухода от возможных орфографических ошибок. Через несколько уроков, в рамках следующей темы, этот приём будет специально вводиться.
Задания в учебнике для названных уроков даны с запасом, часть из них, например, задания 78, 81, 85, 86, оставьте для резервного
урока
На дом после урока можно дать задание после урока 4


84
, а после резервного 87. На резервном
уроке
используйте и какие- то из приводимых ниже заданий
1

Запишите на доске имена детей Таня, Даша, Оля, Наташа, Илюша
Попросите записать полные имена, можно ещё и расположить их по алфавиту. Хороший дополнительный вопрос Какое из записанных вами слов отличается от других работой ь Советуем выполнить звуко
- буквенный разбор этого слова (имени девочки Ольга, а также имени мальчика Илья
Можно вместо полного звуко
- буквенного разбора выполнить частичный например, сказать, в каком из этих двух слов звуков меньше, чем букв (звуков столько же, сколько букв) или одинаковое ли количество букв в этих словах А звуков?

Попросите ответить на каждый вопрос одним словом и записать его
1
) Когда опадают листья 2) В какое время суток на небе видны звёзды? 3) Какой месяц заканчивает учебный год А какой открывает?

Предложите расположить слова по алфавиту и записать в столбик шить, лить, пить, есть.
Пусть рядом дети допишут изменения этих слов по команде вопроса Мы что делаем Напоминаем и о возможности использования дополнительных пособий Т.В. Корешковой Тетрадь для самостоятельной работы Потренируйся Тестовые задания по русскому языку. 2 класс Издательство Ассоциация ХХI век, 2010, 2011.

51 Попросите послушать и записать три подчёркнутых слова из стихотворения О. Григорьева:
Я шли дул на суп,
Чтоб сразу сесть и съесть
Дополнительно пусть на слух обнаружат слово, которое начинается со звука й, дадут характеристику этого звука и скажут, сколько в этом слове (я) всего звуков и букв.

Предложите отгадать загадку и выписать слово со звуком й Бьют оводу два крыла, чтобы лодочка плыла. (Вёсла)

При выполнении последних заданий учащиеся должны записывать два знака (дробью. Если Вам позволит время, можете потом показать правильные записи слов съесть
и бьют, чтобы ребята рядом списали их с нужными знаками.
Темой «Подведём первые итоги»
завершается первый раздел курса 2
- го класса Знаем повторим, не знаем узнаем. На тему отводится 2 урока (один из них на контрольную работу. Кроме того, здесь целесообразно использование и резервного урока. Он может предшествовать контрольной работе, а может следовать за ней. Во втором случае на нём выполняется работа над ошибками и задание пишется письмо. Если резервный урок
используется перед контрольной работой, то он готовит к ней, задание 92
даётся на дом.
Цель уроков помочь детям вычленить и обобщить те знания и умения, которые приобретены за первые недели учебного года, проверить наличие необходимого минимума умений, продолжить обучение общению в письменной форме.
Советуем последовательно выполнять задания 88–
90
. Можно работать и подо- полнительным пособиям для 2
- го класса, выпущенным издательством Ассоциация ХХ
I век Т. В Корешкова Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку Потренируйся, Тестовые задания по русскому языку. Обращаем Ваше внимание на то, что эти пособия представляют собой тетради с печатной основой в 2
- х частях. Но если в пособии Потренируйся части выделены в соответствии частями учебника и потому используются последовательно, тов пособии Тестовые задания принцип разделения на части другой ч. 1 для тренировочной работы, а ч. 2 для проверочных работ.
Пользуясь любым материалом, важно исходить из того, что все задания на уроках повторения должны носить не контрольный, а обучающий, тренировочный характер. Поэтому полезно стимулировать вопросы учащихся в случае их сомнений, использовать взаимопомощь и взаимопроверку. Задание 91 (домашнее. (Текст обращения к ученику, помещённый после задания нас учебника, относится к следующему разделу и будет полезен непосредственно перед началом его изучения.)
На этих же уроках следует повторить словарные слова 1
- го класса. Дома ребята должны подготовиться к словарному диктанту. Для этого следует пока пользоваться задачником (с. 4), выбирая слова, отмеченные звёздочками. Способ подготовки вслух читать слова так, как они написаны. Наиболее трудные записать по правилам списывания.
Перед контрольным диктантом, конечно, нужно написать тренировочный. Далее мы предлагаем два текста. Один из них используйте как подготовительное упражнение, а другой как контрольный диктант. Для контрольного диктанта можно использовать и любой другой текст, предлагаемый методическими источниками.
У учительницы
За дверью Маруся и Верочка с красивыми листьями. Девочки пришли навестить больную учительницу. Она лежит в постели третью неделю. Рада гостям (23 слова)
По Е. Шварцу
Жители дома
Осенью мы частот опили печку. У огонька устраивались кот Иваныч и ручной зайчик Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22 слова)
По Г.
Скребицкому

52 Примечание выделенные буквы при повторном чтении Вы проговариваете для их вписывания в слоговую схему.
О технологии написания диктанта уже говорилось (см. сданного пособия).
По- ка она не меняется. Ученики самостоятельно после Вашего второго чтения (по предложениям, проговаривая, пишут каждое предложение графически чёрточками или сразу в виде слоговых моделей, отмечают обнаруженные опасные места. Потом слушают Ваше чтение с орфографическим проговариванием тех мест, в которых есть расхождение написания и произношения (за исключением слов, которые уже должны быть известны) и указывают в своих моделях нужные буквы. После этого под самодиктовку с опорой на модель пишут каждое предложение, отмечая опасные места. Завершается работа проверкой вслед за Вами дети читают предложения, проверяя, во- первых, нет ли описок (пропусков, замен, перестановок буква во- вторых, соблюдение изученных правили соответствие написанных букв буквам- подсказкам в модели.
При оценке диктанта, как ив- м классе, рекомендуем не снижать отметку за отсутствие каких- либо вспомогательных помет (например, указания на наличие опасного места»);
не снижать отметку за исправления, самостоятельно внесённые учеником;
не снижать отметку за недостатки почерка ребёнка (именно почерка, а не за выраженную небрежность, неаккуратность работы но и при снижении отметки в этом случае надо понимать, что такое снижение носит воспитательный характер и потому вопрос должен решаться индивидуально, с учётом особенностей ребёнка);
ориентироваться на принятые нормативы:
без ошибок –
«5»
1
–2 ошибки –
«4»
3
–4 ошибки –
«3»
5 и более ошибок Об исправлении ошибок в детских тетрадях и работе над ошибками см. нас данного пособия.
В качестве второй части контрольной работы рекомендуем фонетико
- графические задания.
Для этой цели можно воспользоваться тестовыми заданиями из пособия Т.В. Корешковой Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 частях. Смоленск Ассоциация ХХ
I век, 2011. Для целей контроля Вам понадобится часть 2 пособия. Выберите задания по своему усмотрению.
Если у Вас этого пособия нет, можете предложить для выполнения следующие задания Спиши слова вариант вариант тюлень, клюёт, ястреб мебель, съёмка, юг)
Под
каждым словом в скобках укажи количество звуков.
2)
Над
последней буквой последнего слова надпиши значок звука, который эта буква обозначает) Запиши условным значком первый звук последнего слова и дай его полную характеристику Запиши буквы алфавита, которые находятся между буквами:
о .... т .... к. Выпиши слово, в котором ударение на втором слоге прочитали, книжка, обложка написали, ручка, тетрадка

53
4. Назови группу слов (из задания 3), к которой относится большая часть слов.
Примечание: 1) перед второй частью контрольной работы желательно дать учащимся отдохнуть 2) первое и третье задания проверяют ещё и умение безошибочно списывать) желательно тексты заданий предъявить учащимся в письменном виде
(на доске, на листах, чтобы они могли сами прочитать их, что поможет выявить становление важнейшего познавательного умения читать, понимать информацию и использовать е
4) выполнение заданий оценивается отдельной отметкой, при этом учитывается лишь степень правильности решения фонетико
- графических задач рекомендуется следующая оценка работ:
правильное выполнение всех заданий наличие 1
-2- х ошибок (всего) наличие 3
-4- х ошибок наличие 5
- и
ошибок Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

Данный раздел является ключевым для всего обучения орфографии. Это новый этап в процессе формирования осознанных орфографических умений, продолжающий и углубляющий работу, начатую в 1
- м классе. Именно здесь должно отточиться базовое умение обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, те. умение предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» (СМ. Бондаренко, Г.Г.
Граник и др) места –
орфограммы
Это умение в школьной практике традиционно именуется орфографической зоркостью
Углубление работы, по сравнению см классом, произойдёт прежде всего за счёт её перевода на понятийный уровень на этом этапе вводится понятие «орфограмма».
Таким образом, первая задача работы в рамках раздела познакомить детей с понятием орфограмма и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Проблема решается применительно к наиболее частотной группе орфограмм, какой являются орфограммы слабых позиций (прежде всего безударных гласных и парных по глухости- звонкости согласных).
Вторая задача состоит в том, чтобы ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма, приучающий обнаруживать орфограммы до записи слова письмо с «окошками»
(Приём, как уже говорилось, разработан ПС. Жедек и реализован в учебниках русского языка В.В. Репкина. Об обучающих и развивающих возможностях приёма тоже уже было сказано нас данного пособия) Именно этот способ может обеспечить ребёнку уход от ошибки там, где он осознаёт наличие опасности, ноне может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу знаю букву пишу, не знаю оставляю окошко, будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии. Ново- первых, этот приём не так прост, как может показаться поначалу, а во- вторых, мало научить ему, нужно ещё и приучить им пользоваться. Решение этой задачи и падает на оставшуюся часть первой и всю вторую четверти 2
- го класса.
Третья задача

познакомить второклассников с орфографическим словарём, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
Четвертая задача

за счёт продолжающегося широкого применения приёма списывания (по системе, введённой в 1
- м классе) обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (названий продуктов, блюд, домашней утвари, некоторых видов транспорта и т. пи в целом способствовать развитию орфографической памяти учащихся

54 Изучение раздела рассчитано на
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей