Досуг в киберпространстве (досуг в Сети или кибердосуг) – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит посредством ресурсов киберпространства. Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет- технологий и средств сотовой (мобильной) связи. 3. Познание в киберпространстве (познание в Сети или киберпознание) представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой. 11 Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно — практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети. 4. Работа в киберпространстве (работа в Сети или кибертруд) – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на реальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве. Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха и удержаться на востребованных позициях, трудиться чуть ли не по геймерской формуле «24×7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и многое др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания. Современная жизнедеятельность человека, связанная с коммуникацией, досугом, познанием и работой в киберпространстве способствует распространению многочисленных социальных практик, включая: ● обретение и рефлексию опыта персональной и совместной деятельности с другими людьми; ● освоение и интериоризацию социокультурных норм, образцов, способов действий и правил поведения; ● осознание и презентацию личных и коллективных результатов и достижений. Необходимо подчеркнуть, что социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации могут иметь как позитивный, так и негативный характер. В целом целесообразно говорить о единстве четырех ипостасей человека в современном информационном обществе: ● он и объект киберсоциализации (киберпространство объективно влияет на его жизнедеятельность), ● и субъект киберсоциализации (человек удовлетворяет разнообразные потребности посредством киберпространства), ● и жертва киберсоциализации (он подвергается типичным опасностям киберпространства, негативно влияющим на последствия его киберсоциализации),
12 ● и реальная и/или латентная жертва неблагоприятных условий киберсоциализации (человек испытывает объективные и/или субъективные трудности в контексте киберсоциализации). Кроме того, человек XXI века, как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности, детерминирующих его социальные практики в контексте киберсоциализации: ● намеренно отказаться от использования современных технологий и техники, т.е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Стоит упомянуть, что возможен разумный медиаскетизм («цифровое воздержание»), которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности. ● стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий и техники. Из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это, фактически, приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий, они фактически «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т.д. ● или встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т.е. полноценного применения современных технологий и техники в контексте интеграции жизнедеятельности в условиях предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства, что позволит осознанно конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в культуре, ценностях, нормах и правилах, приспосабливаясь и обосабливаясь, развиваясь как неповторимая личность, умеющая сосуществовать с другими, как человек, способный к осознанию и решению проблем самого разного характера и т.д. Новое тысячелетие ознаменовано многими новаторскими достижениями человеческого разума. Желание мыслить и мысль у Homo Sapiens’а отобрать нельзя. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное. Исходя из прогнозов ученых разных областей знания, аналитиков и футурологов, совсем скоро произойдет шестая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с внедрением и популяризацией концепции « Интернета вещей » , экспансией уже изобретенных молекулярных и нанокомпьютеров,
13 созданием нейронета, а также совершенствованием искусственного интеллекта. Будут созданы по-настоящему «умные киберустройства» — помощники человека, а мы можем стать свидетелями не только становления предсказанной фантастами параллельной человеческой цивилизации искусственного интеллекта, но и практического научного трансгуманизма 1 Таким образом, ценностно-смысловое содержание деятельности по направлению должно опираться на ряд основных положений киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI в., с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества: ● модель жизнедеятельности человека в XXI в. строится с учетом существования «параллельной» современному миру реальности — киберпространства; ● в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который, имея сегодня зачастую стихийный характер, может и должен приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала электронной, компьютерной, цифровой и т.п. техники для организации эффективной жизнедеятельности современного человека, нивелируя негативные последствия киберсоциализации; ● киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных и иных особенностей и ценностных ориентаций. Основная роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.Описание ключевых задачинформационно-медийного направления деятельности РДШ1 Трансгуманизм, согласно его последователям, представляет собой рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки. Трансгуманисты признают возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. 14 Основная ЦЕЛЬ информационно-медийного направления деятельности РДШ: обеспечение мотивации и объединения школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументированно отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации. Достижение данной цели позволит подготовить участников Движения к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека, что предполагает совершенствование государственной политики в области воспитания детей, подростков и юношества на основе содействия развитию личности в контексте присущей российскому обществу системы ценностей. В этой связи ключевыми ЗАДАЧАМИ информационно-медийной деятельности РДШ в образовательных организациях становятся: 1. Разработка и реализация в образовательных организациях модели многофункциональной системы информационно- медийного взаимодействия всех участников РДШ; 2. Создание в образовательных организациях информационно- медийных центров (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ; 3. Организация подготовки кадров для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ; 4. Разработка комплекса организационно-методических материалов для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ; 5. Обоснование индикаторов и критериев оценки деятельности всех структурных элементов системы информационно- медийного взаимодействия участников РДШ; Создание системы взаимодействия с информационно-медийными партнерами РДШ.
15 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РДШ Цель и задачи определяют перечень основных направлений информационно-медийной деятельности РДШ: 1. Создание школьных пресс-центров. 2. Создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в киберпространстве. 3. Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества. 4. Организация сетевого взаимодействия участников РДШ. Таблица 1. Основные направления информационно-медийной деятельности РДШ Направления информационно- медийной деятельности РДШ Описание деятельности по направлению 1. Создание школьных пресс- центров Школьный пресс-центр – это организованное сообщество детей, подростков и юношей, которые под руководством медиапедагога, медиатьютора или вожатого, имеющего соответствующие информационно-медийные компетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении школьных и внешкольных проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью современных информационно- коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-средств. Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности участников и потенциальных сторонников Движения через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность. В рамках этой деятельности происходит расширение кругозора участников и потенциальных сторонников Движения, процесс познания и самопознания детьми, подростками и юношами противоречий современной жизни, а также
16 развиваются коммуникативные умения и навыки. Кроме того, деятельность пресс-центра способствует продвижению образовательной организации в информационной среде и обеспечивает имиджевую составляющую работы РДШ. 2. Создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в киберпространстве Под дискуссионными площадками понимаются разного рода пресс-, радио- и киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие участникам и потенциальным сторонникам Движения формировать способности аргументировано высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Это создание пространства для общения личностей, имеющих свой взгляд на мир и желание делиться этим взглядом с другими. В рамках этой деятельности осуществляется координационная работа с организациями- партнерами РДШ по привлечению в качестве экспертов дискуссионных площадок известных представителей науки, власти и общественных деятелей города и края, творческой интеллигенции, представителей медиасферы и проч. Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различных форм мероприятий: тематические дискуссии, видеолектории, круглые столы, дебаты, деловые и творческие встречи, мастер-классы, интерактивы и проч. В рамках дискуссионных площадок создаются условия для действенного участия детей, подростков и юношей в социальных инициативах, для свободного обмена мнениями, личностного самовыражения в киберпространстве и в условиях реальной жизнедеятельности. 3. Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества Деятельность РДШ по информационно- медийному направлению должна строиться на конкурсной основе. Учитывая, что в школах и других образовательных организациях в настоящее время уже существует множество различных конкурсов медиатворчества, необходимо, используя имеющийся потенциал, организовать соревнование между детьми, подростками и юношами так, чтобы они, участвуя в традиционных конкурсах, имели 17 возможность представить свои работы в других номинациях, предложенных РДШ. Это позволит одновременно вписать идеи РДШ в широкий региональный контекст и вывести имеющиеся в регионах конкурсы на новый, более высокий уровень. Целью конкурсов медиатворчества является формирование и развитие у участников и потенциальных сторонников Движения современных информационно-медийных компетенций, которые позволяют им реализовывать свои замыслы и успешно выстраивать позитивные коммуникации. Конкурсы могут быть различными по тематике, в зависимости от цели, поставленной организаторами, и по форматам итоговых медиапродуктов: – письменные формы (газеты, журналы, отдельные спецвыпуски, рубрики, авторские колонки и т.п.), – аудио, видео, фото, цифровые форматы (компьютерная графика, анимация, web-дизайн, видео- и фотомонтаж, теле- и радиорепортажи, документальные фильмы, социальные ролики, блоги и страницы в социальных сетях и т.д.). 4. Организация сетевого взаимодействия участников РДШ Обязательным условием реализации информационно-медийной деятельности РДШ является использование форм сетевого взаимодействия всех участников и сторонников Движения – учителей, вожатых, школьников, родителей, представителей различных социальных групп. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет цифровые технологии, позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами. Однако надо понимать, что сегодня далеко не все образовательные организации готовы к построению сетевой системы внутренних и внешних коммуникаций. Существует проблема в реализации сетевого взаимодействия вследствие низкого уровня владения педагогами информационно- коммуникационными, компьютерными, электронными, цифровыми, мультимедиа и технологиями мобильной сотовой связи, неумением
18 использовать Интернет для решения образовательных, культурных, социальных задач, а также проблема обеспечения доступа в Интернет в образовательных организациях. Это риски, с которыми могут столкнуться организаторы РДШ при построении в школах системы сетевого взаимодействия. Субъекты РДШ, организующие и реализующие деятельность по информационно-медийному направлению Организаторы процесса: руководители образовательных организаций, школьные вожатые. Партнеры: учителя; педагоги дополнительного образования – руководители школьных теле-, фото- и радиостудий, редакторы школьных газет и журналов, руководители пресс- и медиацентров (ИМЦ); школьные библиотекари; депутаты, представители различных городских сообществ, власти, бизнеса, культуры, науки, спорта, экологических и краеведческих организаций и т.д.; представители средств массовой информации, сферы информационно-коммуникационных технологий и других информационно-медийных организаций. Участники Российского движения школьников: обучающиеся образовательных организаций, родители. Ресурсное обеспечение информационно-медийного направления деятельности РДШ Кадровые ресурсы. Ключевую роль в организации работы по информационно-медийному направлению РДШ играют вожатые, педагоги- организаторы. Медийно-информационная грамотность (ЮНЕСКО) – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной
19 продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Информационно-медийно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтах памяти и других поставщиках информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Информационно-медийная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Информационно-медийная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов. Существенную роль в организации работы по информационно- медийному направлению могут сыграть те медиапедагоги (медиатьюторы), которые работают с детьми, подростками и юношами по программам школьного медиаобразования, ведут курсы и кружки журналистики, практические занятия по выпуску школьных газет и журналов, работают с сайтом образовательной организации, в студиях теле- и радиожурналистики, фото- и видеосъемки и т.д. Неотъемлемым элементом системы информационно-медийного направления РДШ могут стать школьные библиотеки и библиотекари, которые в настоящее время получают статус педагога-библиотекаря и имеют достаточно высокий уровень информационно-медийной грамотности. Организационно-методические ресурсы. В качестве организационно-методических ресурсов выступают те образовательные программы и проекты, которые имеются в образовательной организации. Они определяют профиль образовательной организации, ее специфику, конкурентные преимущества. На их основе, с учетом профилизации, может строиться деятельность РДШ. Это определенной тематики кружки и курсы дополнительного образования, специальные мероприятия, в 20 которых участвуют приглашенные преподаватели, партнеры в лице вузов, профессиональных организаций. В соответствии со спецификой образовательной организации должны выстраиваться и методические рекомендации по организации работы РДШ. Набор методических пособий обеспечивает деятельность вожатых, педагогов, школьных библиотекарей, родителей, школьников. Материально-технические ресурсы. Материально-технические ресурсы для РДШ – это весь комплекс материально-технических средств для создания и тиражирования медиапродуктов, предназначенных для распространения, производимых участниками и сторонниками Движения. Это сеть персональных компьютеров или ноутбуков, а также диктофоны, фотоаппараты, защищенное программное обеспечение и другие инструменты ИКТ, которые позволяют вести информационно-медийную работу. Кроме этого, организаторам Движения необходим постоянный и открытый доступ в Интернет. Информационно-медийные ресурсы. Особо следует выделить информационно-медийные ресурсы как совокупность данных, знаний, сведений, а также источников информации. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией или процессом. Современная действительность, в том числе и система образования, характеризуется резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха всех сфер деятельности. Образовательные организации обладают огромными информационными ресурсами, которые не всегда умело используют. Это образовательные программы, проекты и концепции, профессиональный уровень учителей и потенциал учащихся, компетенции родителей, коммуникативные внешние связи с разного рода партнерами, имеющими свои информационные ресурсы и т.д. Весь это богатейший запас информации может быть непосредственным образом использован в информационно-медийном направлении в качестве поводов сторителлинга (рассказа историй), сценариев фильмов, очерков и фото-, радио- и телерепортажей, сюжетов для журналистских расследований и т.д. Кроме того, современные образовательные организации сегодня уже трудно представить без собственных медиа – газет, журналов, теле- и радиопрограмм, сайтов, групп и сообществ в социальных интернет-сетях и т.д. Качество данных продуктов различное, но само наличие таких средств информации значительно расширяет возможности образовательной организации в информационно-медийной сфере. Формы работы. Деятельность организаторов РДШ по информационно-медийному направлению может быть реализована в различных формах. В частности, через инфомационно-медийные центры
21 (ИМЦ), где сосредотачивается вся система управления, теоретическая и практическая работа детей, подростков и юношей в области медиа и информации. ИМЦ может быть описан с трех позиций: 1. ИМЦ – это вожатые, педагоги, школьники и их родители, которые готовы, способны и уполномочены формировать информационную повестку дня образовательной организации. 2. ИМЦ – это помещение, где сконцентрированы носители информации, размещается оборудование, необходимое для создания информационных и медиапродуктов, и собираются участники ИМЦ для решения текущих вопросов и творческой работы. Это может быть библиотека, телестудия, редакция и т.д. Лучше, если все эти элементы информационно-медийной системы образовательной организации объединены в одно целое. 3. ИМЦ – это система управления человеческими и информационно-медийными ресурсами. В структуре ИМЦ действуют пресс-центры, медиахолдинги, дискуссионные площадки, продумываются и реализуются разнообразные медиапроекты. ИМЦ может и должен стать базовой площадкой для разворачивания деятельности РДШ по инфомационно-медийному направлению. В структуру ИМЦ могут входить ресурсный центр и информационная служба. Ресурсный центр обеспечивает образовательную организацию необходимой информацией, систематически ведет локальную образовательную деятельность по повышению уровня информационно- медийной грамотности преподавателей, школьников, родителей, проводит медиаобразовательные мероприятия, реализует медиапроекты, создает необходимые медиапродукты. Информационная служба включает в себя: школьный пресс-центр, школьный медиахолдинг, службу общественных связей. Информационная служба обеспечивает процесс сбора, обработки и распространения информации как внутри образовательной организации, так и во внешнем информационном пространстве. В классах создаются пресс-центры, которые взаимодействуют как между собой, так и с ИМЦ. Примерные формы сетевого взаимодействия, которое устанавливается между структурными подразделениями: рассылка подборок информации с обратной связью, видеоконференции,
22 участие в социальной интернет-сети преподавателей и учащихся образовательной организации, участие в совместных информационных мероприятиях, корпоративное обучение. Управление системой осуществляется вожатыми, которые постепенно становятся медиатьюторами – специально подготовленными педагогами, профессионально владеющими ключевыми информационно- медийными компетенциями. Подготовка медиатьюторов ведется в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров. Таблица № 2. Примерная структура и формы информационно-медийной деятельности РДШ Примерная структура и формы деятельности Первичные критерии эффективности деятельности 1. Презентация деятельности РДШ в СМИ (на федеральном, региональном и местном уровнях) Примерное количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федерального, регионального и местного уровней и в Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь) 2. Примерное количество проинформированных граждан РФ о деятельности РДШ (в том числе, примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения), обратная связь от них 3. Статистически значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них Презентация и мультимедийная демонстрация направлений деятельности РДШ (на уровне образовательной организации) для потенциальных сторонников и участников Движения Примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения, обратная связь от них 23 4. Статистически значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными сторонниками и участниками Движения Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них 5. Статистически значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно- медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них 6. Количество и качество информационно- медийного освещения иных мероприятий, обратная связь 7. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения 8. Анкетирование новых членов РДШ Количество и качество заполненных анкет новых членов РДШ Групповые и индивидуальные беседы с новыми членами РДШ Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с новыми членами РДШ, обратная связь от них Собеседование с участниками Движения и отбор в инициативную команду по информационно-медийной деятельности Количество собеседований с участниками Движения 9. Количество членов РДШ, отобранных в проектную группу по информационно- медийной деятельности, их возраст и иные социальные характеристики 24 Групповые и индивидуальные беседы по информационно- медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них 10. Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения Распределение ответственности среди участников Движения за направления информационно- медийной деятельности Наличие ответственных за направления информационно-медийной деятельности РДШ, обратная связь от них Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно- медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них 11. Количество и качество информационно- медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них 12. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения 13. Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество конкретных идей и моделей информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятий, проектов, планов), предложенных участниками мозгового штурма 14. Разработанные модели информационно- медийной деятельности РДШ (мероприятия, проекты, планы) на основе предложений участников мозгового штурма
25 Групповые и индивидуальные беседы по информационно- медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них 15. Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения Мозговой штурм с участниками Движения по реализации информационно- медийной деятельности РДШ (создание газет, радио, TV в образовательной организации; взаимодействие с местными и региональными газетами и журналами, радио и TV; подготовка и распространение просветительского тематического контента для детей разных возрастов; обработка и анализ результатов деятельности и т.д.) Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма 16. Количество и форматы созданных в образовательном комплексе газет, радио, TV 17. Количество местных и региональных газет и журналов, радио и TV, с которыми достигнуты соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с целями информационно- медийного освещения деятельности РДШ 18. Количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов 19. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения
26 Подготовка годового плана мероприятий с ответственными за направления информационно- медийной деятельности РДШ Наличие и вариативная реализация годового плана мероприятий по направлениям информационно-медийной деятельности РДШ Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно- медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них 20. Количество и качество информационно- медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них 21. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения 22. Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (клуб ораторов, дискуссионный клуб, клуб юных журналистов, кружок актерского мастерства, кружок робототехники, кружок блогеров и т.п.). Количество, тематика и регулярность функционирования созданных в рамках информационно-медийной деятельности РДШ клубов и групп по интересам, тематических кружков, наличие планов их работы и развития, обратная связь о них 23. Количество вовлеченных в деятельность созданных клубов и групп по интересам, тематических кружков сторонников и участников Движения, их социальная характеристика и обратная связь от них 24. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения
27 Мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, балет, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство и творчество Количество, тематика и качество реализованных мероприятий (конкурсы, олимпиады, акции, фестивали, флешмобы, квесты и др.), связанных с разными видами искусства и творчества, их информационно- медийное освещение, обратная связь о них 25. Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества, их социальная характеристика и обратная связь от них 26. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Посещение тематических музеев, выставок, участие в тематических экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п. Количество и тематика посещенных музеев, выставок, организованных экскурсий, походов, туристических поездок, вечеров отдыха, квестов, игр и т.п. информационно- медийной направленности, обратная связь о них 27. Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в посещение тематических музеев, выставок, участие в экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п., их социальная характеристика и обратная связь от них Реализация годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно- медийной деятельности РДШ Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них
28 28. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно- медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них 29. Количество и качество информационно- медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них 30. Групповые и индивидуальные беседы по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по реализованной информационно- медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них 31. Количество и качество предложений по модернизации и моделированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения Создание и распространение материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности Количество и качество созданных и распространенных материальных и/или идеальных продуктов информационно- медийной деятельности (пресс-релизы, репортажи, заметки, мультимедийный тематический контент и т.п.), обратная связь о них 32. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Оценка реализации годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно- медийной деятельности РДШ Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них
29 33. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Мозговой штурм с участниками Движения по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество предложений по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно- медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них 34. Количество и качество информационно- медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них 35. Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения Примеры моделей деятельности по информационно-медийному направлению РДШ При подборе и разработке форм деятельности обязательно необходимо учитывать: ● психовозрастные особенности целевой аудитории (тех самых потенциальных и новых сторонников и участников Движения, их возраст и пол, уровень мотивации, ожидания и интересы и т.п.); ● временные ресурсы (сколько времени имеется на моделирование и реализацию деятельности по информационно-медийному направлению, достаточно ли этого времени для достижения поставленной цели и задач); ● пространственные и технические возможности (место реализации деятельности и организация его пространства,
30 возможности использования мультимедийного оборудования, при необходимости, и т.п.). 1. Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения. Главная цель таких встреч: мотивирование и вовлечение детей и юношей в активное участие в мероприятиях РДШ и практическое познание специфики информационно- медийной деятельности участниками Движения. Универсальный алгоритм встречи-беседы: 1. Поприветствовать, представиться и познакомить участников встречи-беседы друг с другом. Вожатому необходимо быть приветливым, открытым к контакту, стараться обращаться в процессе диалога к собеседникам по имени, что способствует созданию и укреплению конструктивных отношений. 2. Сообщить на доступном языке цель, задачи и специфику деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, ее организации, реализации и т.д. в формате группового или индивидуального диалога. Диалог желательно выстраивать в формате кратких сообщений старшего вожатого вперемешку с вопросами к целевой аудитории (собеседнику), ответы на которые, с одной стороны, позволят понять опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности, а также, с другой стороны, способствуют поддержанию и укреплению конструктивных отношений в ситуации позитивного общения. Если говорить о собеседовании с целью отбора в инициативную команду по информационно-медийной деятельности РДШ, то старшему вожатому необходимо ориентироваться, в первую очередь, на наличие у потенциального кандидата таких личностных качеств, как дисциплинированность, совестливость и ответственность, уважительное отношение и тактичность в общении, отзывчивость и доброжелательность, стремление к социальной деятельности, во вторую очередь, на присутствие стойкого интереса и высокого уровня самомотивации к такой деятельности, и только в третью очередь на наличие определенного опыта подобной деятельности. 3. Информирование потенциальных и новых сторонников и участников Движения о мероприятиях, реализуемых в рамках информационно-медийного направления деятельности РДШ. Целесообразен анонс предстоящих мероприятий и ознакомление с проведенными мероприятиями в мультимедийном формате, что наглядно демонстрирует результаты деятельности. 4. Ответы на вопросы участников встречи-беседы.
31 Они позволят избежать возникновения ситуации недоговоренности в результате беседы и обеспечат понимание старшим вожатым ценности и результативности проведенной встречи для ее участников. 5. Обмен контактной информацией для установления связи. Способствует сбору данных о потенциальных сторонниках и участниках Движения, а также распространению и популяризации информационно-медийных ресурсов РДШ. Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения не должны быть излишне короткими (т.к. чрезвычайно сложно достичь поставленных целей, скажем, менее чем за 15 минут) или затянутыми (для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 20-30 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 40-50 минут, смешанной аудитории – ориентировочно 30- 40 минут). Первичными критериями эффективности подобной деятельности становятся: ● количество, качество и тематика групповых и индивидуальных встреч-бесед (в том числе, собеседований с целью отбора) с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них; ● статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики (возраст, пол, социальный статус, интересы, опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности и т.д.) и обратная связь от них; ● количество и качество предложений по моделированию и реализации информационно-медийной деятельности РДШ. 2. Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ. Главная цель мозгового штурма: организованное стимулирование участников на создание и обмен творческими идеями по информационно-медийной деятельности РДШ. Универсальный алгоритм организации мозгового штурма: 1. Постановка проблемы. В начале этого – предварительного этапа мозгового штурма – старшим вожатым осознается, максимально детализируется и обозначается проблема из разряда моделирования, творческой реализации, модернизирования или прогнозирования информационно-медийной деятельности.
32 Далее старшим вожатым осуществляется отбор участников для тематического мозгового штурма из числа активистов Движения и членов инициативной группы информационно-медийного направления деятельности РДШ, после чего назначается удобное для всех и достаточное время (ориентировочно, несколько часов, оптимально – 60-90 минут на штурм для смешанной группы; для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 30-40 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 60-90 минут) и место проведения мозгового штурма. Только после этого проблема ставится непосредственно перед участниками мозгового штурма: сообщается ее значимость и содержание, известные факты и детали, трудности решения. Например, такой проблемой может стать подготовка просветительского тематического контента для детей разных возрастов. Значимость данной проблемы очевидна, т.к. ее последовательное решение обеспечивает движение к основной цели направления, т.е. позволит подготовить участников Движения к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека средствами информационно-медийного деятельности РДШ. Существующего просветительского тематического контента для детей разных возрастов недостаточно, его содержание и формат не всегда соответствует возрасту детей, подростков и юношей. Созданный сверстниками контент актуален, его форматы современны, соответственно, он лучше воспринимается. 2. Генерация идей. На данном – основном этапе мозгового штурма – чрезвычайно важно соблюдать главное правило: чем больше будет придумано идей, даже самых на первый взгляд фантастических, тем лучше! Наоборот, необычные и даже абсурдные идеи приветствуются, т.к. они позволяют выйти за рамки стереотипов мыследеятельности, что обеспечивает поиск стандартных решений нестандартных проблем и нестандартных решений стандартных проблем. Обязательное условие: категорический запрет на оценку и критику предлагаемых идей, т.к. это может негативно повлиять на творческий настрой участников процесса. ВСЕ предложенные идеи необходимо фиксировать и наглядно демонстрировать участникам штурма (на доске, флипчарте, ватмане, стикерах и т.п.), что способствует визуализации творческого процесса мыследеятельности и обеспечивает динамику последующих идей в части их комбинирования, совершенствования и поиска альтернатив. 3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот – финальный этап мозгового штурма – как правило, реализуется отдельно, с привлечением экспертов, что позволяет проанализировать 33 сгенерированные идеи и, как результат, выделить наиболее ценные из них. На этом этапе оценка и критика идей не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Основная задача – оценить все, даже самые абсурдные и фантастические идеи, т.к. в них может быть «рациональное зерно» и, как уже было сказано выше, именно благодаря разрушению стереотипов мыследеятельности могут быть найдены стандартные решения нестандартных проблем и нестандартные решения стандартных проблем. Первичными критериями эффективности мозгового штурма становятся: ● количество и качество предложений по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма; ● количество и форматы созданных по результатам организованных мозговых штурмов в образовательном комплексе газет, радио, TV; ● количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов, созданного по результатам организованных мозговых штурмов. 3. Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (на примере организации дискуссионного клуба информационно- медийной направленности). Дискуссионный клуб может стать еще одной актуальной и востребованной формой деятельности для участников Движения. Цель его создания: оказать содействие в развитии компетенции детей, подростков и юношей уверенно и аргументировано изъясняться на заданные темы. Так, например, 1 июня – в день защиты детей в условиях БУМа (безопасной, успешной и мобильной) киберсоциализации, поводом для дискуссии могут стать существующие вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут все – и молодежь и взрослые, заинтересованные в безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации: – В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться? – Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно- коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий)? – Что такое киберэтикет и как им овладеть?
34 – Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи? – Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время? Главное условие при организации дискуссионного клуба, регулярность встреч его участников (допустим, 1-2 раза в месяц), актуальность и востребованность тем (которые могут быть выработаны, например, с помощью мозговых штурмов). Соответственно, первичными критериями эффективности деятельности дискуссионного клуба становятся: ● количество, тематика и регулярность встреч дискуссионного клуба, наличие планов работы клуба и стратегии его развития; ● количество вовлеченных в деятельность дискуссионного клуба сторонников и участников Движения, их социальная характеристика, обратная связь от них. Описание представленных выше, а также других моделей и форм деятельности по информационно-медийному направлению РДШ можно найти в представленном в данных методических рекомендациях списке литературы и на портале общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» ( https://рдш.рф ), а еще лучше смоделировать и реализовать информационно- медийную деятельность и конкретные мероприятия вместе с участниками и сторонниками Движения!
35 ЗАКЛЮЧЕНИЕОрганизация, управление, координация, контроль и прогноз информационно-медийной деятельности РДШ в ситуации непрерывного мотивирования, стимулирования и поддержки старшим вожатым такой деятельности способствует развитию информационно-медийных компетенций у участников Движения и достижению основной цели направления – подготовить их к преобразованию безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека. Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно- смыслового содержания деятельности и ключевых задач направления становятся следующие базовые информационно-медийные компетенции участников Движения:● открытость к новой информации и потребность в ней; ● желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность согласно цели направления; ● принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации и навыков представления и презентации информации; ● самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос и обработку информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий; ● обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов); ● использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |