Главная страница

Методические_рекомендации_информ.-м._направление. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников москва 2016


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников москва 2016
АнкорМетодические_рекомендации_информ.-м._направление.pdf
Дата04.03.2018
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_inform_-m_napravlenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#36930
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская
организация
«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.А. Плешаков
Методические рекомендации
по информационно-медийному направлению
деятельности Российского движения
школьников
МОСКВА
2016

2
Данные об авторе:
Плешаков В.А., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ученый секретарь диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ, главный редактор информационно-просветительского интернет- портала "Homo Cyberus"
(
http://homocyberus.ru
), главный редактор электронного научно-публицистического журнала "Homo Cyberus" (
http://journal.homocyberus.ru
)
Редакционная коллегия:
Чурикова Я.А., Поцелуев Д.Ю., Головенькина А.Н., Седова Е.,
Чернышев М., Ходорыч А.В

3
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия: современная притча…………………………………….
4
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
5
Философия деятельности по информационно-медийному направлению РДШ…………………………………………………………
5
Ценностно-смысловое содержание деятельности по информационно- медийному направлению РДШ……………………………………………
8
Описание ключевых задач информационно-медийного направления деятельности РДШ…………………………………………………………
13
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ РДШ………………………………………………………..
16
Основные направления информационно-медийной деятельности РДШ
Субъекты РДШ, организующие и реализующие деятельность по информационно-медийному направлению ………………………………
16 20
Ресурсное обеспечение информационно-медийного направления деятельности РДШ…………………………………………………………
20
Примерная структура и формы информационно-медийной деятельности РДШ…………………………………………………………
24
Примеры моделей деятельности по информационно-медийному направлению РДШ…………………………………....................................
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
37
Список литературы……………………………………………………………..
41
Приложения…………………………………………………………………….
43

4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: современная притча
Начало XXI в. Три современных мудреца поспорили о том, какое из
изобретений и открытий людей имеет больше пользы для
Человечества.
Первый Мудрец сказал: «Безусловно, самым полезным изобретением
для человечества является письменность. Ведь письменность стала
формой существования языка. Благодаря письменности люди научились
по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к
поколению».
«Конечно, письменность — это важное изобретение, — сказал
Второй Мудрец, — но я считаю, что самым полезным изобретением для
человечества стало книгопечатание. Именно Книги стали кораблями
Мысли, странствующими по волнам Времени, бережно несущими свой
драгоценный груз от поколения к поколению. Книга — инструмент
насаждения Мудрости».
Третий Мудрец сказал: «Друзья мои, письменность и книгопечатание,
несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с
тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является
по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него
нельзя
представить
современную
цивилизацию!
Электричество
используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов
в движение…»
«Простите, я случайно услышал ваш разговор, — вступил в их беседу
молодой человек, проходивший мимо. — Уважаемые Мудрецы, а не
кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества
стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь
усовершенствуют современные компьютеры, мобильные телефоны,
цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть
много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка
для бесполезной информации. Что вы скажете на это?»
И Три Мудреца хором ответили молодому человеку: «Время
рассудит…»
С Уважением, В.А. Плешаков

5
ВВЕДЕНИЕ
Философия деятельности
по информационно-медийному направлению РДШ
На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходили кардинальные изменения в области работы с информацией – информационные революции – ставшие, по мнению ученых, предпосылкой появления на рубеже XX–XXI вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в обществе.
Первая информационная революция произошла в момент изобретения и распространения письменности (около 3500 лет до н. э.). В это время появилась возможность по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.
Четвертая по счету, не просто информационная, но
информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении
микропроцессорной техники. А также – в создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, изобретении и дальнейшем развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация любого объема.
В XX в. цивилизация активно начала позиционировать себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы.
Новая – пятая информационная революция (1990-е гг. – н. в.) – уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию (эволюцию цифровых, мобильных и интернет-технологий). Она стала катализатором

6 социально-культурных, экономических и политических преобразований, происходящих в современном мировом сообществе, интенсивно влияя на различные сферы жизнедеятельности личности в XXI веке.
Динамичное развитие и внедрение новых технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивают коренные вопросы его бытия, трансформации и функционирования различных структур и институтов общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.
Итак, на рубеже XX–XXI вв. началась эпоха киберсоциализации
человека — время обретения навыков личностного развития и социального взаимодействия в киберпространстве.
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- – общий универсальный префикс, объединяющий в группу префиксы e-, i-, net-, info-, techno-, computer-, media-, internet-, virtual- и т.п., + англ. Socialization – социализация) –
социализация личности в киберпространствепроцесс
качественных изменений структуры самосознания личности
и
мотивационно-потребностной
сферы
индивидуума,
происходящий под влиянием и в результате использования
человеком современных информационно-коммуникационных,
компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа,
мобильной сотовой связи и интернет-технологий в
контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках
персональной жизнедеятельности.
В XXI веке человек находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизнедеятельности, при которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях информационного общества.
«Информатизация, компьютеризация и интернетизация!» – эти слова уже стали своего рода девизом всех областей производства, науки и образования. В наше время – впервые в истории человеческой цивилизации – поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей.
Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI века интегративно в двух социализирующих средах: классической объективной реальности
(материально-предметной действительности) и
параллельно-
альтернативной реальности киберпространства (символьно-знаковой

7 действительности), обе из которых и потенциально и фактически влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики)
реальности и действительности.
Сегодня
киберпространство

сетевое
информационное
воплощение ноосферы – обретает приоритетные позиции для жизнедеятельности человека, удовлетворения его многочисленных современных потребностей, став средой поиска новых возможностей реализации и трансформации классических видов деятельности:
общения в киберкоммуникацию в Сети, игры в досуг в Сети, учения в
познание в Сети и труда в работу в Сети.
В итоге современный человек – представитель вида «Homo Sapiens»
– становится ещё и
«Homo
Cyberus'ом»

«человеком
киберсоциализирующимся».
Современные люди разных возрастов ежедневно сталкиваются с необходимостью использования различных гаджетов, производят с ними разнообразные действия, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации.
Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях.
Человек приходит к пониманию того, что удовлетворить часть своих потребностей он может, только освоив навыки операционального владения техникой и технологиями. Эти умения позволят ему совершенствоваться и успешно функционировать в социуме, обеспечат комфортную, безопасную, активную жизнедеятельность, будут способствовать его личностному, карьерному росту и благосостоянию.
Именно поэтому развитие культуры киберсоциализации
человека является насущной задачей современного воспитания,
обучения и образования личности, исходя из философии деятельности по направлению и ряда важных фактуальных выводов и положений
современности:
1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.
2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению, в частности, средствами киберпсихологии и киберпедагогики.

8 3.
Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа, сети интернет и других технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности
,
заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических, а не только технических наук.
Ценностно-смысловое содержание деятельности
по информационно-медийному направлению РДШ
Ценности, как идеальный продукт культуры цивилизации,
усваиваются и воспроизводятся человеком в процессе воспитания.
Ценности задают смыслы и приоритеты бытия личности, определяют цели, направления и виды активности человека.
Высшие духовные ценности человечества, основанные на критериях морали и нравственности, добра и зла, лжи и истины, справедливого и несправедливого, правомерного и противоправного, прекрасного и безобразного, регламентируют универсальные принципы и нормы отношений человека к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
Усвоение и последующая трансляция культуры и высших духовных ценностей человечества способствует формированию мировоззрения человека, развитию его внутреннего мира и самосознания личности, актуализации стремления к личностному росту, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Высшие
духовные
ценности
человечества
имеют
общечеловеческое (мировое), национальное (народное), семейное
(родовое) и индивидуально-личностное (персональное) значение для
личности.
Ядро духовных ценностей человечества можно попытаться дифференцировать по уровням (по нарастающей):

Микроуровень: жизнь и ее смысл, гуманизм, милосердие, свобода, честь, совесть, достоинство, справедливость, доброта, дружба, любовь, счастье, вера, самоотверженность, рассудительность, долг, терпение, ответственность, права и обязанности и др.;

Мезоуровень: семья, отчий дом, род, образ жизни, поведения и общения и др.;

Макроуровень: Родина, святыни страны, национальная геральдика, единство нации, родной язык, народная культура и традиции, патриотизм и др.;

9

Мегауровень (мир на Земле, биосфера как среда обитания человека, ноосфера как сфера разума человечества, мировая наука и культура и др.).
С помощью транслирования духовных ценностей всех представленных уровней от поколения к поколению, от человека к человеку, открывается доступ к ноосфере и хранящимся в ней идеям, конкретным знаниям, практическим умениям, навыкам и т.д.
Система ценностных ориентаций является основой развития личности и становления Я-концепции, регулирует эти процессы. Особенно сензитивным и активным периодом для этого является личностное и профессиональное становление индивида подросткового и юношеского возраста.
В эпоху киберсоциализации происходит существенное изменение
процесса формирования и трансляции ценностных ориентаций
людьми, особенно детьми, подростками и юношами, наиболее активно
практикующими социализацию в киберпространстве как сетевом
информационном воплощении ноосферы.
В социальных практиках киберсоциализации закреплены и по- настоящему четко прослеживаются две разнонаправленные интенции, образующие диалектическое единство: дифференциация и интеграция.
Так, с одной стороны, наблюдается стремление личности к
индивидуализации в киберпространстве – утверждению своей уникальности посредством самореализации и самовыражения (что в конечном итоге способствует атомизации общества и самого киберпространства).
С другой стороны, личность в киберпространстве испытывает
референтную потребность в аффилиации (принадлежности к определённым группам в Сети, интернет-сообществам) и идентификации как соотнесения себя с определённой социальной группой или социальными структурами (что в результате способствует сплочению общества и коллективизации киберпространства).
В рассматриваемом аспекте социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации составляют сущность и содержание самореализации личности в условиях глобальной информатизации общества, исходя из четырех основных векторов
киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными
видами деятельности личности в Сети:
1.
Коммуникация в киберпространстве (коммуникация в
Сети или киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга.

10
Основные опасности киберкоммуникации:
троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в интернет-сообществах, на страницах блогов и т.п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать спор ради спора, создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т.п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют троллем, что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь троллями не рождаются, троллями становятся, часто эволюционируя в буллеров
(занимающихся буллингом), в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;
кибербуллингиспользование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга в целях притеснения (буллинг).
Кибербуллинг может перерасти в киберхарассмент и даже секстинг
(пересылку сообщений, фото и видео интимного содержания);
киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т.п., вплоть до секстинга.
2.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом