Главная страница

Методические рекомендации на второе полугодие по предмету Окружающий мир


Скачать 494.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации на второе полугодие по предмету Окружающий мир
Анкорmet-rec-okr-2-2.pdf
Дата25.07.2017
Размер494.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmet-rec-okr-2-2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24227
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1
Методические рекомендации на второе полугодие по предмету «Окружающий мир»
2 класс
(
учебники со знаком ФГОС
)
27. Земля - планета
Основные задачи урока: формировать понятия планета, космонавт, космический корабль; расширить представления о Земле как шарообразном холодном космическом теле, познакомить с древними представлениями о Земле, еѐ форме и размерах; продолжить формирование умения рассуждать и делать выводы, умения работать в парах; воспитывать интерес к изучению космонавтики.
Оборудование урока: учебник 2 часть, рабочая тетрадь № 2, мяч, тарелка, макет горы (пластилиновый), фонарик.
На первом этапе урока проверяем знание учащимися материала, изученного на предыдущем уроке
(вопросы в рамке на с. 3). Предлагаем учащимся прочесть название темы и поставить познавательные задачи.
Что вы хотите узнать о Земле?
Возможные варианты предложений учащихся:
- Можно ли Землю считать космическим телом?
- Чем Земля отличается от Солнца?
- Какую форму имеет Земля? Каков еѐ размер?
- Что такое планета7
Далее учитель, обобщая предложения учащихся, формулирует учебно-познавательные задачи (лучше это делать поэтапно, 2 класс ещѐ маленькие дети).
Познавательные задачи: узнать, к каким космическим телам относится Земля, какова еѐ форма, размеры; какие небесные тела называют планетами, чем планеты отличаются от звѐзд; когда люди окончательно убедились, что Земля шарообразна.
Учебные задачи (предметные и УУД): учиться ставить познавательную задачу, выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций, моделировать предметы и явления окружающего мира, выполнять простые опыты; умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работать в паре.
На следующем этапе урока предлагаем ученикам узнать, какие вопросы задали ученики, изображѐнные на рисунке (с. 3), прочитав тему урока, о чѐм они рассуждали в первую очередь. Обсудив рассуждения ребят, ученики высказывают свои мнения и приходят к выводу, что третье рассуждение самое полное и верное.
Предложите им прокомментировать остальные высказывания ребят и объяснить, почему они считают их неправильными (слово «земля» употребляется в двух значениях: имя планеты и почва, поверхностный слой планеты). Проверить свои рассуждения ученики смогут, прочитав текст в учебнике (с. 4).
Решая поставленные познавательные задачи, предлагаем ученикам высказать свои предположения о форме нашей планеты, обсудить рассуждения ребят, изображѐнных на рисунке (с. 5), использовав мяч, тарелку, макет горы и фонарик. Помогите ученикам проверить опытным путѐм первое высказывание ребят. Поставьте макет горы на плоской поверхности, например на коробке из-под конфет, и осветите еѐ фонариком, расположив его у самой поверхности коробки. Гора в этом случае освещается вся сразу, от подножия до вершины. Если макет горы расположить на мяче (немного ниже верхней точки мяча), а Солнце (фонарик) будет «восходить»
(освещая еѐ), то сначала свет упадѐт на вершину горы, а подножие будет не освещено. По мере восхода Солнца гора будет освещена полностью. Завершая анализ высказываний ребят, учащиеся придут к выводу, что Земля имеет форму шара. Поправьте их: Земля имеет шарообразную форму. Можно сказать им, что учѐные узнали, что Земной шар немного приплюснут с полюсов.
На следующем этапе урока актуализируем знания учеников о представлениях древних народов о форме
Земли и о том, кто первым увидел нашу планету из космоса и убедился, что она шарообразна, ни на чѐм не держится в космосе, что еѐ окружает голубой ореол, поэтому нашу Землю ещѐ называют голубой планетой.
Стоит поподробнее рассказать о первом космонавте Земли, предложив подготовку такого сообщения в качестве домашнего задания (по желанию).
Какой представляли люди себе Землю в давние времена?
Одни считали, что Земля – это плоская круглая «лепѐшка», вокруг которой вода, а над ней небесный купол, как большая опрокинутая чаша. Люди, которые жили на берегах морей, предполагали, что Земля – это половинка шара. Замечали они, что отплывающая от берега лодка, видна сначала целиком, потом виден только еѐ парус, а затем она исчезает из виду, будто она спустилась вниз по круглому склону Земли. И те, и другие считали, что и плоская лепѐшка и полушарие держатся на спинах огромных животных. Хотелось им заглянуть за «край земли». Что там находится? Отправлялись они в далѐкие путешествия на слонах, на верблюдах, на лошадях и

2 на лодках, чтобы отыскать «край земли». Но возвращались домой, так и не найдя его.
Третьих смущало одно обстоятельство. Солнце, Луна и звѐзды всегда восходили над землѐй, совершали свой путь по небосводу и заходили за «край земли» и ничто им не мешало. Значит, вокруг Земли пустота, и она не держится ни на слонах, ни на китах. Похоже, что Земля ни лепѐшка, ни полушарие, а шар, который ни на что не опирается, а висит в пустоте.
Прошли тысячи лет. Люди построили большие корабли и смогли совершить кругосветные путешествия.
Убедились они, что земля имеет шарообразную форму. Учѐные и конструкторы смогли создать и космический корабль, на котором можно было облететь Землю. Впервые увидел земной шар из космического пространства наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Совершил он свой полѐт 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток». Всего один час и 48 минут понадобились ему, чтобы облететь нашу Землю.
Подводя итог урока, предложите ученикам вспомнить и назвать познавательные и учебные задачи, которые они решали на уроке, назвать способы их решения (рассуждали, высказывали свои предположения, проверяли их по учебному тексту, проводили опыты) и обобщить знания о Земле, которые они «открыли» на уроке.
28. Движения Земли
Основные задачи урока: формировать представления о глобусе как модели Земли, о еѐ суточном и годичном движении как причинах смены дня и ночи и времѐн года; продолжить формирование умений моделировать предметы и явления окружающего мира, обобщать информацию и делать выводы; развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
Оборудование урока: глобус, теллурий, картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи, весны, лета, осени, зимы, модель Солнца (плоская или шарообразная), фонарик.
Повторив знания о Земле, которые уже «открыли» учащиеся, предлагаем им решить ещѐ одну проблему: почему сменяются на Земле день и ночь, почему наступает утро и вечер? Предлагаем ученикам рассмотреть картинки в учебнике (с. 8) и подумать, для чего их предложил нам автор. Ученики приходят к выводу (назвав признаки, по которым они узнали, где и какие изображены части суток), что на рисунках изображены части суток: утро, день, вечер, ночь. Помещены они здесь, чтобы поставить познавательную задачу, почему происходит смена дня и ночи на Земле. Прочитав рассуждения ребят, ученики анализируют их, вспоминают предыдущий урок, где Солнце (фонарик) у них двигалось вокруг мяча, задумываются над тем, как надо было поступать – надо было вращать Землю (мяч), а не Солнце (фонарик). В том опыте мы проверяли форму Земли и нам не важно было, что приводить в движение (покой и движение относительны, относительно Земли движется
Солнце, относительно Солнца движется Земля – эти рассуждения не для детей) .
Сделав вывод, что Земля вращается вокруг оси, что является причиной смены дня и ночи на Земле, переходим к решению следующей проблемы: подумать, какой бы они сделали модель Земли. Предложения учеников, что это должен быть шар, очевидны. Из чего сделать такой шар, тоже очевидно - из пластилина.
Спрашиваем учеников, всѐ ли они учли в своей модели, напомнив им, что Земля вращается вокруг своей оси и это надо учесть в еѐ модели. После обсуждения высказываний ребят, изображѐнных в учебнике на с. 9, ученики приходят к выводу, что Земля вращается вокруг воображаемой оси, которую тоже надо сделать (появляется ось
- металлическая спица, кусок проволочки).
Сделав свои маленькие модели, ученики рассматривают, какую модель сделали учѐные, т. е. глобус.
Убеждаются, что у глобуса есть ось, что она наклонена, что поверхность Земли расцвечена разными красками: вода - голубым цветом, суша зелѐным, жѐлтым, коричневым в зависимости от еѐ высоты над водной поверхностью. Вызвав 4 учеников к доске, дайте им картинки с изображением частей суток и предложите расположить их вокруг глобуса, т. е. показать, где в данный момент на Земле утро, где день, вечер, ночь.
(пользуясь фонариком-Солнцем). Вращаем глобус слева направо, с запада на восток. Акцентируем внимание учащихся, что две точки, где проходит ось, не вращаются - это полюса Земли, а линия, которая делит земной шар на два полушария (Северное и Южное) - это экватор. Обязательно скажите, что точки и линии, которые дети видят на глобусе, условные, что на поверхности Земли их нет, как нет и металлической оси – они воображаемые, помогают нам представить Землю и еѐ движение.
На следующем этапе урока ставим новую проблему: почему на Земле сменяются времена года? Беседуем о смене времѐн года на Земле, их причине. По рисунку-схеме (с. 10) объясняем ученикам, что обращение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси приводит к тому, что в течение года (это период обращения Земли вокруг
Солнца) сменяются на ней лето, осень, зима, весна. По аналогии с тем, что делали вызванные к доске ученики, подбираются карточки (разрезные карточки в рабочей тетради № 1) с изображением времѐн года и помещаются в учебнике на рисунке-схеме в соответствующих местах. Помещать карточки предложите попарно: какое время года в Южном полушарии, если у нас (в Северном полушарии) зима, (лето) если в Южном полушарии осень, то какое время года у нас (весна) и т. д. Так как ученики работают в парах, то у них на двоих 8 карточек, их хватит для работы по двум материкам.

3
Обсудите с учениками ответы на вопросы, заданий № 2, 4, 5 в рабочей тетради № 2, с. 3, 4. В загадке неверно то, что на самом деле не Солнце обходит Землю, а Земля движется вокруг Солнца. Ответ на вопрос 4 - причина во вращении Земли вокруг оси в течение суток и обращении Земли вокруг Солнца в течение года.
Подводя итог урока, предлагаем ученикам обобщить знания о Земле, которые они «открыли» на двух уроках, и проверить их по выводу в учебнике. Если ученики захотят дополнить эти выводы, предоставьте им такую возможность.
Домашнее задание: задание в рабочей тетради № 2 (с. 3, 4 задания 3, 5, 6) подготовить ответы на вопросы любознательных дошкольников (учебник, с. 10 – это задание повышенной сложности).
Ответы к вопросам дошкольников: придѐм в то же место на Земле - она шарообразная; в одной местности был бы всегда день, в другой ночь, в третьей утро, в четвѐртой вечер (правда, без вращения Земли их жители и не распознают).
Ответы по заданию 5: 1 – лето, длительность дня больше ночи, 2 – осень, день равен ночи, 3 – зима, ночь длиннее дня.
29. Луна — естественный спутник Земли
Основные задачи урока: формировать представление о Луне как холодном небесном теле, спутнике Земли, о еѐ движении, размерах и расстоянии от Земли; продолжить развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и явления окружающего мира, логическое мышление, воображение и фантазию.
Оборудование урока: два мяча разного размера, плоскостная модель Луны в фазах первой четверти и в полнолунии, фонарик.
До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу. Загадайте ученикам загадки, чтобы они смогли назвать тему урока сами:
Золотой хозяин с поля идѐт, серебряный пастух на поле идѐт, мелкое стадо гонит.
(Солнце, Луна, звѐзды)
То полна, а то стройна, По ночам не спит она.
(Луна)
Всю ночь за облаками Светил фонарь с рогами.
(Месяц)
Царицей ночного неба является, конечно, Луна. С давних времѐн привлекала она взгляд человека.
Пытались люди объяснить многие явления, связанные с Луной. Так же как и Солнце, обожествляли они Луну.
Нам предстоит узнать, почему еѐ ещѐ называют Месяцем. Но сначала вспомним, что говорят о Луне (или
Месяце) стихи и сказки. Можно прочесть ученикам отрывок из «Сказки о мѐртвой царевне» А.С.Пушкина, в которой именно Месяц рассказал королевичу Елисею, где найти прекрасную царевну.
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаѐшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звѐзды смотрят на тебя.
Обсудите с учениками, почему поэт именно так описывает Месяц, почему он отметил сразу две формы видимой Луны - «рожок» и «круглолица». Рассмотрите с учениками фотографии Луны на с. 11 и покажите эти формы (рожок – молодой месяц, можно, подставив палочку, получить букву Р, первая четверть – половинка освещѐнного круга, круглолицая Луна в полнолунии – освещѐн весь круг, последняя четверть, старый месяц – буква С) и спросите учащихся, а куда делась остальная Луна? Правильно ли сделаны модели Луны? Это и будет познавательная задача (проблема, которую надо решить).
Предложите ученикам внимательно рассмотреть иллюстрацию на с. 12. Что изображено на ней? Есть ли на ней изображение Луны? Какой видят земляне Луну при таком еѐ расположении? Что подсказывает вам, что
Луна всегда шарообразна? Предложите ученикам (три вызванных к доске ученика) воспроизвести ситуацию, которая изображена в учебнике. Один ученик будет Солнцем (у него фонарик), другой - планетой Земля (у него в руках мяч), третий будет Луной (у него в руках тоже мяч, но меньшего размера). «Солнце» будет светить, не меняя своѐ положение. «Земля» также практически не будет менять своего положения (чуть смещаясь слева направо). «Луна» будет менять своѐ положение относительно Солнца и Земли. Ученики будут следить за освещѐнностью Луны и придут к выводу, что неслучайно Луну называют многоликой: она всѐ время медленно меняет свой вид. Объясните кратко, почему это происходит.
Солнце мы видим всегда круглым, а Луну только иногда. Люди давно заметили, что Луна неодинакова: то узенький серпик видим среди звѐзд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск - полной Луной. Бывают дни, когда Луну и вовсе не увидишь на небе. Это время называют

4 новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму. Мы видим только ту часть Луны, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна обращается «ходит» вокруг нас.
На следующем этапе урока (если будет возможность) беседуем по тексту в учебнике для любознательных учащихся (с.12). Этот материал предназначен только для ознакомления, и знание его не контролируется.
Ученики уже знают, что Солнце и Луна выше даже перистых облаков, но не знают насколько. Чтобы лучше представить себе расстояние до Луны (384 000 км, примерно 400 тысяч км), расскажите ученикам, сколько времени потребовалось бы воображаемым пешеходу, автомобилю и реальной ракете, чтобы добраться до Луны.
Первичное закрепление знаний о Луне и еѐ движении вокруг Земли проводим, выполняя задания в учебнике (с. 13). Моделирование движений Земли, Солнца и Луны ученики обсуждают, работая в парах.
Варианты, которые могут представить ученики: один ученик - Солнце, другой - Земля; один - Земля, другой
Луна; каждый выбирает свой образ (Луна, Земля) и показывает, как они вращаются (Земля быстро, а Луна очень медленно – месяц вокруг оси, две недели ночь, две недели день на Луне).
Домашнее задание:
Предложите ученикам проделать с родителями дома опыт с яблоком или мячиком в тѐмной комнате, где огонѐк свечи, лучше фонарика будет играть роль Солнца (задание 7 в рабочей тетради, с.
5). Стоит показать ученикам в классе, как надо проделать этот опыт, не сообщая им ответ на вопрос задания.
Пусть один из учеников встанет спиной к источнику света, держа яблоко перед собой на вытянутой руке, чуть приподняв еѐ так, чтобы головой не заслонять источник света. Скажите, что важно делать опыт в тѐмной комнате и со старшими. Далее пусть ученик поворачивается на одном месте, глядя на яблоко. Дома через четверть оборота необходимо зафиксировать, как выглядит (как освещено) яблоко, и зарисовать (заштриховать) форму тени на заготовленных на странице тетради четырѐх изображениях яблока. Выполнив задание, ученики опытным путѐм установят, что разный вид Луны зависит от того, как она освещается невидимым нам ночью
Солнцем. Кроме того, по похожести освещѐнного яблока на настоящую Луну они сами догадаются, что Луна, видимо, имеет форму шара. Эти выводы надо, конечно, сформулировать в классе на следующем уроке при обсуждении выполнения домашнего задания.
Начиная с этого урока, ученики наблюдают форму Луны еженедельно, в течение месяца и зарисовывают еѐ вид в рабочей тетради (с. 5, задание 8).
Дополнительное задание: ученики с помощью дополнительной информации в учебнике на с. 12 решают шутливую задачку в рабочей тетради (с. 5, задание 9) о том, как отправившийся в путь к Луне второклассник встречает возвращающегося с Луны старичка, который когда-то тоже в его возрасте ушѐл к Луне. Ученики должны подсчитать, сколько примерно лет старичку (8 лет + 40 лет + 40 лет = 88 лет, с учѐтом пути туда и обратно).
Дополнительный материал
Луна и слон
По небу Месяц тихо плыл.
Он над горами проходил,
Над каждым деревом в лесах... Купался в речках и морях
И освещал степные дали.
Все этой ночью крепко спали.
И только не спалось слону -Повсюду слон искал Луну.
Искал в лесу, степи, воде...
Но не найдя Луны нигде,
Почтенный серый толстый слон, Отвесив месяцу поклон,
Спросил, нарушив тишину: - Скажите, как найти Луну?
Тут месяц удивился
-И сразу округлился.
Большая жѐлтая Луна
Взглянула с неба
На слона.
Н. Юркова
На звѐздное небо выходит Луна.
Одна половина еѐ не видна.

5
Сказала мне бабушка: «Тобик, наш пѐс, Схватил половину Луны и унѐс».
Осенняя полночь была холодна,
И Тобик завыл на Луну в эту ночь.
И страшно тогда рассердилась Луна
И крикнула сверху: «Проваливай прочь!»
«Гав-гав,- он ответил ей,- Тобик не трус!
Гав-гав! Я ни капли тебя не боюсь!»
И как-то уснула Луна среди звѐзд
Подкрался к ней тихо обиженный пѐс,
Схватил половину луны и унѐс,
И на небо вышла сегодня Луна,
И вот - половина еѐ не видна.
Г. Борян
30. Исследования Луны. Человек на Луне
(дополнительный материал, не обязательный для изучения.
Основные задачи урока: формировать представление о лунной поверхности, познакомить учащихся со способами изучения Луны; развивать рационально-логическое мышление, умения обобщать знания и делать выводы, работая в парах; воспитывать интерес к наблюдениям за небесными телами.
Оборудование урока: глобус Луны, фотографии лунной поверхности (из Интернета).
Повторив с учениками то, что они уже узнали о Луне, обсудив ответы на вопросы задания № 10 (раб. тетр.
№ 2, с. 6), ставим перед ними очередную познавательную задачу: с помощью стихотворения и фотографий, на которых запечатлена Луна, составить представление о еѐ поверхности, сравнить поверхность Луны и Земли, в чѐм их сходство, в чѐм различие. Выслушав предположения учащихся о том, что есть на поверхности Луны, выполняем задание № 12 (раб. тетр. № 2, с. 7). В рабочей тетради № 1 среди разрезных карточек есть фотография Земли и Луны (на одной карточке, которая даѐт представление об относительных размерах Земли и
Луны), фотография лунного глобуса, на которой можно найти названия лунных «морей» и «океанов».
Обсудите, можно ли тѐмные пятна назвать морями, а светлые горами. Учащиеся узнают, какие две основные формы лунной поверхности они видят (равнинные и гористые, как и на Земле), когда наблюдают Луну в полнолуние. Если у кого-нибудь из учащихся найдѐтся мощный бинокль, то можно увидеть горы по краю половинки Луны (фаза – начало второй четверти). Но вот с морями на Луне не так как на Земле. Они там не настоящие – это просто низменные ровные поверхности. Видятся они более тѐмными пятнами, чем высокие горы.
На следующем этапе урока учащиеся узнают историю освоения лунного пространства, как люди побывали на Луне, как исследовали еѐ поверхность, прочитав текст (с. 14) или выслушав рассказ учителя (или подготовленных учеников).
Обсуждение задания № 11 (раб. тетр. № 2, с 6) можно перенести на следующий урок, если времени будет недостаточно
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом