Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Опорно-двигательный аппарат методичка белая. Методические рекомендации Пенза 1999


Скачать 223.75 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Пенза 1999
АнкорОпорно-двигательный аппарат методичка белая
Дата28.03.2017
Размер223.75 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOporno-dvigatelny_apparat_metodichka_belaya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#13343
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
Оснащение.
1. Скелет верхней конечности. Скелет нижней конечности. Отдельные кости верхней и нижней конечностей. Препараты вскрытого и невскрытого коленного сустава. Препараты соединений костей голени между собой. Препараты вскрытого и невскрытого голеностопного сустава. Препараты суставов стопы. Горизонтальные распилы стопы

23 9. Рентгенограммы. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.204-219.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С.167-184.
Занятие 17.
Содержание.
Подготовка к контрольному занятию по артрологии. Самостоятельная работа студентов с препаратами. Проведение тестирования.
Занятие 18.
Содержание.
Контрольное занятие по артрологии.
Артрология

24
Опорно-двигательный аппарат
КРАНИОЛОГИЯ
Занятие Тема. Общий обзор черепа. Затылочная, теменная, лобная кости.
Содержание.
Общие закономерности строения черепа, мозговой и лицевой отделы черепа, кости, их образующие. Затылочная кость взрослого человека и составляющие ее основание, боковые части и чешуя, морфология этих отделов. Большое отверстие. Теменная кость, ее строение. Лобная кость, ее чешуя, глазничные и носовая части, особенности их строения. Лобная пазуха.
Методические указания.
Знать расположение каждой кости в черепе. Все кости изучаются на скелете, отдельных костных препаратах и рентгенограммах черепа. Обращается внимание на степень участия отдельных костей в образовании крыши черепа,
его основания и черепных ямок. Уметь прощупывать на живом организме наиболее выступающие костные точки черепа (затылочный, теменные и лобные бугры, подглазничный край, скуловой отросток лобной кости. При изучении затылочной кости важно помнить, что она развивается из двух зачатков (чешуя- на основе соединительной ткани, а все остальные ее части - на основе хряща).
Отметить, что срастание всех ее частей в одну кость происходит лишь в определенном возрасте. На чешуе затылочной кости показать места прикрепления мышц. Обратить внимание на то, что каждая из боковых частей затылочной кости участвует в соединении черепа с позвоночным столбом. Показать все отверстия и каналы затылочной кости и назвать структуры, в них проходящие.
При изучении теменной кости показать и назвать все ее края и углы. Уметь отличать правую теменную кость от левой. Указать, что у человека она достигает наибольшего развития. Рассматривая лобную кость, следует отметить, что она входит в состав крыши и основания черепа, а также принимает участие в образовании передней черепной и височной ямок, глазницы и полости носа.
Обратить внимание на лобный синус, который образуется впервые годы жизни ребенка, на его связь с полостью носа.
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Набор отдельных костей (затылочные, теменные, лобные. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.63-66, 69-73.

25 2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С.32-44.
Занятие Тема. Клиновидная и решетчатая кости.
Содержание.
Клиновидная кость, ее части (тело, малые и большие крылья, крыловидные отростки, детали их строения. Клиновидная пазуха, ее сообщение с носовой полостью. Решетчатая кость, ее перпендикулярная и решетчатая пластинки, решетчатые лабиринты. Верхняя и средняя носовые раковины.
Методические указания.
Клиновидная и решетчатая кости изучаются на черепе, отдельных целых костных препаратах и на рентгенограммах черепа. При изучении клиновидной кости указать, что ее части срастаются уже к концу первого года жизни. Отметить связь клиновидной пазухи с носовой полостью. Обратить внимание на отверстия и каналы клиновидной кости (зрительный канал, верхнюю глазничную щель, круглое, овальное и остистое отверстия, крыловидный канал. Назвать содержимое этих отверстий и каналов. Отметить, что к 18 годам клиновидная и затылочная кости срастаются. При изучении решетчатой кости отметить, что она принимает участие в образовании мозгового и лицевого черепа,
входит в состав стенок глазниц и полости носа. У новорожденных решетчатая кость еще не имеет воздухоносных ячеек, которые у взрослого сообщаются с разными отделами полости носа.
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Набор отдельных костей (клиновидные, решетчатые кости. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.66-69, 73-75.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С, Краниология

26
Опорно-двигательный аппарат
Занятие Тема. Височная кость.
Содержание.
Части височной кости (чешуйчатая, барабанная, каменистая, детали их строения. Наружный и внутренний слуховые проходы. Каналы и отверстия височной кости (лицевой канал, каналы барабанного нерва, большого и малого каменистых нервов, барабанной струны, сонный канал, мышечно-трубный канал и его отделы, сосцевидный канадец, шило-сосцевидное отверстие, наружное отверстие водопровода преддверия, отверстие протока улитки).
Методические указания.
Височная кость изучается на черепе, отдельных целых костных препаратах и их распилах, а также на рентгенограммах головы людей разного возраста. Необходимо знать расположение височной кости на черепе и взаимоотношение ее с другими костями, уметь отличать правую височную кость от левой.
Следует обратить внимание на сложность строения височной кости и увязать этот факт с разнообразием ее функции (участие в образовании боковой стенки и основания черепа, наличие в толще ее пирамиды среднего и внутреннего уха. Отметить особенности развития отдельных частей височной кости (чешуя и барабанная часть развиваются как покровные кости из соединительной ткани, пирамида - из хряща слуховой капсулы, шиловидный отросток - производное второй жаберной дуги. Разбирая детали строения височной кости, фиксировать внимание на наличии в толще ее каналов, где проходят важные анатомические образования (сосуды, нервы, мышца, напрягающая барабанную перепонку. Ход этих каналов, а также внутреннее строение сосцевидного отростка и барабанной полости показать на специальных распилах височной кости. Следует особо, подчеркнуть связь ячеек сосцевидного отростка с барабанной полостью, что имеет клиническое значение. Отметить варианты индивидуальной изменчивости строения сосцевидного отростка (пневматический,
диплоический, склеротический, смешанный типы).
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Отдельные височные кости. Распилы височных костей. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.75-82.

27 2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С.47-54.
Занятие Тема. Кости лицевого отдела черепа.
Содержание.
Кости лицевого отдела черепа верхняя челюсть, нижняя челюсть, небная,
скуловая, слезная и носовая кости, сошник, нижняя носовая раковина, подъязычная кость особенности их строения и положения в черепе..
Методические указания.
Все кости лицевого черепа изучаются на целом черепе, основании и сагиттальном распиле черепа, отдельных костных препаратах, а также на рентгенограммах. Необходимо знать расположение каждой кости в черепе, ее границы и взаимоотношение с другими костями черепа, для парных костей отличать правую кость от левой. Уметь прощупывать на живом человеке наиболее выступающие костные точки лобный и альвеолярный отростки верхней челюсти, латеральную поверхность скуловой кости, носовые кости, тело и ветви нижней челюсти, угол нижней челюсти, подбородочный бугор. Обратить внимание на то, что кости лицевого черепа развиваются из соединительной ткани,
нижняя челюсть формируется как парная покровная кость вокруг Меккелева хряща, а подъязычная кость развивается из второй жаберной дуги. При изучении верхней челюсти отметить, что она участвует в образовании глазницы и полости носа, служит основой перегородки, отделяющей полость носа от ротовой полости, местом прикрепления мышц и несет зубные ячейки. Указать на имеющиеся в кости отверстия и каналы, назвать их содержимое (сосуды, нервы. Обратить внимание на верхнечелюстную пазуху, рассмотреть положение входа в нее, указав, что от глазницы эта пазуха отделяется лишь тонкой костной пластинкой, и пояснить также клиническое значение этого вопроса. Отметить взаимоотношение дна пазухи и корней верхних зубов. Изучая детали строения нижней челюсти (единственная подвижная кость черепа, указать на варианты ее формы, функцию, отметив, что это важнейшая часть скелета, относящаяся к жевательному аппарату. Обратить внимание на подбородочное возвышение, которое является характерной особенностью черепа человека. Отметить варианты хода нижнечелюстного канала, его возможную связь с зубными ячейками челюсти. Изучить детали строения и расположения небной,
слезной, носовой, скуловой костей, сошника, нижней носовой раковины. Обратить внимание на костные каналы и отверстия, отметить их содержимое.
Краниология

28
Опорно-двигательный аппарат
Рассматривая подъязычную кость, необходимо, чтобы студенты умели определять ее расположение на живых субъектах.
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Сагиттальный распил черепа. Фронтальный распил черепа. Набор отдельных костей (верхняя и нижняя челюсти, скуловая, слезная,
носовая, подъязычная кости, сошник, нижняя носовая раковина. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.82-92.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С.55-67.
Занятие Тема. Череп в целом. Своди основание черепа. Глазница, крыло-
видно-небная, височная и подвисочная ямки.
Содержание.
Мозговой и лицевой отделы черепа, кости, их составляющие. Крыша черепа. Внутреннее и наружное основания черепа. Передняя, средняя и задняя черепные ямки, их границы. Глазница, височная, подвисочная и крыловидно- небная ямки, их стенки и сообщения с соседними полостями.
Методические указания.
Занятие проводится на целом черепе, сагиттальном и фронтальном распи- лах и отдельных препаратах основания и крыши черепа, а также рентгенограммах черепа. На целом черепе проводится общий обзор и одновременно подчеркивается, что он не только служит вместилищем, но и выполняет опор- но-защитную функцию для ряда органов. Определить границу между крышей и основанием черепа, обратив внимание на их соотношение. На распилах покровных костей черепа показать их строение (наружную и внутреннюю костные пластинки и губчатое вещество) и отметить клиническое значение этого вопроса. На препаратах основания черепа изучить внутреннюю и наружную его поверхности, обратить внимание на рельеф внутренней поверхности костей черепа (отпечатки мозга, кровеносных сосудов, отверстия, через которые проходят сосуды и нервы. Изучить стенки и сообщения передней, средней и задней черепные ямок, их границы. На препаратах основания черепа и сагиттальных распилах его изучить глазницу, височную, подвисочную и крыловид- но-небную ямки, рассмотреть стенки этих образований и их сообщения. Отметить, что крыловидно-небная ямка имеет 4 стенки (переднюю, заднюю, медиальную и верхнюю) и 6 сообщений (с глазницей, полостью носа, полостью рта, полостью черепа, наружным основанием черепа, подвисочной ямкой).
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Сагиттальный распил черепа. Фронтальный распил черепа. Крыша черепа. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.92-102.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С, Занятие Тема. Костная основа полости носа и полости рта. Череп новорожденного. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюст-

ной сустав.
Содержание.
Полость носа, ее отделы, стенки. Полость рта, ее костные стенки. Череп новорожденного, его особенности. Возрастные изменения черепа. Швы черепа. Синхондрозы черепа. Височно-нижнечелюстной сустав строение, форма,
движения.
Методические указания.
Занятие проводится на целом черепе новорожденного и взрослого человека, сагиттальном и фронтальном распилах черепа и отдельных препаратах основания черепа, а также рентгенограммах черепа.
Краниология

30
Опорно-двигательный аппарат
На препаратах основания черепа, сагиттальных и фронтальных распилах его изучить полость носа и полость рта, рассмотреть стенки этих образований и их сообщения. Показать перегородку носа, хоаны, стенки полости носа. Изучить отделы полости носа, их сообщения с околоносовыми пазухами. Подробно изучить особенности черепа новорожденного, обратить внимание на швы,
роднички, отдельные части костей. Отметить сроки закрытия родничков, клиническое значение этого вопроса. Сравнивая черепа людей зрелого и старческого возраста, уяснить возрастные изменения черепа. Изучая соединение костей черепа, важно отметить, что в области крыши и лицевого его отдела все кости (кроме нижней челюсти) соединяются при помощи швов, характер строения которых зависит отряда физиологических и механических особенностей.
Рассмотреть швы свода черепа венечный, сагиттальный, ламбдовидный, чешуйчатый. Пояснить принцип наименования других швов черепа. Рассмотреть соединения костей основания черепа (синхондрозы). Изучить строение височ- но-нижнечелюстного сустава суставные поверхности, связки, морфологические особенности сустава. Отметь наличие внутрисуставного диска, построенного из волокнистого хряща. Рассмотреть движения в различных этажах сустава, механизм боковых движений. Обратить внимание, что этот сустав является по форме суставных поверхностей эллипсоидным, но правый и левый суставы комбинируются при движении. Рассмотреть основные аномалии мозгового и лицевого отделов черепа.
Оснащение.
1. Целый череп. Основание черепа. Череп новорожденного. Сагиттальный распил черепа. Фронтальный распил черепа. Нижняя челюсть. Распил височно-нижнечелюстного сустава. Рентгенограммы черепа. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.102-113, 121-123, 162-165.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С
Занятие 25.
Содержание.
Подготовка к контрольному занятию по краниологии. Самостоятельная работа студентов с препаратами. Проведение тестирования. Тестирование.
Занятие 26.
Содержание.
Контрольное занятие по краниологии.
Краниология

32
Опорно-двигательный аппарат
МИОЛОГИЯ
Занятие Тема. Мышцы, фасции и топография головы.
Содержание.
Области головы. Мимические и жевательные мышцы начало, прикрепление строение, топография и функция. Височная, околоушно-жевательная, щеч- но-глоточная фасции. Важнейшие межмышечные и межфасциальные клетча- точные пространства головы.
Методические указания.
При изучении мимических мышц обратить внимание на их классификацию в связи с расположением вокруг естественных отверстий, а также на их связь с кожными покровами лица и участие в мимике. При этом следует подробно остановиться настроении, топографии и функции каждой мышцы в отдельности, особо отметить участие щечной мышцы и круговой мышцы рта в сосательных движениях, а слезной части круговой мышцы глаза в оттоке слезы. Отметить рудиментарность мышц наружного уха, особенности строения сухожильного шлема головы в связи с клиническим значением этого вопроса.
При изучении жевательных мышц указать, что их расположение находится в соответствии с характером движений нижней челюсти, ив связи с этим рассмотреть участие указанных мышц в возможных движениях в височно-ниж- нечелюстном суставе. Рассматривая фасции головы, отметить степень их развития и особенности строения. Обратить внимание на топографию околоушной железы и ее выводного протока в связи сих клиническим значением. Изучить основные межмышечные и межфасциальные клетчаточные пространства головы межфасциальное височное, межчелюстное, жировое тело щеки. Отметить практическую значимость этого вопроса.
Оснащение.
1. Череп. Нижняя челюсть. Голова с отпрепарированными мышцами. Планшеты по миологии. Муляжи. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека В х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М, 1993.- Т.1.-
С.283-295.
2. Привес МГ, Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека- МС. Синельников Р.Д., Синельников ЯР. Атлас анатомии человека В х томах- М, 1989.- Т- С.237-247.
Занятие Тема. Мышцы, фасции и топография шеи.
Содержание.
Классификация мышц шеи. Поверхностные мышцы шеи, мышцы, лежащие выше и ниже подъязычной кости, глубокие мышцы шеи. Начало, прикрепление, строение этих мышц и их функция. Топография шеи (передняя, боковые, грудино-ключично-сосцевидные области шеи, треугольники шеи, межлест- ничное и предлестничное пространство. Фасции шеи по В.Н.Шевкуненко и
Международной анатомической номенклатуре. Надгрудинное межапоневроти- ческое, предвисцеральное и позадивисцеральное пространства шеи, карманы
Грубера.
Методические указания.
Изучить начало, прикрепление и функцию каждой мышцы. Следует подчеркнуть сложность анатомических взаимоотношений мышц с сосудами, нервами и органами (органы дыхания, пищеварения, щитовидная железа, расположенными в этой области, и отметить клиническую важность данного вопроса. При изучении функции мышц нужно рассмотреть возможные движения при одно- и двухстороннем их сокращении, обратив внимание на участие мышц в движениях шеи и головы, а также в акте дыхания, жевания и т. д. Подробно изучить фасции шеи по В.Н.Шевкуненко (5 листков) и международной анатомической номенклатуре (3 листка. Рассмотреть топографию треугольников,
их границы, содержимое. Обратить внимание на топографию и содержимое межмышечных и межфасциальных пространств шеи надгрудинного межапо- невротического, предвисцерального, позадивисцерального, межлестничного,
предлестничного, футляра поднижнечелюстной железы, карманов Грубера.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей