Главная страница

Методические рекомендации Нововосточный 2012 Автор-составитель


НазваниеМетодические рекомендации Нововосточный 2012 Автор-составитель
АнкорDenisenko_Yu_S_-_Metodicheskie_rekomendatsii.doc
Дата28.09.2017
Размер405 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDenisenko_Yu_S_-_Metodicheskie_rekomendatsii.doc
ТипМетодические рекомендации
#21286
страница5 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

Заключение


Данные методические рекомендации призваны помочь педагогам составить целостное представление о технике рисования песком и о ее использовании в практической деятельности.

Используя данную технику, психологи смогут вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое, поскольку занятия с песком позволяют прожить много захватывающих моментов и ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.

Это в свою очередь повысит эффективность работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей-сирот

Словарь терминови понятий


Агрессивность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Депрессия – синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и своегоположениявокружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами. Д. присущи такие когнитивные свойства, как отрицательная, уничтожающая оценка собственной личности, внешнего мира и будущего.

Депривация – состояние, при котором отсутствует воз­можность удовлетворения основных жизненных по­требностей в достаточной мере и в течение продолжи­тельного времени.

Коррекция – воздействие с целью исправления недостатков.

Настроение - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Психокоррекция – совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний.

Самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Тревожность – психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Список литературы


  1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. – Москва: Речь, 1998. – 268 с.

  2. Головин,С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – Минск: Академия, 1998. – 280 с.

  3. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

  5. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми.Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

  6. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 738 с.

  7. Поликарпова, И.В. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей-сирот [Текст]: методические рекомендации / И.В. Поликарпова; под общей редакцией Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 43 с.

  8. Прихожан,А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.

  9. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 166 с.

  10. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст] / Л.С. Славина. – Воронеж: Просвещение, 1998. – 348 с.

  11. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] / Л. Штейнхард. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 320 с.

http://www.sandpictures.ru

http://www.by-hand.ru

http://www.u-sovenka.ru

Приложения

Приложение 1


Мониторинг результативности применения на практике техники рисования песком

Основную часть своей работы мы начали с того, что разработали критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы среди воспитанников 11 – 13-летнего возраста, подобрали методики:



Наименование критерия

Наименование методики

1

Нервно-психическая устойчивость

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка.

2

Настроение (характеристика эмоционального состояния)

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.

3

Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Далее было проведено первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик.

Результаты диагностического исследования:

Воспи-

танники

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Кол-во баллов

Уровень нервно-психической устойчивости

Кол-во баллов

Уровень эмоцион. состояния

Кол-во баллов

Уровень ситуац. и личностной

тревожности

А1

4.5

высокий

4.4

хороший

28

низкий

А2

23.1

низкий

2.8

сниженный

44

высокий

А3

5.6

хороший

5.1

хороший

32

умеренный

А4

15.3

средний

6.3

высокий

41

умеренный

А5

21.2

сниженный

3.8

средний

46

высокий

А6

23.1

низкий

1.8

сниженный

50

высокий

А7

11.8

средний

3.5

средний

47

высокий

А8

9.3

хороший

4.8

хороший

30

низкий

А9

17.3

сниженный

2.6

сниженный

45

высокий

А10

15.3

средний

2.8

сниженный

48

высокий

Ср. резуль-тат

14.7




3.8




41.1




Обобщенная интерпретация данных:

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007).

Уровни нервно-психической устойчивости

кол-во чел./%

высокий

1/10%

хороший

2/20%

средний

3/30%

сниженный

2/20%

низкий

2/20%

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.)

Уровниэмоционального состояния

кол-во чел./%

высокий

1/10%

хороший

3/30%

средний

2/20%

сниженный

4/40%

низкий

-

Шкала самооценки уровня тревожности

Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина(www.effecton.ru)

Уровни ситуационной и личностной тревожности

кол-во чел./%

высокий

6/60%

умеренный

2/20%

низкий

2/20%

Результаты диагностики показали, что у рядавоспитанников выявлен повышенныйуровеньтревожности,сниженный уровень нервно-психической устойчивости(свидетельствующийоповышенном уровне непродуктивной напряженности,сниженномэмоциональномтонусе,переутомлении), сниженный уровень эмоционального состояния (настроения), что указывает нанеобходимостьпрофилактикиисамокоррекциинегативныхпсихоэмоциональныхсостояний воспитанников средствами песочной терапии.

После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу,задачейкоторого являлось применение на практике техники рисования песком на стекле.

С целью оценивания эффективности применения техники рисования песком, через год было проведено повторное диагностическое исследование, по ранее обозначенным критериям.

Результаты повторной диагностики:

Воспи-

танники

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Кол-во баллов

Уровень нервно-психической устойчивости

Кол-во баллов

Уровень эмоцион. состояния

Кол-во баллов

Уровень ситуац. и личностнойтревожности

А1

5.0

высокий

5.3

хороший

26

низкий

А2

8.3

хороший

3.5

средний

33

умеренный

А3

5.4

высокий

6.3

высокий

30

низкий

А4

5.1

высокий

7.3

высокий

24

низкий

А5

8.1

хороший

4.5

хороший

43

умеренный

А6

12.6

средний

3.1

средний

40

умеренный

А7

11

хороший

4.1

хороший

41

умеренный

А8

7.7

хороший

6.4

высокий

28

низкий

А9

16.8

средний

3.5

средний

32

умеренный

А10

12.8

средний

3.5

средний

44

умеренный

Ср. резуль-тат

9.3




4.8




34.1






Обобщенная интерпретация данных:

«Методика оценки актуального психоэмоционального состояния»

Уровни нервно-психической устойчивости

кол-во чел./%

высокий

3/30%

хороший

4/40%

средний

3/30%

сниженный

-

низкий

-

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.

Уровни эмоционального состояния

кол-во чел./%

высокий

3/30%

хороший

3/30%

средний

4/40%

сниженный

-

низкий

-

Шкала самооценки уровня тревожности

Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Уровни ситуационной и личностной тревожности

кол-во чел./%

высокий

-

умеренный

6/60%

низкий

4/40%

С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена

сравнительная характеристика полученного среднего балла по каждой методике:

Методика1.

Оценка актуального психоэмоционального состояния

Методика 2.

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния

Методика 3.

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

первичное

повторное

первичное

повторное

первичное

повторное

14.7

9.3

3.8

4.8

41.1

34.1

уровень нервно-психической устойчивости

уровень эмоционального состояния

уровень ситуационной и личностной тревожности




Рис.Сравнительная диаграмма психоэмоционального состояния воспитанников

Полученные результаты позволили сделать вывод, что число воспитанников с высоким уровнем нервно-психической устойчивости увеличилось более чем на 36%. Число воспитанников с низким уровнем нервно-психической устойчивостиуменьшилосьна26%.Число воспитанников, имеющих высокий и хороший уровень эмоционального состояния, увеличилось на 17%.

Таким образом,сравнительная характеристика исследований показала,что техника рисования песком эффективна с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний детей-сирот. Результаты подтвердились по трем критериям: уровню нервно-психической устойчивости, уровню эмоционального состояния, уровню ситуационной и личностной тревожности.

1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом