Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница9 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
д
ставлю точку спать с стоит перед таким согласным, когда это орфограмма, отмечаю точкой т на конце слова, орфограмма, отмечаю точкой легко х стоит перед таким согласным, когда это орфограмма, под буквой г
ставлю точку) Такое подробное комментирование выполните на части слов. Как только Вы увидите, что способ действия понят, попросите продолжить разметку самостоятельно или в паре, контролируя друг друга потом перейдите к записи второго предложения. (Местоимение он заменяется словами белый медведь) Аналогичную работу предполагает и задание Его желательно выполнить, если Вы хотите, чтобы вводимое в конце урока название главные опасности письма (главные орфограммы) оказалось для школьников мотивированным. О вводимом названии скажем чуть позже, сначала о возможных вариантах работы над заданием Распределите предложения по рядам пусть каждому достанется по одному предложению.
Работать ребята могут парами. Вы даёте установку на поиск перечисленных в задании орфограмм, их обозначение и подсчёт. Отводите время на выполнение, а затем на доске фиксируете количество. (Всего в отрывке орфограмм парных согласных –
6, безударных гласных –
23, на другие известные правила –
11. Последнее количество получилось с учётом следующих орфограмм большая буква вначале предложения точка в конце предложения, условно принятая за орфограмму большая буква в собственном имени пробел после предлога сочетания
-
жи
и
-
ща. Пробелы между всеми словами, думаем, по договорённости с классом, уже можно не отмечать.)
Возможен и другой вариант (при отсутствии времени на работу в полном объёме). Выпросите карандашом вписать в задачник на приготовленные строки готовые результаты подсчётов, выполненных ребятами другого класса, и предлагаете желающим дома проверить. Если данные совпадут поставить рядом +, а если нет карандашом указать своё количество.
Такой подсчёт орфограмм основа для введения понятия главные опасности письма (главные орфограммы»).
Мы используем данное понятие (конечно, отсутствующее в лингвистике, но вовсе не противоречащее имеющимся в ней данным) для того, чтобы объединить безударные гласные и парные по глухости- звонкости согласные в одну группу орфограмм ив дальнейшем работать над ними в единой системе. Делаем это, уходя от термина орфограммы слабых позиций (хотя, безусловно, опираемся на соответствующее понятие, стараясь не загружать младших школьников той информацией, без которой могут быть решены поставленные задачи.
Собственный подсчёт орфограмм хотя бы водном тексте делает более понятной ту информацию, которая даётся в задании 121. На её основе Вы и сделаете нужное заключение, а также введёте то название главные орфограммы, которое дальше будет широко использоваться.
На дом задание Задания 122, для резервного
урока. Списывание отрывка или его части
(122
) может стать домашней работой после этого урока. Кроме названных заданий, на

60 нём целесообразна каллиграфическая тренировка (например, запись букв непарных звонких, непарных глухих согласных, соединение их с предшествующими парными, а также повторение уже вошедших в употребление словарных слов».
Следующая тема Учимся записывать орфографические задачи (1 урок) значительная веха в системе всей орфографической работы во 2
- м классе.
На этом уроке вводится особый способ письма с окошками, в котором находит материальное воплощение главная орфографическая проблема необходимость вы-
бора
буквы для обозначения звука. Здесь же начинает активно использоваться понятие орфографическая задача, те. орфографический вопрос, который надо решить.
Приём письма с окошками (с пропуском букв на месте орфограмм) это и есть основной способ ухода от орфографических ошибок при незнании решения встретившейся орфографической задачи. Первое знакомство с ним происходит в задании125.
Необычным в представленной записи является, во- первых, отсутствие букв на месте всех орфограмм (они заменены точками как сигналами опасности, а во- вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать
правильную, те. показ выбора букв

Сразу скажем, что расшифровка предъявленной записи это специальное упражнение. Учащимся так писать не придётся, хотя элементы подобного письма будут использоваться.
Конечно, такая запись неудобна, она даже может нервировать (особенно родителей) своей неэстетичностью, непонятностью. Но, ещё раз подчеркнём: она временна и, кроме того, в ней заложен большой обучающий смысл. Вспомните психологическую теорию П.
Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Ребёнку для сознательного осуществления сложного орфографического действия нужно выполнить несколько обязательных операций 1) обнаружить опасное место
2) осознать те варианты письма, из которых он выбирает, те. поставить перед собой орфографическую задачу, и только тогда приступить к третьему этапу –
- к решению осознанной им задачи. Используемый способ записи (подобный уже существует в школьной практике благодаря учебникам В.В. Репкина) и позволяет материализовать для ученика те операции, которые нужно выполнять при постановке орфографической задачи.
Некоторые из задач дети уже умеют решать эти вопросы сразу же будут сниматься. С правилами решения ряда других они познакомятся на ближайших уроках. Слова, написание которых второклассники помнят (словарные, проходившие через списывание, тоже будет разрешено писать полностью. Но большую часть главных орфограмм, связанных с выбором букв для безударных гласных и парных по глухости- звонкости согласных, ещё долгое время, до 3
- й четверти, школьники будут записывать с окошками, а иногда и с орфографической дробью (напоминаем, что слово дробь не для учащихся. Эпизодическое указание вариантов букв нужно, во- первых, для того, чтобы научить ребят осознавать, из каких букв они выбирают правильную, а во- вторых, для того, чтобы облегчить читающему понимание слов, записанных с «окошками»
Ход выполнения задания 125
отражён в тетради- задачнике, где приведена запись. Уточним детали.
После того, как Вы убедились, что дети поняли смысл прочитанного, следует каждый из вопросов, представленных в парах букв, озвучить. Ученики спрашивают Первую букву писать маленькую или большую В слоге пана месте безударного гласного писать а
или о В слоге дана месте безударного гласного писать а
или о Такое озвучивание вопросов можно вести по цепочке, а после первого–второго слога говорить короче, не называя его писать а
или я, писать и
или е,
г
или к. (Во многих случаях гласные звуки оказываются редуцированными, поэтому не следует добиваться их точного произнесения) Известные задачи можно решать сразу же –
зачёркивать ненужные буквы, а правильные вписывать. Второклассники смогут вставить буквы вначале предложений ив слоге чана месте других орфограмм останутся «окошки».
Выполнением этого задания решается серьёзная задача не только обучения, но и развития школьников они учатся разграничивать известное и неизвестное, изученное и то, что только предстоит изучить. Наличие такого опыта рефлексивных действий важное условие успешности учебного процесса.
Кроме того, как уже говорилось ранее, введение такого способа письма, во- первых, позволит избавить ребёнка от страха допустить ошибку, даст ему возможность отсрочить решение задачи до этапа проверки, а во

61 вторых, будет постепенно приучать его к самоконтролю за правильностью письма не только после записи, но ив процессе.
Для работы на уроке предназначены задания и
126, задание факультатив- но.
Перед выполнением задания уточните способ действия как искать неотме- ченные орфограммы. (Находить все орфограммы и смотреть, показала их Катя или нет) Она не выделила безударные гласные Антон, на, картошка, до, Катя не выделила согласные сковороде, картошка, в

(кружке), до встречи) Не торопитесь сразу же вставлять буквы это будет сделано наследующем уроке при обучении пользованию слова- рём. Здесь обсудите разумность действий Кати не захотела делать ошибки и написала слова с «окошками».
Обобщение о приёме письма, подсказанного девочкой, о его полезности для ухода от ошибок важный итог урока.
По заданию учащиеся смогут указать буквы в первом слове предложения Вышли) ив слове час
Трудность заключается в том, что ив этих словах пишутся только те буквы, которые ребята могут доказать, на месте же других для осознания принципа разграничения пока оставляются «окошки».
На дом рекомендуется задание 128, но его выполнение нужно подготовить. Для этого обсудите (а может быть, и начните выполнять) все названные в задании действия.
Для Вас прокомментируем последнюю операцию вставку в окошки тех букв, которые сначала ребёнок пропускал. (Таких неразумных действий часто не понимают ро- дители.)
Упражнение учит детей разведению двух операций постановке орфографической задачи и её решению. Именно так будет действовать ученик в третьей четверти, узнав правило написания корней. Пока же у него есть единственный способ решить задачу посмотреть в надёжном источнике. Такой путь ему и предлагается (наследующем уроке будет дан в руки ещё и словарь. При этом начинает закладываться общий подход к процессу письма, важный при записи как диктантов, таки своих мыслей сначала находи орфограммы, ставь перед собой вопросы, а потом решай их и осознанно пиши.
На уточнение и расширение описанного способа действия направлена следующая тема Обращаемся в орфографическое справочное бюро (1 урок)

Цель урока закреплять умение писать с окошками и начать учить решению орфографических проблем с помощью словаря учить искать в нём слова. Советуем последовательно выполнять задания, представленные как в учебнике, таки в тетради- задачнике.
В связи с заданием неплохо бы показать учащимся и 1–2 настоящих (больших) словаря, обратить внимание на алфавитное расположение в нём слов.
Пункты памятки Как пользоваться орфографическим словарём?» (
131
), думаем, надо читать вслух так, как читают по ролям. Один ученик читает первый пункт, второй следующий, потом двое по очереди озвучивают развилку, двое других продолжают и т. д. Чтение можно повторить, предлагая после каждого пункта поднимать руки тем, кому понятно, какое действие и как выполнять. Тогда работа над следующими заданиями может быть подана как самопроверка.
Практическую работу со словарём лучше вести в парах
(продолжайте учить такой работе один смотрит слово с одной буквой, другой со второй вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ. Предупредите, что в упражнениях, где представлен выбор букв, их расположение различно, оно не подсказывает решения.
Задание в подтексте содержит примерно такую мысль Молодец, девочка (как и Катя из задания 126)! Нашла способ, как избежать ошибок Важно эту мысль донести до второклассников как подсказку разумного способа действия при письме. И ещё: в задании есть словак которым стоит привлечь внимание «...чтобы
не опозориться. Действительно, с ошибками писать неудобно, стыдно. Об этом можно порассуждать, напомнив понятие родной язык».
В связи со сказанным процитируем одного учителя- словесника Я стараюсь сделать всевозможное, чтобы поставить детей в такие условия, когда ошибки почти исключены. Чувство орфографической уверенности мы воспитываем как чувство собственного

62 достоинства (А.А. Тиханов. Орфография ... это очень трудно // Русский язык в школе,
1988, №6, с. На наш взгляд, очень правильная исходная посылка учителя.
При выполнении задания второклассники осваивают технологию записи с окошками. Пока они действуют по образцу, нона следующих упражнениях будут учиться делать это самостоятельно. Поэтому помогайте советами, корректируйте размеры их окошек. Кроме того, ученики начинают писать буквенные «дроби».
Не допустите появившуюся у некоторых учителей погрешность они стали разрешать одну из букв дроби сразу писать в окошко, а вторую приписывать сверху или снизу. Это неверно. Во- первых, буква в строке может оказаться ошибочной, и тогда её зачёркивание уже будет исправлением. Во- вторых, оформляемая запись должна отражать всю последовательность выполняемых операций, быть способом материальной фиксации соответствующих умственных действий:
нахождение орфограммы, осознание ситуации выбора, решение. Чтобы запись в виде такого «слоёного пирога была аккуратной, и предлагается на первых порах писать через строчку, показывая выбор букв на свободной строке.
Но заметим, что записью слов с буквенной дробью, при всей её полезности на данном этапе, не надо злоупотреблять. Она нежелательна в тех случаях, когда учащиеся уже могут помнить написание слова, нерегулируемое правилом (чтобы не нарушать складывающегося зрительного образа. Письменно показывать выбор букв нужно преимущественно там, где может возникнуть смысловая неясность.
В других случаях буквы, которые спорят, лучше называть устно
И ещё одно замечание, подсказанное погрешностями учителей. Уже ставший привычным приём постановки точки как сигнала опасности под буквой внёс некоторую путаницу. Учителя ив случае окошек показали детям такое же место точки. Неверно. При написании с окошком точка должна ставиться непосредственно в строке, на нижней её линии точка заменяет букву, показывает, что буква должна быть.
Для тренировки предназначены задания 135, 136. Одно из них на дом. Задание
134 на классификацию) –
- дополнительное. Указанные задания при недостатке времени можно выполнять не в полном объёме, перенося завершение на будущий резервный

урок.
Ещё раз обращаем внимание на списывание. Неслучайно нами используется прим неоднократного списывания слов так создаются предпосылки для запоминания их орфографического облика. Но важным условием развития орфографической памяти по- прежнему остаётся соблюдение технологии списывания. Вы, видимо, заметили, что во всех упражнениях темы встречаются словарные слова, в том числе и впервые предъявляемые диван, картина, корзина и др.)
В теме Учимся писать без ошибок (
2 урока, один из которых резервный вся начатая работа продолжается. Главным моментом является введение специальной памятки 3, уточняющей порядок действий, необходимых для безошибочного письма. Сразу скажем, что эта памятка вводится всего на несколько уроков, а потом заменится памяткой 4, в соответствии с которой младшие школьники будут выполнять все самостоятельные записи (и не только во
2- м классе, в том числе писать под диктовку и записывать собственные мысли. Работа по памятке промежуточный этап.
В соответствии с этой памяткой учащиеся должны писать с пропуском всех орфограмм, включая и те, на месте которых они знают букву или могут определить её с помощью известного правила или словаря. Только после записи с окошком второклассники приступают к следующей операции определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, желательно другим цветом нет оставляют пропуск. В учебнике напоминание о таком способе действий будет заключать в себе индекс 3 при словах задания запиши
3
и т. п.
Выдержать разделение операций, хотя бы несколько уроков, очень важно для формирования у детей осознанности письма. Придумайте любые, в том числе и игровые, примы, чтобы мотивировать выполнение первого шага даже в тех случаях, когда ребята помнят букву или могут написать её по правилу. Например, похвалив их за знание правила, за хорошую память и т. д, скажите, что Вас прежде всего интересует их внимательность, зоркость, наблюдательность, способность быть хорошими разведчиками, которые обнаруживают все опасности на пути. Есть и ещё один совет вначале закрепления введённого способа действия избегайте слов, в которых орфографические задачи слишком просты для учеников. В дальнейшем, очень скоро, желание детей сразу указывать буквы, которые они знают, будет удовлетворено. По
памятке выполнение операций станет иным школьники получат разрешение сразу писать буквы на месте тех орфографических задач, где им уже известны ответы. Но это произойдет через три- четыре урока. Пока же будет отрабатываться умение писать по памятке Ход работы полностью отражают задания 137–
139. Задание фактически предполагает выполнение всех тех действий, которые указывает памятка, так что учащиеся практическим путём готовятся к её восприятию. Снова большая часть слов словарные мандарин
и конфета
даются первый раз.)
Знакомство с памяткой (задание представлено как обучение Вити письму без ошибок, поэтому Ваши последующие вопросы для анализа памятки могут звучать примерно так Какое первое действие посоветуете выполнить Вите Как он должен искать орфограммы гласных А как орфограммы согласных Какое второе действие (Что делать после записи слова с окошком) Как поступить потом Но сначала, прежде чем обучать Витю, предложите ребятам самим познакомиться с памяткой. Советуем читать её также, как читали памятку по пользованию словарём аналогично чтению по ролям (см. с.
61). Попутно заметим, что работу с памятками 3
, а затем
4, их чтение, анализ, понимание построения и последующее применение можно рассматривать как формирование у младших школьников познавательного универсального действия способности работать с информацией, представленной в модельной (схематичной, в данном случае алгоритмической) форме.
Четвёртое действие
памятки 3, проверку, до начала практической работы можно не обсуждать. Пусть второклассники сначала потренируются в выполнении предыдущих операций и с Вашей помощью убедятся в необходимости проверки.
Для закрепления введённой последовательности действий целесообразно несколько слов записать с детьми под диктовку, например, накрыть стол к обеду перечислить слова, называющие посуду тарелки, ложки, чашки, ножи. Запись следует проводить, коллективно выполняя все действия и комментируя их. Советуем сначала каждое слово записывать слоговыми моделями, а затем по памятке
3 с окошками. (Слово тарелка

«словарное», его нужно потом посмотреть в словаре и вставить буквы.)
Как видите, использован уже хорошо знакомый Вами Вашим ученикам способ письма под диктовку, но теперь он видоизменяется. Если раньше Вы заранее подсказывали отдельные буквы, то теперь на их месте второклассники должны учиться сами оставлять окошки. Так всеми предыдущими этапами обучения готовился нынешний.
Порядок действий
при письме под диктовку
по памятке 3
:
I. Подготовка к письму) дети слушают орфоэпически произнесённое слово (короткое предложение 2) повторяют его, выделяя слоги и определяя ударный 3) под са- модиктовку чертят слоговую модель, указывают ударение 4) находят и показывают (чёр- точкой или точкой, где при письме буквами будут орфограммы. Запись 5) глядя на модель, школьники диктуют себе и записывают слово с окошками, ставя вместо буквы сигнал опасности (точку. Решение отдельных задач 6) ученики вписывают буквы, если могут применить правило, точно помнят написание (раньше смотрели в словаре, писали, читали, или, может быть,
сейчас находят слово в словаре вписанные буквы подчёркивают.
После записи первого же слова верните ребят к памятке и попросите назвать чет- вёртое действие, которое она советует выполнять уточните, зачем оно нужно. Проверка 7) ведя карандашом по слогам, учащиеся прочитывают написанное, проверяя, нет ли неоправданных пропусков букв и других описок.
Примечание. Запись слова с окошками может дополняться буквенной дробью. Эта операция нужна в двух случаях:
а)
если ребёнок будет смотреть слово в словаре (и тона первых порах

64 б)
если записывается собственная мысль, которая может оказаться непонят- ной.
При коллективной записи под диктовку выбор букв (какие буквы спорят, как уже говорилось, лучше обсуждать устно.
Например, слова тарелки, чашки

после первых двух действий будут в тетрадях представлены так:
При выполнении работы особенно нужно следить затем, чтобы учащиеся, во- первых, не забывали на месте пропуска орфограммы оставлять сигнал опасности, те. точку, а во- вторых, по слогам прочитывали слово после записи, осуществляя проверку, чтобы не допустить неоправданных пропусков букв.
И ещё одно замечание. В словах, написание которых Вы хотели бы, чтобы ученики постепенно запоминали, можно предлагать потом (после орфографической диктовки, показа слова на доске, обращения к словарю) вставлять буквы ручкой другого цвета. Важно только, чтобы школьники не писали слова наугад.
На основе учебника в классе выполняется задание 139, а дома –
140. Как уже было сказано, после этого урока целесообразно использовать резервный
час.
Закончите, если надо, недовыполненные задания из учебника (или сделайте это следующим домашним заданием, потренируйтесь в записи (по новой памятке) изученных словарных слов, уточняя, проверяя их написание по словарю. Одновременно предложите каждому самостоятельно (или в парах) оценивать свои каллиграфические умения.
Выполните по памятке и запись на слух. Предлагаем для этого такую загадку:
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Выделенные буквы ученики вставляют на втором этапе. Для аналогичной работы можете использовать и предложения из рассказов Н. Носова:
1) Кот Васька сидел на полу 2) Один раз Витя и Славик решили играть в прятки. Напоминайте ребятам, что ив словах- помощниках (предлогах)
есть орфограммы.
При изучении следующей темы Орфографические задачи, которые легко решать (2 урока)

в требование пропуска букв вводятся некоторые послабления. Это происходит за счет знакомства с теми орфограммами, которые являются ими лишь теоретически. Фактически при письме эти места безопасны, а потому буквы на их месте можно вставлять сразу.
Имеются ввиду) окончания имён существительных в именительном падеже, которые легко узнаются путём подстановки местоимений она, оно, они
2) родовые окончания в глаголах прошедшего времени, которые узнаются также) возвратная частица
-
сь
в глаголах того же времени 4) буква на месте безударного звука у 5) буквы
-
ти
, -
ть
на месте конечных согласных звуков в глаголах.
Чтобы мотивировать введение этих сведений, достаточно обсудить, как много орфограмм нужно пропускать для безошибочного письма. После этого спросите учеников, хотят ли они научиться решать хотя бы некоторые задачи, чтобы делать меньше окошек Учебник последовательно предлагает знакомство с материалом задания 141–
143 на уроке и задания 146, на уроке Материал для наблюдений можно выносить на доску, а сообщения правильнее читать только после собственных попыток детей увидеть в записанных словах действие каких- то закономерностей, правил письма. Обнаруживая их, учащиеся будут учиться делать собственные умозаключения, выводы, а затем проверять их по учебнику. Перед завершением незаконченных формулировок (например, в задании 142) анализируйте обе подсказки модельную и словесную.
Задания 144, помогут на уроке потренировать школьников ив списывании, ив записи слов с окошками, ив применении освоенного способа решения задач.
При выполнении задания учащиеся списывают слова, сохраняя окошки там, где они есть, и отмечая орфограммы на месте написанных букв. После этого по словарю или новым способом они решают орфографические задачи и вставляют буквы. Можно начать выполнение задания, а когда станет понятным способ действия, прерваться и оставить завершение работы на дом. Также можно поступить и с заданием составить и записать предложения, а остальные оформить дома).
Для закрепления действия по памятке и только что освоенного способа решения задач на том же уроке запишите ещё несколько слов под диктовку. Например, предложите ребятам собрать слова, которые называют все водоёмы, где летом можно купаться речка, пруд, озеро, море

Слова записываются в соответствии с действиями памятки потом коллективно обсуждается, поддаётся задача решению или нет. Конечная запись оказывается такой:
Важно, чтобы второклассники хорошо осознали причины, по которым оставшиеся в словах задачи пока не могут быть решены (в слове пруд
на конце буква негласного звука, а согласного в третьем слове задача не на конце, а в середине слова.)
На дом завершение заданий 144, На уроке работа продолжается. Обсудив домашнее задание и вспомнив, какие орфографические задачи ребята научились решать на прошлом уроке, предложите добавить к ним новые и выполняйте задание 146. Материал можно вынести на доску, а правило пусть дети, действительно, прочитают самостоятельно и, воспользовавшись полученной подсказкой, решат соответствующие задачи.
Для закрепления и тренировки в записи по памятке продиктуйте последние слова из хорошо знакомого стихотворения К. Чуковского:
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
Записывается всё без первых двух слов. Порядок действия Вам, наверное, уже понятен. Учащиеся 1) слушают орфоэпически правильное произнесение 2) повторяют
3) под самодиктовку чертят слоговую модель 4) отмечают в ней ударение и орфограммы
5) с опорой на модель, диктуя себе, пишут с пропуском всех орфограмм 6) после записи ручкой другого цвета вставляют и подчёркивают буквы а) на известные правила б) для которых узнали простые способы решения задачи в) которые, как считают, точно помнят.
Часть из приведённого предложения в тетрадях учеников будет записана так

66 Для знакомства с пятым видом орфографических задач, которые второклассники могут начать решать без приобретения дополнительных грамматических умений, для обобщения и тренировки воспользуйтесь заданиями 147–
149
. На дом задание Если захотите, знакомство с пятым правилом можете провести и более интересным, но сложным способом.
Продиктуйте строчку, например, из стихотворения С. Маршака, и попросите записать её по памятке 3, пропуская буквы на месте всех орфограммы:
Роет землю серый крот разоряет огород.
Как и раньше, пусть школьники сначала подготовятся запишут слова слоговыми дугами и отметят орфограммы. После заполнения одного из окошек (на месте звука у землю) предложите им прочитать сообщение в задании 147, а потом найти те окошки, в которые по совету, данному в рамке, они смогут вписать буквы.
Когда дети выполнят задание, можете прочитать предложение орфографически, чтобы они ручкой другого цвета вписали правильные буквы ив оставшиеся окошки. Дополнительно попросите схематически показать, что в словах крот и огород
на конце слов есть орфограмма парных по глухости- звонкости согласных.
Следующая тема Знаю или не знаю Пишу или ... ?» (
3 урока, один из которых резервный это принципиально важный момент в системе всей орфографической работы. Задача урока существенно видоизменить способ орфографического действия учеников позволить им решать орфографические задачи не последам пропуска орфограмма сразу, походу письма. На этом уроке вводится памятка Она станет главным руководством к орфографическому действию, причём не только на данном этапе, но ив дальнейшем. Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма. Рекомендация проста точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу)

пиши; не знаешь или не уверен оставляй «окошко».
Если пропусков в слове много и оно может стать непонятным, надпиши варианты букв.
Эту операцию можно выполнять уже на этапе проверки, так как теперь (если обучение шло успешно) смысле только в том, чтобы помочь читающему понять написанное.
Просить детей выучивать памятку, конечно, ненужно, путь её усвоения организованные практические действия по ней, на первых порах сопровождаемые проговариванием, те. комментированием.
В начале урока советуем вернуть учеников к мысли о том способе письма, которому они учатся. Прежде всего, уточните главное зачем этот способ нужен. Встречаются случаи, когда школьники, научившись оставлять окошки, не могут сказать, зачем они это делают. Получив желаемое объяснение
(«окошки» помогают не делать ошибок они помогают думать, когда пишешь, обсудите, как нужно действовать по памятке 3, и предложите проверить себя, записав несколько слов. Попробуйте писать без графической подготовки, без слоговых схем.
Рекомендуем для записи отрывок из стихотворения Дж. Родари в переводе С. Маршака, из которого ребята записывают только слова- рифмы. Писать они должны строго по памятке 3, тес пропуском всех орфограмм и последующим заполнением окошек в отдельных местах –
всё это будет важно для сопоставления памяток и
4. Солнце входит со двора :
- А ну- ка, школьник, в класс пора Бери перо, карандаши, Садись за парту и пиши.
После выполнения задания советуем Вам произнести слова из учебника, которыми открывается эта тема (си перейти к сопоставлению памяток (задание 151)

67 Обе памятки должны быть у детей перед глазами. Предложите сравнить первые действия, указанные в памятках, и сказать, в чём главное отличие. (Если в памятке первые два действия выполняются одно за другим, тов памятке 4

одновременно.)
В ходе разговора выясните, по какой из этих памяток учащиеся хотели бы писать с окошками и почему. Наверное, они выберут последнюю, так как она менее трудоёмка, даёт большую свободу действий, разрешает кое- что сразу писать.
Перед началом тренировки последовательность этих действий нужно уточнить. Поэтому и предлагается ещё раз пройтись по всем дорожкам, проговаривая вопросы, которые придётся решать походу движения. Советуем вновь использовать способ чтения несколькими учениками.
Первые тренировочные упражнения могут быть на словах. Удобнее всего использовать запись отгадок к загадкам, что и предлагает задание В первом слове- отгадке дорога) школьники, видимо, первую букву гласного пропустят, а последнюю, применив правило подстановки, напишут. Во втором слове подсолнух) они должны оставить два окошка на месте о
и д. Оба слова есть в словаре (первое из них словарное, так что все буквы будут вставлены.
Для освоения действий памятки, для тренировки в выполнении трудного первого действия, включающего не одну операцию, на этом этапе несколько раз (подчёркиваем: всего несколько раз) будет применено особое списывание такое, при котором буквы на месте некоторых орфограмм заменяются окошками, а потом вставляются. (Похожее задание уже один раз встречалось –
128). Конечно, переводить в запись с пропусками букв правильно записанный текст противоестественно, но осваивать технологию письма по памятке детям легче, если у них есть материальная опора, которой и является зрительно воспринимаемый дидактический материал. Выполнив несколько подобных заданий, второклассники перейдут к записи диктуемых и своих текстов.
Это хитрое списывание выполняется так 1–2) учащиеся находят в каждом слове орфограммы и решают, могут ли объяснить выбор букв 3) если могут, пишут и подчёрки- вают; если нет пишут слово, оставляя на месте этих букв окошки по окончании записи ещё раз обращаются к источнику и вставляют буквы ручкой другого цвета 4) проверяют, читая по слогам, как написано.
Первую тренировку в таком списывании можно провести коллективно, приготовив на доске, например, такое предложение:
Мы щенка вводе и мыле два часа мочалкой мыли.
С. Михалков
Вы можете сказать примерно следующее.

Как видите, в предложении на доске все буквы написаны. Но наша задача списать предложение, действуя по памятке 4. А это значит на месте тех орфограмм, где мы можем объяснить выбор букв, мы их пишем и подчёркиваем. Там же, где объяснить буквы ещё не можем, оставляем окошки. Кто догадается, какое первое действие нужно выполнить (Отметить все орфограммы.)
Сразу же напомните, что отмечать орфограммы надо по- разному одни подчёрки- вать, а под другими ставить точки как сигналы опасности. (В словарном слове щенка, в ударном сочетании
-
ча
- мочалкой, как ив ряде других случаев, второклассники подчеркнут буквы. Но как поступить с безударным слогом
-
ча
- (часа Можно предложить схитрить и поставить два знака сначала точку, а под ней –
чёрточку. Такое обозначение уже знакомо, а в следующей теме оно снова будет обсуждаться.)
Далее подготовительную работу выполняете коллективно, после чего дети списывают текст.
Вас не должно удивлять, что при самостоятельном выполнении работы количество окошек у ребят может быть различным, поскольку они могут помнить написание разного количества слов. Однако выполняемые действия значимы не столько практическим результатом, те. количеством окошек, которые ученик оставит, сколько своей сущностью ребёнок сознательно направляет свои усилия, во- первых, на поиск орфограмма во- вторых, на оценку собственных знаний об этих орфограммах. Названные действия и

68 важны для обучения осознанному письму.
А любое сознательное выполнение действий, в свою очередь, важно для развития личности ребёнка. Так в процессе специально организованного обучения орфографии происходит постепенное становление определённых личностных качеств и универсальных
(в данном случае регулятивных) учебных действий.
Для самостоятельного упражнения в хитром списывании задание 153, которое предлагается на дом. Хорошо бы успеть подготовить его выполнение. Для этого попросите прочитать (вслух или шёпотом) порядок действий, каждое из которых отмечено квадратиком, и проверить себя всё ли понятно. Уточните, что означает маленькая цифра 4 около слова напиши
4
(действуй по памятке 4: знаешь букву пиши, не знаешь оставь окошко. Обсудите и варианты одного- двух слов, которые по этой памятке могут быть написаны. (У автора использовано сравнение как в тазу, но рисунок, видимо, подскажет другие образы как на перине, как на диване, как в кресле

и т. п.)
Попутно заметим, что теперь около слов задания, предполагающего запись своих слов, мыслей, будет постоянно встречаться индекс 4
, который означает действуй по памятке Индекс
2 больше не будет использоваться, так как в памятке 2 отпала необходимость е заменила памятка Урок отводится на закрепление умения писать по памятке 4. Все упражнения для работы есть в учебнике (задания 154–
159
). Часть из заданий оставьте для резервного
урока.
Прокомментируем одну деталь, касающуюся использования индексов.
В
некоторых заданиях, например
155
, около одного слова стоит индекса около соседнего индекс 4. Привлеките к этому факту внимание детей, спросите, в чём секрет. Им должно стать понятно различие цифра 1 относится к словам, которые они списывают, как требует памятка 1; цифра же 4 относится к тем словам, которые они будут добавлять сами, а их нужно писать по памятке Особый случай две цифры рядом запиши, спиши
(158). Нас. учебника в рамке помощи дано нужное разъяснение, воспользуйтесь ими сделайте этот знак понятным, так как он часто будет встречаться. Особо обратите внимание на случаи, когда две цифры стоят около слова спиши
Здесь предлагается списывание, которое дополнено вставкой пропущенных букв. Именно к этой части задания и относится напоминание о памятке 4: знаешь, что вставить,

вставляй, не знаешь оставь
«окошко».
Для обобщения на уроке советуем обязательно использовать задание На дом задание На резервном
уроке, кроме выбранных Вами заданий учебника, можно поработать над уже встречавшимися словарными словами и провести работу по каллиграфии. Целесообразна и запись под диктовку, например, таких загадок.
(О технологии записи под диктовку по памятке 4 см. далее нас. Держат крышу четыре ноги.
Лето житель луговой
А на крыше чай, пироги.
Встретил в шапке меховой.
(Стол)
(Одуванчик)
По В. Мусатову
Последняя новая тема этого орфографического раздела снова возвращает к правописанию сочетаний жи–ши, теперь безударных. Она названа Бывает ли буква одна, а орфограмм две (1 урок)
Его цель помочь второклассникам осознать, что решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на [жы–шы], они могут только в том случае, если эти слоги ударные. В безударных же слогах может писаться не и, а совсем другая буква. Если же в слоге пишется именно и, то за этой буквой скрываются сразу две орфограммы безударного гласного звука и сочетания жи–ши. Объяснению этой сложности нашего письма и посвящён урок, ход которого в целом отражён в учебнике.
Начать урок рекомендуем с чтения заголовка и обсуждения того, подсказывает ли ребятам их опыт письма ответ на заданный вопрос. Сказав да, они должны привести примеры. Чтобы сделать беседу более содержательной, можно под диктовку записать

69 несколько слов, например кустик, гвоздик, Олег, Анастасия
Они и станут нужными примерами. Можно вспомнить и о слове часы (два часа, которое недавно встречалось. Вопрос о том, бывают ли ещё такие случаи, позволит перейти к новым наблюдениям.
В задании отгадка кактус слово, которое подчиняется правилу о сочетаниях жи–ши убежит, так как только в нём сочетание
-
жи
ударное. Думается, что все последующие задания понятны и комментариев не требуют. На дом советуем дать последнее задание темы –
166. Обратите внимание на две части задания, отмеченные значком повышенной трудности. Такие задания чаще всего (по Вашему усмотрению) выполняются детьми пожеланию. В данном случае одно из них носит творческий характера второе это полный письменный звуко
- буквенный анализ указанного слова. При этому ученика есть выбор выполнить полный анализ (флажок относится к этой части задания) или частичный указать лишь количество звуков. В подобных случаях иногда стимулируйте выполнение полного разбора
Для работы на слух на уроке можно предложить выборочную запись слов со слогами, которые звучат как [жы–шы], из миниатюры Э. Шима. Задание если этот слог под ударением, букву можно писать если он безударный нужно оставлять окошко оставлять окошки следует и на месте других орфограмм.
Шмель и синичка

Ой, мёртвый шмель на цветке сидит. Вот бы склевать Ж- ж- ж- жирно будет. Я ещё ж- ж- ж- живой. Я только ночами от холода замираю,
а днём я ж- ж- ж- живёхонький!
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей