Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации на второе полугодие по предмету Окружающий мир


Скачать 494.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации на второе полугодие по предмету Окружающий мир
Анкорmet-rec-okr-2-2.pdf
Дата25.07.2017
Размер494.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmet-rec-okr-2-2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24227
страница7 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
3. Опыты, подтверждающие силу пара
В пробирке, закрытой пробкой, подогреваем воду на спиртовке. Через некоторое время пар выбивает пробку.
-
Все видели, чайник стучит крышкой, когда кипит?
-
Кто подбрасывает крышку?
-
Почему?
-
Если бы кому-то вздумалось наглухо закрыть и крышку, и носик чайника, что бы произошло?
Затем разбираемся в устройстве насоса.
Самая важная часть двигателя похожа на насос.
- Как сделать, чтобы насос двигался сам, быстро, без остановки?
Эту задачу решил Д. Уатт. Он заставил работать пар. Изобретатель запер кипящую воду в котле и оставил там дырочку, через которую пар вырывался, попадая в цилиндр с поршнем. Пар толкал поршень вверх, вниз.
Потом Уатт придумал механизм, который поступательное движение поршня превращал во вращательное. Так появилась паровая машина, которую потом присоединили к повозке. Первая паровая повозка появилась во
Франции. Это была большая тяжѐлая телега на деревянных колѐсах. Впереди был котѐл с водой, который всѐ время подогревался огнѐм (иллюстрация). Сейчас эта повозка нам кажется смешной, а в то время ею восхи- щались. Паровые повозки были очень тяжѐлыми, так как приходилось возить с собой дрова.
- Что же надо было сделать, чтобы легче было ездить? Английский инженер Стефенсон догадался пустить паровую повозку по рельсам. Первая железная дорога была построена в Англии. Стефенсон сконструировал паровоз и назвал его «Ракета». Он ехал со скоростью 30 км в час, таща груз 30 тонн.
Подоспело времечко чудесам, Протянулись просеки по лесам. Протянулись рельсами в наши дни,
Конь-огонь проносится «Догони-и»!
Русский механик Мирон Черепанов побывал на заводе Стефенсона и поглядел чудо-технику. Вернувшись домой, он вместе с отцом построил первый паровоз в России. Сейчас в Москве есть улица, носящая имя
Черепановых.

30
- Прочитайте с доски, как называли паровоз. «Огненный конь», «Ходун-самовар», «Котѐл на колесах».
4. Прослушивание грамзаписи «Попутная песня» композитора Глинки, которую он сочинил в честь
первого паровоза
-
Что вы представляете себе, слушая музыку?
-
Почему веселится и ликует весь народ?
-
Какой вред приносили паровозы окружающей природе?
5.
Физкультминутка «Паровоз»
6.
Чтение отрывков из художественных произведений
Евгений Пермяк. «Как самовар запрягли».
Дома: подготовить по желанию рассказ о каком-нибудь виде транспорта, или нарисовать рисунок, или сделать аппликацию.
Как самовар запрягли
Про одно и то же разные люди по-разному сказки сказывают. Вот что я от бабушки узнал...
У мастера Фоки, на все руки доки, сын был. В отца Фока Фокич дошлый пошѐл. Ничего мимо его глаз не ускальзывало. Всему дело давал. Ворону и ту перед дождѐм каркать выучил - погоду предсказывать.
Сидит как-то Фока Фокич - чай пьѐт. А из самовара через паровик густо пар валит. Со свистом. Даже чайник на конфорке вздрагивает.
-
Ишь ты, какая сила пропадает! Не худо бы тебя на работу приставить, - говорит Фока Фокич и соображает, как это сделать можно.
-
Это ещѐ что? - запыхтел-зафыркал ленивый самовар. - С меня и того хватит, что я кипяток кипячу, чайник грею, душеньку песней веселю, на столе красуюсь.
- Оно верно,- говорит Фока Фокич. - Только песни распевать да на людях красоваться всякий может.
Неплохо бы тебя, Самовар, хлеб молотить приспособить.
Как услыхал это Самовар - вскипел, кипятком плеваться начал. Того гляди - убежит. А Фока Фокич сгрѐб его да на молотильный ток вынес и давай там к нему рабочее колесо с хитрым рычагом пристраивать.
Пристроил он колесо с хитрым рычагом и ну Самовар на полный пар кипятить. Во всю головушку Самовар кипит, колесо вертит, как рукой работает.
Переметнул Фока Фокич с рабочего колеса на молотильный маховичок приводной ремень и:
- Эх, поспевай, не зевай, снопы развязывай, в молотилку суй!
Стал Самовар хлеб молотить, паровой машиной прозываться.
А характер тот же остался. Сварливый. Того гляди - от злости лопнет - паром обварит.
- Вот ты как! - говорит Фока Фокич. - Погоди, я тебе работѐнку получше удумаю.
Долго думать не пришлось. Захромала как-то у Фоки Фокича лошадь. А в город ехать надо. И надумал
Фока Фокич Самовар запрячь.
Повалил Фока Фокич Самовар набок. Загнул ему трубу, чтобы она в небо глядела. Приладил под него колѐса. Отковал хитрые рычаги-шатуны да и заставил их колѐса вертеть. А чтобы Самовар со злости не лопнул, добрым железом его оковал. Потом прицепил к Самовару тарантас, а к тарантасу телегу, нагрузил чем надо, поднял пары и:
-
Эй, поспевай, куда надо поворачивай! Пару поддавай! Стал Самовар людей и поклажу возить - паровозом прозываться. А характером ещѐ злее стал.
- Ну ладно, - говорит Фока Фокич. - Я тебе не такую работу удумаю.
Опять долго ждать не пришлось. Лето безветренное выдалось. Паруса на кораблях, как трава в засуху, сникли. А за море ехать надо. Хлеб везти. Тут-то и надумал Фока Фокич Самовар на корабль перенести.
Сказано - сделано. Трубу ещѐ выше нарастил. Самовар в трюм поставил. Корабельные колѐса смастерил, а к ним шатунные рычаги приспособил и:
- Эй, не зевай, успевай! Рулѐм рули, куда надо правь! Начал Самовар людей да товары за море возить - пароходом прозываться. Тут-то уж он вовсе послушным стал. Уступчивым. Вот как оно дело-то было. Другие, может быть, и по-другому рассказывают. Только моя бабушка врать не будет. Сама она это всѐ видела и мне пересказала. А я - вам.
Евгений Пермяк
58. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог (Путешествие по залам музеев)
Основные задачи урока: формировать представление о разнообразии музеев (исторический, краеведческий, палеонтологический, политехнический) и их экспонатов, о профессии археолога; продолжить

31 развитие исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; воспитывать интерес к истории своего народа, бережное отношение к предметам старины.
Оборудование урока: экспонаты краеведческого музея, собранные учениками или их родителями, возможно, картинки с их изображением.
Эти уроки погружают учащихся в мир старинных вещей, созданных предшествующими поколениями людей. Основная задача учителя - показать ученикам, что человек стремился сделать свои изделия удобными и красивыми, создавая их своими руками из природных материалов, наблюдая красоту природы, вкладывая в рукотворные вещи всю душу. Показываем человека творца, мастера, выдумщика, владеющего разными ремѐслами, оставившего нам в вещах своѐ видение и своѐ восприятие окружающего его мира.
Мы познакомились с проблемами современного города, узнали, что в городах есть старинные здания, памятники древнерусского зодчества. Есть ли в городах места, где сразу можно увидеть множество предметов старины? Какими бывают музеи? Какие экспонаты в них хранятся? Что можно увидеть в музее под открытым небом? О чѐм можно узнать в музеях? Кто собирает и изучает старинные вещи? Чем важна профессия археолога? Вот перечень познавательных задач, которые мы будем решать, путешествуя по музеям.
Познакомить учеников с богатством творений человека лучше всего поможет посещение исторического или краеведческого музея. Побывав в музее, ученики закрепляют полученные там знания, работая с текстом учебника и выполняя задания в рабочей тетради. Если у вас достаточно экспонатов в созданном вами или другими учителями школьном музее, то урок можно провести и в нѐм. Если ваши родители принесли много старинных вещей, можно устроить, например, ряженый праздник «Бабушкин сундук».
На следующем этапе урока ученики обсуждают работу археологов, учѐных, которые собирают старинные вещи, извлекая их из земли. Среди таких находок есть и окаменелости - окаменевшие останки древних животных и растений. Эти экспонаты помогают учѐным узнать, каким был растительный и животный мир в далѐком прошлом. Старинные вещи помогают представить быт наших предков, узнать, какими ремѐслами они владели. Выполняя задание в рабочей тетради (с. 39, задание 16), ученики воображают себя археологами,
«находят» в разных слоях земли разные экспонаты и пытаются определить, как давно ими пользовались люди.
Возможные ответы: в первом слое (верхнем) мы можем найти современные вещи (их нет среди рисунков - остатки строительного мусора, пластиковые изделия, вещи из капроновых тканей и т. д.), во 2 слое – предметы недавней Великой Отечественной войны (каска, патроны), в 3 – предметы начала 20 века (их нет среди рисунков – старинные кастрюли, чайники, подсвечники, сундуки), в 4 - старинные монеты, в 5- предметы времѐн Древней Руси (шлем, писало, наконечники стрел), в 6 – окаменелости древних растений и животных.
Домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради (с. 31, задание 19). Принести (если хранятся в семье) старинные предметы быта, одежды, осветительные приборы и др.
59. Старинные и современные предметы одежды и быта (продолжение путешествия)
Продолжая путешествие по залам краеведческих музеев, учащиеся узнают, какими были раньше осветительные приборы, предметы быта, одежда и обувь, обсуждают, чем они отличаются от современных вещей.
Побывав мысленно в разных музеях, отправляемся в краеведческий музей или музей быта, экспонаты которых знакомят нас со старинной утварью, одеждой, осветительными приборами, средствами письма, счѐта, связи и т. д.
В начале урока знакомим учащихся со старинными осветительными приборами, сравниваем их с современными и изучаем правила безопасного пользования электрическими осветительными приборами.
Прочитав стихотворение С. Маршака (с. 96, 97), ученики сравнивают керосиновую лампу и электрическую лампочку, обсуждая, что в них является источником света. Можно выписать на доске в порядке следования во времени источники света, которыми пользовались люди, начиная с Солнца, костра, свечи и заканчивая лампой дневного света. Эта лампа даѐт свет, подобный солнечному свету. Она экономичнее лампы накаливания. В настоящее время изготавливают энергосберегающие лампочки. Выполните с учениками задание в рабочей тетради (с. 39, задание 17), которое познакомит их со старинными светильниками – факелом, лампадой. Здесь же дети могут вспомнить и названия видов жилищ человека, в которых можно было бы увидеть данные светильники (пещера, замок, изба). Можно предложить детям рассказать, какими светильниками они пользуются дома и на даче. После этого надо записать на доске некоторые правила пользования осветительными приборами: «Уходя - гаси свет», «Будь осторожен с розеткой», «Не пользуйся испорченным шнуром». Особо опасен открытый огонь свечи, факела, лампады.
Далее, рассматривая иллюстрации в учебнике, ученики обсуждают, из каких материалов сделаны предметы быта, какую обувь и одежду перестали носить, а какую носят и сейчас, сравнивают старинные и современные вещи. Одежда наших прабабушек и прадедушек, которую дети могли видеть только на сказочных персонажах в детских книгах или в мультфильмах, поражает нас тем, что в одежде почти не было пуговиц! Одежда была

32 просторной, сделана из натуральных материалов: из хлопка, льна, шерсти. Обувь делали из кожи, дерева, лыка, соломы. Интересно, какую современную одежду и обувь ученики посчитают достойной стать музейными экспонатами.
После беседы об одежде и обуви обращаем внимание детей на предметы быта. Подскажите ученикам, что туесок делают из бересты, самовар из металла, бурдюк из кожи животных, ковш старинный из серебра с позолотой. Возможно, никто из детей не знает названия сосуда (бурдюк), в котором перевозили жидкости на спинах верблюдов и лошадей.
Разгадайте с учениками кроссворд в рабочей тетради (с. 40, задание 18), ключевым словом которого будет слово «утварь». Этим старинным словом называют предметы быта. Объясните назначение каждого предмета
(чугун, утюг, ухват, кадка, коромысло, ларь).
Домашнее задание:
Предложите ученикам собрать названия осветительных приборов в кроссворд, ключевым словом которого будет «Солнце». Можно предложить ученикам рассказать историю осветительных приборов.
Принести старинные книги, ручки, телефоны (можно и под ретро).
60. Старинные и современные средства письма, счѐта, связи
Продолжая путешествие по музеям, знакомим учащихся со старинными и современными средствами письменности, счѐта, связи.
Как и на чѐм писали в давние времена? Какие способы счѐта были у наших предков? Как они связывались друг с другом? Такие познавательные задачи формулируем вместе с учениками.
На этом уроке учащиеся продолжают учиться сравнивать старинные и современные средства письменности, счѐта, связи.
Продолжая «гулять» по музею, заходим с учениками в следующий зал, который рассказывает об истории книги и письменности. Чтобы учащиеся сами могли назвать тему следующей беседы, выполняем с ними задание 2 на с. 97 учебника. Объясните ученикам, что до появления письменности и книг все знания и умения людей хранились только в их памяти и передавались из уст в уста (откуда и пошло понятие «устное предание»).
Книги сделали доступным для всех читающих людей знания и умения, добытые и накопленные всем человечеством. Предложите ученикам отгадать загадку про книгу: «Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает». Спросите детей, какие книги они читали первыми, какие книги сейчас помогают им учиться.
Прочтите, что говорит про книгу народная мудрость и что говорят о ней писатели.
Книги - дети разума. (Д. Свифт)
Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. (А. Н. Толстой)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Чтение - вот лучшее учение. (А. С. Пушкин)
Всѐ бледнеет перед книгами. (А. П. Чехов)
Дайте ученикам задание дома подобрать пословицы, поговорки или загадки про книги.
Читая текст на с. 97, учащиеся узнают историю возникновения письменности (конечно, только некоторые еѐ фрагменты). Пусть ученики рассмотрят рисунки старинных иероглифов и старинных букв. Хорошо бы показать начертание букв старинного славянского алфавита и назвать их. Ученики должны догадаться, что слово азбука происходит от первых букв старинной славянской письменности.
Расскажите ученикам о процессе создания книги, о людях разных профессий, которые в нѐм участвуют, начиная с писателя или поэта (автора) и кончая переплѐтчиком. Пусть ученики назовут авторов хорошо им знакомых книг: Корней Чуковский, Алексей Толстой, А. С. Пушкин, Н. Носов. Расскажите, что имена многих сказочников не дошли до нас, и поэтому их сказки называют народными.
Можно добавить, что самой знаменитой книгой считается святыня христианства - Библия (она переведена более чем на 2 000 языков, о ней знают во всех странах мира).
Прочтя стихотворение С. Маршака, обсудите с учениками, как устроена книга, где у неѐ обложка, корешок, переплѐт, титульный лист, как хитро скрепляются страницы. Расскажите, что современные книги печатают в типографии, куда подготовленная книга приходит в электронном виде. Электронный вид книги создают верстальщики, которые определѐнным образом располагают в ней текстовый материал и иллюстрации.
Предложите ученикам создать свою маленькую книгу вместе с родителями - это может быть их проектная работа.
Обязательно надо побеседовать о бережном отношении к книгам, особенно к тем, которые они берут из библиотеки. Прочитайте им стихотворение. (См. дополнительный материал.) Можно показать, как «лечат» старые книги. На уроке труда можно «полечить» книжки, сделать для них закладки, научиться оборачивать книги.
Текст на с. 99 знакомит учащихся с историей развития средств связи. Запускаемые в космос сложнейшие спутники связи, с помощью которых по всей Земле передаются телевизионные и радиопередачи, - это

33 современные средства связи, начало которым в древности положили сигнальные костры и почтовые голуби.
Объясните ученикам, что хорошо известные им слова телефон» и телевизор означают в переводе с греческого
«далеко слышу» и «далеко вижу».
Можно посетить почту (заранее договориться об экскурсии с работниками почты) и познакомить учащихся, как работает современная почта. Пусть ученики напишут дома и отправят по почте письма друг другу, а заодно и научатся надписывать конверты.
После беседы об истории письменности, о развитии средств связи переходим к истории счѐта.
Рассказываем сначала о самых древних средствах счѐта (пальцы рук, палочки, камешки), затем беседуем о средствах счѐта ещѐ недавно широко использовавшихся работниками торговли (деревянные счѐты, механический арифмометр), заканчиваем беседу обсуждением современных приспособлений для проведения различных расчѐтов (калькулятор и персональный компьютер).
Рассмотрите с детьми иллюстрации в учебнике на с. 101. Здесь представлены экспонаты школьного музея московской школы № 1241, которые собраны учениками начальных классов в течение нескольких лет. Собраны они участниками проектов, которые выполнялись во 2 и в 3 классах. Возможно, и ваши ученики начнут создавать такой музей старинных вещей (музей расположен в рекреации на этаже, где располагаются классные комнаты начальной школы).
Обобщая изученный материал, учащиеся ещѐ раз убедятся, что человек разумное существо, созидатель нового, неизвестного природе, он - еѐ преобразователь. Предложите ученикам обсудить темы проектных работ по этой проблематике, а на последующих уроках презентовать их. Надо добиться, чтобы по одной проектной работе было у каждого ученика (имеется в виду в течение всего года), но не перегружайте отличников, которые готовы выполнять все работы (а главное не давайте заданий, которые они могут выполнить только с помощью взрослых, они должны быть их помощниками, а не основными исполнителями).
Подводя итоги урока, ученики выполнят тест № 11 и работу № 9 из тетради для тестовых заданий.
Ответы к работе № 9 1. Граждане – люди, которые родились на территории какого-нибудь государства и находятся под его защитой. 2. а) магазины; б) спортивные сооружения. 3. Зачѐркиваем слово театр. Это образовательные учреждения. 5. а) пассажирским; б) машины специального назначения. 6. Водный, воздушный.
Примечание: Работу № 9 можно выполнить раньше, до изучения темы музеи, если будет возможность, а на этом уроке можно будет выполнить работу № 10.
Ответы к работе № 10.
1.В кружках слева (сверху вниз) – 1, 3, 8, 5; в кружках справа – 2, 6, 4, 7. 2. Ивану Фѐдорову. 3. Москва –
Красная площадь, Большой театр, памятник Ивану Фѐдорову; Санкт-Петербург – Эрмитаж, памятник
Петру Великому; Великий Новгород – башни Новгородского кремля.
Тест № 11, с. 44-45 1
2 3
4 5
6 7 б в в в б а в
Дополнительный материал
***
Взяла машина лист простой
И наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплѐтчик их сошьѐт,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплѐт,
И вот пред вами – Книга!
Самуил Маршак
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей